Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая биология 28. Антропогенез.




Тип хордовые, п/т позвоночные, Кл млекопит, п/Кл высшие звери, отряд приматы, п/отр антропоидные, сем-во гоминид, род человек, вид чел разумный.

Антропогенез- происхождение человека и становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза.

 Становление человека как биологического вида прошло 4 основных этапа эволюции гоминид: предшественник человека (протоантроп); древ­нейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).

Движущие силы антропогенеза.Для формирования, человека сначала были необходимы биологические факторы: 1) наследственная изменчи­вость: 2) борьба за существование: 3) естественный отбор. Но по мере развития трудовой деятельности биологические факторы уступили место социальным. Энгельс указал на важность социальных факторов антропогенеза: труд, общественный характер труда, сознание, речь. Труд человека начат, с изготовления примитивных орудий труда.

Антропоморфоз - морфологическая эволюция человека, обусловлен­ная его трудовой деятельностью.

1) В процессе эволюции под действием биологических законов у предков современного человека формировалось прямохождение, которое привело к следующим изменениям: увеличению массы тела; образованию сводчатой, пружинистой стопы; S - образному изгибу позвоночника, ста­новлению широкого таза и крепкого крестца; облегчению челюстного ап­парата. Прямохождение сформировалось у австралопитеков и было их единственным способом передвижения. Прямохождение имело положи­тельное значение т. к. освободило руки от опоры при передвижении, по­зволило улучшить заботу о потомстве. Родители могли приносить пищу в руках уже издалека.

Однако, прямохождение имело и ряд недостатков: уменьшилась ско­рость передвижения; в связи с тем, что крестец неподвижный, затруднены роды; возникли болезни, связанные с прямохождением (варикозное рас­ширение вен на ногах, геморрой, плоскостопие).

2) В результате развития способности использования различных предметов для добычи пищи и защиты руки освободились от участия в пе­редвижении. Орудия труда снижают зависимость человека от среды.

Основные этапы антропогенеза. Согласно палеонтологическим данным, от примитивной группы древних насекомоядных плацентарных млекопитающих (около 35 млн. лет назад) обособилась группа животных, давшая впоследствии приматов. Пример переходной формы, сочетающей в себе черты насекомоядных и приматов, - ныне живущие тупайи.

Приматы относятся к наиболее высокоорганизованным млекопитаю­щим и обладают рядом антропоидных черт: значительно развит головной мозг, глазницы направлены вперед, конечности хватательного типа, на всех пальцах развиты ногти, одна пара сосков и др.

От предков современных тупай в палеогене кайнозойской эры отдели­лась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян - пара­питеков. Это были небольшие животные, ведущие древний образ жизни и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. В дальнейшем парапитеки дивергировали на две ветви: дали начало современным гиббонам и орангутан­гам, а также вымершей ветви древесных обезьян - дриопитекам, которые также дивергировали на гоминид, шимпанзе и горилл. Дриопитеки появились в неогене. За период существования в тропических лесах у дрио­питеков сформировались передние конечности, приспособленные к лазанию по деревьям и добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитиемдвигательных отделов, бинокулярное зрение и др.

С похолоданием климата тропические и субтропические леса вытес­нялись к югу и в конце палеогена образовались обширные открытые про­странства с растительностью саванного типа. Вероятно, популяции дрио­питеков заселили разные места обитания: предковые формы современных человекообразных обезьян заселили дождевые тропические леса, где пере­двигались, в основном, цепляясь руками за ветки, а другие - открытые пространства, где, вероятно, были вынуждены вставать на задние конечно­сти, чтобы лучше обозревать местность. В процессе эволюции, под дейст­вием естественного отбора такое положение из случайного, вынужденного, перешло в необходимое.

Наиболее древним представителем гоминид считается рамапитек останки которого обнаружены в Индии (возраст 12 млн. лет). Некоторые из семейства гоминид поло­жили начало эволюции австралопитековых. Таким образом, в палеогене линия людей (семейство Гоминид - Прямоходящие приматы) отделилась от линии, ведущей к современным человекообразным обезьянам.

Стадия протоантропа. Древнейшие австралопитековые. В 1924 г. в южноафриканских отложениях Р. Дартом и Р. Брумом были обнаруже­ны останки древнейшей предковой формы человека, которые жили 5,5 млн. лет назад. Позднее была описана более поздняя форма— парантроп.

В 1959 - 1960 гг. в Танзании (Восточная Африка) Луисом и Мери Лики были найдены остатки существа, которые еще больше пролили свет на эволюцию ранних предшественников человека (протоантропов). По ряду признаков найденное существо напоминало австралопитека Дарта и парантропа, но по многим признакам он отличался от них. Новый вид назвали зинджантропом. Предше­ственников человека объединили в один род австралопитековых.

Австралопитеки жили на равнинах (в саваннах и в редколесье). Появилась возможность к изменению рациона питания. Строение зубов указывает, что австралопитеки питались жесткой растительной пищей, а также животными, убитыми хищниками, т.е. австралопитеков можно отнести к падальщикам. Австралопитеки сочетали в себе признаки обезьяны и чело­века. Таз и нижние конечности похожи на таз и ноги человека, что свидетельствует о передвижении австралопитеков на двух ногах, большой палец руки хорошо развит. Рост их составлял 120 - 150 см, вес 20- 50 кг. Объем черепа 600 см3, затылочное отверстие было сдвинуто к центру.

Примерно 8 млн. лет назад начался период перехода от животного к человеку, в конце которого стоит род человека Homo. Представители се­мейства Гоминид (австралопитеки, группа вида "человек умелый") широко расселились по Африке, Средиземноморью, Азии. Использование орудий, стадный образ жизни способствовали дальнейшему развитию мозга, воз­никновению речи, социальности. Эволюция первых людей охватывает три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные люди.

Древнейшие люди. Архантропы или питекантропы. В 1960 году М Ликибыли обнаружены останки существа, строение костей верхних ко­нечностей которого свидетельствовало о хорошо развитой хватательной функции, а нижних - о полном приспособлении к прямохождению. Фалан­ги пальцев были сплюснуты как у современного человека. Кривизна ниж­ней челюсти предполагала овладение зачатками речи. Объем мозга 680 см3. На месте его обитания встречались примитивные орудия труда из кварца, из зубов и костей. Лики назвал его "человеком умелым" и выделил в новый вид - Homo habiles. Лики считает, что Н. habiles истинным предшественник человека разумного. По многим признакам он был ближе к современному человеку, чем австралопитековые.

Следующим звеном в эволюции архантропа являются древнейшие люди, объединенные в род «человек прямоходящий или выпрямленный». Наиболее древние следы этого вида обнаружены в Африке (1,61 млн. лет назад). В Европе 700 - 400 тыс. лет назад. Считается, что человек выпрямленный произошел от человека умелого.

Питекантроп (обезьяночеловек), промежуточная стадия между обезьяной и человеком. Его останки были обнаружены в 1891 году Э. Дю­буа на о. Ява. Питекантроп ходил на двух ногах, имел рост 170 см, объем мозга 800 см3, череп состоял из более толстых; костей, чем у человека, у него были покатый лоб, сплошной надбровный валик, лобные и височные доли развиты лучше, чем у обезьян. Челюсти, выдавались вперед, подбородочный выступ отсутствовал. Питекантропы использовали каменные орудия труда. У них не было постоянного жилища. Обнаружены следы огня.

Синантроп (китайский человек) был распространен в Восточной Азии. Его останки были найдены в 1937 г. в пещере Чжоу - Гоу - Дянь в окрестностях Пекина. Он имел сходство с питекантропом: имел низкий лоб с надбровными валиками, крупные зубы, выступающую массивную нижнюю челюсть без подбородка. Однако синантроп выделялся значив тельным развитием мозга (800 - 1200 см3), что было огромным скачком на пути эволюции к современному человеку. Левая половина мозга у него более развита, чем правая (т. е. он был правшой). Синантропы жили в пещерах, имели более современные орудия, одевались в шкуры, пользовалисьогнем.

В 1972 г. Р. Лики обнаружил на берегу оз. Рудольфа (Восточная Афри­ка) череп, более напоминающий череп современного человека, чем питекан­тропа. Обнаруженная форма существовала за 2 млн. лет до питекантропа. Это свидетельствует о том, что в Восточной Африке наряду с австралопитековыми обитала прямоходячая разновидность Homo erectus. Объём черепной коробки этого примата 800 - 900 см3. Таким образом, переход к прямохождению освободил переднюю конечность для превращения её в орган трудовой деятельности. Возрос объём воспринимаемой информации, что способство­вало развитию мозга. Увеличился объём человеческого мозга, совершенство­валась орудийная и речевая деятельность. Эволюция древнейших людей осуществлялась преимущественно под влиянием биологических факторов.

Древние люди (стадия палеоантропа). Эта форма занимает промежу­точноеположение между архантропами и человеком разумным. На этой стадии антропогенеза наряду с биологическими факторами эволюции начи­нают действовать и социальные факторы охоты и защиты, передача опыта следующим поколениям, развитие интеллекта и др. К палеоантропам отно­сят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Характерными признаками неандертальца являются уплощенная черепная коробка, выступающие вперед челюсти, отсутствие подбородка, огромные надглазничные валики и большие глазницы. Объём мозга возрос до 1400 см3. Рост 155 - 166 см. Они были широко расселены в Европе, Африке и Азии. Неандертальцы жили в ледниковую эпоху в пеще­рах группами по 50 - 100 человек. Они изготавливали специализированные, каменные орудия: остроконечники, скребла, рубила. Они умели не только поддерживать, но и добывать огонь. Неандертальцы заботились о стариках и калеках, погребали умерших (т. е. существовали виды деятельности, кото­рые принято считать исключительно человеческими). Однако присутствовал и каннибализм. Считается, что неандертальцы исчезли около 40 тыс. лет назад, сменившись людьми нового типа.

Стадия неоантропа (человека современного типа). Возникновениелюдей современного типа произошло около 40 тыс. лет назад. Костные останки впервые были найдены во Франции в 1868 г. Первые современные люди были названы кроманьонцами. У кроманьонцев (неоантропов) был высокий лоб, отсутствовал массивный надглазничный валик, нижняя челюсть имела подбородочный выступ. Объем мозга не превышал объема мозга неандертальца, но строение его было более совершенно. Кости скелета менее массивны. У них сформировалась прямая походка и современная человеческая рука, членораздельная речь. Рост до 180 см.

Выяснение вопроса, где на земном шаре сформировался Homo sapiens имеет место между сторонниками моноцентризма и полицентризма. Мо­ноцентристы считают, что неоантроп возник в одной области и произошел от одной группы палеоантропов (принцип монофилии). По мнению полицентристов, каждая раса современного человека возникла конвергентно и независимо от других рас (принцип полифилии). По теории «широкого моноцентризма», человек современного типа сформировался в одной из областей Старого Света. Распространяясь к периферии, древние люди сме­шивались с местными формами.

