Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты и анализ исследования.




Для выявления особенностей взаимосвязи уровня самоактуализации и профессионального выгорания личности была использована социально-демографическая анкета. Она позволила выявить особенности отношения к работе, возраст, то, как испытуемые проводят досуг и внерабочее время.

Средний возраст по результатам анкеты, испытуемых - 34 года. Удовлетворенность зарплатой в среднем 7 из 10, работой 5 из 10. Приблизительно 50% замужем. Следовательно, 50% не замужем. Средний доход у 73%, низкий у 15%.

Высшее образование - 70%, среднее – 24%.

Работают по специальности 27%, нет – 70%. 3 % воздержались от ответа.

Любопытные результаты были при обработке ответа на вопрос «Выберете определение счастья, не больше двух ответов ».

Испытуемым были предложены варианты ответов:

1. успех, престижная работа, положение в обществе

2. любить и быть любимым          

3. материальное благополучие, возможность приобрести все то, что пожелаешь

4. обретение настоящего смысла жизни     

5. душевная гармония, умиротворенность, внутреннее спокойствие

6. личная порядочность, достоинство, чистая совесть

7. дети, семейное благополучие, любовь и уважение близких

8. умение радоваться жизни и тому, что имеешь

Ответ «успех, престижная работа, положение в обществе» выбрали всего 3 человека (9,1%). Столько же человек выбрали «материальное благополучие, возможность приобрести все то, что пожелаешь». А вот ответ «дети, семейное благополучие, любовь и уважение близких» выбрали 25 человек из 33, т.е. 75,8%. Также как и «умение радоваться жизни и тому, что имеешь» выбрали 12    человек, т.е. 36,4%.

Эти результаты говорят о том, что у работников данной организации приоритеты и вид деятельности не совпадают. Т.е. большинство вместо того, чтобы выбрать семейное благополучие, и полностью заняться реализацией этого занимаются ещё и профессиональной деятельностью. Также и ответ «умение радоваться жизни и тому, что имеешь» противоречит развитию самоактуализирующейся личности. Маслоу писал про комплекс Ионы - это отказ полностью реализоваться, на пределе своих возможностей, что является препятствием для самоактуализации.

Женские журналы и журналы мод читает 61%, научно - популярную литературу только 33%. 33% повышают квалификацию, 33% - не повышают, 27% сомневаются. Причем большинство женщин, которые повышают свой уровень квалификации, как раз и читают научно-популярную литературу. Также удовлетворенность зарплатой  у всех этих работников выше среднего.

Это может указывать на наличие связи между удовлетворенностью работой и интересом к самообразованию.

Также это может говорить о том, что у женщин читающих более интеллектуальную литературу интерес к профессиональной деятельности выше, нежели у тех, кто читает журналы мод.

63% женщин нравится ходить по магазинам и при этом 54% не знают модно ли они одеваются или нет.

87% не хотят сменить работу и только 13% хотят это сделать.

88% процентов на вопрос нравится ли им своя внешность ответили – да.

Результаты по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко: прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы, сложившиеся симптомы имеют 30 человек из 33 т.е. 91%. Складывающиеся симптомы имеют 2 человека т.е ещё 6 %, и только один ни имеет признаков профессионального выгорания (3%).

У 51% опрошенных выявлены симптомы, по шкале  «Расширение сферы экономии эмоций». Она интерпретируется, как эмоциональное истощение, которое заставляет уходить от общения, замыкаться с целью восстановления душевных сил, экономии эмоциональных ресурсов.

У 39% выявлены симптомы по шкале «Эмоционально-нравственная дезориентация». Она  выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.

Также у 39% выявлены признаки по шкале «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: неадекватная экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования. Сторонние наблюдатели при этом обычно фиксируют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие».

39% имеет симптомы по шкале «Редукция профессиональных обязанностей», она характеризуется утратой интереса к людям, формализация общения, отношений.

33% имеет симптомы по шкале «Эмоциональный дефицит». Она означает что человек не в состоянии входить в положение других людей, соучаствовать, сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, пробуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. При усилении симптома все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита».

18% имеет симптомы по шкале «Эмоциональная отстраненность».Это реагирование без чувств и эмоций, в результате эмоциональной защиты. В некоторых сферах жизни человек становится похожим на робота.

У 39% есть целая сформировавшаяся фаза развития стресса.

У 45% фаза находится в процессе формирования.

Средний показатель уровня самоактуализации в организации по тесту САМОАЛ – 57%. Т.е. чуть выше среднего.

У работников с формировавшейся фазой стресса – 47%.

По ТСО 53% работников с формировавшейся фазой имеют показатели ниже среднего. Только у 27% есть показатели выше среднего.

Табл. 1. Коррел. САМОАЛ и Бойко –

 

Психотравм обст-ств

Неудовл собой

Загнанность в клетку»

Тревога и депрессия

Неадекв_эмоц избират

Эмоц-нравств дезо

Эконон_эмоций

Редукц_професс

Эмоц_дефицит

Эмоц_Отстраненность

Личност_отстран-ть

Психовегет наруш

1.ориент_t

-0,29

-0,08

-0,37

-0,41

-0,33

0,03

-0,11

-0,33

-0,29

-0,15

-0,43

-0,32

2.ценности

-0,14

-0,23

-0,13

-0,04

0,01

-0,18

0,17

0,05

-0,16

-0,08

-0,19

0,30

3.взгляд_человека

-0,50

-0,37

-0,24

-0,24

-0,37

0,17

-0,04

-0,12

-0,53

-0,14

-0,41

-0,21

4.познание

-0,29

-0,11

-0,08

-0,36

-0,16

0,07

-0,09

-0,27

-0,23

-0,17

-0,50

-0,29

5.креатив

-0,22

-0,07

0,17

-0,21

-0,06

0,02

0,11

-0,10

-0,08

-0,12

-0,20

-0,05

6.автономность

-0,22

0,20

-0,05

-0,38

-0,25

0,16

-0,08

-0,24

-0,06

0,16

-0,40

-0,21

7.спонтанность

-0,31

-0,10

-0,31

-0,41

-0,48

0,19

-0,08

-0,38

-0,45

-0,09

-0,44

-0,20

8.самопонимание

-0,14

0,07

-0,15

-0,28

-0,32

0,04

-0,04

-0,26

-0,23

0,08

-0,34

-0,12

9.аутосимпатия

-0,24

0,02

-0,21

-0,40

-0,22

0,15

-0,27

-0,10

-0,22

-0,09

-0,42

-0,10

10.контактность

-0,08

0,16

-0,06

-0,10

-0,04

0,19

-0,34

0,04

-0,11

0,37

-0,21

0,01

11.гибгость в общении

-0,12

0,05

-0,14

-0,22

-0,11

0,05

-0,10

-0,08

-0,15

0,17

-0,34

0,04

 

Из табл.1 можно видеть, что за единственным исключением все значимые корреляционные связи между шкалами теста самоактуализации и шкалами теста Бойко имеют отрицательную направленность. В частности:

- позитивное ценностное отношение к человеку (3-я шкала САМОАЛ) отрицательно коррелирует со шкалой «Психотравмирующие обстоятельства», с «неудовлетворенностью собой», с дефицитом эмоций, личностной отстраненностью;

- ценность познания – с тревогой и депрессией;

- ценность спонтанности – с неадекватной эмоциональной избирательностью;

- ценность контактности – с экономией эмоций и т.д.

Особенно выразительны отрицательные корреляции шкалы «личностной отстраненности» практически со всеми ценностями самоактуализации.

Собственно, эта таблица иллюстрирует и подтверждает справедливость нашей гипотезы об отрицательной связи самоактуализации с выгоранием.

Аналогичным образом соотносятся между собой шкалы теста Бойко и теста «смысло-жизненных ориентаций», хотя значимых корреляций в этом случае меньше:

Табл.2 Корреляционные связи признаков выгорания со шкалами теста СЖО

 

ОЖ

1 (цели)

2 (процесс)

З (результат)

4 ( локус контроля - Я)

5 ( локус контроля - жизнь)

Психотравм обст-ств

-0,34

-0,20

-0,24

-0,49

-0,15

-0,39

Тревога и депрессия

-0,34

-0,33

-0,34

-0,44

-0,20

-0,24

Эмоц_дефицит

-0,34

-0,22

-0,44

-0,19

-0,22

-0,38

Личност_отстран-ть

-0,42

-0,17

-0,43

-0,56

-0,29

-0,26

Психовегет наруш

-0,15

-0,01

-0,07

-0,41

0,01

-0,27

 

Разнонаправленный характер корреляционных взаимосвязей симптомов выгорания мы видим со шкалами теста Кэттелла (табл.3). Так, шкала С Кэттелла (эмоциональная устойчивость, сила Я) отрицательно коррелирует с «психотравмирующими обстоятельствами», с «тревогой и депрессией», с «неадекватной эмоциональной избирательностью» и еще с четырьмя шкалами теста Бойко. В то же время шкалы L, О, Q4 теста Кэттелла (подозрительность, тревога, напряженность) коррелируют с вышеназванными шкалами теста Бойко положительно. Хотя в данном случае речь идет не о самоактуализации, а о личностных характеристках эмоционально-чувственной направленности, эти данные могут подсказать направленность психокоррекционного воздействия на сотрудников турагентства.

Табл. 3

 

C

G

L

M

O

Q1

Q4

Психотравм обст-ств

-0,549

0,284

0,446

0,038

0,513

-0,154

0,527

Тревога и депрессия

-0,492

0,092

0,648

-0,160

0,577

-0,123

0,457

Неадекв_эмоц избират

-0,355

-0,145

0,330

-0,157

 0,373

-0,096

0,534

Эмоц-нравств дезо

0,127

-0,393

-0,122

-0,064

-0,284

0,449

-0,332

Редукц_професс

-0,279

0,134

0,568

-0,252

0,446

-0,073

0,421

Эмоц_дефицит

-0,357

-0,128

0,270

-0,046

0,271

0,024

0,532

Эмоц_Отстраненность

-0,381

-0,123

0,418

-0,390

0,066

0,120

0,226

Личност_отстран-ть

-0,469

0,063

0,415

-0,128

0,505

-0,020

0,532

Психовегет наруш

-0,458

0,218

0,412

0,099

0,307

-0,105

0,270

 

Разнонаправленность корреляционных связей между пунктами анкеты: «возраст», «удовлетворенность работой», «удовлетворенность зарплатой» и некоторыми шкалами тестов Бойко и САМОАЛ (табл.4) настолько же очевидна, насколько и выразительна. Так, согласно данным таблицы, с возрастом снижается неудовлетворенность собой и эмоциональный дефицит, при этом повышается ценность «отношение к человеку». С удовлетворенностью своей работой снижается ощущение «загнанности в клетку» и повышается ценность «ориентации во времени» (человек более склонен «жить настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом"»). С удовлетворенностью зарплатой также снижается ощущение «загнанности в клетку» и повышается ценность «познания». То есть как «выгорание», так и ценности самоактуализации тесным образом связаны с элементарными условиями существования человека: «бытие определяет», а, следовательно, могут меняться не только посредством психокоррекции, но и посредством справедливого морального и материального поощрения.

 

 

Табл.4

 

Тест Бойко

Тест САМОАЛ

 

Неудовл собой

Загнанность в клетку»

Эмоц_дефицит

1.ориент_t 3.взгляд_человека 4.познание

ВОЗРАСТ

-0,396

-0,246

-0,397

-0,004

0,411

0,053

раб_1-10

-0,333

-0,542

-0,312

0,365

-0,109

0,070

зрпл_1-10

-0,246

-0,542

-0,08

0,320

-0,092

0,358

 

 

Далее, респондентов нашей выборки можно дифференцировать по различным подгруппам на основании анкетных данных. В табл.5 мы рассматривает различия между замужними и незамужними сотрудницами:

Табл. 5. Mann-Whitney U Test By variable замужем. Marked tests are significant at p <,05000

 

Rank Sum

Rank Sum

U

Z

p-level

Valid N

Valid N

 

замужем

не замужем

 

 

 

замужем

не замужем

6.автономность

222,50

305,50

69,50

-2,19

0,03

17

15

9.аутосимпатия

203,00

325,00

50,00

-2,93

0,00

17

15

10.контактность

200,00

328,00

47,00

-3,04

0,00

17

15

11.гибгость в общении

209,00

319,00

56,00

-2,70

0,01

17

15

E

227,00

301,00

74,00

-2,02

0,04

17

15

L

222,50

305,50

69,50

-2,19

0,03

17

15

Неудовл собой

210,00

318,00

57,00

-2,66

0,01

17

15

 

Из таблицы можно видеть, что незамужние сотрудницы значимо превосходят замужних по четырем параметрам самоактуализации, а также по выраженности параметра «неудовлетворенность собой» (шкала теста Бойко) и по двум шкалам Кэттелла (они более доминантны и менее доверчивы). В отношении самоактуализации эти различия можно интерпретировать следующим образом: с одной стороны, замужние, придавленные, так сказать, семейным бытом, могут и не иметь времени, а может, и желания «самоактуализироваться», а с другой – незамужние могут имитировать качества самоактуализации, интуитивно полагая, что такие качества повышают их привлекательность для партнера, желающего вступить с ними в брак. Поскольку подавляющее большинство незамужних женщин желают изменить свой статус на «замужних», такое предположение имеет под собой основание. На это же предположение работают и различия по шкале «неудовлетворенность собой», и по шкалам Кэттелла.

Табл 6. Различия между двумя подгруппами - по доходу

 

 

 

 

Rank Sum

Rank Sum

U

Z

p-level

p-level

Valid N

Valid N

 

ср

низкий

 

 

 

 

ср

низкий

ОЖ

409,0000

56,0000

35,0000

1,9184

0,055066

0,054850

24

6

1 (цели)

418,0000

47,0000

26,0000

2,3850

0,017080

0,016773

24

6

зрпл_1-10

416,5000

48,5000

27,5000

2,3072

0,021043

0,019161

24

6

 

Из Табл.6 мы видим, что работники с более высокой зарплатой превосходят тех, кто имеет низкий доход по трем параметрам - осмысленность жизни, удовлетворенность зарплатой и наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Это очередной раз доказывает, что материальное поощрение влияет не только на профессиональное выгорание, но и на осмысленность жизни в целом, это дает возможность ставить цели на будущее.

Табл 7. Различия между двумя подгруппами - по "работаю по своей специальности" (да); "не по своей" (нет)

 

Rank Sum

Rank Sum

U

Z

p-level

p-level

Valid N

Valid N

 

 

 

да

нет

 

 

 

 

да

нет

 

 

B

103,0000

425,0000

58,0000

-1,90704

0,056516

0,049905

9

23

 

 

G

92,5000

435,5000

47,5000

-2,34713

0,018919

0,015861

9

23

 

 

I

101,5000

426,5000

56,5000

-1,96991

0,048850

0,046399

9

23

 

 

ВОЗРАСТ

91,5000

436,5000

46,5000

-2,38904

0,016893

0,016642

9

23

 

 

раб_1-10

192,0000

336,0000

60,0000

1,8232

0,068272

0,063380

9

23

 

 

зрпл_1-10

195,5000

332,5000

56,5000

1,9699

0,048850

0,045724

9

23

 

 

 

Данная таблица иллюстрирует то, что женщины , которые не работают по специальности имеют более высокий уровень эрудиции и вербальной культуры, более настойчивы организованны и старше, нежели те, кто работает по специальности. А работники, которые работают по специальности более удовлетворены своей зарплатой и им больше нравится их работа . Эти результаты очевидно объясняются, что работающие по специальности  младше и возможно не так давно закончили институт , а также не успели разочароваться в профессии.

Таблица 8.

 

Психотравм обст-ств

Неудовл собой

Загнанность в клетку»

Тревога и депрессия

Неадекв_эмоц избират

Эмоц-нравств дезо

Эконом_эмоций

Редукц_професс

Эмоц_дефицит

Эмоц_Отстраненность

Личност_отстран-ть

Психовегет наруш

Жен моды

0,25

0,41

0,35

0,29

-0,17

0,18

0,27

0,01

0,30

-0,09

0,00

0,10

науч.-поп

-0,02

-0,15

0,09

-0,21

-0,02

-0,35

-0,13

0,00

-0,08

-0,16

-0,18

-0,15

Соц.С

0,17

0,07

0,07

0,25

0,23

-0,25

0,53

0,00

0,33

-0,23

0,12

0,10

ТВ

0,42

0,06

-0,09

0,38

0,10

-0,15

0,00

0,22

-0,04

0,48

0,47

0,28

чтение

0,35

0,32

0,25

0,21

0,08

-0,25

0,04

0,17

0,32

0,15

0,17

0,08

культ.зав.

-0,10

-0,06

0,06

-0,35

-0,29

0,13

-0,18

-0,19

0,10

-0,22

-0,33

0,01

Кино

0,04

0,53

0,39

0,14

0,19

0,25

0,22

0,18

0,50

0,05

0,13

-0,26

Эстрад

0,02

0,35

0,27

0,17

0,25

0,01

0,25

0,25

0,45

0,21

0,10

-0,14

Культур

-0,02

0,20

0,09

0,03

0,16

0,02

0,24

0,13

0,36

0,00

-0,08

-0,14

 

Из Таблицы 8 мы видим, что большинство представленных способов проведения досуга положительно влияют на профессиональное выгорание.

Чтение журналов мод имеет прямую корреляцию с неудовлетворенностью собой и загнанностью в клетку. Также на неудовлетворенность собой влияют походы в кино и на концерты эстрадной музыки. Вероятно, это связано с тем, что представленные в журналах и кино «модели жизни» не совпадают с собственной, также это может быть реакцией на красивых женщин с идеальной внешностью и фигурой , которые часто снимаются для таких журналов и кино. А вот научно-популярные журналы имеет обратную корреляцию со шкалой эмоционально-нравственная дезориентация , которая выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов. Провождение времени в соц. сетях имеет положительную корреляцию со шкалой расширение сферы экономии эмоций: эмоциональное истощение, которое заставляет уходить от общения, замыкаться с целью восстановления душевных сил, экономии эмоциональных ресурсов. Это может быть связано с тем, что не всегда там пишут люди, с которыми хочется общаться, а может быть с тем, что процесс общения в соц. сетях является очень выматывающим из-за большого количества людей, которые пишут и им приходится отвечать «из вежливости». На эмоциональный дефицит (человек не в состоянии входить в положение других людей, соучаствовать, сопереживать,) влияют походы в кино, на концерты эстрадной музыки и в культурные заведения. Возможно, это связанно с тем, какую модель поведения диктует общество, особенно звезды эстрады и герои кино. Но культурные заведения имеют отрицательную корреляцию с тревогой и депрессией.

