Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице — к стране и народу,




которые он представляет.Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы протокола регулируют практически все формы дипломатической практики. В зависимости от состояния политических отношений с той или иной страной при применении правил протокола им придается большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц и т.п.

Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Общение дипломатов со своими коллегами, с правительственными, общественными и деловыми кругами страны пребывания производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и этими кругами.

Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление

хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство.Правила дипломатического этикета диктуют формы обращения, переписки, строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т.п. Они же предъявляют определенные и довольно строгие требования к внешнему виду дипломата и дипломатического служащего, его одежде, манерам, поведению.

Весьма образно охарактеризовал протокольные нормы известный французский дипломат Жюль Камбон: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными Таково уж свойство обычаев: хотя их и критикуют, им следует подчиняться. Не делать этого так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках»1.

Признавая и соблюдая общепринятые нормы международной вежливости, российский дипломатический протокол не делает различий между представителями больших и малых государств, не допускает никакой дискриминации по национальному и иному признаку.

В системе российской дипломатической службы вопросами протокольной практики занимается Департамент государственного протокола (ДГП), являющийся политическим структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны.

Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным

1 См.:Камбон Ж. Дипломат. М, 1946. С. 53.

 

законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о МИД России, приказами и указаниями руководства министерства, а также утвержденным Министром «Положением о Департаменте государственного протокола». Работу с иностранными партнерами строит с учетом общепринятых в международной практике протокольных норм, положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., характера двусторонних отношений между государствами.

Департамент возглавляет директор, назначаемый приказом министра в соответствии с решением Коллегии Министерства иностранных дел. В круг его обязанностей входит решение штатных и кадровых вопросов, утверждение должностных инструкций, обеспечение сохранности государственной и служебной тайны, контроль за соблюдением государственного протокола в других ведомствах. По всем вопросам, относящимся к компетенции департамента, он представляет МИД во всех министерствах и ведомствах России, а также в учреждениях и организациях иностранных государств.

На эту должность как правило назначается высококвалифицированный профессиональный дипломат, чаще всего в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла (или Посланника), непременно имеющий большой опыт работы в центральном аппарате МИД и за рубежом, человек интеллигентный, деловой, с явно выраженными чертами организатора.

Вопросами протокольной работы в дипломатическом представительстве занимается специально выделенный для этой цели сотрудник — «шеф протокола», который непосредственно подчиняется главе представительства. Часто функции такого шефа совмещает помощник посла или другой оперативный сотрудник представительства. Поскольку этот сотрудник действует от имени главы дипломатического представительства, его указания по вопросам церемониала и протокола обязательны для всего персонала представительства.

Департамент государственного протокола МИД состоит из трех подразделений: отдел по пребыванию дипломатического корпуса, отдел визитов и делегаций, отдел информационной работы с дипломатическим корпусом, регистрации и правительственных телеграмм.

Одной из основных задач департамента является осуществление средствами и методами дипломатического протокола внешней политики Российской Федерации, координация деятельности министерств и ведомств в соответствии с их функциями, определенными «Основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации».

В задачи департамента также входит:

а) защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;

б) контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и соответствующих положений российского законодательства;

в) разработка предложений и осуществление мероприятий протокольного и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;

г) контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;

д) подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;

265

е) подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представителей.

По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России. Тесно взаимодействует департамент со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

В соответствии с задачами и функциями департамент укомплектован соответствующими штатами специально подготовленных дипломатических служащих и работников организационно-техническогоперсонала. Большинство из них — выпускники Дипакадемии, МГИМО(У) и других ведущих вузов страны, долгое время проработавшие на оперативной дипломатической работе, прошедшие стажировку в аналогичных структурах за рубежом. Успех их деятельности — залог высокого авторитета, слаженности и стабильности работы дипломатического ведомства в целом.

Высококвалифицированный кадровый состав департамента позволяет ежегодно обеспечивать проведение сотен дипломатических визитов на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел, различного рода приемов, обедов и других протокольных мероприятий. Организовать и даже технически обеспечить их непросто. Все надо продумать, проверить, предусмотреть, начиная с решения вопросов о характере, от чьего имени и ради чего устраивается мероприятие, его месте и времени, и заканчивая процедурой прощания. И все это с учетом традиций и обычаев других стран, особенностей российского протокола.

Об объемах нагрузки на департамент говорят и другие факты. Например, один, а иногда два служащих ДГП, в обязательном порядке работают с каждой иностранной делегацией на протяжении всего периода ее пребывания в России. Не менее четырех раз в год проводятся церемонии вручения верительных грамот (из 155 глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве, ежегодно меняется до одной трети). Немало сил и времени уходит на решение проблем, связанных с нарушениями членами дипломатического корпуса правил дорожного движения.

За всем этим — опыт и анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, нервы и здоровье. Уровень загрузки практически предельный, не говоря уже об ответственности. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает.

Каждого сотрудника должны отличать собранность, пунктуальность, аккуратность, высочайшее знание международной жизни и всех тех вопросов, которыми в данный момент занимается ДГП. Не говоря о правилах и тонкостях дипломатического этикета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...