Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы воспитания — основополагающие идеи, определяющие содержание, методы, общее направление воспитания и стиль взаимодействия субъектов данного процесса.
Выделяют следующие принципы: • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; • принцип связи воспитания с жизнью; • принцип единства, целостности и преемственности в воспитании; • принцип уважения и требовательности к личности; • принцип педагогического оптимизма; • принцип воспитания в коллективе; • принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников состоит в следующем: каждому возрасту соответствует свой уровень развития сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов, ведущий тип деятельности. Сочетание показателей развития детей в норме с данными сурдопсихологии обеспечивает возможность правильной организации воспитательного процесса. В работе с каждой возрастной группой следует тщательно подбирать средства, методы и приемы воспитания, учитывая уровень речевого развития детей, их потребность в наглядности, готовность к социальным контактам, к участию и разнообразной деятельности, их интересы. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношения с природой и обществом, к деятельности людей, культурным ценностям и т. д. Педагог, наблюдая за реакциями детей на явления действительности, подкрепляет или корректирует их, одобряя или порицая и различной форме. Через создание конкретных воспитывающих ситуаций он конструирует жизненный опыт ребят. Особенно важно использовать такие ситуации в связи с ограниченным опытом детей с нарушениями слуха, так как наглядность ситуаций, их непосредственное эмоциональное воздействие на личность позволяет компенсировать недостаточное речевое развитие. Принцип единства, целостности и преемственности я воспитании требует объединения в воспитательном процессе школы, семьи и общественных учреждений, а также всех педагогов, работающих с классом. Он предполагает единство системы средств, методов и форм обучения и воспитания, единый стиль общения субъектов воспитания. Целостность воспитания подразумевает также и взаимодополняемость влияний, поскольку в каждом типе воспитания существует то, чего нет в других (воспитание рассматривается как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, общественного и другого воспитания). Данный принцип очень важен в системе воспитания детей с недостатками слуха, учитывая своеобразие их развития в условиях дефицита социальных контактов, недостатка информации. Принцип уважения и требовательности к личности также очень существенен, так как уважение и требовательность к личности способствуют проявлению человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. Требование, предъявленное человеку, показывает степень оценки его возможностей и способностей окружающими — она тем выше, чем выше требование. К сожалению, не все педагоги помнят об этом, занижают свои требования к детям из ложно понимаемой гуманности. В результате ребенок, ориентируясь на такую оценку взрослого, не может адекватно определить свои силы. Столкнувшись с реальными требованиями, он теряется, считает себя неприспособленным, его самооценка падает, что грубо травмирует психику молодого человека, приводит к самоизоляции, отказу от жизненных планов. Принцип педагогического оптимизма позволяет ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в отношениях с окружающими. Часто дети с недостатками слуха страдают из-за вынужденной изоляции от нормально слышащих сверстников, недоступности некоторых видов деятельности, интересных профессий. Необходимо показать им другие пути реализации своих склонностей, возможности получения достойных профессий. Совместное участие с нормально слышащими сверстниками в деятельности, при котором глухие или слабослышащие дети не только не уступают им, но иногда и превосходят (творческие конкурсы, выставки, спортивные соревнования), способствует формированию оптимистического взгляда на будущее. Кроме того, педагог должен наблюдать за каждым воспитанником, подчеркивая его положительные стороны, обращая внимание на его успехи в любой работе, что стимулирует ребенка к развитию в указанном направлении. Принцип воспитания в коллективе требует от воспитателя заботы о том, чтобы каждый занимал достойное и удовлетворяющее его место в группе. Ребенок учится устанавливать и поддерживать различные отношения с окружающими (приятельства, дружбы, взаимопомощи), обмениваться различного рода информацией (учебной, личной), овладевает культурой общения, совершенствует свою речь. Он чувствует себя интересным для других людей, старается самоутвердиться, показать, на что способен, и это, безусловно, является мощным фактором саморазвития. Педагог изучает место ребенка в коллективе и учитывает данные для организации жизнедеятельности, в которой каждому выделяется соответствующее место, обеспечивается забота о настроении. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности предполагает обучение школьников некоторым видам деятельности, с которыми они незнакомы по причине ограниченности жизненного опыта (показ образца, помощь в планировании и организации). Сначала оказывается максимальная помощь, а затем ее доля сокращается, уступая место самостоятельности и активности детей. Деятельность должна быть общественно значимой (так дети включаются в общественную жизнь, учатся осознавать возникающие проблемы, быть полноценными участниками в их решении). В процессе коллективной деятельности развивается умение общаться с другими людьми, считаться с их интересами, формируются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, умения регулировать свое поведение в соответствии с общими требованиями, вырабатывать совместные решения. Деятельность должна быть организована с учетом особенностей учащихся, их интересов, что стимулирует проявление активности, самостоятельности и инициативы. Последнее тесно связано с формированием желания участвовать в жизни группы, школы, общества.
■ Содержание, формы и методы воспитания В сурдопедагогике, как и в общей педагогике, выделяются следующие направления: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Умственное воспитание детей с недостатками слуха предполагает целенаправленную деятельность педагогов по формированию у учащихся словесной речи, развитию познавательных способностей, а также умений их практического применения. Кроме того, задача педагога — воспитание личностных качеств, повышающих эффективность умственной деятельности. Возрастание роли умственного воспитания в настоящее время связано с постоянно увеличивающимся потоком разнообразной информации, требующей обязательной переработки и усвоения как для общей осведомленности об окружающей действительности, так и для успешного осуществления профессиональной деятельности. Специалисты в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.И. Дьячков, С.Д. Зыков и др.) уверены в возможности высокого умственного развития учащихся с опорой на компенсаторные механизмы путем специально организованного обучения, носящего коррекционно-развивающий характер. Особое место в процессе воспитания детей занимает система обучения языку. Использование специальных методов и форм обучения, направленных на овладение речью как средством общения в учебное и внеклассное время, позволяет достигнуть высоких показателей в речевом и общем: развитии учащихся. Исследователями определены условия успешности, умственного воспитания: • овладение системой научных знаний, постепенное их расширение и углубление; • овладение речью параллельно с овладением знаниями; • интенсивное развитие речи во всех ее видах (письменная, устная; диалогическая, монологическая); • опора на жизненный опыт учащихся и его обогащение; • включение предметно-практической деятельности в учебно-воспитательный процесс, его связь с жизнью и деятельностью учащихся; • расширение кругозора учащихся та развитие их познавательных интересов и способностей. Задачами умственного воспитания являются следующие: • формирование запаса знаний и совершенствование их качества; • развитие и коррекция способов умственной деятельности; • воспитание интеллектуальных качеств личности; • формирование культуры умственного труда; • овладение методами приобретения и: применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности. Следует помнить, что чем выше уровень овладения языком, тем успешнее формируется запас знаний, совершенствуется их качество. Нравственное воспитание — процесс формирования у школьников нравственного поведения, чувств, сознания. Оно осуществляется в ходе постоянного общения воспитуемых и воспитателей. Уровень нравственного развития человека определяет его жизненные цели, духовные ценности, потребности личности. Проблемы в нравственном формировании личности людей г нарушениями слуха сурдопедагоги (В.И. Флери, Н.