Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. Художественный процесс Германии, Австрии, Швейцарии.




Кафедра русского языка

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИСКУССТВА

 Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности «Связи с общественностью»  высшего профессионального образования

Краснодар

          2007

 

     УДК 82.085.4 (075.8)

     Составители: доц. С.В. Акулова

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и

выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности «Связи с общественностью» и студентов МИППС КубГТУ.- Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2007. - с.        

В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к экзамену, рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.

 

 

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.

 

Рецензенты: канд. филол. наук, доц. В.Е. Зиньковская

                 канд. пед. наук, доц. О.А. Гордиенко

 

 

                                                                     

 

 

                                                                     © КубГТУ, 2007

 

 

                               

                                                   Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------4 

1 Нормативные ссылки --------------------------------------------------------------4 

2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием------------------4

3 Программа дисциплины------------------------------------------------------------6

4  Темы практических занятий-----------------------------------------------------31

5 Контрольные работы -------------------------------------------------------------36 

6 Содержание и оформление контрольных работ------------------------------37    

7 Задание на контрольную работу-------------------------------------------------37     

8 Вопросы для подготовки к экзамену-------------------------------------------41   

9 Список рекомендуемой литературы--------------------------------------------42  

10 Приложения ---------------------------------------------------------------------46          

Приложение 1-----------------------------------------------------------------------46

Приложение 2-----------------------------------------------------------------------49

Приложение 3-----------------------------------------------------------------------53

Приложение 4-----------------------------------------------------------------------56

Приложение 5-----------------------------------------------------------------------58

Приложение 6-----------------------------------------------------------------------61

Приложение 7-----------------------------------------------------------------------64

     

 

 

 

                                          Введение

 

   Учебная дисциплина «История мировой литературы и искусства» предназначена для студентов специальности «Связи с общественностью»

В процессе изучения истории мировой литературы и искусства предполагается целенаправленное самостоятельное формирование ориентаций и установок студентов в области мирового искусства. Это позволяет выявить собственные способности и потребности в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, то есть того духовного потенциала личности, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность. Продолжительность изучения данного предмета - 5 семестров.

1 семестр – «История литературы и искусства античности и средневековья». Форма контроля – зачет.

2 семестр - «История литературы и искусства эпохи Возрождения. Зарубежная литература и искусство 17-18 вв. Русская литература и искусство 17-18 вв.». Форма контроля - экзамен.

3 семестр – «История русской литературы и искусства 19 в.» Форма контроля – зачет.

4 семестр – «История зарубежной литературы и искусства 19 в и рубежа 19-20 вв ». Форма контроля – зачет.

5 семестр - «История зарубежной литературы и искусства 20 в.». Форма контроля – экзамен.

    Предназначен для студентов 3 курса (5 семестр) специальности «Связи с общественностью».

Нормативные ссылки

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

     ГОСТ Р 1.5-2002 ЕСКД Общие требования к заголовкам,

     иллюстрациям, таблицам и приложениям.

 

 2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием

   Студент выбирает контрольную работу, согласовывая номер варианта с двумя последними цифрами регистрационного шифра своей зачетной книжки, например: последние две цифры номера – «08», значит, номер варианта – 8, а если – «25», значит, номер варианта – 25. Однако контрольная работа состоит из тридцати вариантов, поэтому, если сочетание двух последних цифр больше чем «30», «60» и «90», то отсчет снова производится с первого варианта.

 Пример

2-е последние цифры – 35. Ваш вариант: 35-30=5

45 – 30=15,

 «65» – 5, «85» – 25 и т.п. 

3 В разделе «Программа дисциплины» приведены темы лекций, лекционный материал и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы.

В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал.

Пример

Литература: [2, с. 3-9], [4, с.143-162],

где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы.

В разделе «Контрольные работы» кратко изложена цель контрольной работы.

В разделе «Задания на контрольные работы» даны 30 вариантов работ. Контрольная работа включает в себя основные разделы курса «История мировой литературы и искусства».

В разделе «Темы практических занятий» изложены темы практических занятий, краткая методика их выполнения и ссылки на литературу.

В разделе «Содержание и оформление контрольных работ»приводятся требования к оформлению контрольных работ.

В разделе «Вопросы для подготовки к экзамену»приводятся вопросы для подготовки к экзамену.

В разделе «Список рекомендуемой литературы» приводится список учебников, учебных пособий и др. учебно-методических пособий.

В разделе «Приложения»

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ТЕМА 1. Эстетика и менталитет 20 века

Эстетика и менталитет XX века. Общественно-духовная ситуация начала XX века. Основные художествен­но-эстетические и философские направления. Человек как объект социально-философского анализа (позитивистские, эк­зистенциальные, психоаналитические, теологические и др. концепции). Философия и литература. Основные концепции современной культурфилософской мысли: 3. Фрейд и разра­ботка вопросов теории психоанализа; теория «коллективного бессознательного» К. Юнга; М. Хайдеггер и формирование эк­зистенциалистской концепции человека. Осмысление кризис­ного самосознания культуры О. Шпенглером («Закат Евро­пы»). Игровая мифологема в трудах И. Хейзинги. Мировая война 1914 года как важный исторический рубеж и как одна из главных тем в литературе начала века. Творчество писате­лей «потерянного поколения». Становление новой эстетики реализма как разновидности традиционалистского мышле­ния в XX веке. Модернизм как культурологическая катего­рия и тип творческого мировидения. Художественная кон­цепция модернизма. Открытие абсурда как качества реаль­ности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений ре­ализма и модернизма.

    Вопросы для самопроверки.

1. Основные  художественно- эстетические и философские направления искусства 20 века.

2. Эстетика модернизма.

3. Эстетика сюрреализма.

Литература.

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

2. Он же. Современная литература Франции, 60-е годы. – М., 1977.

3. Он же. Сюрреализм. – М., 1972.

4. Достояние современного реализма. – М., 1973.

5. Затонский Д. Художественные ориентиры 20 века. – М., 1988.

6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.

7. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 1966.

8. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. – М., 1975.

9. Гарин И. Пророки и поэты. – М., 1992.

10.  Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980.

ТЕМА 2. Литература и искусство Франции.

 

Литература 1910—1940-х годов

Исторические и художественные координаты новой эпохи. Пересмотр социологических и культурологических катего­рий. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Сюрре­ализм как тип мышления, система ментальности, способ вза­имодействия с миром. Выработка социопсихических структур в процессе моделирующей игры. Новая технология твор­чества. Культ бессознательного.

Бретон Андре (1896-1966).«Первый манифест сюрреализма». Протест против логики, стереотипов социаль­ного мышления. Утверждение интуиции, спонтанности и не­посредственности. Стремление к объективации. Ирраци­ональное конструирование сюрреалистического образа. Поня­тие «автоматического письма». Создание стихотворения-предмета (стиховещь). Изображение и архетип.

Аполлинер Гийом (1880-1918).Формиро­вание эстетики. Влияние европейской поэтической традиции и новаторство. Идея синтеза искусств. Эффект «удивления» как основной эстетический принцип Г. Аполлинера. Ассоци­ативность поэтического мышления. Содержательные фун­кции метафоры в сборнике «Алкоголи». Соединение лирич­ности с сюжетностью и эпичностью. Отсутствие внешней ло­гической последовательности, параллельное развитие нес­кольких тем (прием симультанности). Многопроблемность творчества. Поэзия и время в сборнике «Каллиграммы». Визу­альная лирика, синтез поэзии и графики. Диалектика образа и знака. Аполлинер и развитие европейской поэзии XX века.

Эволюция творчества Луи Арагона (1897-1982)и Поля Элюара (1895-1952).

Пруст Марсель (1871-1922).Влияние импрес­сионизма и Д. Рескина на формирование эстетики Пруста. Традиция аналитического психологического романа. Пруст и Бергсон. Полемика с натуралистической техникой письма. Тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Трактовка времени и пространства. Самоценность инстинктивной памяти. Пространство и преобразование лите­ратурной перспективы в романе. Культура мысли, эмоций. Структура творческой личности. Концепция провиденциальности искусства. Искусство как высшая ценность в романе и средство преодоления тотальной замкнутости. Структура об­раза Марселя и приемы его создания. Отсутствие социальной и исторической детерминированности личности. Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Действие и со­зерцание в романе. Концепция любви. Роль культурно-исто­рических реминисценций и метафоры в создании образа. Осо­бенности стиля. Пруст и Достоевский. Традиции Пруста в современном социально-психологическом романе.

Барбюс Анри (1873-1935).Изображение им­периалистической войны в романе «Огонь». Психология мас­сы. Диалектическое единство общего и частного. Новеллисти­ческая структура романа. Автор и коллективный герой. Вой­на и рост революционного сознания масс. Публицистический элемент в романе. Особенности стилевой манеры. Структура образа рассказчика. Язык романа. Элементы натурализма.

Католическая традиция во французском романе XX века. Идеологическая насыщенность католической литературы. Рассмотрение социальных проблем под углом зрения нрав­ственности, с «точки зрения вечности». Обращение к религии как следствие осознания падения духовности и нравственно­сти. Сквозные мотивы в творчестве Ф. Мориака, Ж. Грина, П. Клоделя, Ж. Бернаноса. Христианская доктрина как путь преодоления нравственного кризиса, источник и средство оз­доровления общества.

Мориак Франсуа (1885-1970).Социально-критическая и этическая проблематика романов. Традиции Бальзака и Достоевского в творчестве Ф. Мориака. Католи­ческие воззрения писателя и их отражение в проблематике романов; грех и благодать, искушение духа и плоти, преступ­ление и наказание. Проблема семьи в романах «Клубок змей», «Мартышка», «Тереза Дескейру». Обличение лицеме­рия в романе «Фарисейка». Идея рока в романе «Агнец». Образ Ксавье и идея очистительной жертвы. Смысл боже­ственного предопределения в романе «Подросток былых вре­мен». Исповедальная форма романа. Тема становления личности и формирования характера. Образ Алена Гажака и идея веры. Структура образа повествователя. Быт и бытие в рома­нах. Социальные закономерности и их противопоставление моральным законам. Зло в этической системе Ф. Мориака. Конфликт Бога и человека в религии, конфликт мужчины и женщины в любви, конфликт человека с самим собой. Осо­бенности поэтики.

Роллан Ромен (1866-1944). Роман «Очарован­ная душа» как отражение идейной эволюции писателя. Аннета Ривьер - вариация типа творческой личности. Преодоле­ние индивидуализма и поиски путей к активному социально­му действию. Духовный масштаб личности. Проблема вза­имопонимания поколений. Аннета и Марк. Антифашистская направленность романа. Поэтизация героического начала. Особенности сюжетно-композиционного построения. Полифонизм прозы. Изучение философско-религиозной мысли Индии и отражение ее в книгах «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды».

Мартен дю Гар Роже (1881-1958).

Отражение социально-политических коллизий эпохи в рома­не «Семья Тибо». Драматизм романа. Конфликт отцов и де­тей. Семья как квинтэссенция общественного организма. Принципы создания образов Жака и Антуана. Мотив испыта­ния человека смертью. Проблема свободы выбора. Идеологи­ческие и политические проблемы в романе. Война как собы­тие исторического и экзистенциального масштаба. Психоло­гизм романа. Традиции Толстого. Особенности авторской по­зиции.

Сент-Экзюпери Антуан де (1900-1944).Проблема поисков духовных основ человеческой жизни и ее преломление в творчестве писателя. Пафос утверждения жиз­ни и моральной стойкости в книге «Планета людей». Тема воспитания героического сознания в романе «Ночной полет». Идея самоценности человеческой личности в романах. Фило­софская сказка «Маленький Принц» как наиболее адекватное выражение мировоззрения Экзюпери.

Лирико-исповедальное начало в сказке. Философско-этическое звучание основного конфликта. Проблема свободы и ответственности человека, жизни и смерти, вечного и прехо­дящего. Поэтизация детства и антибуржуазная сатира в сказ­ке. Система символов.

Жид Андре (1869-1951).Противоречивость миро­воззренческой позиции писателя. Этические поиски и обра­щение к религии, социализму, индивидуализму. Проблема выбора и абсолютизация свободы в романе «Фальшивомонет­чики». Культ индивидуализма и вседозволенности. Протест против социальных и моральных стереотипов. Мотив блудно­го сына и образ Бернара. Особенности архитектоники романа, прием «роман в романе» и его функции. Формирование новой эстетики и поэтики в романе Эдуарда «Фальшивомонетчи­ки». Интеллектуализм романа. Особенности хронотопа. Иро­ния А. Жида.

 

Литература 1950—1990-х годов

Исторические и художественные координаты нового пери­ода. Пересмотр социологических и культурологических кате­горий. Культура и идеология, культура и политика. Влияние идей М. Фуко, К. Мерло-Понти, К. Леви-Стросса на развитие литературы. Отношение к религии. Атеистическая форма соз­нания и ее отражение в творчестве Ж.-П. Сартра, Л.-Ф. Селина, Б. Виана, А. Жида. Развитие философии экзистенциализ­ма. Творчество Ж.-П. Сартра и А. Камю. Религиозный экзи­стенциализм Г. Марселя, концепция неотомизма Ж. Мана. Идеи Тейяра де Шардена («Феномен человека»). Ангажи­рованный персонализм - отражение общественной позиции и творческой практики писателей-католиков - Ф. Мориака, Ж. Бернаноса, П. Эмманюэля.

Сартр Жан-Поль (1905-1980).Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние немецкой фе­номенологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). («Экзистенциализм - это гуманизм», «Бытие и ничто»). Роман «Тошнота» - развернутый философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Постиже­ние законов «обезбоженной экзистенции». Идея свободы вы­бора в пограничной ситуации. Мировоззренческая позиция Рокантена. Герой как реальный персонаж и как персонифи­цированная философская схема. Тошнота как отображение сущности реакции человеческого духа на пребывание в мире. Идея тотальной абсурдности бытия. Разоблачение культур­ных и социальных иллюзий. Ранняя новеллистика «Стена». Трилогия «Дороги свободы» - эпопея современного интелли­гента. Интеллектуальная драма Сартра. Экзистенциали­стская концепция «ситуации» и «свободы выбора» в драмах. Сочетание натурализма с модернизированным мифом в драме «Мухи». Использование мифа для выражения экзистенци­альной концепции человека. Протест против насилия и тер­рора. Метафорический смысл драмы. Мухи как символ ду­ховного рабства. Категория вины в контексте экзистенциаль­ной философии Сартра. Конкретно - историческое и метафи­зическое в драме. Автобиографический роман «Слова». Проб­лема формирования личности.

Камю Альбер (1913-1960). Философско-эстетическая эволюция Камю. Влияние Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера. «Миф о Сизифе» - философское эссе об абсурде как источнике свободы. Формирование экзистенциальной пробле­матики. Роман «Посторонний». Метафизический и социаль­ный смысл романа. Образ Мерсо как самораскрытие духа аб­сурда. Отсутствие социальной мотивировки в поведении Мерсо. Реализация смыслов заглавия в художественной структу­ре текста. Роман «Чума». Социальный и метафизический смысл базовой метафоры романа. Конкретно - историческое содержание образа чумы. Многовариантность выбора (Рие, Паклю, Тарру, Рамбер). Абсурд и его преодоление идеей че­ловеческой солидарности. Познание человеческой сущности. Образ Рамбера и идея ответственности за происходящее в ми­ре. «Естественный героизм» Грана. Логика поведения иезу­ита Патлю и доктора Рие. Особенности жанра романа-хрони­ки. Образ анонимного повествователя. Драматургия Камю. Логика абсурда в драме «Калигула». Камю и Достоевский. Идея бунта как метафизической доминанты человека в книге «Бунтующий человек». Духовные искания западной интел­лигенции в повести «Падение».

Саррот Натали (1900).«Тропизмы» - цен­тральное понятие поэтики писательницы. Тропизмы как воп­лощение психической субстанции. Создание устойчивых ко­дов описания «коллективного бессознательного». Использо­вание универсальных архетипических ситуаций и образов. Полифонизм романа «Золотые плоды». Исследование процес­са творчества. Проблема восприятия и интерпретации худо­жественного текста. Особенности поэтики.

Ануй Жан (1910-1987).Идейно-философская направленность пьес. Интерпретация мифа с точки зрения эк­зистенциальной философии в драме «Антигона». Проблема выбора. Национальная история и национальный характер в драме «Жаворонок». Образ Жанны д'Арк. Эволюция творчества. Ирония и гротеск в поздних драмах. Использование мольеровских сюжетов.

Ионеско Эжен (1912-1994). Формирование эс­тетики «антидрамы». Особенности мировидения и его отра­жение в структуре драм. Мир как хаос и абсурд. Ирраци­ональность бытия, отсутствие причинно-следственных свя­зей. Ассоциативный, парадигматический характер воспри­ятия мира. Отказ от индивидуализации персонажей, отсут­ствие социальных связей. Логика и алогизм в поведении, псевдомотивировки. Нонсенс и десемантизация речи как средства создания образов в пьесе «Лысая певица». Исполь­зование приема «театр в театре», его функции. «Хепенинг» как средство разрушения сценической иллюзии. Пародия как средство выражения авторской позиции. Формирование аб­сурдной картины бытия через язык. Категория игры в твор­честве. Идеология и личность в пьесе «Носорог». Тема свобо­ды и сопротивления насилию. Вариативное использование метасюжетов. Многовариантность интерпретаций пьес.

Беккет Сэмюэль (1906-1991).Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние Шопен­гауэра, Кьеркегора, Хайдеггера. Литературное ученичество у Дж. Джойса. Метафизические проблемы бытия: добро и зло, плоть и дух, идеальное и реальное. Идея отчужденности и враждебности мира. Обобщенно-философский характер про­зы. Пространство и время в романах. Сквозные образы и их функции. Многозначность интерпретаций драмы «В ожида­нии Годо». Ход истории и индивидуальная воля человека. Мотив дороги. Архетипичность образов Годо, Владимира и Эстрагона. Абсурд и гротеск в драмах.

Вопросы для самопроверки.

1. Художественное новаторство М. Пруста в романе «В поисках утраченного времени»

2. Социально-критическая и этическая проблематика романов Ф. Мориака

3. Антуан де Сент-Экзюпери. Этическое, эстетическое и философское содержание сказки «Маленький принц»

4. Творчество Ж.-П. Сартра

5. А.Камю. Метафизический и социальный смысл романа «Посторонний»

6. А.Камю. Проблема нравственного выбора в романе «Чума»

 

Литература

1. Андреев. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.

2. Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., 1980.

3. Андреев Л. Г. Марсель Пруст. - М., 1968.

4. Андреев Л. Г.Современная литература Франции. 60-егоды.-М., 1977.

5. Андреев Л. Г. Сюрреализм. - М., 1972.

7. Балашова Т. В. Французская поэзия XX века. - М., 1982.

8. Балашова Т. В. Эрве Базен и пути психологического французского рома­на. - М., 1987.

9. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. - М., 1994.

10. Великовский С. В поисках утраченного смысла. - М., 1979.

11. Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. -М., 1995. 

12. Моруа А. От Монтеня до Арагона. - М., 1983.

13. Французская литература. 1945-1990. / Отв. ред. Н. И. Балашов. - М., 1995.

 

ТЕМА 3. Художественный процесс Германии, Австрии, Швейцарии.

Германия

Литература 1910—1940-х годов

Социокультурная парадигма периода. Особенности наци­онального менталитета и истории. Ноябрьская буржуазно-де­мократическая революция и изменение сознания интеллиген­ции. Влияние философии Ф. Ницше и О. Шопенгауэра на раз­витие литературы. Осмысление исторического и культурного процесса в книге О. Шпенглера «Закат Европы». Литератур­ная ситуация эпохи. Социальные и философско-эстетические предпосылки формирования экспрессионизма. Отражение кризиса сознания, пессимистическая настроенность. Ученье Гуссерля иБергсона как общефилософская база экспресси­онизма. Эстетика направления. Поиск новых форм художе­ственной изобразительности. Творчество Г. Гейма, Г. Тракля. Динамичность, резкие диссонансы, контраст, гротесковость творчества экспрессионистов. Творчество Г. Кайзера, Ф. Воль­фа, Э. Толлера, Л. Франка, Л. Рубинера и др. Социальная драма как ведущий жанр экспрессионизма.

Ремарк, Эрих Мария (1898-1970).Отраже­ние трагедии «потерянного поколения» в романе «На запад­ном фронте без перемен». Автобиографизм романа. Образ Пауля Боймера. Дегероизация войны и идеализация солдата. Изображение психологии героев. Поэтизация дружбы, соли­дарности, доверия. Изображение «окопного братства» в рома­не «Возвращение». Трудность преодоления военного синдро­ма иадаптации в мирной жизни. Проблемы эмиграции в ро­манах «Триумфальная арка», «Тени в раю». Поэтика романов Ремарка.

Манн Томас (1875-1955).Эволюция писателя, формирование жанра «интеллектуального романа». Т. Манн и классическая литературная традиция. Категория времени в романах «Лотта в Веймаре» и «Волшебная гора». Осмысление судьбы искусства в XX веке. Философия и музыка в романе «Доктор Фаустус». Мифологема Фауста. Интерпретация тра­диционного сюжета. Леверкюн - синтез двух образов - Фау­ста и Мефистофеля. Ницшеанские мотивы в трактовке образа Адриана Леверкюна. Концепция болезни и патологии как фактора культуры. Ницше и Шенберг как прототипы главно­го героя. Формально-стилистические особенности романа. Образ повествователя (Серенус Цейтблом). Манн и Достоев­ский.

Брехт Бертольт (1898 -1956). Эстетика Б. Брех­та. Основные принципы «эпического театра». Обращение к разуму, а не к эмоциям, активизация сознания зрителя. Принципы режиссуры и игры актеров. Отсутствие принципа «перевоплощения». Условный тип игры, разрушение сцени­ческой иллюзии. Полемика с К. С. Станиславским. Эффект «отчуждения» и принципы его создания. Зонги - концепту­альный момент теории Брехта. Эпизация драмы через зонги. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и ее де­ти». Трагическая вина мамаши Кураж - политическая и ду­ховная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж. Философский смысл драмы «Галилео Гали­лей». Проблема личной ответственности. Противоречивость натуры ученого. Авторское отношение к Галилею и способы его выражения. Диалектика добра и зла в фантастической драме-параболе «Добрый человек из Сезуана». Брехт и разви­тие драматургии XX века.

Литература 1950-1990-х годов

Пути развития немецкой культуры в сложных условиях разделенной Германии. Осмысление послевоенной действи­тельности. Группа «47» и развитие реализма в литературе Германии. Усиление нравственно-философской проблематики в литературе 70-80 годов.

Белль Генрих (1917-1985).Осмысление опыта не­мецкой истории. Тема «непреодоленного прошлого». Пробле­ма ответственности и свободы выбора в романе «Бильярд в по­ловине десятого». Настоящее в романе сквозь призму исто­рии. Идея гражданской памяти и гражданской совести. Дра­матические судьбы трех поколений семьи Фемелей и их зави­симость от трагической судьбы Германии. Чувство личной вины. Символика аббатства Святого Антония. Вера в человече­ское естество. Отражение католических воззрений Белля в романе «Глазами клоуна». Программа христианского нонкон­формизма. Критика «общества благоденствия». «Маска» как средство преодоления самоотчуждения. Образ Ганса Шнира и тема моральной ангажированности в контексте католических воззрений Белля. Особенности поэтики. Гуманизм писателя.

Носсак Ханс Эрих (1901-1977).Влияние фи­лософии экзистенциализма на творчество Носсака. Жанр фи­лософской параболы, метафизическая трактовка проблем бы­тия. Переосмысление классических мифов. Сюрреалистиче­ские приемы в сборнике «Интервью со смертью». Экстремаль­ность сюжетных ситуаций. Борьба со стереотипами истории. Социально-политический роман «Дело д'Артеза». Протест против военной машины. Образ Эрнста Наземанна. Шут как критик фальши и порочности общественной системы. Мифо­логизированные книги «Украденная мелодия», «Счастливый человек». Эзотеризм и зашифрованность прозы.

Грасс Гюнгер (1927).Особенности мировоззрен­ческой позиции, ее эволюция. Социально-политическая проб­лематика. Идеология и мораль. «Клоунада» и ее социально-эстетические   функции в романе «Жестяной барабан». Моральный и социальный статус грассовского мира. Вари­ация романа воспитания. Фантасмагория вечного детства. Уродство как способ протеста против мира и символ нрав­ственной позиции. Метафоричность образа Оскара Мацерата. Ироническая диалектика обывательского образа. Символика барабана. Пародия как средство развенчания филистерства. Интерпретация прошлого и настоящего страны как фарса в романе «Собачьи годы». Особенности сюжетно-композиционной организации романа. Многоракурсность изображения. Диалектический дуализм образов Амзеля и Матерна. Услов­ность романного времени. Гротеск и пародия в творчестве Г. Грасса. Изображение современного конфликта «отцов и де­тей» в романе «Под местным наркозом». Модель националь­ного характера, национальной судьбы. Тема утраченных ил­люзий. Трансформация стиля.

Вольф Kpucma (1929). Философские и нравствен­ные проблемы истории в творчестве. Поиски духовных ориен­тиров. Роман «Образы детства» как отражение этических и эстетических взглядов писательницы. Прием «тройной опти­ки». Смена повествовательных планов. Формирование миро­воззрения и миропонимания, готовность к духовной пере­стройке. Обращение к притче в романе «Кассандра». Социаль­но-исторический контекст эпохи. Деконструкция и актуали­зация мифа. Путь духовного прозрения Кассандры. Особен­ности концепции истории в романе. Природа политических мифологем. Изображение механизма тоталитарного обще­ства через миф. Трансформация античного мифа в романе «Медея». К. Вольф и классическая литературная традиция.

Зюскинд Патрик (1949).Обращение к истори­ческому материалу как средству осознания проблем современ­ности в романе «Парфюмер». Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар - воплощение абсо­лютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Жан Батист Гренуй - синтез образов Крошки Цахеса, Квазимодо, Генриха фон Офтердингера, Г. Касторпа. Формирование героя в духе жажды власти, желания быть отцом Народа. Проблема безумно-разумного. Формулы тоталитаризма. Причины формирования монстра. Позиция героя вне общества, вне духовности, вне культуры. Интертекстуальность романа. Использование романтических структур Шамиссо, Новалиса, Гофмана, стилевых кодов Гюго, Золя, Гюйсманса, Т. Манна. Основные проблемы рома­на «Голубка». Поэтика прозы.

Ленц Зигфрид (1926).Проблема нравственного соп­ротивления фашизму в романе «Урок немецкого». Особенности сюжетно-композиционного построения: первый план - немец­кая действительность и исправительная колония; второй план - штрафное сочинение Зигги Йепсена «Радость исполненного долга». Идеи верноподданничества и верности фюреру в образе Гудрун Йепсен. Мораль и долг. Способы утверждения индиви­дуальности. Положение художника в условиях гитлеровской Германии. Два представления о долге - инспектор Йепсен и ху­дожник Макс Нансен. Лжепатриотизм и лженародность. При­емы и способы сатирической типизации.

 

Австрия

Литература 1910-1940-годов

Социокультурная парадигма периода. Особенности наци­онального менталитета и истории. Распад Австро-Венгерской империи. Философские, социологические, эстетические и психологические концепции. Воздействие А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на 3. Фрейда, А. Шницлера и Г. фон Гофмансталя. Теории 3. Фрейда, А. Адлера, О. Ранка, Л. Витгенштейна и их влияние на развитие литературы. Национальное самосоз­нание и его отражение в культуре. Развитие музыкальной культуры - творчество Г. Малера, А. Шенберга, А. Берга, А. Беберна. Становление экспрессионизма в литературе.

Рильке Райнер Мария (1875-1926).Формирова­ние философской и эстетической позиции. Ориентация на внутренний мир, самоуглубленность. Влияние нравственного пафоса русской культуры на становление взглядов Рильке. Сборник «Часослов». Социально-этические мотивы в сборни­ке. Искусство и поэт в мире. Выбор образа странника, от­шельника как литературного героя. Поэт и Бог. Этика чело­вечности. Особенности жанровой формы-молитвы, раздумья, заклинанья. Цикл «Новые стихотворения». Ориентация не изображение предметного мира, обнаружение скрытой потен­ции предметов. Диалектика субъективного и объективного. Формальная структура стихотворений. Статика и динамика в «стихотворениях-предметах». Символика и аллегория. Суве­ренность предмета и его одухотворение. Усложненная мета­форика. Идея всеобщей взаимосвязи, целостности мира.

Понятие «Душа мира» как основа общефилософской и эти­ческой позиции Рильке. Тема человеческой обреченности, ут­рата цельности мироощущения в цикле «Дуинские элегии». Преодоление трагической раздвоенности в сборнике «Сонеты к Орфею». Рильке и русская поэзия XX века.

Кафка Франц (1883-1924).Жанр параболы, притчи в творчестве Кафки. Образ абсурдного мира, утрачи­вающего смысл и цель существования. Изображение трагиз­ма бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-след­ственных связей парадоксально-абсурдными. Полисемичность текстов. Основная проблематика - комплексы вины, наказания, оправдания. Создание обобщенных «литературных конструкций», моделей человеческого поведения. Персонифи­кация категории отчуждения в образах Г. Замзы, К. Россмана, Иосифа К., землемера К. Новелла. «Превращение» - метафора одиночества и отверженности. Абстрагирование черт персона­жа. Отсутствие социальной конкретности в изображении дей­ствительности. Концепция человека и ее реализация в романе «Замок». Абсурд и способы его создания. Философско - этический смысл романа. Социальный критицизм Кафки. Принци­пы реализации метафоры. Особенности авторской позиции. Проблема вины и наказания в романе «Процесс». Сквозные семантические лейтмотивы. Особенности поэтики. Кафка и литература XX века.

Цвейг Стефан (1881-1945).«Подвиг Магеллана»как отражение мировоззренческой позиции автора. Утвер­ждение оптимизма, воли к жизни, мужества и дерзновения. Изображение первой мировой войны в романе «Нетерпение сердца». Проблема вины. Тонкость психологического анали­за. «Звездные часы человечества» — сборник исторических миниатюр. Соединение факта и вымысла.

Швейцария

Национальный менталитет и особенности национальной истории XX века. Основные философские, эстетические и ли­тературные направления. Своеобразие культурной ситуации.

Гессе Герман (1877-1962).Формирование фило­софских и эстетических взглядов. Влияние философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Юнга. Синтез западной и восточной философии в творчестве. Поиски нового жизненного содержания в романе «Демиан». Жанр лирико-философской прозы. Осуждение буржуазной лжекультуры, лжеморали в романе «Степной волк». Осуждение милитариз­ма и войны. Введение фантастического элемента. Концепция «магического театра». Судьбы мира, цивилизации, искусства и их отражение в романе «Игра в бисер». Касталия - символ рафинированной интеллектуальности и духовности. Концеп­ция мироустройства в Касталии. Вневременной смысл образа Кнехта, Магистра игры. Проблема самопознания личности. Семантика «игры в бисер». Утверждение духовного начала в период крушения ценностей и культуры. Изображение «мира фельетонизма». Особенности жанра: соединение историческо­го сочинения и памфлета, пародии и элементов романа воспи­тания. Хронотоп романа. Особенности сюжетно-композиционного построения романа.

Дирренматт Фридрих (1921-1990).Жанр драматической параболы в творчестве. «Король Иоанн» - прит­ча о власти. Трагикомедия «Физики». Парадоксальный сю

жет как сатирическая модель абсурдности современного ми­ра. Тема ответственности ученого. Лицо и маска в жизни Мебиуса. Элементы детективного жанра. «Визит старой да­мы». Использования бурлеска, фарса, антитезы, схематизм образов. Образ лабиринта как сквозной в романах «Город», «Минотавр». Противоречие между правом и законодатель­ством в романе «Пенсионер». Детективная динамика и пара­докс. Образ комиссара Хехштетлера и авторская позиция. Особенности поэтики.

Фриш Maкс (1911-1991). Влияние С. Кьеркегора на формирование философско-эстетических взглядов. Проб­лема моральной ответственности за судьбы мира в пьесе «Бидерман и поджигатели». Трансформация образа Дон Жуана в драме « Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Черты современного интеллектуала в образе Дон Жуана. Страсть к логике и познанию. Геометрия как олицетворение позитивно­го знания. Рационализм против страсти. Идея самопознания и обретения собственного «я» в романах «Homo faber» и «Штиллер». Семантика имен в романах. Тема маски и лица в романах «Штиллер» и «Назову себя Гантенбайн». Многообра­зие социально-психологических моделей поведения. Мотив слепоты и его семантика. Мотив двойничества в романе. Структура образа повествователя; Гантенбайн - Эндерлин - Свобода. Проблема неидентичности, неравенства самому себе, несоответствия видимости и сущности. Парадоксальность ба­зовых романных ситуаций. Особенности поэтики.

 

Литература

1. Адмони В. Г. Поэтика и действительность. - М., 1975.

2. Гарин И. Пророки и поэты. - М., 1992.

3. Гуляев Н. А. Шибанов И. П. и др. История немецкой литературы. - М., 1975.

4. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980.

5. Затонский Д. В. Австрийская литература в XX столетии. - М., 1984.

6. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. - М., 1965.

7. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. - М., 1988.

8. Зачевский Е. А. Группа«47»и становление западногерманской литературы. - Л., 1983.

9. Зусман В. Г.Художественный мир. Ф.Кафки: малая проза. Нижний Новгород, 1996.

10. История литературы ГДР. - М., 1982.

11. История литературы ФРГ. - М., 1980.

12. Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. - Тбилиси, 1984.

13. Канетти Э. Человек нашего столетия. – М.,  1990.

14. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918-1945. Эволюция жанра. - Пермь, 1975.

15. Млечина И. Жизнь романа. О творчестве писателей ГДР. 1949-1980.-М.,

1978.

15. Павлова Н. С. Типология немецкого романа. 1900-1946. - М., 1982.

16. Павлова Н. С., Седельник В. Д.Швейцарские варианты. Литературные портреты. - М., 1990.

17. Павлова Н. С.Фридрих Дюрренматт. – М., 1967.

18. Русакова А. Томас Манн. - Л., 1975.

19. Седельник В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература. - М., 1970.

20. Федоров А. А. Томас Манн. Время шедевров. - М., 1981.

21. Фрадкин И. М. Бертольд Брехт. Путь и метод. - М., 1965.

22.Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966.

    ТЕМА 4. Литература Великобритании

Великобритания

Литература 1910-1940-х годов

Особенности национального менталитета итип культурного сознания. Основные философские, социологические и эстети­ческие концепции эпохи. Литературная ситуация эпохи. Раз­витие реалистических традиций в творчестве Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Уэллса. Отражение трагедии «потерянного поколе­ния» в романе Р. Олдингтона «Смерть героя». Появление и формирование модернистской эстетики. Философская база мо­дернизма. Влияние идей 3. Фрейда, К. Юнга на эстетику мо­дернизма. Концепция мира и человека. Мифологизм мышле­ния. Отказ от социальной проблематики, изображение мира сознания личности. Эксперимент в области формы и поэтики.

Элиот Томас Стерз (1888-1965).Отражение кри­зиса духа и трагизма бытия в современном мире. Поиски нравственной опоры в вере. Ироническое начало в «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока». Пародийное переосмысле­ние творчества Шекспира, Данте, Донна, Теннисона. Идея синтеза искусств - музыки, поэзии, живописи. «Бесплодная земля» - обобщенный образ западной цивилизации в состо­янии кризиса. Ассоциативность образов. Тема смерти, опус­тошенности, безжизненности. Мифотворчество Элиота. Фун­кции мифов о Святом Граале, Адонисе, Осирисе. Иронич­ность переосмысления традиционных мифологем. Многообра­зие аллюзий и поэтических реминисценций. Апокалиптиче­ские мотивы в поэме «Полые люди». Отражение религиозно-философского взгляда на мир в поэме «Четыре квартета». Осмысление теоретико-методологических проблем в книгах «Традиция и индивидуальный талант», «О поэзии и поэтах».

Джойс, Джеймс (1882-1941).Эстетические взгля­ды Джойса. Проблемы ирландского самосознания. Ранние произведения «Дублинцы», «Портрет художника в юности». Роман «Улисс». Полифонизм и полисемантизм прозы. Основ­ные темы, идеи, философские, религиозные и эстетические установки. Отсутствие социальной детерминированности в изображении человека. Фундаментальные начала новой моде­ли человека. Универсализация и деперсонализация личности и их отражение в поэтике романа. Образы Л. Блума, С. Дедалуса, Молли. Мифологический универсум романа и парадиг­мы человеческих отношений. Отсутствие метадискурса. Базовый дискурс - поток сознания, его строение и основные эле­менты. Особенности хронотопа романа. Сатира и ирония в ро­мане, микрокомизм и способы его создания. Особенности ис­пользования языковых средств, богатство лексики. Катего­рия игры в романе. Дж. Джойс и мировая литература.

Вульф Вирджиния (1882-1941).Формирование эстетических взглядов и их отражение в статьях «Современ­ная художественная литература» и «Мистер Беннетт и миссис Браун». Эстетизм В. Вульф. Влияние М. Пруста. Эстетика «момента существования». Особенности повествовательной техники в романе «Миссис Дэллоуэй». Роль ассоциативного плана в раскрытии образов романа. Особенности сюжетно-композиционного построения. Хронотоп романа. Сюжетные и внесюжетные линии романа. Кларисса Дэллоуэй-Септимус Смит - диалектика внутренней связи. Принцип симультанности. Создание универсальной картины бытия в романах «К маяку*, «Волны*. Сочетание лирического и драматического в романе «Волны*. Диалектика мироощущения и мировоспри­ятия. Этапы эволюции человеческого сознания. Функции цвета и света в романе. Жест и звук, их функциональная роль. Импрессионистическая техника письма. Символы, ме­тафоры и аллегории в прозе. Субъективизация времени и ро­манного пространства, музыкальные принципы композиции романов.

Лоуренс Дэвид Герберт (1885-1930).Философско-эстетические взгляды. Лоуренс и Фрейд. Конфликт естественного, природного и механистической цивилизации. Дух и плоть. Человек как часть природы. Изображение эмо­циональной сферы. Культ инстинкта и интуиции. Социально-конкретное и метафизическое в изображении общества и че­ловека. Роль бессознательного, инстинктивного в характери­стике персонажей в романе «Сыновья и любовники». Разум и чувство, интеллект и инстинкт. Исповедальный характер ро­мана. Функции автора-повествователя, способы выражения авторской оценки. Роль контраста в романе. Утопизм есте­ственной жизни. «Любовник леди Чаттерлей» как отражение эстетических и идейных позиций Лоуренса. Целостность ми­роощущения героев. Концепция «естественного человека». Мужское и женское - притяжение и конфронтация. Любовь и секс. Конкретность видения и романтическая символика. Пан­теистическое восприятие мира. Символ и миф. Д. Г. Лоуренс и мировая литература.

Хаксли Олдос (1894-1963). Развитие жанра ин­теллектуального романа. «Желтый Кром» - сатира на псевдо­интеллектуализм, новомодные тенденции в психологии, со­циологии и искусстве. Использование традиций «юморов» Б. Джонсона, Т. Смоллета, Л. Стерна. Своеобразие сатиричес­кого метода в романе «Шутовской хоровод ». Сатирическое изображение высшего света, интеллектуальных кругов, ху­дожнической богемы в романе «Контрапункт». Разочарова­ние писателя в человеческих возможностях. Социальное и би­ологическое в человеке. Абсолютизация биологизма. Ирония и пессимизм. Принципы композиции романа. Жанр антиуто­пии в романе «Дивный новый мир». Неверие в социальный и нравственный прогресс человечества. Принципы манипули­рования общественным сознанием. Роботизация и дегумани­зация человека в стандартизованном обществе. Осуждение то­талитаризма и насилия над человеческой личностью в романе Обезьяна и сущность». Концепция человека и неверие в нравственное самосовершенствование личности. Особенности поэтики.

Литература 1950-1990-х годов

Изменение социально-политической ситуации и ее отраже­ние в духовной сфере. Крушение империи и перестройка на­ционального сознания. Новые тенденции в развитии англий­ской литературы послевоенного времени.

Оруэлл Джордж (1903-1950).Особенности раз­работки жанра антиутопии, романа – «предупреждения». Антиутопия как форма переоценки схем и концепций утопи­ческой мысли. Политический и социальный смысл романа «1984». Осуждение тоталитаризма и авторитарности. Меха­низм вождизма. Структура оруэлловского государства. Прин­ципы идеологии. Способы подавления человеческой личности на уровне мышления, эмоций, языка. Концепция любви в ро­мане; любовь земная и сакральная. Лингвистическая утопия и способы ее создания. Особенности сатиры в сказке-памфле­те «Скотный двор».

Грин Грэм (1904-1990).Особенности философско-этической позиции. «Гринландия» - основные параметры художественного мира Г. Грина. Центральные мотивы и их вариативность. Мотив преследования и поиска, преступления и наказания, свободы выбора и моральной ответственности. Элементы детективного сюжета. Острая социальная проблематика романов. Религиозно-католические убеждения писа­теля и их отражение в романах «Брайтонская скала» и «Суть дела». Осуждение колониализма в романах «Тихий америка­нец» и «Наш человек в Гаване». Сатирические и философские аспекты творчества Г. Грина. Образ современной цивилиза­ции в романе «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бом­бой». Проблема насилия над личностью. Гуманизм Г. Грина. «Человеческий фактор» как основная концепция творчества. Поиски нравственных основ бытия героями Грина. Особен­ности поэтики; соединение трагического и комического, пара­доксальность прозы.

Во Ивлин (1903-1966).Развитие традиций са­тирического реалистического романа. Влияние традиций Т. Смоллетта. Отражение католических воззрений в романе «Пригоршня праха». Образ Тони Ласта - «последнего из мо­гикан». Семантика эпиграфа и названия романа. Образ по­местья Хэттон как олицетворение патриархальности и стари­ны. Гротеск и сатира. Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Чарлз Райдер и суть его обраще­ния в католичество. Двойственная роль семьи Марчмейнов в судьбе Ч. Райдера. Ностальгия по прошлому. Отражение вто­рой мировой войны в трилогии «Шпага Чести». Образ Гая Краучбека как отражение авторской нравственной позиции. Особенности поэтики.

Мердок Айрис (1919-1999).Мировоззренчес­киеи эстетические взгляды. Влияние философии экзистенци­ализма, лингвистических концепций Витгенштейна, неопла­тонизма. Сочетание интеллектуально - психологического и философского начала в прозе. Философско-эстетическая нап­равленность ранних романов «Под сетью», «Колокол». Усиле­ние социального звучания романов. Ориентация на морально-этические нормы христианства. Тема духовности и духовных ценностей в романе «Черный принц». Антитеза двух позиций Пирсон-Баффин (истинный художник и ремесленник). Шек­спировские аллюзии в романе. Образ Гамлета и его роль в рас­крытии авторского замысла. Концепция любви. Любовь как черный Эрос и как возвышающее начало. Брэдли Пирсон - Джулиан Баффин. Иррациональная природа любви. Тема ду­ховной тирании. Образ Кристиан. Особенности жанра - со­единение детективного, «готического», философского и пси­хологического романа. Отчужденность и способы ее преодоле­ния. Проблема «свободы выбора» в романах. Особенности по­этики. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображе­ния. Культурологическая насыщенность романов.

Голдинг Уильям (1911-1992).Экзистенциаль­ныемотивы в творчестве. Проблема человек и цивилизация. «Повелитель мух» - парабола об исторических путях челове­чества. Социальный вакуум и способы адаптации к жизни. Столкновение социального и биологического в человеке. Духовное и психологическое перерождение героев. Мотив «тьмы». Особенности системы символов в романе. Соотнесен­ность романного и притчевого пространства и их роль в ра­скрытии основных идей романа. Концепция трагической ди­алектики истории. Проблема свободы выбора и нравственной ответственности в романах «Свободное падение», «Шпиль». Человек в контексте исторического времени. Особенности жанра. Сочетание двух планов - фабульного и аллегорическо­го. Парадокс и ирония в романах.

Толкиен Джон Рональд Руэл (1892-1973).Осо­бенности мифопоэтики. Сказка как отражение цельности че­ловеческого бытия. Отказ от современной концепции науки. Поиск нового типа духовной деятельности. Разработка жанра «фэнтази» в творчестве Толкиена. Использование кельтских сказаний в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Этические и философские проблемы в повести. Противопоставление доб­ра и зла. Проблема героизма. Способы воссоздания историче­ского колорита. Правда и вымысел. Отражение философских взглядов писателя в книге «Властелин колец». Мотив путе­шествия и испытания как средство самопознания. Образ Среднеземья. Семантика образа кольца. Способы создания ху­дожественной реальности. Поэтичность и многозначность прозы.

Фаулз Джон (1926).Осмысление судьбы послево­енной интеллигенции и ее самосознания. Особенности пост­модернистской поэтики. Отражение эстетической позиции художника в повести «Башня из черного дерева». Проблема соотношения искусства и жизни в повести. «The Aristos» -эстетический манифест Фаулза. Проблема искусства и свобо­ды в повести «Коллекционер». Роль шекспировских аллюзий в создании образов Клегга и Миранды. Тема утраты духовно­сти. Образ художника в романе «Даниэл Мартин». «Женщина французского лейтенанта» и эстетика интертекстуальности. Переосмысление традиций викторианского романа XIX века. Литературные ассоциации в романе. Открытая форма пове­ствования, многоуровневая организация текста, многознач­ность интерпретаций романа. Особенности использования ми­фологических и библейских аллюзий и реминисценций в ро­мане «Волхв».    Современное сознание в интерпретации Д. Фаулза. Игровое начало в творчестве. Особенности поэтики. Спарк Берджесс Энтони (1917).Этическая и соци­альная проблематика романа «Механический апельсин». Исследование природы зла в человеке, признание его ирраци­ональности. Эстетство и варварство в поведении Алекса. Кра­сота и насилие. Способы подавления человеческого сознания. Элементы антиутопии. Теологические аспекты романа. Фор­мальная свобода и безальтернативность выбора. Особенности языковой манеры романа. Образ Шекспира в романе «На сол­нце не похоже». Нравственные проблемы в романе «Трепет намерения». История духовного развития Хильера и Роупера. Особенности повествовательной манеры.

Акройд Питер (1949). Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации. Отражение разных ти­пов современного сознания — технократического и гуманитар­ного. Стилизация и пародирование в творчестве. Особенности иронии. «Завещание Оскара Уальда». Интертекстуальность прозы. Особенности сюжетно-композиционной организации в романах «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри». Куль­турологическая усложненность прозы. Трактовка историчес­ких образов - О. Уальда, Б. Шоу, У. Блейка. Сочетание факта и вымысла. Роль аллюзий, цитации, исторических и поэти­ческих реминисценций. Особенности постмодернистской сти­листики. Многослойность прозы. Сложная организация ро­манного времени и пространства.

Вопросы для самопроверки

1. Художественное новаторство в романе Дж. Джойса «Улисс»

2. Особенности повествовательной техники В. Вульф.

3. Протест против современной цивилизации и культ «естественного человека» в романе Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей»

4. Дж. Оруэлл. Осуждение тоталитаризма и авторитарности в романе «1984» и сказке «Скотный двор»

5. Нравственная позиция автора в произведениях Г. Грина

6. Человек и цивилизация в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Система символов в романе

7. А. Мердок. Проблема искусства в романе «Черный принц»

8. Особенности использования мифологических и библейских аллюзий в романе Д. Фаулза «Волхв»

 

Литература

1. Английская литература. 1945-1980. - М., 1987.

2. Анджапаридзе Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое западной прозы 60-70-х годов XX века. - М., 1982.

3. Аникин Г. В. Английский роман 60-х годов XX века. - М., 1974.

4. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1985.

5. Бабенко В. Г. Драматургия современной Англии. - М., 1981.

6. Балашов П. С. Писатели-реалисты XX века на Западе: Очерки жизни и творчества. - М., 1984.

7. Бушманова Н. И. Английский модернизм психологическая проза. -Ярос­лавль, 1993.

9. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века - М., 1984.

10. Михальская Н. П., Аникин Г. В. Английский роман XX века. - М., 1982.

11. Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. - М., 1986.

 

    ТЕМА 5. Литература и искусство США

Литература 1910-1940-х годов

Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала XX века. Историческая обстановка и литературно-общественная борьба в США после первой мировой войны Литература «потерянного поколения». Разрыв с традиционной системой «ценностей». Осмысление распада мира и от­чуждения от общества. Индивидуалистический скепсис и по­иск новой идеальности. Тема самопознания личности. Траги­ческая тональность, эмоциональная напряженность прозы. Творчество Дж. Дос Пассоса, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...