Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей.




В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучении детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.

Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской м психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться Центры реабилитации слуха и речи, в которых используется верботональная методика, разработанная в поликлинике SUVAG (Загреб, Хорватия), проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование, разрабатывают специальные программы реабилитации. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников.

Специальные дошкольные учреждения решают комплексные социально значимые задачи, направленные на создание оптимальных условий для интеграции неслышащих детей в общество, формирования у них адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенку и его семье психолого-педагогической поддержки.

Основной целью дошкольной подготовки детей с проблемами слуха является создание условий для полноценного гармоничного развития каждого ребенка, формирования у него позитивных личностных качеств.

В специальных дошкольных учреждениях решаются следующие задачи: диагностические, воспитательно-образовательные и коррекционно-развивающие.

Ведущей диагностической задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях коррекционно-образовательного процесса, а также разработка индивидуальной программы развития.

Решение образовательно-воспитательных задач направлено на воспитание у ребенка-дошкольника положительных личностных качеств, на обогащение (амплификацию) детского развития, в условиях использования различных видов детской деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования, ручного труда, труда в повседневной жизни, а также игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), на развитие элементарной учебной деятельности, познавательной активности.

В ходе решения образовательно-воспитательных задач реализуется подготовка к школьному обучению с соблюдением преемственности, прежде всего, в принципах обучения языку, слухоречевой реабилитации и т. д.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие слухового восприятия и обучение устной речи, на абилитацию (в случае раннего начала коррекционной работы — до 1 года) и преодоление у ребенка возможных отклонений в раз витии его познавательной сферы, поведения, ценностно-личностных ориентировок, на формирование ведущих для каждого возрастного периода видов деятельности: эмоционально-личностного общения в период младенчества, предметной деятельности в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), игровой — в дошкольном детстве (от 3 до 7 лет). Если говорить об игре, внимание должно быть направлено на формирование у неслышащих детей самих механизмов игры: ролевого поведения, функции замещения, умений творчески развивать замысел игры.

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста строятся на основе общих закономерностей их развития и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Содержание программ направлено на реализацию еле дующих принципов воспитания и обучения:

• обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с нарушениями слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно слышащим сверстникам;

•   организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры нарушения и индивидуальных особенностей детей;

•   осуществление деятельностного подхода к воспитанию глухих и слабослышащих детей, т. е. проведение всех видов воспитательной работы (образовательной и коррекционной) в русле основных видов детской деятельности;

•   широкое использование и развитие остаточного слуха и применение современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты;

•   использование речевых средств в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;

•   осуществление преемственных связей между специальным дошкольным учреждением и соответствующим типом школы.

Учебный материал программы сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности с помощью единых речевых средств.

Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа учения и условий коммуникации.

Перечисленные принципы отражают современное понимание проблемы развития детей с нарушениями слуха до-сольного возраста и путей коррекции нарушения. Программа рассчитана на выполнение требований во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет, необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее специальное образование учителя-дефектолога, среднее или высшее дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении квалификации в области специальной педагогики и специальной психологии).

Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога  и воспитателя, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними Ответственность за выполнение программы полностью возлагается на работников дошкольного учреждения.

Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, трудовое, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы расположены в определенной последовательности с учетом особенностей воспитания детей с нарушениями слуха. Некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со второго года обучения. Поэтому содержание работы, программные требования первого года обучения в какой-то мере повторяются на втором году.

Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников: физическое развитие, развитие основных движений, охраны здоровья детей и организация их быта в специальном дошкольном учреждении. Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности ребенка-дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений».

Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа «Развитие слухового восприятия и обучение произношению».

«Музыкальное воспитание» — последний раздел программы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, задачам эстетического воспитания и развития детей он ни в коей мере не может считаться второстепенным или малозначимым.

Программы развивающего обучения и воспитания в специальном детском саду в целом направлены на обогащение (амплификацию) детского развития, на коррекцию нарушенного хода развития, на успешную подготовку детей к школьному обучению, на социальную адаптацию.

Успехи дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха определяются степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества всех специалистов, результативностью, продуманностью коррекционно-развивающего педагогического воздействия, улучшением микроклимата в семьях воспитанников, тесным взаимодействием специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха с общественностью и семьей.

 

■ Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» учащиеся с отклонениями в развитии имеют равные с другими детьми права. Образование  детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционо-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения равного со слышащими детьми образования, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию.

 На современном этапе предусмотрено разнообразие организационных форм обучения: дети с нарушениями слуха могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида, в различных условиях интегрированного обучения, в образовательных учреждениях  общего назначения, на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в билингвистических классах.

В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, коррекция недостатков развития, общеобразовательная под готовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка. При введении вариативных форм обучения должны обеспечиваться необходимые специальные образовательные условия.

Специфика образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся воспитанником с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии реализует в зависимости от вида коррекционного образовательного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного правя граждан на получение бесплатного образования. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями об общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования. Деятельность специального (коррекционного) учреждения строится в соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

На современном этапе в нашей стране создаются также негосударственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения, деятельность которых также осуществляется с учетом Типового положения.

 Коррекционное учреждение регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии законодательством Российской Федерации.

Учредителями государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной масти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последнего.

Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работы, коррекция недостатков развития, общеобразовательная подготовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка.

Количество классов (групп) в коррекционном учреждении определяется уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость класса (группы) зависит от вида коррекционного учреждения. Например, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для глухих детей наполняемость класса (группы) до 6 человек; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших наполняемость класса (группы) в 1-м отделении до 10 человек, во 2-м отделении до 8 человек. В классах — группах для обучающихся со сложной структурой нарушения — до 5 человек.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребности в тех или иных кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционными учреждениями самостоятельно.

Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители). Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (за конных представителей) и по заключению медико-психолого-педагогической комиссии.

Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой дефекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии.

Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое сопровождение воспитанников образовательного учреждения в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в его штат.

Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического. В коррекционных учреждениях всех видов может проводиться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем.

Глухие дети в проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» представлены как одна из категорий детей, имеющих нарушение слуха, при котором без специального обучения оказывается невозможным формирование речи.

В настоящее время в Российской Федерации в 86 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида обучаются 11 039 глухих детей.

Согласно действующей психолого-педагогической классификации и медицинским дифференциально-диагностическим критериям к категории слабослышащих относят детей с такой степенью снижения слуха, которая позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладеть речевой деятельностью самостоятельно, без специального обучения. Диапазон раз л и чий в уровне сформированности речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, нередко представленный обрывками слов, множественные проявления несформированности произноси тельной и грамматической сторон речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками.

Позднооглохшие дети обучаются в одной школе со слабослышащими детьми. У позднооглохших детей нарушение слуха возникло в тот период, когда их речь уже сформировалась. Наиболее острой проблемой для позднооглохших является необходимость переключения на новые способы восприятия (зрительный, тактильно-вибрационный и др.) устной речи в целях дальнейшего развития и предотвращения ее распада. Наличие у позднооглохших сформировавшейся речи как полноценного средства общения и основы познавательной деятельности обусловливает возможность их объединения для специального обучения со слабослышащими детьми с относительно сохранной речью.

В настоящее время в Российской Федерации 11 412 слабо слышащих и позднооглохших обучаются в 83 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида.

Структура школы дня слабослышащих и позднооглохших детей определилась исходя из принципа дифференцированного обучения, в основу которого положены не столько нарушения слуха, сколько вторичные проявления, распространяющиеся на особенности речевого развития и познавательной деятельности. Именно поэтому в структуре школы функционируют два отделения: 1-е отделение — для детей, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения; 2-е отделение — для детей с глубоким речевым недоразвитием, к которым, в свою очередь, приложим дифференцированный подход с учетом условий их воспитания до поступления: в школу — наличие или отсутствие дошкольной подготовки (безотносительно к тому, в каких формах она имела место – в специальном дошкольном учреждении или семье). Для слабослышащих детей, не получивших дошкольной подготовки, в структуре 2-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс.

В особые группы выделяются слабослышащие дети, которые имеют сочетание двух первичных нарушений: тугоухость и умственная отсталость; тугоухость и задержка психического  развития и др.

На современном этапе в нашей стране детям с нарушениями слуха оказывается коррекционная помощь с момента обнаружения нарушения, начиная с младенческого возраста, создан Федеральный центр ранней диагностики и сопровождения, что позволяет говорить о создании системы ранней коррекционной помощи лицам с нарушениями слуха. Такая работа проводится в специальных дошкольных и школьных учреждениях, сурдологических и реабилитационных центрах и направлена на раннее разностороннее развитие детей с нарушенным слухом.

Опыт обучения детей с нарушениями слуха и разработанные коррекционные пути педагогического воздействия доказали возможность сглаживания последствий основного дефекта и получения неслышащими детьми равного со слышащими уровня общего образования при условии специально организованной коррекционно-развивающей работы. Многие из них стремятся продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях общего назначения.

При определении содержания обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов учитываются как общие задачи образования и воспитания учащихся, так и специальные. Образование детей с нарушениями слуха является цензовым, т. е. обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим школьникам образование в объеме основной ступени общеобразовательной школы общего назначения. В учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов с учетом их характера и межпредметных связей. Содержание обучения в специальной школе, как и в школе общего назначения, строится в соответствии с принципом единства системы образования, обеспечивающей реальное функционирование идеи непрерывного образования. Построение программ соответствует основным дидактическим принципам.

Педагогический процесс ориентирован на формирование всех сторон личности школьника. В процессе образования формируются и корригируются наиболее важные для ребенка психические функции, их качества и свойства. Благодаря специальному обучению у детей с нарушениями слуха формируются мышление и речь, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования развивающегося в процессе специального обучения слухового восприятия, так и за счет других сохранных анализаторов и компенсаторных возможностей.

Любые отклонения в развитии словесной речи, сопровождающие процесс усвоения языка, тормозят развитие всех познавательных процессов, ограничивают общение с окружающими, накладывают отпечаток на развитие социальных потребностей. Поэтому коррекционно-восстановительная работа в специальной школе пронизывает весь педагогический процесс и сопутствует ходу усвоения детьми всего объема школьных знаний. Коррекционная направленность в обучении детей с нарушениями слуха реализуется через особые коррекционные предметы, специальные методы обучения, создание особых условий сообщения и отработки знаний, межпредметные связи и развитие познавательных интересов, социальных связей и потребностей детей. Обучение проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов (стационарной коллективного и: индивидуального использования и индивидуальных слуховых аппаратов). Специальное внимание уделяется развитию слухового и: слухо-зрительного восприятия, формированию произносительной стороны речи, что способствует созданию принципиально новой слухозрительной основы формирования и совершенствования устной речи школьников, а также обогащению их представлений о неречевых звучаниях окружающего мира. Для позднооглохших (независимо от возраста) ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию устной речи на зрительной основе (чтение с губ), слухозрительной, зрительновибрационой основе с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими. Важное значение придается развитию восприятия музыки, приобщению воспитанников к музыкальной культуре общества, осуществлению коррекционно-развивающей работы с использованием музыкальных средств.

Специальное обучение детей с нарушениями слуха включает использование как специфических средств, так и средств, которые применяются в образовательной школе общего назначения. К первым можно отнести дактилологию, которая используется в качестве вспомогательного средства, облегчающего восприятие речи, усвоения звукового состава слов. К специфическим средствам относятся также звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты. Ко второй группе средств относится письменная речь. Письмо  и чтение для детей с нарушениями слуха — не только более доступный способ усвоения знаний, они являются самыми полноценными источниками при овладении языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития речевой и познавательной деятельности учащихся в целом. Значительно возрастает и существенно меняется роль наглядных средств: они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий, причинно-следственных отношений тех или иных явлений, наглядному обозначению межпредметных связей. Все эти средства используются в сочетании со словесными способами обозначения высказывания, доступными учащимся на данном уровне и мотивированными; с их помощью удается побудить учащихся к общению, что способствует формированию речевых навыков и обобщений.

Трудовое обучение и воспитание является важным разделом образовательно-коррекционной работы. Трудовое обучение строится с учетом местных условий и потребностей. Оно включает первоначальную трудовую подготовку (1 – 4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы),

предпрофессиональную подготовку (10 класс) (10—12 классы). Предпрофессиональная подготовка осуществляется на промышленных предприятиях, где организовано трудовое обучение, или в школьных мастерских и рассчитана в итоге на самостоятельное выполнение учащимися производственного задания на уровне начального квалификационного разряда.

Для детей со сложной структурой нарушения (с нарушениями интеллекта, зрения и др.) по существующему положению организуются: вспомогательные классы, классы для детей с ЗПР, классы для детей с нарушениями слуха и зрения и др. Такие дети обучаются в условиях уменьшенной наполняемости по особым программам и требуют сугубо индивидуального подхода.

На основе многолетних научных исследований и апробации в специальных школах разработаны Учебный план и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида (М.: Просвещение, 2003).

Продолжительность обучения в начальной и основной школе специальных (коррекционных) образовательных: учреждений I вида — 10—11 лет (подготовительный, 1—10-й классы), за период обучения с 1-го по 12-й класс дети получают среднее образование.

Образование в основной школе подразделяется, на 4 ступени, характеризующиеся, последовательным развитием и усложнением содержания образования:

•     в первоначальный период (подготовительный класс);

•     начальная ступень (1—3 классы);

•     1-я основная ступень (4—7 классы);

•     2-я основная ступень (8—10 классы).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида с подготовительного по 7-й класс все программы являются ориги­нальными. Основными общеобразовательными областями для этого пе­риода являются родной язык и литература, математика, естествознание, история, искусство (рисование), черчение, физкультура, трудовая подго­товка. Имеются и специальные коррекционные курсы, включающие озна­комление с окружающим и основы безопасности  жизнедеятельности, предметно-практическое обучение, развитие речевого слуха и произноси­тельной стороны речи, музыкально-ритмические занятия. В 8—10 классах школьники обучаются по программам общеобразовательной школы об­щего назначения (для слышащих). Коррекционные с курсы базисного плана включают развитие речевого слуха и произносительной стороны речи, речь и культуру общения.

Особенности содержания образования в школах для слабослышащих и позднооглохших детей вытекают из специфических требований к формированию и коррекции речи учащихся, из необходимости восполнения пробелов в запасе сведений об окружающем мире и обеспечения должного уровня познавательной деятельности. Наибольшим своеобразием отличается содержание обучения по языку на 1-й ступени, в первую очередь это касается тех разделов, которые направлены на реализацию задач формирования речи и словесно-понятийного мышления. Особенностью программ по математике, естествознанию и основам других наук является то, что каждая из них обеспечивает пропедевтику изучения соответствующего предмета (формирование представлений о соответствующих сторонах действительности, расширение объема и закрепление практических навыков в разных видах деятельности), предусматривает речевое развитие в связи с изучаемым материалом, дает иное распределение учебного материала по годам обучения в сравнении со школой общего назначения.

Программы для начальных классов специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей соответствуют по объему материала содержанию учебного курса начальной (1—4 классы) образовательной школы общего назначения. Программы отличаются своей коррекционной направленностью и обеспечивают формирование практических речевых навыков, развитие слухового восприятия. В первую очередь это относится таким разделам программы, как «Русский язык», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению», в которых познавательно-развивающая направленность обучения логически сочетается с овладением практическими навыками и умениями.

 Последующее обучение слабослышащих и позднооглохших детей в классах 2-й ступени (неполная средняя школа) и 3-й ступени (средняя школа) осуществляется по программам образовательной школы общего назначения.

Уровень достижений обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида оценивается в течение всего периода обучения. Для этой цели используются задания для контрольно-проверочных работ по основным предметам на протяжении всего периода обучения, творческие самостоятельные работы, выявляющие личностные интересы и потребности детей с нарушениями слуха, тестовые задания по изучению уровня достижений по этапам обучения, специальные задания по проверке уровня развития восприятия устной речи и состояния произносительных навыков и др.

На всех основных ступенях обучения (подготовительный класс, 1—3, 4—7, 8—10 классы) уровень достижения учащихся оценивается по следующим параметрам: знания программного содержания по предмету, уровень речевого оформления знаний (устно-дактильная, письменная, устная речь), способность к добыванию и усвоению знаний (обучаемость), способность применения знаний в практической деятельности. Перевод учеников на следующую ступень обучения осуществляется по результатам итоговых контрольных работ, составляемых администрацией школы. Для оканчивающих специальную школу используются экзаменационные билеты, разработанные для образовательных учреждений общего назначения. Ученики сдают экзамены по предметам основной школы.

Условия проведения специальной образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха включают создание адекватной среды жизнедеятельности: слуховые кабинеты, классы, учебные кабинеты, зал для музыкально-ритмических занятий, учебные мастерские, игровые комнаты, столовая, туалеты, душевые, комнаты для психологической разгрузки, спортивный зал, кинокласс, библиотека, компьютерный класс, пришкольный участок, медицинский блок, изолятор. Школьное здание строится по специальному проекту. Обязательным условием обучения является использование звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, музыкальных инструментов, видеотехники, компьютерной техники. Школьный двор оборудован необходимым для разных возрастов

спортивно-игровым оборудованием.

В школах организуется систематическое медицинское обслуживание детей. Организация лечебно-восстановительной работы в школе строится исходя из наличия следующих клинических особенностей детей, обусловливающих затруднения в обучении: основного дефекта (нарушение слуха); общей недостаточности функций нервной системы (повышенная истощаемость, эмоциональная вялость либо неустойчивость, склонность к вегетососудистой дистонии); соматической ослабленности, нередко обусловленной общим нарушением нервной регуляции и влиянием основного дефекта. В свою очередь, это позволяет обеспечивать адекватную регуляцию санитарно-гигиенического режима и лечебно-профилактических мероприятий (медицинская коррекция основного дефекта, включающая специфическую медикаментозную, физиоклиматотерапию, специальную лечебную физкультуру). Интенсивная работа по развитию речевого восприятия в условиях постоянного использования электроакустической аппаратуры разных типов требует целенаправленного наблюдения врачей-сурдологов, осуществляющих периодическое аудиологическое обследование  и слухопротезирование учеников.

В настоящее время в России важное значение придается развитию сети психолого-медико-педагогических комиссий, осуществляющих комплексное системное изучение детей с ограниченными возможностями здоровья, определение для них адекватных путей получения образования, консультирование родителей и педагогов.

Продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных

учреждениях, в том числе и профессиональных.

На  современном этапе реализацию интегрированного подхода к образованию детей с отклонениями в развитии необходимо рассматривать в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом следует иметь в виду, что уже частично  осуществляемая в образовательном процессе интеграция – одно из важных направлений подготовки детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной жизни и интеграции в обществе. Вместе с тем для части детей с тяжёлыми нарушениями в развитии интегрированное обучение неосуществимо. По данным английских специалистов, число детей, которых возможно успешно интегрировать, составляет 2% от всей детской популяции школьного возраста («Дети с отклонениями в развитии», 1997).

Обучение детей с отклонениями в развитии в обычной школе затрудняет реализацию  одного из существенных направлений их будущей интеграции в обществе — профессиональную подготовку, так как массовая школа не ставит перед собой таких задач и не имеет необходимом материальной базы. Возникает необходимость специальной  послешкольной профессиональной подготовки интегрированных выпускников. Данные обстоятельства подтверждает уже известное зарубежным специалистам положение: интегрированное обучение стоит дороже дифференцированного (специального). Тем не менее, интегрированный подход необходимо осуществлять, так как он эффективен для части детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

На современном этапе в России часть детей с нарушениями слуха посещают массовые учреждения. Эта категории детей разнородна и по разным причинам «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников. Условно выделяются четыре группы таких детей.

1. Дети, «интеграция» которых обусловлена тем, что отклонение в развитии еще не выявлено.

2. Дети, родители которых, зная о дефекте ребенка, по разным причинам хотят обучать его в обычном детском саду или школе; только для части детей такую форму обучения можно признать эффективной, большинство же из них через несколько лет «обучения», неадекватного их дефекту и состоянию, оказываются в специальных учреждениях или

полностью «выпадают» из системы образования.

    3. Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать для них интегрированное обучение; как правило, в дальнейшем эти дети получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом и педагогами осуществляется в основном только через родителей.

4. Воспитанники специальных дошкольных групп и классов в обычных детских садах и школах; обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными («Дети с отклонениями в развитии», 1997).

В настоящее время в нашей стране используются различные формы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха: ребенок может обучаться в классе школы общего назначения, отдельные дети могут проводить часть дня, например вторую его половину, в обычных классах, дети специальных и массовых классов объединяются для проведения различных мероприятий, на прогулках, праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях. Предполагается обязательное проведение коррекционной работы, осуществляемое специалистами и родителями под руководством сурдопедагогов.

Национальная система общего образования предполагает применение и зарубежных методик, доказавших свою эффективность. На протяжении более 10 лет в России (Москве, Нерюнгри, Хабаровске, Владивостоке, Тольятти, Астрахани и других городах) около 20 специальных (коррекционных) образовательных учреждений используют в своей работе верботональный метод. Данный метод получил мировое признание: более 600 центров в 70 странах, имеющих различные национальные языки (США, Франция, Бразилия, Россия, Япония, Китай и др.), применяют верботональную систему.

В России с 1991 г. ведется опытно-экспериментальная работа по использованию в обучении глухих детей билингвистического метода. Московская билингвистическая гимназия — пока единственное в России образовательное учреждение для глухих в системе специального образования, работающее по билингвистическому методу.

«Билингвистический подход» — одна из систем обучения, которая получает сегодня все большее распространение в международной практике обучения глухих. В «билингвистическом подходе» в качестве средства педагогического воз действия признаются равноправными оба языка: национальный словесный язык и национальный жестовый язык глухих.

На современном этапе получение глухими и слабослышащими цензового образования в условиях специальной школы позволяет им продолжить обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях. 18 вузов страны имеют в своем составе самостоятельные факультеты, центры или группы, созданные для студентов с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слепые и т. д.), в том числе МПГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГПУ им. Герцена, Социальный институт Уральского государственного педагогического университета, Новосибирский государственный технический университет и др. Овладение лицами с нарушениями слуха высокоинтеллектуальными современными профессиями содействует более полной их интеграции в обществе, адаптации к условиям рыночной экономики.

 

■ Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха

Современной эпохе принадлежит заслуга всестороннего развития системы послешкольного обучения глухих на всех уровнях — от начального профессионального до высшего образования. Начиная с 1950 г. особое внимание стало уделяться повышению уровня и качества профессиональных знаний. В этой связи велось разноплановое изучение психофизических особенностей глухих и слабослышащих, позволившее определить возможности наиболее эффективного обучения данного контингента как отдельным дисциплинам, так и ряду доступных для них профессий. Данные  исследования повлекли за собой поиски новых профессий и возможных форм обучения неслышащих. Система начального и среднего профессионального образования отработана лучше, так как она имеет более длительную историю становления. Но вместе с тем осуществлялось это обучение в основном в специальных профессиональных заведениях (ПТУ, ПТУ-интернаты, техникумы). В дальнейшем, благодаря действию законов «Об образовании» (1992), «О социальной защите инвалидов РФ» (1995), постановлению Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалидов» (1996), стали развиваться интегративные формы обучения. Лиц с проблемами слуха, способных к профессиональному обучению, начали принимать в обычные учебные заведения, хотя при этом возникали определенные проблемы, связанные с отсутствием сурдопедагогов, специальных методик преподавания, специального учебного оборудования, высококвалифицированных сурдопереводчиков. Все это создавало определенный психологический дискомфорт, и, как следствие, появлялись пробелы в знаниях.

Высшее и среднее профессиональное образование лиц с нарушениями слуха организуется по-разному.

    В настоящее время существуют следующие модели профессионального образования:

•   интегрированная форма обучения;

•   смешанная форма обучения;

•   специальные учебные заведения;

•   дистанционные формы обучения.

Количество высших и средних профессиональных учебных заведений, принимающих студентов с нарушениями слуха, увеличилось, но опыт обучения в них различен.

При интегрированной форме обучения 1—3 студента с нарушениями слуха вливаются в общий поток. Такой опыт известен давно.

Индивидуальное обучение неслышащих в составе обычных групп предоставляет молодежи с нарушениями слуха более широкие возможности выбора профессии. По такой форме обучаются в настоящее время глухие и слабослышащие в средних специальных учебных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга (Финансово-экономический колледж, Педагогический колледж технологии и дизайна, Художественное училище им. Рериха, Электротехнический техникум, Механико-приборостроительный техникум).

Из высших профессиональных учреждений, предлагающих совместное обучение лиц с нарушениями слуха и зрячеслышащих, можно отметить следующие:

•   Российская академия предпринимательства, организующая курсы брокеров для лиц с физическими и сенсорными нарушениями;

•   Владимирский государственный технический университет, который принимает лиц с нарушениями слуха на факультет «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии»;

•   Московский областной государственный институт физической культуры (заочное отделение), обучающий студентов с физическими нарушениями на кафедре физкультурно-оздоровительной работы;

•   Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии РГПУ им. А.И. Герцена;

•   Институт физической культуры им. Лесгафта (Санкт-Петербург);

•   Университет технологии и дизайна (Санкт-Петербург).

Неполная интеграция, или смешанная, модель обучения, характеризуется тем, что студенты, обучаются как  в общем потоке, так и в отдельной группе. Подобный опыт существует в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Начиная с 1991 г. в МПГУ проводится массовое обучение студентов с нарушениями слуха, ежегодный прием составляет 16—18 человек. На I— V курсах обучается более 80 студентов с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) — интернальнаяинтеграция. Кроме того, имеется опыт совместного чтения лекций слышащим и неслышащим студентам — экстернальнаяинтеграция. Экстернальная интеграция эффективно используется при проведении различных культурно-массовых, спортивных мероприятий, праздников и т. п.

Смешанная модель обучения широко используется и в средних профессиональных заведениях, например в Московском математическом колледже, Художественно-промышленном техникуме, Московском политехническом колледже, Московском медицинском училище № 1 (зубные техники).

Подобная форма обучения весьма перспективна. Она создает условия для дифференцированного подхода к студентам с проблемами слуха, и вместе с тем ежедневный опыт общения со слышащими студентами — реальный шаг к социальной адаптации и интеграции в социуме.

Интересный опыт работы с лицами с нарушениями слуха сложился в Московском государственном техническом университете им. Баумана. Здесь на правах факультета существует Центр для инвалидов по слуху, который реализует 2-ступенчатую программу обучения по следующим направлениям: «Машиностроительные технологии» и «Информатика и системы управления». На первой ступени (3 года): осуществляется социальная и профессиональная адаптация студентов с получением базового высшего образования. Вторая ступень (4 года) проходит в интегрированной форме, по ее окончании студенты получают звание бакалавра, а затем (по способностям) инженера-специалиста или магистра по специальности.

Смешанная форма обучения сложилась в Челябинском государственном университете на 7 факультетах. На базе университета создан Региональный центр образования инвалидов, который организует подготовительное отделение, где осуществляется адаптационный курс (3 месяца) и предметная подготовка (6 месяцев). Затем молодежь с нарушениями слуха поступает на факультеты и обучается вместе со слышащими.

Не менее интересный опыт профессиональной подготовки в системе высшего образования имеет место в специальных учебных заведениях, в которых обучаются только лица с проблемами здоровья.

Молодые люди с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, имеющие творческие способности к живописи, музыке, вокалу, актерскому мастерству, могут обучаться в Московском государственном специализированном институте искусств. Институт включен в структуру Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов. К этому типу профессионального обручения — системе специальных образовательных учреждений относится Институт социальной реабилитации (г. Новосибирск). В ИСР НГТУ существует система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха.       

Начальное профессиональное обучение осуществляется по 4 рабочим профессиям:  оператор ЭВМ—делопроизводитель, изготовитель художественных изделий из дерева, портной, вышивальщица, художник-оформитель. Кроме рабочей профессии студенты получают образование по программе среднего (полного) общего образования, и затем им вручается соответствующий аттестат. После обучения на 1-й ступени студенты имеют возможность продолжить образование на 2-й ступени колледжа (IV—V курсы) либо поступить в вуз. Среднее профессиональное образование ведется по 4 специальностям: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Моделирование и конструирование одежды и ткани», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Социальная работа», а высшее по направлению «Информатика и вычислительная техника» (бакалавр) и по специальности «Социальная работа» (дипломированный специалист).

Вместе с тем в ИСР НГТУ еще нет высококвалифицированных дипломированных кадров преподавателей в области специальной педагогики, существуют проблемы с разработкой технологий обучения лиц, с нарушениями слуха, что в целом снижает эффективность обучения.

Очень много сегодня говорят о развитии дистанционной формы обучения, ей посвящены научно-практические семинары, конференции, публикации. Ученые спорят о положительных и отрицательных моментах такого обучения, ему предсказывается большое будущее. Для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, особенно трудности в передвижении, дистанционная форма обучения — уникальная возможность получить образование, интегрироваться: в мир. Но это возможно при широком доступе российских граждан к персональным компьютерам. Возможно, в будущем это и произойдет. Сегодня дистанционная форма обучения уже предлагается инвалидам, правда на платной основе, Московским заочным университетом искусств на следующих факультетах: изобразительном, музыкальном, киноискусства, театральном.

С 1993 г. в Центре образования в Москве (Л.П. Корвякова,  Л.Г. Васина) возникает инновационная модель школы, в которой создается единое образовательное пространство начального, среднего и высшего профессионального образования на основе разработки и внедрения разнопрофильных программ и реабилитационных мероприятий. Подростки с нарушениями слуха имеют возможность благодаря методу интегрированного обучения получать, наряду с общеобразовательной, и качественную профессиональную подготовку по 20 различным специальностям — как традиционным: швеи-портные, столяры, зубные техники, автомеханики, так и по новым: химики-аналитики, радиотехники, дизайнеры, электронщики, работники гостиничного сервиса. С 1996 г. они также получают общее среднее и начальное профессиональное образование с углубленным изучением отдельных предметов (лицейские педагогические классы, организованные совместно с МПГУ).

Стратегия развития подобных образовательных учреждений направлена на реализацию комплексной общеобразовательной и профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха в специальных группах-классах, обучающихся в школе и в соответствующих государственных профессиональных учебных учреждениях различного уровня (начального, среднего, высшего) профессионального образования.

Комплектование классов-групп осуществляется следующим образом:

· на общих основаниях — в общеобразовательные классы;

· после собеседования — в классы начального профессионального образования (ППУ); •   по результатам вступительных экзаменов — в классы

· среднего специального образования (техникумы, колледжи) и в классы допрофессиональной подготовки;

· по результатам тестирования: и вступительных экзаменов — в лицейские классы.

В отделе профессиональной подготовки осуществляется первичная профориентационная работа.

Таким образом разрабатывается модель нового образовательного учреждения в системе специальных учебных заведений для молодежи с нарушениями слуха.

Использование методов личностно ориентированной педагогики в работе Центра образования позволяет юноше или девушке из широкого спектра предлагаемых образовательных траекторий выбрать для себя реальный вариант обучения. Результаты тестирования, собеседований, вступительных экзаменов помогают определить уровень подготовки выпускников различных школ и адекватность их желаний и возможностей при: выборе профессии и степени ее освоения.

■ Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха

Появившиеся в последние десятилетия в России нетрадиционные системы образования провозгласили поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности ребенка.

Возможности учета и развития индивидуальных способностей, интересов представляет система дополнительного образования, получившая признание и развитие в 90-е годы XX в.

Учреждение дополнительного образования, в отличие от школы, разделяет детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учит всех по-разному; причем содержание и методы обучения рассчитаны на соответствующий уровень интеллектуального и общего развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка, что создает благоприятные условия для развития в том числе ребенка с нарушениями слуховой функции. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают новые программы.

Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на следующих принципах:

· дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;

· развитие творческих способностей детей;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

· ориентация на потребности общества и личности обучающегося;

· возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации ее к современной социокультурной среде.

В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не чему учить, а как учить, следовательно, при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности, которые обеспечивали бы комфортные условия для развития личности обучающегося.

Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется следующими особенностями:

· учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

· нарушение слуха не является причиной для отказа от приема в учреждение дополнительного образования;

· обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги), в группах возможно нахождение детей с разными возможностями и проблемами, т. е. группы интегрированы по составу учащихся; психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

· детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;

· допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Таким образом, образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен,  прежде всего, на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

Учебный процесс сочетает разные типы занятий: групповые и индивидуальные, теоретические и практические, творческие, игровые и т. д. Чаще всего в учебном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебное занятие, лекция, семинар, конференция, экскурсия, турпоход, деловая игра.

К нетрадиционным формам  учебных занятии относятся следующие:

· занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т. п.;

· занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;

· занятия на основе нетрадиционной организацией учебного материала: презентация, исповедь и др.;

· занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие; ученый совет, парламент и др.;

· занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...