Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткие сведения о ЕвангелииСтр 1 из 41Следующая ⇒
Высокопреосвященнейший Вениамин, Архиепископ Владивостокский и Приморский (Пушкарь)
СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Санкт Петербург – Владивосток
Издательство Завет
2003
Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. –СПб, 2003. – 472 с.
ISBN 5 – 7444 – 1167 – 4
Издание третье, исправленное и дополненное
Содержание Священного Писания дается в изложении профессора, кандидата богословских наук, архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). Книга может служить введением в курс библеистики для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Теология» и « Религиоведение», а также использоваться в воскресных школах. Книга представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся изучением библии.
Фотографии на цветных вклейках использованы автором с любезного разрешения «Информационного Агентства Русской Православной Церкви» На первой странице обложки использован фрагмент картины Александра Иванова «Явление Христа народу» (1857 г.) © Архиепископ Вениамин (Пушкарь), 2003 © Издательство «Завет», макет, оформление, 2003 © «Информационное Агентство Русской Православной Церкви», фото, 2003
СОДЕРЖАНИЕ Часть II. Новый Завет…………………………………………………………….10
Предисловие……………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….12 1. Краткие сведения о Евангелии……………………………………………..12 1.1. Евангелие от Матфея……………………………………………...14 1.2. Евангелие от Марка……………………………………………….14 1.3. Евангелие от Луки…………………………………………………15 1.4. Евангелие от Иоанна………………………………………………17 2. Евангелие — Книга Жизни………………………………………………….18 3. Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа…….21 3.1. Историко-географическое описание Палестины………………..21 3.2. Политическое положение Палестины……………………………24 4. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа……………………………27
Глава I РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ……………………………30 1. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете…30 2. Благовестие Захарии………………………………………………………....32 3. Благовещение Пресвятой Деве Марии……………………………………...33 4. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы……………..34 5. Рождение Иоанна Предтечи………………………………………………....35 6. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении………………………36 7. Рождество Христово……………………………………………………….....36 8. Поклонение пастухов…………………………………………………………37 9. Обрезание и Сретение Господне……………………………………………..38 10. Поклонение волхвов…………………………………………………………39 11. Бегство Святого Семейства в Египет и избиение вифлеемских младенцев…………………………………………………….41 12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину…………....42 13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение Иерусалимского храма………………………………..42 14. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь……………………....44 15. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане…………….47 16. Искушение в пустыне……………………………………………………....48 17. Возвращение Христа на Иордан. Первые его ученики……………………51 18. Первое чудо в Кане Галилейской…………………………………………..53
Глава II ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА...55 1. Переселение в Капернаум…………………………………………………..55 2. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи……………………………….55 3. Беседа Иисуса Христа с Никодимом……………………………………….56 4. Проповедь Иисуса Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нем Иоанна Крестителя…………………………………………………...58 5. Беседа Иисуса Христа с самарянкой……………………………………….59 6. Проповедь Иисуса Христа в Галилее………………………………………61 7. Заочное исцеление сына царедворца……………………………………….62 8. Проповедь Христа в Назаретской синагоге……………………………….63 9. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников на апостольское служение…………………………………………………..64 10. Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге……………………..65 11. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме……………….65 12. Исцеление расслабленного в Капернауме………………………………..67 13. Призвание Левия-Матфея к апостольскому служению………………….67
Глава III ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА……………..69 1. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе……………………………69 2. Исцеление расслабленного в Доме Милосердия…………………………..70 3. Срывание колосьев и спор о субботе………………………………………71 4. Исцеление сухорукого………………………………………………………72 5. Избрание двенадцати апостолов……………………………………………73 6. Нагорная проповедь…………………………………………………………74 7. Исцеление слуги сотника……………………………………………………77 8. Воскрешение сына вдовы наинской………………………………………..77 9. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу………………………...78 10. Иисус Христос в доме Симона-фарисея…………………………………..79 11. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев……………………….80 12. Учение в притчах о Царстве Божием……………………………………..81 12.1. Притча о сеятеле……………………………………………………………….82 12.2. Притча о зерне горчичном…………………………………………………….83 12.3. Притча о закваске……………………………………………………………...83 12. 4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину……...84 12. 5. Притча о пшенице и плевелах………………………………………………..84 13. Укрощение бури……………………………………………………………85 14. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской…………………………...85 15. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника синагоги……………………………………………………….86 16. Отправление апостолов на проповедь…………………………………….87 17. Смерть Иоанна Крестителя………………………………………………..89 18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами………….90 19. Хождение Иисуса Христа по воде………………………………………...91 20. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни……………………………………..91
Глава IV ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА…………………………………...94 1. Беседа с фарисеями о предании старцев…………………………………...94 2. Исцеление дочери сирофиникиянки………………………………………..95 3. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого……………97 4. Преображение Господне…………………………………………………….99 5. Исцеление бесноватого отрока-лунатика…………………………………..100 6. Последние дни пребывания в Галилее……………………………………..101 7. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей……………………….102 8. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя…………….103 9. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа…………………...105 10. Исцеление слепорожденного………………………………………………106 11. Притча о добром пастыре………………………………………………….108 12. Христос на празднике Обновления……………………………………….110 13. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье………………….111 14. Поучения Христа в притчах о любви Бога к человеку, человека к Богу и людей друг ко другу…………………………………..112 14. 1. Притча о пропавшей овце…………………………………………………….112 14. 2. Притча о потерянной драхме…………………………………………………112 14. 3. Притча о блудном сыне……………………………………………………….113 14. 4. Притча о милосердном самарянине………………………………………….115 14. 5. Притча о мытаре и фарисее…………………………………………………..116 14. 6. Притча о судье неправедном…………………………………………………117 15. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве…………………………...118 16. Притча о богаче и нищем Лазаре………………………………………….119 17. Исцеление десяти прокаженных…………………………………………..121 18. Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии……………………………...122 19. Благословение детей……………………………………………………….125 20. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня……126 21. Воскрешение Лазаря……………………………………………………….128 22. Тайное и беззаконное решение Синедриона……………………………..130 23. Христос в Ефраиме и Его последнее путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи………………………………………………………….130 24. Исцеление слепого у Иерихонских ворот………………………………...132 25. Обращение Закхея………………………………………………………….132
Глава V СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ. КРЕСТНАЯ СМЕРСТЬ ИИСУСА ХРИСТА…………………………………134 1. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи………………………………134 2. Торжественный вход Господень в Иерусалим…………………………….135 3. Великий Понедельник……………………………………………………….137 3. 1. Проклятие бесплодной смоковницы…………………………………………137 3. 2. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа…..138 4. Великий Вторник…………………………………………………………….139 4. 1. Последнее посещение храма и полный разрыв с духовными руководителями еврейского народа…………………………...139 4. 2. Притча о двух сыновьях……………………………………………………….140 4. 3. Притча о злых виноградарях…………………………………………………..140 4. 4. Вопрос фарисеев о подати кесарю…………………………………………….141 4. 5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых……………………………………142 4. 6. Вопрос книжника о наибольшей заповеди в законе…………………………143 4. 7. Обличительная речь Христа против книжников и фарисеев………………..143 4. 8. Лепта вдовы…………………………………………………………………….145 4. 9. Встреча с еллинами…………………………………………………………….145 4. 10. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима……………………………147 4. 11. Пророчество Христа о будущем Церкви и о втором Его пришествии…….148 4. 12. Притча о десяти девах………………………………………………………...149 4. 13. Притча о талантах……………………………………………………………..150 4. 14. Беседа о Страшном Суде……………………………………………………..151 5. Великая Среда. Предательство Иуды………………………………………153 6. Великий Четверг……………………………………………………………..153 6. 1. Тайная вечеря…………………………………………………………………...154 6. 2. Иуда покидает пасхальную трапезу…………………………………………...155 6. 3. Установление таинства Евхаристии…………………………………………..156 6. 4. Прощальная беседа с учениками………………………………………………156 6. 5. На пути в Гефсиманию………………………………………………………...157 6. 6. Гефсиманская молитва…………………………………………………………158 6. 7. Предательский поцелуй Иуды…………………………………………………160 6. 8. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра…………………...151 6. 9. Суд Синедриона………………………………………………………………..162 6. 10. Смерть предателя……………………………………………………………..163 7. Великая Пятница…………………………………………………………….163 7. 1. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата…………………………………….163 7. 2. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу…………………………………..167 7. 3. Распятие и Крестная смерть Иисуса - Агнца Божия…………………………168 7. 4. После распятия и смерти………………………………………………………170 7. 5. Погребение……………………………………………………………………..171
Глава VI ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ…………………...173 1. Воскресение Христово………………………………………………………173 2. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и другим мироносицам174 3. Реакция Синедриона………………………………………………………...175 4. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус.175 5. Явление воскресшего Господа всем апостолам, кроме Фомы……………176 6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам…………………..177 7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере………………………178 8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее………………179 9. Вознесение Господне………………………………………………………..179 10. Сошествие Святого Духа на апостолов…………………………………..180
Заключение……………………………………………………………………..182
Приложение 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ………….184
Приложение 2. БИБЛИОГРАФИЯ II ЧАСТИ…………………………………………………186 Принятые в библиографии сокращения………………………………………186 I. Жизнь Иисуса Христа………………………………………………………..187 1. Общие труды, источники……………………………………………187 2. Христианские авторы………………………………………………..188 3. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии..188 II. Толкования на Евангелие…………………………………………………...189 1. Святоотеческие комментарии………………………………………189 2. Позднейшие комментарии…………………………………………..189 III. Личность и учение Христа. Притчи……………………………………….190 1. Христианские авторы………………………………………………..190 2. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии………………………………………………………………196 IV. Частные аспекты Евангельской Истории…………………………………197 V. Евангелия: происхождение и историческая достоверность……………...206 1. Христианские авторы………………………………………………..206 2. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии………………………………………………………………210 VI. Словари и справочники……………………………………………………210 VII. Евангельская История в художественной литературе………………….210
Часть II
НОВЫЙ ЗАВЕТ Предисловие
Священная Библейская история Нового Завета – это история искупительного крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, история установления Нового благодатного союза человека с Богом. На первых своих страницах Св. Библия свидетельствует, что Всемогущий Бог по Своей любви и благости создал весь мир и человека, наделив его духовными талантами, и сделал его царем и хранителем мира. Раскрывая в себе образ Божий, человек все больше и больше уподоблялся бы своему Творцу и вместе с тем превратил бы всю землю в рай. Но человек не выполнил своего назначения. Не пожелав духовного совершенства и жизни с Богом, он пренебрег любовью Творца, порвал союз с Небом и стал рабом падшего ангела – диавола. Как блудный сын, он уходил от своего Творца все дальше и дальше в область мрака и небытия. Тот, кто был призван стать царем и творцом природы, стал ее рабом, губителем и грабителем. Порвав благодатный союз с Богом, человек постепенно умирал. После грехопадения он стал бессильным восстановить свою падшую, расколотую грехом природу и победить смерть. Умирающему во грехах человечеству нужна была Божественная рука помощи, новый спасительный акт Божественной любви, который бы восстановил разлагающуюся природу человека, соединил бы его с Источником Жизни и вновь даровал бы ему достоинство человека, как высшего творения Божия. И любящий Творец не оставил Свое любимое творение, Он нисходит к умирающему человеку и спасает его. Этот творческий Божественный акт Жертвенной любви в отпавшем от Бога греховном мире совершило то же Божественное Слово, Которым внача-ле было создано все тварное бытие. «Оно было в начале у Бога. Все через Не-го начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»(Ин.1,2-3). Чтобы осуществить спасение человеческого рода, Предвечное Слово Божие – Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий посредством воплощения принимает человеческую природу и становится подобным нам Человеком, кроме греха. «И Слово стало плотию, ¾ свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, ¾ и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога-Слова. По словам ап. Павла, это событие есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Эта «великая благочестия тайна» и составляет предмет Священной Библейской истории Нового Завета. Сведения о том, как «Слово стало плотию, и обитало с нами», т. е. о Рождестве Христовом, Его Божественном учении, крестной смерти, воскресении и вознесении, мы узнаем из четырех Евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. ВВЕДЕНИЕ
Краткие сведения о Евангелии
Слово «евангелие» принадлежит греческому языку, в переводе на русский язык оно означает «доброе известие», «благая весть» (благовестие). Евангелием мы называем благую и радостную весть о спасении человеческого рода от греха, проклятия и смерти, преподанную людям Господом нашим Иисусом Христом, воплотившимся Сыном Божиим, и проповеданную апостолами. Из этого определения Евангелия следует, что Евангелистом в подлинном смысле слова можно назвать только Господа нашего Иисуса Христа, так как Он есть не только Источник Божественного спасительного учения, но и Совершитель великой Голгофской Жертвы любви, ¾ Сама Божественная Любовь, посредством Которой спасается человеческий род. Живя среди людей, Христос излагал Свое Божественное учение в устной форме. Первоначально спасительное учение Иисуса Христа сохранялось в Церкви в устном сказании, но впоследствии устное благовествование было записано на свитках пергамента апостолами и их ближайшими учениками. С этого времени название «евангелие» перешло также на эти письменные повествования о жизни и учении Спасителя. Надо иметь в виду, что в те древние времена многие пытались письменно изложить жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа, но из всех этих писаний только четыре признаны Церковью каноническими и почитаются ею как священные книги. Это Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Вернее сказать, есть только одно Евангелие, ибо есть только один Спаситель Иисус Христос и одно Его учение; но существуют четыре изложения Евангелия, написанные четырьмя евангелистами. Вместе взятые все эти писания носят название Четвероевангелия. Евангелия Матфея, Марка и Луки в отличие от Евангелия Иоанна называются синоптическими, потому что они очень близки между собой по плану и содержанию. Но различия между синоптическими Евангелиями и Евангелием Иоанна Богослова не являются существенными. Если сравнить все четыре Евангелия, то окажется, что в главном все они находятся в удивительном согласии. Все они описывают жизнь и учение Господа Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого, святого, чистого, кроткого и любвеобильного, могущественного в словах и делах, посланного Богом Отцом для спасения мира, добровольно принявшего мучительную смерть на кресте и воскресшего из мертвых. Евангелисты не ставили себе задачей изложить все учение Спасителя для всех времен и народов, а писали каждый с особой частной целью, определяемой условиями его апостольства, и сообразно с этой целью упоминали лишь о тех или иных изречениях Христа и событиях Его жизни. Поэтому Евангелия в первом веке были апостольскими писаниями, предназначенными отдельным христианским общинам и даже частным лицам (Лк. 1, 1-4). Но так как в этих писаниях излагалось учение Христово и указывался людям путь спасения, то Дух Святой, живущий и пребывающий в Церкви Христовой, сохранил их для всех времен и народов, ибо Божественная Истина, запечатленная в Евангелиях, не может ограничиваться ни временем, ни каким-нибудь обществом или народом. Время происхождения Евангелий не может быть определено с безусловной точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Первыми новозаветными книгами, несомненно, были послания апостолов, которые писались с целью поучения и укрепления в вере христианских общин; но вскоре явилась потребность и в книгах, в которых подробно излагалась бы история земной жизни Иисуса Христа. Можно полагать, что ап. Матфей написал свое Евангелие около 50-60 годов по Рождестве Христовом, Марк и Лука несколько лет спустя и во всяком случае раньше разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 года, а Иоанн – в конце первого века, в преклонном возрасте. Язык, на котором написаны Евангелия – греческий, не классический, а так называемый александрийский, наиболее в то время распространенный. Написанные на нем книги свободно читались различными народами, входящими в Римскую империю – от берегов Атлантического океана до Евфрата и далее. Древние отцы Церкви усматривали в Ветхом Завете прообразы и символы четырех Евангелий. Так, они сравнивали св. Четвероевангелие с рекой, которая, вытекая из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, хранившим в своих недрах множество драгоценных камней и дорогих металлов (Быт. 2, 10-14). Эта река является символическим изображением духовной глубины и величия содержания Святого Евангелия. Другой символ для четырех Евангелий Святые Отцы усматривали в таинственной колеснице, которую видел пророк Иезекииль у реки Ховарь. Она состояла из четырех животных, каждое из которых имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Эти лица животных, взятые в отдельности, сделались символами для каждого из евангелистов. Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает Матфея с человеком или ангелом, так как ап. Матфей в своем Евангелии больше говорит о человеческом и мессианском характере Христа. Евангелист Марк в иконографии изображается со львом, так как св. Марк в своем Евангелии повествует преимущественно о всемогуществе и царском достоинстве Иисуса Христа (лев – царь животных). Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что св. Лука повествует преимущественно о первосвященническом служении Иисуса Христа (телец – жертвенное животное). И, наконец, евангелист Иоанн изображается с орлом, ибо как орел подымается высоко над землей и проникает своим острым взором в далекие дали, так и св. Иоанн Богослов, духовно подымаясь над всем земным и человеческим, преимущественно говорит в своем Евангелии о Христе как о Боге Слове, Второй Ипостаси Святой Троицы.
1.1. Евангелие от Матфея
Матфей, сын Алфея, был одним из двенадцати апостолов, призванных Господом Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Он носил также имя Левий и до призвания Господом был мытарем, т.е. сборщиком пошлин в Капернауме. Верный ученик Христов, Матфей был очевидцем многих чудес, совершенных Спасителем, и постоянным слушателем Его наставлений. После вознесения Иисуса Христа он проповедовал благую весть иудеям в Палестине и написал для них Евангелие на еврейском, точнее, арамейском языке. Об этом нам свидетельствует Папий, еп. Иерапольский, ученик ап. Иоанна Богослова. Но первоначальный арамейский текст Евангелия от Матфея утерян, и до нас дошел только очень древний греческий перевод. Ученые предполагают, что на греческий язык с арамейского языка Евангелие было переведено самим евангелистом Матфеем. Главная цель евангелиста – показать евреям, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Богом избранному народу. С этой целью он приводит много пророчеств о Мессии из Священного Писания Ветхого Завета и говорит, что все они исполнились в Иисусе. Поэтому у ап. Матфея чаще, чем у других евангелистов, встречается выражение: «Да сбудется реченное пророком...». Иудеи ожидали пришествия такого Мессии, который основал бы на земле могущественное царство и сделал бы евреев народом, господствующим в мире. В противовес этому узко земному пониманию ветхозаветных пророчеств о Мессии, евангелист Матфей проповедовал своим единоплеменникам подлинное Христово Царство, Царство духовное, сверхприродное, полагающее свое основание на земле и завершающееся на небе. Евангелие ап. Матфея написано около 50 года. Оно содержит 28 глав, начинается изложением родословной Христа от Авраама и заканчивается прощальной беседой Спасителя с апостолами на одной из гор Галилейских.
1.2. Евангелие от Марка
Евангелист Марк не принадлежал к числу двенадцати Апостолов Христовых и не ходил за Спасителем. Родом был он из Иерусалима и имел два имени: по-римски прозывался Марком, а еврейское имя его было Иоанн. В христианство был обращен ап. Петром, который называет его своим духовным сыном (1 Пет. 5, 13). Горя желанием распространять веру Христову среди язычников, св. Марк в 45 году вместе с апостолами Павлом и Варнавою, своим дядей, путешествует в Малую Азию, но в Памфилии он вынужден был проститься с апостолами и возвратился в Иерусалим (Деян. 13, 13). Евангелист Марк с юных лет становится преданным учеником ап. Петра, является постоянным спутником в его проповеднической деятельности и не расстается со своим учителем до самой его смерти в Риме. С 62-го по 67-й год св. Марк вместе с ап. Петром находится в Риме. Римские христиане еще при первом их посещении ап. Петром просили его написать им книгу о жизни и учении Спасителя. В ответ на эту просьбу св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни Христа в письменной форме, очень наглядно и живо. Об этом свидетельствует св. Климент, еп. Александрийский, следующим образом: «В то время, как апостол Петр благовествовал в Риме, Марк, спутник его... написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка». А св. Папий, еп. Иерапольский, говорит: «Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку». Этих свидетельств, восходящих ко второму веку, достаточно, чтобы не усомниться в принадлежности второго Евангелия св. Марку. По всей вероятности, св. Марк писал Евангелие для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с историей и бытом еврейского народа. Поэтому в Евангелии очень мало ссылок на Ветхий Завет, но зато часто объясняются различные иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются непонятные для римских христиан арамейские выражения. Главная цель Евангелия – утвердить в обращенных язычниках веру в Божественность Спасителя и показать им Божественную власть Христа, Сына Божия, над всей тварью. Евангелие св. Марка состоит из 16 глав. Оно начинается призывом св. Иоанна Крестителя к покаянию и заканчивается вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо и проповедью св. апостолов. У нас нет данных, чтобы с точностью определить время написания Евангелия от Марка. Во всяком случае, оно было написано позднее арамейского Евангелия ап. Матфея и, по всей вероятности, в пятидесятых годах, когда ап. Петр впервые посетил римских христиан. Согласно древнему преданию, евангелист Марк был первым епископом Александрийской церкви и умер мученической смертью.
1.3. Евангелие от Луки
Автором третьего Евангелия древняя Церковь единогласно называет апостола Луку. По свидетельству историка Евсевия (IV век), Лука происходил из языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Он получил хорошее греческое образование и был по профессии врачом. Уверовав во Христа, св. Лука становится ревностным учеником и постоянным спутником ап. Павла в его апостольских путешествиях. Он неотступно следует за своим учителем, разделяет с ним труды второго и третьего апостольского путешествия (Деян. 16, 10-17; 20, 5-21) и остается при нем во время пребывания ап. Павла под стражей в Кесарии и в Риме (Деян. 24, 23; 27; 28; Кол. 4, 14). «Луку, врача возлюбленного», называет ап. Павел в числе своих сподвижников, которые были ему утешением во время римских уз (Кол. 4, 11-14). Под влиянием проповеди ап. Павла св. Лука пишет Евангелие, адресуя его к Феофилу (Лк. 1, 1-4), человеку высокого общественного положения, обращенному в христианство из язычников, и в его лице к христианским общинам, основанным св. Павлом – «апостолом языков». Желая дать христианам из язычников твердое основание того учения, в котором они были наставлены ап. Павлом, св. Лука ставит себе целью: 1) передать уверовавшим, «по тщательном исследовании» и «по порядку», слова и дела Спасителя и 2) укрепить этим повествованием веру в Спасителя мира. Источниками для написания Евангелия св. Луке послужили, как говорит он сам, рассказы живых лиц, «бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1, 2). С ними он встречался в обществе ап. Павла и в Иерусалиме, и в Кесарии. В основе евангельского повествования о рождестве и детских годах Иисуса Христа (гл. 1 и 2) лежит, по-видимому, записанное на арамейском языке Священное Предание, в котором слышится еще голос Самой Девы Марии. Но существует и другое предание, которое говорит, что св. Лука сам встречался с Божией Матерью, слышал от Нее рассказы о Господе и написал первую икону Святой Девы с Младенцем Иисусом на руках. Кроме того, при написании своего Евангелия св. Лука пользовался и ранее написанными Евангелиями Матфея и Марка. Помимо Евангелия святой Лука написал еще и книгу «Деяния Святых Апостолов». В обоих этих творениях обнаруживается талантливая рука историка, который при необычайной точности и сжатости изложения умел давать картинное и притом исторически обоснованное повествование. Но не надо забывать, что на всем повествовании Луки и на самом языке его лежит отпечаток мысли и речи ап. Павла. Евангелие св. Луки состоит из 24 глав. Оно начинается событиями, предшествовавшими рождению Иисуса Христа, и заканчивается вознесением Господа на небо.
1.4. Евангелие от Иоанна
Апостол Иоанн Богослов, младший брат ап. Иакова, был сыном рыболова Заведея и Соломии. Родился Иоанн на берегах Галилейского озера. В юности своей он помогал отцу ловить рыбу, но затем ушел на Иордан к св. Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда же на берегах Иордана появился Спаситель, Иоанн всей душой полюбил Мессию, стал Его верным и любимым учеником и никогда не расставался с Ним до дня Его вознесения на небо. После смерти Спасителя св. апостол принял Божию Матерь в свой дом и заботился о Ней до самого Ее успения. Затем, вероятно, после смерти ап. Павла, Иоанн Богослов с проповеднической целью переселяется в город Ефес, который после разрушения Иерусалима сделался центром христианской Церкви на Востоке. Там воспитал он будущих епископов: Папия Иерапольского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского. При императоре Домициане он был сослан на остров Патмос, где в видениях Господь показал ему будущие судьбы мира. Все эти видения он записал в книгу, которая называется «Откровение» или «Апокалипсис». Только при императоре Нерве св. апостол смог возвратиться из ссылки в Ефес. Имея в лице ап. Иоанна одного из ближайших свидетелей и очевидцев «служения Слова», христиане Ефеса стали просить его, чтобы он описал им земную жизнь Христа Спасителя. Когда они принесли Иоанну книги первых трех евангелистов, то он одобрил эти книги и похвалил евангелистов за их искренность и правдивость повествования. Но при этом он заметил, что три евангелиста больше обращают внимание на человеческую природу Христа. Апостол Иоанн сказал своим последователям, что при повествовании о Христе, пришедшем в мир во плоти, необходимо больше говорить о Его Божестве, так как иначе люди с течением времени начнут судить и думать о Христе лишь по тому, чем Он явился в земной жизни. Поэтому ап. Иоанн начинает свое Евангелие не с изложения событий из человеческой жизни Христа, а прежде всего указывает на Его предвечное существование с Богом Отцом. Воплотившийся Христос есть Вторая Ипостась Святой Троицы, Божественное Слово (Логос), посредством Которого произошло все существующее (Ин. 1, 1-3). Таким образом, цель написания Евангелия можно выразить словами самого же евангелиста, обращенными к ефесским христианам: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31). Этим самым евангелист желает оградить христиан от распространяющихся в Малой Азии ересей (Керинфа, Евионитов, Николаитов), отрицавших Божественную природу Спасителя. Дополняя синоптиков, св. Иоанн описывает преимущественно деятельность Христа в Иудее, подробно рассказывает о посещениях Им Иерусалима по большим праздникам. Написано Евангелие в девяностые годы первого века, незадолго до смерти св. апостола. Евангелие св. Иоанна Богослова состоит из 21 главы. Оно заканчивается повествованием о явлении воскресшего Господа ученикам на Галилейском озере.
