Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Накопичення етнографічних знань і становлення науки.




Этногра́фия (от греч. éthnos — племя, народ и...графия общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет Э. составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник Э.— данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с другими науками (археология, история) Э. воссоздаёт этническую историю, Первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов). С искусствоведением и фольклористикой Э. связывает проблематика народного творчества (См. Народное творчество), с экономическими науками, социологией — исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием — проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт (См. Этнографические карты). Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, Этногенез — с антропологией. Э. ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

Этап накопления знаний этнографического характера является наиболее длительным, объединяя Древний мир, Средневековье, эпоху Возрождения, начало Нового времени - XVII - первую половину XIX столетия.

В древнем мире начинается накопление и хранение описательной информации о народах, их признаках, способе существования, связях между ними. В античный период (Древняя Греция, Древний Рим) интерес к другим народам и своему собственному приобретает системный характер. Делаются попытки зафиксировать местоположение и различные особенности жизни (бытовой, социальной, религиозной) как соседних народов и племен, так и собственного народа (греки, римляне). При этом наиболее часто встречаемыми характеристиками являются физический облик, географическое положение и различные аспекты образа жизни, включая особенности характера. Ставятся вопросы о происхождении различных народов, о причинах конфликтов между ними, ответы, на которые ищутся в мифологических представлениях либо в географических и климатических особенностях местностей. Интерес к другим народам носит как практический, так и исследовательский характер в зависимости от интенсивности и направленности контактов между народами, а также от удаленности в географическом положении. Важно, что уже на этой описательной стадии авторы дают весьма разнообразные характеристики этносам, стараясь зафиксировать как можно более точно и подробно полученную на основе собственных наблюдений либо рассказов очевидцев информацию.

Этноцентризм античной исторической литературы (деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, где эталоном выступала всегда собственная культура авторов описаний) позволяет сделать вывод о том, что уже в этот период складывается представление о главном этнообразующем качестве, под которым древнегреческие и древнеримские авторы чаще всего понимают общий уровень культуры, фиксируемый в устойчивых формах бытовой, социально-политической и религиозной жизни людей. При этом основной причиной различий между народами в образе жизни и характере полагаются особенности территории проживания.

Иную точку зрения на причины различий между народами дает Библия, в которой проводится мысль о генеалогическом родстве народов. Здесь основным критерием уникальности или родства между народами выступает образ жизни, в соответствии с которым народы либо сохраняют свою родственность, либо теряют ее по воле Бога.

Средневековый период (Византия, Средневековый Восток, Западная Европа) представляет собой важный этап в накоплении и систематизации этнографических сведений, представляя новый обширный материал для сопоставления и размышления исследователям Нового времени. Именно в период Средневековья появляются первые энциклопедические труды, систематизирующие накопленные в эпоху Античности и раннего Средневековья этнографические знания. Большое внимание уделяется проблемам происхождения народов, специфике их языков и религиозных представлений. По-прежнему господствует мнение о влиянии местности на нравы и обычаи людей, однако, основной интерес в эпоху Средних веков представляет само накопление различных и как можно более подробных сведений о самых разнообразных народах мира. Начиная с эпохи Великих географических открытий в поле интереса исследователей - вся доступная путешественникам поверхность земного шара.

Благодаря деятельности миссионеров и путешественников в средневековой литературе впервые появляются этнографические описания - результаты»полевых исследований», представляющие собой опыт»включенного наблюдения». Хотя в целом в средневековой исторической литературе господствует христианское мировоззрение, с позиции которого и оцениваются культуры других народов. Тем самым эпоха Средних веков смещает акцент на религиозную характеристику этноса в качестве главного критерия оценки уровня»цивилизованности»народа, продолжая античную традицию.

Закладываются основы для развития идей этногенеза и права других народов на собственные обычаи и образ жизни, что находит свое выражение в идее о»добром дикаре», которая в какой-то мере также продолжает античную традицию.

Новое время является важным этапом в становлении научного интереса к проблемам происхождения, существования и трансформации народов. В этот период завершаются крупные географические открытия, систематизируются собранные в предшествующие века этнографические сведения и, что самое важное, делаются попытки осмысления общих принципов развития народов, причин сходства и различий между ними, закладываются основы сравнительно-этнографического метода и систематического сбора этнографической информации под руководством группы ученых.

Век Просвещения дает новые понятия для характеристики различных народов и проблем их развития:»дух народа»,»идея всемирно-исторического развития»,»идея благородного дикаря»,»природные законы»и др. Важно, что утвердившийся сравнительно-этнографический метод заложил основы для будущего осознания равнозначности различных народов. Однако по-прежнему в качестве основного классифицирующего признака используется система понятий»цивилизованный»-»дикий», а основным фактором сходства или различия между народами определяются особенности климата и географических условий.

Этап возникновения и существования этнографии как научной дисциплины: господство описательного этнографического метода. Отсчет собственно научного интереса к проблемам происхождения, существования и трансформации этнических культурных популяций в Европе и России принято вести с середины XIX столетия. Внутри этого периода можно выделить несколько этапов.

Первый этап - развитие этнографических исследований в рамках колониальной экспансии европейских государств (вторая половина XVIII - конец XIX века). В это время этнографические исследования приобретают научную форму, а также»монументализм»(стремление к накоплению материальных свидетельств культуры) и»вневременность»(рассмотрение наблюдаемых процессов без учета социальной динамики) описания.

Второй этап охватывает период с начала XX века до Второй мировой войны. Это время преобладания описательной позиции в этнографии, интерес которой направлен на изучение всех возможных культурных инаковостей. Для текстов этого периода характерны объективизм и империализм (другие культуры рассматриваются как недоразвитые по сравнению с западноевропейской).

В это время выделяется Чикагская школа социальной (культурной) антропологии, в русле которой развивается иной подход к этнографическим исследованиям - подчеркивание роли»включения»исследователя в жизнь изучаемого объекта. Такой подход восходит к описательной психологии Вильгельма Дильтея, который предлагал понимание социально-типичного через детальное описание единичного с опорой на методы эмпатии. В результате в Чикагской школе развивается интерпретативная методология, рождающая тексты, в которых автор-исследователь, кроме изложения фактов, представляет свой субъективный взгляд.

Третий этап - так называемый, модернистский период развития этнографического подхода в социологии (1950-1970 годы), по мнению П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой, завершился работой»Открытие обоснованной теории»Б. Глэйзера и А. Стросса. В это время большинство работ социальных исследователей были посвящены открытию и изучению всех возможных видов маргиналов, переживающих пограничные ситуации.

Четвертый этап - 1970-1986 годы принято называть временем»размытых жанров». В этот период происходит оформление основных парадигм и методологических позиций прикладных социально-культурных исследований, в интересы которых попадают практически все сферы жизни общества и уровни культуры. В качестве текстов культуры начинают рассматриваться исторические, литературные и биографические документы, транскрипты интервью и наблюдений, видео и фотоматериалы.

Ключевыми для этого этапа, по мнению исследователей, являются труды Клиффорда Гирца. В своих работах он доказывал, что на смену функционалистским, позитивистским, бихевиористским подходам в науках о человеке пришли более открытые, мягкие, интерпретативные. Их главная особенность - попытка понять смысл культурных репрезентаций. Гирц вводит понятие»насыщенного описания», утверждая, что все антропологические работы являются интерпретациями интерпретаций. Целью любой теории, любого этнографического описания должно быть стремление воссоздать ощущение той или иной ситуации. Идеи Клиффорда Гирца, основывающиеся на работах Поля Рикера, также являются своеобразной интерпретацией концепции Вильгельма Дильтея, но уже в русле его»понимающей герменевтики». Постепенно семиотическое представление о культуре и обществе становится преобладающим, а использование методов гуманитарных наук в этнографических и социологических исследованиях привело к стиранию четких границ между научными текстами и литературными произведениями.

Пятый этап (середина 1980-х годов) представляет собой мощный эпистемологический поворот - кризис репрезентации. Работам этого времени свойственны высокая степень осмысления методов, процесса сбора, обработки и анализа результатов, рефлексивное отношение к научной методологии. Ведутся поиски новой методологии социогуманитарных исследований.

В целом, в XX веке проблемы сущности этносов и их взаимодействия стали объектом изучения множества научных дисциплин, в частности, в социологии и истории это привело к образованию специальных школ междисциплинарного характера. Важно, что благодаря этому господствовавшая до начала XX века теория географического детерминизма в социально-исторической литературе начала уступать место таким этнообразующим факторам как культура, психология народа, ментальность. Главным достижением научного осмысления проблем существования и развития народов становится изменение сути подхода к рассмотрению различных этносов как равноправных и равнозначных в своей культурной, социальной, экономической и т.д. специфике. Теперь термин»примитивные»подразумевает лишь то, что данные народы в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Разнообразие подходов и методов, предложенных XX веком, а также результатов их применения привело к пониманию этноса как многоаспектного явления, требующего для своего полноценного изучения комплексных исследований и сложной методологии.

Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX в. и также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии народов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах — этнологию.

Само название науки,»этнология», образовано из греческих слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие»этнос»к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Вплоть до XIX в. понятие»этнология»спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию»антропологических»(т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке.

 Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической борьбы различных направлений и школ относительно предмета, целей и места данной науки в системе наук. В определенной мере эти дискуссии и споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия»этнология».

Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем не похожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. Но в зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии в Англии, Германии, Франции, Австрии, США имело свои особенности.

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...