Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние факторов внеш ср на дыхат систему.




Загрязнение атмосферы (абиотические факторы) - СO2 , табачный дым→никотин→отек легких, продукты промышленного отхода, выхлопные газы.

Загрязнение живыми организмами (биотические факторы) – стрептококки, грипп, ОРЗ, астма, бронхит, танзилит, рак легких, туберкулез(вызывается палочками кокки)

Методы исследования: пневмография, спирометрия, спирография.

3. Трудовое воспитание в процессе обучения биологии.

Трудовое воспитание-процесс вовлечения школьников в разнообразные педагогически организованные виды общественно- полезного труда с целью передачи учащимся минимума производительного опыта, трудовых умений и навыков, развитие творческого практического мышления и трудолюбие.

Задачами труд.воспитания является: развитие готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовойдеятельности. При изучении биологических дисциплин ученики должны приобрести систему политехнических знаний и умений связанных с трудом.Основные умения с/х труда:

-различные виды обработки почвы,внесение удобрений,полив, подготовка и хранение урожая, борьба с/х вредителями

В процессе преподования биологии учебно-практические умения могут перейти в политехнические. Н-р:учебные умения – работать с микроскопом, определителями, распознавание удобрений и другие.К политехническим умениям можно отнести составление плана, работы о выращиванию растений и животных, разработка плана опытов по физиологии растений, учет результатов.

Труд является главным в отношениях человека и природы. В курсе 6кл.уч-ся знакомятся с культ.растениями, приемами их выращивания, ухода за ними. Воспитательным средством м.б. такой труд, кот.организован определенным образом.с определенной целью. В обучении Б. умственный и физический труд сочетаются. Нужно воспитать отнош-ие уч-я к школьному помещению, учебному оборуд-ию. Пользование книгой-основа культурного труда -знакомство по книге с раст-ми и жив-ми, составление паспорта, определение названий по опрел-лям, чтение книг. Куль.труд закл-ся также в коллективной организации труда уч-ся. Воспитание культуры умст.труда, формир-ие умениявыступать с сообщениями-микродокладами, использование наглядных пособий достигается в процессе обучения. При воспитании культуры умст-го и физич-го труда на биолог-омматериале, надо использовать все формы орг-ии: урок,экскурсии,внеурочную, внеклассную,дом.работу и массовые общест-но полезные
мероприятия. Все выполненные работы уч-ся д.б. точными, научно правильными, красиво выполненными, оформленными. Увлеченность трудом у учеников возникает когда работа рук, соединяется с работой головы, когда ученики убеждены в его важности.

Общая биология №6. Химический состав клетки.

Все кл-ки жив-х и раст-х орг-ов, а также микроорганизмов сходны по химическому сос-ву, что свидетельствует о единстве органического мира.

Одни элементы содержаться в Кл-ке в отн-но большом кол-ве, др.- в малом. Особенно велико сод-ие в Кл-ке четырех элементов- кислорода, углерода, азота и водорода. В сумме они сос-т 98% всего сод-го кл-ки. Сера,фосфор,хлор,калий,магний,натрий,кальций,железо сос-ют 1,9%. Все остальные элементы сод-ся в исключительно малом кол-ве( меньше 0,01%)

1.ВОДА.Сос-ет почти 80% массы кл-ки. А. Вода - важнейший компонент клетки. Ей принадлежит существенная и многообразная роль в жизни клетки. Вода определяет физические свойства клетки – объём, упругость. Велико значение в образовании структуры молекул органических веществ, в частности, белков. Велико значение воды как растворителя. Является непосредственным участником многих химических реакций.В. Вещества  растворимые в воде гидрофильные - спирты, амины, углеводы, белки, соли,низкокалорийные органические вещества и др.) нерастворимые в воде гидрофобные -жиры, клетчатка.2.СОЛИ.А. Для процессов жизнедеятельности из входящих в состав солей катионов наиболее важны: К+, Na+, Ca2+, Mg2+ из анионов: HPO4(сверху2‾), H2PO4‾, Cl‾, HCO3‾.В. Концентрация катионов и анионов в клетке и в среде её обитания, как правило, резко различна. Так, внутри клетки всегда довольно высокая концентрация ионов калия и очень малая ионов натрия. Напротив, в окружающей среде – в плазме крови, в морской воде – мало ионов калия и много ионов натрия. Пока клетка жива, это соотношение ионов внутри и вне клетки стойко поддерживается.С. Неорганические вещества содержаться в клетке не только в растворённом, но и в твёрдом состоянии. В частности, прочность и твёрдость костной ткани обеспечивается фосфатом кальция, а раковин моллюсков – карбонатом кальция.3. Органические веществаБелки.Из органических веществ клетки на первом месте по количеству и значению стоят белки. В состав входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота, а также Me-Fe, Zn, Cu. Белкам присуща огромная мон. масса. Строение белков Среди органических соединений белки самые сложные. Они относятся к соединениям называемым полимерами. Её мономером являются нуклеотиды, состоящие нуклеиновые кислоты, т.е. первичная структура белка – это последовательное соединение аминокислот, остающееся за счёт образования пептидной связи.Вторичное строение белка- это закрученная в спираль полипептидная цепочка.Третичная структура белка- пространственное расположение закрученной в спираль полипептидной цепочки.Четвертичная структура белка- существует в белках, в состав молекул которых входит более одной полипептидной цепочки.Свойства и функции белковСвойства:

1.Существуют белки совершенно нерастворимые в воде.

2.Малоактивные и химически устойчивые к воздействию агентов

3.Есть белки, имеющие вид нитей или молекулы в виде жирков диаметром 5-7мм. Под влиянием различных физических и химических факторов (высокой t°, ряда химических веществ, облучения, механического воздействия) слабые связи, поддерживающие вторичное и третичное строение белка – рвутся и молекула развёртывается. Нарушение природного строения белка называется денатурацией.

Функции: 

1.Строительная. Из белков состоят мембраны клеток и клеточных органоидов.

2.Каталитическая. Они ускоряют реакции в десятки, сотни, млн. раз .

3.Сигнальная. В поверхностную мембрану клетки встроены молекулы белков, способных изменять своё третичное строение в ответ на действие факторов внешней среды.

4.Двигательная. Все виды движения, к которым способны клетки, выполняют особые сократительные белки.

5.Транспортная. Способны присоединять различные вещества и переносить их из одного места в другое.

6.Защитная

7.Энергетическая. При расщеплении 1г.белка освобождается 17,6 кДЖ                             Углеводы.Представляю собой сложные органические соединения, в их состав входят атомы углерода, кислорода, водорода. Сложные – полимеры с мономерами в виде моносахаридов (глюкоза, рибоза, дезоксирибоза).Биологическая роль Играют роль источника энергии.При расщеплении углевода освобождается17,6 кДЖ Выполняют строительную функцию: из целлюлозы сост.Стенки растительных клеток.Липиды.Представляют собой органические вещества, нерастворимые в воде, но растворимые в бензине, эфире, ацетоне. Из липидов самые распространенные и известные жиры, а также лецитин, холестерин и витамины А, D и гормоны.Биологическое значение велико и многообразно:1.Строительная функция 2.Энергетическая функция (жир)3.Источник воды4.Защитная функция ( низкая теплопроводность) Нуклеиновые кислоты – ДНК, РНК, АТФ.ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота (открыли Уотсон и Крик)1.Молекула ДНК – представляет собой две спирали замкнутые одна вокруг другой. ДНК содержится в ядре клетки, в митохондриях и хлоропластах. И является носителем наследственности, матрица для синтеза иРНК.

2.Полимер состоит из монополимеров-нуклеотидов: остатки фосфорной кислоты, дезоксирибоза, азотистое основание (аденин - тимин) (цитозин - гуанин)

РНК рибонуклеиновая кислота

Односпиральная молекула, нуклеотид состоит из: рибозы, остатков фосфорной кислоты, азотистого основания (аденин гуанин, цитозин, урацил). Более короткая молекула. Находится в ядре, цитоплазме и митохондриях.

 Виды РНК:

Транспортные РНК (т-РНК) связывают аминокислоты транспортируют их к месту синтеза белка. Информационные (и-РНК). Переносят информацию о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка. Рибосомные РНК (р-РНК) Входят в состав рибосом

   АТФ аденозинтрифосфорная кислота

 По химическому строение относится к нуклеотидам, состоящим из трёх остатков фосфорной к-ты, рибозы и остатков азотистого основания (аденина). АТФ играет центральную роль в энергетическом обмене клетки. Является непосредственным источников энергообеспечения любой клеточной функции. Под влиянием специфических ферментов она подвергается гидролизу.Эта реакция сопровождается       освобождением энергии.       Анатомия

№5 Строение и f пищеварительной системы человека.

Пищеварение-совокупность физических, химических и физиологических процессов, обеспечивающих обработку и превращение пищевых продуктов в простые химические соединения, способные усваиваться клетками организма.

В зависимости от происхождения гидролитических ферментов пищеварение делят на 3 типа: собственное, симбионтное и аутолитическое.

-Собственное пищеварение осуществляется ферментами, синтезированными железами человека или животного.

-Симбионтное пищеварение происходит под влиянием ферментов, синтезированных симбионтами макроорганизма (микроорганизмами) пищеварительного тракта. Так происходит переваривание клетчатки пищи в толстой кишке.

-Аутолитическое пищеварение осуществляется под влиянием ферментов, содержащихся в составе принимаемой пищи.

В зависимости от локализации процесса гидролиза питательных веществ различают: внутриклеточное и внеклеточное пищеварение.

1. Внутриклеточное пищеварение представляет собой процесс гидролиза веществ внутри клетки клеточными (лизосомальными) ферментами. Вещества поступают в клетку путем фагоцитоза и пиноцитоза. Внутриклеточное пищеварение характерно для простейших животных.

2. Внеклеточное пищеварение делят на дистантное (полостное) и контактное (пристеночное, или мембранное).

- Дистантное (полостное) пищеварение осуществляется с помощью ферментов пищеварительных секретов в полостях желудочно-кишечного тракта на расстоянии от места образования этих ферментов.

- Контактное (пристеночное, или мембранное) пищеварение (А.М. Уголев) происходит в тонкой кишке в зоне гликокаликса, на поверхности микроворсинок с участием ферментов, фиксированных на клеточной мембране и заканчивается всасыванием - транспортом питательных веществ через энтероцит в кровь или лимфу.

Пищев система состоит из: пищевар трубки (длина от 7до 9м)

                                          Пищеварит желез (8шт)

1. Пищевар трубка состоит из: рот полости, глотка, пищевод, желудок, тон кишечника, тол кишечника, прямая кишка с анальным отверстием. 2. Пищеварит железы к ним относится: 3 пары слюнных желез (околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные), печень, поджел железа.

f пищеварительной системы: расщепление бел, жиров и углеводов; всасывание продукт расщепления, воды, мин солей в кровь и лимфу; выведение из организма (не переваренных и вредных в-в).

Пищевар трубка состоит из 4х оболочек: слизистой, подслизистой, мышечная, серозная.

F: защитная.

Пищеварение в полости рта

Рот полость делится на 2 отдела:

1. преддверие рта, ограничено с наружи - губами и щекой, изнутри - зубами и деснами;

2. собственно ротовая полость имеет верхнюю(образована небом) и нижнюю стенки.

В ротовой полости находится: язык, зубы, открыв 3 пары крупных слюнных желез + мелкие железы.

Пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая и химическая обработка пищи. Механическая обработка заключается в измельчении пищи, смачивании ее слюной и формировании пищевого комка. Химическая обработка происходит за счет ферментов, содержащихся в слюне.

Пища находится в полости рта всего около 15 секунд, поэтому здесь не происходит полного расщепления крахмала. Но пищеварение в ротовой полости имеет очень большое значение, так как является пусковым механизмом для функционирования желудочно-кишечного тракта и дальнейшего расщепления пищи.

Состав и свойства слюны.

Слюна, находящаяся в ротовой полости, является смешанной. Ее рН равна 6,8-7,4. У взрослого человека за сутки образуется 0,5-2 л слюны. Она состоит из 99% воды и 1% сухого остатка. Сухой остаток представлен органическими и неорганическими веществами. Среди неорганических веществ - анионы хлоридов, бикарбонатов, сульфатов, фосфатов; катионы натрия, калия, кальция магния, а также микроэлементы: железо, медь, никель и др. Органические вещества слюны представлены в основном белками. Белковое слизистое вещество муцин склеивает отдельные частицы пищи и формирует пищевой комок. Основными ферментами слюны являются амилаза и мальтаза, которые действуют только в слабощелочной среде. Амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы (дисахарида).

Функции слюны

Пищеварительная функция, трофическая функция (Слюна является источником кальция, фосфора, цинка для формирования эмали зуба),Экскреторная функция, защитная функция. (Слюна обладает бактерицидным действием)

Пищеварение в желудке

Пища из ротовой полости поступает в желудок, где она подвергается дальнейшей химической и механической обработке. Кроме того, желудок является пищевым депо.

Желудок (Ж) имеет 2 стенки: переднюю и заднюю. У желудка различают кардиальную часть, свод или дно, тело, превратниковую часть. слизистая оболочка желудка покрыта однослойным цилиндрическим железистым эпителием. Эндокринные кл Ж выделяют БАВ: сиротонин, эндофин, гастрин. Мышечная оболочка Ж образует 3 слоя: наруж-продол, средн-круговую, внут-косой слой мышечных волокон. 

Механическая обработка пищи обеспечивается моторной деятельностью желудка, химическая осуществляется за счет ферментов желудочного сока. Размельченные и химически обработанные пищевые массы в смеси с желудочным соком образуют жидкий или полужидкий химус.

Функции Ж: секреторную, моторную, всасывательную, экскреторную (выделение мочевины, мочевой кислоты, креатинина, солей тяжелых металлов, йода, лекарственных веществ), инкреторную (образование гормонов гастрина и гистамина), гомеостатическую (регуляция рН), участие в гемопоэзе (выработка внутреннего фактора Касла).

Пищеварение в тонкой кишке

В тонкой кишке происходят основные процессы переваривания пищевых веществ. Особенно велика роль ее начального отдела - двенадцатиперстной кишки. В процессе пищеварения здесь участвуют панкреатический, кишечный соки и желчь. С помощью ферментов, входящих в состав панкреатического и кишечного соков, происходит гидролиз белков, жиров и углеводов.

Функции: начинается и заканчивается расщепление жиров; продолжается и заканчивается расщепление бел и Углев.

Пищеварение в толстой кишке

Из тонкой кишки химус через илеоцекальный сфинктер (баугиниеву заслонку) переходит в толстую кишку. Роль толстой кишки в процессе переваривания пищи небольшая, так как пища почти полностью переваривается и всасывается в тонкой кишке, за исключением растительной клетчатки. В толстой кишке происходят концентрирование химуса путем всасывания воды, формирование каловых масс и удаление их из кишечника. Здесь также происходит всасывание электролитов, водорастворимых витаминов, жирных кислот, углеводов.

Функции: всасывание части воды, минер в-в, рассасывается клетчатка, образуется каловая масса.

Пищеварение в прямой кишке

Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении опред-го давления на ее стенки (20 мм рт. ст.). Центр дефикации нах-ся в кресцовом отд-ле СМ. Акт дефикации подчинен и коре БП ГМ, чем обусловлена произвольная задержка.

Акт дефикации:

1. расслабл внутрен анального сфинктора

2. расслаблен наружн анального сфинктора

3. возникновение перестальтики прямой кишки пропульсивного типа

4. повыш внутрибрюшного давления с участием мышц брюшной стенки и диафрагмы

Принципы регуляции пищеварит системы.

В пищеварит тракте имеют место пусковое и корригирующее влияние.

Прием пищи оказывает рефлекторное пусковое влияние на пищеварит тракт: резко и кратковременно усиливаются секреция слюнных, желудочных и поджелудочной желез, желчевыделение, расслабляется желудок и снижается моторная активность проксимального отдела тонкой кишки.

В дальнейшем секреция и моторика изменяют свой характер за счет корригирующих нервных, гуморальных влияний, формирующихся на основе рецепции содержимого ЖКТ.

Функции желудочно-кишечного тракта:

1. Секреторная функция связана с выработкой железистыми клетками пищеварительных соков: слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи.

2. Двигательная, или моторная, функция осуществляется мускулатурой пищеварительного аппарата на всех этапах процесса пищеварения и заключается в жевании, глотании, перемешивании и передвижении пищи по пищеварительному тракту и удалении из организма непереваренных остатков. К моторике также относятся движения ворсинок и микроворсинок.

3. Всасывательная функция осуществляется слизистой оболочкой желудочно-кишечного тракта. Из полости органа в кровь или лимфу поступают продукты расщепления белков, жиров, углеводов (аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, моносахариды), вода, соли, лекарственные вещества.

4. Инкреторная, или внутрисекреторная, функция заключается в выработке ряда гормонов, оказывающих регулирующее влияние на моторную, секреторную и всасывательную функции желудочно-кишечного тракта. Это гастрин, секретин, холецистокинин-панкреозимин, мотилин и др.

5. Экскреторная функция обеспечивается выделением пищеварительными железами в полость желудочно-кишечного тракта продуктов обмена (мочевина, аммиак, желчные пигменты), воды, солей тяжелых металлов, лекарственных веществ, которые затем удаляются из организма.

6. Органы желудочно-кишечного тракта выполняют и ряд других не пищеварительных функций, например, участие в водно-солевом обмене, в реакциях местного иммунитета, гемопоэзе, фибринолизе и т.д.

Методы исследования

1. Реоагрфия слюнных желез-оценивается интенсивноть кровообращения

2. Эндоскопия-д выявления морфолог-х измен-й слизистой желудка, 12перстной кишки, толстого киш-ка.

3. Электрогастрография-регистрац электрич-ой актив-ти гладких мышц желудка

4. Баллонные мет-ды-баллон вводится в соответ-щий отд ЖКТ и регистрир-ся сократит-ая деят-ть данного отд.

5. Зондирование желудка-интенсив выделен желудочного сока при введении хим-х стимуляторов.

 


Методика

№20. Экскурсии в сельскохозяйственное производство, в музеи и на выставки (на конкретном примере).

Школьная экскурсия- форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью или передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным программой. Как и для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект:

1 Тема экскурсии, ее цель и задачи

2Маршрут экскурсии

3 Снаряжение экскурсий: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала

4вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий(5-7 мин)

5Самостоятельная работа по заданиям(20 мин)

6Отчеты по выполнению заданий,обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин)

7 Итоговая беседа по теме экскурсии(3-5 мин)

8 Осмотр территории и приведение ее в порядок

9Общее заключение по экскурсии(в природе)

10 Обработка(в классе,дома)учениками собранного(на экскурсии )материала и подготовка отчета,сообщения.

"Десять заповедей экскурсионноо дела"

1.Помни,что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий

2 Изучи место,куда ведешь экскурсию,наметь тему и составь ее план

3 Выдерживай тему экскурсии,не отвлекайся случайными вопросами

4 Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать

5 Избегай длинных объяснений

6 Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать

7 Не забрасывай экскурсантов многими названиями:они их забудут

8 Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их:всем должно быть видно

9 Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать

10 Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала

В процессе преподования анатомии, физиологии и гигиены человека необходимо провести две экскурсии:одну-на тему "Личная и общественная гигиена",другую-на тему "Охрана труда"-на промышленное предприятие или в сельскохозяйственное производство.Эти экскурсии обычно носят обзорный характер, знакомят с вопросами личной и общественной гигиены. В 9-ом классе экскурсии в музей при наличии такового связаны с вопросами исторического развития жизни, основными положениями дарвинизма и темой "Происхождение человека".Темами экскурсий в музей могут быть "Естественный отбор и его результаты", "История жизни на Земле","Человек и его прошлое".

Экскурсии в с/х производство многообразны:они проводятся в колхоз,совхоз,плово-ягодный питомник,садоводство,на опытную селекционную станцию,птицеферму,животноводческую ферму. Это экскурсии в "организованную" природу где культурные растения и домашние животные находятся в созданной человеком искусственной среде.Экскурсии начинается с кратного обзора профиля производства, его экономического положения, структуры и характеристики ведущей отрасли.Вступление делает учитель или работник производства.Методика проведения экскурсий в с/х производство отличается от методики экскурсий в природу тем, что она базируется преимущественно не на собственных самостоятельных работах, а на материалах, сообщаемых работниками колхоза или совхоза.Из зоологических экскурсий, совершаемых в с/х производство, наибольшее значение имеют экскурсии на птицеферму и на молочнотоварную ферму колхоза или совхоза.

В содержание данной экскурсии включаются следующие основные вопросы:

1 Животные,разводимые в данном хозяйстве

2 Требования,предъявляемые к образцовому скотному двору

3 Устройство стойла(размеры,кормушка,поилка, пол, таблички)

4 Общие сведения об уборке и вентиляции пмещения, о кормлении, поении,доении, разведении

5Люди, ухаживающие за животными.

Общая биология

№7 Дыхание. Теория химизма дыхания Баха и Палладина. Основные пути окисления дыхательного субстрата.

Бах в 1897 разработал перикислую теорию биол. окисления. Суть: мол-ла кислорода им-т двойную связь и для того, чтобы его активиз-ть, необходимо эту связь расщепить. Легко отщепляющееся соед-ия А взаим-ют с О2 и разрывается двойная связь, обр-ся пероксид АО2. Т.о. по мысли Баха, активизация О2 есть обр-ие пероксида. В свою очередь пероксид соед-сь взаиме-т с соед-ем В, окисл-ет его, затем эта р-ция повторяется со вторым атомомом кислорода А и полностью окисл. в-во В.

1.А+ О2→А-О Орг. соед-я м. окисляться и др. способами отнятию водорода.Еще

     О Бах сделав упор на перикислую теорию выдвинул и вторую     

2. А-О+В→АО+ВО гипотезу,согл-но к-рой биолг-ое окисление связано с отнятием у

О         субстрата электронов и протонов.Эта вторая гипотеза б. в

3.А-О+В→ВО+А дальнейшем разв. Палладиным в стройную теорию химизма дых-ия.

Занимаясь с 1903 по 1916 г. дыхат. пигментами Палладин нашел искусст. модель к-ая помогла расшифровать химизм дыхания. Это краситель мителенов. синь. При контакте с О2, краситель окисляется, приобретая синий цвет, а живая тк. способна восст. краситель обесцвечивая его. Окисление метил. связано отнятием водорода.

На основе этих опытов Пал-н пред-л общую теорию химизма дых-ия, разделив основ-е Ур-ие дыхания на: -анаэробное С6Н12О6+6Н2О+12R→6СО2+12RН2 –аэробное 12RН2+6О2→12R+12Н2О ,где R-окраш-й дых-ый пигмент, способный отнимать водород от субстрата. RН2-бесц. дых-ый хромоген. Отсюда вытекают положения:1. непременным уч-ом явл. Н2О.2.Вода на ряду с окислительным субстратом выполняет роль донора водорода. 3. В проц. дых-ия уч-ют специф-ие активаторы водорода, отнимающие водород от субстрата.4.Первые этапы дых-ия явл. анаэробными и не требуют присутствия молекул. кислорода.5. Молек. О2 исп-ся на заключ. этапе дых-я регенерации акцепторов Н с обр-ем Н2О.

 

Анатомия

№3. Внутренняя среда организма. Состав, значение и свойства крови. Группы крови. Иммунитет.

Вн. Среда организма состоит из 3х компонентов: кровь(К), лимфа(Л), тканевая жидкость(ТЖ). ТЖ состоит из:

- внутриклеточной жидкости; - внеклеточной жидкости;

Внутрикл жид-это жид фаза цитоплазмы ядра, составляет 30-40% от массы тела. В состав входят: эндогенная вода, неорганические в-ва,растворимые газы,НК,Б,У,Л.

f:участ. в проц-е Кл-го метаболизма, поддерж. клет. гамеостаза, транспорт в-в внутри Кл.

Внекл жид-составляет 20% от массы тела. Имеет несколько фаз:

-плазма-это жидкое межклеточное вещество в крови, содержит форменные элементы, плазменные Б, воду, электролиты; f: изотонич. среда для сущ-ия Кл. крови, транспорт в-в, газа, регул. водно-солевого обмена, терморегул., гумаральн. регул., осущ. креоторных св-ей.

-интерстициальная жид.-это жидкое межклеточное в-во(гель), составляет 15% от массы тела.f: трофическая среда, позвол-ет не растекатся в-вам.

Межклеточная жидкость – жидкая среда заполняющая межклеточное пространство. В межклеточном пространстве находится сеть коллагеновых и эластических волокон, заполненные гелеобразным веществом, куда входят белки, полисахара, мин.соли, вода, тиосульфаты. Коллаген образуется белковыми волокнами соед тк., образуется коллаген – «губка» которая накапливает воду и электролиты. Полисахариды обеспечивают постоянство анионов в тканевой жидкости. При активации инсулина, подавляется активность котехоламинов. Межклеточном пространстве содерж клетки соед тк – фибропласты, фиброциты, макрофаги, лимфоциты.

Т.о межклеточ жид обеспечивает взаимосвязь между кровеносной и лимфатической систем. 

-лимфа-образуется из межклеточной жид. течет по лимфатическим капиллярам, лимф сосудам и лимф протокам, проходит через лимфатические узлы где происходит очистка и обогащаются лимфоцитами. Основные клетки – лимфоциты.

Типы лимфы:

1.периферическая (не очищенная– до узлов)

2.промежуточная (очищенная в узлах)

3.центральная (грудн лимфатиеские протоки)

 лимфа вливается в крупн. полые вены.

f: 1)поддержание постоянства состава межклеточной жидкости

2)возврат белка из тканевой среды в кровь

3)участие в перераспределении жидкости в организме

4)гуморальная связь между тканями и органами

5)всасывание и транспорт веществ (особенно липидов из желудка)

6)транспорт антигенов и антител, иммунных лимфоцитов макрофагов

кол-во: 1,5-2 л. состоит из: лимфоплазмы и форменных элементов-1%. Клеток мало.

РН среды=8,4-9.2, осмотическое, онкотическое давление ниже,чем в плазме.Хим состав лимфы Ж-40 г/л, Б-60г/л, У-1,3г/л, вода, глюкакортикоиды, гаммаглобулины. Содержит фибриноген → способна свертываться.

Соотношение разных видов лейкоцитов-лейкоцитарная формула: моноциты-5%,лимфоциты-90%,базофилы-1%,эозинофилы-2%,нитрофилы-1%,

Регулирование лимфообразования осуществляется вегетативной нервной системой, гуморальными факторами, которые меняют р крови и проницаемость стенок сосудов. Все белки межклеточного пространства возвращаются в кровь через лимфосистему. По пути кровь – лимфа – кровь циркулирует в сутки 50-100% белка.

Движению лимфы способствуют:

1.сокращение стенок лимфатических сосудов

2.наличие клапанов

3.работа скелетной мускулатуры

4.отриц р грудной полости

Кровь-это жид соедин ткань.

Система крови –это совокупность образований участвующих в подержание гомеостаза в тк. и органах. Сист крови (по Лангу) состоит из 4х элементов: периферическая кровь, органы кроветворения(красн костный мозг, селезенка, лимфат узлы, тимус, аппендикс, миндалины), органы кроверазрушенияселезенка, печень и различ кл организма), регулирующий нервно-гуморальный аппарат.

Соотношение плазмы и форменных элементов:

-эритроциты(4-5млн). f: перенос O2 из альвеол легких в ткани, перенос СO2 из тк к альвеолам, транспорт воды из тк в легкие, участие в процессе свертывания.

-лейкоциты() (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) f: фагоцитоз, цитокенетическая, синтез БАВ, участ в механ иммунных реак-й, противоглистный иммунит.

-тромбоциты(6-9тыс).f: конструкционно-транспортное, трофическое, вазоконструктарное.

-плазма40-50%

Функции крови:

Кроветворение, кроворазрушение, синтез Б плазмы, транспортная, дыхательная, электролитная, гуморальная регуляция, трофич, защитная, регуляция водно-солевого обмена, терморегуляция.

Физиол показатели крови: -пластичные(ОЦК, Кл состав, вязкость, кол-во гемоглобина); -жесткие(pH, парциальн давлен, кол-во глюкозы, осматич р плазмы)

Фазы свертывания крови:

1.образуется протромбиназа -сложный комплекс

2.переход протромбина в тромбин

3.образование фибрина из фибриногена под влиянием тромбина.

4.уплотнение сгустка.

В 1901г Ландштейнер в 1ые открыл гр крови АВО. Система АВО определяется наличием или отсутствием в крови 2х основных антигенов АВ и агглютининов αβ.

             1гр αβ ; 2гр Аβ; 3гр Вα;  4гр АВО;

Антиген – это наследственное врожденное свойство крови, не меняющийся в течение всей жизни.Существуют варианты антигенов А1 А2…..А10  они обладают разной активностью А1 сильный антиген А10 слабый. Антиген В-одинаково активны.

Иммунитет – невосприимчивость организма к каким-либо заболеваниям. Предполагает защиту организма от чужеродных эндогенных и экзогенных микроорганизмов и веществ, которые возникают в организме в процессе метаболизма или мутации.

Существует специфический и неспецифические механизмы защиты организма

Неспецифический:

1) Барьеры кожи, эпителиальной ткани, легких создают механическую преграду с помощью бактерицидных свойств секретов половых, сальных желез, соляная килота элементы желудочного сока, иод.

2) гуморальные факторы двух белковых систем:

а) пропердиновая (состоит из белок Р, профермента. Конечным звеном является гликопротеин который разрушает клетку).

б) система комплемента (сост из белков плазмы С1, С2, С3, …С12, система активизирующаяся ионами Mg).

3) клеточный механизм- возникновение вспомогательных реакций(↑tºтела, появ гноя, боли)

Специфический: обеспечивает защиту от конкретных чужеродных тел и веществ.

1) фагоцитоз (пожирание чужеродные вирусы)

2) образов антител к определенному антигену

Специфический иммунитет делится на несколько видов:

1) инфекционный-это имм-тет который возникает на внедрен в организм бактерий и вирусов

2) неинфекционный-это имм-тет на раковые клетки

3) паразитический-это имм-тет направленный против внедрения червей, грибов.(пр.: амебиоз-внедрение амебы, лямблиоз, кошачий сосальщик, быч цепень, эхинокок, чесоточный клещ)

Иммунная система – совокупность лимфоидных иммунокомпитентных органов, тканей, которая обеспечивает механизм иммунитета (тимус, аппендикс, селезенка, миндалины, красный костный мозг).В создании иммунитета большую роль играют Т и В лимфоциты.

Естественный

Искусственный

врожденный Приобретенный активный пассивный
Отсутств условий д забол-я Готов антитела с материнс молоком(пассив), после заболев(активн) Вакцинация(плазма с убитыми бактериями) Лечебн сыворотка(готов антитела)

По механизму действия различают:

1)клеточный

2)гуморальный

1.Клеточный иммунитет обеспечивается путем фагоцитоза. Главную роль играют Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет, образуются в красном костном мозге, и дифференцируется в тимусе, составляют 60-80% лимфы и крови, непрерывно перемещаются м\у лимфой и кровью. 10% Т-лимфоцитов живут до 10 лет без деления – клетки иммунной памяти. Хранят информацию о всех антигенных воздействиях.

Виды Т-лимфоцитов: Т хелперы , клетки которые стимулируют дифференцировку В лимфоцитов, Т киллеры – убивают, Т амплифаеры стимулируют активность киллеров, Т супрессоры подавляют иммунный ответ.

2.Гуморальн иммун обеспеч В-лимфоцитами, образуясь в красном костном мозге. Могут созревать лимфоузлах, селезенке, и др. Различают: В-лимф памяти и плазменные Кл, кот обра-т антитела.

3. Урок по изучению внешнего строения организмов. Методика

формирования у учащихся морфолого-экологических понятий.

Ботаника №9. Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений, основные аспекты.

Фотосинтез - это процесс образования органических соединений из неорганических веществ с использованием энергии солнечного света. Его биологическое значение заключается в обеспечении живых организмов Земли органическими веществами, обогащении атмосферы Земли кислородом.

Процесс фотосинтеза протекает в хлоропластах, они имеют две мембраны. Внутренняя мембрана хлоропласта образует выпячивания - тилакоиды, которые складываются в стопки-граны. В мембрану гран встроены молекулы хлорофилла и ферментов, контролирующих реакции фотосинтеза.

Гетеротрофныминаз-т орг-мы, не способные синтезировать органические в-ва из неорг-х и исполь-щие в качестве пищи готовые орг-ие соед-ия (бактерии, грибы, животные)

Автотрофы– способны создавать из неорг-х в-в орг-ие, служащие строительным материалом и источником энергии: - хемосинтезирующие (бактерии) – потреб-т энергию выдилив-ся при окислении орг-х в-в. – фотосинтезир-ие (зеленые растения) – испл-т энергию света.

Все реакции фотосинтеза принято делить на две группы: реакции световой фазы и реакции темновой фазы.

Световая фаза фотосинтеза. Протекает только на свету и только в гранах хлоропластов. К реакциям световой фазы относятся следующие.
1. Фотолиз воды . Это ферментативное расщепление воды под действием света. В результате этой реакции образуется молекулы-носители энергии НАДФХН, свободные электроны и побочный продукт кислород. Схема протекания фотолитического расщепления воды выглядит следующим образом.

2О + энергия света = 4Н + 4ОН - 4ОН →2Н2О + 4ē + О2 ↑ 4Н + 4ē + 4ĶАДФ + = 4НАДФХН
2. Фотосинтетическое фосфорилирование . Это синтез АТФ из АДФ при использовании энергии электрона хлорофилла, возбужденного светом.

При поглощение молекулой хлорофилла кванта света один из ее электронов переходит в возбужденное состояние поднимается на более высокий энергетический уровень. Одновременно происходит фотолиз воды с образованием ионов Н+ и ОН- . возбужденный электрон присоед-ся к иону водорода. Атомы водорода соед-ся с НАДФ и восстана-т НАДФ*Н. Ионы гидроксила, оставшиеся без противоионов Н, отдают свои электроны и превращ-ся в свободные радикалы ОН, которые взаимод-вуя д/д образуют воду и свободный кислород. Электроны гидроксильных групп возвращ-ся в молекулу хлорофилла на место возбужденных. В процессе переходов протоны и электроны накаплив-ся по разные стороны мем-ны грана хлоропласта и создают разность потенциалов. Когда разность достигает критического уровня, протоны проходят по спец каналам мем-ан, в которых нах-ся ферменты, синтез-щие АТФ. Энергия эта испл-ся д присоед-ия остатка фосфорной к-ты к АМФ или АДФ. Т.О. светов фаза ФС проходит фотолиз воды, восстановление НАДФ*Н и синтез АТФ.

Темновая фаза фотосинтеза.

Реакции темновой фазы могут протекать без света. Эти реакции протекают не на внутренних мембранах хлоропласта, а в его строме.

Темновые реакции фотосинтеза – это цепь биохимических реакций, в результате которых фиксируется углекислый газ и образуется молекула глюкозы. Иными словами в темновой фазе неорганическое соединение углерода (СО 2) принимает участие в синтезе органического соединения - глюкозы (С 6 Н 12 О 6). Реакции темновой фазы фотосинтеза протекают с поглощением большого количества энергии, которая поставляется из реакций световой фазы в виде АТФ и НАДФХН.
Космическая роль зеленых растений

Выделяют 5 аспектов, космической роли растений:

1. Накопление органической массы. Растения являются единственными организмами на земле способными синтезировать органические вещества из неорганических, пополняя их запас на земле. Эти органические вещества являются источником пищи и энергии для др. организмов.

2. Аккумуляция солнеч. энергии на земле. Растения единственные организмы на земле способные использовать солнечную энергию для жизнедеятельности. В процессе фотосинтеза солнечная энергия превращается в химическую энергию, кот. является источником энергии для других организмов.

3. Накопление О2 в атмосфере. В процессе фотосинтеза выделяется О2 . До возникновения фотосинтеза основным способом добычи энергии было брожение. При кот. из одной молекулы глюкозы выделяется 2 молекулы АТФ. С появлением кислорода возник более совершенный способ добывания энергии путем кислородного расщепления(из 1 мол. глюкозы выделяется 38 мол. АТФ)

4. Образование озонового экрана в верхних слоях атмосферы. С появлением озонового экрана стал возможен выход растений и животных на сушу земли.

5. Поддержание постоянной концентрации СО2 в атмосфере.

 


Анатомия 

№14 Выделение и его биологическое значение.

Выделение – это процесс освобождения организма от продуктов обмена которые не могут использоваться организмом, чужеродных и токсических в-в, избытка воды, солей, органических соединений.

К органам выделения относят: почки, печень, кишечник, легкие, потовые железы.

Легкие выделяют СO2, паров воды, теплоты, частично алкоголь.

Печень: в составе желчи имеются билирубин и биливердин, которые участвуют в разложении гемоглобина.

Потовые железы в нормальных условиях (18-210 С) выделяется около 500 мл пота. Составляет 99% воды и 1% NaCl, соли Са, К, холестерин, NH3, мочевина.

Кишечниквыделяет остатки не переваренной пищи.

к органам мочевыделения относ: парные почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Моча образ из крови, а почки явл-ся фильтром. Основным органом выделения являются почки. Это парные органы бобовидной формы, которые лежат по бокам позвоночника человека. Вогнутый край лежит местом выхождения сосудов и нервов. Отсюда же и берет начало мочеточник, структурно-функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из почечного тельца и мочевого канальца. Почечное тельце – клубочек артреол, окруженной 2слойной соед-нотканной капсулой Боумена – Шумлянского. В просвет между слоями капсулы фильтруется 1ая моча (артер крови). Мочевой каналец – состоит из 4 отд: проксимальный отд, петля Генле, дистальный отд, собирательная трубка.В мочев канальцах обр-ся 2ая моча. В почках около 1 млн. нефронов.

Функция почек:

-поддержание постоянного состава внутренней среды организма

-участие в регуляции АД

-стимулирование образования эритроцитов в красном костном мозге

-образование БАВ

Механизм мочеобразования

Фильтрационная реабсорбция – фильтрация в малых клубочках, плазма крови переходит в капсулу Боумена – Шумлянского из 1500л крови образуется 150 л первичной мочи.

Всасывание в-в (сахара), образуется 1,5л вторичной мочи, процесс идет против градиента концентрации.

Регуляция работы нейрона: преобладает гуморальная регуляция. Гармон, который влияет на функции почки вырабатывается гипофизом – антидиуретический гармон (он препятствует потери воды). Извитые каналы всасывают под его влиянием. Надпочечники выделяют гормон альдостерон – сохраняет солевой баланс: всасывает Na, К выделяется. Предсердие вырабатывается атриопептид. При излишнем количестве воды этот гормон выделяется в кровь, что уменьшает процесс фильтрации в почках. Ренин – фактор для гуморальной регуляции.

Нервная регуляция осуществляется вегетатив НС ч\з чревные нервы. Активация симпатич НС вызывает сужение сосудов почки и ↓ диуреза. Денервация (перерезка чревного нерва) ↑ диурез на стороне операции. В результате денервации устраняются сосудосужающие действиеи угнетается реабсорбция натрия.

В отдельных случаях активация симпатич НС может вызвать временное прекращение диуреза, пример на фоне перенесенного стресса.

Гуморальная регуляция. Осуществляется влиянием антидиуретического (АДГ) гормона - вазопрессина. АДГ ↓ диурез, сберегает воду в организме и ↑ концентр мочи. А также влияют минералкартикоиды (альдостерон). Этот гормон регулирует реабсорбция натрия, секрецию калия и ионов водорода в канальцах. Под влиянием альдостерона происходит задержка натрия и воды в организме.

3. Научная основа содержания, методологические основы построения и образовательные задачи школьного курса биологии (на примере одного из курсов биологии). НЕТ В ВОПРОСНИКЕ.

Методологические основы построения и образовательно-познавательные задачи школьного курса биологии на примере раздела общей биологии: «Основы генетики и селекции».

26 часов:

Урок 1 – Основные понятия генетики.

Урок 2 – Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя.

Урок 3 – Второй закон Менделя – закон расщепления

Урок 4 – Дигибридное скрещивание и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков. Анализирующее скрещивание.

Урок 5 – Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Урок 6 – Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.

Урок 7 Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Урок 8-9 – Закономерности наследственности (обобщающие уроки или семинарские занятия).

Урок 10 – Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Урок 11 – Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).

Урок 12-13 – Закрепление знаний. Лабораторная работа.

Урок 14 – Обобщающий урок по теме: Закономерности изменчивости.

Урок 15 – Создание пород животных и сортов растений.

Урок 16 – Закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости.

Урок 17 – Методы селекции растений и животных.

Урок 18 – Селекция микроорганизмов.

Урок 19 - Достижения и основные направления современной селекции.

Урок 20 – Обобщение знаний по теме: Селекция.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия о генетике и селекции, а именно о методах гибридологического анализа, типов скрещивания, хромосомной теории наследственности; о видах и значении мутаций, основных теориях эволюции; основных методах селекции растений, живот., и микроорган-в; важнейших достижениях селекционеров и дальнейших перспективах развития этой области науки.

Развивающие: развитие логического мышления, общеучебных умений анализировать, сравнивать, обобщать знания: овладеть умениями давать характеристику типов скрещивания, приемов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов; уметь определять виды изменчивости их значение для эволюции и с/х практики, выявлять генетическую сущность эвол. Теории; уметь применять закономерности, наследственности и изменчивосьти, срвнивать сорта, породы и формы отбора.

Воспитательные: формирование науч. мировоззрения о материальном единстве природы, о роли селекции в сохранении видового разнообразия орган. мира, патриотич. воспитание при изучении жизни и деят-ти российс. ученых и ученых РТ, экологич. воспитание.

Общая биология

№5 Субмикроскопическое строение биологических мембран, их функции. В настоящее время наибольшим признанием пользуется жидкостно-мозаичная гипотеза строения биологических мембран. Представлена в 1972г. Никольсоном и Сингером. Согласно этой гипотезе основу мембраны составляет двойной слой фосфолипидов с некоторым кол-вом др.липидов, причем липиды повернуты друг к другу своими гидрофобными концами.

Каждая мол-ла липида им-т как бы головку и хвостик. Головка пред. из себя остаток глицерина –глицерол,к-рый входит в сос-в молекулы жира и хор. растворим в воде. Хвостики –остатки жирных кислот,к-ые сост-ют мол-лу жира , но не растворимы в воде, т.е. головка мол-лы гидрофильна, хвост-гидрофобен. Кроме липидов в сос-в мем-ны входят белки. Поскольку липидный слой ведет себя как жидкость, то белки как бы плавают на поверх-ти данной мембраны. Если белки нах. с внешней стороны мем-ны-это внешние белки, с внут-й стороны-внутр-ие белки, если пронизывают мембрану-интегральные белки. Концы белковых молекул м. связываться и обр-ть на поверх-ти мем-ны слой-гликокаликс(это в жив-ой кл-ке). Если полисахариды присоед-ся к белкам-то они наз. гликопротеины. Если к липидам-гликолипиды.

Ф-ции мембраны: клеточная мем-на1.барьерная-отделяет внутренне сод-ое кл-ки от внеш-ей среды.2.транспортнаявкл. диффузию, облегченную диффузию, осмос, фагоцитоз, пиноцитоз, NaK насос и т.д.

3.контактная–разл-т временные контакты(амеба) и постоянные контакты-н-р:в Кл-ах раст-й осущ-ся с пом-ю плазмодесм, в Кл. жив-х-десмосомы,полудесмосомы,синапс)

               ф-ции внутриклеточных мембран 1.разд-ие кл-ки на отсеки для изоляции разл-х хим.р-ций и их продукты 2.служат местом прикрепления ферментов, что обеспечивает активизацию ферментов.

Важнейшая функция мембран-реципторно-регуляторная. В состав мембран входят хемо-,фото- и механорецепторы белковой природы, чувствительные к действию хим-их и физ-их факторов. Эти рецепторы воспринимают сигналы, поступающие из внешней и внутр. среды, обеспечивая адаптивные ответы клеток на изменения усл-ий существования.

Виды транспорта: в живых Кл-ах разл-т пассивный(по хим-му и электрическому градиентам) и активный(против электро-хим-го градиента)

            активный(фагоцитоз, пиноцитоз, NaK насос-происх-ит затрата Е.

           пассивный(отн-ся диффузию, облегченную диффузию, осмос происх-ит без затрат Е.

 

Анатомия

№13.Железы внутренней секреции (ЖВС)

(Таблица выше)

ЖВС – железы, не имеющие выводных протоков и продукты своей жизнедеятельности выделяющие в кровь, вырабатывают биологически акт.в-ва – гормоны.

К ЖВС относят гипофиз и эпифиз, расположенные в пределах головного мозга, и переферические железы, которые делят на зависимые и не зависимые от передней доли гипофиза.

К гипофиззависимым относят щит.желез, надпочечники(корковое в-во) и половые железы(яички и яичники)

К гипофизнезависимые относят околощитовидные, эпифиз, мозговое в-во надпочечников, параганглии.

Характерными морфофункциональными особенностями ЖВС являются:

1. высокая степень специализации рабочих клеток – эндокриноцитов – по выработке гормонов;

2. отсутствие выводных протоков для синтезируемых в-в;

3. обилие кровеносных капилляров;

4. интенсивный метаболизм;

5. многочисленный и разнообразный рецепторный аппарат;

6. избирательная химическая чувствительность к эндогенным в-вам.

Гормоны специфично влияют на строго определенный тип обменных процессов или клеток. Могут изменять интенсивность обмена в-в. влиять на рост и диф-ку тканей. определяет наступление пол.созревания .влияние гормонов на клетки осущ-ся разными путями.

железы

гормоны

Воздействие на организм










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...