Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опрос как метод сбора первичной информации
Опрос – один из самых распространенных методов сбора первичной информации. Опрос представляет собой метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Основное назначение опроса состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также о фактах, событиях, оценках, связанных с жизнедеятельностью респондента. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос позволяет уловить все нюансы, оттенки настроения и поведения респондентов. В зависимости от характера взаимодействия социолога и респондента, опрос делят на два вида – анкетирование и интервьюирование, каждый из которых имеет свои разновидности. В качестве основного инструментария для опроса используется анкета. Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программой исследования. Анкета имеет определенную структуру: 1. Вводная часть или обращение к респонденту – на титульном листе обозначается значимость проблемы, инструкция к заполнению, степень анонимности. Указывается организация, проводящая опрос, место и год издания. 2. Основная часть или перечень вопросов. 3. Паспортичка – социально-демографическое положение респондента. Паспортичку желательно располагать именно в конце анкеты, чтобы в начале анкеты не было сомнений в ее анонимности. Весь текст анкеты заканчивается словами благодарности респонденту за участие в исследовании. Непосредственно анкета, т.е. список вопросов, имеет три фазы – адаптация, достижение поставленной цели и снятие напряжения. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов – простых и контактных. Сюда же входит и инструкция. В случае экспертного опроса следует указать значимость мнения профессионалов. Важно обеспечить анонимность и указать на обобщенный вид итоговой информации. В опросе экспертов анонимность не играет роли, напротив, эксперты, как правило, сообщают о себе всю информацию. Основной объем социологической информации зависит от качества организации второй фазы опроса – достижение поставленной цели. Для завершения опроса в третьей фазе (снятие напряжения), в конце опросника помещаются легкие, психологические вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность респонденту высказать свои чувства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |