Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ




КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кинохроника, система Интернет и др.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе, форма массового духовного общения людей.

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ— официальный доку-

мент, распространяемый МИД, включающий различную по форме подачи и содержанию информацию о тех или иных событиях и явлениях в стране и за рубежом.

ЗАЯВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД— высокий уровень официального заявления внешнеполитического ведомства, распространяемого с целью привлечь внимание к тому или иному вопросу внутренней и внешней политики государства, событию или процессу в стране или за ее пределами.

Дипломатическая служба, как и любой иной политический институт, тесно связана со всеми структурами гражданского общества. Не являются исключением и средства массовой информации (СМИ) — пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, Интернет и др., обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Взаимодействие внешнеполитического ведомства, его аппарата со СМИ не только желательно, но и жизненно необходимо, из года в год приобретает все большую практическую значимость.

Государство и СМИ: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия

В настоящее время информационное сопровождение внутренней и внешней политики России, взаимодействие отечественной государственной службы со средствами массовой информации вышли на качественно новый уровень, носят многофункциональный характер.

Не следует забывать и об изменениях самой информационно-коммуникационной сферы, места и роли средств массовой информации во всем мире. Информационная революция в сочетании с процессом глобализации оказывают мощное воздействие на мировую политику и международные отношения. Независимые средства массовой информации все чаще берут на себя роль проводников внешней политики, активно и целенаправленно доводят до мировой общественности конкретные аспекты внешнеполитического курса и внутренней политики страны.

Действовать же в области информации приходится, по крайней мере, на трех направлениях: а) содействовать укреплению информационной безопасности государства, б) использовать современные информационные технологии для формирования объективного положительного восприятия России в мире, в) своевременно обеспечивать руководство страны и дипломатическое ведомство объективной и добротной информацией1.

В России демократические преобразования создали благоприятные условия для становления и развития средств массовой информации. Нормативно-правовая база для этого была заложена законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. №2124-12,открывшим широкие возможности для распространения и обмена информацией. В законодательном порядке были закреплены принципы гласности и открытости власти для СМИ, нормативно определены права и свободы в сфере производства и распространения информации, намечены меры по защите журналистов от всякого рода произвола. Тем самым были сформулированы основополагающие принципы взаимодействия СМИ с государственными властными структурами.

Принципиальные положения функционирования СМИ и их взаимоотношений с государственными органами получили дальнейшее развитие в указе Президента Российской Федерации «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2093, в котором было зафиксировано, что все средства массовой информации и те структуры, которые на законных основаниях занимаются сбором, анализом и распространением информации, находятся а) под защитой государства; б) государство гарантирует им самостоятельность, свободу и невмешательство в оперативную информационную политику; в) все без исключения органы государственной власти и должностные лица, общественные организации и объединения несут ответственность за какие бы то ни было попытки давления на журналистов, за ущемление законного права граждан на свободу слова и получение достоверной информации.

Государство официально определило свою заинтересованность в развитии и совершенствовании информационного пространства российского общества, рассчитывая на обстоятельное и объективное освещение в средствах массовой информации деятельности Президента и Правительства Российской Федерации, всех органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления. При этом, естественно, учитывается, что СМИ — особая система всестороннего обмена сообщениями в масштабах всего общества, что только они способны обеспечить комплексность, своевременность, оперативность и практически одновременную потребляемость информации во всех точках и уголках страны.

Демократические преобразования и новая правовая база создали благоприятные условия и для информационной деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений. Пресс-службы МИД и российских посольств за рубежом не только поддерживают постоянные рабочие контакты со СМИ, но и создают новые формы информационного взаимодействия, отвечающие потребностям динамично развивающейся информационной сферы. Увеличение скорости передачи информации, неуклонный рост количества СМИ, появление и активное развитие Интернет-коммуникации и интерактивного распространения информации — все это ставит перед МИДом и его пресс-службойновые задачи. Результаты подобного «реагирования» очевидны: решительный выход Министерства и загранучреждений в Интернет, создание сайтов и ряда «виртуальных» информационных продуктов, реорганизация традиционных печатных изданий.

Подобная активизация информационного направления деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и его загранучреждений стала возможной при оптимальном сочетании новых подходов с обобщением всего накопленного опыта информационно-разъяснительной работы в деле информационного сопровождения внешней политики.

1См.: Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.

2Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N° 7. Ст. 30. Позже в него вносились поправки и изменения. См. федеральные законы от 13 января 1995 г. № 6-ФЗ,от 6 июня 1995 г. №87-ФЗ,от 19 июня 1995 №114-ФЗ,от 27 декабря 1995 г. №211ФЗ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...