Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ




■ Роль образования в развитии личности глухого школьника

Содержание общего среднего образования представляет собой сумму знаний, умений и навыков, соответствующих современному состоянию научных знаний, педагогически переработанных в основы наук.

Эти общие основы обеспечивают подрастающему поколению возможность осуществления непрерывного образования, воспитывают сознательное отношение к миру, потребность участвовать в труде и общественной жизни, помогают в выборе профессии, самостоятельном приращении знаний. Источниками образования, диалектически связанными между собой, являются наука, культура, производство материальных благ, опыт общественных отношений, духовные  ценности, содержание различных форм общественного сознания.

Цели общего образования на современном этапе рассматриваются с позиции гуманитаризации, гуманизации, демократизации, дифференциации образования, личностно ориентированной педагогики.

В дидактике цель образования рассматривается как равностороннее духовное развитие личности, ее творческих способностей, интересов, нравственных качеств. Основные задачи общего среднего образования направлены на формирование и развитие личности, на развитие способности к свободной ориентации в современном мире и принятию самостоятельных решений.

Сформулированные цели и задачи определяют в самой обобщенной форме критерии отбора содержания общего образования.

Образование, с точки зрения отношения к одному чело веку, может обозначить его внутреннюю сущность, уровень сформированности личностных качеств, приближенных к идеалу. С точки зрения системы обучения, образование понимается как организованный процесс осуществления определенной педагогической деятельности, в котором выделяются две основные формы — обучение и воспитание.

Обучение — процесс передачи определенной суммы знаний, умений, навыков, а также представлений о типах деятельности и способах ее осуществления.

Воспитание — процесс передачи норм поведения, ценностных ориентации, выстраиваемый на основе сложившихся устойчивых общественных представлений об идеале личности.

Одним из компонентов содержания образования являются знания. Они рассматриваются как способность воспринимать, сохранять, воспроизводить или преобразовывать информацию. Знания в действии характеризуются как умения. Они обеспечивают выполнение определенной деятельности в новых условиях. Способность к автоматическому осуществлению несложных видов деятельности, т. е. автоматизированное умение, определяется как навык.

Опыт обучения глухих детей и разработанные коррекционные пути педагогического воздействия, в том числе развитие нарушенной слуховой функции, доказали возможность сглаживания последствий основного дефекта и получения глухими детьми равного со слышащими уровня общего образования при условии специально организованной коррекционной работы. Многие глухие учащиеся стремятся продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях общего назначения.

В настоящее время глухим детям предоставлена возможность обучаться не только в специальных школах, но и в школах для слабослышащих, школах общего типа, и реабилитационных центрах и др. Поэтому определение содержания образования должно отражать совокупность требований к объему знаний, способам их усвоения и практического использования, к фактическому уровню достижений в развитии мыслительной деятельности, личностной сформированности, социальной адаптации на каждом этапе обучения.

Содержание образования глухих определяется особенностями развития их психической деятельности и необходимостью обеспечения им равных со слышащими прав в получении образования.

Специфика состоит в том, что успешное овладение знаниями, умениями и навыками зависит от того, насколько при определении, содержания образования глухих учащихся учитываются их общее и речевое развитие, подготовленность к восприятию учебного материала, насколько развита у них способность овладения социальным опытом и составляющими его элементами: знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опытом осуществления известных способов деятельности; опытом творческой деятельности; опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Следовательно, при определении содержания образования в специальной школе для глухих необходимо учитывать направленность на развитие словесной речи, развитие полисенсорной базы, обогащение и расширение социального опыта, и овладение им во всех его элементах.

Содержание образования находит свое выражение в учебном плане, учебных программах, учебных предметах и специальных учебниках.

Таким образом, содержание образования глухих учащихся характеризуется выделением, в нем компонентов, направленных на формирование у них компенсаторных механизмов, усвоение знаний об окружающем мире, развитие коммуникативных способностей, становление личностных свойств и качеств.

Оно отражается в содержании базисного учебного плана. В нем на разных периодах обучения устанавливается соотношение пропедевтических и систематических курсов в содержании каждого учебного предмета, сочетание ведущих и вспомогательных форм речи, организация учебной деятельности на уроках, требования к объему и количеству разнообразных упражнений и самостоятельных работ.

На основе многолетних научных исследований и апробации в специальных школах были разработаны Учебный план школы для глухих и Программы коррекционных образовательных учреждений I вида (0, 1—10 классы — основное образование).

Установлена продолжительность обучения в начальной и основной школе — 10—11 лет. Этот этап образования подразделяется на 4 ступени, характеризующихся последовательным развитием и усложнением содержания образования.

Первоначальный период обучения (подготовительный класс), начальная школа (1—3 классы), первая основная (4—7 классы), вторая основная (8—10 классы). В базисном плане выделяются базовые (обязательные для всех учащихся) общеобразовательные предметы, трудовая подготовка, предметы коррекционного цикла, а также школьный компонент (занятия по выбору учащихся), факультативные занятия.

 

■ Учебный план специальной школы для глухих детей

Учебный план основного общего образования для глухих учащихся является главным компонентом общего среднего образования и включает обязательный набор учебных предметов с распределением часовой нагрузки между общеобразовательными курсами, обязательными предметами по выбору учащихся (школьный компонент) и факультативными занятиями на период обучения с подготовительного по 10-й класс.

