Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основная задача педагога дополнительного образования — воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Схема занятия может выглядеть следующим образом. 1. Мотивационно-ориентировочный этап: · организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия; · выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы; · создание ориентировочной схемы действия; алгоритм действия. 2. Исполнительный этап: · упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков. 3. Рефлексивно-оценочный этап: · подведение итогов занятия, формулирования выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности. Чтобы превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем, необходимо соблюдение следующих требований: · организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и интересов; · четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции; · установка не на запоминание учебной информации, а на смысловое практическое осознание полученных знаний, умений и навыков; · организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку; · создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка; · индивидуальный подход на всех учебных занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей и структуры нарушения. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, необходимо исходить из того, что каждое учебное занятие или воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования жесткой регламентации деятельности, доверительные и демократичные взаимоотношения: детей и взрослых, комфортные условия для творческого и индивидуального развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (в частности с нарушениями слуха), адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно ориентированных технологий в практику их деятельности. Цель технологии личностно ориентированного обучения — максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для вовлечения ребенка в естественные виды деятельности. Содержание, методы и приемы технологий личностно ориентированного обучения направлены прежде всего на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и на помощь становлению личности путем организации познавательной деятельности, учета индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В центре технологии личностно ориентированного обучения — индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения - В учреждениях дополнительного образования возможно применение следующих вариантов дифференциации: · комплектование учебных групп однородного состава; · внутригрупповая дифференциация (разделение по уровням познавательного интереса); · профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей и родителей. В условиях дополнительного образования существует реальная возможность отводить для детей время, соответствующее их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются в зависимости от темпа обучения (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на зону ближайшего развития ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей. Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопомощи, взаимообучения. Содержательной основой уровней дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования: каждому ученику предлагается усвоить программу, соответствующую его возможностям, что особенно важно по отношению к детям с проблемами в развитии. Учебный план учреждений дополнительного образования предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин, что дает ему возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т. е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующиеся определенным предметом, объединяются в одну группу. Таким образом происходит дифференциация по интересам. Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение наклонностей, способностей детей. В учреждениях дополнительного образования разработана система психолого-педагогической диагностики: · ежегодный опрос учащихся, педагогов, родителей; · тестирование развития специальных способностей; · профориентационная диагностика и профконсультирование; · определение интересов и других показателей для дифференциации обучения. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |