Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка топлив по внешним признакам




При оценке внешних признаков различных топлив на их цвет, запах и прозрачность; проводят испытание летучести путем испарения капли топлива на бумаге.

Цвет. Топливо наливают в емкость 200-500 мл из бесцветного стекла и просматри­вают на свет. Неэтилированные бензины и А-72 бесцветны. Осветительный керосин также бесцветен, но он имеет синеватый оттенок, хорошо заметный в оранжевом свете. Этили­рованные бензины окрашены: А-76-желтый, АИ-93-оранжево-красный, АИ-98-синий.

Запах. Запах прямогонных топлив не резкий. Бензины, содержащие продукты терми­ческого крекинга (А-72; А-76; А-93) обладают резким неприятным запахом. Запах диз-топлив и керосинов более слабый, нежели бензины.

Испарение на бумаге. На белую бумагу наносят стеклянной палочкой одну каплю то­плива. Бензин А-72 испаряется без остатка в течение 1-2 минут. После испарения ав­томобильных бензинов на бумаге остается незначительный след, который доиспаряется при легком нагреве над электроплиткой. Керосин и дизтопливо оставляют на бумаге длительное время жирное пятно.

2.4. Определение наличия в топливе этиловой жидкости, непредельных углеводоро­дов и загряаненыости топлива

Определение наличия этиловой жидкости. В пробирку наливают 10 мл испытуемого бензина и добавляют 1,0-1,5 мл 10-процентного спиртового раствора йода. Смесь в пробирке осторожно нагревают в течение 2 минут в водяной ванне, а затем охлаждают. Верхний, бензиновый слой сливают и добавляют в пробирку 10 мл спирта. Пробирку встряхивают и проверяют в отраженном свете наличие желтых кристаллов (блесток) йод­ного свинца:

РЬ(C2H5)4+3I2=PbI2+4C2H5I,

где Pb(C2H5)4 - тетраэтилсвинец, добавляемый в бензин для повышения детонацион­ных свойств (основная составляющая этиловой жидкости);

РbI2 - йодистый свинец, указывающий на присутствие в бензине этиловой жидкости.

Определение наличия непредельных углеводородов. Непредельные углеводороды со­держатся в бензинах термического крекинга, тракторном керосине и реже в бензине ка­талитического крекинга. Их можно обнаружить следующим приемом.

В пробирку наливают равные объемы (примерно 4-6 мл) испытуемого топлива и 0,02-Н водного раствора марганцовокислого калия (перманганата), смесь взбалтывают.

В результате реакции

ЗR-СН=СН2+2КМn04+4Н2О®2КОН+2Мn02+ЗR-СН(OH)CH2(ОН)

фиолетовая окраска водного раствора КМn04 переходит в бурую с последующим выпа­дением бурого осадка MnO2.

Если в течение 2 минут фиолетовая окраска KMnO4 не изменится, то в топливе не­предельные углеводороды отсутствуют.

Определение смолистости и загрязненности топлива. На «часовое» стекло диаметром 60-70 мм, установленное выпуклостью вниз на асбестовой сетке, наливают с помощью пипетки 0,5-1,0 мл топлива и поджигают его спичкой. Легкие топлива (бензин и бен­зол) тотчас загораются. Керосин загорается после длительного поджигания, а дизель­ное топливо поджечь спичкой практически не удается. После окончания горения стеклу дают остыть и осматривают остаток на стекле.

Бессмольный или малосмольный бензин оставляет на стекле след в виде беловатого, бледноватого пятна. Смолистый бензин дает ряд концентрических колец желтого и ко­ричневого цвета. Замерив внешний диаметр самого большого кольца, можно с помощью графика (рис. 1) приблизительно судить о содержании смол в топливе.

Бензол и бензольные топлива, даже бессмольные, оставляют после сжигания неболь­шое коричневое кольцо с черным углистым остатком в центре. Такой углистый остаток получается, даже если бензола в автомобильном бензине содержится 20-25%. Топливо, загрязненное маслом или другими вязкими нефтепродуктами, оставляет на стекле несго­ревшие капли. Обычно эти капли располагаются по окружности ближе к краю стекла.

Определение водорастворимых кислот и щелочей

В делительную воронку (рис. 2) наливают 50 мл предварительно перемешанного бен­зина и столько же дистиллированной воды, проверенной на нейтральность. Содержимое воронки взбалтывают в течение 5 минут. После отстаивания водную вытяжку отбирают в две пробирки. В одну из пробирок с вытяжкой добавляют две капли раствора метилоран­жа и сравнивают ее цвет с цветом такого же объема дистиллированной воды. При нали­чии в топливе минеральных кислот водная вытяжка в пробирке окрашивается в розовый или оранжево-красный цвет. При отсутствии кислот цвет водной вытяжки желто-оранжевый.

В другую пробирку добавляют 3 капли раствора фенолфталеина. При наличии водо­растворимых щелочей водная вытяжка окрасится в малиновый цвет или его оттенки. При отсутствии щелочей вытяжка останется бесцветной или слегка побелеет,

Определение наличия активной серы методом испытания на медной пластинке

Сера и ее соединения, содержащиеся в топливе, вызывают сильную коррозию метал­лов. Поэтому в нормах стандарта допускается небольшое количество неактиновых серни­стых соединений (сульфидов, теофенов). Для бензинов эта величина составляет не бо­лее 0,1%. Активные сернистые соединения (S, H2S, меркаптаны) в топливе не допуска­ются. Их присутствие определяют по взаимодействию с медной пластинкой.

В соответствии с ГОСТ 6321 испытания проводят при температуре 60°С в течение 1,5 часа. Вполне надежные результаты дает ускоренный метод - 18 минут при темпера­туре 1000С.

Топливо наливают в коническую колбу на высоту 59 мм, и в колбе подвешивают на Проволоке или нити предварительно отшлифованную и обезжиренную (спиртом или ацето ном) медную пластинку (рис. 3). Колбу закрывают корковой пробкой с предварительно вмонтированным в нее обратным холодильником, охлаждаемым током воды, и опускают в кипящую водяную баню. Испаряющееся топливо будет конденсироваться и вновь попадать в колбу. После выдержки в течение 18 минут колбу с топливом вынимают из водяной ба­ни.


Медную пластинку извлекают и осматривают. Топливо считается не выдержавшим ис­пытание, если на медной пластинке появляются черные, темнокоричневые или серо-стальные налеты и пятна. При отсутствии изменений топливо считается выдержавшим ис­пытание и пригодным к применению.


Анализ результатов испытаний

По цвету, запаху и внешнему виду образца топлива необходимо оценить предпола­гаемую марку топлива, наличие в нем воды и механических примесей.

По наличию желтых кристаллов (блесток) определяют наличие в бензине этиловой жидкости. Появление бурого осадка МnO4 в результате реакции водного раствора КМnO4 с топливом указывают на присутствие непредельных углеводородов.

На основании реакции индикаторов сделать выводы о наличии в топливе водораство­римых кислот и щелочей.

По наличию или отсутствию изменений цвета медной пластинки сделать заключение о наличии в топливе активной серы.

В отчете изложить причины, вызывающие усиление коррозионного воздействия испы­туемого топлива на металлы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое коррозия?

2. Присутствие каких веществ не допускается в топливе из-за сильного коррозионного воздействия?

3. Влияние воды на эксплуатационные свойства бензина.

4. Как нормируют в стандартах содержание органических кислот в топливе.

5. Как определить наличие этиловой жидкости и непредельных углеводородов в топливе?

6. Как обнаружить в топливе присутствие минеральных кислот и щелочей?

7. Способ определения активных сернистых соединений в топливе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...