Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Розвиток української етнології від другої половини ХІХ ст. до сьогодні.




Пионерами этнографического изучения населения края выступили в первой половине ХIХ века ООИД отделение этнографии РГО. Основное внимание в то время уделялось изучению духовной культуры населения края, публикации памятников древнеславянской письменности, устного народного творчества. Этнографические сюжеты и зарисовки быта, хозяйства, культуры населения Юга Украины составили неотъемлемую часть различных работ и описаний историко-статистическо-географического, историко-этнографического характера. Научная ценность этих работ заключается в том, что они до сих пор остаются единственными источниками по традиционно-бытовой культуре, межэтническим отношениям населения Юга Украины, времени когда процесс взаимодействия между различными этническими группами, проживающими на этой территории, только начинался и их этнокультурная самобытность была относительно высока.

С 1865 года активное участие в изучении народной культуры населения Юга Украины принимают профессора и преподаватели Новороссийского университета.

Откровенная апологетическая позиция в трактовке явлений народного быта прослеживается в исследованиях Савиалиани, Ф. И. Леонтовича, А. В. Флоровского, А. И. Алмазова. В их работах восхваляется деятельность царской администрации, идеализируются социальные условия жизни народа. Не выходят за рамки буржуазного объективизма научные воззрения В. И. Григоровича, В. И. Мочульского, Я. Г. Попруженко, принципиально не касавшихся в своих сочинениях каких-либо острых социальных проблем действительности. Ценность этих работ заключается в богатстве фактического материала, который авторы впервые вводят в научный обиход, постановке и решении ими ряда проблем отечественного славяноведения и, в частности, болгаристики благодаря активной собирательской и научной деятельности профессоров и преподавателей Новороссийского университета были выявлены ценные памятники древнеславянской письменности, различные письменные источники по истории края, материалы по этнографии болгар-переселенцев Юга Украины.

Ученые края внесли определенный вклад в разработку научно-методических основ сбора этнографических сведений. Позитивную роль в изучении ряда этнографических проблем, ставших объектом дальнейших разработок местных исследователей, сыграла этнографическая программа, принятая Шестым Всероссийским археологическим съездом. Съезд способствовал развертыванию широких этнографических исследований в крае, оказал значительное влияние на краеведческую деятельность исследователей Юга Украины.

Активное участие местной интеллигенции в изучении традиционно-бытовой культуры этнических групп края, составляет характерную особенность второго периода развития этнографии на Юге Украины, неразрывно связанного с общим развитием отечественной этнографии. Этнографическая наука оказывала положительное влияние на научную и культурную жизнь региона, содействовала развитию широкого краеведческого движения на местах. Особенно активизировалась собирательская работа. По сравнению с предыдущим периодом развития этнографии на Юге Украины изучение традиционно-бытовой культуры населения края приобретает более направленный характер. Однако, в связи с тем, что основная масса собирателей не имело профессиональной подготовки, их работы носят по преимуществу описательный характер. Научная ценность этих исследований состоит в своевременной фиксации разного рода элементов культуры и быта, ныне ушедших в прошлое.

Музеи края во второй половине ХIХ века наряду с изучением исторических и археологических памятников занимаются сбором и коллекционированием материала по этнографии народов региона. История развития этнографического музееведения в крае неразрывно связано с основными этапами развития самой этнографической науки на Юге Украины.

В неразрывной связи с социальной, производственной и общественной жизнью населения изучением его традиционно-бытовой культуры занимались представители прогрессивного, демократического народоведения на Юге Украины В. Н. Ястребов, П. З. Рябков, А. И. Маркевич.

Будучи знакомы с материалистическим пониманием истории, используя в ряде случаев марксистскую методологию анализа общественных явлений, эти исследователи своей теоретической и практической деятельностью показали неоспоримую плодотворность марксистского метода, примененного к изучению культуры и быта различных групп населения края.

В противовес официальной науке, которая не признавала украинский отдельным народом, в среде передовых ученых, писателей рос интерес к изучению происхождения украинского народа, особенностей его речи и - не как диалекта русского или польского языков Почти одновременно во всех частях Украины обрабатывалась грамматика украинского языка При этом и \"Грамматика малороссийского наречия\»надднипрянця Александра Павловского (1818), и филологические труды (в том числе и грамматика) галичанина Ивана Могильницкого (20-е годы), и опубликована на латинском языке \"Грамматика славяно-русская\»закарпатца Михаила Лучкая (1830), основанные преимущественно на практике живого народного языка В них аргументировано отстаиваются положения о самобытности украинского языка и, что очень важно, ее единство на всем пространстве расселения украинского народа Язык закарпатских русинов, утверждал М Лучкай, такая же, как и Приднепровья, Галичины и Буковиныовини.

Именно в контексте утверждения взглядов на украинский народ как самобытную этническую и этнокультурную общность во всех частях его разграничены захватническими границами земли основания утверждать начала перехода от накопления этнографических сведений и знаний об Украине до формирования украинской этнографии как украиноведческой области знания В этом процессе отчетливо прослеживается противостояние д иячив демократического, прогрессивного направления и представителей великодержавно-шовинистической идеологии Например, галицкие ученые и писатели 20-30-х годов не соглашались со шляхетской тенденциозно й характеристикой украинских крестьян в этнографической монографии польского автора И Червинского \"Заднестрянское окраина между Стрыем и Лимницей\»(1811), категорически отрицали трактовка украинськог в народа как части польского в работе польского ученого Л Голембйовського \"Польский народ\»(1830), в сборнике украинских и польских галицких песен Вацлава из Олеска (В Залесского, 1833) и других п убликацияаціях.

Важное значение для активизации интереса к народной культуре имела подвижнический труд выдающегося славянского народоведа Зориана Доленги-Ходаковского, в частности его исследовательские путешествия по Украин ни и публикация трактата \"О дохристианскую славянщине\»(1818) Его призывы собирать и изучать достопримечательности \"из-под сельской крыши\»захватили многих современниковв.

В 20-30-х годах сложились три основные очаги научно-литературного движения в Украине - в Харькове, Киеве и Львове С ними во многом связан и развитие этнографического изучения украинской Их роль пол ложилась в активизации и организации народоведческой работы в разных регионах Украины, утверждении сознательной целеустремленности украиноведческого характера этой деятельноститі.

Харьковский университет, открытый 1805, стал центром собирания и исследования образцов материальной и духовной культуры украинского Профессор Глеб Успенский выдал ценную работу \"Опыт повествования о древнос стях русских \"(1811-1812) и выдвинул вопрос перед университетской советом о необходимости сбора местных этнографических материалов, написав при этом специальные советы Готовили альбом украинских одежды, собирали коллекции старинных вещей для музея, издавали журнал \"Украинский вестникк".

В харьковском кружке \"любителей украинской народности\»развернул деятельность Измаил Срезневский Здесь он написал историко-этнографические и фольклориста труда Кружок пропагандировал студии над украинской й языке и фольклором Амвросия Метлинского и Николая Костомарова, публикации об украинских поверья и обычаи Константина Сементовский, исследования Слобожанщины Вадима Пассека, художественные произведения Петра Гу лака-Артемовского и Григория Квитки-Основьяненко, издал шесть выпусков журнала \"Запорожская старина\»(1833-1838), где публиковались исходный фольклорные материалы и этнографические исследованияня.

В Киеве интерес украиноведения, в том числе и к украинской этнографии, развивался благодаря открытию университета (1834) и деятельности его первого ректора Михаила Максимовича важную роль в этом м вопросе также принадлежит \"Временному комитету для поисков древностей в г. Киеве\»(1835), \"Музей древностей\»при университете (1834), \"Киевский временной комиссии для разбора древних актов\»(1 843) украиноведческого направления исследований киевской ячейки ученых усилилось с участием в нем М Костомарова, П Кулиша, О Марковича, особенно Т Шевченко, который стремился показать миру героическое мин Уле украинского народа, его культуру и быт, и под влиянием программы Кирилло-Мефодиевского общества, утверждала этническую самобытность украинского народа в семье других славянских народенародів.

Львовский украиноведческий центр, сложившийся в начале 30-х годов вокруг деятелей \"Русской троицы\»(Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий), не только начал на западноукраинских зе емлях новую украинскую литературу на народной основе (\"Русалка Днистровая\", 1837), но и стал инициатором, организатором развертывания широкой народоведческой работы в этом регионе К сбора и изучения памя ток народной материальной и духовной культуры, языка, фольклора было привлечено немало интеллигенции на местах (преимущественно духовенство) практиковались специальные народоведческие путешествия с определенной программой в Галичине, Закарпатье и Буковине; подготавливались учебники украинского языка, литературы и чтения, рассматривались вопросы этногенеза украинской, этнической истории, классификации памятников (на \"мертвые\»т а \"живые\").

Отсутствие украинской периодики и трудности с изданием украинских книг стали причиной того, что большинство украиноведческих работ по первой половины XIX в оставалась в рукописях или публиковались росе ийською, польском, чешском, немецком языках На этом фоне заметными явлениями были описание народной свадьбы с песнями И Лозинского (\"Русское свадеб\", 1835), сборники украинских песен М Цертелева (1818), М Максимовича (1827, 1834, 1849), сборник украинских пословиц и поговорок Г Илькевич (1841), сборники украинских песен из Галичины поляков Вацлава из Олеска (1833) и Жеготы Паули (1839-1840) и и нши книг книги.

В украинских этнографии 20-40-х годов преобладал метод непосредственного наблюдения, фиксации-сбора и описания время прослеживается отчетливое усиление исследовательского интереса обращением к срав вняльно-исторического изучения материала, рассмотрения его в общероссийском контексте Так, деятели \"Русской троицы\", территориально ограничены в своих Ленинских исследованиях западноукраинских регионах м, пытались рассматривать различные местные явления народного быта и культуры в широком сравнительном связи с другими регионами Украины, осознавая их этническое единство и Вагилевич в письме М Максимов ча 1837 г отмечал: \"Вот мы все - из-за Бескида, от Тисы, из за Сяна и по Серета - с братией нашей заднипровою составляем одно существо Долой преграду, потому что не им портить существо народао народу..."

Хотя этнографическое изучение и впредь тесно сопряжено с краеведением, историей, исследованием народного языка и фольклора, в нем растет постоянно внимание к составляющим народоведения, которые составляют предмет т этнографии как отдельной научной дисциплины: до производственного, семейного и общественного быта народа, обычаев, верований, традиционных знаний, ремесел, строительства, одежды, еды и других участков материально й и духовной культуры Активизируется разработка проблемы этногенеза украинского народа, а в связи с этим - изучение различных локальных этнографических групп ее населения К важным Ленинских изданий н алежать два тома \"Записок о Южной Руси\»П Кулиша (1856-1857), исследования и Данилевского о украинских чумаков (1857), М Маркевича о украинские народные обычаи и еду (1860), О Торонського о лем ков (1860), И Галька \"Народные обычаи и обряды с берегов Збруча\»(1861), монография Г Бидерманн о закарпатских украинских (1862), труд О Потебни \"О мифических значении Некоторых обрядов и поверий\»(186 5) и другие публикации известного вченого вченого.

На западноукраинских землях изучение народного быта и культуры оживилась в связи с появлением украинской периодики (газета \"Слово\", журналы \"Вечерницы\", \"Цель\", \"Ласточка\", \"Правда\", \"Буковинская звезда \"и др.) На их страницах систематически печатали этнографические материалы, части описания народных обычаев, обрядов, поверий, а также посвященные им исследования в 60-70-х годах укрепились связи и сотрудничество в сфере народоведения западноукраинских и Надднепрянщины Ученымних.

В 50-60-х годах важная роль в организации научно-этнографической деятельности в Украине принадлежит основанной в Киеве 1851 г \"Комиссии для описания губерний Киевского учебного округа\", в частности ее этнографических ному отделению В той комиссии принимали участие известные ученые М Максимович, М Иванишев, М Маркевич, Д Журавский, А Метлинский, писатель и этнограф А Афанасьев-Чужбинский Она разработала и распространила с пециально этнографическую программу (1854), организовала ряд экспедиций для этнографического исследования населения центральной Украины Было собрано большой материал и подготовлен серьезные исследования, ро свернулась, в частности, большая и плодотворная собирательской деятельности француза по происхождению Демьяна Делафлиза, который создал девять альбомов с описаниями быта украинских Киевщины и Черниговщины Лучшие из этих малюн ков изданные в Киеве в двух томах под редакцией член-корреспондента НАН Украины В Наулкони В. Наулка.

В 1873-1876 pp в Киеве действовал Юго-Западный отдел Русского географического общества Его председателем был избран декабря Галагана, но фактическим его организатором и руководителем стал выдающийся украинский этнограф, правовед, автор слов национального и государственного гимна \"Ще не вмерла Украина\»Павел Чубинский (1839-1884) В 1869 г он вернулся из ссылки с Архангельщины, и его имя стало символич ним среди молодежи Начался бурный украинского возрождения В 1869-1870 pp П Чубинский провел три экспедиции в Украину Исходный материалы и исследования экспедиции стали основой фундаментальной семито ной (в девяти книгах) труда \"Труды этнографически-статистической экспедиции в Западно-Русский край\»(1872-18781872—1878).

Большая роль в сборе и редактировании материалов этого издания принадлежала Николаю Костомарову, который, по сути, довел эту работу до завершения уже после издания царского указа 1876 г и закрытия отдела Бул ло выдано более 4 тыс. песен, сказок, описаний свадеб, записей народный быт, обычное право, национальные меньшинства, статистические сведениясті.

В первый том вошли верования, народные суеверия, поговорки, загадки и волшебство, другой - сказки и анекдоты; третьего - народный календарь, веснушки, обжинки, колядки; четвертого - семьи, Кристины, веси илля и похороны; пятого - народные песни; шестого - юридические обычаи; седьмого - этнографические материалы о представителях других народов, проживавших в Украин.

Отдел дважды выдал \"Программу\»для сбора этнографических сведений (авторы Ф Волк и О Русов 1873, 1875), осуществил перепись населения Киева, который показал, вопреки официальным данным, большинство населения я города составляют украинские; организовал и провел III Археологический съезд, который продемонстрировал высокий научный уровень и потенциал украинских ученых, издал два тома \"Записок Юго-Западного отделения Императорского русского географического общества \"тощщо.

Было установлено тесные связи с учеными других славянских народов и западноевропейских стран, налажены деловые контакты со славянскими и западноевропейскими учеными и научными обществами, в частности Антропологическим обществом в Париж.

Отметим, что П Чубинский, М Костомаров и В Антонович не только активно участвовали в организации и деятельности Юго-Западного отделения Российского географического общества (РГО) (В Антонович 187 75 г был избран председателем отделения), но и написали ряд ценных этнографически фольклористических работ Так, П Чубинский издал в Петербурге \"Очерк народных юридических обычаев и понятий в Малороссии\»(18 69) За исследования \"Чары на Украину\»В Антонович получил ид РГО бронзовую медаль, а народоведческие труда М Костомарова были собраны и изданы отдельным фундаментальным изданием под названием \"Этнографические пис Ання Костомарова \"(К, 1930), куда вошли исследования народной поэзии с Подолья, Волыни, исторический фольклор, рецензии и его студия\»Славянская мифологияка міфологія".

С самого начала украинская этнографии оказывали различные препятствия Занятия украинских народоведением принадлежало, по определению И. Франко, к опасным Зрозомило почему Ведь изучение происхождения народа, йог го традиционно-бытовые культуры, как и изучение его языка, гражданской истории направляло к познанию глубины исторического бытия народа, его культурной самобытности, то есть осознание своей этнической й, национальной особенности, своего \"Я\»Этому как раз всячески пытались помешать поработители украинский народароду.

Уже члены \"Русской троицы\»реально столкнулись в народоведческой деятельности по противодействию австрийских, польских, венгерских, румынских правителей западноукраинского края еще большей степени эти противодействия ха арактерни для Приднепровской Украине Русский царизм внимательно следил за развитием украиноведческой мысли, последовательно ограничивал и решительно пресекал любые ее выхода за пределы официально допустимого заметив и нежелательную активность в украиноведческой деятельности южно-западного отдела Русского географического общества, он немедленно закрыл его (187676).

Серьезными препятствиями на пути развития украинской этнографии были пресловутые валуевский циркуляр 1863 г. и емский царский указ 1876 p, которые запрещали печатать на украинском языке, украинских пресс су, публикации украинских переводов, украинские театральные представления, санкционировали широкое преследование \"украинского движения\", закрывали украинские научные ячейкики.

И все-таки в этих крайне неблагоприятных условиях украинского народоведение развивалось Материалы и исследования по украинской этнографии печатались в российских изданиях, губернской прессе, в частности в украи ских русскоязычном журнале \"Киевская старина\", который выходил с 1882 г Значительное количество этнографических публикаций Надднепрянщины авторов появилась в украинской прессе Галичины, а также в иностранных западноевропейских изданиях Так, прервана в России (1875) украиноведческая исследовательская (в том числе и фольклориста-этнографическая) деятельность Михаила Драгоманова продолжалась в эмиграции, осветят лась в трудах, опубликованных в Галичине, Франции, Германии, Болгарии Именно ему принадлежит выступление и публикация в Париже в 1878 г обращение к народам Европы в обороне украинских словслова.

М Драгоманов принадлежал уже к новому поколению ученых, которые рассматривали фольклор как отражение исторической памяти народа, его взглядов на прошлые события Дума и историческая песня были основными объектами в исследованиях ученого Он, применяя сравнительный метод в фольклористике, рассматривал украинское народное творчество в контексте европейского и мирового народоведениятва.

Начав еще в киевский период жизни огромную работу, направленную на сбор публикации этнографического и фольклорного материала (Исторические песни малорусского народа с объяснением Вл Антоновича и М Драгоманова - К, 1874, Т 1; 1875, Т 2 Малорусские народные предания и рассказы - К, 1876), ученый продолжил ее в эмиграции (Политические песни украинского народа XVIII-XIX вв Ввиду Женева, 1883 - Т 1, 1885 - Т 2; Новые украинские песни об общественных делах (1754-1880) - Женева 1881) В Женеве и Софии М Драгоманов опубликовал ряд исследований и методических теоретических этнологических трудов, в частности \"Н ауковий метод в этнографии \"(1888),\»Для начинающих фольклористов на Украине \"и многие другие Некоторые из них впоследствии выдал М Павлик в четырехтомнике под названием\»Разведки Михаила Драгоманова об украинском народную словесность и литература \"(1889-1907менство»(1889—1907).

Продолжение работы над изучением этнографии Галиции, Буковины, Закарпатья свидетельствуют многочисленные соответствующие публикации в украинской прессе - львовских журналах \"Правда\", \"Заря\", черновицких журналах х \"от рождения листок\»и \"Буковина\", закарпатских изданиях Богатую этнографическую информацию содержат исследование Якова Головацкого о народная одежда Галичины и Закарпатья, заключительные комментарии и приложения д в его сборника \"Народние песни Галицкой и Угорской Руси\»(1878), народоведческие разведки и статьи буковинца Григория Купчанко, закарпатцев Анатолия Кралицкий, Евгения Фенцика, галичан Емельяна партиций кого, Ивана Верхратского, Владимира Навроцкого, Данила Лепкого и ин.

Дальнейшее качественное развитие украинского народоведения в Галичине связан с появлением нового поколения прогрессивной интеллигенции, возглавляемой Иваном Франко Вместе с Михаилом Павликом он привлек молодежи с силы к собирательской и исследовательской этнографической и фольклориста деятельности, стараясь поднять ее научный уровень В 1883 г он основал во Львове \"Этнографически статистический кружок\", программой которой го охватил изучения широкого круга Ленинских вопросам, активизацию полевых исследований и публикацию материалелів.

Существенное место занимают материалы и разработка вопросов украинской этнографии в трудах инонациональных исследователей, в частности польских (Оскара Кольберга, Эдуарда Руликовського, Изидора Коперницького), р русских (Ореста Миллера, Алексея Петрова), австрийских (Леопольда Вайгеля, Раймунда Кайндля), чешских (Франтишека Ржегоржа, Людвика Кубы) и и.

В 80-х в начале 90-х годов появились первые широкие обзоры истории украинской этнографии (вместе с фольклористикой): посвященные этой теме третий том труда русского ученого Александра Пыпина \"История я русской этнографии \"(\»Этнография малорусская \", 1891) и четвертый том истории украинской литературы Емельяна Огоновского\»Этнография \"(1894) Девяностые годы XIX - начало XX вв - период или не найинт енсивнишого и продуктивного развития украинской гуманитарной науки Он связан с возвышением общественно-политической активности народных масс, революционными событиями в России, интенсивным процессом возр Ання национального сознания во всех частях Украины, с деятельностью основанного 1873 г во Львове Литературного общества имени Шевченко, реорганизованного 1892 г в Научное общество им Шевченко (НОШ), которое сплотило плеяду выдающихся украинских ученых-гуманитариев во главе с Иваном Франком (1856-1916), Михаилом Грушевским (1866-1934), Владимира Гнатюка (1871-1928) и Федором Волком (1847-19187—1918).

Новый этап украинской этнографии обуславливалось и определялся повышением научного уровня изучения народной культуры и быта, ориентацией на лучшие достижения европейской этнографической науки, публикации иямы этого профиля в журнале \"Жизнь и слово\»И. Франко (вторая половина 90-х годов), в частности, созданием этнографической комиссии в НТШ (1898) и ее серийных изданий \"Этнографический сборник\»(с 1895) и \"Мат ериалы к украинской-русской этнологии \"(с 1899) Многочисленные материалы из украинской этнографии и ее истории печатались с 1892 г в основном издании НТШ -\»Записках Научного общества им Шевченко \"(С НТШНТШ).

Итак, в начале XX в во Львове усилиями Ивана Франко, Федора Вовка, Владимира Гнатюка, Осипа Раздольского, Филарета Колессы, Зенон Кузеля, Вадима Щербакивского при содействии Михаила Грушевского я как председателя НТШ был создан первый Всеукраинский этнологический центр, который осуществлял организационные, научно-исследовательские и издательские функции Воспитывалась новая научная школа учеников и последователей, разр облялася научная методология исследований (комплексность, систематизация собранных данных, применения типологического метода изучения и сравнительной методикии).

В 1903-1905 pp Федор Вовк провел четыре комплексные этнографические экспедиции с широким привлечением археологического и антропологического материалов и опубликовал труд \"Антропометрические опыты украинские н населения Галичины, Буковины и Венгрии \"(1908) В течение следующих десяти лет ученый проводил экспедиционные исследования центральной, южной и восточной Украине и издал в Петербурге итоговые труды \"Этнографические особенности украинского народа\»и \"Антропологические особенности украинского народа\»(1916) Ф Вовк - автор фундаментального исследования свадебной обрядности \"Брачный ритуал и обряды на Украины \"(1892) Большие его заслуги в создании огромных ценных украинских коллекций в Русском музее им Александра III в Петербургербурзі.

активную научно-исследовательскую работу на ниве украинской этнографии проводил харьковский ученый Николай Сумцов (1853-1922) Его многочисленные публикации ввели в научный оборот большой материал из разных сфер народ рекордного духовной культуры, определили научные подходы к его интерпретации М Сумцов - автор трудов \"Современная малорусская этнография\»(1893, 1897), \"Хлеб в обрядах и песнях\", \"К истории малорусских сваде ебных обрядов \",\»Культурные переживания \"(1890) и др. Ученый возглавлял Историко-филологическое общество, создал этнографический музей, написал руководство по народоведенияства.

С ценными этнографическими материалами и исследованиями выступали Хрисанф Ящуржинський, Митрофан Дикарев, Василий Милорадович, Михаил Зубрицкий, Владимир Охримович, Василий Доманицкий, Зенон Кузеля и др. Особого внимания заслуживает фундаментальное исследование Владимира Шухевича \"Гуцульщина\»в пяти частях (Львов, 1899-1908).

Большой и полезный вклад в развитие этнографической науки сделали талантливые этнографы и искусствоведы братья Вадим и Даниил Щербаковская Их научные исследования охватывали не только Приднепровье, но и и западные территории разграничены на то время Украина Даниил Щербаковский вместе с Николаем Биляшивским и Викентием Хвойкой стали основателями Киевского городского музея, который имел большой этнографический е ддиіл.

Вадим Щербаковский был одним из основателей Национального музея во Львове, Земского музея в Полтаве, проректором Украинского свободного университета в Праге и первым ректором Украинского свободного уни иверситету в Мюнхене В эмиграции ученый представлял украинскую этнологической науки в 20-50-х годах XX века на многих европейских научных форумах Он - автор фундаментальных трудов \"украинский этнический тип \"(1961-1962),\»Формация украинской нации \"(1941, 1958, 1965-1970),\»Орнаментация Украинский дом \"(1980) и др. Братьям Щербаковская принадлежит выпуск в свет альбома\»Украинское искусство \"Львов 1913 - Т 1; Прага, 1926 - Т. — Т. 2.

В 70-80-х годах ценные материалы и разработки в украинских народоведения содержат труды Александра Потебни, Петра Ефименко, Ивана Нечуя-Левицкого, Ивана Рудченко, Александра Русова, Павла Житецкого Бориса Познанского, Фаддея Рильськог.

Немало важных материалов и исследований по украинской этнографии опубликовал И Франко По его инициативе проведено несколько научных экспедиций, где собраны ценные коллекции этнографических экспонатов для муз зеив, а также полевые материалы с традиционного народного быта и культуры частности, итогом исследований 1904 г стал труд ученого \"Этнографическая экспедиция на Бойковщину\", в которой он дал общую хар актеристику жизни Бойкойків.

И Франко во многом привел к расширению тематического диапазона исследований по украинской этнографии, обратил внимание на необходимость изучения элементов нового в быту и культуре украинского народа, исследования этнографии рабочей среды, учета органической связи реалий народного быта и культуры с первоосновой бытия - общественно-экономической жизнью народа и Франко - автор ис ния \"Обзор работ над этнографией Галичины\»(1900), издал пять томов \"Апокриф\»(религиозной тематики) и три тома \"Галицко-русских народных присказок\»(1901-1910) Из теоретических работ И. Франко стоит назвать \"Две школы в фольклористике\»(18951895).

Исключительно продуктивную научно-организационную, поисково-собирательской, исследовательской и публикаторську работу в сфере украинского народоведения развил В Гнатюк Серии экспедиций в различные местности ук ького Закарпатья и поселения так называемых русинов в Воеводине, Боснии и Герцеговине, шеститомник \"Этнографические материалы с Венгерской Руси\»(1897-1910) он заложил прочные научные основы этнографического в ивчення украинский, расселенных западнее Карпат Ему принадлежат ценные труды по этнографии Гуцульщины, Бойковщины, Подолья и других регионов западноукраинских земель В Гнатюк составитель сборников \"Коломийки \"(три тома, 1906),\»Колядки и щедривки \"(два тома, 1914),\»Украинские народные байки \"(два тома, 1916),\»Галицко-русские народные легенды \"(два тома, 1902) Общее количество работ ад 330.

конце XIX первых десятилетиях XX в украинских этнография благодаря трудам таких ученых, как М Сумцов, Д Яворницкий, и Франко, Ф Вовк, В Гнатюк, В Шухевич, С Кузеля, а также М Грушевский поднялась я высшее научное ступень В ней прослеживается учет и творческое развитие опыта разных школ европейской науки этого профиля В украинских народоведении происходит четкое разграничение предметно их сфер этнографии и фольклористики - они выступают отдельными научными дисциплинами Определяется и такая существенная составляющая народоведа изучения, как этнографическое музеи, в частности с образованием археолого-этнографического музея при НТШ (1895и НТШ (1895).

Казалось, что с упадком русского царизма развитие украинской этнографии будет продолжено и приумножены на государственном уровне давали основания для такого оптимизма широкое развертывание украиноведческих испы следований 20-х годов в системе Всеукраинской академии наук, в частности деятельность ее специальных научных подразделений, основания многочисленных Ленинских ячеек в разных местностях Украины, организации я интенсивных полевых исследований, в результате чего собран богатый фактологический материал, выходили специальные издания \"Этнографический вестник\»(1925-1932), \"Краеведение\", исследования Дмитрия Яворницьког о, Андрея Лободы и Василий Кравченкоа.

При Всеукраинской академии наук была создана Этнографическая комиссия, возглавленная А Лободой и в 1921 г основан Музей (кабинет) антропологии и этнологии им Ф Вовка во главе с А Носов; музейные сотрудничества ивникы выдали четыре тома журнала \"Антропология\", в котором печатались и этнографические статьи; вышло 16 номеров \"Бюллетеня этнографической комиссии\»и три тома \"Материалов к этнологииогії".

В 1925 г в Киеве было основано Этнографическое общество Оно издавало \"Записки этнографического общества\", журнал \"Быт\»и \"Бюллетень\»Активно работали в сфере этнографии Виктор Петров, Климент Квит доля, но \"решительная перестройка\»с конца 20-х годов методологии этнографической науки, перевод ее на так называемую марксистскую основу, раскрутка борьбы против украинского национализма, волна массовых репрессий свели на нет все положительные начинания и отвергли украинских этнографическую науку далеко назазад.

Были репрессированы или подверглись преследованиям М Грушевский, А Лобода, А Носов, Н Заглада, В Кравченко, Д Яворницкий, Л Шульгина, Ю Павлович, М Рудинский и многие другие ученые Закрывались музее, научно ове общества, институт інститути.

На западноукраинских землях, которые в 20-30-х годах находились под господством оккупационных буржуазных режимов Польши (Восточная Галичина и Волынь), Румынии (Северная Буковина) и Чехословакии (Закарпатье), в связи с целенаправленной антиукраинской политикой правительств оккупационных держав заметно обветшала исследовательская работа в Етнографичнний комиссии НТШ Одновременно возникли региональные краеведческие ячейки, с деятельностью которых связаны значительная активизация этнографического изучения на местах и ??организация краеведческо-этнографических музеев и изданий К наиболее известным принадлежало общество и музей \"Бойковщина\»в г самбо ори на Львовщине, мало непериодическое издание \"Летопись Бойковщины\»(с 1931 до 1939 г вышло 11 книг); Этнографическое общество Подкарпатской Руси в Мукачево, музеи: \"Гуцульщина\»в Коломые, \"верх вина \"в Стрые,\»Стривигор \"в Перемышле,\»Лемковщина \"в Сяноци,\»Яворовщина \"в Яворове, Музей им Князя Василька в Теребовле Эти ячейки объединяли значительное количество энтузиастов-этнографов, в их деятельно сти участвовали и известные ученые, в частности Филарет Колесса, Станислав Людкевич, Зенон Кузеля, Владимир Кубийович, Иван Крипьякевич Здесь проявили себя активные собиратели и исследователи Владимир Кобильник, Ксе нофонт Сосенко, Михаил Скорик, Юрий Кмит, Лука Демьян, Федор Потушняк да ик та ін.

Определенная роль в этнографическом изучении украинской принадлежала созданному в 1924 г. во Львовском университете так называемом Этнографическом заведению, возглавляемом профессором Адамом Фишером - автором этнографических ного очерка \"Русины\»(\"Rusini\", 1928) Здесь начинали деятельность украинского народоведы Роман Гарасимчук и Екатерина Матейко Многие работ по украинской этнографии опубликовали польские этнографы Ян Фа льковський, Роман Райнфус, Казимеж Мошинский, российский ученый Петр Богатырев, который в 20-30-х годах провел большую исследовательскую работу на Закарпатьетті.

В Киеве 1936 г был создан Институт фольклора АН УССР, в 1939 г открыт его Львовский филиал, возглавляемый Ф Колессой После Второй мировой войны основной ячейкой этнографической науки в Украине стал в (и до сих пор им остается) создан 1942 г Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН Украины во главе с М Рыльским (ныне - Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Укр аины им М Рыльского), в частности его отдел этнографии Широкие исследования велись в Музее этнографии и художественного промысла АН Украины во Львове, организованном 1951 года на основе объединения двух местных музеев бывшего Этнографического НТШ (которому 1940 г был предоставлен статус Государственного этнографического музея) и Художественной промышленности Научное направление работы этого учреждения усилился после реорганизации у Львовское отделение Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН Украины (1982) В 1992 г. на основе отделения создан отдельный Институт народоведения НАН Украинва НАН України.

Эти учреждения подготавливали научные кадры этнографов, поскольку ни в одном вузе Украины специальности по этнографии к возрождению украинского независимого государства в 1991 г не было упоминания ни учреждения организовали систематические научные экспедиции для пополнения сведений из исторической этнографии, изучения современного быта и культуры народа, а также сбор экспонатов для музейных етног рафичних коллекций В середине 90-х годов XX века было открыто специальности по этнологии в университетах Киева, Львова и Черновцов, первые выпуски специалистов пополнили профильные музеи и институттути.

Музей этнографии и художественного промысла в составе Львовского Института народоведения НАН Украины - старейшая и крупнейшая национальная музейного учреждения этнографического профиля Столетия первых коллекций в отметил Киевский музей народного декоративного искусства Большую и плодотворную работу, направленную на сбор и изучение памятников народного быта и культуры, проводят областные и районные историко-кр аезнавчи музеи, в частности, созданные на протяжении последних десятилетий музее народной архитектуры и быта под открытым небом (скансен) - в Киеве, Переяславе-Хмельницком, Львове, Ужгороде, Черновцахях.

Однако этнография, как и другие украиноведческие дисциплины, потерпела пагубного давления идеологического тоталитаризма, догматизма, моральных и физических репрессий, до последнего времени систематически калечили ее водоворот ривалы из нее способные и активные силы или сбивали науку в заблуждение различных наукообразных конъюнктурных направлений Много времени и усилий потрачено на безоговорочное \"утверждение\»этнографами \"Нового в образа жизни \",\»советских обычаев и обрядов \",\»новой семьи \",\»новой исторической общности \"Этнографическое изучение всячески направлено не на раскрытие неповторимой сущности украинского народа, с пецифичних черт его этнической индивидуальности, характера психологии, самобытности традиций, быта, культуры, а на размывание национального сознания, нивелирование национального достоинства с позиций эфемерной их доктрин интернационализации, переплавки народов и наций в так называемую новую историческую общность - советский народ Большинство этнографических исследований не были допущены еще в процессе утверждений и это нзурних просмотров, некоторые запрещались уже в издательствах; бывали случаи, когда их изымали даже из научного оборота Издание подготовленной 1964 г фундаментальной обобщающей работы \"Украинский\»было за боронено распространятьувати.

Однако даже при этих условиях украинские этнографы сделали немало полезного Подготовлен и опубликованы новые работы, посвященные исследованию различных участков традиционно-бытовой культуры украинского народа вопросам этнической истории, межэтнических культурно-бытовых связей, характеристики отдельных этнографических регионов, семьи и семейного быту.

Заслуживают внимания работы К Матейко: \"Народная керамика западных областей Украинской ССР\»(1959) и \"Украинская народная одежда\»(1977); Ю Гошка \"Население Украинских Карпат XV-XVIII века\»(1976), \"Зв вичаеве право населения украинских Карпат и Прикарпатья XIV-XIX века \"(1999), Г Стельмаха\»Историческое развитие сельских поселений на Украине \"(1964), В Горленко\»Очерки по истории украинского этнографа й \"(1964) и\»Становление Украинской этнографии конца XVIII первой половины XIX века \"(1988), В Наулко\»Развитие межэтническом связей на Украине \"(1975), С Болтарович\»Народная медицина Украинский \"(1990), М Тиводара \"Традиционное скотоводство Украинских Карпат\»(1994), С Макарчука \"Рабочая семья на Украинском Прикарпатье\»(1968) и \"этносоциальной развитие и национальные отношения на западноукраинских с емлях в период империализма \"(1983), С Павлюка\»Народная агротехника украинских Карпат второй половины XIX - начала XX века \"(1986), Р Кирчива\»Этнографическое исследование Бойковщины \"(1978) и\»этнографического о-фольклориста деятельности \"Русской троицы\»(1990), С Сегеди \"Антропологический состав украинского народа этногенетических аспект\»(2001й аспект»(2001).

За последние десятилетия вышли в свет труды Анны Скрипник \"Исторические музеи Украины\»(1989), Валентины Борисенко \"Свадебные обряды и обычаи Украины\»(1988), Тамары Косминой \"Сельское жилье равнине ля Кин XIX-ХХ века \"(1980), Оксаны Франко\»Федор Вовк - ученый и общественный деятель \"(2000), труда Марьяна Мандибура, Таисии Гонтарь, Евгении Сявавко, Лидии Артюх, Михаила Глушко, Романа Силецкого, Олекса ндра Пошивайла, Оксаны Сапеляк, Архипа Данилюка и и ін.

Опубликован ряд фундаментальных коллективных монографий, посвященных отдельным историко-этнографическим районам: \"Бойковщина: историко-этнографическое исследование\»(К, 1983), \"Гуцульщина Историко-этнографов ичне исследования \"(К, 1987),\»Украинская Карпаты Культура \"(К, 1989),\»Полесье Украины \"(Три выпуски, Львов, 1997, 1999, 2003) тощ тощо.

Киевские этнографы вместе со львовскими выдали коллективный труд \"Холмщина и Подляшье\»(К, 1997) Во Львове 1999 г вышел первый том четырехтомного издания под редакцией профессора С Павлюка \"Этногенез и е этническая история населения Украинских Карпат Археология и антропологияогія".

Большая исследовательская работа в области этнологии ведется в университетах Черновцов, Ужгорода, Одессы Достаточно назвать фундаментальные труды Г Кожолянко \"Материальная культура населения Буковины\»(К, 1988), \"Е Этнография Буковины \"(Черновцы, 1999), М Тиводара\»Этнология \"(Ужгород, 1998) и В Кушнира\»Народоведение Одесской области \"(Одесса, 1998),\»Украинский за Дунаем \"(Одесса, 20022002).

Ценные материалы, исследования, исследования по украинской этнографии, истории науки опубликованы в журнале \"Народное творчество и этнография\", издаваемый с 1957 года в Киеве сначала как квартальщик, а впоследствии м раз в два месяці.

С 1995 г Институт народоведения НАН Украины издает во Львове иллюстрированный этнографический журнал \"народоведческой тетради\", где публикуют исследования не только украинские, но и зарубежные этнологи

В 1989 г возобновило деятельность Научное общество им Т Шевченко во Львове с секцией этнографии и фольклористики в его составе, выдавшего три тома \"Записок НТШ\»профильной тематики Ежегодно происходят я научные конференции, на которых этнологи выступают с десятками докладов и сообщениилень.

За последнее десятилетие увидели свет учебные пособия и учебники по этнографии \"Культура и быт населения Украины\»(К, 1991; К, 1993) под редакцией В Наулко, \"Этнография Украины\»(Львов, 1994) по а редакцией С Макарчука, \"Украинское народоведение\»(Львов, 1994, 2004) под редакцией С Павлюка, \"украинская этнография Курс лекций\»А Пономарева (К, 1994., 1994).

Большой задел в развитие украинской этнографии внесли ученые диаспоры Начиная с 20-х годов XX века и до сих пор за рубежом работали и работают выдающиеся личности, которые продолжили исследования уже за м пределами Родинни.

В вузах и научных институтах особое внимание ученых привлекали украиноведческие проблемы, которые в Советской Украине были доведены до полного упадка или фальсифицированные Из других этот вопрос этногенез зу украинский, формирования украинской нации, этнической истории, статистики украинский в мире, состава населения в Украине тощо.

В Украинском свободном университете в Праге (1921-1945) и Мюнхене (с 1945) наряду с другими науками плодотворно проводились исследования по украинской этнологии Здесь происходили семинары и студии по п происхождения украинского народа, старинного социального устройства, свадебной обычаев, проблем украинского этнического типа, народной светской и церковной архитектуры, орнаментации украинских дома т ощо (Вадим Щербаковский, Левко Чикаленко, Виктор Петров).

В Германии, а затем в Англии плодотворно работали доктор славянской этнологии Олекса Воропай и Владимир Шаян

После Второй мировой войны украиноведческие студии сосредоточились больше в Канаде В Альбертском университете м Эдмонтон работает кафедра украинской культуры и этнографии им Гуцуляков, которая установила н научные контакты с Институтом искусствоведения, фольклористики и этнологии им М Рыльского НАН Украины Большую работу проводят Роберт Климаш, Богдан Медвидський, Андрей Нагачевский и их УЧНі учні.

В Эдмонтоне функционирует Центр украинской исторических исследований им Петра Яцика, в программе которого есть и этнографическая тематика

В Канаде действуют несколько украинских этнографических музеев под открытым небом (скансенов): в Эдмонтоне - под названием \"Село украинского культурного наследия\"; Вегревилль - \"Парк украинской писанки\"; Саске Катуни - \"украинский парк\", где экспонируются старинные здания, мебель, орудия труда, национальная одежда, вышивки, изделия из металла, резьба и др. Ежегодно проводятся фольклорные фестивали во многих ми стах Канады, где устраиваются этнографические выставкии.

В 1983 г. открыт Центр украинской-канадских исследований в Виннипеге, где также проводятся студии в области этнографии

В США действуют Украинская свободная академия наук (УВАН) и Украинская академия искусств и наук, Украинское историческое общество, украинская научная фонд; 1989 г создана Международная ассоциация украинистов ей, которая провела четыре конгрессы в Украине (Киеве, Львове, Харькове и Одессе), имевших этнографические секции и профильные издания докладов и сообщенииь.

В 28 университетах и ??колледжах США работают украиноведческие курсы, а в Гарвардском университете создан Украинский институт, где исследуется и этнографическая тематика, издается журнал \"украинской ис сторика \"В Нью-Йорке 1976 г. открыт Украинский музей, который имеет богатые этнографические коллекции Здесь экспонируются макеты украинских деревянной церковной и светской архитектуры, одежда, писанки, керамика образцы ткачества тощощо.

В Филадельфии работает украинский музей народного искусства

В Нью-Йорке 1948 года основан Украинский институт Америки, который периодически устраивает выставки народных костюмов, изделий народных мастеров и др.

В США действует \"украинский мировое объединение гуцулов\", \"Гуцульский исследовательский институт\»в Чикаго (с 1975), которые вместе с гуцульскими обществами Канады выдали фундаментальную трехтомный \"Историю Гуцульщины\»Функционируют общества \"Бойковщина\", \"Волынь\", \"Подоляны\", которые имеют богатые этнографические коллекции Устанавливаются связи между учеными-этнологами Украины и Польши, Словакии (Свидник, Прешов), Чехии, России, Румынии, Австрии, Австралии и многих других стран мира Особенно тесные взаимоотношения со Словакиейною.

За годы независимости Украины расширились задачи и направления этнографической науки Этнология имеет целью исследовать не только древности, но и активно вмешиваться в процессы создания и развитие национальной й культуры На повестку дня выдвигаются кроме вопросов традиционно-бытовой культуры, проблемы этногенеза, этнической истории, исследования этнического состава населения, перспектив развития украинской нации т а др.ші.

 

3. Предмет і завдання етнографії.

Этнография (от греч. éthnos — племя, народ и...графия), общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет Этнография составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник Этнография— данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с другими науками (археология, история) Этнография воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов). С искусствоведением и фольклористикой Этнография связывает проблематика народного творчества, с экономическими науками, социологией — исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием — проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез — с антропологией. Этнография ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...