Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытие: сущность, структура, формы. Историко-философские вариации понятия бытия.




Проблема бытия - одна из самых главных проблем философии.

Изучением наиболее общих вопросов бытия занимается онтология (бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека).

Бытие явл философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, не зависимо от сознания, воли и эмоций человека.

Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире.

Основные формы бытия:

1 бытие природы (вещей, процессов, состояний);

2 бытие социального (бытие отдельного человека и бытие общества

3 бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, те сознание индивида и объективное идеальное, те его индивидуальные формы).

На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, либо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Фил., принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как фил. бытия, то как фил. свободы. Фил. бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разум и т.д. Фил. свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из фил. рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое сущест­вование. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смысле жизни.

Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.). В результате кризиса веры в могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, в человеческом сознании зародились отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия открытием Парменида попыталась успокоить современников понятием Абсолютной мысли, которая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменид подразумевал Божество, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие - свет, который можно увидеть только глазами разума.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платонпротивопоставлял два вида бытия — неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю.

Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В христианской философии истинное бытие - Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от собственной воли.

В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия усту пила место фил. свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Основоположник фил. Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т.е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы — обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

 

 

28

 

31. Материя и дух, их соотношение в субстанциональном и гносеологическом аспектах. Взаимосвязь материи и духа в архитектуре.

В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Пробле ма идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием материальным.

Впервые Платон обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная философия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал - духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух ре альностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тождественны им по своим свойствам. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов.

Точка зрения идеалистов - идеальное представ ляет собой качественно иной вид реальности. Существует "мир идей", который независим от нашего сознания и первичен по отношению к "миру вещей". Философы-идеалисты считают безосновательным мнение о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наиболее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее материального и способно его порождать.

В современной фил. широко распространено ма териалистическое объяснение природы сознания известное как теория отражения. Она дает обоснованный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального.    Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отражение одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой при­роде. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи представляет собой высшую форму отражения.

Отражение - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отражения присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимо­действия на разных уровнях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойственно только живым организмам. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

На социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодействия матер, систем.

Теория материалистического объяснения происхождения сознания подвергается сомнению философов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соотношения материального и идеального восходит к античным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяснение происхождения сознания не является полностью доказанным.

Искусство, включая архитектуру, в котором духовно-ценностное содержание неотделимо от формы его материального воплощения, невозможно отнести к явлениям ни материальной, ни духовной культуры.

 

29

32. Проблема пространства и времени в истории философии. Пространство как категория архитектуры.

 Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство мира имеет три измерения и называется трехмерным.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время и изобрел его эталон. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, наш организм подвержен влиянию временных ритмов.

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

В начале 20 в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Время - четвертое измерение мира, а пространственно - временной срез нашей Метагалактики, характеризующийся формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Четырехмерное пространство-время связано с материей и движением микромира.

Каждому структурному уровню материи соответст вует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уровне белковых молекул в форме асимметрий. Живые системы образуются только из тех молекул, в которых имеются "левосторонние" группировки. Растения четко различают свойства пространства, вьющиеся растения завивают "усики" только справа налево. Они меняют длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды.

Свою специфику имеет пространство и время в, жизни общества. Человечество сразу стало формировать особую пространственную сферу жизнедея­тельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой природой появилась "очеловеченная". Если в неживой и биологической формах материи пространство включает в себя только овязи предметов, то в социальное пространство входит отношение человека к предмету, к месту своего обитания.

Например, понятие Родина характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему и т, д.

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе человеческой деятельности. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят своими корнями вглубь веков, этот отрезок времени в несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет.

Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темпов социальных изменений» что нашло отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особую ценность шело прошлое, хранящее для настоящей жизни необходимые навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Именно в этот период времени была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого организма и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается и по сей день, и это негативно сказывается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее происхождение рода человеческого, время образования наций, эпох и формаций. В каждом из этих времен свой ритм и свои ценности.

Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическому — растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.

 

30










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...