Учебным планом обеспечивается единство школьного образования глухих учащихся, непрерывность дошкольного, начального и основного общего образования и возможность дальнейшего обучения молодежи в средних и высших учебных заведениях. В современных условиях он рассматривается как базисный.

Этот документ устанавливает предельно допустимую нагрузку школьника, в отличие от общеобразовательной школы он содержит специфические коррекционные курсы как необходимое условие преодоления нарушений в психофизическом развитии детей данной категории.

Базисный учебный план, включающий набор коррекционных курсов, обязательные занятия по выбору школьников (школьный компонент), факультативные занятия, фактически обеспечивает индивидуальный подход к учащимся с учетом уровня их слухорёчевого развития, познавательных процессов, личностных особенностей, условий воспитания вне школы.

Это дает возможность школе конструировать собственный оригинальный учебный план, приспособленный к возможностям и потребностям контингента учащихся данной школы, пожеланиям родителей. На основе федерального базисного плана разрабатываются региональные учебные планы, в которых отражается специфика местных экономических, национальных, социальных условий. Для этого из всего количества часов федерального компонента в базисном плане выделяются часы по общеобразовательным и коррекционным курсам на национально-региональный компонент. При этом в национальных школах глухие дети изучают только один родной язык.

В структуре федерального базисного плана выделяются инвариантная часть (образовательные курсы, трудовая практика, коррекционные курсы) и вариативная часть (занятия по выбору учащихся — школьный компонент, факультативные занятия).

Инвариантная часть обеспечивает получение глухими школьниками основного (цензового) образования, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам, социальную адаптацию на основе развития у детей компенсаторных механизмов в условиях специальной коррекционной работы.

Вариативная часть позволяет учитывать индивидуальные возрастные психофизические и личностные особенности детей, их способности, интересы и склонности.

Обе части в базисном плане представлены тремя основными видами занятий (групповые, по подгруппам, индивидуальные).

Уроки по всем предметам образовательных курсов, предметно-практическому обучению, а также музыкально-ритмические занятия, занятия по речи и культуре общения проводятся как групповые с учащимися всего класса.

Занятия по труду организуются как групповые и подгрупповые.

Как групповые и подгрупповые организованы также занятия по выбору учащихся и факультативы.

Занятия по развитию слуховой функции, формированию речевого слуха и произносительной стороны речи организуются как индивидуальные и групповые.

При делении класса на подгруппы возможно объединение параллельных или смежных классов.

Базисный учебный план как нормативный документ определяет:

• продолжительность обучения (в учебных годах) на весь период получения глухими основного общего образования (10 лет с дошкольной подготовкой, 11-летний с подготовительным классом) и по каждой ступени обучения (8—4 года — начальная школа, 7 лет — основная школа);

• недельную учебную нагрузку для общеобразовательных, коррекционных курсов, школьного компонента, факультативных занятий по каждому классу и каждой ступени обучения;

• обязательную недельную учебную нагрузку учащегося; итоговое количество учебных часов, финансируемых государством (обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальные и групповые занятия)

Разделение всего периода на ступени обусловлено возрастными психофизическими возможностями глухих детей, что, в свою очередь, определяет различающиеся по содержанию наборы общеобразовательных учебных курсов и различное соотношение общепринятого и специфического содержания в каждом из учебных предметов на разных ступенях обучения. При этом на основе принципов преемственности и непрерывности образования обеспечивается целостность основного общего образования и постепенность перехода от пропедевтических учебных дисциплин к систематическим, от обучения по специальным коррекционным программам к обучению по программам общеобразовательных курсов массовой школы. Однако присутствие коррекционных курсов оказывается необходимым до конца обучения в основной общеобразовательной школе. Таким образом обеспечивается создание особой педагогически организованной слухо-речевой среды, которая становится функциональной поддержкой для формирования у глухих детей фундаментальных способностей, позволяющих усвоить требуемый программой объем знаний и подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе. Именно за счет коррекционных курсов и коррекционной добавки к содержанию общеобразовательных курсов становится возможным дать глухим детям образование в объеме основной 9-летней школы за 10—11 лет обучения. Это является достижением отечественной сурдопедагогики и доказывает, что комплексное воздействие на нарушенные функции и обогащение мотивационно-потребностного плана разных взаимосвязанных видов деятельности позволяет сгладить основной дефект и приблизить глухого ребенка к естественному пути развития.

 

■ Содержание основных компонентов учебного плана

С подготовительного по 7-й класс обучение осуществляется по специальным программам. В 8—10-х классах — по программам общеобразовательной школы общего назначения (для слышащих).

Основные общеобразовательные области учебного плана: «Язык», включающий учебные дисциплины — язык и литературу; предметно-практическое обучение; образовательная область «Математика» идентифицируется с названием учебной дисциплины (математика); образовательная область «Обществознание» включает учебные предметы — историю и граждановедение; в образовательную область «Естествознание» входят следующие учебные предметы: природоведение, география, биология, физика, химия; образовательная область «Искусство» включает один учебный предмет — изобразительное искусство; образовательная область «Физическая культура» идентична учебному предмету — физкультуре; образовательная область «Технология» включает учебные дисциплины: трудовое обучение, компьютерные технологии; образовательная область «Окружающий мир» включает коррекционные предметы: ознакомление с окружающим миром (ОБЖ); социально-бытовая ориентировка; музыкально-ритмические занятия; обязательные индивидуальные и групповые занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи.

Содержание общеобразовательных предметов и курса трудового обучения задается в программах на двух уровнях:

• в виде содержания образования, обязательного для всех учащихся;

• на уровне предъявления учебного материала, которое обязано обеспечить специальное образовательное учреждение.

Уровень предъявления и содержания основных компонентов образования, предусмотренных базисным планом, определяется программами коррекционных учреждений для глухих детей.        

 В начальной школе у глухих учащихся закладываются основы учебной деятельности, направленной на систематическое осознанное освоение детьми окружающей действительности, на приобщение их к выработанной человечеством языковой культуре, к естественным общепринятым способам вербального общения. Глухие дети, прошедшие курс полной специальной дошкольной подготовки, как правило, уже имеют к этому предпосылки и потому, минуя подготовительный, поступают сразу в 1-й класс. Период их обучения в начальной школе равен трем учебным годам.

Весь дальнейший путь личностного развития глухого ребенка, усвоение им установленного в пределах основной школы объема образования, осмысление принятых в обществе нравственных норм и правил зависит от уровня сформированности словесно-логического мышления, что, в первую очередь, определяется языковой компетенцией как возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении и адекватно пользоваться ею. Введение глухого ребенка в содержательный мир языка требует разработки и использования специфических способов ознакомления с языковой действительностью, включенных в целостную сурдопедагогическую систему, интегрирующую разносторонние воздействия на сохраненные и недоразвитые психические функции. Исторически сложилась и научно обоснованная коммуникативно-деятельностная система, представленная в оригинальных содержательно-методических и организационных формах обучения глухих. Она включает конкретные пути развития целого ряда умственных способностей, необходимых данной категории детей в начале школьного обучения. Среди них визуально-пространственные, телесно-кинетические, музыкально-ритмические, логико-математические, вербально-лингвистические, межличностно-коммуникативные, внутриличностно-рефлексивные.

С этой целью все общеобразовательные и коррекционные курсы, подкрепляя и дополняя друг друга, направлены на комплексное воспитание, обеспечивающее:

•         стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия, включая слухозрительное и слуховое);

•   создание условий для широкой коммуникативной практики при постоянном пользовании электроакустической аппаратурой;

•   развитие мотивации и способов использования разных видов речевой деятельности (слухозрительного, слухового восприятия речи, устного, письменного, устно-дактильного воспроизведения речи);

•   развитие навыков планирования и прогнозирования деятельности (практической и речевой).

Эта направленность реализуется на всех уроках и занятиях на различном учебном материале.

Поэтому каждый из общеобразовательных и коррекционных курсов в начальной школе для глухих детей своим содержанием подготавливает школьников к переходу на следующую ступень в освоении учебных единиц определенной образовательной области и одновременно обеспечивает системное стимулирующее воздействие на психическую деятельность ребенка на данной возрастной стадии.

В базисном плане среднего звена школы для глухих детей (4—7-е классы, первая основная школа), по сравнению с начальной школой, представлен более широкий спектр общеобразовательных курсов и сохраняется основной набор специальных коррекционных курсов. На данном этапе обучения предусматривается пропедевтическая направленность большинства традиционных школьных дисциплин с преобладанием в них содержания, учитывающего специфические особенности и трудности данной категории детей в освоении всего объема знаний, оформленных языковыми средствами.

Коррекционный план обучения заключается в усилении внимания к обработке синтаксической семантики языкового материала, в специальном изучении способов определения понятий в каждой научной области, в развитии вариативности речевых высказываний, относящихся к обозначению взаимосвязей различных явлений, причинности основных законов, правил, аксиоматических и гипотетических суждений. При этом развитие речевых умений осуществляется преимущественно на слухозрительной основе при использовании стационарной и индивидуальной слуховой аппаратуры. Обучение подобным умениям на элементарных сведениях из каждого учебного предмета обеспечивает возможность перехода с уровня житейских представлений на уровень научных понятий, что подготавливает глухих школьников к изучению на следующей ступени обучения систематических курсов школьных предметов в объеме требований основной школы.

В старших классах основной школы (8—10-е классы) базисный учебный план предусматривает почти полный набор общеобразовательных курсов и специальные коррекционные предметы. Исключается изучение иностранного языка. Соотношение коррекционного и общепринятого содержания в разных общеобразовательных областях изменяется в сторону увеличения объема сведений традиционных школьных предметов. Однако и на данном этапе обучения уделяется много внимания во всех учебных предметах всесторонней учебной информации, осознанному усвоению школьниками базовых понятий и усилению коммуникативной направленности при обработке программных сведений, развитию способов восприятия словесного материала, качеству его устного и письменного воспроизведения.

Усложнение коррекционных курсов выражается в расширении и обогащении коммуникативной практики, в усвоении норм речевого этикета, в воспитании готовности к общению в коллективе слышащих при обязательном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. В учебном плане находит свое отражение система учебных предметов. На уровне учебного предмета содержание образования становится более конкретным. При формировании учебного предмета учитывается логика соответствующей науки (например, при формировании учебного предмета «Русский язык» принимаются во внимание данные лингвистики), а также условия протекания и закономерности процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до сознания каждого школьника. С учетом психофизического развития неслышащих учащихся учебные предметы в специальной школе в своем содержании отражают специфические закономерности образовательного процесса.

Среди перечня общеобразовательных предметов, включенных в базисный план школы для глухих детей, родной язык и литература выступают как важнейшая образовательная область, на фоне которой не только развертывается усвоение всего объема школьных знаний по разным учебным предметам, но и осуществляется целенаправленный процесс разностороннего психического развития учащихся через интенсивное коррекционно-педагогическое воздействие ни них.

Истинная коррекция нарушения хода развития в процессе овладения языком осуществляется за счет того, что язык по мере его освоения оказывает стимулирующее воздействие на все сферы психической деятельности, качественно преобразует восприятие, память, мышление, волевое поведение, весь личностный облик ребенка.

Родной язык и литература в школе для указанной категории детей представляет собой и общеобразовательный предмет в традиционном его понимании (ведущий к осознанности и произвольности речевых процессов у неговорящих детей), и специальный коррекционный курс, одновременно обеспечивающий социализацию глухих учащихся.

Комплексный общеобразовательный курс «Родной язык и литература» включает в себя на каждом этапе обучения перечень специальных учебных предметов:

I период (подготовительный класс): обучение дактильной речи, обучение устной речи, обучение грамоте—всего 10 ч.

II период (1—3 классы): развитие речи, чтение и развитие речи (объяснительное чтение), формирование грамматических обобщений и письмо — по 9 ч в каждом классе.

III период: развитие речи; чтение и развитие речи (литературное чтение) (4—6 классы); литература (7 класс); сведения по грамматике (4—7 классы).

Всего: 4 класс — 14 ч; 5 класс — 12 ч; 6 класс — 12 ч; 7 класс — 11 ч.

По необходимости возможно увеличение учебных часов на данный общеобразовательный курс из числа часов, выделенных на факультативные занятия.

IV период: грамматика, развитие речи, литература (8 класс); история и теория литературы (9—10 классы).

Всего: 8 класс — 9 ч; 9 класс — 9 ч; 10 класс —8 ч.

Увеличение часов на данные предметы предусматривается из числа факультативных занятий.

Объем требований к знаниям и умениям глухих учащихся по трем ступеням обучения (подготовительный класс; 1—3 классы; 4—7 классы) содержится в действующей программе для школы глухих. 

Требования к основным знаниям и умениям, предъявляемые к учащимся 8—9 классов (IV ступень обучения) соответствуют обязательному минимуму содержания общеобразовательной школы по родному языку и литературе.

Предметно-практическое обучение (ППО) — одна из специфических дисциплин школы для глухих детей. Значение ППО в том, что практическая деятельность детей принимается за отправную точку и базу разностороннего развития учащихся. Цель этой дисциплины — расширив диапазон коррекционных воздействий на глухого ребенка, ускорить процесс выравнивания имеющихся у него отклонений в развитии и предотвратить возможность последующих трудностей в становлении личности. При изучении этой дисциплины у глухого ребенка происходит развитие логического мышления, формирование практических умений и навыков, воспитание личности и творческих начал. Данный предмет изучается в подготовительном — 4 классах. Задача ППО — использовать полимодальную чувственную основу познания для естественного процесса формирования высших психических функций и усвоения языка, для овладения «житейскими понятиями» как базы для усвоения знаний по общеобразовательным предметам и мотивированным словесным обобщением.

Математика — учебный предмет общеобразовательного курса базисного плана основного общего образования глухих детей, изучающий основные сведения из арифметики, алгебры и геометрии. Основная задача обучения математике — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. При обучении математике формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. Важнейшей задачей математики является развитие логического мышления учащихся.

Главной целью начального курса (подготовительный, 1—3 классы) является изучение арифметики натуральных чисел и основных величин. Кроме этого, в начальный курс входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики. Задачи начального курса — научить производить все арифметические действия в области натуральных чисел в пределах миллиона, решать элементарные уравнения на нахождение компонентов действий сложения и вычитания, умножения и деления, решать задачи в 2—3 действия, овладеть геометрическими понятиями.

Основной школой изучается в 4—6 классах арифметика и алгебра, а в 7—10 классах — алгебра и геометрия.

Объем требований к знаниям и умениям глухих учащихся по математике содержится в действующей программе для школы глухих. Требования к основным знаниям и умениям, предъявляемые к учащимся 8—10 классов, соответствуют обязательному минимуму содержания образования по математике общеобразовательной школы.

Школьная биология — важное звено в системе образования учащихся. Этот предмет призван обеспечить подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, где используются биологические знания, а также людей, владеющих основами экологических и генетических знаний.

Это и определяет цели биологического образования:

•   овладение знаниями о живой природе как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными навыками;

•   формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

•   формирование биосферного мышления, необходимого для гармоничного отношения учащихся с природой;

•   гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения здоровья человека;

•   формирование у школьника отношения к природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.

Вместе с тем обучение глухих школьников связано со значительными трудностями и ведется с учетом специфики их развития, которая определяет цели биологического образования:

•    развитие обобщающей функции мышления в результате специальной работы над речью глухих детей в ее устной и письменной форме;

    •   наполнение глухими детьми словаря и фразеологии, в которых отражаются и формируются природоведческие представления и понятия;

•   развитие аналитико-синтетической деятельности мышления глухого ребенка в условиях целенаправленной работы по обучению приемам познавательной деятельности;

•   формирование системы биологических знаний как компонента словесной речи, которая является не только орудием мышления, но и средством общения.

В программы школ глухих включен новый предмет: география и экология. Основы экономических знаний закладываются в начальной школе, где элементарные понятия и представления по предмету включены в отдельный курс «Окружающий мир». На III (6—7 классы) и IV (8—10 классы) ступенях основной школы география представлена самостоятельным систематическим курсом.

Начальный курс физической географии изучается в 6-м классе, где осуществляется переход от природоведения к систематическому курсу географии.

Содержание образовательной области «география и экология» предполагает дать учащимся первоначальные сведения о законах развития природы нашей планеты, сформировать в их сознании систему взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, осмысленное отношение к деятельности человека как части природы, способствовать раскрытию перед учащимися многообразия форм жизни.

Целью географического и экологического образования школьников является также развитие познавательного интереса к природным объектам и явлениям, помощь в понимании законов взаимодействия природы и общества с учетом особенностей исторического развития той или иной территории.

В процессе изучения географии и экологии в школе для глухих детей решаются как общие для всех учащихся, так и свойственные данной категории детей специфические задачи.

Общие задачи обучения направлены на повышение образовательного и культурного уровня детей, овладение основами географической и экологической культуры; на воспитание любви и бережного отношения к природе и ресурсам Земли, чувства уважения к народам мира, их обычаям; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование навыка использования источников информации для решения трудовых, бытовых, познавательных задач; дальнейшее развитие навыков учебного труда, развитие памяти, воображения, умения создавать предметный и словесный образ географического объекта; использование возможностей географии и экологии для ознакомления школьников с миром профессий; воспитание в духе рационального природопользования.

В связи с особенностями развития речевой и мыслительной деятельности определяется специальная цель географического образования глухих школьников: усвоение знаний по предмету в неразрывной связи с развитием речи и мышления. Работа в этом направлении предусматривает накопление соответствующего словаря, обогащение речи учащихся за счет географической терминологии; пристальное внимание к реализации межпредметных связей; широкое использование наглядного и дидактического материала (таблиц, табличек, карточек, схем, рисунков, раздаточного материала и т. д.).

Образовательная область «химия» — одна из базовых в основном общем образовании. Ее роль в системе школьного образования обусловлена тем, что невозможно представить научную картину окружающего мира без химических знаний.

Усвоение учащимися обязательного минимума химических знаний является одним из условий выработки у них культуры мышления и поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей среде.

Целю химического образования является формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний об окружающем мире и его законах; выработка у школьников понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области собственной практической деятельности в будущем; выработка умений безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни; воспитание всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование учащихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения, готовности к труду.

Система школьного химического образования включает два этапа.

I этап (подготовительный) служит для создания у школьников первоначальных представлений о целостности мира путем формирования знаний о некоторых веществах и их превращениях, а также основных понятиях, относящихся к составу и дискретному строению вещества. Одним из путей решения этой задачи является изучение интегрированного курса «Окружающий мир».

II этап представлен в основной общеобразовательной школе, где изучается систематический курс, призванный обеспечить освоение всеми учащимися необходимого минимума химических знаний (8—10-е классы).

Физика— учебный предмет общеобразовательного курса, базисного плана основного общего образования глухих учащихся. Изучается в 7—10-х классах.

Предмет изучения этой дисциплины — общие свойства и законы движения материи. Физика — научная основа современной техники, играет ведущую роль в современном естествознании.

Обучение этому предмету вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технических устройств, технологических установок. При изучении курса физики особенно важны предшествующие связи с курсами природоведения и математики. На этих уроках изучают материал, имеющий большое значение для химии и биологии, где используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы.

История входит в число обязательных общеобразовательных курсов базисного учебного плана основного общего образования глухих школьников.

Основы исторических знаний сообщает начальная школа, где элементарные понятия и представления по предмету включены в раздел «Окружающий мир», который содержит отдельные рассказы с исторической тематикой, и в «Предметно-практическое обучение ».

Полный пропедевтический курс начинается с 5-го класса — «Рассказы по родной истории». На III ступени (6—7 классы) и на IV ступени (8—10 классы) история представлена самостоятельным системным курсом.

История изучается с учетом нормативов базисного учебного плана в двух основных линейно-параллельных курсах: «Всеобщая история» и «История Отечества (с древнейших времен до наших дней)». При этом отечественная история представлена как неотъемлемая составная часть всемирной истории, что соответствует одному из принципов коррекционной направленности — от общего к частному. Применение такого подхода позволяет более рельефно показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства со сложившимися за многие столетия традициями, собственными оригинальными жизненными устоями.

Изучение истории в школе для глухих детей заключается прежде всего в накоплении знаний о движении человечества во времени и о его развитии. Важной стороной овладения основами исторических знаний является знакомство с цивилизованным и культурным развитием общества, сравнение своей жизни с опытом поколений.

Учебный предмет изобразительное искусство составляет неразрывную часть целостного учебно-воспитательного процесса. На этих занятиях решаются следующие задачи: развитие у детей эстетических чувств, понимания красивого в искусстве и окружающей действительности, обучение умению использовать полученные на уроках знания и умения; развитие художественно-изобразительных способностей, художественного вкуса, наблюдательности, творческого воображения и образного мышления при формировании у учащихся знаний элементарных основ реалистического изображения, навыков работы в разных видах изобразительного искусства. На уроках изобразительного искусства осуществляется работа над коррекцией и компенсацией недостатков познавательной деятельности, налаживается зрительно-двигательное взаимодействие в практической деятельности учащихся, в условиях коллективной работы развивается речь и речевое общение.

Выделяются два этапа обучения изобразительному искусству: в начальной школе (1—3 классы) и в средних классах (4—6 классы). В начальных классах у детей формируется готовность к обучению реалистическому изображению, к усвоению художественно-изобразительной грамоты. В средних классах закрепляются полученные ранее знания и умения, являющиеся базовыми. На их основе учащиеся 4—6 классов систематически овладевают более сложными средствами изображения, совершенствуют навыки обследования натуры с целью ее изображения, к работе предъявляется требование более точной передачи сходства с натурой, объемности предметов способом линейной перспективы, освещенности и т. п.

Черчение— это учебный предмет, который содержит сведения о выполнении и чтении чертежей. Трудно назвать область человеческой деятельности, которая не требовала бы умения понимать и выполнять чертежи. Ими пользуются при раскрое одежды и обуви, они находят применение в машиностроении и строительстве. Чертежи необходимо уметь читать и выполнять на уроках труда, при изучении физики и математики.

Курс черчения в школе способствует формированию у учащихся основ графической грамоты, открывает реальные возможности для развития творческой деятельности и процессе графической подготовки.

Физкультура — учебный предмет, входящий в общеобразовательные курсы специальных школ для глухих детей.

На  занятия отводится по 2 часа в неделю с подготовительного по 10-й класс.

Физическое воспитание и образование глухих детей исходит из задач, стоящих перед современной школой: подготовить разносторонне развитую личность, создать условия для приобщения школьников к жизни в обществе, к включению в производительный труд.

Содержание общеобразовательной области (технология) предполагает сумму знаний, умений и навыков, определяющих технико-технологиче­скую подготовку учащихся, и направлено на решение следующих задач: обеспечение трудовой воспитанности, формирование системы общественно-трудовых отношений, в которых выражается экономическая, правовая, экологическая, эстетическая культура личности.

Главная цель данной образовательной области — подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современном обществе.

Коррекционная направленность обучения позволяет не только донести до глухих учащихся тот минимум знаний, который должен быть усвоен, но и сформировать умения и обогатить речевые средства за счет терминов, которые необходимы в трудовом обучении.

Осуществляется она с 5-го по 10-й класс, по 2 часа в неделю.

Коррекционная подготовка глухих осуществляется через специальные учебные предметы: ознакомление с окружающим миром, музыкально-ритмические занятия, развитие речевого слуха и произносительной стороны речи.

В числе коррекционных курсов базисного плана школы для глухих детей особое место занимает учебный предмет «Окружающий мир» (подготовительный — 2 класс). Изучение этой дисциплины продолжается в 3—5 классах на уроках природоведения.

Глухие дети, имеющие обедненную чувственную основу познания (их представления об окружающей действительности фрагментарны, бессистемны), нуждаются не только в специальной помощи в формировании: словесной речи, но и в обогащении реальных представлений об окружающей среде. Поэтому роль данного учебного предмета не сводится лишь к пропедевтике систематических школьных курсов (биология, география, история, физика, химия, математика) и к наполнению языка предметным содержанием. Фактически этот курс способствует адаптации глухого ребенка к окружающей действительности.

Глухие дети в большей мере, чем их слышащие сверстники, нуждаются в целенаправленном изучении своей среды обитания, в понимании возможностей приспособления к реальной действительности.

Задача курса «Окружающий мир» — последовательное формирование целостных представлений об окружающей действительности, о единстве природы, человека и общества, о роли предметной деятельности и труда в развитии человека, в усвоении первоначальных представлений о мире и человеке.

В содержание курса входит: представление о себе, о ближайшем окружении (семья, школа, предметы быта); понятие о живой и неживой природе; человеке и обществе, городе, селе, формирование географических понятий; информация о событиях и фактах из жизни людей; временные и пространственные представления; устанавливается связь труда с сезонными явлениями, историческими и географическими факторами. Основные направления в работе: последовательное углубление природоведческих, обществоведческих, математических, языковых представлений.

Музыкально-ритмические занятия проводятся в подготовительном, а затем в 1—5 классах. Во внеурочное время проводится внеклассная работа по эстетическому воспитанию: кружки танцев, мелодекламации, драматизации музыкальных сказок, беседы о музыке, школьные праздники и т. п.

Коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи в условиях интенсивного развития слухового восприятия с использованием электроакустической аппаратуры. Важное значение придается развитию у учащихся восприятия музыки.

Работа по автоматизации произносительных навыков строится на основе преемственной связи с индивидуальными занятиями, общеобразовательными уроками и внеклассными занятиями.

Развитие речевого слуха и произносительной стороны устной речи (3 часа в неделю с подготовительного по 10-й класс) осуществляется при постоянном пользовании электроакустической аппаратурой разных типов (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего учебно-воспитательного процесса в разных организационных формах: уроки, фронтальные занятия в слуховом кабинете, групповые и индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия, свободная деятельность детей.

Работа по развитию устной речи строится дифференцированно на основе выявленных в комплексном обследовании возможностей и резервов развития слухозрительного и слухового восприятия устной речи, произносительных навыков с учетом уровня речевого развития, индивидуальные психофизических особенностей учащихся.

 

■ Учебные программы школы глухих

Программы — это нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Их можно называть проектами, по которым организовывается учебно-практическая деятельность. Программы дают общую картину содержания учебных предметов и формулируют основные требования к методам и организации их изучения.

В «Объяснительной записке» к программам раскрываются цели и задачи обучения конкретному учебному предмету, его вклад в решение общей задачи — обучения, воспитания и развития личности, кратко характеризуются основные научно-теоретические идеи и структура содержания, методы и формы организации занятий, критерии оценки результатов обучения.

В тексте программы представлены компоненты содержания образования, распределенные по годам обучения, по разделам или темам. Ныне действующая Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для неслышащих детей) (М.: Просвещение, 200З) предусматривает получение глухими детьми основного уровня образования за 10 лет обучения (за 11 лет, если ребенок приходит в подготовительный класс школы). Сокращение сроков обучения в школе для глухих детей на 2 года при сохранении объема знаний на уровне получения обязательного основного образования, так же как и в массовой школе, стало возможным при реализации ряда организационно-методических мероприятий, раскрываемых в объяснительной записке по учебным предметам. Среди общих организационных мероприятий необходимо выделить уменьшенную наполняемость классов (6 чел.), что позволяет реализовать индивидуальный подход, эффективнее организовать работу по развитию речи и мышления, использованию остаточного слуха, Новая программа ориентирует сурдопедагога на учет коррекционно-компенсаторной работы в младших классах с целью создания базы для успешного усвоения глухими учащимися программы в средних и старших классах. Программа указывает на необходимость интенсификации

учебного процесса, предусматривающей активную учебную деятельность учащегося и более эффективный труд сурдопедагога. В младших классах активизация учебной деятельности учащихся требует усиленного внимания к речевому и общему развитию глухих путем реализации коммуникативно-деятельностной направленности обучения, широкого использования в обучении предметов коррекционного цикла (ознакомление с окружающим миром, специальных занятий по развитию остаточного слуха и формированию произношения, музыкально-ритмических занятий), применения современных форм организации учебной деятельности, реализации межпредметных связей, обеспечения дифференцированного подхода к учащимся, усиления воспитывающей роли обучения. В средних и старших классах — при непрерывном развитии средств словесного общения, создания слухоречевой среды. В программе особое внимание уделяется углубленной отработке всех уровней языковой системы, умению словесного оформления знаний по разным учебным предметам, увеличению информационной насыщенности уроков за счет личностно ориентированного рассмотрения изучаемых явлений, творческого отношения к труду учителя при соответствующем уровне квалификации. Программы для школы глухих составляются с учетом общедидактических требований, требований специальной дидактики, с учетом особенностей усвоения знаний глухими школьниками. Учебные программы специальной школы глухих систематически перерабатываются, в них вносятся изменения и они приводятся, в соответствии с изменяющимися требованиями, к уровню общего среднего образования учащихся, позволяющему выпускнику школы начать самостоятельную жизнь в соответствии с нормами жизни общества.

Особенностью программ 2003 г. является то, что они содержат перечень предметов, отражающих коррекционно-развивающую направленность обучения: русский язык (подготовительный, 1—7 классы); предметно-практическое обучение (подготовительный, 1—4 классы); природоведение (3—5 классы); математика (подготовительный, 1—6 классы); ознакомление с  окружающим миром (подготовительный, 1—2 классы); развитие нарушенной слуховой функции (подготовительный, 1—6 классы); формирование произносительной стороны речи (подготовительный, 1—6 классы); музыкально-ритмические занятия (подготовительный. 1—5 классы). Программы этих учебных курсов отражают их специфическое содержание на первых трех ступенях обучения. При этом на основе принципа преемственности обеспечивается целостность основного общего образовали л и постепенность перехода от пропедевтических учебных дисциплин к систематическим, т. е. от обучения по специальным коррекционным учебным программам (I, II и III ступе ней обучения) к обучению по программам массовой школы на следующей образовательной ступени.

В программах школы глухих определяются объем и характер речевого материала, подлежащего усвоению глухими учащимися в процессе изучения определенной темы или рал дела. На всех уроках большое внимание уделяется введению новых речевых средств при сообщении тех или иных знаний, включению новых высказываний в разные виды речевой деятельности с целью доведения их до уровня автоматизма. Наборы специфических средств типовых выражений для каждого учебного предмета заранее программируются всеми учителями и отрабатываются в ходе сообщения знаний по предмету. В программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому учебному предмету в конце соответствующей образовательной ступени. Расположение учебного материала в программах на первых трех ступенях осуществляется с учетом принципа пропедевтики и концентричности, что позволяет создать особые условия сообщения и усвоения знаний с учетом особенностей речевого развития учащихся. Он позволяет располагать учебный материал в соответствии со степенью трудности, с постепенным усложнением, углублением и расширением знаний об изучаемом объекте. Включение учащихся в изучение пропедевтических курсов разных учебных предметов позволяет им достичь уровня развития, необходимого для дальнейшего усвоения основ наук по систематическим программам массовой общеобразовательной школы. В программах обращается особое внимание учителя на обеспечение правильного соотношения всех форм речи на каждом уроке (устной, письменной, дактильной). На  IV ступени обучения характерно линейное и линейно-ступенчатое расположение материала, так же, как это принято в массовой общеобразовательной школе. При линейном построении программ каждая последующая часть учебного курса является продолжением предыдущих. В каждом классе вводятся новые темы и разделы, что позволяет значительно экономить учебное время и быстрыми темпами продвигаться вперед. Учебный материал при этом излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами изучения данной темы, без возвращения к нему на следующих этапах обучения. Материал, подлежащий изучению, располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, по восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного материала и в тесной связи с ним. Пример линейного расположения — построение программ по математике, природоведению, литературе и др. Линейно-ступенчатое расположение материала характерно для предмета «русский язык», где большие по объему и уровню трудности темы, такие как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др., изучаются в два этапа. Например, «Имя существительное» как новая тема вводится в 8 классе, а более трудные разделы, связанные с этой частью речи, изучаются в 9 классе на основе известного и в тесном взаимодействии с ним. В программе приводится список действующих учеб-пиков, выпущенных издательством «Просвещение», а также основной список литературы для учителей.

 

■ Учебники для школы глухих

По определению М.Н. Скаткина, для учащихся учебник — это средство для усвоения содержания, а для учителя — резюме изложения научных сведений и ориентир основ методической системы обучения данному учебному предмету.

Учебник составляется на основе учебного плана и в соответствии с учебными программами по предмету. Важнейшими элементами образования являются знания, и в учебнике им отводится главное место. В нем представлены различные виды знаний: основные термины и понятия, законы науки, научные факты, знания о способах деятельности, методах познания и истории развития науки, оценочные знания о нормах отношения к различным явлениям жизни. Учебник осуществляет воспитывающую функцию путем подбора соответствующих текстов. В специальной школе глухих он призван выполнять те же функции, что и в массовой школе: помочь неслышащим учащимся усвоить основное содержание того или иного учебного предмета, научит пользоваться учебником как важнейшим источником для углубления и закрепления знаний, полученных на уроке. Учебник для неслышащих учащихся должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.

На I, II, III ступени образования в школе глухих используются специальные учебники. Содержание школьных учебников для неслышащих учащихся должно соответствовать учебно-воспитательным задачам специальной школы, учебной программе, современному уровню развития данной области науки и представлять целостную систему знаний. В нем должна быть раскрыта сущность» основных научных идей, теорий, законов, понятий, отражена связь с жизнью. Большое внимание уделяется научности и доступности содержания учебника для глухих школьников в соответствии с их возрастными и познавательными возможностями, уровнем общего развития, способностями и интересами, а также предшествующей общеобразовательной подготовкой. Общий объем излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведенному на изучение данного курса, а распределение материала по разделам, темам и параграфам должно быть по возможности равномерным и по объему соответствовать содержанию учебного материала, изучаемого на уроке. В учебнике должны быть отражены основные требования к специальному обучению глухих детей: коммуникативная направленность заданий, связь предметно-практической деятельностью, осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.

Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал должен излагаться ясным, точным, лаконичным и понятным  для учащихся литературным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необходимости его обогащения. При этом необходимо строго относиться к выбору методических приемов словарной работы, не допускать «свободного» толкования, искажающего смысловое значение слова.

Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу, их творческой активности, теоретических и практических навыков, на формирование основных приемов умственной деятельности и умений применять полученные знания на практике. Методический аппарат учебника предусматривает наличие примеров, пояснений, образцов выполнения заданий для организации классной и домашней учебной работы, материал для закрепления и повторения, а также для самостоятельной работы учащихся.

Иллюстрации учебника способствуют конкретизации излагаемого материала, пониманию глухими учащимися общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности событий, установлению причинно-следственных связей. Они дают наглядную информацию, усиливающую эмоциональное воздействие учебного материала. Иллюстрации учебника способствуют пониманию глухими учащимися значения отдельных слов и выражений, последовательности событий, раскрытию содержания, его дополнению и конкретизации. Аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, сигналы-символы для обозначения структурных элементов книги, указатели, сноски, ссылки) учит глухих школьников умению выделять главное, содействует развитию умений самостоятельно работать с учебником, обеспечивает подготовку к самостоятельному приобретению знаний. Важное значение имеют художественное оформление и полиграфическое исполнение. Учебники для школы глухих должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Начала осуществляться подготовка к изданию учебно-методических комплектов, состоящих из учебника, учебных пособий, методических разработок, разнообразных дидактических средств, технических средств обучения (ТСО) и компьютерной техники, пособия для учителя с рекомендациями по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами, которые призваны облегчить подготовку учителя к уроку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...