Больше всего положительных корреляционных связей между просмотром телевизора и эмоциональным выгоранием. Имеются положительные корреляции со шкалами тревога и депрессия, психотравмирующие обстоятельства, эмоциональная и личностная отстраненность. Это тоже объяснимо, так как об отрицательном влиянии просмотра ТВ говорится давно и очевидно, что женщины, которые не могут разнообразить свой досуг и смотрят ТВ, вполне могут иметь такие симптомы.

 

                                  Рекомендации.

Исходя из того что  профессиональное выгорание имеет 30 человек из 33 т.е. 91% имеют сложившиеся симптомы. И все они в сфере эмоционального истощения, экономии на эмоциях, утраты интереса к людям в первую очередь необходимо использовать большой арсенал психотерапии и различных психотренингов, которым владеют профессионалы-психологи и игротехники и проводят их в организациях. В крупных предприятиях часто проводятся подобные мероприятия, «игры для взрослых», обостряют внимание сотрудников, повышают их работоспособность, способствуют сближению сотрудников . Часто используются ролевые игры, деловые игры и тренинг толерантности (ориентированный на толерантное отношение к раздражающим факторам), ситуативные тренинги. Также существуют тренинги и семинары, которые обычно называются «Профилактика профессионального выгорания», где участники могут познакомиться с синдромом профессионального выгорания и освоить методы и приемы ,помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса. Любые тренинги на сплочение коллектива и коммуникативные тренинги также хороши в данной ситуации.

Обучение один из самых эффективных средств избежания выгорания. Человека это может стимулировать и нацеливать на успех в работе. Это может быть не только приобретение новых современных знаний, но и «преодоление себя». В связи с этим работнику очень важно почувствовать переход на новый уровень, особенно если на память о «преодолении» остается какой-то символ: награда, свидетельство, сувенир, диплом,. Часто участие в выездных семинарах, тренингах,, курсах повышения квалификации становится хорошим стимулом к преодолению рутины и профессионального выгорания. Помимо этого, этими мероприятиями сглаживают «профессиональную деформацию личности» (это когда полицейский в каждом человеке неосознанно видит потенциального преступника, врач – больного, а воспитатель – нерадивого ученика).

Еще стимулом может являться – конструктивная оценка. Работники нуждаются в том, чтобы их работу оценивали. 

Также исходя из исследования, работники нуждаются в поощрении.

Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности:

· выдает премию;

·   объявляет благодарность;

·   представляет к званию лучшего по профессии.

·   награждает ценным подарком;

·   почетной грамотой;

Поощрение работников может быть как материальным, так и моральным.

Материальным методом поощрения может быть премия, повышение заработной платы, подарок (например, билеты в театр лучшему сотруднику месяца).

К моральным методам поощрения можно отнести периодическое проведение доверительных бесед с сотрудниками. Похвала, подбадривание, также повышает "боевой дух" сотрудника. Руководителю важно показывать, что он видит успехи подчиненных. Это может быть даже вручением грамот за отличную работу или ежемесячная премия "сотрудник месяца" в каждом отделе.

 

Заключение.

В теоретической части мы рассмотрели историю возникновения самоактуализации. Выяснили, что людям с высоким уровнем самоактуализации присущи такие черты ,как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других. Выяснили что эта концепция неоднократно критиковалась, в том числе из-за того, что достичь самоактуализации практически нереально.

Также были рассмотрены факторы, которые мешают её достичь, что это дается нелегко и всегда существует большой ряд трудностей и препятствий на этом пути. Поэтому достигает её столько малый процент. А также мы рассмотрели взаимосвязь самоактуализации и профессионального выгорания.  

В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь характера самоактуализации личности с уровнем профессионального выгорания.

Выявлены корреляционные связи между шкалами теста самоактуализации и шкалами теста Бойко. Они имеют отрицательную направленность. В частности: позитивное ценностное отношение к человеку, отрицательно коррелирует со шкалой «Психотравмирующие обстоятельства», с «неудовлетворенностью собой», с дефицитом эмоций, личностной отстраненностью; ценность познания – с тревогой и депрессией; ценность спонтанности – с неадекватной эмоциональной избирательностью; ценность контактности – с экономией эмоций и т.д.

Особенно выразительны отрицательные корреляции шкалы «личностной отстраненности» практически со всеми ценностями самоактуализации.

Что подтверждает справедливость гипотезы об отрицательной связи самоактуализации с выгоранием. Также в ходе исследования были выявлены другие факторы, которые влияют на профессиональное выгорание: это чтение журналов мод, просмотр телевизора, посещение концертов эстрадной музыки. Это позволяет говорить о том, что качество и способы проведения своего досуга непосредственно влияют на профессиональное выгорание.

Это все говорит о том, для того чтобы стать «всем, чем возможно» удовлетворить потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала необходимо не только прислушиваться к себе, работать над собой, но и внимательно отнестись к выбору организации и профессиональной деятельности, а также к выбору своего досуга.

 

 

Список литературы:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и ислледования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. 1999.

2. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.

3. Бодалев А. А. Психология о личности. - М., 1998.

4. Василенко А.Ю. Вектор науки ТГУ. № 1(4), 2011 САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИСИНДРОМА ЭМОЦИОРАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ © 2011

5. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека . Прикладная психология и психоанализ. - М.; 2001. - №4.

6. Воронкина С.И. Кудрявцева М.В. Некоторые особенности самоактуализационных характеристик студентов-психологов. РОССИЙСКИЙ ВУЗ: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ЛИЧНОСТЬ: Матер. Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. Ростов-на-Дону,1999.

7. Городилова, Е.Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью: Автореферат дис. канд. псх. наук Е.Н. Городилова. Пермь, 2002. – С. 34- 36

8. Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу// Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm

9. Драчева Е.Л. Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство, 2002.

10. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.

11.  Карандашев В.И. Психология: Введение в профессию. М: Смысл,2000.

12. Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

13.  Константинов В. В. ПРАКТИКУМ ПО ПСИхОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ САРАТОВ – ПЕНЗА 2006

14. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. С-Пб. : ЦИПКО, 1997.

15.  Купер К.Л., Дэйв Ф.Дж., О’Драйсколл М.П.. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение: пер. с англ. М.: Гуманитарный Центр, 2007.

16. Ладанов И.Д. Практические менеджмент.:М,1995

17.  Ланг Л. Зигерт В., Руководить без конфликтов. – М. 1990.

18.  Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М.: ЧеРо, 2002.

19.  Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000.

20.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

21. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997

22.  Маклаков, А. Г. Общая психология : Учеб. пособ. / Маклаков А. Г. - СПб.: Питер, 2007.

23.  Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2010.

24. МаслоуА. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997 К.: PSYLIB, 2003

25. Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. Л.,1960.

26. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. – СПб.:Речь, 2006.

27.  Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс - М.: Прогресс, 1998.

28.  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

29.  Рыкова Б. В. Сафронова О. В. Гуманитарные исследования.// Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. 2006. №4

30.  Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г.

31. Селевко Г. К., Селевко А Г., Левина О.Г. Самосовершенствование личности (самоактуализация). - М., 1999.

32.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии. 2002.

33.  Холл Кэлвин С. Теории личности. - М., 1997.

34. Хьел Л., Зинглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. - Харьков, 1997.

35.  Ярошевский М. Г. История психологии, - М., Мысль, 1976.

36. Malanowski J.R., Wood P.H. Burn-out and Self-Actualization in Public School Teachers // Journal of Psychology. 1984. №. 1

37. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. – In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.,

38. .http://petrostat.gks.ru/digital/region9/default.aspx).

39. http://hpsy.ru/public/x041.htm

40. http://www.webpolyglot.ru/knowledge/correction03/26.php

41. http://www.elitarium.ru/2012/02/20/print:page,1,predotvratit_professionalnoe_vygoranie.html

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...