Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 3. Художественный процесс Германии, Австрии, Швейцарии.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Кафедра русского языка ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности «Связи с общественностью» высшего профессионального образования Краснодар 2007
УДК 82.085.4 (075.8) Составители: доц. С.В. Акулова Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников специальности «Связи с общественностью» и студентов МИППС КубГТУ.- Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2007. - с. В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к экзамену, рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: канд. филол. наук, доц. В.Е. Зиньковская канд. пед. наук, доц. О.А. Гордиенко
© КубГТУ, 2007
Содержание Введение --------------------------------------------------------------------------------4 1 Нормативные ссылки --------------------------------------------------------------4 2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием------------------4 3 Программа дисциплины------------------------------------------------------------6 4 Темы практических занятий-----------------------------------------------------31 5 Контрольные работы -------------------------------------------------------------36 6 Содержание и оформление контрольных работ------------------------------37 7 Задание на контрольную работу-------------------------------------------------37 8 Вопросы для подготовки к экзамену-------------------------------------------41 9 Список рекомендуемой литературы--------------------------------------------42 10 Приложения ---------------------------------------------------------------------46 Приложение 1-----------------------------------------------------------------------46 Приложение 2-----------------------------------------------------------------------49 Приложение 3-----------------------------------------------------------------------53 Приложение 4-----------------------------------------------------------------------56 Приложение 5-----------------------------------------------------------------------58 Приложение 6-----------------------------------------------------------------------61 Приложение 7-----------------------------------------------------------------------64
Введение
Учебная дисциплина «История мировой литературы и искусства» предназначена для студентов специальности «Связи с общественностью» В процессе изучения истории мировой литературы и искусства предполагается целенаправленное самостоятельное формирование ориентаций и установок студентов в области мирового искусства. Это позволяет выявить собственные способности и потребности в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, то есть того духовного потенциала личности, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность. Продолжительность изучения данного предмета - 5 семестров. 1 семестр – «История литературы и искусства античности и средневековья». Форма контроля – зачет. 2 семестр - «История литературы и искусства эпохи Возрождения. Зарубежная литература и искусство 17-18 вв. Русская литература и искусство 17-18 вв.». Форма контроля - экзамен. 3 семестр – «История русской литературы и искусства 19 в.» Форма контроля – зачет. 4 семестр – «История зарубежной литературы и искусства 19 в и рубежа 19-20 вв ». Форма контроля – зачет. 5 семестр - «История зарубежной литературы и искусства 20 в.». Форма контроля – экзамен. Предназначен для студентов 3 курса (5 семестр) специальности «Связи с общественностью». Нормативные ссылки ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы ГОСТ Р 1.5-2002 ЕСКД Общие требования к заголовкам, иллюстрациям, таблицам и приложениям.
2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием Студент выбирает контрольную работу, согласовывая номер варианта с двумя последними цифрами регистрационного шифра своей зачетной книжки, например: последние две цифры номера – «08», значит, номер варианта – 8, а если – «25», значит, номер варианта – 25. Однако контрольная работа состоит из тридцати вариантов, поэтому, если сочетание двух последних цифр больше чем «30», «60» и «90», то отсчет снова производится с первого варианта. Пример 2-е последние цифры – 35. Ваш вариант: 35-30=5 45 – 30=15, «65» – 5, «85» – 25 и т.п. 3 В разделе «Программа дисциплины» приведены темы лекций, лекционный материал и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал. Пример Литература: [2, с. 3-9], [4, с.143-162], где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы. В разделе «Контрольные работы» кратко изложена цель контрольной работы. В разделе «Задания на контрольные работы» даны 30 вариантов работ. Контрольная работа включает в себя основные разделы курса «История мировой литературы и искусства». В разделе «Темы практических занятий» изложены темы практических занятий, краткая методика их выполнения и ссылки на литературу. В разделе «Содержание и оформление контрольных работ»приводятся требования к оформлению контрольных работ. В разделе «Вопросы для подготовки к экзамену»приводятся вопросы для подготовки к экзамену. В разделе «Список рекомендуемой литературы» приводится список учебников, учебных пособий и др. учебно-методических пособий. В разделе «Приложения»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Эстетика и менталитет 20 века Эстетика и менталитет XX века. Общественно-духовная ситуация начала XX века. Основные художественно-эстетические и философские направления. Человек как объект социально-философского анализа (позитивистские, экзистенциальные, психоаналитические, теологические и др. концепции). Философия и литература. Основные концепции современной культурфилософской мысли: 3. Фрейд и разработка вопросов теории психоанализа; теория «коллективного бессознательного» К. Юнга; М. Хайдеггер и формирование экзистенциалистской концепции человека. Осмысление кризисного самосознания культуры О. Шпенглером («Закат Европы»). Игровая мифологема в трудах И. Хейзинги. Мировая война 1914 года как важный исторический рубеж и как одна из главных тем в литературе начала века. Творчество писателей «потерянного поколения». Становление новой эстетики реализма как разновидности традиционалистского мышления в XX веке. Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения. Художественная концепция модернизма. Открытие абсурда как качества реальности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма. Вопросы для самопроверки. 1. Основные художественно- эстетические и философские направления искусства 20 века. 2. Эстетика модернизма. 3. Эстетика сюрреализма. Литература. 1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980. 2. Он же. Современная литература Франции, 60-е годы. – М., 1977. 3. Он же. Сюрреализм. – М., 1972. 4. Достояние современного реализма. – М., 1973. 5. Затонский Д. Художественные ориентиры 20 века. – М., 1988. 6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990. 7. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 1966. 8. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. – М., 1975. 9. Гарин И. Пророки и поэты. – М., 1992. 10. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980. ТЕМА 2. Литература и искусство Франции.
Литература 1910—1940-х годов Исторические и художественные координаты новой эпохи. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Сюрреализм как тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром. Выработка социопсихических структур в процессе моделирующей игры. Новая технология творчества. Культ бессознательного. Бретон Андре (1896-1966).«Первый манифест сюрреализма». Протест против логики, стереотипов социального мышления. Утверждение интуиции, спонтанности и непосредственности. Стремление к объективации. Иррациональное конструирование сюрреалистического образа. Понятие «автоматического письма». Создание стихотворения-предмета (стиховещь). Изображение и архетип. Аполлинер Гийом (1880-1918).Формирование эстетики. Влияние европейской поэтической традиции и новаторство. Идея синтеза искусств. Эффект «удивления» как основной эстетический принцип Г. Аполлинера. Ассоциативность поэтического мышления. Содержательные функции метафоры в сборнике «Алкоголи». Соединение лиричности с сюжетностью и эпичностью. Отсутствие внешней логической последовательности, параллельное развитие нескольких тем (прием симультанности). Многопроблемность творчества. Поэзия и время в сборнике «Каллиграммы». Визуальная лирика, синтез поэзии и графики. Диалектика образа и знака. Аполлинер и развитие европейской поэзии XX века. Эволюция творчества Луи Арагона (1897-1982)и Поля Элюара (1895-1952). Пруст Марсель (1871-1922).Влияние импрессионизма и Д. Рескина на формирование эстетики Пруста. Традиция аналитического психологического романа. Пруст и Бергсон. Полемика с натуралистической техникой письма. Тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Трактовка времени и пространства. Самоценность инстинктивной памяти. Пространство и преобразование литературной перспективы в романе. Культура мысли, эмоций. Структура творческой личности. Концепция провиденциальности искусства. Искусство как высшая ценность в романе и средство преодоления тотальной замкнутости. Структура образа Марселя и приемы его создания. Отсутствие социальной и исторической детерминированности личности. Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Действие и созерцание в романе. Концепция любви. Роль культурно-исторических реминисценций и метафоры в создании образа. Особенности стиля. Пруст и Достоевский. Традиции Пруста в современном социально-психологическом романе. Барбюс Анри (1873-1935).Изображение империалистической войны в романе «Огонь». Психология массы. Диалектическое единство общего и частного. Новеллистическая структура романа. Автор и коллективный герой. Война и рост революционного сознания масс. Публицистический элемент в романе. Особенности стилевой манеры. Структура образа рассказчика. Язык романа. Элементы натурализма. Католическая традиция во французском романе XX века. Идеологическая насыщенность католической литературы. Рассмотрение социальных проблем под углом зрения нравственности, с «точки зрения вечности». Обращение к религии как следствие осознания падения духовности и нравственности. Сквозные мотивы в творчестве Ф. Мориака, Ж. Грина, П. Клоделя, Ж. Бернаноса. Христианская доктрина как путь преодоления нравственного кризиса, источник и средство оздоровления общества. Мориак Франсуа (1885-1970).Социально-критическая и этическая проблематика романов. Традиции Бальзака и Достоевского в творчестве Ф. Мориака. Католические воззрения писателя и их отражение в проблематике романов; грех и благодать, искушение духа и плоти, преступление и наказание. Проблема семьи в романах «Клубок змей», «Мартышка», «Тереза Дескейру». Обличение лицемерия в романе «Фарисейка». Идея рока в романе «Агнец». Образ Ксавье и идея очистительной жертвы. Смысл божественного предопределения в романе «Подросток былых времен». Исповедальная форма романа. Тема становления личности и формирования характера. Образ Алена Гажака и идея веры. Структура образа повествователя. Быт и бытие в романах. Социальные закономерности и их противопоставление моральным законам. Зло в этической системе Ф. Мориака. Конфликт Бога и человека в религии, конфликт мужчины и женщины в любви, конфликт человека с самим собой. Особенности поэтики. Роллан Ромен (1866-1944). Роман «Очарованная душа» как отражение идейной эволюции писателя. Аннета Ривьер - вариация типа творческой личности. Преодоление индивидуализма и поиски путей к активному социальному действию. Духовный масштаб личности. Проблема взаимопонимания поколений. Аннета и Марк. Антифашистская направленность романа. Поэтизация героического начала. Особенности сюжетно-композиционного построения. Полифонизм прозы. Изучение философско-религиозной мысли Индии и отражение ее в книгах «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды». Мартен дю Гар Роже (1881-1958). Отражение социально-политических коллизий эпохи в романе «Семья Тибо». Драматизм романа. Конфликт отцов и детей. Семья как квинтэссенция общественного организма. Принципы создания образов Жака и Антуана. Мотив испытания человека смертью. Проблема свободы выбора. Идеологические и политические проблемы в романе. Война как событие исторического и экзистенциального масштаба. Психологизм романа. Традиции Толстого. Особенности авторской позиции. Сент-Экзюпери Антуан де (1900-1944).Проблема поисков духовных основ человеческой жизни и ее преломление в творчестве писателя. Пафос утверждения жизни и моральной стойкости в книге «Планета людей». Тема воспитания героического сознания в романе «Ночной полет». Идея самоценности человеческой личности в романах. Философская сказка «Маленький Принц» как наиболее адекватное выражение мировоззрения Экзюпери. Лирико-исповедальное начало в сказке. Философско-этическое звучание основного конфликта. Проблема свободы и ответственности человека, жизни и смерти, вечного и преходящего. Поэтизация детства и антибуржуазная сатира в сказке. Система символов. Жид Андре (1869-1951).Противоречивость мировоззренческой позиции писателя. Этические поиски и обращение к религии, социализму, индивидуализму. Проблема выбора и абсолютизация свободы в романе «Фальшивомонетчики». Культ индивидуализма и вседозволенности. Протест против социальных и моральных стереотипов. Мотив блудного сына и образ Бернара. Особенности архитектоники романа, прием «роман в романе» и его функции. Формирование новой эстетики и поэтики в романе Эдуарда «Фальшивомонетчики». Интеллектуализм романа. Особенности хронотопа. Ирония А. Жида.
