![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стратегический экологический менеджмент и его инструменты.
Экологический менеджмент – совокупность принципов, форм, методов, приемов и методов управления производством и производственным персоналом предприятия с целью достижения высокой эколого-экономической эффективности производства. Основными инструментами экологического менеджмента являются: – экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду; В России экологическое регулирование осуществляется на различных стадиях хозяйственной деятельности. Правовой базой регулирования являются Федеральные Законы: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О сертификации продукции и услуг», «Об особо охраняемых природоохран-ных объектах», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др. Экологическая экспертиза – процедура установления соответствия намеченной хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости ее осуществления. Любая хозяйственная деятельность, связанная с воздействием на окружающую природную, допускается только при наличии договора на комплексное природопользование, заключаемого между природопользователем и местными органами исполнительной власти. Под экологическим аудитом (от англ. – проверка, ревизия) подразумевается периодически проводимый анализ различных аспектов деятельности предприятия с точки зрения соответствия требованиям охраны окружающей природной среды или соответствия деятельности предприятия требованиям обеспечения техногенной безопасности окружающей среды и экологической безопасности предприятия. Экологический аудит осуществляется: при сделках с недвижимостью; приватизации; экологическом обосновании инвестиционного проекта для выявления степени экологического риска предприятия; заключении договора об экологическом страховании; расширении объекта без технического перевооружения; оценке соответствия систем экологического менеджмента на предприятии нормативным требованиям; анализе финансовых показателей природоохранной деятельности компании. Экологическая сертификация – это выявление соответствия объекта сертификации предъявляемым экологическим требованиям. Экологическую сертификацию проводят с той же целью, что и экологическую экспертизу. Объектами сертификации являются: технологические процессы; продукция предприятия; отходы производства и потребления; объекты окружающей среды; экологические услуги. Одним из элементов экологического менеджмента является экологическая маркировка производимой продукции. Первые экознаки были введены в 1978 г. в Германии для маркировки гигиенической бумаги из макулатуры, изделий повседневного спроса (дезодоранты без фреона). В настоящее время разработаны экологические маркировки и знаки, имеющие национальное и международное значение. В современных рыночных условиях эффективность систем экологического менеджмента увеличивается при использовании экономических рычагов воздействия на предприятия. Механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности включает: – платежи за природопользование; Под экологическим страхованием понимается страхование ответственности предприятий – потенциальных загрязнителей – и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды. Экологические стратегии фирмы и их классификации Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента на стратегическом уровне. Она представляет собой связующее звено между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами. Стратегический менеджмент реализует задачу обеспечения долгосрочной конкурентоспособности фирмы посредством укрепления существующего и формирования нового" потенциала эффективности (имидж, компетенции, доля рынка и т. д.). Базисные стратегии фирмы направлены сегодня преимущественно на снижение затрат, повышение качества продукции, лидерство в скорости поставок и быстроте реагирования на изменение требований рынка. С возрастанием значения для бизнеса экологических и социальных факторов происходит значительное расширение круга традиционных экономических и технических параметров, которые определяют потенциал ее успеха и которые необходимо учитывать при разработке ее стратегии. В части ООС форма реагирования на указанные выше изменения может быть двоякой: либо путем включения в стратегии фирмы экологических составляющих, либо посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа и инструмента. В первом случае производственные стратегические программы должны исследоваться на предмет их соответствия экологическим требованиям и в случае необходимости дополняться стратегическими целями по решению приоритетных для компании экологических проблем. Во втором случае компания может формировать и наращивать стратегический экологический потенциал (посредством эффективного экологического позиционирования) в качестве самостоятельной целевой установки. Однако в обоих случаях центральным пунктом должна быть постоянная оптимизация взаимоотношения между экономикой и экологией, увеличение точек соприкосновения между экономическими и экологическими интересами предприятия, его стейк-холдеров и общества в целом. В зависимости от степени учета экологических требований и норм стратегии делятся на пассивные и активные. Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологических законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая политика фирмы и соответствующая ей стратегия заключаются в том, что противоречия между экономикой и ООС разрешаются на более глубоком уровне, природоохранные императивы рассматриваются как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персонала и т. д. Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие и природоохранные, как и социальные, цели были согласованы. Именно на такой активной основе сегодня строят экологическое управление лидеры зарубежного и российского бизнеса. Степень приближения к требованиям активной экологической политики может быть оценена фирмой самостоятельно, (например, используя следующие рейтинговые критерии и их оценки. Классификация стратегий: инновационная, международная, антикризисная, стратегия-партнерства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 493. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |