Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процесс познания, его структура и концептуальные модели. Понимание и объяснение.
Познание - это специфическая деятельность, обу словленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность ве щей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадле жит философии. Раздел философии, в котором изучаются наибо лее общие закономерности и проблемы познания, наз. теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д. В философии сложились две точки зрения на про цесс познания - гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир позна ваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант -согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает саму себя. Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рацио нализм, творчество и интуиция, метод и факт. Центральное место в системе категорий гносеоло гии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое. Основными элементами, составляющими позна ние, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей -носителей результатов познания, также является субъектом познания. Объект познания - это то; на что направлена по знавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, не достоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Оценка - это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на ка тегории, законы, понятия, прежние ценности. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика - конкрет ная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент.
37 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |