Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Історико-етнографічне районування України.
В связи с процессом исторического формирования народа и его этнической территории, в зависимости от природных условий, характера и способа хозяйственных занятий населения, в различных регионах расселения народа формируются определенные особенности быта и традиционной культуры. Общность и однотипность таких локальных особенностей является основой для определения историко-этнографических районов расселения народа и его этнографических групп. Внутреннее этнографическое районирование и культурно-бытовые особенности населения таких районов являются свойственными каждому народу. Так, у немцев отличаются нижньосаксонци, швабы, баварцы, у французов - бретонцы, нормандцы, провансальцы; у итальянцев - флорентийцы, сицилийцы, генуэзцы, у поляков - мазуры, пидгаляны, краковяки, кашубы и др.. Многочисленные этнографические группы характерны для русского народа. их делят на три больших подразделения: северо-, средне-и южнорусские. Происхождение этнографических групп народа разное. Нередко они - потомки бывших племен, слившихся в единый этнос, сохранив некоторые особенности быта и традиционной материальной и духовной культуры, языка и т.п.. Локальные особенности быта, хозяйственного и культурного уклада отдельных частей народа складывались в зависимости от природно-географических условий, культурно-бытовых связей с другими народами, переселений, миграционных процессов и т.д.. В процессе развития постепенно утрачивались региональные этнографические особенности народа. Поэтому этнографическая группа не является устойчивой формой общности, ее члены даже не всегда осознают себя чем-то своеобразным. Такие сообщества определяются преимущественно путем этнографических исследований на основе региональных особенностей традиционно-бытовой культуры. В связи с этим понятие»этнографическая группа», что означает составную часть народа, нельзя отождествлять с понятием»этническая группа», что означает долю какого-то другого народа, проживающего на не своей этнической территории, то есть национальное меньшинство. Так, в Украине этническими группами являются русские, евреи, поляки, чехи, венгры и др.., А этнографическими - гуцулы, бойки, лемки, полищуки подобное. Вопрос историко-этнографического районирования Украины разработано на сегодня лишь в очень общих чертах - в основном из-за недостаточного этнографическое изучение многих ее регионов и местностей. На основе имеющихся этнографических материалов и данных других украиноведческих дисциплин, в частности языкознания (диалектологии), истории, фольклористики, географии, предложено определение прежде трех пространственно обширных регионов Украины: Центрально-Восточного (точнее, Юго-Восточного), Северного (Полесского) и Западного (Юго-Западного), которые, в свою очередь, делятся на определенные этнографические районы и подрайоны. Это районирование пока может быть предложено только как определенная рабочая схема, которая требует совершенствования и уточнения. Центрально-Восточная (Юго-Восточный) регион охватывает большую территорию Центральной и Юго-Восточной Украины. В его составе выделяются три района: Среднее Поднепровье, Слободская Украина, или Слобожанщина и Южная степная Украина. До Среднего Поднепровья принадлежит большая часть Киевской, Черкасской, южная часть Черниговской и Полтавской, юго-восточная часть Житомирской, юго-западная часть Сумской, восточная часть Винницкой, северная часть Кировоградской, северо-западная часть Днепропетровской областей. Это один из древнейших и наиболее густо заселенных районов Украины, средоточие наиболее интенсивного формирования древнерусско-украинской народности и украинской нации. Традиционная культура населения этого района сохранила много архаических черт, своими истоками восходят культуры предков коренных жителей этого края - полян - наиболее развитого (по летописной характеристикой) восточнославянского племени. Особенно это касается традиционных для данного региона основных отраслей хозяйства - земледелия и скотоводства. В XIX - начале XX вв. здесь сохранились древние традиции планирования и строительства жилья и хозяйственных построек, в частности характерный тип обмазанной и побеленной дома; в одежде - богато вышитая уставкову женская рубашка, плахта, запаска, тканый пояс, шапка и др.. Этот район отличается заметным разнообразием местных вариантов традиционной культуры. Выделяются, в частности, Правобережья и Левобережья. Некоторые исследователи выделяют локальные этнографические группы полтавчан и переяславцев. Слобожанщина (Слобожанщине) охватывает восточную часть Украины - нынешние Харьковскую область, юго-восточные районы Сумщины, северо-восточные - Днепропетровской, восточные - Полтавщины, северные - Донецкой, Луганской областей. К нему этнографически касающиеся смежных западные районы Белгородской и Воронежской областей России. Название этого историко-этнографического района возникла в период его интенсивного заселения (XVII-XVIII вв.). Выходцы из Левобережной и Правобережной Украины и России, а также многочисленные беженцы от притеснений феодально-крепостного строя пользовались здесь время различными льготами («свободами»), поселялись»в слободах», основывали поселения -»слободы». Со времен монголо-татарского нашествия эта территория подвергалась постоянным нападениям крымских и ногайских татар. Со второй половины XVI в. она заселялась преимущественно казаками и крестьянами из других районов Украины. В XVII в. здесь возникли как военные опорные пункты города Харьков, Ахтырка, Сумы, Чугуев, из местного населения и украинских переселенцев было создано казацкие слободские полки. Поскольку основная волна заселения шла с запада, в частности из соседней Полтавской и других районов Среднего Поднепровья, для народной культуры Слобожанщины, а именно строительства, одежды, фольклора, было присущим сочетание черт казацко-степной Украины со многими торгово-культурными привнесением из разных мест переселение. Сказался и влияние заселения Слободской Украины российскими»служилыми людьми», а впоследствии и переселение русских крестьян. Значительно усилился приток русского населения на Слобожанщине в период ограничения, а в 1765 г. и ликвидации царским правительством казацкого самоуправления, закрепощение украинских крестьян и казаков, а также в связи с другими антиукраинскими проявлениями имперской политики царизма. Слобожанщина с этнографической стороны является своеобразной переходной зоной между Средним Поднепровьем, особенно Левобережным, и южным (причерноморским) историко-этнографических районов Украины. Это степная часть Украины, которая в древности была территорией проживания кочевников, территория нынешних Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской, южных районов Днепропетровской, Кировоградской, Донецкой, Луганской областей. Со средневековья эта территория известна как»Дикое поле»- так она названа и на карте Украины Гийома Боплана (середина XVII в.). Главной опорой процесса украинской колонизации»Дикого поля»с XV-XVI вв. было казачество. В условиях непрерывной борьбы с татаро-турецкими завоевателями не прекращалось продвижения украинский в южные степи. Многочисленные беглецы от феодально-барщинного гнета и переселенцы-«уходники», искавшие воли и лучшей доли, упорно обороняли свои степные заимки и расширяли освоен территорию. Запорожские земли простирались устья Днепра и простирались вдоль его низовья, от реки Кальмиус на востоке до Южного Буга на западе. Украинское казачество во многом помогло России получить доступ к Черному морю. Но это сработало и против интересов украинского народа. Осуществляя свою имперскую политику, царизм всевозможными средствами пытался ограничить украинской заселения Причерноморья, особенно после отмены Гетманщины и ликвидации Запорожской Сечи. Учитывая эти исторические обстоятельства, природные условия и наплыв поселенцев сложился и своеобразный этнографический характер Юга Украины. В хозяйственной деятельности определяющими были типичные черты степного земледелия и отгонного скотоводства. Определенные особенности были степное народное строительство, различные ремесла и промыслы. Существенно отразились этнокультурные связи и взаимовлияния украинского населения с поселенцами других национальностей, в частности русских, белорусов, болгар, сербов, греков, молдаван и др.. Они выявлялись в сочетании разнонациональных элементов в одежде, строительстве жилья. Интенсивное развитие на Юге Украины земледельческого капитализма, фабрично-заводского производства, рост рабочего класса также во многом влияли на местную традиционно-бытовой культуре, прежде вызывая вытеснение ее национальных составляющих городскими элементами. Всего во второй половине XIX - начале XX вв. южноукраинский этнографический массив отличался реалиями традиционно-бытовой культуры сравнительно позднего времени. Локализация ее определенных местных особенностей дает основание выделить здесь пять подрайонов: юго-восточный (Приазовский), нижне-поднепровский, нижне-Побужский, а также Буджак и Таврию. Украинское Полесье - этнографический регион, с востока на запад простирается через весь северный край Украины и вместе со смежным белорусским, брянским в России и люблянским в Польше Полесьем создает одну из своеобразных географических и историко-этнографических территорий славянского мира. Название»Полесье»- производное от слова лес и означает лесистую местность, около леса. Обоснованно обращено внимание на близкие по звучанию слова в литовском и латинском языках:»Раиа»,»Pelesao,»Pelysa», что означает характерный для Полесья болотный ландшафт, болотистую лес. По этой причине бытует мнение о Балтско-славянской общности корня слова»Полесье». Это название встречается уже в трудах древнегреческого историка Геродота, значится она в Галицко-Волынской летописи под 1274 p., А также в других средневековых и более поздних источниках. Украинское Полесье на севере граничит с Беларусью и занимает северные районы Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской, Черниговской и Сумской областей. В западной части к нему исторически и по лингвистически-этнографическим данным относятся южная полоса Брестской области (теперь входит в состав Беларуси) и восточная часть Подляшья (Польша). Южная этнографическая граница украинского Полесья определяется приблизительно от Западного Буга и дальше на восток, севернее города Владимир-Волынский, Луцк, Ровно, Новоград-Волынский, Житомир, Киев, а на Левобережье - Нежин, по реке Сейм в современной границы Украины с Россией. В зависимости от расположения относительно Днепра украинское Полесье разделяется на Правобережное и Левобережное, а также соответственно на Западное и Восточное. Западное называют еще Припятский, а Восточное - Наддеснянським. Существует и определения отдельных частей Полесья относительно современного административного районирования: Волынское, Ровенское, Житомирское, Киевское, Черниговское. Общепризнанной в науке характерной приметой этнографии этого региона является значительное сохранность в быту и культуре его населения архаичных явлений и рис. Они проявляют этногенетическая восточнославянское корни украинской полищуков, а также их этнокультурную общность со всем украинским народом. Народные культурные традиции в разных частях территории украинского Полесья отличаются местной своеобразием, что происходит, видимо, со времени расселения здесь древних племен (волынян, древлян, дреговичей и др.)., Принадлежности после древнерусского периода в различных государственно-политических образований (Великого княжества Литовского, Польши, России), а также обусловленные определенной естественной изолированностью края. Освоение участков земли между болотами, песчаными дюнами, в поймах рек, на лесных вырубках, характер грунтов выделяют полесское земледелие, его орудие, агротехнику. В зависимости от местных климатических условий сложился соответствующий сельскохозяйственный календарь. Особенностями обозначены животноводческое хозяйство, организация отгонного выпаса скота, заготовка сена на болотах и др.. Распространенными видами занятий полищуков были охота и рыболовство с использованием своеобразных охотничьих способов и орудий. Богатый опыт и специфическое орудие накоплен в полесском пчеловодстве. Еще в недалеком прошлом основными для Полесья были водные пути сообщения и транспортные средства (плоты, паромы, различные типы лодок). В строительстве хорошо сохранились архаичные черты планировки жилья и усадьбы, широко известная неповторимая полесская глинобитная печь. Многие древних мотивов находим и сегодня в традиционном полесском наряде (туниковидная женские рубашки, плетеное из древесной коры и кожи обуви, самодельные украшения и т.д.). На общественном быту жителей Полесья больше, чем в других регионах Украины, сказался и сохранился влияние общинных отношений и устройства: разделение обществом земельных угодий, организация совместного использования пастбищ, лесов, лугов, рыбных уловов, трудовая взаимопомощь (толока). В семейной жизни доминирующими были принципы патриархального уклада - подчинение всех членов семьи отцу. Реликтовыми элементами славянской обрядности насыщенные полесские обычаи и обряды: проводы зимы и встречи весны, выразительные, купальские, колядные, свадебные, связанные с рождением или смертью человека. Региональная специфика прослеживается в различных народных знаниях полищуков относительно самолечения, прогнозирования погоды по местным приметам, в словесном и музыкальном фольклоре, прикладном декоративном искусстве, в частности в ткачестве, неповторимой полесской вышивке и др.. Западный (Юго-Западный) регион включает несколько природно-географических зон: Волынско-Подольской, прикарпатской, карпатско-горную и закарпатскую. Этот край был издавна заселен и имел протяжении веков относительно стабильный состав коренных жителей. Сложной была историческая судьба региона. С раннего средневековья его захватывали и рвали чужеземные поработители. Этим обусловлена и этнографическая разнообразие края. В его составе можно выделить несколько историко-этнографических районов и подрайонов, обладающих выраженными локальными особенностями культурно-бытовых традиций. Волынь - это территория бассейна верховья правых притоков Припяти и среднего Поречье Западного Буга, охватывающей южные районы нынешних Волынской и Ровенской, юго-западные - Житомирской, северную полосу Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областей. В этнографической Волыни на западе касательное левобережное Побужье - Восточная Холмщина. Этнографическая Волынь в основном территориально совпадает с древнерусской исторической областью»Волынская земля»без ее северной зоны - Западного Полесья. В древности Волынь заселяли праукраинские племена дулебов, бужан, волынян. В X-XI вв. на этой территории возникли города Луцк, Червень, Белз, Владимир (Волынский), Кременец и др.. Волынь была одним из центров процесса государственности Киевской Руси, Владимиро-Волынского и Галицко-Волынского княжеств, поприщем активной борьбы украинского народа с чужеземными поработителями. Издавна ведущей отраслью хозяйства Волыни было земледелие, значительное количество городов стимулировало развитие различных ремесел и промыслов (ткачество, гончарство, обработка железа и др.).. В народном строительстве, одежде прослеживаются переходные черты от полесского до подольского типа: деревянные срубные дома под соломенной крышей (на Полесье - в основном тростниковые и дощатые кровли, а в смежной с Подольем зоне - стены зданий из глиносоломенной вальков) такие компоненты одежды, как длинные и густые епанчи, зипуны, кожухи. Своеобразным региональным колоритом отличаются волынские народные обычаи и обряды, богатая фольклорная традиция, художественные изделия из дерева, вышивка с превосходящими растительными орнаментами красного или только белого цвета. Древнее название жителей этого края -»Волынь»- наименование одной из локальных групп украинского народа. Подолье - историко-этнографический район, занимающий главный бассейн междуречья Южного Буга и левобережного Среднего Поднестровья. Это большая часть Винницкой, Хмельницкой, Тернопольская и смежная с ней на юге часть Черновицкой областей. В этнографической литературе Подолье делят на Восточное и Западное. Название»Подолье»встречается в письменных источниках XIV в., Еще раньше (начало XIII в.) Фиксируется употребление этого края названий»Низовья», или»Русь нижняя». Согласно древнее бытования производного наименования жителей Подолья-«подоляне»,»подиляны». Подолье издавна заселяли восточнославянские племена тиверцев и уличей. После упадка княжеско-русской государственности во второй половине XIV в. Подолье захватила Литва. Со временем сначала Западное, а после Люблинской унии (1569 г.) и Восточное Подолье оказалось под властью Польши. Различные части юго-ПОДНЕСТРОВСКИХ Подолья неоднократно порабощали турецко-османские захватчики. После первого (1772 г.) и второго (1793 г.) разделов Польши Западное Подолье отошло к Австрии, а Восточное вместе с Правобережной Украины был присоединен к Российской империи. Этнографическое Подолья - один из самых своеобразных и колоритных районов Украины.»Краса Украины, Подолье», - писала Леся Украинского о край, имея в виду не только очарование его природы, но и богатство и неповторимость народной культуры: вписанные в равнинно-волнистый рельеф живописные билохати села, полные вековой мудрости и поэзии своеобразные обычаи и обряды, мелодичную песню, самобытное народное искусство. Характерными для этого края были здания с использованием глиносоломенной вальков. Своеобразия Подольской доме оказывали белье мазаны стен с пластической обработкой и подсинивания углубленных плоскостей, выступающая присьба, подведена красной глиной, отделка интерьера дома полотенцами и другими декоративными элементами. Традиционная одежда подолян отличается богатым убранством вышивкой и мережкой. Далеко за пределами Украины известны подольские женские рубашки с густо вышитыми рукавами, ткацкие изделия, ковры с растительным и геометрическим орнаментом, керамика и др.. Своеобразные черты традиционно-бытовой культуры Украинской Подолье формировались под определенным влиянием многовекового общения с представителями других народов, в разное время поселялись здесь, в частности поляками, чехами, молдаванами. Совокупность выразительных локальных особенностей традиционной материальной и духовной культуры коренного населения Подолья дает основание считать подолян одной из локальных групп украинского народа. Покуття - древнее название одного из историко-географических районов Украины. Встречается уже в источниках XVI в. как определение административно-территориальной единицы. На карте Украины Гийома Боплана с 1650 г. эту территорию обозначено как»часть Украины, которую народ называет Покуттям». Наиболее вероятное происхождение названия - от слова»угол». Так именовались земли в углах, образованных крутыми изгибами год (в данном случае Днестра, Прута и Черемоша с их притоками). Это территория юго-восточной части нынешней Ивано-Франковской области. С севера ее граница проходит по Днестру, на северо-западе она доходит до рек Быстрица и Быстрица Солотвинская, на юго-западе граничит с этнографической Гуцульщине, на юго-востоке - с Буковиной. В прошлом Покутская земля принадлежала Киево-Русского государства, Галицко-Волынского княжества, испытывала особенно частых посягательств со стороны завоевателей. ее жители принимали активное участие в борьбе против иноземных поработителей. В конце XV в. с Покуттям связано большое народное восстание под предводительством Мухи. В речи на совете старшин в Чигирине 1657 Богдан Хмельницкий указывал, что ему повезло освободить от шляхетского ига Волынь, Покутья, Подолье и Полесье. Сравнительно небольшой покутский край отчетливо выделяется как своеобразный локальный этнографический район Украины. Его этнокультурные особенности проявляются в традиционном строительстве, которому присущи как черты переходности между Подольем и горным карпатским ареалом, так и собственные самобытные приметы; в народной одежде с особо богатым разнообразием главных женских уборов; в орнаменте и колорите вышивки; в словесном и музыкальном фольклоре, обычаях, обрядах, танцах и других проявлениях народной культуры. По многим признакам галицко-покутский этнографический ареал продолжается на юго-востоке и смежной части Буковины. Эта общность выражена и в народном языке - Покутско-Буковинские договоре. Ополье - название, которым в географической литературе обозначается территория северо-западной части Подольской возвышенности в пределах Львовской, Ивано-Франковской и центрального западного выступа Тернопольской областей. С этнографической стороны изучена очень слабо, хотя ее положение между Волынью, Подольем и Прикарпатьем представляет значительный научно-познавательный интерес. Археологические памятники свидетельствуют древнюю заселенность этого края. В раннеславянских период здесь проживали племена дулебов, бужан, в южной полосе - белых хорватов. Густо заселенной была эта земля в княжескую эпоху. Стабильный контингент коренного населения сохранялся здесь и в последующие периоды феодально-польского и австрийского порабощения. Простой народ стойко оберегал и защищал свою этнокультурную самобытность, язык, религию, обычаи и обряды. Даже на основании имеющихся материалов и сведений относительно народного строительства, искусства, фольклора, традиционных промыслов отдельных местностей этого края (например, Перемишлянщины, Рогатинщини, Бережанщини, Николаевского левобережного Поднестровья и др.). Можно судить о Ополье как некий этнографический район. В юго-западной части этнографическое Опилля переходит в Надднестрянское Прикарпатье, а на западе - в Перемышльско-Яворовский Надсяння, которые по характеру народной культуры являются своеобразными этнографическими подрайонах. Например, Яворовщина сих пор отмечается неповторимостью народных промыслов, вышивки, изделий из дерева, резьбы, фольклора, обычаев (обход на Пасху дворов с подобным колядования обрядовым пением -»рындзивки»). Яркой этнографической своеобразием отличается карпатская зона западноукраинского региона. Она делится на три историко-этнографические районы, которые согласно расселения на их территории этнографических групп украинского - гуцулов, бойков и лемков названы Гуцульщина Бойкивщина и Лемковщиной. Гуцульщина - это край, который едва ли не наиболее полно из всех этнографических районов Украины отражен в литературе и искусстве. Он занимает восточную часть Украинских Карпат: нынешние Верховинский, Косовский (без северной полосы), южную часть Надвирнянского и Богородчанского районов Ивано-Франковской области, смежные Путильский, Сторожинецкий и южную часть Вижницкого районов Черновицкой и Раховский - Закарпатской областей. Заселение Гуцульщины и вообще украинских Карпат издавна происходило путем постепенного продвижения в горы долинами рек. Основным колонизационным элементом было украинское население, хотя вполне вероятно кочевания и поселения здесь остатков древних тюркских и схиднороманських племен. Главную роль в хозяйственном укладе гуцулов играло скотоводство, особенно отгонное, с преобладанием овцеводства. На этой основе развилась культура полонинского хозяйства со своими типами зданий, способами переработки молокопродуктов, организацией быта и т.д.. Животноводческим направлением хозяйства во многом обусловлен особый характер поселений гуцулов - в основном распылено размещение усадеб («оседкив»), и не только в долинах, а на склонах и вершинах гор - ближе к выпасов и запасов кормов. Овечье мех, кожа, домотканого сукна были основным материалом для изготовления одежды гуцулов, который (особенно праздничный и обрядовый) отмечался богатой орнаментикой, украшению вышивкой, аппликацией, тиснением на коже, изделиями из металла и кости. Издавна гуцулы занимались различными промыслами и ремеслами: лисорубством, ткачеством, обработкой шерсти, кожи, изделиями из дерева, лозы, корня подобное. Произведения гуцульского народного искусства (вышивка, изделия из дерева, писанки, ткачество, керамика, художественный металл) снискали славу во всем мире. В традиционном быту гуцулов, обычаях, обрядах, народных знаниях, верованиях сохранилось много старины, прослеживаются истоки духовной жизни разных эпох, сочетание языческих и христианских элементов, фантастических представлений с практическим опытом. Неповторимым своеобразием отличаются гуцульский словесный и музыкальный фольклор, танец. Бойковщина - смежный с Гуцульщине на западе этнографический район, занимающий центральную часть Украинских Карпат. Это территория юго-западной части Рожнятовского и Долинского районов Ивано-Франковской области, Сколевского, Турковского, южной полосы Стрыйского, Дрогобычского, Самборского и большей части Старосамборского районов Львовской области, Межгорского, Воловецкого, северной полосы Великоберезнянского районов Закарпатской области. В верховьях Сяна и Стривигор часть этнографической Бойковщины принадлежит Польше, а юго-западная - Словакии. Бойковские села расположены в долинах рек и имеют преимущественно скученное характер. Многие поселения древнего происхождения упоминаются в Галицко-Волынской летописи и других средневековых источниках. Основная традиционная отрасль хозяйства - земледелие, в процессе развития которого осваивались не только долины рек, а горные склоны. В условиях малоплодородных почв и климатических режимов различных высотных зон сложились своя агротехника и ассортимент выращиваемых культур. В животноводстве преобладал крупный рогатый скот, особенно волов - основная тягловая сила горцев. Были развиты на Бойкивщини ремесла и промыслы: ткачество, кушнирство, гончарство, теслярство, бондарство. Местные мастера строили характерные бойкивски дома, возводили настоящие шедевры деревянного зодчества - чудо-церкви, производили из дерева почти все сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, посуда и т.п.. Традиционный бойковский одежда до настоящего времени сохранил древнюю простоту, форм и кроя, самобытную колористику, способы отделки и орнаментики. Неповторимыми являются традиционные обряды, обычаи, верования, песни, легенды, предания, народные знания бойковского края, вышивка, резьба по дереву, роспись писанок. Они донесли до нас отголосок древности, ценные приобретения духовной культуры наших предков. Сохранившиеся на Бойкивщини произведения народной живописи XVI-XVIII вв. относятся к уникальным памятникам украинской общенациональной художественной культуры. Лемковщина - отдаленный юго-западнее край украинской этнической территории, занимает западную часть Карпат по обоим склонам так называемых Низких Бескид. Карпатский водораздельный хребет делит Лемковщину на южную (закарпатскую) и северную (прикарпатской). Восточной границей считают реки Уж и левый приток Сяна - Солинку, западной - Попрад с Дунайцем. Вся северная Лемковщина принадлежит теперь в Польшу, а юго-восточная (Пряшивщина) - в Словакию, и лишь восточная полоса закарпатской части этого этнографического района - в Украине. Древними предками лемков, как бойки, считается славянское племя белых хорватов, которое проживало в Карпатах и Прикарпатье. В княжеские времена Лемкивщина принадлежала Киевской Руси, Галицко-Волынского и Галицкого княжеств (северная часть). Много веков этот край захватывали и рвали иностранные поработители. Но самое трагичное произошло уже в новейшую эпоху, когда после Второй мировой войны в результате преступного сговора между правительствами Польши и Советского Союза коренные жители северной Лемковщины были насильно переселены с прадидний земли в северо-западные воеводства Польши и в Советскую Украину. Основным залогом сохранения лемков как части украинского этноса была их народный язык, традиционная культура и религия. Главным в хозяйственной деятельности лемков было земледелие, из ремесел и промыслов - обработка дерева, камня, шерсти, ткачество, гончарство, бондарство. Для поселений лемков свойственна скученность в долинах рек. Типичным жилищем считалась длинная хата, которая под одной крышей объединяла все основные жилые и хозяйственные помещения. Народное наряды изготовлялись в основном из материалов домашнего изделия, отмечалось простотой и выразительными локальными особенностями различных компонентов. Своеобразные черты присущи традициям семейного и общественного быта лемков, их обычаям, обрядам, богатому фольклору, декоративному искусству. Во многом особенности традиционно-бытовой культуры лемков были обусловлены близким их соседством и общением с поляками и словаками. Закарпатье и Буковина - это названия историко-географического и административно-территориального уровней. Как известно, значительная часть Закарпатья, в частности горная, является продолжением территории трех этнографических групп украинских горцев: гуцулов, бойков и лемков. Так же на Буковине с этнографической точки зрения наблюдаем продолжение в смежных территориальных частях подольского, покутского и гуцульского ареалов. Для Закарпатья и Буковины характерно довольно густые вкрапления между украинским населением островов поселений этнических групп соседних и других народов: венгров, румын, словаков, чехов, молдаван, немцев, цыган. Это обстоятельство заметно сказалось на традиционно-бытовой культуре коренных жителей. В народном строительстве, хозяйственных занятиях, одежде, ремеслах и промыслах, пище, обычаях, фольклоре, народном языке чувствуется наслоения и сочетание различных культурно-бытовых взаимовлияний. Поэтому украинское Закарпатье и Буковина не являются какими-то этнографически однородными районами, а выступают как окраинные ареалы украинской этнической территории, где локализуются и взаимодействуют различные этнографические и этнические культурно-бытовые традиции. Этим и определяется их этнографическая специфика. Отличаясь некоторыми особенностями быта и традиционной культуры, коренное население разных этнографических районов Украины всегда осознавало себя частью единого украинского народа. Это сознание издавна основывалась на общности этногенетического происхождения, языка, исторической судьбы, культурных традиций, экономических связей различных частей Украины.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |