Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совокупный спрос (АД) и его факторы.




Одним из структурных элементов национальной экономики является совокупный спрос(AD – Aggregate Demand) AD – совокупные расходы на покупку конечных товаров и услуг в экономике за год.

AD = C + I +G +Nx.

 

Точки графика показывают различный уровень совокупного спроса, при различном уровне цен в национальной экономике. Между уровнем цен и совокупным спросом существует обратная зависимость.

Различают ценовые и неценовые факторы AD:

Ценовые (напрямую связаны с изменением цен):

1) Эффект процентной ставки – если цены в стране растут, то повышается процентная ставка (как цена денег). AD в этом случае сокращается.

2) Эффект богатства – если цены растут, то покупательная способность денег на руках у населения и на счетах в банках падает, а AD – сокращается. Если цены снижаются, то покупательная способность денег увеличивается, как и AD.

3) Эффект импортных закупок – если отечественные товары дороже импортных, то импорт увеличивается вначале, а потом сокращается, т.к. снижается покупательная способность населения. AD сокращается.

Неценовые факторы:

1) Изменение в потребительских расходах:

а) Изменение благосостояния потребителей, если связана с ростом реальных доходов, то и растут и реальные расходы. AD сдвигается вправо.

б) Ожидание потребителей. Например, ожидание роста цен ведёт к росту текущих покупок. AD – увеличивается вправо.

в) Задолженность потребителей. Крупная потребительская задолженность сокращает текущие расходы и AD. Небольшие займы увеличивают текущие расходы.

г) Налоги.

2) Изменение в инвестиционных расходах:

а) Процентные ставки – рост процентной ставки делает кредиты дорогими, инвестиции сокращаются, AD смещается влево (но не для всех иностранных инвесторов).

б) Ожидаемая прибыль от инвестиций – чем оптимистичнее ожидание, тем больше инвестиций и AD.

в) Налоги с предприятий – рост налогов снижает реинвестирование.

г) Технологии всегда требуют роста инвестиций и роста AD вправо.

3) Государственные расходы – рост госрасходов ведёт к росту совокупного спроса (Кейнс)

4) Внешний фактор:

а) Мультипликативное влияние импорта и экспорта.

б) Валютный курс.

Со времён меркантилистов считалось, что чем больше экспорт превышает импорт (Nx), тем богаче страна. Современная экономическая наука определила, что не только экспорт, но и импорт обладает мультипликативным эффектом, т.е. увеличивается ВНП

.

Если курс национальной валюты снижается, то экспорт дешевеет, товары становятся более конкурентноспособными по цене: растёт Nx и AD. От повышения курса национальной валюты проигрывают экспортёры.

В последние годы в РБ импорт превышает экспорт, однако и экспорт, и импорт растут высоки темпами, что увеличивает рост ВНП.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...