Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
1. Когда появилась психолингвистика? 2. В чем различие между лингвистикой и психолингвистикой? 3. Сравните три определения психолингвистики. Какому вы отдаäèте предпочтение? 4. Назовите причины появления психолингвистики. 5. Почему психолингвистика междисциплинарна? ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 1. Что такое язык по Гумбольдту? 2. Ограничивает ли язык понимание мира? 3. Что такое понимание речи по А.Потебне? 4. Назовите три аспекта языковых явлений (по Л.Щербе) и расскажите об их взаимосвязи. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 1. Оперируя термином "критический возраст для освоения языка" опишите условия, при которых герой Р.Киплинга Маугли мог стать полноценным человеком? 2. Назовите основные периоды в освоении речи ребенком. 3. Почему существует корреляция между физическим развитием ребенка и освоением языка? 4. Можно ли говорить, что ребенок создает свою, "промежуточную грамматику"? Приведите примеры. 5. Что такое pivot-грамматика? ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ 1. В чем причины речевых ошибок? Перечислите их типы. 2. Что такое стохастическая модель речи? 3. В чем суть теории Н.Хомского? 4. Какие уровни порождения речи выделял Ч.Осгуд? 5. Какое место занимает внутренняя речь в процессе порождения речи? В чем ее особенность? 6. Опишите модель порождения речи А.А.Леонтьева. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 1. Дайте определение процессу восприятия. 2. В чем заключается уровневость восприятия? 3. Может ли восприятие быть несмысловым? 4. Какой смысл может быть приписан фразе: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка? 5. Какой языковой элемент (слово, СЛОВО, СлОвО) будет восприниматься труднее и почему? 6. Почему ассоциативно близкие слова воспринимаются быстрее? 8. Как распознаются разные смыслы неоднозначных фраз? 9. Запоминается ли фраза в той форме, в которой она была предъявлена? 10. Сможет ли человек понять языковое выражение, если в его сознании нет соответствующих образов? 11. В чем заключается активность реципиента? ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 1. Дайте определение текста. 2. Чем задается системность организации текста? 3. Какую функцию текст выполняет в человеческой деятельности? 4. Как затекст определяет семантику текста? Какую роль в этом играет образ мира? 5. Надо ли в обучении использовать только "правильные" тексты? 6. Почему в тексте есть "скважины"? 7. Почему проекция текста может не совпадать с авторским замыслом? ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 1. Для чего нужен эксперимент в психолингвистике? 2. В чем суть ассоциативного эксперимента? 3. Чем будут отличаться реакции в ассоциативном эксперименте представителей разных культур? 4. Чем результаты направленного ассоциативного эксперимента отличаются от результатов свободного? 5. На каком психологическом принципе основана методика семантического дифференциала? 6. На чем основано действие детектора лжи? 7. Чем определение значения слова, которое может быть дано испытуемыми, может отличаться от значения слова, зафиксированного в словаре? 8. Что восстанавливается легче, конец частично разрушенного текста или его начало? ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 1. Каждое ли слово языка отражает культуру говорящего на нем народа? 2. В чем суть гипотезы лингвистической относительности? 3. Перечислите типы лакун и приведите соответствующие примеры. 4. Все ли люди испытывают культурный шок, попадая в новую культуру? 5. Оцените свой билингвизм. 6. Почему в речи билингва бывают ошибки? ПАТОПСИХОЛИНВГИСТИКА 1. Назовите особенности речи человека в состоянии эмоционального напряжения. 2. Перечислите основные нарушения речи и дайте определения. 3. Что является предметом изучения нейролингвистики?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1.1. Язык и мышление. 1.2. Звук и смысл (фоносемантика). 1.3. Речевая деятельность: структура и компоненты. 1.4. Объект и предмет психолингвистики. 2.1. Идеи В.Гумбольдта и психолингвистика. 2.2. Идеи Б. де Куртене и психолингвистика. 2.3. Идеи А.Потебни и психолингвистика. 3.1. Язык животных. 3.2. Говорящие животные. 3.3. Дети-маугли. 3.4. Основные этапы развития детской речи. 3.5. Овладение произношением в онтогенезе. 3.6. Овладение морфологией в онтогенезе. 3.7. Овладение синтаксисом в онтогенезе. 3.8. Двусловные высказывания детей. 3.9. Сенсомоторная и концептуальная логика в онтогенезе. 4.1. Гипотезы о происхождении речи в филогенезе. 4.2. Модели и механизмы производства речи. 4.3. Синтаксическая концепция Н.Хомского. 4.4. Внутренняя речь как инструмент мышления. 5.1. Механизмы восприятия речи. 5.2. Понимание слова. 5.3. Понимание фразы и пресуппозиции. 5.4. Двусмысленные фразы и их понимание. 5.5. Вероятностное прогнозирование при восприятии речи. 5.6. Восприятие и понимание речи. 6.1. Текст как высшая единица речемыслительной деятельности. 6.2. Пресуппозиции и прецедентность текста. 6.3. Методы анализ текста. 7.1. Основные результаты ассоциативных экспериментов. 7.2. Принципы классификации ассоциаций. 7.3. Методика семантического дифференциала. 7.4. Методика дополнения. 8.1. Понятие языковой картины мира. 8.2. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. 8.3. Билингвизм и его типы. 8.4. Мультилингвизм. 8.4. Психолингвистические проблемы перевода и межкультурного общения. 8.5. Способы создания речевой ситуации при обучении иностранному языку. 9.1. Физиологические центры речи. 9.2. Нарушения и дефекты речи. 9.3. Моторная афазия и сенсорная афазия. 9.4. Речь в состоянии эмоционального напряжения. 9.5. Язык глухонемых. 10. Тема по собственному выбору.
ЛИТЕРАТУРА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М.,1997. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.,1982. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.,1997. Основы теории речевой деятельности. — М.,1974. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л.,1989. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. — М.,1987. Текст лекций "Введение в психолингвистику" — М., 1991. Ч.I., ч.II. Шанарович А.М. Проблемы психолингвистики. — М.,1987. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ Блумфиьд Л. Употребление языка. // Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечения. — ч. II. — М., 1965. Уорф, Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // там же. Выготский Л.С. Мысль и слово. // Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании.// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М.,1974. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ЧТЕНИЯ Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М. 1982. Ахутина Т.В. Порождение речи. — М., 1985. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М.,1988. Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — Munchen, 1996. Белянин В.П. Модели мира в литературе. — М., 1999. Блумфильд Л. Язык. — М.,1968. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. — М.,1968. Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. — М.,1984. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984. Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1991. Залевская А.А. Понимание текста. — Калинин,1988. Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. — М.,1990. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.,1987. Кольцова М. Ребёнок учится говорить. — М.,1979. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М.,1977. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.,1969. Национально-культурная специфика речевого поведения. — М.,1977. Негневицая Е.Т., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М.,1981. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. — М.,1983. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М.,1932. Психолингвистические проблемы семантики. — М.,1993. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. — Новосиб., 1992. Рубакин Н.Н. Психология читателя и книги. — М., 1977. Русский ассоциативный словарь. Т. 1-6 — М., 1994-1999. Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М.,1976. Смысловое восприятие речевого сообщения. — М.,1976. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.,1985. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. — М.,1989. Теория речевой деятельности. — М., 1968. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. — М., 1984. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М., 1988. Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972 Berko J.G., Ratner N.B. Psycholinguistics. 1993. Chomsky N. Syntactic Structures. 1957. Foss D.J., Hakes D.T. Psycholinguistics. 1978. Garnham, A. Psycholinguistics. 1985. Kess J.E. Psychoplinguistics. 1992 Osgood C.E., et al. The measurment of Meaning. 1957. Steinberg D.D. An Introduction to Psycholinguistics. 1993.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |