Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Существует внешнее и внутреннее оплодотворение.




Зоология

 №1. Общая характеристика тканей животных и человека.

Ткань – возникшая в развитии система клеток и их производных, с характерными общими морфофизиологическими свойствами. В процессе органогенеза многоклеточного организма ткани возникли не одновременно. Согласно теории фагоцителлы Мечникова предками являлись колониальные жгутиконосцы, которые были похожи на морулу.впервые возникла пителиальная и соединительная ткань . в настоящее время выделяют 4 типа тканей

1) эпителиальная

2) соединительная

3) нервная

4) мышечная

эпителиальная – пограничная ткань покрывает поверхность организма и выстилает полости внутренних органов, межклеточное вещество отсутствуе.Функции:

- защитная- обмен веществ между организмом и средой - кишечный эпителий – трофическая (всасывание) - некоторые эпителиальные клетки выделяют гормоны.  - выделительная (продукты обмена в-в). В эпителиальной ткани отсутствуют кровеносные сосуды, питание осуществляется диффузно, она богата нервными окончаниями.

Классификация

1) морфологическая основана на числе клеточных слоев и форме клеток :

а) однорядный эпителий – однорядный, - многорядный

б) многорядный

В однослойном все клетки лежат на базальной мембране. По форме клеток однослойный делят на :плоский, кубический, цилиндрический.

В многослойном ороговевающий и неорговевающий . возможно присутствие ресничек, жгутиков, ворсинок.

Однослойный плоский состоит из уплощенных клеток неправильной формы, выстилает внутренние органы , внутреннюю поверхность альвеол и полость тела.

Кубический – протоки желез, канальцы почек.

Многорядный выстилает дыхательные пути, выводные протоки муж полового аппарата.

Однослойный ресничный выстилает – центральный канал спинного мозга., слизистую оболочку матки.

 Многослойный – толстый образует верхний слой кожи , выстилает слизистую рта, глотки и т.д.

Кожа состоит из нескольких слоев : собственно кожа (соединительная ткань) и эпидермиса. Эпидермис состоит из нескольких зон

1) ростковая (глубокая)

2) зона зернистых и блестящих клеток

3) зона ороговевающих клеток

Соединительная ткань :

1) сое.тк с более выраженными трофической и защитной функцией(кровь, лимфа, эндотелий, ретикулярная ткань )

2) сое.тк с более выраженной соединительной и опорной функцией ( соствнно сое.тк, рыхлая неоформленная, плотная, хрящевая, костная )

хрящевая: а) гиалиновая

              б) эластическая

              в) волокнистая

костная: а) пластинчатая губчатая

              б) пластинчатая компактная.

В отличии от эпителиальной соединительная представлена клетками , межклеточными веществами и волокнами.

Кровь состоит из форменных элементов ( лейкоциты, эритроциты, тромбоциты) и плазмы.

Лимфа: лимфоциты.

Эндотелий выстилающий внутреннюю поверхность сердца , кровеносные и лимфатические сосуды, состоит из плоски клеток, расположенных в один ряд , напоминает однорядный плоский эпителий , но в отличие от него клетки имеют много ядер.

Ретикулярная – сетчатое строение , состоит из ретикулярных клеток , волокнистого межклеточного вещества. Различают 1) неподвижные цитоплазматические отростки , связывающие клетки и образующие сетчатое строение .

3) свободнолежащие , полиморфные способные к фагоцитозу.

Количество ретикулярных клеток к старости снижается , т.к. они превращаются в другие клетки соединительной ткани.

Костная состоит и остеобластов и остеокластов , межклеточного вещества, которые создают коллагеновые волокна и аморфное межклеточное вещество.

Грубоволокнистая костная ткань присуща зародышу и молодым органам . Коллагеновые волокна собраны в толстые , грубые пучки , расположенные в аморфном межклеточном веществе в различных направлениях.

Пластинчатая а) губчатая (состоит из костных пластинок ,которые располагаются в разных направлениях, имеется межклеточное вещество, образуют диафиз)

                    б) компактная – пластинки плотно прилегают др. к др. – эпифиз

Мышечная приспособлена к мышечному сокращению , сост. Из миофибриллов и миофилламентов .различают : гладкую, поперечнополосатую (скелетная, срдечная). Имеются сократительные нити актин и миозин, структурный элемент – миоцит.

 

Общая биология

№27 Прогресс и регресс. Критерии биологического прогресса и регресса.

А. Н. Северцов показал, что исторические преобразования и выработка новых приспособлений (адаптаииогенез) осуществлялись разными путями. Он выделил понятия биологического прогресса и регресса.

Билогический прогресс означает победу вида или другой таксономической группы в борьбе за существование. Признаками биологического прогресса являются:

1.повышение численности особей; 

2. расширение ареала;

3. увеличение количества дочерних таксономических групп.

Все три признака биологического прогресса связаны друг с другом. Увеличение численности особей способствует расширению границ ареала вида, заселению новых мест обитания, что приводит к образованию новых популяций, подвидов, видов. В настоящее время в состоянии биологического прогресса находятся насекомые, птицы, млекопитающие.

Понятие биологического регресса противоположно биологическому прогрессу. Биологический регресс характеризуется:

снижением численности вследствие превышения смертности над размножением;

снижением внутривидового многообразия;

3. сужением и расширением целостности ареала, который распа­дается на отдельные пятна;

4. подверженностью вследствие малой численности массовой ка­тастрофической элиминации, которая может внезапно оборвать су­ществование такой группы.

А.Н. Се­верцов показал, что биологический прогресс не единственный, а только один из возможных путей эволюционных преобразований.

Важнейшие пути биологического прогресса по А. Н. Северцову: аро­морфоз, идиоадаптация, дегенерация.

В дальнейшем проблема путей биологической эволюции была разработана И.И. Шмальгаузеном. Он выделил следующие направления биоло­гического прогресса: ароморфоз, алломорфоз, теломорфоз, гиперморфоз, катаморфоз, гипоморфоз.

Ароморфоз (орогенез) - морфофизиологический, морфофункциональный прогресс — путь эволюции, сопровождающийся повышением организа­ции жизнедеятельности и расширением средыобитания. Арогенезы ха­рактеризуются:

1 усилением жизнедеятельности организма;

2.большей дифференциацией его частей;

3.большей целостностью организма, т. е. его интегрированностью;

4. развитием более активных способов борьбы за существование;

5.усовершенствованием нервной системы и органов чувств.

Ароморфоз ведет к изменениям, дающим общий подъем организации, всегда ведет к биологическому прогрессу. Даёт возможность перехода к новым условиям существования. Примером арогенеза-четырехкамерное сердце, два круга кровообращения, усложнение нервной системы, возникновение живорождения, вскармливание детенышей молоком, постоянная температура тела. Ароморфозы амфибий - легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения, конечности, совершенствование головного мозга и органов чувств. Примерами ароморфозов архейской эры являются возникновение полового процесса, фотосинтеза, многоклеточности. В результате ароморфозов произошли типы и классы, т. е. крупные таксоны.

А. Н. Северцов подчеркивал, что ароморфоз - это, прежде всего, ус­ложнение организации, т. е. обращал внимание на морфологическую ха­рактеристику этого явления. А. Н. Северцов и затем И. И. Шмальгаузен показали более широкое значение ароморфозов, т. е. дали ему экологоморфологическое толкование.

Аллогенез (алломорфоз, идиоадаптаиия) - путь возникновения част­ных приспособлений при смене условий обитания. В отличие от ароморфо­зов при аллогенезе прогрессивное развитие организма происходит без усложнения организации, общего подъема энергии жизнедеятельности организма. Аллогенезы ведут к увеличению видового многообразия, бы­строму повышению численности. Например, распространение млекопи­тающих не только в различных географических зонах от тропиков до арк­тических пустынь, но и освоение ими различных условий среды (суша, во­да, почва) снизило конкуренцию между видами за пищу, места обитания, при этом уровень организации остался прежним. В результате идиоадаптации возникают виды, роды, семейства, отряды, т.е. таксоны более низкого ранга. Дивергенция, конвергенция, параллелизм осуществ­ляются путем идиоадаптации.

Телогенез (теломорфоз) узкая специализация к ограниченным условиям существования без изменения уровня организации. Это особая форма аллогенезов. Например, хамелеоны, ленивцы, двоякодышащие рыбы, черепахи, дятлы имеют приспособление к частным условиям обитания. Из­менение среды при телогенезе делает организмы нежизнеспособными и ведет к их элиминации.

Гиперморфоз (гипергенез) - переразвитие организмов в каком-либо направлении с нарушением отношений со средой. Гипергенная эволюция протекает в две фазы. Первая фаза характеризуется возникновением круп­ных форм в пределах данной группы. Это способствует повышению сопротивляемости животного против хищников, т. е. способствует выживае­мости в борьбе за существование. Во второй фазе преимущества гигантиз­ма переходят в свою противоположность. Увеличение размеров тела - это частный случай специализации телогенеза, а значит, даже незначитель­ные изменения среды ведут к вымиранию этих форм. Например, гигантизм у динозавров, мамонтов или развитие отдельных органов у саблезубых тигров, гигантских оленей. Из современных представителей гигантов мож­но назвать китов, жирафов, слонов, носорогов.

Катаморфоз (катагенез, общая дегенерация) - путь упрощения органи­зации, дегенерация в связи с переходом к более простым отношениям со сре­дой. Например, у паразитических или сидячих форм животных. Переход ор­ганизмов в упрощенную среду обитания к более пассивной жизни приводит к крайней специализации и, как правило, сопровождается морфофизиологическими изменениями, редукцией отдельных органов и систем.

Гипогенез (гипоморфоз) - частная форма катагенеза. При гипогенезе наблюдается недоразвитие организма или его органов, редукция отдельных частей, сохранение личиночных особенностей. Например, живущие воде аксолотль, протей, сирена достигают половозрелости на уровне орга­низации личинки. Они никогда не приобретают облика взрослых наземных амфибий. Так, сирены имеют постоянные жабры, недоразвитые глаза, редуцированное число пальцев. Главные направления или пути эволюции характеризуются рядом особенностей. В настоящее время в науке нет единого мнения в вопросах о закономерностях соотношений между путями биологического прогресса.

По теории А. Н. Северцова, после арогенеза, повышающего организацию организмов, всегда наступает период частных приспособлений - идиоадаптации, иногда сопровождающиеся упрощением - дегенерацией. На основе одних и тех же арогенезов могут возникать различные «надстройки», т.е.приспособления к частным условиям (аллогенезы, телогенезы). Новый ароморфоз, по Северцову, может возникнуть от малоспециализированных форм, образовавшихся на первоначальных фазах идиоадаптивного развития;

Смена направлений в адаптивной эволюции происходит по схеме ароморфоз- идиоадаптация (ранняя)- ароморфоз.Закономерность смены фаз эволюционного процесса, характерную для всех групп организмов, называют законом А. Н. Северцова.

По Шмальгаузену, телогенез, гипергенез, катаморфоз, гипоморфоз представляют тупиковые ветви филогенеза, ведущие к вымиранию.

Смена направлений эволюции по Шмальгаузенупротекает по схеме: оро­генез - аллогенез - орогенез. Согласно этому закону, новый тип или класс возникают путём арогенеза, а затем происходит его адаптивная радиация - аллогенез с последующими тупиковыми направлениями. Новый подъем организации может возникнуть от малоспециализированных форм, развивавшихся по пути аллогенеза.

А.К.Северцов ввел существенные поправки к этому закону по схеме: орогенез — аллогенез - телогенез - орогенез. Например, происхождение наземных позвоночных от кистеперых рыб из мелководных пересыхающих водоемов, птиц - от летающих рептилий.

 

Методика

№8. Школьный учебно-опытный участок. Опытническая работа учащихся.

1638г Я.А.Каменский в книге «Великая дидактика»писал о том, что при школе должен быть небольшой сад»куда следует иногда пускать учеников и представлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, трав, цветов». Ж.Ж.Руссо в 1761 г указывал на садовые работы как на важнее воспитательное средство. Расцвет учебно-опытных участков пришел на 50-е,60-е годы ХХ века.

Назначение УОУ.

1место проведения экскурсий, уроков, практических занятий, внеурочных и внеклассной работы

2источник натурального наглядного материала

3использование для увязки теоретических знаний с трудом

4приобретение практических умений и навыков, умение вести дневник наблюдений, обосновать цели опыта и выводы из него, докладывать о результатах опыта на конференциях, составлять отчеты

5используется для приобретения первоначальных экономических знаний по расчету удобрений, количеству семян.

6реализация воспитательных целей

7развитие мыслительной деятельности, показ познаваемости процессов и явлений окружающего мира

Отделы пришкольного участка

Размеры бывают от 0.5 гектара и более. Участок должен быть хорошо освещен солнцем, иметь источник орошения и распологаться недалеко от школы. Отделы:Полевой, Овощной,Плодово-ягодный,Декоративные,Зоологический,Биологический,Зеленый класс,Дендродологический и др. На участке должен быть севооборот.Н-р:для учеников 6класса можно предложить полевой севооборот:

1.Пар или однолетние бобовые

2Озимые:пшеница,рожь,ячмень

3Пропашные:картофель,свекла,кукуруза

4Яровые зерновые:пшеница,ячмень,овес

5Бобовые:горох,фасоль,бобы

6Масличные:горчица,подсолнух

7.Технические культуры: лен

Центральная дорожка должна быть 1.5-2 м между полями севооборотов,1м между делянками опыта не более 70 см.Границы делянок и дорожек оформляют глубокими бороздами. Зав. Участком должен иметь рабочую тетрадь:

1 списки учащихся по классам со сведениями по их здоровью

2 севооборот уоу

3 схема размещения опытов

Роль учебно-опытного участка и его структура. Школьники знакомятся с садовыми и огород­ными растениями, полевыми и техническими культурами, сор­няками, вредителями, овладевают умениями и навыками по ухо­ду за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта. Важной задачей является ознакомление школьников с куль­турными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных рас­тений и производят опыты по повышению урожайности, выявле­нию оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоис­пытанию и др. На школьном участке рекомендуется выращивать растения, изу­чаемые по программе предмета «Биология». Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о раз­витии растений, получают представления о главных агрономи­ческих приемах возделывания культурных растений и навыки ра­боты с ними в определенной системе, по определенному плану. Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отноше­ния к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.

На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6-11 классов. Правильная организация различных видов деятельности на учеб­но-опытном участке способствует:

- совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике; - формированию умений и навыков по выращиванию куль­турных растений с учетом биологически обоснованной агротех­ники; - развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными; - совершенствованию умений: наблюдать биологические яв­ления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фик­сировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объек­ты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать по­лученные данные в зависимости от состояния погоды и от изме­нения условий эксперимента; - формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений. Существенную часть работы на учебно-опытном участке со­ставляет опытничество. Опыт ведет группа учеников, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа, а иногда ее выполняют школьники, отвечающие за другой участок работы. Чтобы все не­обходимые агротехнические приемы были выполнены в срок, рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отра­жают состояние опытных растений. Обычно для краткости запи­сей по каждому опыту составляют табличку с указанием того, что должно быть зафиксировано и в какой срок произведены замеры. Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследо­вательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры 'растений, делать выводы.

Кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный учас­ток представляют собой целостную, единую материальную базу для изучения биологии в средней общеобразовательной школе. Школь­ный участок необходимо рассматривать как первое звено в тру­довом воспитании. При изучении темы «Семя» предлагается взять задания для опытов: выяснение лучшего способа посева пше­ницы, ускоренное получение большого количества семян пшени­цы; при изучении темы «Корень»- определение плодородия почвы, развитие корня; в теме «Лист»- влияние света на зеле­нение, влияние длины дня на развитие растения; в теме «Сте­бель»- прививка растений, черенкование и отводка декоративных и ягодных растений, способы размножения картофеля, по­лучение наземных клубней, формование растений подстриж­кой. Могут быть проведены такие опыты: продление сроков цве­тения, введение в культуру дикорастущих растений и др. Результаты выполненных на участке задании учащиеся фиксируют в дневниках, гербариях, коллекциях, фотоснимках и т. Д., представляющих вместе с переносимыми в живой уголок растениями и животными очень ценный дидактический материал для уроков по большинству тем IX-X классов. Но правильно поставленные опыты и наблюдения, надлежащим образом оформленные, важны еще и потому, особенно в старших клас­сах, что позволяют практически ознакомить с некоторыми ме­тодами и приемами научно-исследовательской работы, разви­вают интерес к опытничеству, сельскому хозяйству, возбуждают желание трудиться в нем.

Ботаника №3 Общая характеристика и эволюция растительных тканей.(ботаника)

Тканями называют устойчивые, т.е. закономерно повторяющиеся, комплексы клеток, сходные по происхождению, строению и приспособленные к выполнению одной или нескольких функций.Строение растений усложнялось в течение многих миллионов лет. В процессе эволюции возникали новые ткани, и увеличивалось число разных типов клеток, входящих в состав тканей. Так, у бактерий и примитивных водорослей все клетки одинаковы. У прочих водорослей число различных типов клеток также очень не велико, и у наиболее сложных бурых водорослей не превышает 10. у мхов уже насчитывается около 20, папоротникообразных – около 40, а у покрытосеменных растений около 80 различных типов клеток. 

1. большинство растительных тканей многофункционально, т.е. одна и та же ткань может выполнять 2 или 3 функции (напр-р, ф-ция проведения и укрепления, ф-ции ассимиляции, укрепления и запасания веществ). Кроме того, одна ткань может состоять из разнородных элементов, выполняющих разные ф-ции. В таком случае эту ткань наз-т сложной, в противоположность простой ткани, состоящей только из однородных элементов.

2. часто ткань с возрастом меняет функции или сохраняет лишь некоторые из перво-начальных. Напр-р, древесина в начале своего существования выполняет преимущественно водопроводящую ф-цию, а потом ее теряет и служит только для укрепления растения.

3. клетки, сходны по строению и ф-ции, т.е. относящиеся к одной ткани, могут быть рассеяны поодиночке среди клеток других тканей и разобщены между собой. Они представляют собой так называемые идиобласты (греч. Идиос-особенный; бластос-образование).

                                          Классификация тканей

1. образовательные ткани (меристемы):    

1) верхушечные (апикальные);

2) боковые (латеральные:)

а) первичные (прокамбий, перицикл),

б) вторичные (камбий, феллоген);

3) вставочные (интеркалярные);

4) раневые (травматические).

2. ассимиляционные ткани.

3. запасающие ткани

4. аэренхима.

5. всасывающие ткани:    

1) ризодерма;

 2) веламен;

3) всасывающий слой щитка в зародышах злаков;

4) гаустории паразитных растений;

5) гидропоты.

6. покровные ткани:    

1) первичная (эпидерма)

 2) вторичная (перидерма)

 3) третичная (корка или ритидом)

7. ткани регулирующие прохождение веществ:

1) энтодерма

2) экзодерма

8. выделительные ткани: 

1) наружные    

 а) железистые волоски (трихомы) и выросты (эмергенцы)

б) нектарники

 в) гидатоды

 2) внутренние

 а) выделительные клетки

 б) многоклеточные вместилища выделений

 в) смоляные каналы

г) млечники

9. механические ткани: 

1) колленхима

2) склеренхима

а) волокна

б) склереиды

10. проводящие ткани: 

 1) ксилема (древесина)

2) флоэма (луб)

Образовательная ткань– меристема это ткань дает начало всем другим видам ткани. Клетки паренхимные, плотно прилегают др др., мелкие, клет-я оболочка первичная, в клетки крупное ядро, пустая цитоплазма, много мелких вакуолей, много митохондрии, А.Г., рибосомы, ЭПС, что обеспечивает активную жизнедеят-ь этой клетки.

В массиве образов-ой ткани имеются клетки которые способны к неограниченному деле-нию их называют инициальными клетками. Клетки расположенные около них, способны делится огран. раз и превращаются в другие виды тканей.

Расположение меристем в растениях:

1. верхушечная – располагается на верхушке каждого побега, на кончике корня, а также на каждой почке. Она уже образуется на 1 этапе формирования зародыша когда форм-ся 2 противоположных полюса. За счет деят-ти верхуш. меристем растение растет в длину по-ложительного неотропизма растение укореняется за счет отрицательного геотропизма и положительного фототропизма стебель растет вверх. Место расположения верхуш ткани наз-я конусом нарастания или точкой роста. Строение конуса нарастания побега имеется инициальные клетки. У высших споровых раст-й – это одна пермидальная клетка которая делится в разных направлениях. У цвет-х раст-й инициал-е клетки располагающиеся на поверхности делятся перпендикулярно поверхности стебля, такое деление наз-я антикли-нальное и обеспечивают поверхностный рост конуса нарастания. 

2. боковые (латеральные) в осевых органах (стеблях, корнях) образуют цилиндрические слои, поперечных разрезах имеющие вид колец. Одни из боковых меристем возникают непосредственно под апексами и в тесно связи с апикальными меристемами – это первич-ные (прокамбий, перицикл), другие боковые меристемы возникают позже вторичные (кам-бий, перицикл). Боковые меристемы обеспечивают рост в толщину.

3. вставочные меристемы расположены в основании междоузлия, у основании молодых листьев. В них имеются некоторые дифференцированные элементы (напр-р проводящие), нет инициальных клеток, поэтому вставочные меристемы имеют временный характер, и в конце концов, превращаются в постоянные ткани.

4. раневые (травматические)возникает на любом участке поврежденном теле, возникает путем диффереции живых клеток с последующим образованием защитной пробки или других тканей.

Ассимиляционные ткани – главная ф-ция ассимил-х тканей - фотосинтез. В них синтезируется основная масса орган-х вещ-в и связывается энергия, получаемая землей от солнца. Ассимиляционные ткани имеют относительно простое строение состоят из однородных тонкостенных паренхимных клеток. В их постенном слое цитоплазмы содержатся многочисленные хлоропласты. Эти ткани наз-т также хлорофиллоносной паренхимой или хлоренхимой. Ассимиляционные ткани чаще всего залегают непосредственно под прозрачной кожицей (эпидермой), что обеспечивает газообмен и хорошее освещение. В хлоренхиме находятся большие межклетники, облегчающие циркуляцию газов. Просвечивая сквозь прозрачную эпидерму, хлоренхима придает зеленый цвет листьям и молодым растениям.

Запасающие тканивещ-а синтезированные раст-м или воспринятые извне, могут откла-дываться в виде запасов. О запасающих тканях говорят в тех случаях когда запасающая ф-ция выступает на 1 место. Распространены у многих раст-й и в различных органах, запа-саются в семенах и служат для развития зародыша. В обычных корнях, побегах, корневи-щах, луковицах.

Аэренхима.Довольно часто в растениях образуется ткань с очень большими межклетниками. Если у такой тк функ-ия вентиляции выступает на первое место, то ее называют аэренхимой. Предст собой модификацию паренхимы, Кл им-т различ форму. (растения – обитающие в воде, где затруднен газообмен).

Всасывающая тканьч/з них в тело растен из внешней среды поступают вода и растворенные в ней в-ва.

1. ризодерма («корень», «кожа») – наружный слой Кл на всех молодых корнях – всасыв-ся из почвы вода и поглощ-ся растворенные в ней в-ва

2. гидропоты – на поверхности листьев у растений, погруженных в воду

Покровная ткань – это ткань покрывающая органы с наружи, ф-ции: защита внутр-х ор-ганов от высыхания, обеспечение газообмена, трансперации.

Различают:

1) первичная (эпидерма) – живая плотная, паренхимная, прозрачная, однослойная, покры-вает молодые органы растений (побеги, корнеплоды, клубни), а также листья, лепестки. Им-ся устьица. Ф-ций: фотосинтез, всасывание.

2) вторичная (перидерма) – приходит на смену первичной покровной в конце 1 года разви-тия, покрывает многолетние органы. Перидерма – сложная ткань, состот из 3 слоев видов тканей: 1) феллему (пробка) – защитн функ, 2) феллоген – нарастание в толщину (пробковый камбий), 3) феллодема – питат функ. Образование перидермы начинается заложения пробкого камбия, он обр-ся по всему периметру стебля. Один слой вытянутых меристатических клеток – феллоген, закладывается из клетки перидермы к-рая делится параллельно поверхности, из клеток субэпидермального слоя, из более глубоких слоев клеток. Феллоген – вторичная, боковая, образовательная ткань. Клетки постоянно делится из 2 образовавшихся клеток. Пробка не пропускает газы, воду. Ф-ции: защитаот внеш-х воздействий,от темп-ры колебания, испарения. Клетки пробки отклад-т с наружи органа клетки, а в центре органа феллодема. Феллодема – живая ткань им-ся хлоропласты, ф-ция: питание феллогена. Для обеспечения газообмена и транспирации в перидерме им-ся чечевички – это заполненные рыхлой тканью перидермы.

3) третичная (корка или ритидом) – покрывает стволы деревьев приходит на смену пери-дермы у разных видов в разное время, защитная ф-ция повышенная, для газообмена и транспирации им-ся трещины.

Ткани регулир-ие прохождение в-в– эндодерма – самый внутрен слой коры, окружает стелу. В-ва из коры в стелу и из стелы в кору могут пройти по симпласту, т.е. ч/з живые протопласты эндодермы.

- экзодерму – наружные слои коры, подстилающие ризодерму – регулирует прохождение в-в, а после отмиранияризодермы оказывается на поверхности корня и превращ-ся в защитную покровную ткань.

Выделительная ткань –у растений конечные продукты обмена вещ-в или реутилизируются или накапливаются от этих вещ-в раст-я освобождаются при листопаде отмерание наземных органов.

1) наружные:    

   а) железистые волоски (трихомы) и выросты (эмергенцы) - эпидермы

   б) нектарники – выдел сахаристую жидкость - нектар

   в) гидатоды – выд-т капельно-жидкую воду, растворенные в ней соли (лист толстянки)

2) внутренние:

   а) выделительные клетки – накплив различ-ые в-ва (оксалат кальция, слизи, танины) (лавровые, магнолии)

   б) многоклеточные вместилища выделений: -схизогенные – расщеплять, -лизигенные – растворение.

   в) смоляные каналы - (зонтичные, хвойные, сложноцветные)

   г) млечники – жив. Кл. сод-ий млечный сок (чистотел, терпена – каучук)

Механическая ткань – различают 2 типа механич-х тканей: колленхима, склеренхима.

Колленхима – живая паренхимная ткань, кет-ая оболочка целлюлозная, первичные клетки содержат хлоропласты. Клет-ые об-ки неравномерно утолщены располагаются сразу под эпидермой.

В зависимости от утолщения различают 3 типа Колленхимы: уголковая, пластинчатая, рыхлая. Ф-ции: опрная, фотосинтез, образовательная из нее обр-ся феллоген.

Склеренхима – склеренхимные волокна, склереиды состоит из мертвых клеток, к-рые способны выполнять свой ф-ции: фотосинтез, ассимиляция.

Проводящая ткань– осуществляет транспорт воды и питат-х вещ-в внутри растений.

1) ксилема (древесина) – осуществляет проведение воды и минер-х вещ-в от корня к другим частям раст-й.

2) флоэма (луб) – по ней происходит транспорт орган-х вещ-в от листьев к другим частям растений

ксилема - сложная ткань состоит из проводящих элементов, живых паренхимных клеток. Проводящие эл-ты ксилемы: трахеиды, трахей (сосуды), общее строение: удлиненные клетки, мертвые клетки, им-т утолщенные, одревесневшие клет-ые оболочки. Трахеиды удлиненная клетка, заостренными краями поры располагающиеся на всех сторонах кле-ток. Трахей состоят из большого количества расположенных др на др удлиненных клеток членика. Поперечные стенки члеников разрушаются обр-ся перфорации. По хар-ру утол-щения различают: кольчатые, спиральные, сетчатые, лестничатые, порестые сосуды. 

Флоэма – развивается в поровой части органа ближе к перефирий, сложная ткань, в ней различают проводящие эл-ты, лубеные волокна, лубеная паренхима. проводящие эл-ты: ситовидные клетки, ситовидные трубки.

 

Общая биология.

№22 Искусственный отбор. Формы искусственного отбора.

По Дарвину ИО- целенаправленная деятельность человека. ИО- осуществляемая человеком система мероприятий по усовершенствованию и созданию новых пород животных и сортов растений с полезными в хозяйственном отношении наследственными признаками.

Породой животных или сортом растений наз-ют совокупность особей одного вида, искусственно созданную человеком, к-рая хар-ся опред наследственными осоенносями: продуктивностью, морфол и физиолог признаками.

Приручение и одомашнивание началось 10-15 тыс лет назад.

Дарвин анализируя происхождение домашних голубей приходит к выводу, что все многообразные культурных форм яв-ся рез-том эволюции и близкие породы и сорта произошли от одного или нескольких видов.

Исходным фактором ИО яв-ся изменчивость, а наследственность закреплят и усиливает эти изменения в опред направлении.

Важным условием ИО яв-ся: высокая степень изменчивости орг-мов, большое число особей, искусство селекционера, устранение от размножения др особей.

Творческая роль ИО основана на взаимод в ряде поколений изменчивости и наследственности и направляется деят-тью человека. Творческим фактором яв-ся целенаправленная деят-ть человека.

Док-ка ИО. Прямые- основанные на прямых наблюдениях или на экспериментальных данных. Косвенные- рез-тат умозаключения, вытекающего из наблюдения.

Прямые док-ва:

археологическе раскопки

с/х выставки

создание по заказу покупателей различных пород животных и сортов растений.

Принципы ИО: отбор особей с нужными признаками на племя, ненужные особи не допускаются к размножению.

Формы ИО: бессознательный- человек не ставит цель создать новую породу или сорт, а лишь оставляет на племя животных с лучшей продуктивностью, красивой окраской и хорошей формой. Промежуточной звено между ИО и ЕО.

Методический отбор- наиболее прогрессивный метод- преследуют опред цели, ставят конкретные задачи в выведении новых пород животных и сортов растений.

Методический отбор м.б. однократным (происходит в течение одного поколения муаций. Многократный- продолжается в течение нескольких поколений.

Т.о. методический отбор всегда яв-ся творческим и зависит от 3 основных факторов: изменчивости, наследственности и ИО, которые взаимосвязаны. Изменчивость дает материал для эволюции, наследственность- обеспечивает закрепление возникшей изменчивости, ИО имеет значение творческой, движущей силы эволюции, направляемый трудом человека.

Значение ИО:

1. окончательно утвердил положение об изменчивости,

2. определил основные механизмы формообразования(изменчивость, наследственность, преимущественное размножение особей с полезными признаками)

в наст время выделяют 2 формы ИО:

инбридинг( родственное скрещивание) избирательное скрещивание между близкородственными особями с целью сохранения и распространения особенно желательных признаков

аутбридинг (неродственное разделение)скрещивание особей из генетически различных популяций.

Т.о. ИО основа для создания новых сортов и пород.

 

Методика

Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование.

Урок- основная форма обучения. Урок- это основная форма организации учебно- воспитательной работы учителя с классом- постоянным,однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся-по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.Современный урок должен отвечать требованиям:

-конкретные цели обучения, развития и воспитания

- научность содержания

- связь с практикой

-межпредметные связи

-разнообразные методы обучения

-повышения удельного веса самостоятельной работы уч-ся

Н-р: урок усвоения новых знаний,состоит из 8 этапов.

1.актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

2.мотивация

3.сообщение темы,цели,задач урока

4.первичное восприятие и осознание уч-ся нового материала

5.осмысление внутр. закономерностей,связи между предметами или явлениями в процессе мыслительной работы и выполнения познавательных заданий

6.обобщение и систематизация изученного на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

7.итоги урока

8 д/з

Подготовка учителя к уроку

Опред-ие места урока в системе уч.курса и темы с учетом прог-мы и плана,ознак-ние с объемом и содер-ием уч. инф-пии соотв-ие ее с обязат-ым минимумом треб-ми,

Выбор типа урока, отражение ее стр-ры, выделение глав. дидактических задач,

-изучение методов, литер-ры по теме урока,

-подбор дид.мат-ла,нагляд.пособий,тестов, опред-ие хода урока и времени,

-пост-ие плана или конспекта урока.

Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Д/з

При подготовке к уроку уч -ль предусматривает возм-сть отклон-ия от намеченного плана в завис-сти от конкрет.обстан-ки его провед-ия. Обычно опытный уч-ль учитывает ситуа-цию, вносит ряд изм-ий в ходе урока. Темат.план -распределение часов по темам и календ.сроки прохожд-ия тем с учетом каникул и празд-ов. Темат.план сост-ся заблаговрем-но, с учетом урока необх-го для провед-ия эксп-та,исполь-ых на уроке для демонст-ий процессов иявлений жив.природы. Темат.план отражает творч-во уч-ля, его стремление обеспечить более качественное обуч-ие уч-ся, исходя из конкретных условий о возм-те образного пр-са и опыта учителя. Поурочное план-ие: тип урока;орган.момент, проверка д/з,мотивация,тема урока, задачи урока(образоват-ые, развивающие, воспит-ые) изучение нов.мат-ла,закрепление,итоги урока,д/з

Схема тематического плана

Поурочное планирование:

1.Задачи: образоват, воспитыв.,развив.

2.новые знания

3опорные знания

4.формы и методы проведения

5.оборудование

 

Общая биология

11.Способы размножения живых орг.

Размножение - это способность живых существ воспроизводить себе подобных. При этом обеспечивается непрерывность и преемственность жизни. Принято различать два основных типа размножения: бесполое и половое. Процесс полового размножения обычно осуществляется между двумя физиологически различными особями - мужской и женской. Они формируют особые половые клетки (гаметы), при слиянии которых образуется зигота. При этом геномы родительских клеток смешиваются, поэтому потомки генетически отличаются от каждого из родителей и друг от друга.

В процессе бесполого размножения участвует только одна особь. Образования гамет не происходит. Организм либо просто делится на две или более частей, либо формирует специальные структуры, из которых восстанавливаются новые индивиды, генетически идентичные материнской особи. Бесполое размножение возникло раньше полового. Оно обеспечивает воспроизведение большого количества идентичных особей и более выгодно в относительно постоянных условиях.

Половое размножение появилось более 3 млрд лет назад. При половом размножении происходит объединение генетической информации от двух особей одного вида (родителей) в наследственном материале потомка. То есть биологическое значение полового размножения заключается не только в самовоспроизведении особей, но и в обеспечении биологического разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных перспектив. Это делает половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое.

Размножение – это совокупность биологических процессов, в ходе которых: а) увеличивается число особей, б) происходит смена поколений, в) появляются новые сочетания наследственных задатков.Как правило, размножение сопровождается расселением особей.

Половое размножение. Типичное половое размножение происходит путем гаметогамии – слиянии гамет (специализированных половых клеток). Гаметы всегда гаплоидны, то есть несут одинарный набор хромосом. При слиянии гамет образуется новая клетка – зигота. Зигота всегда диплоидна, то есть содержит двойной набор хромосом. Образование зиготы включает два процесса – плазмогамию (оплодотворение, или слияние протопластов) и кариогамию (слияние ядер и объединение хромосомных аппаратов).

У прокариот и некоторых низших эукариот половое размножение отсутствует. Однако у прокариот существует односторонний перенос генетического материала с помощью конъюгации, а также обмен генетическим материалом с помощью трансформации и трансдукции.

Среди низших эукариот (одноклеточных животных, водорослей и низших грибов) известно несколько форм гаметогамии, например, изогамия, гетерогамия, оогамия. У низших эукариот часто наблюдается конъюгация без образования гамет. У высших грибов гаметогамия отсутствует, и половой процесс протекает в виде гаметангиогамии и соматогамии без образования гамет. Подробнее перечисленные формы полового процесса будут рассмотрены при описании соответствующих групп организмов.

Типичная гаметогамия (оогамия) характерна для высших эукариот – высших растений и многоклеточных животных. У этих организмов различают два типа клеток: соматические клетки, из которых построено тело (сома) организмов, и половые клетки. Каждая половая клетка содержит минимально возможный набор хромосом. В соматических клетках содержится удвоенный набор хромосом.

Гаметы у большинства высших растений образуются в гаметангиях (у семенных растений гаметангии частично или полностью редуцируются); а у большинства животных – в гонадах (половых железах). Женские гаметы представлены неподвижными яйцеклетками, а мужские – подвижными сперматозоидами (а также неподвижными спермациями и спермиями). В результате оплодотворения (слияния яйцеклетки и сперматозоида) образуется зигота – оплодотворенная яйцеклетка. У разных групп организмов процесс оплодотворения имеет свои особенности.

Во всех описанных случаях полового размножения происходит образование новых сочетаний наследственных задатков. Это приводит к комбинативной изменчивости, в результате которой потомки генетически отличаются и от родителей, и друг от друга. В этом заключается биологическое значение полового размножения.

Однако у многих организмов наблюдаются отклоняющиеся (аберрантные) формы полового размножения: андрогенез, гиногенез и партеногенез. В этом случае новые сочетания наследственных задатков не образуются, и потомки могут быть почти точной генетической копией одного из родительских организмов. Например, при андрогенезе ядро яйцеклетки погибает, и в развитии зиготы принимает участие только хромосомный аппарат мужского ядра. При гиногенезе погибает мужское ядро, и в развитии зиготы принимает участие только хромосомный аппарат яйцеклетки. При партеногенезе развитие яйцеклетки происходит вообще без оплодотворения.

Существует спонтанный и индуцированный партеногенез (апомиксис). Спонтанный партеногенез наблюдается у многих беспозвоночных: коловраток, дафний, тлей. Индуцированный партеногенез используют для получения потомства в контролируемых условиях, например, при селекции тутового шелкопряда.

Бесполое размножение.Простейший способ бесполого размножения заключается в делении одноклеточных организмов – как прокариот, так и низших эукариот. При делении клеток происходит увеличение числа особей, но потомки являются почти точной копией исходного организма и образуют в совокупности клон. Однако у большинства эукариот бесполое размножение представляет собой сложный процесс. У всех организмов, кроме животных, различают собственно бесполое (споровое) и вегетативное размножение.

У растений, грибов и многих одноклеточных животных бесполое размножение происходит с помощью разнообразных спор (собственно спор, зооспор и конидий). В подавляющем большинстве случаев спора представляет одну гаплоидную клетку, так или иначе приспособленную к расселению и способную дать начало новому организму. У многоклеточных растений споры образуются в результате мейоза в специальных структурах – спорангиях.

Все остальные способы размножения у растений (без участия спор и гамет) называются вегетативным размножением. При вегетативном размножении происходит образование клонов. В простейшем случае вегетативное размножение происходит с помощью неспециализированных частей тела. Однако в ряде случаев имеются более или менее специализированные органы вегетативного размножения

У многоклеточных животных (у которых отсутствует размножение спорами, и гаплоидны только гаметы) вегетативное размножение называется бесполым. У высших беспозвоночных и позвоночных животных бесполое размножение проявляется в виде полиэбрионии – развития нескольких зародышей из одной зиготы (у человека – рождение однояйцевых близнецов).

Таким образом, биологическое значение бесполого размножения заключается в увеличении численности особей. При этом в большинстве случаев новые сочетания наследственных задатков не образуются.

Осеменение.Предложение И. И. Иванова (1899) использовать искусственное осеменение как метод массового улучшения качества сельскохозяйственных животных является самым крупным открытием в области животноводства после приручения и одомашнивания животных.

Искусственное осеменение животных применимо при всех методах разведения и всех видах скрещивания сельскохозяйственных животных. Искусственное осеменение позволяет в короткий срок изучить производителя, получить от него огромное количество приплода и путем отбора и подбора усилить и закрепить полезные качества животных.

Процесс оплодотворения - процесс соединения (слияния) воедино женской (яйцеклетки) и мужской (спермия) половых клеток.

Существует внешнее и внутреннее оплодотворение.

При внешнем оплодотворении зародышевые клетки самца и самки выделяются во внешнюю среду, где и происходит их соединение (оплодотворение). При таком типе оплодотворения развитие полученной зиготы (одноклеточного зародыша - результата соединения яйцеклетки и спермия) продолжается чаще всего во внешней среде.

Участие родительских организмов сводится только к производству гамет и выбрасыванию их во внешнюю среду. При таком типе оплодотворения у животных (пресноводных гидр, морских гидромедуз, иглокожих, круглых и кольчатых червей, многих моллюсков) отсутствуют специальные органы и приспособления организма, способствующие встрече половых клеток, не наблюдается нервно-гуморальная регуляция поведения животных, а также отсутствует явление осеменения.

Первым этапом становления процесса осеменения можно считать рефлекс массового скопления самцов и самок в ограниченном пространстве перед выделением их половых продуктов. Яркий пример такого процесса наблюдается у костистых рыб - самки мечут икру, которую самцы "поливают" спермой. Некоторые круглые черви свиваются в тугой клубок и смешивают свои половые продукты. Следующим этапом в развитии осеменения следует считать появление спаривания. Примитивная форма спаривания - без совокупления - наблюдается при попарном сближении самца и самки после сложных и длительных рефлексов ("игры"), после чего самка откладывает икру, а самец тут же поливает ее молоками.

Но уже у рыб и амфибий наблюдаются переходы к наиболее сложным и совершенным формам осеменения, как например, сближение анальных плавников самца и самки и образование осеменительной камеры, и даже введение спермы в половые пути самки, т.е. совокупление.

Еще совершеннее этот процесс у акуловых рыб, некоторые из которых после внутреннего оплодотворения вынашивают детенышей наподобие млекопитающих с образованием плаценты и желтых тел в яичниках. Это сделало возможным расселение животных в воздушной среде, сделал возможным размножение животных вне водной среды.

У млекопитающих, в связи с эволюцией внутреннего осеменения, выработались специальные органы, обслуживающие процесс осеменения. У самцов такими органами являются придаток семенника, служащий местом накопления спермиев, придаточные половые железы (предстательная, луковичные и пузырьковые), секреты которых увеличивают живучесть спермиев и облегчают процесс совокупления, и пенис, представляющий собой канал для прохождения спермиев. У самок к таким органам относятся матка, рога матки, шейка матка, влагалище, преддверие влагалища и клитор.

При внутреннем оплодотворении соединение половых клеток происходит внутри специального органа самки (у млекопитающих в яйцеводе). Дальнейшее развитие полученной зиготы происходит либо во внешней среде (птицы), либо внутри самки, чаще внутри специального органа - матки (у млекопитающих). Во втором случае зиготе совсем не обязательно накапливать в цитоплазме большое количество питательных и пластических веществ, которые он может потреблять из внутренней среды матки, или через специальное образование - плаценту.

Общая биология 29.. Современные гипотезы происхождения жизни на Земле.

В соответствии с 2 основными мировоззренческими позициями матер-ской и идеал-ской - еще в др. фил-фии сложились против-жи концепции проис-ния жизни: креационизм и матер-еская теория прои-ния орган. природы из неорган-ой. Сторонники креационизма утверждают, что жизнь возникла в результате акта божественного творения, свидетельством чего является наличие в живых организмах особой силы, кот. управляет всеми биологическими процессами. Сторонники концепции проис-ия жизни из нежив, природы утверждают, что орган. природа возникла благодаря действию естественных законов. Концепция самозарождения, несмотря на ошибочность, сыграла позитивную роль, опыты, призванные подтвердить ее, предоставили богатый эмпирический материал для развивающейся биологической науки. Окончательный отказ идеи самозарождения произошел только в 19 веке. Как сущность жизни, так ее проис-ние тесно переплетаются с определением самою понятия жизни. Попытки такого определения можно найти в трудах Аристотеля. И.Кант Ж.Кювье, Ж.Б.Ламарка, однако все они оказались несостоятельными. Лишь последней четверти 19 века Ф.Энгельс дал определение сущности жизни. В веке была выдвинута гипотеза вечного существования жизни и ее космически происхождения на Земле. В 1865 г. немецкий врач Рихтер высказал предположение, что жизнь существует в космосе и переносится с одной планеты на другую. В 1907 г. шведский ученый С. Аррениус выдвинул схожую гипотезу согласно которой зародыши жизни вечно существуют во Вселенной, движутся в космическом пространстве под влиянием световых лучей и, оседая на поверхности планеты, дают начало жизни - панспермии И начале 20 в. идея космического происхождения и вечности существованья жизни в космосе развивал русский ученый В.И.Вернадский. В настоящее время жизнь определяют как взаимодействие белков и нуклеиновых кислот осуществляем организмами во взаимосвязи с условиями жизни.

Первый этап возникновения живого связан с химической эволюцией. После возникновения Земля представляла собой раскаленный шар Постепенно остывание планеты способствовало тому, что тяжелые химические элементы перемешались к ее центру, а легкие постепенно оседали на поверхности. Легкие элементы - кислород, углерод, азот и водород - стали взаимодействовать друг с другом, и в ходе дальнейшей химической эволюции образовались различи органические соединения. Углерод - основа построения органических соединений: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, пигменто витаминов Разнообразие свойств углерода сообщает его соединениям громадное многообразие, которое лежит в основе живого. Тем менее, ученые не исключают возможности возникновения жизни     например, на кремниевой основе.

Второй этап возникновения живого связан появлением белков веществ. Присутствие в водах первичного океана большого числа углеродных соединений привело к возникновению синтеза сложных органических молекул, белков и нуклеиновых кислот из достаточно простых углеродных соединений.

Итак, под воздействием высокой температуры ионизирующего ультрафиолетового излучения, атмосферного электричества из простейших органических соединений образовались белки, жиры, углеводы и аминокислоты. Согласно гипотезе русского ученого А. И. Опарина, которая была изложена работе «Происхождение жизни» (1924), смешиваясь в первичном "6ульоне" поначалу разрозненные органические соединения способны образовывать коацерватные капли. Коацеарваты уже обладают рядом свойств, которые объединяют их с простейшими живыми существами

Третий этап возникновения связан с формированием уорганических соединений способности к самовоспроизводству. Отбор и выживание таких в более упорядоченных систем, обладавших самообновлением, самосохранением и самовоспроизведением, завершили последний этап химической эволюции материи: на Земле возникла доклеточная живая система. Полагают, что это произошло более 3 млрд. лет тому назад, следовательно добиологическая эволюция на Земле продолжалась не менее 2 млрд. лет, и с момента зарождения жизни шло непрерывное усложнение, появлялись качественно различные уровни - от предклеточных форм до клеток, от колониальной ассоциации их многоклеточных организмов, от жизни в избранных участках до всеобще расселения в воде, почве, атмосфере. Началом жизни следует считать возникновение стабильной самовоспроизводящейся органической системы постоянной последовательностью нуклеотидов. Только после возникновения таких систем можно говорить о начале биологической эволюции. Одну версий перехода от предбиологической к биологической эволюции предлагал немецкий ученый М. Эйген. Согласно его гипотезе возникновения жизни объясняется взаимодействием нуклеиновых кислот и протеинов. Нуклеиновые кислоты являются носителями генетической информации, а протеины служат катализаторами химических реакций. Нуклеиновые кислоты воспроизводят ее и передают информацию протеинам. Возникает замкнутая цепь - гиперцикл, в котором процессы химических реакций самоускоряются за счет присутствия катализаторов. В познании сущности жизни и в решении проблемы возникновения еще много неясного, однако, синтез ряда ферментов, некоторых гормонов и некоторых природных генов создает предпосылки лабораторно воспроизведения ее простейших форм

Методика..16. Уроки по изучению взаимосвязи организма со средой. Методика формирования экологических понятий.

Экологический подход в совр.образовании является одним из новых принципов обучения.Экология- наука изучающая организацию и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов или сообществ,биогеоценозов(экосистема), биосфера

Очень важна «экологизация» преподавания биологии. Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов организм и адаптация его к определенным условиям обитания. Живая система неотделима от среды, в которой она существует, поэтому и клетка, и организм, популяция, и даже биогеоценоз рассматриваются только во взаимодействии средой обитания.

В курсе Б. 6кл. уч-ся знак-ся с многообразием раст-ий, что дает развитию знаний о местообит-ии и средах жизни, форм-ся понятия как: раст-ные сообщества, природ.сооб-ва, ярусность и т.д.

В 7кл. понятия популяция, внутривид. взаимоотн-ия, плот-стъ популяции, БГЦ, цепи питания и т.д.

В 8кл. Чел-к., форм-ие экол.понятий осущ-ся слабо: взаимоотн-ия чел-ка
природой, адаптация чел-ка к новым условиямдр. 9-11 кл.: экосистема, эк.пирамиды, цепи питания, б/масса, видообраз-ие, эволюция др.

Методика формирования экол.понятий: -индукция, -поведение, синтез, -обобщение опытных данных. Особое место принадл. набл-ию, срав-ию, обобщению набл-ий: зел.раст-ия исполь-ют энергию солнца мин.в-ва.- обладают ф/синтезом,

-дедукция- выведение от общего к частному: раст-ия   обладают фотосинтезом, п.ч.имеют хлорофилл с помощью которого на свету обр-ся органические в-ва углек.газа и воды.

Традукция - перемещенис, вывод от единичного к единичному, от общего к общему.


Общая биология

1. Клетка как элементарная единица живого.

Наука о кл-ке наз.цитологией. Предмет цитологии-кл-ки многоклеточных жив-х и раст-й, а также одноклеточных орг-ов,к числу к-ых отн-ся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли.Цитология изучает строение и хим. сос-в кл-к, ф-ции внутриклеточных структур, ф-ции кл-к в орг-ме жив-х и раст-й, размножение и развитие кл-к. Впервые название «клетка» в сер.17в. применил Роберт Гук. Рассм.тонкий срез пробки с помощью сконструированного им микроскопа, Гук увидел, что пробка состоит из ячеек-кл-к. После работ Гука микроскоп стал широко применяться для научных исследований в биологии. Были открыты одноклеточные орг-мы(Антон Левенгук,1680); Кл-ки были обнаружены в составе тканей многих жив-х и раст-й. В сер.19 столетия на основе уже многочисленных знаний о кл-ке Т.Шванн сформулировал клеточную теорию(1838). Он обобщил имевшиеся знания о кл-ке и показал, что кл-ка пред-т основную единицу строения всех живых орг-ов, что кл-ки жив-х и раст-й сходны по своему строению. Эти положения явились важнейшими доказательствами единства происхождения всех живых орг-ов, единство всего орг-го мира. Т. Шванн внес в науку правильное понимание Кл-ки как самостоятельной единицы жизни, наименьшей единицы живого: вне Кл-ки нет жизни. Клеточная теория- одно из выдающихся обобщений биологии прошлого столетия, давшее основу для материалистического подхода к пониманию жизни, к раскрытию эволюционных связей между организмами. Клеточную теорию высоко оценил Ф.Энгельс, сравнив ее появление с открытием закона сохранения энергии и учением Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Клеточ. теория получила дальнейшее развитие в трудах ученых второй половины прошлого столетия. Было открыто деление кл-к и сформулировано положение о том,что кажд. новая кл-ка происходит от такой же исходной Кл-ки путем ее деления (Рудольф Вихров,1858). Академик Российской академии наук Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные орг-мы нач-т свое развитиеиз одной Кл-ки и этой кл-ой явл. зигота. Открытие К.Бэра показало, что кл-ка – не только единица строения, но и единица разв-ия всех живых организмов. Изучение хим-ой организации кл-ки привело к выводу, что именно хим-ие процессы лежат в основе ее жизни, что Кл-ки всех организмов сходны по химическому составу, у них однотипно протекают процессы обмена в-в. Данные о сходстве хим-го состава кл-к еще раз подтвердили единство всего орг-го мира. Клет. теория сохранила свое значение и в наст. время. Она была неоднократно проверена и дополнена многочисленными материалами о строении,ф-циях, хим-м сос-ве,разм-ии и разв-ии кл-к разнообразных орг-ов.Современная кл-ая теория включает след-ие положения:1. 1.Клетка-основная единица строения и развития всех живых орг-ов, наименьшая единица живого;2. 2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны(гомологичны) по своему стр-ию,хим-му сос-ву, основным проявлениям ж/деят-ти и обмену в-в;

3. 3. Размножение клеток происходит путем их деления, и кажд. новая клетка обр-ся в рез-те деления исходной(материнской) кл-ки;

4. 4. В сложных многоклеточных орг-ах кл-ки специализированы по выполняемой ими ф-ции и обр-ют ткани; из тканей сос-т органы,к-ые тесно связаны между собой и подчинены нервными гуморальным сис-м регуляции.

5. Значение клеточной теории:сходство стр-ия, хим-го сос-ва, ж/деят-ти, клеточного стр-ия орг-в – док-ва родства организмов всех царств живой природы, общности их происхождения, единства органического мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...