Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение качества тормозной жидкости




2.1. Общие сведения

В тормозных системах с гидравлическим приводом рабочее давление достигает 10 Мпа и более, а тормозная жидкость нагревается от колодок более, чем на 150оС. Поэтому тормозные жидкости должны обладать хорошими вязко-температурными характеристиками, высокой физической и химической стабильностью, быть инертными по отношению к металлам и материалам уплотнения.

Тормозные жидкости готовят на основе растительных масел (чаще всего касторового) или гликолей (двухатомных спиртов). Жидкости, изготовленные на разных основах, нельзя смешивать и доливать в тормозную систему.

В современных автомобилях используют несколько марок тормозных жидкостей.

На основе касторового масла изготовлены тормозные жидкости БСК(ТУ 6-10-1533-75) в смеси с бутиловым спиртом и красителей красного цвета, АСК – с изопентиловым спиртом, ЭСК – с этиловым спиртом. Эти жидкости применяют в тормозных системах легковых (кроме ВАЗ) и грузовых автомобилей в зонах умеренного климата, т.к. при температуре ниже -17оС касторовое масло кристаллизируется и переходит в твердое состояние.

На гликолевой основе с комплексом присадок (вязкостных, противоизносных, ингибиторов коррозии) и красителей изготовлены тормозные жидкости ГТЖ-22М (ТУ 6-01-787-75) и «Нева» (ТУ 6-01-1163-78) соответственно зеленого и желтого цвета. Жидкости имеют хорошие вязкостно-температурные свойства, работают в интервале температур от +50 до –50оС. «Нева» рекомендуется для легковых и грузовых автомобилей (кроме ГАЗ-24), ГТЖ-22М только для грузовых автомобилей. Гликоли хорошо растворяют воду, поэтому при поглощении воды расслаивание этих жидкостей не происходит, с другой стороны, это может понизить температуру кипения тормозной жидкости с 180-200оС до 120-140оС, что снижает безопасность движения автомобиля. Надо помнить, что жидкости, содержащие гликоли, ядовиты и при попадании на кожу вызывают раздражение.

Жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276-82) представляет собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозийной присадок. Основные преимущества: меньшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении, улучшенные противоизностные и антикоррозионные свойства. Обеспечивают надежную работу приводов тормозов грузовых и легковых автомобилей.

Жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-564-84) разработана на основе борсодержащих полиэфиров, ан тиокислительных и антикоррозионных присадок. Имеет хорошие эксплуатационные свойства: температура кипения 260оС и температуру кипения «увлажненной жидкости» - 165оС. Может быть использована в тормозных системах всех типов отечественных и большинства зарубежных автомобилей. По международной классификации является аналогом жидкости 116 типа ДОТЭ, работает при температуре от +50 до –50оС.

Тормозная жидкость «Роса» совместима с жидкостями «Томь» и «Нева». Характеристика основных марок тормозных жидкостей представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика основных марок тормозных жидкостей

Показатель БСК «Нева» «Томь» «Роса» ГТЖ-22М
Внешний вид От красного до оранжевого цв. От светло-желтого до светло-коричн. цв. От светло-желтого до темно-желтого цв. От светло-желтого до светло-коричн. цв. От желто-зеленого до сине-зеленого цв.
Вязкость кинем. мм2/с при t0С +500С, не менее +1000С, не менее   9,0 5,5   5,0 2,0   5,0 2,0   5,0 2,0   7,9 1,9
Температура кипения свежей жидкости 0С, не ниже 115 200 205 260 190
Температура застывания, 0С (потеря подвижности) -20 -60 не теряют -60 подвижность -60 -60
Соответствие международных стандартам Не соответствуют Не соответствуют 116 типа DOT-3 116 типа DOT-4 Не соответствуют

2.2. Определение марки жидкости по цвету и запаху

Запах образцов определяют с учетом того, что жидкости на основе касторового масла имеют запах спирта (БСК – бутилового, ЭСК - этилового); жидкости на гликолевой основе (ГТЖ-22М, «Нева») специфическим запахом не обладают. Цвет тормозных жидкостей указан в табл.3.

2.3. Проверка тормозных жидкостей на смешивание.

Тормозные жидкости на одной основе смешиваются, а на разной – расслаиваются.

Для испытания в одну пробирку наливают жидкость на касторовой основе (напр., БСК), а в другую - жидкость на гликолиевой основе (ГТЖ-22М, »Нева»). Жидкости смешивать в одной из пробирок, взболтать и дать отстояться. 

Взять жидкости, изготовленные на одной основе, например, «Нева» и «Томь» или БСК и ЭСК; смешать, взболтать и дать отстояться.

Сравнить результаты двух опытов. В каком случае жидкости смешиваются, а в каком расслаиваются?

2.4. Проверка образцов тормозной жидкости на растворимость в воде и бензине

Смешивание с водой

При добавлении воды в жидкости на касторовой основе (БСК, ЭСК) происходит расслаивание.

Гликолиевые жидкости (ГТЖ-22М, «Нева», «Томь») полностью смешиваются с водой в любой пропорции.

Смешивание с бензином

Касторовые жидкости образуют с бензином однородную смесь.

При добавлении бензина к гликолевым жидкостям они не смешиваются, и получаются два разных слоя.

Результаты испытаний

По запаху и цвету, пользуясь табл. 3, ориентировочно определить принадлежность жидкости к марке.

По результатам испытаний на смешивание тормозных жидкостей между собой, на растворимость в воде и бензине, сделать заключение о соответствии испытуемых образцов стандартным маркам тормозных жидкостей.

 

Контрольные вопросы

1) Требования, предъявляемые к эксплуатационным свойствам тормозных жидкостей.

2) Характеристика тормозных жидкостей, изготовленных на основе касторового масла.

3) Характеристика тормозных жидкостей, изготовленных на гликолевой основе.

4) Как можно проверить совместимость тормозных жидкостей.

5) Допустимо ли смешивать тормозные жидкости с топливом, маслом, водой.

6) Особенности тормозной жидкости «Роса»

 

Список использованной литературы

1) Ананьев С.И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости: Учеб. пособие. -Волгодонск, 1997-149с.

2) Саванчук Р.В. Лабораторный практикум. - Шахты: Изд-во ДГАС, 1997.-54с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...