Со становлением человека разумного завершается формирование ха­рактерного для Homo sapiens морфологического типа, происходит быстрый рост культуры. С эволюционной точки зрения возникновение человека - это крупнейший ароморфоз. Характерная черта антропогенеза - это на­правленность эволюции, связанная с прямохождением, способностью на­капливать и использовать информацию об окружающей среде (развитие мозга и руки), совершенствованием коллективного образа жизни. Антропогенез не имел прямолинейной направленности. Эволюция привела возникновению только одного вида Homo sapiens, боковые ветви вымерли. Эволюция современного человека, как биологического вида, прекратила, но продолжается биологическая эволюция в пределах вида. Не найти двух абсолютно похожих индивидов человеческого рода по чертам лица, рисун­ку кожных узоров на концах пальцев. Человек имеет специфическую по­ходку, речевое общение, манеру поведения.

Биологические факторы: наземный образ жизни, добыча пищи                                                                                                                                            

Социальные факт: совместн труд, способность к мышлению, передача опыта след поколениям.

Методика. 14. Уголок живой природы и его роль в преподавании биологии.

Уголок живой природы- это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними и демонстрации на уроках, но и место для проведения внеурочных и внеклассных работ.Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем раз­мещают и содержат живые объекты кабинета. В уголке живой при­роды находятся только те растения и животные, которые необхо­димы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предус­мотренных учебной программой по биологии в 6 - 11 классах, программами внеклассной работы по биологии. Для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью от 15 до 18 м2. Лучше, чтобы его окна выходили на юг или юго-восток.

Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами, наблюдают за ними. Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений; школьники на практике убеждаются в боль­шом разнообразии живой природы.

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе рабо­ты с живыми объектами у учащихся формируются трудовые уме­ния и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растени­ями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеничес­ким нормам. Растения и животных размещают с учетом их требо­ваний к свету, теплу, влаге и почве. В зависимости от этого их объединяют в группы: дикие и культурные, умеренного пояса, сухих мест, средней влажности, влажных мест. В аквариумы поме­щают рыб, моллюсков и водные растения, в террариумы - мхи и другие растения влажных мест, в вольеры и клетки - животных.

В ботаническом отделе уголка содержатся главным образом до­машние (комнатные) растения, обеспечивающие живой нагляд­ностью уроки биологии, внеурочную и внеклассную работу. Сре­ди высших растений есть папоротниковидные, моховидные; низ­шие растения представлены водорослями пресных водоемов. Сре­ди цветковых есть травянистые и древесные, кустарники; цвету­щие в домашних условиях и нецветущие.

В зоологическом отделе уголка содержат мелких животных, которые не требуют сложного ухода: среди беспозвоночных - про­стейшие - амебы, инфузории-туфельки, сувойки и др.; много­клеточные - дождевые черви, моллюски, ракообразные (циклопы, дафнии, мелкие речные раки); насекомые - пауки, дрозофила, палочники и др.; среди позвоночных - рыбы, тритоны, жабы, черепахи, ящерицы, волнистые попугайчики, хомяки, бел­ки, морские свинки, мыши.

Все объекты уголка живой природы оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названиями растений и животных разме­шают непосредственно около объекта (прикрепляют к клетке, к цветочному горшку), а паспорта, в которых даны сведения об ареале, местообитании и условиях содержания (и кормления) животных, возрасте объекта и о справочной литературе, хранят в католожном ящике. Этикетки и паспорта содержат важные биоло­гические сведения о данном виде растения или животного.

1)комнатные растения с декоративными формами;

2)дикорастущие травянистые (семенные и споровые);

3) растения, размножаемые семенами, корнями, черенками побегов, листьями, клубнями и луковицами;

4) ветки деревьев и кустарников (в безлистном и облиственном состоянии).

Постоянную экспозицию составляют комнатные растения. Среди многообразия комнатных растений выбирают такие, которые мож­но многократно использовать в разных учебных целях. Это пелар­гонии (герани), бальзамин, фуксия, колеус (крапивка), традес­канции, бегонии, хлорофитум, алое, фикус, цереус, маммиля­рия, а из споровых - нефролепис.

В живом уголке должно быть место для дикорастущих расте­ний, выкопанных с комом земли на участке или во время экскур­сии. Их высаживают в небольшие горшки.

Для ухода за растениями в уголке живой природы необходимо иметь следующий инвентарь: удобрительные жидкости, сито для Просеивания почвы и приготовления почвенных смесей; лейки (вместимостью 1- 2 л); термометры для измерения температуры в помещении, пульверизатор для опрыскивания растений; садо­вый нож и секатор; губку для протирания растений; емкости для отстоя водопроводной воды для полива.

Для содержания насекомых, ухода и наблюдения за ними в живом уголке должны быть инсектариумы.

Террариумы устраивают для содержания земноводных и пре­смыкающихся. При его оборудовании учитывают условия среды обитания данного животного. Необходимое дополнительное теп­ло создают с помощью электрической лампы, увлажнение обес­печивают, заполняя песком пластиковые поддоны.

Птиц и млекопитающих размещают в клетках разных размеров или вольерах. При этом клетки оборудуют кормушками и специ­альными приспособлениями. Для птиц предусматривают посадоч­ные жердочки, а для млекопитающих - специальные домики, где они могут спрятаться. Форма домиков и кормушек должна со­ответствовать определенным требованиям содержания животных в неволе.

Многих животных можно использовать для опытов по выра­ботке условных рефлексов при кормлении, а также для длитель­ных наблюдений за особенностями их развития. Можно наблюдать за избирательностью (предпочтением) того или иного корма жи­вотными, особенностями их брачного поведения, проводить экс­перименты, связанные с условными рефлексами, и др.

Содержание большого количества разных объектов требует от учителя четкой организации работы. В уголке живой природы мо­гут работать ученики и кружковцы.

Из желающих ухаживать за конкретными растениями и животными выбирают ответственных учеников, которые смогут обеспечить нормальную жизнедеятельность объектов. Для контроля за выполнением работ составляют график поручений и дежурств в уголке живой природы.

Содержание животных требует заблаговременной заготовки

                                                                                                                                                        кормов, для растений - почвы. Учитель следит в течение года за наличием необходимых кормов для своих питомцев.                                            

Школьники, ведущие наблюдения и опытническую работу с растениями или животными, отчитываются на заседаниях кружка.     Если опыты предусмотрены программой, то учащиеся отчитываются об их результатах непосредственно на уроках. Лучшие отчеты о наблюдениях и опытах помещают на сменных стендах в кабинете биологии или в рекреациях рядом с ним. Некоторые работы могут быть представлены для участия в биологической олимпиаде города. 

Таким образом, состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.  

Общая биология 14. Онтогенез и его периоды. Ранний эмбриогенез. Прямое и непрямое

Развитие.

Онтогенез- индивид развитие организма с момента рождения и до смерти. Продолжит у разных орг-мов неодинакова и может продолж-ся от неск миндо сотен лет (черепаха). Онтогенез тесно связан с филогенезом но не яв-ся абсолют повторением филогенеза. Под влиянием окруж сруды он меняется и может наступить мутац изменчивость. периоды онтогенеза:

1 предзародышевый

2. зародышевый(эмбриональный)

 3. постэмбриональный

В 1 период развитие половых Кл и подгот их к дальнейшему развитию после оплодотворения(сперматогенез и овогенез) сперматогенез из 4 периодов: 1. размножение; 2. рост; 3. созревание; 4. формирование

Сперматогенез: Сперматогонии2n"сперматоциты 1порядка2n"сперматоциты2пор2n"сперматозоиды n.

Овогенез:овогонии 2n"овоциты 1 пор2n "овоциты 2 пор2n "1 яйцеклетка+3 направительных тельца(редуцируются)

Во 2 периоде происх развитие зародыша внутриутробно(в чреве матери) или во внеш среде. Хар-ся быстрыми процессами формообразования, к-рый в короткий срок приводят к появл мнкл орг-ма. Имеет 3 периода: 1. начальный- 1 неделя эмбрионального развития нач-ся с момента оплодотв и заканчивается имплатанцией зародыша в слизистой матери. 2 зародышевый.Время от начала2до 8 недели от имплантации до завершения органогенеза. 3 плодный- развитие плода с 9 нед до рождения. Усиленный рост, формообразование, питание гематотрофно.

3 период постэбр нач-ся с момента рождения, т.е. выхода организма из зарод оболочек. В этот период развития возник специфич анатомич и функцион особенности, наз-ся возрастными.Периодизация:

1-10 день- новорожденный

11д- 1 год-младенческий

1г-11 л- дети (девочки и мальчики)

11-15л(д) и 12-16(м)- подростковый

16-20(д) и 17-21(м)- юношеский

21-55(ж) и 22- 60(м)- зрелый

56, 61- 74 – пожилой

75-90 старческий, старше 90 долгожители

Прямое развитие (неличиночный тип), связан с > кол-вом желтка в яйцеклетке, либо развитие орг. В материнсом организме харак-но д/рыб, млекопит, птиц, пресмык.

Непрямое развитие-(личиночное) с метаморфозом-харак. д/ беспозв, ракообр, насекомых,червей, характер. Коротким эмбриональным периодом в ходе кот. Формируется личинка способ. Сам-но существовать. Не полное превращение - яйцо-личинка-имаго. Полное превр.- яйцо –личинка -куколка-имаго. РАННИЙ ЭМБРИОГЕНЕЗ: сперматозиод внедряется в яйцеклетку цитоплазма растворяется- стаия синкариона(ядра сливаюся"диплоидное ядро" зигота 2н-дел. На бластомеры-4, 8,16,32,64,128..-обр. бластула(зародыш с полостью внутри)-путем впячивания обр.-двухслойный - гаструла, экт.энт)-(бластоцель, бластопор)- развив. 3 зарод. Листока. энтодерма, мезодерма, эктодерма

Дробление м.б равномерным и неравномерным (дискоидальное)

Гаструляция происходит 4 путями:

1 путем инвагинации(впячивание)

2 эпиболия (обрастание)

3 деляминация(расслоение)

4 имиграция

Нейруляция закладка нервной трубки, хорды, амниотической и туловищной складки

эктодерма обр-ет нерв.пластинку-ст. нейрулы(закладканерв.трубки, хорды), слуха,обоняния,внеш.покровы.Энтодерма дет начало кишечнику, печени, легких, поджелуд железе. Мезодерма формир. Мускулатуру(дермотом, миотом),мышечная тк, кровеносная сист, все хрящевыеи костные элементы скелета, выделит, половая сист.

 

Анатомия №1 Организм человека как саморегулирующаяся система. Основные уровни организации.

Регулирующая f – это изменение интенсивности их работы для достижения полезного результата согласно потребностям организма в различных условиях жизнедеятельности.

Регулир классификация по 2м признакам:

1. по механизму осуществления:

- нервный

-гуморальный

-миогенный

2. по времени вкл-я регул:

-по отклонению

-по опережению

Основные принципы регуляции:

-п. саморегуляции

-п. системный

п. саморегуляции заключается в том, что организм с помощью собственных механизмов изменяет интенсивность работы органов и систем согласно своим потребностям в разных условиях жизнедеятельности.

п. системный заключается в том, что осуществление каждой регул формы участвуют различные fые системы.

Нервный механизм регул.

Осуществляется с участием соматич и вегетат НС. Различают 2 вида влияния НС на органы:

1 – пусковое влияние – вызывает начало деят органа кот-й находится в состояние покоя.(пр: мышца скелета сокращается под влиянием импульсов кот-е приходят к ней по соматич нервам, в отсутствие могут расслабляться)

2 – корригирующее – влияние заключается в том, что изменяется интенсивность работы органа выполняющего свою основную физиологическую f.(пр: сердце автоматически рабочий орган источник возбуждения нах-ся в нем самом)

Симпатич и парасимпатич НС изменяют интенсивность его работы. Симпатич ↑ частоту, силу сокращении, возбудимость сердечной мышцы. Парасимпатич ↓ всё.

Корригирующее влияние осуществляется разными способами кровообращения:

- за счет ↓ кровообращения органа, при ↑ пищев желез ↑секреция;

- с помощью изменения обмена в-в в органе.

- за счет изменения характера в возбудимых клетках (деполяриз, гиперполяр)

Основной принцип влияния на органы – рефлекторный. Ответ реак организма на раздражение рефлексия.

Гуморальный механизм – это регул. работы органов с помощью БАВ, гормонов, ионов, метаболитов котор поступают к органам ч\з жид ср организма. Гормоны – это БАВ котор вырабат-ся эндокринными железами.

Свойство гормонов:

- ↑ биологическая актив

- дистантный характердействия

- спцефичность действия

По месту действия на органы гормоны делятся на 2 гр:

- эффекторные

- тропные

Эффекторные действуют на клетки мешени, стимулируя их действие.

Тропные гормоны активируют др. эндокринные железы (АКТГ)

Гуморальная система оказывает 2 влияния на органы:

- fая- регулирует органы

- морфогенетическая – регулирует рост и развитие организма(соматотропин) Гуморальная система может оказать пусковое и корригирующее влияние.

Миогенный механизм – это регул. работы органа за счет деятельности специфических мышечных кл (атипичная мускулатура) котор может спонтанно вырабатывать нерв импульсы.

Функции:

- обеспечивает автоматическ работу сердца

- перистальтику кишечника

- поддерживает тонус гладких мышц

Все 3 механизма работают во взаимодействии др с др.

Сходство: регулируют с участием метаболич процессов

Отличие: нервный механизм более точный

Регуляц по отклонению, заключается в том что, происходит коррекция органа работа которого откланяется от нормы. (регулир-е уровня АД)

Регуляц по опережению заключается в том что организм до начала действия готовится к выполнению нагрузки, вкл-ся вегетат реак (симпатич и парасимпатич системы) или гуморальная реак (выброс гормонов)(пр: предэкзаменационное состояние)

Основные уровни организации и регулирования f

1уровень – клеточный – регулир ПП и ПД подержание гомеостаза

2 уровень – тканевый (нервно-мышечный)

3 уровень – на уровне органа (автоматия сердца)

4 уровень – на уровне системы органов

5 уровень – организменный (регулирует температуру тела)

 

 

Методика

№8. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке. Содержание, структура и методы обучения.

В школе с 1-го класса вводится предмет трудовое обучение и продолжается в начачальной и средней школе.Первое знакомство цветами,овощами,фруктами происходит в детском саду. Учащиеся имеют некоторые сведения о почве, уходе за растениями,уборке урожая.

Школьный участок-это лаборатория биологии под открытом небом для урока,для практич.работ,опытов,наблюдений,многообразие натуральных наглядных пособий и источник демонстрационного и раздаточного материала.Структура участка по Боровицкому: коллекционный и опытнические отделы.В коллекционном выращиваются культурные раст.: зерновые,плодовые,лиственные,ягодные,маслиничные и др.В опытническом делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растеневодческим опытам.Структура по Верзилину д.б четко выделены отделы:полевой,овощной,плодово-ягодный,декаративный,биологический и зоологический.В каждом отводится место для коллекций и опытов с ними.Главным является биологический отдел,где выращивается определенные культуры,проводятся опыты.На участкке уч-я знакомятся с садовыми и огородными раст-и,полевыми культурами,сорняками.вредителями,овладение умений и навыков по уходу за раст-и.На уч-е рекомендуется выращивать раст-я,изуч-е по программе предмета Биологии.Уч-ся работая на участке,закрепляют свои знания о развитии растений,получают представления о главных агрономических приемов,возделывания культурных растений.Уроки на уч-е возможны по темам: Семя,корень.цветок и т.д.Практические занятия необходимы как для общего развития,так и для трудового воспитания.В практ-й работе уч-ся приобретают и углубляют знания.В непосредственном общении с природой,учащиеся лучше понимают материал.Организация практич.занятий на уч-ке м.проводиться по разному,в зависимости от содержания занятий.Структура занятий м.б различной в зависимости от содержания и условий работы,иногда работа начинается с общих наблюдений или с практической работы.если учащиеся ранее подготовились к ней.Вводная беседа обычно проводится фронтально,а для практ-й работы,уч-я делятся на бригады.Основная работа на уч-е весной и осенью.Созд-я бригады из 4-5 уч-в.На кажд.отделе уч-ка они заняты одинаковой работой: обработка почвы,выращ-е колл-й с учетом агротехники возделывания каждой конкретной культуры,постановка опытов и наблюдения.Осенью сбор урожая,материала для коллекций,обработка почвы.Весен.часть работы-составления плана и перенесение его на землю,Необходимы экскурсионные и рабочие дорожки.После подготовки делянок,осущ-я посев семян и посадка рассады,устанавливаются этикетки.

Темы опытов (6-7 класс)

1.Влияние различных видов удобрений на урожайность с/х культур

2.Посев свеклы пророщенными и сухими семенами

3.Влияние посынкования на урожай помидоров

4.Влияние приема прореживания на урожай моркови или свеклы

5 Влияние полива на урожайность капуст

Инструктивная карточка опыта

1.тема опыта; 2 цель; 3 схема опыта;4 биология культуры и агротехнические приемы; 5 план выращивания; 6 насекомые вредители культуры;7 фенологические наблюдения;8 итоги опыта ,выводы

Типичные ошибки учащихся: мелко копают, не переворачивают пласт земли сбрасывают у места среза нужно выносить вперед. При работе с семенами обычно густо засевают края грядки, а середина пустая, слишком глубоко засевают. При поливе вымывают семена струей воды. Эти ошибки необходимо учитывать при инструктаже учащихся

Общая биология

№2. Строение эукариотической клетки.Клетки содержат два основных компонента, тесно связанных между собой, — цитоплазму иядро. Ядро отделено от цитоплазмы пористой мембраной и содержит ядерный сок, хроматин и ядрышко. Полужидкая цитоплазма заполняет всю клетку и пронизана многочисленными канальцами. Снаружи она покрыта цитоплазматической мембраной. В ней имеются специализированные структуры- органоиды. Мембранные органоиды: наружная цитоплазматическая мембрана (HЦM), эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии и пластиды.Мембраны состоят из двойного слоя фосфолипидов, в который с различных сторон погружены белковые молекулы. Мембраны органоидов отличаются друг от друга лишь наборами входящих в них белков. Цитоплазматическая мембрана. У всех клеток растений и многоклеточных животных клеточная мембрана трехслойна: наружный и внутренний слои состоят из молекул белков, средний — из молекул липидов.На поверхности клеток мембрана образует удлиненные выросты — микроворсинки, складки, впячивания и выпячивания, что во много раз увеличивает всасывающую или выделительную поверхность. Отграничивая клетку от окружающей среды, мембрана регулирует направление диффузии веществ и одновременно осуществляет активный перенос их внутрь клетки (накопление) или наружу (выделение).Через поры наружной мембраны из внешней среды внутрь клетки проникают ионы, вода и мелкие молекулы других веществ. Проникновение в клетку относительно крупных твердых частиц осуществляется путем фагоцитоза(от греч. “фаго” — пожираю, “питое” — клетка). При этом наружная мембрана в месте контакта с частицей прогибается внутрь клетки, увлекая частицу в глубь цитоплазмы, где она подвергается ферментативному расщеплению. Аналогичным путем в клетку попадают и капли жидких веществ; их поглощение называется пиноцитозом (от греч. “пино” — пью, “цитос” — клетка).   Цитоплазма на 85 % состоит из воды, на 10 % — из белков, остальной объем приходится на долю липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и минеральных соединений; все эти вещества образуют коллоидный раствор. Цитоплазма пронизана каналами различной формы и величины, которые получили название эндоплазматической сети. F осуществление обмена веществ и энергии и перемещения веществ внутри клетки. В стенках канальцев располагаются мельчайшие зернышки—гранулы, называемые рибосомами. Такая сеть канальцев называется гранулярной. Рибосомы могут располагаться на поверхности канальцев разрозненно или образуют комплексы из пяти-семи и более рибосом, называемые полисомами. Другие канальцы гранул не содержат, они составляют гладкую эндоплазматическую сеть. На стенках располагаются ферменты, участвующие в синтезе жиров и углеводов.   Рибосомы — это округлые тельца, состоящие из рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белков почти в равном соотношении. В их состав непременно входит магний, присутствие которого поддерживает структуру рибосом.    Комплекс Гольджи в растительных клетках имеет вид отдельных телец, окруженных мембранами. В животных клетках этот органоид представлен цистернами, канальцами и пузырьками. В мембранные трубки комплекса Гольджи из канальцев эндоплазматической сети поступают продукты секреции клетки, где они химически перестраиваются, уплотняются, а затем переходят в цитоплазму и либо используются самой клеткой, либо выводятся из нее. F: происходит синтез полисахаридов и их объединение с белками, в результате чего образуются гликопротеиды.  Митохондрии — небольшие тельца палочковидной формы, ограниченные двумя мембранами. От внутренней мембраны митохондрии отходят многочисленные складки — кристы, на их стенках располагаются разнообразные ферменты, с помощью которых осуществляется синтез высокоэнергетического вещества — аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). В зависимости от активности клетки и внешних воздействий митохондрии могут перемещаться, изменять свои размеры, форму.    Лизосомы - мелкие овальные образования, ограниченные мембраной и рассеянные по всей цитоплазме. Встречаются во всех клетках животных и растений. Они возникают в расширениях эндоплазматической сети и в комплексе Гольджи, здесь заполняются гидролитическими ферментами, а затем обособляются и поступают в цитоплазму.    Пластиды есть только в растительных клетках и встречаются, у большинства зеленых растений. В пластидах синтезируются и накапливаются органические вещества. Различают пластиды трех видов: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Хлоропласты — зеленые пластиды, содержащие зеленый пигмент хлорофилл. Они находятся в листьях, молодых стеблях, незрелых плодах. В каждой стопке хлоропластов  высших растений чередуются слои молекул белка и молекул липидов, а между ними располагаются молекулы хлорофилла. Такая слоистая структура обеспечивает максимум свободных поверхностей и облегчает захват и перенос энергии в процессе фотосинтеза. Хромопласты — пластиды, в которых содержатся растительные пигменты (красный или бурый, желтый, оранжевый). Они сосредоточены в цитоплазме клеток цветков, стеблей, плодов, листьев растений и придают им соответствующую окраску. Хромопласты образуются из лейкопластов или хлоропластов в результате накопления пигментов каротиноидов. Лейкопласты—бесцветные пластиды, располагающиеся в неокрашенных частях растений: в стеблях, корнях, луковицах и др. В лейкопластах одних клеток накапливаются зерна крахмала, в лейкопластах других клеток — масла, белки. Клеточный центр, или центросома, играет важную роль при делении, клетки и состоит из двух центриолей. Центриоли в делящихся клетках принимают участие в формировании веретена деления и располагаются на его полюсах.     Включения- временные элементы, возникающие в клетке на определенной стадии ее жизнедеятельности в результате синтетической функции. Включениями являются также запасные питательные вещества: в растительных клетках—крахмал, капельки жира, белки,эфирные масла, многие органические кислоты, соли органических и неорганических кислот; в животных клетках - гликоген (в клетках печени и мышцах), капли жира (в подкожной клетчатке);    Вакуоли — это полости, ограниченные мембраной; хорошо выражены в клетках растений и имеются у простейших. Вакуоли поддерживают тургорное давление, в них сосредоточен клеточный или вакуолярный сок, молекулы которого определяют его осмотическую концентрацию.  Цитоскелет. Одной из отличительных особенностей эукариотической клетки является развитие в ее цитоплазме скелетных образований в виде микротрубочек и пучков белковых волокон. Элементы цитоскелета тесно связаны с наружной цитоплазматической мембраной и ядерной оболочкой, образуют сложные переплетения в цитоплазме. F: определяют форму клетки, обеспечивают движение внутриклеточных структур и перемещение всей клетки. Ядроклетки играет основную роль в ее жизнедеятельности, с его удалением клетка прекращает свои функции и гибнет. В большинстве животных клеток одно ядро, но встречаются и многоядерные клетки (печень и мышцы человека, грибы, инфузории, зеленые водоросли). Ядро окружено двойной мембраной, пронизанной порами, посредством которых оно тесно связано с каналами эндоплазматической сети и цитоплазмой. Внутри ядра находится хроматин — спирализованные участки хромосом. Хромосомы — это сложный комплекс белков с ДНК, называемый нуклеопротеидом. Функции ядра регуляции всех жизненных отправлений клетки, которую оно осуществляет при помощи ДНК и РНК-материальных носителей наследственной информации.    Кариоплазма — жидкая фаза ядра, в которой в растворенном виде находятся продукты жизнедеятельности ядерных структур. Ядрышко — обособленная, наиболее плотная часть ядра. В состав ядрышка входят сложные белки и РНК, свободные или связанные фосфаты калия, магния, кальция, железа, цинка, а также рибосомы. Таким образом, клетка обладает тонкой и весьма сложной организацией.Сравнительная характеристика растительной и животной клетки.1.Наличие жесткой целлюлозной клеточной оболочки у растений(ф-ция:защита,тургор раст-х кл-к,ч/з кл-ую стенку проходит вода, соли, мн. орг-ие в-ва. У животных клеток поверхностный слой наз. гликокаликс-тонкий, эластичный.(связь кл-к жив-х с внешн. средой2.Наличие пластид у раст-х кл-к.3. Наличие у взрослой Кл-ки центральной вакуоли4. У раст. соед-ие соседних кл-к друг с др. с помощью плазмодесм-цитоплазматических каналов огранич-х мембраной соед-их цитоплазму сосед-их кл-к. Кл-ки жив-ых соед-ся др. с другом плазмат-ой мембраной.М-на м. обр-ть складки и выросты, придавая особую прочность.5.Отсутствие у кл-к высших раст. клеточного центра. Анатомия

№18 Значение и этапы обмена веществ.

Обмен веществ и Е– это совокупность процессов направленных на поглощение в-в, транспорт и выделение конечных продуктов метаболизма сопровождается превращением химической Е. Этапы обмена в-в:

1. ферментативное расщепление пит-х в-в в ЖКТ до мономеров и всасывания их в кровь и лимфу (белки – АК, НК – нуклеотиды).

2. транспорт пит-х в-в жидкой среды организма в ткани и осуществление клеточного метаболизма (это расщепление фермент в-в до промежуточных и конечных продуктов). Промежуточные продукты используются для выполнения f кл: строительная, каталитическая, регуляторная.

3. выведение конечных продуктов метаболизма из организма (мочи, выдыхать воздух)

Промежуточный обмен– совокупность химических превращений переваренных питательных в-в с момента поступления в кровь до начала выделения конечных продуктов жизнидеят-ти из организма. Промежуточный обмен состоит из 2х процессов: анаболизм и катаболизм.

Анаболизм – это совокупность процессов синтеза сложных органических в-в(полимеров) и простых органических в-в(мономеров). Анаболизм протекает с использованием Е АТФ, он обеспечивает: рост организма, ↑ количества клеток, регенерацию. Показателем анаболизма является «+» азотистый баланс т.е это преобладание усвоения N над его потерей, преобладание синтеза белка и НК над их разрушением.

Катаболизм – это совокупность процессов расщепления сложных органических в-в до более простых и конечных продуктов (белки →АК→аммиак, вода, СO2). При катаболизме выделяется Е, часть Е – тепловая (на поддержание tº тела), а часть на синтез АТФ.

f кл метаболизма:

1.извлечение Е из внешней среды и преобразование ее в Е макроэргических органических соединений;

2.образование из экзогенных питательных в-в(органических) собственных органических в-в (бел, жиры, углев)

3.синтез и расщепление АТФ который обеспечивает Е все f организма.

Основной обмен – это обмен в-в и Е необходимой для поддержания основных процессов жизнедеятельности организма (работа сердца, сокращение дыхательных мышц, мочеобразование, выделение гормонов и т.д.).Основной обмен определяют утром, натощак после суточного голодания в условиях психо-эмоционального покоя и отсутствия умственных и физических нагрузок. Величина основного обмена меняется в зависимости от пола, веса, возраста человека и других факторов. Она колеблется в пределах от 1 000 до 2 000 больших калорий в сутки у взрослых мужчин и от 1 000 до 1 700 у женщин (в среднем по 24 больших калории на килограмм веса).

Рабочий обмен– это количество в-в Е необходимые человеку при выполнение умственной или физических нагрузки. Определяется при разных видах деятельности, при разных температурах в разных условиях среды.

Общий обмен – это суммарный расход в-в и Е включающих в себя основной и рабочий обмен.

В обмене веществ участвуют Б, Ж, У, вода, мин-ые соли и витамины. Все процессы обмена веществ взаимосвязаны. Интенсивность обмена веществ зависит от возраста человека, характера выполняемой работы, климатических и других факторов. Обмен веществ регулируется нервной системой и гуморальными факторами.

Белки, поступившие с пищей в организм, под воздействием ферментов пищеварительного тракта распадаются до АК, которые всасываются в кровь и разносятся по всему организму. Не использованная часть белков подвергается распаду и удаляется из организма, а освобождающаяся энергия используется в других реакциях (энергетическая функция белков). Белки необходимы не только для построения клеточных структур (строительная функция), но являются составной частью ферментов, гормонов и некоторых других веществ. Белки входят в состав ферментов в качестве катализаторов многих реакций (каталитическая функция) и антител (защитная функция), гуморальная регуляция.

Конечными продуктами распада белков в организме являются вода, углекислый газ и азотсодержащие вещества (аммиак, мочевая кислота и др.). Продукты распада белков выводятся из организма через органы выделения. Белки в организме в запас не откладываются (или почти не откладываются). В здоровом взрослом организме количество поступившего азота равно количеству выведенного, т.е. белка распадается столько же, сколько его поступает (азотистое равновесие). В детском растущем организме синтез белков превышает их распад (положительный азотистый баланс). При тяжелых заболеваниях и при голодании, а также часто у очень пожилых людей может наблюдаться отрицательный азотистый баланс: количество выведенного азота превышает количество введенного.F : структурная, энергет, транспорт, каталитичес, сократит (актин, миозин), антисептич (иммуноглобулин).

Сложные углеводы, поступающие в организм с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте до моносахаридов, которые поступают в кровь, а затем - в печень, где из глюкозы синтезируется гликоген. Он снова превращается в глюкозу, которая и разносится по организму кровью. Содержание глюкозы в крови поддерживается на одном уровне (около 0,1%). Печень регулирует содержание сахара в крови: в ней содержится около 300 г углеводов в виде гликогена. При поступлении значительного количества сахара или глюкозы (150-200 г) с пищей уровень сахара в крови повышается (пищевая гипергликемия). Избыток сахара выводится с мочой, т.е. в моче появляется глюкоза - наступает глюкозурия. При нарушении внутрисекреторной деятельности поджелудочной железы наступает заболевание, носящее название сахарный диабет. Если концентрация сахара в крови понизится до 0,04%, то начинаются судороги, бред, потеря сознания и т. д. - нарушается деятельность ЦНС. Достаточно такому больному дать поесть обычного сахара или ввести в кровь глюкозу, как все нарушения исчезают.

Углеводы легко распадаются и являются главным источником энергии в организме, особенно при физических нагрузках. Суточная потребность человека в углеводах в среднем составляет 450-500 г. Центр регуляции содержания сахара в крови находится в продолговатом и промежуточном (подбугровая область) мозге. Высшие центры находятся в коре больших полушарий. Адреналин - гормон мозгового слоя надпочечников - способствует превращению гликогена в глюкозу и усиливает окислительные процессы в клетках. Его действие противоположно инсулину, который способствует проникновению глюкозы в клетки и синтезу гликогена. В регуляции углеводного обмена также принимают участие и другие гормоны: гормоны коры надпочечников, передней доли гипофиза и щитовидной железы. F углеводов: энергетическая, строительная, запасающая, сигнальная т.е рецепторная, входит в состав ферментов.

Жиры используются организмом как источник энергии. При окислении жира выделяется в два с лишним раза больше энергии. Образующийся при распаде жиров глицерин легко всасывается, а жирные кислоты всасываются только после омыления. В организме человека из глицерина и жирных кислот образуется жир, свойственный только организму человека. Жир входит в состав клеток, а невостребованные организмом количества жира откладываются в запас в виде жировых капель. Жир откладывается преимущественно в подкожной клетчатке, сальнике, вокруг почек, содержится в печени и мышцах. У человека жир составляет 10-20% веса, а при ожирении - до 50%. При ожирении нарушаются обменные процессы. F липидов: энергетическая, строительная, запасающая, депонирующая, теплоизолирующая, регуляторная

Вода и минеральные соли не являются источниками энергии и питательными веществами, но их роль чрезвычайно важна. Вода составляет до 65% веса организма, а у детей - до 80%.

С пищей в организм вводится около 15 химических элементов, часть которых поступает в ничтожно малых количествах. В сутки человеку требуется до 10 г поваренной соли, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,5 г фосфора, 0,8 г кальция, 0,012 г железа, 0,001 мг меди, 0,0003 г марганца и 0,00003 г йода. Соли распределены в разных клетках и тканях организма неравномерно. Так, много солей натрия содержится в плазме и межклеточной жидкости; солей калия в клетках больше, чем в жидких средах организма; кости содержат много кальция и фосфора; гемоглобин - медь и железо, а клетки щитовидной железы - йод. Поскольку минеральные вещества постоянно выводятся из организма, они должны быть в равном количестве восполнены с приемом пищи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...