Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опрос как метод сбора первичной информации




Опрос – один из самых распространенных методов сбора первичной информации. Опрос представляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования.

Основное назначение опроса состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также о фактах, событиях, оценках, связанных с жизнедеятельностью респондента. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос позволяет уловить все нюансы, оттенки настроения и поведения респондентов.

В зависимости от характера взаимодействия социолога и респондента, опрос делят на два вида – анкетирование и интервьюирование, каждый из которых имеет свои разновидности.

 В качестве основного инструментария для опроса используется анкета. Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программой исследования.

Анкета имеет определенную структуру:

1. Вводная часть или обращение к респонденту – на титульном листе обозначается значимость проблемы, инструкция к заполнению, степень анонимности. Указывается организация, проводящая опрос, место и год издания.

2. Основная часть или перечень вопросов.

3. Паспортичка – социально-демографическое положение респондента. Паспортичку желательно располагать именно в конце анкеты, чтобы в начале анкеты не было сомнений в ее анонимности.

Весь текст анкеты заканчивается словами благодарности респонденту за участие в исследовании.

Непосредственно анкета, т.е. список вопросов, имеет три фазы – адаптация, достижение поставленной цели и снятие напряжения. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов – простых и контактных. Сюда же входит и инструкция. В случае экспертного опроса следует указать значимость мнения профессионалов.

Важно обеспечить анонимность и указать на обобщенный вид итоговой информации. В опросе экспертов анонимность не играет роли, напротив, эксперты, как правило, сообщают о себе всю информацию.

Основной объем социологической информации зависит от качества организации второй фазы опроса – достижение поставленной цели. Для завершения опроса в третьей фазе (снятие напряжения), в конце опросника помещаются легкие, психологические вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность респонденту высказать свои чувства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...