Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выводы применения Положения о юрисконсультах




Практика применения названного Положения в большом числе государственных промышленных предприятий показала целесообразность ряда установленных им принципов деятельности юрисконсультов. Особо обращалось внимание на соблюдение п.1 Положения, который предусматривал, что юрисконсульты предприятий не входят в состав какого-либо отдела предприятия и должны состоять при правлении госпредприятия.

Признавалось, что распыление юрисконсультов по различным частям, отделам, отделениям и т. п. учреждений и предприятий нецелесообразно; юристы в таких случаях подвергаются риску «нажима» со стороны лиц, возглавляющих эти структурные подразделения, для дачи заключений в желательном для узкого круга лиц и превратно понимаемых ими интересов предприятия или учреждения смысле. Поэтому должно быть установлено, как правило, что юрисконсульты учреждений и предприятий должны быть объединены в юридические части (бюро), подчиненные непосредственно одному из руководителей этого учреждения или предприятия[18].

 

История развития законодательства о юрисконсультах

Важнейшие установления, предусмотренные Положением 1925 года, были закреплены на общероссийском уровне постановлением СНК РСФСР от 30 марта 1927г. №238 «Об юрисконсультах государственных учреждений, предприятий и кооперативных организаций и о надзоре за их деятельностью»[19].

Следует отметить, что в период с 1917 по 1923г. общее руководство работой юрисконсультов было возложено на Наркомат юстиции. Однако руководство деятельностью юристов носило номинальный характер, не были выработаны постоянные формы и методы воздействия. Вследствие этого в 1923 году руководство работой юрисконсультов со стороны Наркомата юстиции было упразднено. Контрольные, а затем координационные функции за деятельностью юрисконсультов были закреплены за прокуратурой. Такой контроль осуществлялся в рамках общего надзора за соблюдением законности и не получил специального развития. В последующие годы юрисконсульты предприятий организационно стали зависеть от хозяйственных наркоматов и ведомств, преобразованных впоследствии в министерства, которые начали руководить правовой работой на подведомственных предприятиях. Тогда были изданы ведомственные положения о юрисконсультах, направленные на расширение прав и повышение ответственности юридических служб за выполнение возложенных на них задач.

Вместе с тем вопреки Положению о юрисконсультах в то время ни в наркоматах, ни на предприятиях юридические подразделения, как правило, не создавались, а юрисконсульты включались в состав различных отделов. Зачастую работа юрисконсульта ограничивалась рамками того отдела, в штате которого он числился. Юрисконсульт наркомата обычно работал в канцелярии и занимался визированием исходящих и учетом входящих нормативных актов. Юрисконсульты предприятий нередко включались в состав бухгалтерии или отдела сбыта и тоже выполняли функции, в основном связанные с работой этих отделов[20]. В этой связи еще в 1936 г. было подмечено, что ни одна категория советских квалифицированных хозяйственных работников не поставлена в такие не соответствующие их назначению условия работы, как юрисконсульты. Хозяйственники не возражают против любого юрисконсульта, лишь бы он не вмешивался, когда его не спрашивают, и всегда был бы готов подвести фундамент под любое взбалмошное волеизъявление начальства[21]. В условиях изменившейся системы органов хозяйственного управления акты 1925 и 1927гг. фактически не применялись.

Не изменило ситуации издание Примерного положения о юридическом (договорно-юридическом) отделе, главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 29 марта 1963г. №386[22]. В этот период основная масса предприятий находилась в подчинении союзных министерств и ведомств и названное Примерное положение на них не распространялось. Такие обстоятельства не могли не привести к снижению уровня правовой работы в стране.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...