Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности человека




 

Психика-это свойство нервной системы, благодаря которому: осуществляется связь с внешним миром; координируется работа всего организма; организм действует в ответ на раздражающие сигналы (рефлексы).

Психика человека проявляется в следующих трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы - это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (ощущение, восприятие, память и мышление, эмоции, воля и тому подобное).

Психические состояния отображают сравнительно длительные душевные переживания, влияющие на жизнедеятельность человека (настроение, депрессия, стресс).

Психические свойства - устойчивые качества, создающиеся в процессе жизнедеятельности человека и характеризующиеся его способностью отвечать на определенные действия адекватными психическими реакциями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллект и тому подобное).

Психика человека тесно связана с БЖД. Причинами большинства несчастных случаев (до 75 %) могут быть внутренние факторы (индивидуальное психологическое, физиологичное или эмоциональное состояние, недостаток знаний и опыта), влияющие на действия, поступки, поведение в процессе жизнедеятельности.

Нервная система сочетает деятельность всех органов и обеспечивает функционирование организма как единого целого. Она воспринимает внешние и внутренние раздражения, анализирует эту информацию, выбирает и координирует функции организма.

Человек имеет центральную и вегетативную нервные системы. Центральная нервная система руководит связью человека с внешним миром и включает: спинной мозг, ствол мозга, большие полушария головного мозга, связанные с промежуточным мозгом.

На мозг человека беспрестанно действуют разнообразные по количеству и качеству множественные раздражители из внутренней и окружающей среды, вызывающие создание безусловных и условных рефлексов в организме человека, и все это взаимодействует, систематизируется, уравновешивается и заканчивается созданием динамического равновесия. Возникновение неожиданной и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой, то есть к стрессу.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, она включает: нервные узлы, находящиеся около внутренних органов; чувствительную и получувствительную системы; высшие центры, расположенные с разных сторон ствола мозга и полушарий.

Вегетативная нервная система связана с центральной системой и поддерживает постоянство внутренней среды (температуру тела, состав крови), регулирует работу органов кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринных желез, обмен веществ.

Наличие мозга, нервных систем, эндокринных желез дает возможность организму реагировать адекватно к возможным изменениям. Связь между ощущением и поведением устанавливается в определенных участках коры головного мозга, т. е вырабатывается рефлекс. Рефлексы могут быть безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это стереотипы поведения, приобретенные человеком в постоянных условиях внешней среды, сформированные в процессе всей предыдущей истории развития, и передающиеся по наследству.

Условные рефлексы - это поведение, приобретаемое в результате обучения или в случае повторяемых действий, которые называются динамическим стереотипом.

 

Значение психики человека в обеспечении БЖД

 

Человеку присущие следующие виды поведения: инстинкт, привычки, осознанное поведение.

Инстинктивное поведение - это действия, поступки, наследуемые видом "homo sapiens". На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества (самосохранение, размножение).

Обычное поведение - это действия, сложившиеся и доведенные до автоматизма путем проб и ошибок или тренировок.

Осознанное поведение - наивысший уровень психического отображения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризует его духовную активность в конкретных условиях.

Различают сознание конкретного человека (знание о мире) и его самосознание (знание о себе - реальных и потенциальных возможностях).

 

Свойства человека

 

К свойствам человека как личности принадлежит все то, что: обусловливает его отличие от других (пол, темперамент, черты); проявляется во взаимодействиях с другими субъектами или предметами окружающей среды (особенности поведения, общения, поведения в конфликтных ситуациях).

Свойства человека можно классифицировать по трем основным признакам:

1. Атрибуты - это неотъемлемые свойства (пол, возраст, темперамент).

2. Черты - это устойчивые свойства, проявляющиеся постоянно (интеллект, характер и тому подобное).

3. Качества - это свойства, имеющие разную степень проявления в зависимости от условий ситуаций (способности, ощущения, восприятия, память, мышления и тому подобное).

 

Атрибуты человека

 

К атрибутам человека принадлежат: пол, возраст, темперамент, здоровье.

Пол - совокупность анатомо-физиологических признаков организма, обеспечивающих продолжение рода и дающих возможность различать женские и мужские особенности.

Возраст - понятие, которое характеризует период (длительность) жизни человека, а также стадии его жизни. Выделяют четыре подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.

Темперамент - это черта, определяющая нашу индивидуальность. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, потому что необходима дополнительная мобилизация организма.

 

Черты человека

 

Черты человека - это устойчивые особенности поведения, повторяющиеся в разных ситуациях и существенно влияющие на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект (понимание) - это умственные способности человека, дающие возможность выделять в ситуации важнейшие свойства и адаптировать к ним наше поведение.

Интеллект позволяет обеспечить реализацию способности человека к оценке ситуации, принятию решения и соответствующего поведения.

Характер - это постоянные черты личности, формирующиеся и проявляющиеся в ее деятельности и общении. Характер, чаще всего, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека.

 

Качества человека

 

Качества человека - это свойства, проявляющиеся в зависимости от сформированных условий и ситуаций.

Способности - это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: прикосновение, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, действия).

Ощущение - это основа знаний человека об окружающем мире, представляющих отображение свойств объектов.

Восприятие - это отображение в сознании человека предметов, как целостных образов при их непосредственном действии на органы чувства.

Память - это способность человека фиксировать, хранить и воссоздавать информацию. Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую и приобретенную.

Генетическая память хранит информацию, накопленную в процессе эволюции в течение многих тысячелетий. Она выражается безусловными рефлексами и инстинктами и передается по наследству.

Приобретенная память хранит информацию, усвоенную в процессе жизни и реализуется в условных рефлексах. Различают следующие виды приобретенной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).

Мышление - это наивысшая форма отображения реальности и сознательной целеустремленной деятельности человека. Вся интеллектуальная деятельность состоит из следующих умственных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Психомоторные способности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.

Внимание - это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, что способствует повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Эмоции - это психические процессы, отображающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживания (аффекты, собственный эмоции, чувства, настроение и стресс).

 

Вопросы для самоконтроля к главе 4

 

1. Какие виды опасности называют социальными?

2. Как классифицируются социальные опасности?

3. Каковы причины социальных опасностей?

4. Что такое терроризм и каковы его признаки?

5. Какие террористические акты наиболее распространены в мире?

6. Назовите основные факторы проявления терроризма в странах постсоветского пространства.

7. Что такое кибертерроризм?

8. Каковы информационные средства и способы влияния на психику человека?

9. Назовите методы манипуляции человеческим сознанием.

10. Какие средства используются для манипуляции массовым сознанием людей?

11. Каким образом используется внушение, как способ влияния на сознание человека?

12. В чем заключается опасность средств массовой информации?

13. Каким образом реклама становится одним из способов влияния на сознание человека?

14. Назовите направления вредоносного действия рекламы.

15. Каковы основные приемы рекламного влияния на человеческое сознание?

16. Каковы основные вредные привычки у современного общества?

17. В чем заключается вред алкоголя для организма человека?

18. Опишите основные правила безопасного поведения в толпе.

19. Как классифицируются анализаторы человека?

20. Как устроены анализаторы человека?

21. Каковы психологические особенности человека?

22. Назовите черты и качества человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...