Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «самоактуализация» в гуманистической психологии.




Интерес к проблеме саморазвития и самоактуализации давно имеет место быть и в зарубежной и в отечественной психологии, например, ее изучали А. Маслоу, К. Роджерс и В. Франкл, в России этим занимались Л. Гозман, В. Кроз, А. Леонтьев. Эта тема вызывает также большой интерес и со стороны общества.

Если на Западе самоактуализация считается «культурным стереотипом» [21, с. 15], то у нас в стране этот вопрос интересует всех остро в последние годы.

С развитием психологии в России пришла мода не только на физическое здоровье, но и на психологическое. Тем более такие понятия как «личностный рост», «самоактуализация», «самость» и т.д. широко освещены в СМИ. Про это часто пишут в журналах, газетах и особенно часто в социальных сетях. Образование и информация сейчас более чем доступны, по этому интерес к теме самоактуализации вполне объясним.

В научном плане проблема самоактуализации имеет непростой разнонаправленный характер, так как самоактуализация является понятием из разных наук: социологии, философии, педагогики, акмеологии, синергетики, медицины, валеологии, и других наук об обществе и человеке. Не смотря на это, все-таки, психология имеет больший приоритет в темах о человеческих возможностях и условиях раскрытия потенциала человека. Также проблема самоактуализации в психологии носит межпарадигмальный характер, потому что в наше время не существует единственной парадигмы представлений о самоактуализирующейся личности [14, c. 87]

Понятием и идеей самоактуализации активно интересовался Маслоу, основатель гуманистической психологии, который решил, что психоанализ, это метод скорее для решения таких проблем, как психопатия и он неплох для психотерпии, но не подходит для работы со здоровыми людьми,

О психоанализе он писал : «Представляется одностороннее, искореженное подчеркивание человеческих слабостей и недостатков, и это претендует на полное описание человека... Практически все деятельности, которыми человек гордится, которые придают значение, ценность и богатство его жизни, либо опускаются, либо патологизируются Фрейдом». [8]

Гуманистическая психология, в связи с влиянием на нее экзистенциальной философии, своим предметом изучения выдвигает человека, как единое целое, в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализацию личности, ее высшие ценности и смысл, любовь, творчество, свободу, ответственность, автономию, переживания мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т.п [34, c.125].

Гуманистическая психология, которая объединила большую группу европейских психологов в руководстве, которой стоял А. Маслоу, в 60-е годы приобрела достаточный вес и в связи с этим приобрела название “третьей силы” в западной психологии [33, c.26] Поэтому концепция самоактуализации становилась все популярнее.

В основе концепции самоактуализации находится индивидуальный опыт человека, процесс постоянного выбора, способность открывать в себе уникальный личностный потенциал.

Первый термин "самоактуализация" ввел К.Гольдштейн в 1939. Так он обозначил активность биологического процесса, который существует в любом живом организме. Самоактуализация обозначалась, как способность перестройки организма под воздействием травмы [22 c.12]. В 1954 году, Маслоу, который являлся его учеником, ввел этот термин, как уникальную, цельную саморазвивающуюся систему. В предисловиях к своим работам он пишет: «Этот термин, впервые встречающийся у К.Гольдштейна, нами употребляется в гораздо более специфическом значении. Он означает стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций» [24, С.69]

Также этот термин рассматривал К. Роджерс, он считал, что человек от природы имеет все необходимые компетенции, чтобы развить свои возможности. На данный момент термин «самоактуализация» чаще всего связывают с именами, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

К. Роджерс выдвинул следующую гипотезу о том, что всё поведение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность»[27, c. 45].

По К. Роджерсу, самоактуализация - это такое проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

Роджерс считал, что  в психике человека есть две тенденции, они врождненые. Первая, которую он назвл «самоактуализирующей тенденцией», имеет с самого начала в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая — это «организмический отслеживающий процесс» — он представляет механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «я», которая включа-ет «идеальное я» и «реальное я». Эти подструктуры структуры «я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии [24, c. 73].

Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, самосозидании своего “феноменального мира” [29, с. 56]

О «третьей силе», т.е. о гуманистической психологии Малоу впоследствии он писал так: «Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это - интеграция Гольдштейна (и гештальтпсихологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском Университете»[8].

Итак, история самоактуализации начинается с обожания Маслоу своих учителей , которых звали Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер. Он заметил, что у определенных успешных людей, есть общие черты и начал их изучать.

Маслоу считал, что для исследования необходимо выбирать здоровых, счастливых, добившихся успехов, в общем, состоявшихся людей.

После исследования он даже, опубликовал список качеств, которые присуще самоактуализирующимся людям, на основе которых были составлены тесты. Впоследствии уровень самоактуализации можно было измерить. 

Большое исследование на тему самоактуализации провел Маслоу.  Исходя из того, что он считал, что обследовать нужно здоровых, а не невротиков, как психоналитики, он выбрал 18 здоровых, зрелых, реализовавшихся личностей. При этом 9 из них были его современниками, а 9 – историческими личностями. В группу входили такие люди как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт и другое.

В последствии Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

- полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);

- принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

- профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

- автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

- способность к пониманию других людей, внимание и доброжелательность к людям;

- постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

- различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);

- спонтанность, естественность поведения;

- юмор;

- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

- готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [23, С.189].

При этом необходимо отметить, что Маслоу говорил, что недостатки у самоактуализирующейся личности, это нормально. Речь не идет о «сверх- человеке».

Самоактуализация стоит в иерархии фундаментальных ценностей по Маслоу на самом верху:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребности самоактуализации (развитие способностей) [40].

Т.е. изначально было выдвинуто предположение, что только после удовлетворения первых четырех потребностей, можно удовлетворить потребность в самоактуализации.

Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей познания, обозначив их Б и Д (например, Б-любовь и Д-любовь), а также ввел термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту [40].

Единственное, Маслоу ясно так и не сказал, как развиться и стать самоактуализирующейся личностью. Одно из немного, что он сказал на этот счет, это то, что «самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя» [37], что ещё больше затрудняет поиск путей к достижению «самореализации Я».

Помимо замечательных отзывов самоактуализация получила немалую долю критики. В гуманистической психологии взгляд на природу человека достаточно оптимистичен. Это направление признает своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. [35, c.82]

Абрахам Маслоу решил изучать 1% выдающихся людей, потому что он считал, потому что если изучать ненормальных людей, это получится ненормальная психология, а вот если изучать выдающихся людей, то получится выдающаяся психология. И тут у многих возник вопрос : «А имеет ли его теория связь с реальностью? Так ли все обстоит на самом деле?». Наш современник Джон Н. Грей, британский политический философ и писатель, бывший профессор школы мысли в европейской Лондонской школе экономики, выдвигал интересные идеи, на тему того теория самоактуализации у гуманистов - это форма религии. Так как идея о том, что люди развиваются и становятся только лучше, не совпадает с реальностью.

Прохождение пирамиды Маслоу, по мнению Грея, выглядит абсолютно иначе. Сразу после того, как человек обеспечит себя базовыми потребностями он совершенно не обязательно сядет за творчество и станет счастливым. Может быть, некоторые люди так и поступят, но в большинстве люди столкнутся – со скукой и бездельем. А это обязательно приведет к популярности наркотиков и девиантному поведению.

Также Виктор Франкл подвергал критике концепцию самоактуализации. Он считал, что в основе этого процесса лежит поиск смысла. Самоактуализацию можно получить, как сопутствующую награду, на этом пути. Центральной характеристикой человеческих стремления является - самопреодоление.

Также самоактуализацию критикуют из-за недостаточного научного обоснования. Общество тоже негодует, от того, что Маслоу написал, такую интересную теорию. Описал идеального, счастливого человека, сказал, что таким может стать практически каждый. А как таким стать, нормально не объяснил.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...