Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Беляева Людмила Александровна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и акмеологии УрГПУ,
Блинова Олеся Александровна
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии УрГПУ,
Горбунова Юлия Александровна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и акмеологии УрГПУ
Забара Людмила Ивановна
кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии и акмеологии УрГПУ
Летягин Леонид Иванович
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии УрГПУ.
Приложение 1
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины, описание показателей компетенций
Формируемые
компетенции
и/или их части
| Требования к уровню сформированности компетенции
| Компонентный состав
компетенций
| Оценочные
средства
| Методические
материалы,
характеризующие процедуры
оценивания
| способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1).
| 1. Пороговый уровень
| Студент знает:
- значение философских категорий;
- основные законы развития природы, общества, человеческого сознания;
- особенности философского мировоззрения;
Студент умеет:
- в ходе философской дискуссии излагать собственную точку зрения, основанную на понимании философских законов;
- определять мировоззренческое значение философских положений для научного познания;
Студент владеет:
- навыками анализа текстов, имеющих философское содержание.
| Доклад, тест
| Требования к докладам;
инструкции к тестам, критерии оценивания результатов тестирования
| 2. Продвинутый уровень
| Студент знает:
- многообразие подходов к определению философских категорий;
- современные философские концепции развития человека, общества, природы;
- связь и специфику различных типов мировоззрения;
Студент умеет:
- устанавливать взаимосвязь философских категорий;
организовывать взаимодействие участников философской дискуссии, сопоставляя и анализируя различные взгляды и мировоззренческие подходы;
- осмысливать, интерпретировать, современные социальные проблемы с позиции современной философии;
Студент владеет:
– способностью самостоятельно, критически анализировать философские тексты, применять знание и понимание различных философских подходов в учебной и профессиональной деятельности.
| Доклад, кейс-задания, творческие задания
| Требования к докладам;
критерии оценивания выполнения кейсов и творческих заданий
|
Приложение 2
Примерный перечень оценочных средств
Темы докладов, сообщений по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Наименование темы, раздела дисциплины
| Темы рефератов и докладов
| 1. Философия в системе культуры
| Миф как форма осмысления мира.
Мировоззрение и его формы.
Является ли философия наукой?
Философия в современном мире.
Философия и педагогика.
| 2. Философия Древней Греции и Древнего Востока
| Особенности мировоззрения Запада и Востока.
Понимание любви в философии Платона.
Учение о государстве Платона и Аристотеля.
Кинизм: протест или поиски смысла.
Философские идеи стоиков.
Эпикур о наслаждении и счастливой жизни.
| 3. Философия Средних веков и
эпохи Возрождения
| Античная философия и христианское миропонимание.
Августин А. О греховности человека и его спасении.
Вера и разум в учении Фомы Аквинского.
Философская мысль средневекового Востока.
Гуманистический эпикуреизм Лоренцо Валлы.
Природа и Бог в философии Николая Кузанского.
Философские взгляды Мишеля Монтеня.
Человек и государство в философии Николло Макиавелли.
| 4. Философия Нового времени
| Исаак Ньютон и мировоззрение Нового времени.
Ф. Бэкон о причинах заблуждений и путях достижения истины.
Учение Р. Декарта о животных и человеке: психофизическая проблема.
Французское просвещение о принципах устройства общества.
Дж. Вико и проблемы философии истории.
Б. Паскаль о ничтожестве и величии человека.
| 5. Немецкая классическая философия
| И. Кант о познавательной деятельности человека.
И. Кант о ценности и предназначении человеческой личности.
О «подлинной сущности новейшей философии» И.Г. Фихте.
Философия Ф. Шеллинга.
Диалектика Г. Гегеля.
Учение Г. Гегеля о государстве и гражданском обществе.
Л. Фейербах о сущности человека.
К. Маркс и проблема отчуждения.
Умер ли марксизм?
| 6. Философия ХХ века
| Нигилизм Ф. Ницше.
Человек и культура в психоанализе З. Фрейда.
К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного.
Личность и общество в философии Э. Фромма.
Экзистенция и коммуникация в философии К. Ясперса.
Экзистенциальный гуманизм Ж.-П. Сартра.
Альбер Камю об ответственности человека перед собой.
Проблема человека в «философской антропологии».
Проблемы языка в аналитической философии.
Онтологическая герменевтика М. Хайдеггера.
Философская герменевтика Г. Гадамер и П. Рикер.
Главные установки и идеи постмодернизма.
Философия науки ХХ века.
| 7.Онтология
| Природа как особый вид бытия.
Специфика социального бытия.
Человек как особый род бытия.
Научная картина мира и ее особенности.
Истина и правда повседневности (особенности обыденной картины мира).
Проблемы антропосоциогенеза.
Менталитет как социально-психологический облик общества. Особенности души русского человека.
Язык и мышление.
| 9. Гносеология
| Познание и деятельность.
Современные теории познания.
Проблема критерия истины в философии и науке.
Познание и интуиция.
Знание и вера.
Проблема понимания в познании.
Научное познание и его специфика.
| 10. Философская антропология
| Проблема жизни и смерти в философии.
Одиночество как феномен человеческого бытия.
Игра как феномен человеческого бытия.
Коммуникация.
Любовь как экзистенциальное состояние.
Страх как экзистенциальное состояние.
| 11. Социальная философия
| Структура социального познания: теоретическое и эмпирическое.
Законы общественного развития.
Социально-природное взаимодействие (основные аспекты).
Принцип моделирования в познании общества.
Идеи техницизма в социально-философском знании.
Геодетерминизм и геополитика сегодня.
Современная философия о взаимодействии человека и техники.
Демографическая политика в современном обществе.
Семья как социальный институт: философский анализ.
Философский анализ понятия "гражданское общество".
Концепция информационного общества.
Саморазвитие общества как исторический процесс.
Идеи синергетики в философии истории.
|
Требования указаны в методических рекомендациях по подготовке докладов, сообщений.
Тестовые задания по дисциплине«ФИЛОСОФИЯ»
Инструкция: Все задания имеют несколько вариантов ответа, из которых правильный только один.
1. Философию и религию сближает:
А. объективность знания
Б. антидогматизм
В. разделение мира на природный и божественный
Г. обращение к смысложизненным вопросам
2. Разделом философского знания не является:
А. онтология
Б. искусствознание
В. гносеология
Г. этика
|