М. Лаговский) связывали с недостатками обучения и воспитания и с оптимизмом смотрели на возможности работы в этом направлении. Основным фактором нравственного воспитания является деятельность. Любой деятельности присущ нравственный смысл, так как в этом случае человек неизбежно вступает в определенные отношения с окружающим миром (людьми, общественными и природными явлениями, объектами), и нравственность данных отношений проявляется в его поведении. В силу ограниченности контактов с окружающими в период становления личности, кроме семьи особую роль в нравственном воспитании играет школа. Поэтому перед ней, как учреждением, осуществляющим целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие, встают задачи формирования у детей нравственных привычек, поведения, чувств и сознания. На начальном этапе обучения и воспитания педагоги формируют и развивают у детей элементарные нравственные привычки. К ним относятся гигиенические навыки (ежедневный уход за телом; гимнастика; соблюдение правильной осанки, походки, позы во время работы; соблюдение гигиенических условий пространства; пользование предметами гигиенической помощи; уход за одеждой и обувью и их подбор соответственно погодным условиям и виду деятельности); нормы взаимоотношения с окружающими (уважение других детей, их чувств, мнения, забота, сочувствие, взаимопомощь; доброжелательность и внимание к окружающим, этикет, в том числе и речевой); привычка к труду (уход за своим рабочим местом; уборка учебной комнаты, школьных помещений, двора школы; соблюдение порядка; помощь взрослым в труде). Соблюдение требований режима формирует у детей дисциплинированность, умение планировать и контролировать свои действия. Самообслуживание совершенствует гигиенические и трудовые навыки. Совместная деятельность воспитывает умение вести себя в коллективе, выстраивать свои отношения с окружающими. Воспитание нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития детей, с их мышлением. По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности (начиная с элементарных оценочных понятий «хорошо», «красиво» и т. д., ученик постепенно овладевает понятиями на конкретной основе: «вежливость», «дружба» и т. п., а затем понятиями отвлеченного характера: «ответственность», «патриотизм» и т. п.). Ряд понятий формируется в процессе чтения и разбора содержания литературных произведений, в ходе различной деятельности, когда поступки самих учащихся оцениваются окружающими. Суть понятия может уточняться: в этических беседах с воспитуемыми. Выделяют несколько этапов формирования нравственного сознания учащихся: • практическое овладение нормами поведения (на основе подражания, выполнения требования); • изучение нравственных понятий (в процессе анализа поведения литературных героев, а также собственного опыта и поведения окружающих); • применение знаний в деятельности (в поведении, общении). Содержание нравственного воспитания можно представить в виде воспитания отношения к природе, человеку, обществу, труду. Отношение к природе — показатель нравственности человека, поэтому экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания нравственного. Интерес к природе как к большому, красивому и загадочному миру появляется в детстве. Учитывая данное обстоятельство, важно уже в начальных классах поддерживать и развивать это отношение как основу будущего уважительного и бережного отношения к жизни вообще, к природе как дому каждого человека. Перед школой встают задачи формирования у учащихся экологических знаний, экологической культуры. Дети знакомятся с природой на уроках (ознакомления с окружающим миром, природоведения, чтения, развития речи), на внеклассных занятиях (на экскурсиях, выставках, во время викторин, утренников и др.). Методами овладения знаниями о природе являются наблюдения, работа с природным материалом, с книгой. Сначала происходит накопление знаний о природе (о разнообразии растений и животных, ритмах природной жизни, неживой природе и ее связях с живой, природно-погодных условиях, о космосе), усвоение правил общения с природой (бережное отношение, уважение к любому природному существу), формирование умения воспринимать красоту природы. В старших классах в различных учебных предметах раскрываются аспекты системы отношений «человек—общество—природа», даются сведения о глобальных экологических проблемах и проблемах региона, где живут учащиеся. Так создается целостная картина взаимосвязи, взаимозависимости природных и общественных явлений. Природоохранительное просвещение ведется и средствами внеклассной работы (участие в природоохранной деятельности, факультативы, чтение научно-популярной литературы, тематические вечера, газеты, конкурсы). Прогулки, экскурсии, наблюдения за природой и помощь ей формируют сознательное соблюдение экологических норм поведения. Ребята старшего возраста стремятся применить полученные знания для решения экологических проблем — они могут участвовать в озеленении и украшении школы, двора, улиц города, в защите птиц, охране парков и т. п. Важной является такая форма работы, как кружки юных натуралистов — здесь ребята более углубленно изучают родную природу, ее проблемы и участвуют охране животного и растительного мира. С помощью природы, с формированием экологического поведения можно совместить и организацию походов. Трудовое воспитание — сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность. Задачей его является нравственная, психологическая и практическая подготовка к труду. В школе для детей с недостатками слуха специфической задачей является преодоление последствий, связанных с первичным дефектом. Важный компонент трудового воспитания — формирование положительного отношения к труду. Оно включает в себя мировоззренческий и нравственный аспекты. Первый подразумевает формирование отношения ic труду как основе жизни, источнику развития общества и самого человека, заботе каждого о людях и о себе. Второй — признание ценности человека как труженика, мастера своего дела, созидающей личности и стремление работать для пользы общества и человека. Нравственная подготовка включает понимание значимости труда (как средства заработка и как радости дела, приносящего пользу другим), стремление к формированию нравственных качеств (добросовестного отношения к работе, упорства и активности в достижении успеха в деятельности, умения работать в коллективе для достижения общей цели, готовности помочь другому и др.). Психологическая подготовка включает воспитание стремления охотно и качественно выполнять любую работу, полезную для других, доводить начатое до конца с полной отдачей сил. Практическая подготовка направлена на вооружение детей знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особое внимание уделяется решению коррекционных задач, направленных на преодоление последствий первичного нарушения (развитие речи и закрепление навыков речевого общения, коррекция недостатков физического развития). Содержание трудового воспитания: отражено в различных видах труда — учебном, на специальных занятиях и общественно полезном. Учебный труд направлен на овладение знаниями основ наук в объеме школьной программы. Его результатом является изменение ученика, достижение качественно нового уровня его умственного и нравственного развития. При организации учебного труда детей с нарушениями слуха важ но учитывать следующие условия: связь процесса овладения знаниями с работой по формированию и развитию словесной речи и ее восприятия; необходимость изменения характера учебной деятельности (от исполнительской к самостоятельной, творческой); режим умственного труда (соблюдение ритма деятельности, чередование труда с отдыхом). Трудовое обучение — специальный предмет, задача которого — формирование политехнических знаний, трудовых умений и навыков, развитие технического мышления и творческих способностей детей. В процессе обучения воспитываются положительное отношение к труду, ответственность за порученное дело, умение планировать и выполнять задуманное, контролировать свои действия. Общественно полезный труд — разнообразная посильная деятельность школьников в интересах общества (класса, школы, района, города). Бытовой труд наиболее доступен для учащихся с нарушениями слуха, в него вовлекаются все воспитанники. Одной из важных составляющих нравственного воспитания является патриотическое воспитание. Патриотизм — социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах, готовность защищать ее от врагов. Он проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, в переживании за ее беды, в уважении к прошлому своего народа, народной памяти, национально-культурным традициям. Необходимо также помнить, что патриотические чувства и идеи действительно возвышают человека и весь народ, лишь когда сочетаются с уважением к другим народам. Процесс патриотического воспитания начинается с воспитания люб-ми к своей семье. В силу ограниченности социальных контактов дети с недостатками слуха сильно привязаны к своему близкому окружению, но это связывают прежде всего с потребностью в защите, заботе со стороны старших. Задача педагога — поддержка и развитие теплых чувств детей к близким, превращение их любви из эмоционального отношения в действие (он делится с воспитанниками опытом взаимоотношений в своей семье, рассказывает о традициях семьи и побуждает ребят писать поздравления, делать своими руками подарки, оказывать другие знаки внимания членам семьи, помогать семье в домашних делах). Школа — «второй дом» для детей. Поэтому любовь к школе, помогающей найти себя, свое место в жизни, — одна из главных задач воспитателей. Здесь важно знакомство с традициями школы, класса (дни рождения, походы, встречи первоклассников, встречи с выпускниками, праздничные мероприятия — народные, календарные и тематические). Подготовка к ним (беседы, подбор материала, репетиции, оформление) и само проведение должны вызывать положительные, яркие эмоциональные переживания у учащихся. Воспитание патриотизма осуществляется в процессе учебной деятельности на материале различных учебных предметов (истории, литературы, географии, физики и др.)- Рассказы об открытиях в различных областях науки, о достижениях спортсменов — все служит выработке чувства гордости за родину. Много возможностей для патриотического воспитания предоставляет внеклассная работа в разнообразных формах: краеведение, чтение книг, просмотр кино- и документальных фильмов, телепередач, встречи с известными людьми (писателями, ветеранами). Правовое воспитание предполагает формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Оно ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей. В условиях семейного и школьного воспитания ребенок усваивает привычки правомерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности. Перед школой стоят следующие задачи в данной области: разъяснение правил поведения, норм морали и законов (в школе, дома и в общественных местах); закрепление сознательного отношения к их выполнению, воспитание чувства личной ответственности за свои поступки; предоставление сведений об организациях, охраняющих порядок; формирование некоторых навыков правоохранительной деятельности. Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха, широко применяются методы приучения, игры, примера, объяснения, педагогического требования и воспитывающих ситуаций. Воспитание правовой культуры начинается с приучения к режиму школы, к соблюдению норм школьной жизни, в том числе и регулирующих отношения со взрослыми и товарищами. В младших классах используются игровые формы, экскурсии, драматизации. Часть знаний дети получают на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром, занятиях по основам безопасности жизнедеятельности. В подростковом возрасте применяются методы, требующие развитой словесной речи: беседы, разъяснения, доклады. Практикуются встречи с работниками милиции, просмотр фильмов с обсуждением, чтение книг и оценка их героев, проведение тематических вечеров. В юношеском возрасте усиливается роль правовых знаний. В практику обучения вводится «Граждановедение» (или «Обществознание»), раскрывающей всю гамму общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистическую культуру личности. Правовые представления даются связи с реальными жизненными проблемами, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения. Курс позволяет не только рассматривать вопросы права в различных жизненных ситуациях, но и моделировать деятельность детей по решению проблем правового характера под руководством педагогов. Правовые знания реализуются в активной деятельности старшеклассников по соблюдению учащимися правил поведения (дежурства по школе, посты порядка на мероприятиях, контроль за пожарной безопасностью на праздниках и т. д.). Разнообразны формы правового воспитания: уроки, кружки, конференции, встречи с работниками юстиции, просмотр телепередач и чтение литературы на соответствующую тему, вечера вопросов и ответов и др. Велика сила примера поведения родителей, поэтому необходимо проводить с ними работу по разъяснению их роли и возможностей в правовом воспитании детей (начиная с приучения малышей к правильному поведению в различных ситуациях и заканчивая обсуждением со взрослыми детьми правовых проблем, которые их волнуют). Большую роль играет знакомство ребят с нарушениями слуха с их правами и обязанностями как граждан своей страны, а также – с гарантиями, которые дает им государство как людям, имеющим определенные проблемы (различные льготы и т. д.). Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Формирование взаимоотношений между полами относится к нравственным проблемам и рассматривается как часть нравственного воспитания. Совместная деятельность в школе создает основу для дружеских отношений между девочками и мальчиками. Тогда же и проявляются особенности поведения, отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек. Кроме того, сами дети наблюдают за своим ближним окружением (родители, педагоги), за поведением мужчин и женщин в обществе (в жизни, в кино). У детей с недостатками слуха сильно развито стремление подражать увиденному, но подражание носит внешний характер. Поэтому задачей педагога становится ознакомление мальчиков и девочек с правила ми поведения будущих мужчин и женщин, с их особенностями (какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина в жизни по характеру, манерам поведения, каковы должны быть их отношения с окружающими и т. д.). Изменения, происходящие с подростками, ставят перед воспитателем новые задачи: формирование научных знаний об организме человека, его функциях (в том числе и о продолжении рода); расширение знаний об охране здоровья и профилактике заболеваний, предупреждении вредных привычек; формирование качеств, свойственных полу (во внешнем виде, поведении, общении); формирование взаимного уважения между полами. Желательно, чтобы в школе был «уголок здоровья» с необходимой информацией, рекомендуемой доступной литературой по разным проблемам, с доской вопросов и ответов. Методами воспитания в подростковом возрасте являются беседы, коллективные и индивидуальные, лекции об охране здоровья, консультации врачей, участие ребят в совместной деятельности (где они могли бы проявить качества, соответствующие их полу). Юношеский возраст — время построения модели собственной жизни, в том числе и поведения в качестве семьянина. Он требует от школы решения следующих задач: углубления знаний об общественных и социально-экономических функциях, выполняемых мужчинами и женщинами; объяснения сущности института семьи в различных ее аспектах (психологическом, экономическом, социальном); разъяснения взаимоотношений супругов, их обязанностей; формирование моральной ответственности за свое поведение, в том числе и за создание семьи, за отношения между супругами, между родителями и детьми. Методы работы на данном этапе воспитания: урок этики и психологии семейной жизни, лекции и беседы о половом воспитании (нравственный, гигиенический, юридический аспекты), консультации специалистов, обсуждение фильмов по проблеме. Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно обеспечивает рост уровня культуры личности, становление человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений действительности. Его цель —развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры. Результаты эстетического воспитания обогащают все формы познания, общения, практической деятельности каждого учащегося. Эстетическая восприимчивость углубляет развитие сенсорного восприятия, образного мышления, творческих способностей человека, влияет на характер его отношения к культурным ценностям. Особенностями эстетического восприятия являются его эмоциональность, осмысленность, оценочный момент и активная деятельность человека. В акте восприятия искусства участвуют чувства, воображение и память, мышление и речь. По мнению психологов (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф), дети с недостатками слуха обращают внимание главным образом на внешнюю сторону объекта. Он воспринимается на эмоциональном, недостаточно осознанном уровне, поэтому необходима специальная работа по формированию у школьников умения воспринимать эстетический объект, анализировать его. Работа в этом направлении должна обязательно сочетаться с развитием речи. Перед воспитателем стоят следующие задачи: • воспитание эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать прекрасное, испытывать радость от соприкосновения с ним (все дети тянутся к красивому в быту и природе, а педагог должен обогащать опыт учащихся новыми эстетическими впечатлениями, развивать сенсорную культуру школьников, расширяя их возможности в восприятии объектов в многообразии их свойств); • развитие эстетического вкуса, оценок и суждений, что связано с развитием речи и мышления детей с недостатками слуха, так как необходимо осмыслить, проанализировать увиденное или услышанное, выделить в нем существенное и выразить свое отношение в словах (педагог должен дать словесный материал для выражения чувств и своего отношения к объекту, помочь осмыслить его, разъяснить эстетическую значимость» объекта или явления); • развитие творческих: способностей детей (выявить и развить эти способности можно, включая воспитанников в различные виды деятельности — участие в кружках; подготовка к праздникам, спектаклям, выставкам, конкурсам; выполнение поручений, требующих самостоятельных: решений). В качестве средств эстетического воспитания используются искусство, природа, окружающая предметная среда, трудовая и спортивная деятельность, эстетически направленное общение и даже игра. В школе для детей с недостатками слуха проводятся уроки раз вития речи, где дети учатся описывать окружающий мир в устной и письменной форме. Значительное место занимает описание картин и экскурсий. Эти уроки обогащают речь учащихся, формируют умение связно и красиво излагать свои мысли, учат вглядываться в природу, рассматривать произведения искусства и анализировать их. Важное место в эстетическом воспитании занимает деятельность детей в кружках (танца, пантомимы, рисунка, лепки и выжигания, вышивания и мягкой игрушки и др.). С точки зрения коррекционного воздействия на школьников интересен драматический кружок: инсценировка и драматизация развивают выразительность речи, углубляют понимание литературных произведений, приобщают детей к чтению. Кроме того, развиваются творческое воображение, мимика лица и движения тела, эстетический вкус. Интересен опыт вальдорфских школ. Здесь большое внимание уделяется художественному воспитанию, и искусство рассматривается как наилучшее средство формирования личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям мира. Последователи вальдорфской педагогики видят в ней искусство пробуждать скрытые в человеке природные задатки, живое мышление, способность к творчеству. Целью физического воспитания, является разностороннее развитие личности, физических качеств и способностей человека, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Нарушение слуха возникает под воздействием различных факторов, приводящих организм ослаблению. Часто у детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, контролирующего положение в пространстве. Кроме того, страдает кинестетическая чувствительность, контролирующая движения, из-за чего движения детей часто бывают неуклюжими, порывистыми, а походка — шаркающей. Ослабленные дети быстрее устают, теряют работоспособность, что затрудняет обучение. Все это требует специального подхода к физическому воспитанию учащихся. Основные средства физического воспитания — физические упражнения, использование естественных факторов природы и соблюдение гигиены (личной, трудовой и др.). Важной задачей школы является укрепление здоровья и закаливание детей с недостатками слуха. Она решается совместными усилиями педагогов, родителей и врачей (наблюдения, осмотры, консультации). Особое место занимает режим дня как научная организация труда и отдыха учащихся. Необходимо также специальное обучение детей соблюдению гигиенических норм во время уроков и после занятий (проветривать класс, беречь глаза при работе, держать прямо спину; обязательно гулять после уроков и др.). Специальной задачей школы для детей с недостатками слуха является формирование речи как средства общения, способствующего более осознанному выполнению движений и более успешному развитию школьников. Физическое воспитание осуществляется на уроках физкультуры, на музыкально-ритмических занятиях, физкультминутках на уроке, на спортивных часах, на соревнованиях, спортивных праздниках, во время прогулок и походов. Специфической формой для нашей школы являются музыкально-ритмические занятия, на которых педагог работает над ритмико-интонационной стороной речи, развитием музыкально-ритмических движений детей. Также уделяется внимание коррекции речевого дыхания и слитности речи (средствами фонетической ритмики — системы упражнений на основе взаимодействия анализаторов: слухового, речедвигательного и двигательного). Методы воспитания — совокупность наиболее общим способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В сурдопедагогике проблема методов затрагивалась в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова и др. Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха, была предложена следующая классификация методов воспитания: информационные (беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр фильма, чтение, пример, педагогическое требование); практически-действенные (приучение и упражнение, организация общественно полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра); стимулирующие (поощрение и наказание). Важность информационных методовобусловлена ограниченностью контактов людей с недостатками слуха, искажением поступающей информации. Применяя эти методы, педагог расширяет кругозор учащихся, уточняет или корректирует самостоятельно полученные ими знания. Самый доступный для ребят метод — пример, так как наглядный образец осмысляется ими глубже, чем словесный рассказ. По мере овладения словесной речью используют примеры героев книг, фильмов. Педагогическое требование предъявляется в различных формах в зависимости от возраста учащихся (приказ, совет, просьба). Разъяснение направлено на объяснение того или иного требования, правила поведения и проводится фронтально или индивидуально. Оно помогает осознать ситуацию и найти правильный выход. Сопровождается примером, приучением, игрой. Беседа предполагает совместное обсуждение жизненных проблем и т. д. Она должна быть тесно связана с опытом и знаниями детей, с их активностью. В ходе беседы необходима наглядность, облегчающая восприятие. Важно уделять внимание обогащению словарного запаса, углублению знаний учащихся в затрагиваемой области. Лекции, доклады используются в старших классах, так как требуют развитой речи, определенного объема знаний, навыка чтения с губ. Проводятся они на различные темы и сопровождаются наглядностью (газета, рисунки, фотографии и т. д.), а затем разбираются с педагогом, оцениваются. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |