Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонемы        а о у э и п т к ф с ш х в м н л р




(звуки)

заменяемые                       ы  п' т' к' ф' с' щ  х'  в'  м' н' л  р'

 фонемы                             й б д г   з ж              л'

 (звуки)                                   б' д' г'   з' ч

                                                                  ц

В соответствии с сокращенной системой фонем учащиеся должны с самого начала точно произносить слова типа платок, стакан, состоящие из основных звуков. Вместе с тем слова типа спасибо, четыре, включающие заменяемые звуки, учащиеся временно произносят приближенно, соответственно «спасипо», «шетыре». В 1-м и 2-м классах, а также в дальнейшем обучении (с учетом программных требований и индивидуальных особенностей учеников) ведется систематическая работа по уточнению произношения слов: в речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы.

Использование концентрического метода расширяет фонетические рамки для отбора речевого материала, необходимого детям в общении в различных видах деятельности, что содействует повышению речевой активности учащихся, развивает мотивацию к овладению произношением. Использование основных фонем в качестве заменителей позволяет сосредоточить внимание на их отработке, содействует усилению работы над целыми словами и фразами. Последовательный переход от относительно более выраженных артикуляционных различий между основными фонемами к менее выраженным различиям между основными и соответствующими заменяемыми фонемами ведет к физиологически оправданному переходу в работе речедвигательного анализатора от более грубых дифференцировок к более тонким. Родственность основных и заменяемых фонем по типу артикуляции препятствует возникновению серьезных затруднений при переходе от приближенного произношения слов к точному. Акустическая близость основных фонем к заменяемым, прочное их закрепление в словах и фразах в практике постоянного речевого общения в слухоречевой среде создают предпосылки к тому, что даже приближенное произношение слов становится достаточно внятным, что содействует активизации устной коммуникации учащихся (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина).

С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей произношению характеризуется как полисенсорный. Это выражается в широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. Важное значение при работе над всеми сторонами произношения придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании электроакустической аппаратуры разных типов), применяются также устройства для тактильно-вибрационного восприятия речи — вибраторы. При обучении произношению используются специальные компьютерные программы и визуальные устройства, различные графические модели, схематические изображения, специальные пособия (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, Е.П. Кузьмичева, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

В процессе обучения произношению используется прежде всего подражание речи учителя, которое может осуществляться на слухозрительной, слуховой основе, а также при опоре на тактильно-вибрационные ощущения. Кроме этого применяются механические способы, при которых учитель воздействует на те или иные органы речи, пассивно приводит их в движение или в определенное положение. После ряда упражнений в коре головного мозга ученика закрепляются следы кинестетических раздражений, соответствующих новому положению и движению речевых органов, что позволяет в дальнейшем ему самостоятельно воспроизводить требуемый звук, опираясь на слухокинестетический самоконтроль. Третий способ — смешанный, представляет собой соединение первого и второго.

Важное значение придается закреплению правильного произношения, преодолению интерференции произносительных навыков в условиях рационального построения системы упражнений, систематического их проведения, формированию самоконтроля (К.А. Волкова, 1989).

В настоящее время в процессе обучения произношению на общеобразовательных уроках, индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, на внеклассных занятиях широко используется фонетическая ритмика, разработанная в поликлинике SUVAG (Загреб, Хорватия). Фонетическая ритмика — это методический прием работы над произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела. В процессе упражнений различные движения корпуса тела, рук, ног, головы сочетаются с произнесением определенного речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, слогов, слогосочетаний и отдельных звуков), что способствует вызыванию и закреплению в речи детей произносительных навыков, более естественному звучанию их речи. Упражнения с использованием фонетической ритмики содействуют развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, развитию умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал слитно, в заданном темпе, правильно воспроизводить звуковую, ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру речи, выражать свои эмоции интонационными средствами.

Планирование работы базируется на данных периодического и текущего учета: периодический учет позволяет установить состояние знаний и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (четверть, год и т. п.), текущий учет осуществляется ежедневно (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина, К.А. Волкова, Э.И. Леонгард).

В первоначальный период обучения детей в школе планирование работы осуществляется на основе результатов комплексного обследования состояния слуховой функции, навыков восприятия и воспроизведения устной речи учащимися. Обучение проходит при использовании разноуровневых программ, составленных для типичных групп учащихся с учетом состояния слуховой функции, речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина).

В процессе формирования устной речи важная роль принадлежит учителю, который, побуждая учеников к максимальной реализации произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять в учеников уверенность в возможность овладения ими устной речью, стремиться сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...