Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философский аспект экологической проблематики. Экологическая составляющая архитектурного творчества.




Взаимоотношение природы и общества - вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой со ­временности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе влияние деятельности человека. В 20-м столе тии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу.

Суть экологической проблемы состоит в углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Экологические проблемы проявляются в системе биосфера - человек. В.И.Вернадский определил, что на современном этапе человечество стало мощной геологической силой. Человечество создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. При этом, находясь в постоянном развитии, она угрожает в ближайшем будущем поглотить ее полностью.

Обострение экологической проблемы поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

В современной архитектуре в большей степени за основу берутся экономические соображения. Однако в последнее время удалось добиться некоторых сдвигов. Например, энергосберегающие конструкции, которые приобретают популярность как по экологическим, так и по экономическим соображениям. Другое популярное в последнее время направление - «здоровое жилье», представляющее экологический подход к стройматериалам. Однако концепция экологической архитектуры рассматривает эти направления как составные части единого целого.

Государство как это ни парадоксально звучит, не очень заинтересовано в дешевом жилье. Минэкономики не заинтересовано, потому что налогооблагаемая база уменьшается. Строительный комплекс, потому что у него прибыль 30% от стоимости стройматериалов. К тому же в уставе любой строительной организации написано, что ее цель – получение прибыли, а не решение жилищной проблемы.

Первый современный экодом, построенный около 20 лет назад, находится в Швеции, Стокгольме. Он не связан с сетями, но обеспечивает полный комфорт при автономном существовании. При нем бассейн и почти тысячеметровый зимний сад-теплица. Вся крыша - солнечный коллектор, весь фундамент- тепловой аккумулятор. Сейчас можно привести тысячи примеров реализации проектов в по всему миру.

 

34

36. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции «второй природы». Архитектурная компонента культуры.

Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Под культурой понимают созданный и освоенный человеком мир «второй природы», в отличие от естественной природы, которая существует сама по себе. Культура включает творческую деятельность по созиданию «второй природы», приемы и продукты (ценности) этой деятельности, способы их сохранения и использования.

Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Нейл Смелзер, америк социолог, выделяет 4 универсальных культурных элемента:

1) понятия (концепты) — содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;

2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверхъестественного;

3) ценности — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;

4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

Кант.Цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен.

Культура же — это не просто образцы поведения. Культуру он связывает с нравственным категорическим императивом, который определяет действия человека его совестью. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

Шпенглер. Каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти.

Цивилизация — это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием.

Тойнби.Отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

Типы цивилизаций (согласно соврем соц философии): доиндустриальный (с/х производство и торговля), индустриальный(промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг)

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все ее материальные и духовные проявления: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования.

Культура старше цивилизации, но цивилизация стала высокими темпами активизироваться и приобрела главенствующее положение над культурой. Цивилизационные процессы стали отождествляться с культурой. Это существенно для понимания взаимодействия архитектуры и строительства, так как архитектура есть продукт культуры, а строительство - цивилизации.

Архитектура есть продукт культурной созидательной работы человека на самых ранних этапах формирования социума.

Культура, в отличие от цивилизации, продолжает загадочное существование вне своей эпохи, так как это есть не столько материальная структура, сколько специфическое смысловое содержание, опредмеченная духовность. Это утверждение значимо для архитектурной культуры в частности. При сопоставлении 2х разнокультурных произведений зодчества, например, мы не в состоянии ответить на вопрос, какой из них лучше или важнее. Ведь каждое явление культуры обладает самобытностью формы существования и непременно характеризует мировую культуру в целом.

Структура архитектурной культуры трехмерна.

 

36










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...