Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, подведомственные органам внутренних дел




В соответствии с п.1 ч.2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел правомочны составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1, 14.2, частью 1 статьи 14.4 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.7 (по обращениям граждан), статьями 14.10, 14.14, статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), частями 1 - 3 статьи 14.16, частью 4 статьи 14.16 (в части розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе), статьями 14.17, 14.18, 14.23, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.37, 14.38 КоАП РФ.

На основании статьи 23.3 органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями частями 3 и 4 статьи 14.16, статьями 14.26 КоАП РФ.

Для более детального рассмотрения особенностей административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности следует охарактеризовать составы административных правонарушений, по которым сотрудники органов внутренних дел уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (статья 14.1 КоАП РФ).

Одним из обязательных условий ведения легальной предпринимательской деятельности выступает наличие акта о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, а также наличие специального разрешения (лицензии). Государственная регистрация юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, а также крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[305]. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[306], а также подзаконными нормативными правовыми актами установлена обязательность получения лицензии на осуществление некоторых видов деятельности. Административная ответственность наступает в том случае, когда отсутствует специальное разрешение (лицензия), а также когда нарушены условия лицензирования.

Ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ - Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, ч. 1 ст. 9.1 - Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, ст. 11.29 - Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, ст. 13.3 - Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.

Субъектами ответственности по части 1 данной статьи могут быть только граждане, по частям 2 и 3 - наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях управленческие функции, и юридические лица.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (статья 14.2 КоАП РФ).

Данное правонарушение посягает на права и законные интересы государства и его монополию в сфере торговли; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.

По смыслу части второй статьи 129 Гражданского кодекса РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К объектам, оборот которых ограничен, относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

Виды продукции, полностью изъятые из оборота или оборот которых ограничен, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»[307], от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах»[308], от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[309]. Не образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения незаконная продажа отдельных видов товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если это предусмотрено иными статьями КоАП РФ, например ст. 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ст. 20.8 «Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему», ст. 20.10 «Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия».

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (статья 14.4 КоАП РФ).

Диспозиция данной статьи состоит из двух частей. К юрисдикции органов внутренних дел относится состав административного правонарушения, предусмотренный частью первой относительно соблюдения требований законодательства об оружии.

Требования к торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, в том числе предусматривающие и ограничение в такой торговле, определены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Согласно ст. 18 данного Закона не подлежат продаже: гражданское и служебное оружие, не имеющее сертификата, номера и клейма, а также патроны к нему без знака соответствия государственным стандартам РФ. Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешение на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

Субъектом правонарушения по данному составу могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ).

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг).

Объективная сторона выражается в совершении действия, состоящего в обмане, в результате чего покупателю причиняется имущественный ущерб.

Обмеривание – отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи.

Обвешивание – отпуск товаров меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.д.

Обсчет – получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.

Обман покупателя может осуществляться и путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара. Это может выражаться как в продаже товаров, оказании услуги, передаче результата работы, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, так и в предоставлении заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре (услуги).

Административное правонарушение считается оконченным в момент заключения договора купли-продажи. По общему правилу, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Незаконное использование товарного знака (статья 14.10 КоАП РФ).

Основные положения, касающиеся права на товарный знак, государственной регистрации товарного знака, выдачи свидетельств на товарный знак, оснований для отказа в регистрации товарного знака, ныне регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 1477 - 1509).

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначение, отличающее соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических и физических лиц, включая иностранных.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или преимущественно определяются характерными для такого географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака. Право на использование товарного знака может быть также предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке. Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.

Использование гражданином, должностным лицом, юридическим лицом чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров с нарушением указанных требований квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители и другие лица, осуществляющие управленческие функции в организациях, а также юридические лица.

Индивидуальные предприниматели, совершившие рассматриваемое административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией данной статьи.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 180 УК РФ).

Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (статья 14.14 КоАП РФ).

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[310] установлены порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Одной из мер по предупреждению банкротства кредитных организаций наряду с финансовым оздоровлением и реорганизацией в соответствии со статьей 3 указанного Закона является назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Основания назначения временной администрации, срок ее действия и порядок функционирования определены главой III указанного Федерального закона, а также Положением о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденным Центральным банком РФ 9 ноября 2005 г. № 279-П[311]. Руководителем временной администрации назначается служащий Центрального банка РФ.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении неправомерных действий или бездействия (неисполнение возложенных федеральными законами обязанностей, в том числе непредставление в предусмотренных федеральными законами случаях документов для согласования сделок), создании условий, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо кредитной организации (ее филиала, дочерней организации), в которой по распоряжению Банка России назначена временная администрация.

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (статья 14.15 КоАП РФ).

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»[312].

Объективная сторона административного правонарушения выражается в действии, нарушающем правила продажи отдельного вида товара, или бездействии, выраженного в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

Субъектом административного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

Должностные лица органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (статья 14.16 КоАП РФ).

Диспозиция данной статьи состоит из 4 частей.

Первая часть предусматривает ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

Вторая часть рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Частью первой и второй статьи 14.16 КоАП РФ обеспечивается охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[313].

Часть первая данной статьи запрещает розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям, за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть, или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

Часть вторая статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Третья часть статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Административная ответственность наступает за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции.

Четвертая часть предусматривает ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Административная ответственность наступает за нарушение положений, предусмотренных Федеральным законом от 7 марта 2005 г.   № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей[314].

Должностные лица органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.16, частью 4 статьи 14.16 КоАП ПФ в части розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.16 КоАП РФ.

Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта (статья 14.17 КоАП РФ).

Положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[315] устанавливается особый порядок производства и оборота этилового спирта, а также обязательность лицензирования деятельности по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере соблюдения порядка осуществления предпринимательской деятельности в России.

Часть первая данной статьи устанавливает административную ответственность за промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты. Квота - административное ограничение на торговлю определенным продуктом.

Части вторая и третья данной статьи имеют целью реализацию положений ст. 8, 9, 10, 23 вышеуказанного Федерального закона, касающихся закупки, поставок и целевого использования этилового спирта. Кроме того, они обеспечивают охрану общественных отношений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 857 «Об утверждении Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений»[316]. Закупка - форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Часть четвертая данной статьи является специальной по отношению к ст. 14.1 КоАП РФ и содержит более высокие штрафные санкции[317]. При квалификации правонарушений по данной части следует учитывать, что на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[318].

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий либо бездействии, нарушающих установленный порядок промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой, являются юридические лица, а частями второй и третьей - должностные лица либо юридические лица. Промышленное производство, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут осуществляться исключительно организациями, поэтому к субъектам административного правонарушения, предусмотренного частями второй и третьей указанной статьи, не относятся индивидуальные предприниматели.

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (статья 14.18 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 11 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[319] для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья. Названным Федеральным законом установлено, что спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция, в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции, произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий, нарушающих установленный вышеназванным Федеральным законом запрет использования этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

При квалификации этого правонарушения следует учитывать, что его состав сходен с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ. Основным различием составов данных правонарушений, как представляется, является то, что для выявления факта использования этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не обязательно завершение производственного цикла, а достаточно выявления уполномоченными должностными лицами такого факта в начальной стадии производства[320].

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (статья 14.23 КоАП РФ).

Административное наказание в виде дисквалификации предусмотрено статьей 3.11 КоАП РФ. Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации, закреплен «Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805[321].

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется МВД России и органами внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в МВД России и органы внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления.

Деятельность по управлению юридическим лицом несовместима с применением дисквалификации. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение всего срока дисквалификации или в части указанного срока деятельности по управлению юридическим лицом квалифицируется по части первой указанной статьи. Субъектом данного правонарушения является непосредственно дисквалифицированное лицо, если оно в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом. При этом не имеет значения, продолжает ли нарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он перешел в другую организацию, и там осуществляет управленческие функции.

Частью второй установлена административная ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а также неприменение последствий прекращения его действий. Работодатель, заключивший с дисквалифицированным лицом трудовой договор, рассматривается в качестве субъекта данного административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ при заключении трудового договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Субъектами ответственности в этом случае являются юридические лица, не выполнившие постановление судьи о дисквалификации нарушителя либо принявшие дисквалифицированное лицо на новую работу, сопряженную с исполнением управленческих функций.

Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (статья 14.34 КоАП РФ).

Должностные лица органов внутренних дел правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 5 статьи 14.34 КоАП РФ.

Часть первая предусматривает административную ответственность за разработку и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Частью пятой установлена ответственность за организацию деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка.

Административная ответственность за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках установлена для обеспечения правопорядка в деятельности розничных рынков. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках, с определением прав и обязанностей лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»[322], иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена в части первой рассматриваемой статьи, состоит в разработке и утверждении схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с уполномоченными органами по контролю и надзору.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в части пятой указанной статьи, состоит в организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, в нарушении установленных требований к оформлению или утверждению этого паспорта.

Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица и должностные лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по соблюдению правил организации розничных рынков и осуществлению деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках.

Нарушение требований к установке рекламной конструкции (статья 14.37 КоАП РФ).

Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный устанавливает рекламную конструкцию без получения в установленном порядке разрешения и (или) с нарушением технического регламента (если он установлен). Данное правонарушение должно быть совершено с умыслом.

В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[323] установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (статья 14.38 КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушений, перечисленных в частях 1-5 указанной статьи, связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы, в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[324], составляют:

- размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения;

- использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции;

- размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов;

- размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения;

- распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица.

 

Глава 21. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Головко Владимир Владимирович - 8 (913) 148-2345 (Омск)

Занина Татьяна Митрофановна - 8 (910)347-47-05 (Воронеж)

§ 1. Общая характеристика административных правонарушений,
в области защиты Государственной границы Российской Федерации

В последнее время изменение административной ответственности в сфере обеспечения режима Государственной границы РФ связано с ее ужесточением, а именно, увеличением размеров штрафов и введением более строгих административных наказаний в санкции статей КоАП РФ (например, административное приостановление деятельности), а также новых составов административных правонарушений, особенно в сфере борьбы с незаконной трудовой миграцией.

Ранее действовавшее законодательство не содержало ряда административных правонарушений, связанных с нарушением порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как массовая трудовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства стала новым явлением для Российской Федерации.

В настоящее время глава 18 включает 17 составов административных правонарушений. Рассматривая содержание составов административных правонарушений в качестве родового объекта, можно выделить режим Государственной границы РФ и режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Следует отметить, режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является составляющей общего понятия – административно-правового миграционного режима.

При реализации механизма административной ответственности в сфере соблюдения миграционного режима, ее действенные меры применяет широкий круг государственных органов – органы внутренних дел, Федеральная миграционная служба, пограничные органы.

Под правонарушениями, посягающими на пограничную безопасность РФ, следует понимать предусмотренные законодательством об административных правонарушениях деяния, сопряженные с нарушением правил, установленных для обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве РФ.

Административные правонарушения в сфере обеспечения правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства представляют собой противоправные виновные деяния (действия или бездействия) специальных субъектов (иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, физических и юридических лиц, выступающих в качестве принимающей стороны), нарушающих предписания административно-правовых норм, регламентирующих миграционные отношения, складывающиеся по поводу режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, режима трудоустройства граждан РФ за рубежом и внешней трудовой миграции.

В зависимости от непосредственного объекта правовой охраны комментируемая глава предусматривает три группы административных правонарушений:

1) правонарушения, посягающие на установленный режим государственной границы: нарушение режима Государственной границы РФ (ст. 18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4); нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ (ст. 18.5); нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны РФ (ст. 18.6); незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ (ст. 18.14);

2) правонарушения, посягающие на пограничный режим: нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2); нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ (ст. 18.3); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7);

3) правонарушения в области миграционного законодательства, посягающие на установленный порядок (режим) пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ (ст. 18.8); нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9); нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10); нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11); нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания (ст. 18.12); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13); незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ); нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ); несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Все статьи данной главы имеют, как правило, формальный состав и сложные правовые конструкции. Административная ответственность наступает за сам факт совершения деяния (действий или бездействия) независимо от наступления каких-либо последствий. Большинство статей комментируемой главы содержат составы нескольких административных правонарушений с альтернативными признаками объективной стороны и имеют бланкетные диспозиции. В связи с этим при применении анализируемых норм необходимо знание основных положений нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения режима Государственной Границы РФ и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...