Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратегический экологический менеджмент и его инструменты.




Экологический менеджмент – совокупность принципов, форм, методов, приемов и методов управления производством и производственным персоналом предприятия с целью достижения высокой эколого-экономической эффективности производства.

Основными инструментами экологического менеджмента являются:

– экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду;
– экологический аудит;
– экологический контроль;
– экологическая сертификация;
– экологическая отчетность;
– экологический мониторинг;
– экологическая маркировка и реклама.

В России экологическое регулирование осуществляется на различных стадиях хозяйственной деятельности. Правовой базой регулирования являются Федеральные Законы: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О сертификации продукции и услуг», «Об особо охраняемых природоохран-ных объектах», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.

Экологическая экспертиза – процедура установления соответствия намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости ее осуществления. Любая хозяйственная деятельность, связанная с воздействием на окружающую природную, допускается только при наличии договора на комплексное природопользование, заключаемого между природопользователем и местными органами исполнительной власти.

Под экологическим аудитом (от англ. – проверка, ревизия) подразумевается периодически проводимый анализ различных аспектов деятельности предприятия с точки зрения соответствия требованиям охраны окружающей природной среды или соответствия деятельности предприятия требованиям обеспечения техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия. Экологический аудит осуществляется: при сделках с недвижимостью; приватизации; экологическом обосновании инвестиционного проекта для выявления степени экологического риска предприятия; заключении договора об экологическом страховании; расширении объекта без технического перевооружения; оценке соответствия систем экологического менеджмента на предприятии нормативным требованиям; анализе финансовых показателей природоохранной деятельности компании.

Экологическая сертификация – это выявление соответствия объекта сертификации предъявляемым экологическим требованиям. Экологическую сертификацию проводят с той же целью, что и экологическую экспертизу. Объектами сертификации являются: технологические процессы; продукция предприятия; отходы производства и потребления; объекты окружающей среды; экологические услуги.

Одним из элементов экологического менеджмента является экологическая маркировка производимой продукции. Первые экознаки были введены в 1978 г. в Германии для маркировки гигиенической бумаги из макулатуры, изделий повседневного спроса (дезодоранты без фреона). В настоящее время разработаны экологические маркировки и знаки, имеющие национальное и международное значение.

В современных рыночных условиях эффективность систем экологического менеджмента увеличивается при использовании экономических рычагов воздействия на предприятия.

Механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности включает:

– платежи за природопользование;
– налоговые льготы в экологической сфере;
– систему финансирования природоохранной деятельности;
– экологическое страхование.

Под экологическим страхованием понимается страхование ответственности предприятий – потенциальных загрязнителей – и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды.










Экологические стратегии фирмы и их классификации

Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента на стратегическом уровне. Она представ­ляет собой связующее звено между нормативной экологической поли­тикой и оперативными экологическими программами.

Стратегический менеджмент реализует задачу обеспечения долгосрочной конкурентоспособности фирмы посредством укрепления существующего и формирования нового" потенциала эффективности (имидж, компетенции, доля рынка и т. д.). Базисные стратегии фирмы направлены сегодня преимущественно на снижение затрат, повышение качества продукции, лидерство в скорости поставок и быстроте реагирования на изменение требований рынка. С возрастанием значения для бизнеса экологических и социальных факторов происходит значитель­ное расширение круга традиционных экономических и технических па­раметров, которые определяют потенциал ее успеха и которые необхо­димо учитывать при разработке ее стратегии.

В части ООС форма реагирования на указанные выше изменения может быть двоякой: либо путем включения в стратегии фирмы эколо­гических составляющих, либо посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа и инструмента. В первом случае производственные стратегические программы должны исследо­ваться на предмет их соответствия экологическим требованиям и в слу­чае необходимости дополняться стратегическими целями по решению приоритетных для компании экологических проблем. Во втором случае компания может формировать и наращивать стратегический экологи­ческий потенциал (посредством эффективного экологического пози­ционирования) в качестве самостоятельной целевой установки. Одна­ко в обоих случаях центральным пунктом должна быть постоянная оптимизация взаимоотношения между экономикой и экологией, уве­личение точек соприкосновения между экономическими и экологиче­скими интересами предприятия, его стейк-холдеров и общества в целом.

В зависимости от степени учета экологических требований и норм стратегии делятся на пассивные и активные. Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологиче­ских законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая поли­тика фирмы и соответствующая ей стратегия заключаются в том, что противоречия между экономикой и ООС разрешаются на более глубо­ком уровне, природоохранные императивы рассматриваются как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персона­ла и т. д. Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие и природоохранные, как и социальные, цели были согласованы. Именно на такой активной ос­нове сегодня строят экологическое управление лидеры зарубежного и российского бизнеса. Степень приближения к требованиям активной экологической политики может быть оценена фирмой самостоятельно, (например, используя следующие рейтинговые критерии и их оценки.

Классификация стратегий: инновационная, международная, антикризисная, стратегия-партнерства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...