Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление правовой работой




2.1 Первые попытки регламентации деятельности юридической службы. Примеры законодательного регулирования.

2.2 Первый документ, урегулировавший деятельность юридической службы. Выводы применения Положения о юрисконсультах.

2.3 История развития законодательства о юрисконсультах. 

2.4 Разработка методических рекомендаций 70 – х годах ХХ в.

2.5 Законодательное изменение в 90-е годы.

2.6 Отсутствие государственной координации юридических служб.

2.7 Взаимодействие юридических служб с другими производственными подразделениями.

2.8 Значение законодательного регулирования правовой работы.

2.9 Способы управляющего воздействия на правовую работу, применявшиеся на практике.

2.10 Особенности управления правовой работой в различных отраслях

 

Первые попытки регламентации деятельности юридической

Службы. Примеры законодательного регулирования

В силу сравнительно небольшого числа юристов хозяйственных организаций, слабого их влияния на положение дел в обслуживаемых фирмах в дореволюционный и начальный советский период их деятельность законодательно не регулировалась. Что касается правовой работы, то она признавалась «частью общей работы органов юстиции по юридическому оформлению хозяйственной и административной жизни»[11]. Соответственно, правовая работа не связывалась с юридической службой и деятельностью предприятия в целом.

По мере стабилизации экономики, повышения внимания к праву возникла необходимость в урегулировании работы юридических служб.

Первые попытки регламентации деятельности юридической службы в стране были предприняты в 20-е годы XX столетия. Основными задачами юридической службы в то время виделись консультации по вопросам права и судебное представительство. Первая заключалась в обязанности направлять работу организации по руслу революционной законности и обеспечивать правомерные условия деятельности организации в целях предупреждения возможных нарушений каких-либо правовых норм и достижения наиболее положительных результатов работы. Вторая состояла в исполнении юридической службой обязанностей судебного представительства от имени организации в различных судебных учреждениях[12].

Оценивая соотношение этих двух участков работы юридического отдела, исследователи подчеркивали важность консультационной функции, которая, по их мнению, непосредственно влияет на направление всей деятельности организации. Такая оценка значимости консультационной работы юристов была явно преувеличенной.

Показательно, например, что в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 27 июня 1918 г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений»[13] юрисконсульты были отнесены по оплате труда ко второй категории первой группы ответственных работников (всего имелось четыре группы работников, разбивавшиеся на категории)[14]. Однако весьма низкое фактическое влияние юристов на положение дел в народном хозяйстве привело к тому, что в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР от 9 сентября 1967 г. № 443, работники юридических служб оказались отнесены к категории специалистов (вторая категория из трех предусмотренных) и к последней в этой категории группе. Ниже специалистов юридической службы были расположены уже технические исполнители[15].

Длительное время в стране отсутствовал единый нормативный акт, регламентирующий деятельность юридических отделов предприятий и организаций. Сложилось неприемлемое положение, когда «каждый госорган разрабатывает этот вопрос по-своему, а нередко и вовсе игнорирует необходимость такого рода документов, упуская из виду, что возникающая при подобных условиях неопределенность в отношениях отдельных частей с юридическим отделом всегда ведет к ряду недоразумений и даже к параллелизму в работе»[16].

 

Первый документ, урегулировавший деятельность юридической службы

Впервые деятельность юридических служб в хозяйственной сфере была урегулирована Положением о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР, утвержденным приказом ВСНХ СССР от 7 июня 1925 г. № 955[17]. В этом документе определялся основной круг обязанностей юриста. В его ведение входили: а) рассмотрение, а в необходимых случаях и участие в составлении проектов договоров и различного рода актов правового характера и их корректирование с юридической стороны; б) разъяснение действующих законоположений и административных распоряжений по запросам руководящего органа предприятия и его отделов; в) дача словесных и письменных заключений по всем правовым вопросам, поставленным руководящим органом предприятия или отделами предприятия; г) участие для дачи заключений по правовым вопросам в заседаниях руководящего органа предприятия и в комиссиях и совещаниях, созываемых предприятием, а также в межведомственных комиссиях; д) составление заключений по запросам руководящего органа предприятия о наличии признаков и квалификации незакономерных действий рабочих и служащих предприятия; с) ведение дел предприятия в судебных, административных и общественных учреждениях.

Указанный документ, ставший в определенной мере исходным для последующих нормативных актов и методических рекомендаций по правовой работе, содержал ряд важных положений, касающихся организации деятельности юриста на предприятии.

Так, не допускалось возложение на юрисконсультов (юридические части) административных функций и особенно совмещение обязанностей юрисконсультов с исполнением административных должностей. Заключение юрисконсультов имело значение мнения по применению и толкованию законов, а потому не признавалось обязательным для руководящего органа предприятия. При несогласии руководящего органа со словесным заключением юрисконсульта последний в важнейших случаях был обязан изложить свое мнение в письменной форме. Юрисконсульт признавался ответственным исключительно за соответствие сделки действующему законодательству и не нес ответственности за хозяйственную необходимость и целесообразность сделки, а равно — за выбор контрагента.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...