Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фицджерольд Фрэнсис Скотт (1896-1940).




Центральные мотивы творчества. Мотив богатства и успеха в контексте «американской мечты». Отражение романтическо­го сознания в романе «Великий Гэтсби». Тема самопознания личности и истории. Семантика названия. Ироническая пер­спектива в романе. Соединение лирического и сатирического. Отражение противоречий национального сознания в образе Гэтсби. Идеал любви и идеал богатства. Цинизм, аморализм и культ любви. Карнавал как стиль жизни и идея жизненного банкротства. Шаткость этических критериев. Двойственность авторского отношения к герою. Образ рассказчика Ника Кэрроуэя. Прием «двойного видения». Роль морально-лириче­ских отступлений в романе. Особенности сюжетно-композиционного построения. Отражение века джаза в романе «Ночь нежна». Автобиографизм романа. Обретение критически-ана­литического подхода к изображению американской действи­тельности. Механизм и причины крушения жизни Дика Дайвера. Расщепление социальной личности. Утрата моральных стимулов жизни. Иллюзия, мечта и реальность. Компромисс и стирание индивидуальности. Красота, реализованная в бо­гатстве. Контрасты красоты. Дик и Николь. Мотив «духовно­го вампиризма». Особенности поэтики.

Хемингуэй Эрнест (1899-1961).Мировая война в новеллах и романах. Жанр и стиль новеллистики. Новеллистический цикл «В наше время». Механизм вхожде­ния в социум Ника Адамса. Роль интерлюдий в раскрытии авторского замысла. Отстраненность и бесстрастность пове­ствовательной манеры. Содержательные аспекты техники «ай­сберга». «Потерянность» писателя и экзистенциалистское мироощущение: трагизм, бытие у предела, индивидуалисти­ческая мораль стоицизма, комплекс «мужских» идеалов. Война как способ самопознания и экзистенциальное событие внутреннего мира. Отражение умонастроения «потерянного поколения» в романе «Фиеста». Стоицизм героя. Джейк Варне и Брет Эшли - два способа существования в мире. Фиеста как отражение ценности основ бытия. Антивоенная направленность романа «Прощай, оружие!». Семантика названия, иронический подтекст. Фредерик Генри и морально-этиче­ский кодекс Хемингуэя. «Сепаратный мир» как форма проте­ста против жестокости мира. Индивидуалистический характер протеста против войны. Концепция любви в контексте совре­менного трагического мира. Иллюзия и ее крах. Утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Фило­софия морального стоицизма. Художественная манера рома­на. Лаконизм прозы, подтекст, внутренний монолог. Антифа­шизм Хемингуэя в 30-е годы. Хемингуэй и испанская война. «По ком звонит колокол». Противоречивость образа цен­трального героя. Конфликт политического и человеческого в Джордане. Проблема личной свободы. Парадокс судьбы Джордона. Э. Хемингуэй и мировая литература.

Фолкнер Уильям (1897-1962).Отражение американского мифа. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Социально-конкретное, национальное и вечное в образе вы­мышленного округа Иокнапатофы. Интерес к дуализму чело­веческой души. Проблема преступления и наказания. Мифологема тени. Мотив рока и его содержательные функции. Проблема времени и построение романов Фолкнера, полифо­ническая композиция. Ассоциативная техника «потока соз­нания». Прошлое и настоящее, природа и цивилизация в ро­мане «Медведь». Образ современности. Динамика творчества в трилогии о Сноупсах. Расширение конкретно-исторического материала в произведениях Фолкнера. Сноупсизм - типоло­гия собственнического начала, комплекс разрушительных сил. Образы Флема и Юлы. Особенности повествовательной манеры. Прием «точки зрения». У. Фолкнер и мировая лите­ратура.

Литература 1950-1990-х годов

Смена поколений и ориентиров в американской литерату­ре. Завершающая стадия творчества У. Фолкнера, Д. Стейнбека, Э. Хемингуэя, их место и значение в литературе. Основные тенденции в развитии послевоенной литературы.

Уайлдер Торнтон (1897-1975).Формирование философских и эстетических взглядов. Трансформация ан­тичных сюжетов. Образ Цезаря в романе «Мартовские иды». Одиночество человека власти. Самопознание и идея выбора. Метаисторическая трактовка материала. Роль документа, пи­сем. Факт и вымысел. Мистификация в романе. Жанровое своеобразие романа «День восьмой». Соединение семейной хроники, историко-философского романа и детектива. Семья Эшли как воплощение нравственного здоровья нации. Эпи­ческое начало. Семантика названия. Роль библейских аллю­зий. Философский скепсис и его преодоление в романе «Теофил Норт». Сквозные образы-символы. Поэтика романа.

 Апдайк Джон (1932). Морально-этическая проблематика романов о Кролике. Трагедия будничного су­ществования рядового американца. Провинциальная Амери­ка ее быт, нравы, миропонимание. Поиски смысла, различ­ные пути самореализации героя в романе «Кролик, беги!» Бегство как способ обретения свободы от быта. Расширение тематики в романе «Исцелившийся Кролик». Злободневность тематики; молодежное движение, борьба негров за граждан­ские права, вьетнамская война. Изменение позиции героя в сторону конформизма и консервативности. Избавление Гарри Энгстрома от иллюзий в романе «Кролик разбогател». Приня­тие американской модели жизни. Исповедальное самора­скрытие героя. Потеря личностного духовного начала. Роман «Кентавр» как отражение нравственно-этической позиции писателя. Реалистическая условность и особенности исполь­зования мифологического плана. Обитатели Олимпа как пер­сонифицированные воплощения отдельных граней американ­ского национального самосознания. Мечта и реальность, воз­вышенное и банальное. Гуманизм писателя и его отражение в образе учителя Колдуэла-Хирона. Тема смерти и бессмертия. Смерть и поиски смысла жизни. Романтизация и поэтизация доброты как панацеи от всех социальных бед. Образ Питера как символ преемственности гуманистических идей. Много­образие функций мифологического плана. Усиление сатири­ческого начала в романах «Бек: книга» и «Возвращение Бека». Особенности поэтики.

Уильямс Тенесси (1911-1983). Изображение американской действительности в драмах «Стеклянный зве­ринец» и «Трамвай «Желание» Тема греха и искупления. Натуралистические тенденции в пьесах «Татуированная ро­за», «Кошка на раскаленной крыше». Концепция «пласти­ческого театра». Образы-символы. Трагическое и комическое в драмах.

Миллер Apтyp (1915).Влияние Г. Ибсена на формирование творческого метода. Социально-политическая проблематика драматургии. Острота социальной критики в пьесе «Смерть коммивояжера». Особенности композиции - соединение прошлого и настоящего, реального времени и вос­поминаний. Образ Вилли Ломена. Психологизм в изображе­нии семейной проблематики. Столкновение мировоззрений в драме «Цена».

Вопросы для самопроверки

1. Отражение «века джаза» в романах Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», «Ночь нежна»

2. Роман Э.Хэмингуэя «Прощай, оружие!» как произведение «потерянного поколения»

3. Социально-конкретное, национальное и вечное в трилогии У.Фолкнера о Сноупсах. Понятие «сноупсизма»

4. Особенности сюжетно-композиционной организации романа Дж.Апдайка «Кентавр». Функции мифа в романе

5. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Сэлинджера. Поиски этического идеала в романе «Над пропастью во ржи»

6. Развитие американской драматургии. Т. Уильямс «Трамвай «Желание»

 

Литература

1. Анастасьвв Н. А. Владелец Иокнапатофы. - М., 1991.

2. Анастасьев Н. А. Творчество Э. Хемингуэя. - М., 1981.

3. Анастасьев Н. А. Фолкнер. Очерк творчества. - М., 1976.

4. Батурине.С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. - М., 1984.

5. Бенедиктова Г. Д Поэтическое искусство США. Современность и тради­ции. - МГУ 1989.

6. Галинская И. П. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера. - Мм 1975.

7. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. - Мм 1984.

8. Зверев А. Американский роман 20-30х годов. - М., 1978.

9. Зверев А. Модернизм в литературе США.- М., 1979.

10. Землянова Л. М. Современное литературоведение США. – М., 1990.

11. Злобин Г. П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX века. - М., 1985.

12. Литература и общественное сознание Запада. - Киев, 1990.

13. Литература США XX века. Опыт типологического анализа. - М., 1978.

14. Литература США в 70-е годы XX века. - М., 1983.

15. Ромм А. С Американская драматургия XX века. - М-Л 1978.

16. Смирнов Б. А Театр США XX век. - Л., 1976.

17. Старцев И. От Уитмена до Хемингуэя. - М., 1972.

18. Толмачев В. М. Роман США 20-х годов XX века. - М., 1992.

19. Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М., 1967.

 

     

    ТЕМА 6. Искусство Италии, Латинской Америки, Японии

 

Италия

Литература 1950—1990-х годов

Эко, Умберто (1932).Формирование философских, этических и эстетических взглядов. Особенности жанра ин­теллектуальной прозы в романе «Имя розы». Заглавие и смысл. Роман о Средневековье как космологическая структу­ра. Проблема повествователя. Ритм прозы. Мотив лабиринта. Метафизика детектива. Постмодернистская эстетика романа. Ирония, метаязыковая игра, двойное кодирование, числовая символика. История традиций европейского сознания в рома­не «Маятник Фуко». Интертекстуальность как способ созда­ния обобщенной картины мира. Развитие идей герменевтики и семиотики. Сопоставление исторических эпох и традиций мышления. Культурологическая трактовка реалий XX века. Рождение и смена религиозных орденов в Европе (тампли­еры, розенкрейцеры, иезуиты, масоны и др.). Оккультные идеи в романе. Трактовка современного сознания. Проблемы коммуникации.

Латинская Америка

Национально-освободительное движение и литература «третьего мира». Социально-политические и эстетические предпосылки развития латиноамериканской литературы. Формирование культурного самосознания. Специфика лати­ноамериканского типа художественного сознания. Наци­ональное и общеконтинентальное, национальное и общечело­веческое. Общеконтинентальный художественный код-соеди­нение образного видения и идеологизированных концепций. Особенности «магического реализма». А. Карпентьер о «маги­ческом реализме», его воплощение в творчестве К. Фуэнтеса, А. Карпентьера, X. Кортасара. Отражение народного созна­ния в творчестве Г. Г. Маркеса, М. А. Астуриаса, Ж. Амаду.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...