Литература 1950—1990-х годов Исторические и художественные координаты нового периода. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Культура и идеология, культура и политика. Влияние идей М. Фуко, К. Мерло-Понти, К. Леви-Стросса на развитие литературы. Отношение к религии. Атеистическая форма сознания и ее отражение в творчестве Ж.-П. Сартра, Л.-Ф. Селина, Б. Виана, А. Жида. Развитие философии экзистенциализма. Творчество Ж.-П. Сартра и А. Камю. Религиозный экзистенциализм Г. Марселя, концепция неотомизма Ж. Мана. Идеи Тейяра де Шардена («Феномен человека»). Ангажированный персонализм - отражение общественной позиции и творческой практики писателей-католиков - Ф. Мориака, Ж. Бернаноса, П. Эмманюэля. Сартр Жан-Поль (1905-1980).Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние немецкой феноменологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). («Экзистенциализм - это гуманизм», «Бытие и ничто»). Роман «Тошнота» - развернутый философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Постижение законов «обезбоженной экзистенции». Идея свободы выбора в пограничной ситуации. Мировоззренческая позиция Рокантена. Герой как реальный персонаж и как персонифицированная философская схема. Тошнота как отображение сущности реакции человеческого духа на пребывание в мире. Идея тотальной абсурдности бытия. Разоблачение культурных и социальных иллюзий. Ранняя новеллистика «Стена». Трилогия «Дороги свободы» - эпопея современного интеллигента. Интеллектуальная драма Сартра. Экзистенциалистская концепция «ситуации» и «свободы выбора» в драмах. Сочетание натурализма с модернизированным мифом в драме «Мухи». Использование мифа для выражения экзистенциальной концепции человека. Протест против насилия и террора. Метафорический смысл драмы. Мухи как символ духовного рабства. Категория вины в контексте экзистенциальной философии Сартра. Конкретно - историческое и метафизическое в драме. Автобиографический роман «Слова». Проблема формирования личности. Камю Альбер (1913-1960). Философско-эстетическая эволюция Камю. Влияние Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера. «Миф о Сизифе» - философское эссе об абсурде как источнике свободы. Формирование экзистенциальной проблематики. Роман «Посторонний». Метафизический и социальный смысл романа. Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда. Отсутствие социальной мотивировки в поведении Мерсо. Реализация смыслов заглавия в художественной структуре текста. Роман «Чума». Социальный и метафизический смысл базовой метафоры романа. Конкретно - историческое содержание образа чумы. Многовариантность выбора (Рие, Паклю, Тарру, Рамбер). Абсурд и его преодоление идеей человеческой солидарности. Познание человеческой сущности. Образ Рамбера и идея ответственности за происходящее в мире. «Естественный героизм» Грана. Логика поведения иезуита Патлю и доктора Рие. Особенности жанра романа-хроники. Образ анонимного повествователя. Драматургия Камю. Логика абсурда в драме «Калигула». Камю и Достоевский. Идея бунта как метафизической доминанты человека в книге «Бунтующий человек». Духовные искания западной интеллигенции в повести «Падение». Саррот Натали (1900).«Тропизмы» - центральное понятие поэтики писательницы. Тропизмы как воплощение психической субстанции. Создание устойчивых кодов описания «коллективного бессознательного». Использование универсальных архетипических ситуаций и образов. Полифонизм романа «Золотые плоды». Исследование процесса творчества. Проблема восприятия и интерпретации художественного текста. Особенности поэтики. Ануй Жан (1910-1987).Идейно-философская направленность пьес. Интерпретация мифа с точки зрения экзистенциальной философии в драме «Антигона». Проблема выбора. Национальная история и национальный характер в драме «Жаворонок». Образ Жанны д'Арк. Эволюция творчества. Ирония и гротеск в поздних драмах. Использование мольеровских сюжетов. Ионеско Эжен (1912-1994). Формирование эстетики «антидрамы». Особенности мировидения и его отражение в структуре драм. Мир как хаос и абсурд. Иррациональность бытия, отсутствие причинно-следственных связей. Ассоциативный, парадигматический характер восприятия мира. Отказ от индивидуализации персонажей, отсутствие социальных связей. Логика и алогизм в поведении, псевдомотивировки. Нонсенс и десемантизация речи как средства создания образов в пьесе «Лысая певица». Использование приема «театр в театре», его функции. «Хепенинг» как средство разрушения сценической иллюзии. Пародия как средство выражения авторской позиции. Формирование абсурдной картины бытия через язык. Категория игры в творчестве. Идеология и личность в пьесе «Носорог». Тема свободы и сопротивления насилию. Вариативное использование метасюжетов. Многовариантность интерпретаций пьес. Беккет Сэмюэль (1906-1991).Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние Шопенгауэра, Кьеркегора, Хайдеггера. Литературное ученичество у Дж. Джойса. Метафизические проблемы бытия: добро и зло, плоть и дух, идеальное и реальное. Идея отчужденности и враждебности мира. Обобщенно-философский характер прозы. Пространство и время в романах. Сквозные образы и их функции. Многозначность интерпретаций драмы «В ожидании Годо». Ход истории и индивидуальная воля человека. Мотив дороги. Архетипичность образов Годо, Владимира и Эстрагона. Абсурд и гротеск в драмах. Вопросы для самопроверки. 1. Художественное новаторство М. Пруста в романе «В поисках утраченного времени» 2. Социально-критическая и этическая проблематика романов Ф. Мориака 3. Антуан де Сент-Экзюпери. Этическое, эстетическое и философское содержание сказки «Маленький принц» 4. Творчество Ж.-П. Сартра 5. А.Камю. Метафизический и социальный смысл романа «Посторонний» 6. А.Камю. Проблема нравственного выбора в романе «Чума»
Литература 1. Андреев. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 2. Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., 1980. 3. Андреев Л. Г. Марсель Пруст. - М., 1968. 4. Андреев Л. Г.Современная литература Франции. 60-егоды.-М., 1977. 5. Андреев Л. Г. Сюрреализм. - М., 1972. 7. Балашова Т. В. Французская поэзия XX века. - М., 1982. 8. Балашова Т. В. Эрве Базен и пути психологического французского романа. - М., 1987. 9. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. - М., 1994. 10. Великовский С. В поисках утраченного смысла. - М., 1979. 11. Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. -М., 1995. 12. Моруа А. От Монтеня до Арагона. - М., 1983. 13. Французская литература. 1945-1990. / Отв. ред. Н. И. Балашов. - М., 1995.
ТЕМА 3. Художественный процесс Германии, Австрии, Швейцарии. Германия Литература 1910—1940-х годов Социокультурная парадигма периода. Особенности национального менталитета и истории. Ноябрьская буржуазно-демократическая революция и изменение сознания интеллигенции. Влияние философии Ф. Ницше и О. Шопенгауэра на развитие литературы. Осмысление исторического и культурного процесса в книге О. Шпенглера «Закат Европы». Литературная ситуация эпохи. Социальные и философско-эстетические предпосылки формирования экспрессионизма. Отражение кризиса сознания, пессимистическая настроенность. Ученье Гуссерля иБергсона как общефилософская база экспрессионизма. Эстетика направления. Поиск новых форм художественной изобразительности. Творчество Г. Гейма, Г. Тракля. Динамичность, резкие диссонансы, контраст, гротесковость творчества экспрессионистов. Творчество Г. Кайзера, Ф. Вольфа, Э. Толлера, Л. Франка, Л. Рубинера и др. Социальная драма как ведущий жанр экспрессионизма. Ремарк, Эрих Мария (1898-1970).Отражение трагедии «потерянного поколения» в романе «На западном фронте без перемен». Автобиографизм романа. Образ Пауля Боймера. Дегероизация войны и идеализация солдата. Изображение психологии героев. Поэтизация дружбы, солидарности, доверия. Изображение «окопного братства» в романе «Возвращение». Трудность преодоления военного синдрома иадаптации в мирной жизни. Проблемы эмиграции в романах «Триумфальная арка», «Тени в раю». Поэтика романов Ремарка. Манн Томас (1875-1955).Эволюция писателя, формирование жанра «интеллектуального романа». Т. Манн и классическая литературная традиция. Категория времени в романах «Лотта в Веймаре» и «Волшебная гора». Осмысление судьбы искусства в XX веке. Философия и музыка в романе «Доктор Фаустус». Мифологема Фауста. Интерпретация традиционного сюжета. Леверкюн - синтез двух образов - Фауста и Мефистофеля. Ницшеанские мотивы в трактовке образа Адриана Леверкюна. Концепция болезни и патологии как фактора культуры. Ницше и Шенберг как прототипы главного героя. Формально-стилистические особенности романа. Образ повествователя (Серенус Цейтблом). Манн и Достоевский. Брехт Бертольт (1898 -1956). Эстетика Б. Брехта. Основные принципы «эпического театра». Обращение к разуму, а не к эмоциям, активизация сознания зрителя. Принципы режиссуры и игры актеров. Отсутствие принципа «перевоплощения». Условный тип игры, разрушение сценической иллюзии. Полемика с К. С. Станиславским. Эффект «отчуждения» и принципы его создания. Зонги - концептуальный момент теории Брехта. Эпизация драмы через зонги. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и ее дети». Трагическая вина мамаши Кураж - политическая и духовная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж. Философский смысл драмы «Галилео Галилей». Проблема личной ответственности. Противоречивость натуры ученого. Авторское отношение к Галилею и способы его выражения. Диалектика добра и зла в фантастической драме-параболе «Добрый человек из Сезуана». Брехт и развитие драматургии XX века. Литература 1950-1990-х годов Пути развития немецкой культуры в сложных условиях разделенной Германии. Осмысление послевоенной действительности. Группа «47» и развитие реализма в литературе Германии. Усиление нравственно-философской проблематики в литературе 70-80 годов. Белль Генрих (1917-1985).Осмысление опыта немецкой истории. Тема «непреодоленного прошлого». Проблема ответственности и свободы выбора в романе «Бильярд в половине десятого». Настоящее в романе сквозь призму истории. Идея гражданской памяти и гражданской совести. Драматические судьбы трех поколений семьи Фемелей и их зависимость от трагической судьбы Германии. Чувство личной вины. Символика аббатства Святого Антония. Вера в человеческое естество. Отражение католических воззрений Белля в романе «Глазами клоуна». Программа христианского нонконформизма. Критика «общества благоденствия». «Маска» как средство преодоления самоотчуждения. Образ Ганса Шнира и тема моральной ангажированности в контексте католических воззрений Белля. Особенности поэтики. Гуманизм писателя. Носсак Ханс Эрих (1901-1977).Влияние философии экзистенциализма на творчество Носсака. Жанр философской параболы, метафизическая трактовка проблем бытия. Переосмысление классических мифов. Сюрреалистические приемы в сборнике «Интервью со смертью». Экстремальность сюжетных ситуаций. Борьба со стереотипами истории. Социально-политический роман «Дело д'Артеза». Протест против военной машины. Образ Эрнста Наземанна. Шут как критик фальши и порочности общественной системы. Мифологизированные книги «Украденная мелодия», «Счастливый человек». Эзотеризм и зашифрованность прозы. Грасс Гюнгер (1927).Особенности мировоззренческой позиции, ее эволюция. Социально-политическая проблематика. Идеология и мораль. «Клоунада» и ее социально-эстетические функции в романе «Жестяной барабан». Моральный и социальный статус грассовского мира. Вариация романа воспитания. Фантасмагория вечного детства. Уродство как способ протеста против мира и символ нравственной позиции. Метафоричность образа Оскара Мацерата. Ироническая диалектика обывательского образа. Символика барабана. Пародия как средство развенчания филистерства. Интерпретация прошлого и настоящего страны как фарса в романе «Собачьи годы». Особенности сюжетно-композиционной организации романа. Многоракурсность изображения. Диалектический дуализм образов Амзеля и Матерна. Условность романного времени. Гротеск и пародия в творчестве Г. Грасса. Изображение современного конфликта «отцов и детей» в романе «Под местным наркозом». Модель национального характера, национальной судьбы. Тема утраченных иллюзий. Трансформация стиля. Вольф Kpucma (1929). Философские и нравственные проблемы истории в творчестве. Поиски духовных ориентиров. Роман «Образы детства» как отражение этических и эстетических взглядов писательницы. Прием «тройной оптики». Смена повествовательных планов. Формирование мировоззрения и миропонимания, готовность к духовной перестройке. Обращение к притче в романе «Кассандра». Социально-исторический контекст эпохи. Деконструкция и актуализация мифа. Путь духовного прозрения Кассандры. Особенности концепции истории в романе. Природа политических мифологем. Изображение механизма тоталитарного общества через миф. Трансформация античного мифа в романе «Медея». К. Вольф и классическая литературная традиция. Зюскинд Патрик (1949).Обращение к историческому материалу как средству осознания проблем современности в романе «Парфюмер». Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар - воплощение абсолютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Жан Батист Гренуй - синтез образов Крошки Цахеса, Квазимодо, Генриха фон Офтердингера, Г. Касторпа. Формирование героя в духе жажды власти, желания быть отцом Народа. Проблема безумно-разумного. Формулы тоталитаризма. Причины формирования монстра. Позиция героя вне общества, вне духовности, вне культуры. Интертекстуальность романа. Использование романтических структур Шамиссо, Новалиса, Гофмана, стилевых кодов Гюго, Золя, Гюйсманса, Т. Манна. Основные проблемы романа «Голубка». Поэтика прозы. Ленц Зигфрид (1926).Проблема нравственного сопротивления фашизму в романе «Урок немецкого». Особенности сюжетно-композиционного построения: первый план - немецкая действительность и исправительная колония; второй план - штрафное сочинение Зигги Йепсена «Радость исполненного долга». Идеи верноподданничества и верности фюреру в образе Гудрун Йепсен. Мораль и долг. Способы утверждения индивидуальности. Положение художника в условиях гитлеровской Германии. Два представления о долге - инспектор Йепсен и художник Макс Нансен. Лжепатриотизм и лженародность. Приемы и способы сатирической типизации.
Австрия Литература 1910-1940-годов Социокультурная парадигма периода. Особенности национального менталитета и истории. Распад Австро-Венгерской империи. Философские, социологические, эстетические и психологические концепции. Воздействие А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на 3. Фрейда, А. Шницлера и Г. фон Гофмансталя. Теории 3. Фрейда, А. Адлера, О. Ранка, Л. Витгенштейна и их влияние на развитие литературы. Национальное самосознание и его отражение в культуре. Развитие музыкальной культуры - творчество Г. Малера, А. Шенберга, А. Берга, А. Беберна. Становление экспрессионизма в литературе. Рильке Райнер Мария (1875-1926).Формирование философской и эстетической позиции. Ориентация на внутренний мир, самоуглубленность. Влияние нравственного пафоса русской культуры на становление взглядов Рильке. Сборник «Часослов». Социально-этические мотивы в сборнике. Искусство и поэт в мире. Выбор образа странника, отшельника как литературного героя. Поэт и Бог. Этика человечности. Особенности жанровой формы-молитвы, раздумья, заклинанья. Цикл «Новые стихотворения». Ориентация не изображение предметного мира, обнаружение скрытой потенции предметов. Диалектика субъективного и объективного. Формальная структура стихотворений. Статика и динамика в «стихотворениях-предметах». Символика и аллегория. Суверенность предмета и его одухотворение. Усложненная метафорика. Идея всеобщей взаимосвязи, целостности мира. Понятие «Душа мира» как основа общефилософской и этической позиции Рильке. Тема человеческой обреченности, утрата цельности мироощущения в цикле «Дуинские элегии». Преодоление трагической раздвоенности в сборнике «Сонеты к Орфею». Рильке и русская поэзия XX века. Кафка Франц (1883-1924).Жанр параболы, притчи в творчестве Кафки. Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования. Изображение трагизма бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными. Полисемичность текстов. Основная проблематика - комплексы вины, наказания, оправдания. Создание обобщенных «литературных конструкций», моделей человеческого поведения. Персонификация категории отчуждения в образах Г. Замзы, К. Россмана, Иосифа К., землемера К. Новелла. «Превращение» - метафора одиночества и отверженности. Абстрагирование черт персонажа. Отсутствие социальной конкретности в изображении действительности. Концепция человека и ее реализация в романе «Замок». Абсурд и способы его создания. Философско - этический смысл романа. Социальный критицизм Кафки. Принципы реализации метафоры. Особенности авторской позиции. Проблема вины и наказания в романе «Процесс». Сквозные семантические лейтмотивы. Особенности поэтики. Кафка и литература XX века. Цвейг Стефан (1881-1945).«Подвиг Магеллана»как отражение мировоззренческой позиции автора. Утверждение оптимизма, воли к жизни, мужества и дерзновения. Изображение первой мировой войны в романе «Нетерпение сердца». Проблема вины. Тонкость психологического анализа. «Звездные часы человечества» — сборник исторических миниатюр. Соединение факта и вымысла. Швейцария Национальный менталитет и особенности национальной истории XX века. Основные философские, эстетические и литературные направления. Своеобразие культурной ситуации. Гессе Герман (1877-1962).Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Юнга. Синтез западной и восточной философии в творчестве. Поиски нового жизненного содержания в романе «Демиан». Жанр лирико-философской прозы. Осуждение буржуазной лжекультуры, лжеморали в романе «Степной волк». Осуждение милитаризма и войны. Введение фантастического элемента. Концепция «магического театра». Судьбы мира, цивилизации, искусства и их отражение в романе «Игра в бисер». Касталия - символ рафинированной интеллектуальности и духовности. Концепция мироустройства в Касталии. Вневременной смысл образа Кнехта, Магистра игры. Проблема самопознания личности. Семантика «игры в бисер». Утверждение духовного начала в период крушения ценностей и культуры. Изображение «мира фельетонизма». Особенности жанра: соединение исторического сочинения и памфлета, пародии и элементов романа воспитания. Хронотоп романа. Особенности сюжетно-композиционного построения романа. Дирренматт Фридрих (1921-1990).Жанр драматической параболы в творчестве. «Король Иоанн» - притча о власти. Трагикомедия «Физики». Парадоксальный сю жет как сатирическая модель абсурдности современного мира. Тема ответственности ученого. Лицо и маска в жизни Мебиуса. Элементы детективного жанра. «Визит старой дамы». Использования бурлеска, фарса, антитезы, схематизм образов. Образ лабиринта как сквозной в романах «Город», «Минотавр». Противоречие между правом и законодательством в романе «Пенсионер». Детективная динамика и парадокс. Образ комиссара Хехштетлера и авторская позиция. Особенности поэтики. Фриш Maкс (1911-1991). Влияние С. Кьеркегора на формирование философско-эстетических взглядов. Проблема моральной ответственности за судьбы мира в пьесе «Бидерман и поджигатели». Трансформация образа Дон Жуана в драме « Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Черты современного интеллектуала в образе Дон Жуана. Страсть к логике и познанию. Геометрия как олицетворение позитивного знания. Рационализм против страсти. Идея самопознания и обретения собственного «я» в романах «Homo faber» и «Штиллер». Семантика имен в романах. Тема маски и лица в романах «Штиллер» и «Назову себя Гантенбайн». Многообразие социально-психологических моделей поведения. Мотив слепоты и его семантика. Мотив двойничества в романе. Структура образа повествователя; Гантенбайн - Эндерлин - Свобода. Проблема неидентичности, неравенства самому себе, несоответствия видимости и сущности. Парадоксальность базовых романных ситуаций. Особенности поэтики.
Литература 1. Адмони В. Г. Поэтика и действительность. - М., 1975. 2. Гарин И. Пророки и поэты. - М., 1992. 3. Гуляев Н. А. Шибанов И. П. и др. История немецкой литературы. - М., 1975. 4. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980. 5. Затонский Д. В. Австрийская литература в XX столетии. - М., 1984. 6. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. - М., 1965. 7. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. - М., 1988. 8. Зачевский Е. А. Группа«47»и становление западногерманской литературы. - Л., 1983. 9. Зусман В. Г.Художественный мир. Ф.Кафки: малая проза. Нижний Новгород, 1996. 10. История литературы ГДР. - М., 1982. 11. История литературы ФРГ. - М., 1980. 12. Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. - Тбилиси, 1984. 13. Канетти Э. Человек нашего столетия. – М., 1990. 14. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918-1945. Эволюция жанра. - Пермь, 1975. 15. Млечина И. Жизнь романа. О творчестве писателей ГДР. 1949-1980.-М., 1978. 15. Павлова Н. С. Типология немецкого романа. 1900-1946. - М., 1982. 16. Павлова Н. С., Седельник В. Д.Швейцарские варианты. Литературные портреты. - М., 1990. 17. Павлова Н. С.Фридрих Дюрренматт. – М., 1967. 18. Русакова А. Томас Манн. - Л., 1975. 19. Седельник В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература. - М., 1970. 20. Федоров А. А. Томас Манн. Время шедевров. - М., 1981. 21. Фрадкин И. М. Бертольд Брехт. Путь и метод. - М., 1965. 22.Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966. ТЕМА 4. Литература Великобритании Великобритания Литература 1910-1940-х годов Особенности национального менталитета итип культурного сознания. Основные философские, социологические и эстетические концепции эпохи. Литературная ситуация эпохи. Развитие реалистических традиций в творчестве Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Уэллса. Отражение трагедии «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Смерть героя». Появление и формирование модернистской эстетики. Философская база модернизма. Влияние идей 3. Фрейда, К. Юнга на эстетику модернизма. Концепция мира и человека. Мифологизм мышления. Отказ от социальной проблематики, изображение мира сознания личности. Эксперимент в области формы и поэтики. Элиот Томас Стерз (1888-1965).Отражение кризиса духа и трагизма бытия в современном мире. Поиски нравственной опоры в вере. Ироническое начало в «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока». Пародийное переосмысление творчества Шекспира, Данте, Донна, Теннисона. Идея синтеза искусств - музыки, поэзии, живописи. «Бесплодная земля» - обобщенный образ западной цивилизации в состоянии кризиса. Ассоциативность образов. Тема смерти, опустошенности, безжизненности. Мифотворчество Элиота. Функции мифов о Святом Граале, Адонисе, Осирисе. Ироничность переосмысления традиционных мифологем. Многообразие аллюзий и поэтических реминисценций. Апокалиптические мотивы в поэме «Полые люди». Отражение религиозно-философского взгляда на мир в поэме «Четыре квартета». Осмысление теоретико-методологических проблем в книгах «Традиция и индивидуальный талант», «О поэзии и поэтах». Джойс, Джеймс (1882-1941).Эстетические взгляды Джойса. Проблемы ирландского самосознания. Ранние произведения «Дублинцы», «Портрет художника в юности». Роман «Улисс». Полифонизм и полисемантизм прозы. Основные темы, идеи, философские, религиозные и эстетические установки. Отсутствие социальной детерминированности в изображении человека. Фундаментальные начала новой модели человека. Универсализация и деперсонализация личности и их отражение в поэтике романа. Образы Л. Блума, С. Дедалуса, Молли. Мифологический универсум романа и парадигмы человеческих отношений. Отсутствие метадискурса. Базовый дискурс - поток сознания, его строение и основные элементы. Особенности хронотопа романа. Сатира и ирония в романе, микрокомизм и способы его создания. Особенности использования языковых средств, богатство лексики. Категория игры в романе. Дж. Джойс и мировая литература. Вульф Вирджиния (1882-1941).Формирование эстетических взглядов и их отражение в статьях «Современная художественная литература» и «Мистер Беннетт и миссис Браун». Эстетизм В. Вульф. Влияние М. Пруста. Эстетика «момента существования». Особенности повествовательной техники в романе «Миссис Дэллоуэй». Роль ассоциативного плана в раскрытии образов романа. Особенности сюжетно-композиционного построения. Хронотоп романа. Сюжетные и внесюжетные линии романа. Кларисса Дэллоуэй-Септимус Смит - диалектика внутренней связи. Принцип симультанности. Создание универсальной картины бытия в романах «К маяку*, «Волны*. Сочетание лирического и драматического в романе «Волны*. Диалектика мироощущения и мировосприятия. Этапы эволюции человеческого сознания. Функции цвета и света в романе. Жест и звук, их функциональная роль. Импрессионистическая техника письма. Символы, метафоры и аллегории в прозе. Субъективизация времени и романного пространства, музыкальные принципы композиции романов. Лоуренс Дэвид Герберт (1885-1930).Философско-эстетические взгляды. Лоуренс и Фрейд. Конфликт естественного, природного и механистической цивилизации. Дух и плоть. Человек как часть природы. Изображение эмоциональной сферы. Культ инстинкта и интуиции. Социально-конкретное и метафизическое в изображении общества и человека. Роль бессознательного, инстинктивного в характеристике персонажей в романе «Сыновья и любовники». Разум и чувство, интеллект и инстинкт. Исповедальный характер романа. Функции автора-повествователя, способы выражения авторской оценки. Роль контраста в романе. Утопизм естественной жизни. «Любовник леди Чаттерлей» как отражение эстетических и идейных позиций Лоуренса. Целостность мироощущения героев. Концепция «естественного человека». Мужское и женское - притяжение и конфронтация. Любовь и секс. Конкретность видения и романтическая символика. Пантеистическое восприятие мира. Символ и миф. Д. Г. Лоуренс и мировая литература. Хаксли Олдос (1894-1963). Развитие жанра интеллектуального романа. «Желтый Кром» - сатира на псевдоинтеллектуализм, новомодные тенденции в психологии, социологии и искусстве. Использование традиций «юморов» Б. Джонсона, Т. Смоллета, Л. Стерна. Своеобразие сатирического метода в романе «Шутовской хоровод ». Сатирическое изображение высшего света, интеллектуальных кругов, художнической богемы в романе «Контрапункт». Разочарование писателя в человеческих возможностях. Социальное и биологическое в человеке. Абсолютизация биологизма. Ирония и пессимизм. Принципы композиции романа. Жанр антиутопии в романе «Дивный новый мир». Неверие в социальный и нравственный прогресс человечества. Принципы манипулирования общественным сознанием. Роботизация и дегуманизация человека в стандартизованном обществе. Осуждение тоталитаризма и насилия над человеческой личностью в романе Обезьяна и сущность». Концепция человека и неверие в нравственное самосовершенствование личности. Особенности поэтики. Литература 1950-1990-х годов Изменение социально-политической ситуации и ее отражение в духовной сфере. Крушение империи и перестройка национального сознания. Новые тенденции в развитии английской литературы послевоенного времени. Оруэлл Джордж (1903-1950).Особенности разработки жанра антиутопии, романа – «предупреждения». Антиутопия как форма переоценки схем и концепций утопической мысли. Политический и социальный смысл романа «1984». Осуждение тоталитаризма и авторитарности. Механизм вождизма. Структура оруэлловского государства. Принципы идеологии. Способы подавления человеческой личности на уровне мышления, эмоций, языка. Концепция любви в романе; любовь земная и сакральная. Лингвистическая утопия и способы ее создания. Особенности сатиры в сказке-памфлете «Скотный двор». Грин Грэм (1904-1990).Особенности философско-этической позиции. «Гринландия» - основные параметры художественного мира Г. Грина. Центральные мотивы и их вариативность. Мотив преследования и поиска, преступления и наказания, свободы выбора и моральной ответственности. Элементы детективного сюжета. Острая социальная проблематика романов. Религиозно-католические убеждения писателя и их отражение в романах «Брайтонская скала» и «Суть дела». Осуждение колониализма в романах «Тихий американец» и «Наш человек в Гаване». Сатирические и философские аспекты творчества Г. Грина. Образ современной цивилизации в романе «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой». Проблема насилия над личностью. Гуманизм Г. Грина. «Человеческий фактор» как основная концепция творчества. Поиски нравственных основ бытия героями Грина. Особенности поэтики; соединение трагического и комического, парадоксальность прозы. Во Ивлин (1903-1966).Развитие традиций сатирического реалистического романа. Влияние традиций Т. Смоллетта. Отражение католических воззрений в романе «Пригоршня праха». Образ Тони Ласта - «последнего из могикан». Семантика эпиграфа и названия романа. Образ поместья Хэттон как олицетворение патриархальности и старины. Гротеск и сатира. Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Чарлз Райдер и суть его обращения в католичество. Двойственная роль семьи Марчмейнов в судьбе Ч. Райдера. Ностальгия по прошлому. Отражение второй мировой войны в трилогии «Шпага Чести». Образ Гая Краучбека как отражение авторской нравственной позиции. Особенности поэтики. Мердок Айрис (1919-1999).Мировоззренческиеи эстетические взгляды. Влияние философии экзистенциализма, лингвистических концепций Витгенштейна, неоплатонизма. Сочетание интеллектуально - психологического и философского начала в прозе. Философско-эстетическая направленность ранних романов «Под сетью», «Колокол». Усиление социального звучания романов. Ориентация на морально-этические нормы христианства. Тема духовности и духовных ценностей в романе «Черный принц». Антитеза двух позиций Пирсон-Баффин (истинный художник и ремесленник). Шекспировские аллюзии в романе. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла. Концепция любви. Любовь как черный Эрос и как возвышающее начало. Брэдли Пирсон - Джулиан Баффин. Иррациональная природа любви. Тема духовной тирании. Образ Кристиан. Особенности жанра - соединение детективного, «готического», философского и психологического романа. Отчужденность и способы ее преодоления. Проблема «свободы выбора» в романах. Особенности поэтики. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения. Культурологическая насыщенность романов. Голдинг Уильям (1911-1992).Экзистенциальныемотивы в творчестве. Проблема человек и цивилизация. «Повелитель мух» - парабола об исторических путях человечества. Социальный вакуум и способы адаптации к жизни. Столкновение социального и биологического в человеке. Духовное и психологическое перерождение героев. Мотив «тьмы». Особенности системы символов в романе. Соотнесенность романного и притчевого пространства и их роль в раскрытии основных идей романа. Концепция трагической диалектики истории. Проблема свободы выбора и нравственной ответственности в романах «Свободное падение», «Шпиль». Человек в контексте исторического времени. Особенности жанра. Сочетание двух планов - фабульного и аллегорического. Парадокс и ирония в романах. Толкиен Джон Рональд Руэл (1892-1973).Особенности мифопоэтики. Сказка как отражение цельности человеческого бытия. Отказ от современной концепции науки. Поиск нового типа духовной деятельности. Разработка жанра «фэнтази» в творчестве Толкиена. Использование кельтских сказаний в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Этические и философские проблемы в повести. Противопоставление добра и зла. Проблема героизма. Способы воссоздания исторического колорита. Правда и вымысел. Отражение философских взглядов писателя в книге «Властелин колец». Мотив путешествия и испытания как средство самопознания. Образ Среднеземья. Семантика образа кольца. Способы создания художественной реальности. Поэтичность и многозначность прозы. Фаулз Джон (1926).Осмысление судьбы послевоенной интеллигенции и ее самосознания. Особенности постмодернистской поэтики. Отражение эстетической позиции художника в повести «Башня из черного дерева». Проблема соотношения искусства и жизни в повести. «The Aristos» -эстетический манифест Фаулза. Проблема искусства и свободы в повести «Коллекционер». Роль шекспировских аллюзий в создании образов Клегга и Миранды. Тема утраты духовности. Образ художника в романе «Даниэл Мартин». «Женщина французского лейтенанта» и эстетика интертекстуальности. Переосмысление традиций викторианского романа XIX века. Литературные ассоциации в романе. Открытая форма повествования, многоуровневая организация текста, многозначность интерпретаций романа. Особенности использования мифологических и библейских аллюзий и реминисценций в романе «Волхв». Современное сознание в интерпретации Д. Фаулза. Игровое начало в творчестве. Особенности поэтики. Спарк Берджесс Энтони (1917).Этическая и социальная проблематика романа «Механический апельсин». Исследование природы зла в человеке, признание его иррациональности. Эстетство и варварство в поведении Алекса. Красота и насилие. Способы подавления человеческого сознания. Элементы антиутопии. Теологические аспекты романа. Формальная свобода и безальтернативность выбора. Особенности языковой манеры романа. Образ Шекспира в романе «На солнце не похоже». Нравственные проблемы в романе «Трепет намерения». История духовного развития Хильера и Роупера. Особенности повествовательной манеры. Акройд Питер (1949). Традиционные сюжеты в постмодернистской интерпретации. Отражение разных типов современного сознания — технократического и гуманитарного. Стилизация и пародирование в творчестве. Особенности иронии. «Завещание Оскара Уальда». Интертекстуальность прозы. Особенности сюжетно-композиционной организации в романах «Дом доктора Ди» и «Процесс Элизабет Кри». Культурологическая усложненность прозы. Трактовка исторических образов - О. Уальда, Б. Шоу, У. Блейка. Сочетание факта и вымысла. Роль аллюзий, цитации, исторических и поэтических реминисценций. Особенности постмодернистской стилистики. Многослойность прозы. Сложная организация романного времени и пространства. Вопросы для самопроверки 1. Художественное новаторство в романе Дж. Джойса «Улисс» 2. Особенности повествовательной техники В. Вульф. 3. Протест против современной цивилизации и культ «естественного человека» в романе Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» 4. Дж. Оруэлл. Осуждение тоталитаризма и авторитарности в романе «1984» и сказке «Скотный двор» 5. Нравственная позиция автора в произведениях Г. Грина 6. Человек и цивилизация в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Система символов в романе 7. А. Мердок. Проблема искусства в романе «Черный принц» 8. Особенности использования мифологических и библейских аллюзий в романе Д. Фаулза «Волхв»
Литература 1. Английская литература. 1945-1980. - М., 1987. 2. Анджапаридзе Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое западной прозы 60-70-х годов XX века. - М., 1982. 3. Аникин Г. В. Английский роман 60-х годов XX века. - М., 1974. 4. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1985. 5. Бабенко В. Г. Драматургия современной Англии. - М., 1981. 6. Балашов П. С. Писатели-реалисты XX века на Западе: Очерки жизни и творчества. - М., 1984. 7. Бушманова Н. И. Английский модернизм психологическая проза. -Ярославль, 1993. 9. Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века - М., 1984. 10. Михальская Н. П., Аникин Г. В. Английский роман XX века. - М., 1982. 11. Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. - М., 1986.
ТЕМА 5. Литература и искусство США Литература 1910-1940-х годов Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала XX века. Историческая обстановка и литературно-общественная борьба в США после первой мировой войны Литература «потерянного поколения». Разрыв с традиционной системой «ценностей». Осмысление распада мира и отчуждения от общества. Индивидуалистический скепсис и поиск новой идеальности. Тема самопознания личности. Трагическая тональность, эмоциональная напряженность прозы. Творчество Дж. Дос Пассоса, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |