Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и элементы административно-правового статуса граждан
Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Правовой статус – это лишь та частичка социального статуса человека, которая определена нормами права. Юридическое закрепление правового положения личности есть отражение отношений между человеком и государством. Именно эти отношения и определяют роль и место личности в правовой системе общества. Некоторыми авторами предпринималась попытка разграничить понятия «правовой статус» и «правовое положение». Однако точка зрения большинства ученых заключается в том, что в этом нет ни теоретической, ни практической необходимости. Эти понятия равнозначны и всякие попытки их разграничения выглядят искусственными, неубедительными. В юридической литературе также давно и активно обсуждается проблема содержания (или элементов) правового статуса личности. По данному поводу высказываются различные точки зрения, однако трудно не согласиться с утверждением, о том, что все то, что, непосредственно раскрывает место индивида в обществе и государстве, можно смело включить в основы правового положения личности в качестве его элементов. Некоторые авторы под правовым статусом личности понимают лишь совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих её правовое положение в обществе. Однако такое узкое определение правового статуса личности не нашло серьезной поддержки у большинства ученых. Чаще всего различными авторами в юридической литературе упоминаются десять элементов правового статуса личности. Это: 1) права, свободы и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гарантии обеспечения прав и обязанностей; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7)правовые принципы; 8) правовой долг; 9) соответствующие правовые нормы; 10) правоотношения общего (статусного) характера. Не вызывает возражений практически у всех авторов принадлежность к элементам правового статуса личности комплекса ее прав, свобод и обязанностей. В юридической литературе не обозначено также и принципиальных споров о правосубъектности как элементе правового статуса, поскольку без нее основной, первый указанный нами элемент теряет всяческий смысл. По остальным элементам правового статуса личности в юридической литературе ведутся довольно серьезные дискуссии. Представляется, что помимо общепризнанных и названных двух элементов правового статуса граждан, в качестве элемента следует признать и некоторые гарантии обеспечения прав и обязанностей, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе. Таким образом, правовой статус личности – это ее правовое положение, определяемое комплексом принадлежащих ей прав, свобод и обязанностей, их юридическими гарантиями и ее правосубъектностью. Поскольку правовой статус – это положение, урегулированное нормами права, то административно-правовой статус – правовое положение в сфере государственного управления или положение, урегулированное только нормами административного права. Правовое положение граждан в сфере государственного управления – часть их общего правового статуса. «Гражданин является субъектом государственного управления, и нормы права закрепляют его специфический статус в данной области, основанный на общем статусе, но во многих чертах отличающийся от него, прежде всего, большей конкретностью. Правовой статус граждан в государственном управлении – это конкретизация общего правового статуса граждан применительно к особенностям (задачам, целям, условиям) государственного управления как одного из видов государственной деятельности»[55] – обоснованно отмечает В.И. Новоселов. Говоря о правах, свободах и обязанностях личности как об основном элементе ее административно-правового статуса, следует разобраться с вопросом: что является основанием их возникновения и какие из них входят в состав этого статуса? Как известно из курса теории государства и права, права человека выделяются в объективном и субъективном смыслах. В первом случае - это система общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения человека и государства. Во втором - закрепленные в правовых нормах, юридически гарантированные государством возможности индивида совершать определенные действия, поступки, пользоваться определенными социальными благами. Юридические обязанности - это мера должного поведения их носителей. «Права личности, или субъективные права, - это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение»[56] - указывает Е.А. Лукашева. Такое определение источников возникновения субъективных прав личности представляется необоснованно узким. Субъективные права могут не только вытекать непосредственно из закона, но возникать и в результате юридических фактов, как в рамках конкретных правоотношений (действия), так и без них (события). При этом способ возникновения, форма проявления и реализация тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных – обоснованно отмечается другими авторами. Аналогичным образом, на наш взгляд, в праве складывается ситуация и с основаниями возникновения юридических обязанностей. Что же касается свобод, то следует исходить из того, что они включаются в состав субъективного права лица как одна из форм его выражения. М.С. Строгович считал, что «субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней: а) возможность пользования определенным социальным благом, б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, в) свободу поведения поступков в границах, установленных нормой права»[57]. Административно-правовой статус личности определяется лишь теми правами, свободами и обязанностями личности, которые закреплены в нормах административного права. Соответственно права, свободы и обязанности личности, имеющиеся у них из юридических фактов, в содержание их административно-правового статуса не входят. Комплекс прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется разнообразными по юридической силе нормативными актами: а) международными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией; б) Конституцией РФ; в) Законами РФ и субъектов РФ; г) всевозможными подзаконными нормативно-правовыми актами. Реализация гражданином своего административно-правового статуса происходит в форме использования гражданином своих прав или выполнения им своих обязанностей. Наиболее важную роль в отношениях гражданина с органами исполнительной власти (в административно-правовых отношениях с участием граждан) играют конституционные права граждан, закрепленные в Главе 2 Конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что конституционные права граждан определяют основу его конституционно-правового статуса, они являются также определяющими и для реализации его административно-правового статуса. Нормы административного права зачастую более конкретно осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с реализацией тех или иных конституционных прав. Так, реализация конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) конкретизируется в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) - в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от __.__.2011 г. № ___-ФЗ «О полиции»; конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции) - в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и т.д. Кроме того, существует достаточно большое количество прав граждан, правовое регулирование реализации и ограничения которых, содержится лишь в нормах административного права. Эта категория прав граждан остается за рамками Конституции Российской Федерации, но определяет административно-правовой статус гражданина. К таким правам следует отнести право на управление транспортным средством (Федеральный Закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»); право на приобретение и хранение оружия (Федеральный Закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»); право на занятие частной детективной и охранной деятельностью (Федеральный Закон от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») и т.д. Более подробно вопросы правового регулирования отношений, связанных с реализацией и ограничением названной категории прав, рассматриваются при изучении других тем Общей, а также Особенной части Административного права РФ и отдельных тем курса «Административная деятельность ОВД». По мнению В.И. Новоселова, «в состав правового статуса входит также еще один особый элемент: права-обязанности. Дело в том, что среди правовых категорий имеется одна специфическая категория – права, являющиеся в то же время обязанностями (право на труд и обязанность трудиться; право на образование и обязанность получить установленный минимум образования; право получить паспорт и обязанность иметь паспорт и т.д.)»[58]. Представляется невозможным согласиться с указанным мнением. Следует различать разные по объему действия. Конституционной обязанностью являлось получение основного общего образования. Получение среднего профессионального и высшего образования является конституционным правом и т. д. Равные же по объему действия не могут быть одновременно правом и обязанностью лица, поскольку эти понятия взаимоисключающие. Выполнение гражданами своих обязанностей, закрепленных в нормах административного права, также является формой реализации ими своего административно-правового статуса. Также как и в случае с правами, нормы административного права зачастую более конкретно осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с выполнением гражданами тех или иных своих конституционных обязанностей. Так, выполнение гражданином своей конституционной обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции) конкретизируется в нормах административного права, содержащихся в Федеральных Законах от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральном Законе от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»; конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции) – в Налоговом Кодексе РФ; конституционной обязанности по сохранению природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции) – в Федеральном Законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д. Вместе с тем, выполнение большей части обязанностей граждан (как связанных с реализацией их специальных прав, так и не связанных с этим) прописаны лишь в нормах административного права, содержащихся в отдельных законах или подзаконных актах Российской Федерации. За невыполнение, либо ненадлежащее выполнение гражданами своих юридических обязанностей наступает их юридическая ответственность в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Вторым элементом административно-правового статуса граждан были названы административно-правовые гарантии их прав, свобод и обязанностей. В силу своей значимости и сложности восприятия, они будут рассмотрены отдельно. В качестве третьего элемента административно-правового статуса граждан называлась административная праводееспособность гражданина или его правосубъектность. Административная правоспособность гражданина – это признаваемая за ним государством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность возникает с момента рождения. Однако в момент рождения она еще не полная и не у всех равная. Она может отличаться в зависимости от пола, состояния здоровья. С достижением определенного возраста, получением образования и т. д. она развивается и изменяется. Так, Президентом РФ можно стать лишь после достижения 35-летнего возраста, являться носителем права на поступление в ряд учебных заведений можно лишь до 30 лет и т. д. Административную правоспособность нельзя изменить по собственному желанию. Ее объем устанавливается и изменяется лишь государством. Административное законодательство предусматривает возможность полного или временного лишения некоторых прав. Условием реализации административной правоспособности является наличие у гражданина административной дееспособности. Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним государством способность своими действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера. Административная дееспособность граждан РФ возникает позже административной правоспособности, но конкретный возраст ее наступления в законодательстве не установлен. В ряде случаев она наступает уже с шестилетнего возраста (ответственность школьников за систематическое неуспевание по ряду предметов или нарушение дисциплины). Так же, как и административная правоспособность, административная дееспособность развивается и изменяется. Как правило, полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста (административная деликтоспособность – с 16-ти лет). В соответствии с законом некоторые граждане могут быть признаны полностью или частично недееспособными. На основе правоспособности дееспособные граждане реализуют свои субъективные права, выполняют свои обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |