Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Энергетический обмен- расщепление органических веществ в цитоплазме без участия оксигена и в митохондриях с участием оксигена.Гликолиз




 

Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) — совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии. У аэробных организмов (живущих в кислородной среде) выделяют три этапа энергетического обмена: подготовительный, бескислородное окисление и кислородное окисление; у анаэробных организмов (живущих в бескислородной среде) и аэробных при недостатке кислорода — два этапа: подготовительный, бескислородное окисление.

Этот этап заключается в дальнейшем расщеплении органических веществ, образовавшихся во время подготовительного этапа, происходит в цитоплазме клетки и в присутствии кислорода не нуждается. Главным источником энергии в клетке является глюкоза. Процесс бескислородного неполного расщепления глюкозы — гликолиз.

Следует отметить, что биологическое окисление в клетках может происходить как с участием кислорода, так и без его участия, за счет переноса атомов водорода от одного вещества к другому, или за счет переноса электронов.

Гликолиз — сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя десять реакций. Во время этого процесса происходит дегидрирование глюкозы, акцептором водорода служит кофермент НАД+ (никотинамидадениндинуклеотид). Глюкоза в результате цепочки ферментативных реакций превращается в две молекулы пировиноградной кислоты (ПВК), при этом суммарно образуются 2 молекулы АТФ и восстановленная форма переносчика водорода НАД·Н2

Дальнейшая судьба ПВК зависит от присутствия кислорода в клетке. Если кислорода нет, у дрожжей и растений происходит спиртовое брожение, при котором сначала происходит образование уксусного альдегида, а затем этилового спирта

29.Вирусы. Роль в природе и жизни человека. Профилактика ВИЧ и других вирусных заболеваний

Вирус— неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток

В одних случаях вследствие перенесенного заболевания или благодаря прививке организм приобретает стойкий иммунитет к определенному виду вируса (оспа, корь, энтерит, и чумка собак и т.п.), а в других - возможно повторное заболевание (грипп).
Вирусы в природе регулируют численность своих хозяев. Считают, что вирусы играют определенную роль в эволюции прокариот, поскольку могут передавать наследственную информацию от одной бактериальной клетки к другой, как внутри одного вида, так и между разными видами, встраиваясь в ДНК клетки-хозяина.
В жизни человека вирусы играют преимущественно негативную роль. Они вызывают много различных заболеваний человека, домашних животных и культурных растений. У человека вирусы поражают органы дыхания , пищеварения, нервную систему, кожу и слизистые оболочки, клетки различных систем органов, подавляют иммунные реакции (СПИД), приводят к некоторым видам раковых заболеваний. В домашних животных они вызывают ящур парнокопытных, энтерит и чумка собак, чума кур и другие заболевания, некоторые из них опасны и для человека.
Вирусы являются возбудителями опасных заболеваний культурных растений - мозаичность, пятнистость, отмирание органов, опухоли.

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание — ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) — в отличие от врождённого иммунодефицита.
Одной из самых эффективных профилактических мер ВИЧ-инфекции является безопасный секс.
Еще одной мерой профилактики ВИЧ-инфекции является отказ от наркотиков, так как заражение данным заболеванием очень часто происходит при введении иголок от шприцов.
Не стоит забывать и о том, что ВИЧ-инфекцию можно подцепить и в различных медицинских учреждениях.

 

 

30. Бактерии. Роль в природе и жизни человека. Профилактика бактериальных заболеваний

Бактерии— домен (надцарство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных.
Роль бактерий в природе:
1) Бактерии гниения и брожения являются санитарами природы, разрушают в качестве редуцентов, мертвую органику до минеральных веществ участвуют в круговороте веществ.
2) Паразиты регулируют численность своих хозяев.
3) Участвуют в процессе почвообразования.
4) Серо- и железобактерии в ходе эволюции образовали залежи серных и железных руд.
В жизни человека:
1) Болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания человека.
2) Применяются в производстве молочно-кислых продуктов, в квашении овощей, в производстве спирта, уксуса, приготовлении кормов для скота (силоса и сенажа).
3) В микробиологической промышленности используют для получения лекарств, гормонов, витаминов, кормовых белков, ферментов.
4) Нефтяные бактерии используются для очистки водоемов и почвы от нефтяных загрязнений.
5) Используются при очистке сточных вод в составе активного ила.
6) Вызывают порчу продуктов питания, гниение построек, книг и т.д.
7) Бактерии – симбионты человека, обитающие в пищеварительных органах и половых путях помогают нормальному пищеварению и поддерживают определенную среду в половых путях (поэтому при злоупотреблении антибиотиками, наступает нарушение пищеварения – дисбактериоз)

Одна из мер профилактики - если существует токсин, то необходимо, чтобы в организме человека постоянно (!) циркулировал антитоксин, т.е. противоядие. Именно поэтому детям делают прививки - вводят очень сильно ослабленные токсины , а, в результате, организм ребенка формирует вполне приличный иммунитет, поскольку вырабатывается антитоксин.

Есть такое понятие, как ворота инфекции.
Это значит, что бактерии проникают в организм определёнными способами.
через воду, пищу, половым путем, через воздух, через общие предметы, грязные руки, через раны, через укусы блох, вшей клопов.
Профилактика заключается в том, чтобы не допустить бактерий к их воротам.
Это такие важные мероприятия:
1. Изоляция источника инфекции (больного человека, выделяющего бактекрии).
2. Дезинфекция (убивание микробов)
3. Личная гигиена - ношение масок, мойка рук, избегание контактов с больными.

 

31.Стволовые клетки

Стволовые клетки — недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся во всех многоклеточных организмах. Стволовые клетки способны самообновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться посредством митоза и дифференцироваться в специализированные клетки, то есть превращаться в клетки различных органов и тканей.
Все стволовые клетки обладают двумя неотъемлемыми свойствами:
1. Самообновление, то есть способность сохранять неизменный фенотип после деления (без дифференцировки).
2. Потентность (дифференцирующий потенциал), или способность давать потомство в виде специализированных типов клеток.

Стволовые клетки можно разделить на три основные группы в зависимости от источника их получения: эмбриональные, фетальные и постнатальные (стволовые клетки взрослого организма).
Стволовых клеток в нашем организме очень мало: у эмбриона — 1 клетка на 10 тысяч, у человека в 60-80 лет — 1 клетка на 5-8 миллионов[источник не указан 782 дня].
Стволовые клетки растений также называют камбиальными.
Стволовые клетки способны к асимметричному делению, при котором одна из дочерних клеток остается стволовой, а другая дает начало специализированным клеткам того или иного типа.

 

 

32.Ткани растений

Ткань — группа клеток, которые имеют общее происхождение, выполняют одну или несколько функций и занимают свойственное им положение в организме растения. Органы растения образованы разными тканями.

Ткани высших растений это:
1. Образовательная.
2. Основная.
3. Проводящая.
4. Покровная.
5. Механическая.

1) Все образовательные ткани делятся митозом.
У нее нет вторичной клеточной стенки. Максимально простое строение. Меристема находится под защитой.
Клетки меристемы постоянно делятся.
У нее нет цветных пластидов, следовательно она прозрачная.
Меристема бывает первичная и вторичная.

2) Паренхима (основная) выполняет соединительную, запасающую, механическую, проводящую, защитную, секретирующую, фотосинтезирующую функции и функцию деления.
У этой ткани толстая первичная клеточная стенка, а вторичная клеточная стенка без лигнина.

3) Проводящие ткани выполняют основную роль передачи информации в организме растения. Они обеспечивают быстрый транспорт воды по растению. Проводящие ткани делятся на ксилему и флоэму. Она выполняет проводящую и механическую функции.

4) Покровная выполняет защитную функцию и функцию обеспечения транспорта. У неё утолщенная клеточная стенка и на ее поверхности есть слой воска или кутикула.
Покровные ткани делятся на первичные и вторичные.

5) Механические ткани делятся на колленхиму и склеренхиму. Они придают растению прочность.
Благодаря колленхиме растения могут передвигать свои части. Она твердая, но упругая. Склеренхима - это мертвая ткань растений, у нее толстые вторичные клеточные стенки. Эта ткань делится по структуре на волокна, обеспечивающие прочность, и склереиды - защита от удара.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...