Евангелие — Книга Жизни
Приступая к изучению Евангельской истории, надо помнить, что знание Священной истории необходимо каждому христианину, но еще более пастырю Церкви Христовой, для которого Слово Божие и служение Ему есть его жизнь. Мы должны знать, что Христос не мифологическая, а вполне реальная, историческая Личность, совершившая на земле великое дело искупления человеческого рода, какое не мог совершить ни до Него, ни после Него никто из смертных. Он жил среди людей, ходил по этой земле, имел своих последователей, посещал города и селения Палестины с проповедью, был гоним врагами, пострадал на кресте, умер позорной смертью, воскрес во славе, вознесся на небо и пребывает в Церкви Своей – «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Мы должны хорошо знать географию Палестины, историческую обстановку того времени, когда жил Христос, интересоваться археологическими находками, подтверждающими истинность евангельского повествования. Все это необходимо знать будущему богослову, так как Евангельская история - это фон, на котором изучается богословие. Но, изучая Священную историю, надо избегать крайностей, надо помнить, что одно историческое «голое» знание не имеет существенного значения в деле веры, в деле нашего спасения. Если мы, например, увлечемся только выяснением даты Рождества Христова и подробностями Его земной жизни, но без веры во Христа, то мы, разумеется, приобретем много исторических сведений, но сердце наше останется безразличным к спасению. Не так ли поступают и атеисты? Какая же тогда будет разница между так называемым христианством, интересующимся жизнью Христа без веры в Него, и атеистом, изучающим христианство? Разумеется, никакой. Евангельские исторические события имеют для нас существенное значение только в том случае, если они воспринимаются через верующее сердце, через веру во Христа как Богочеловека, Сына Божия, Спасителя мира. Только так, только через веру во Христа, или, лучше сказать – в свете Христовом – мы должны воспринимать Священную Евангельскую историю. Каждое Евангельское слово, каждое священное событие должно восприниматься и осознаваться нашим разумом через основной смысл Евангелия, через «горнило нашей веры». Тогда евангельские события заживут в нашем сердце. Тогда образ Христа станет близким и дорогим нашему духу, тогда Святое Евангелие станет для нас Книгой Жизни, ведущей нас ко спасению. И действительно, никакая книга на земле по своему содержанию и действию на человеческую душу не может сравниться с Евангелием, ни тем более заменить его. Как говорил Спурджон, «Евангелие есть Слово, превосходящее все человеческие речи, Писание выше всех произведений пера, неподражаемое творение Святого Духа; оно пригодно для всех мест, времен и стран, для всех народностей, сословий и лиц. Евангелие – это Книга книг, источник вечной жизни (2 Тим. 1, 12, 13), спасения (Деян. 13, 26; Еф. 1, 13) и утешение для несчастных и страждущих. Это – книга, не имеющая на земле себе подобной, содержание которой, как взор Самого Бога, проникало бы в глубину души каждого человека, которая во всем до единого слова содержала бы истину, была бы мудрее всех сводов законов, назидательней всех поучений, прекраснее поэзии всего мира, и трогала бы человеческое сердце, как нежный голос любящей матери. Евангелие – это дивный неземной свет, озаряющий наше духовное существо сильнее солнца (2 Пет. 1, 19); это – дыхание Вечного, пробуждающее в душе счастливого человека, среди всех земных наслаждений, вздох о лучшем и высшем, тоску по его небесной родине; это – веяние Святого Духа-Утешителя, наполняющее душу страдальца неизреченным блаженством среди тяжелых жизненных невзгод». Но чтобы Евангелие благодатно действовало на наш ум и сердце, чтобы эта преблагословенная живая Книга живого Бога помогала нам бороться со злом в этом мире, нам надо полюбить ее и иметь глубокое благоговение к этой святыне. Чтение св. Евангелия мы должны сделать ежедневной нашей потребностью. Но читать надо с молитвенным настроением, ибо читать Евангелие – значит беседовать с Богом. Не читайте Евангелия... с целью подвергнуть его сухой критике нашего ограниченного рассудка, не читайте его поэтическим воображением, но читайте его совестью, ища увидеть непогрешимую святую истину, чтобы заповеди евангельские одухотворили все ваше существо. Евангелие – Книга жизни, и читать ее надо делами. Позднее вы можете приложить к Евангелию и мерку здравой критики... Но во имя этой Святой Книги, не имеющей себе равной между книгами всего мира – произведениями человечества, во имя ее безмерной духовной высоты и Божественной мудрости, которыми веет на вас с каждой страницы ее, мы просим вас прочесть Евангелие сначала только простым разумом и совестью. Читаемая так, Книга «глаголов жизни вечной» заставит трепетать вашу совесть перед добром, перед высокой прекрасной моралью Евангелия; вы подчинитесь духу, живущему в Евангелии, прикоснетесь к живому Христу и почувствуете благодатную «силу, исходящую» со святых строк и целящую, как исцелила кровоточивую риза Господня, ваши душевные раны. Эта Книга вызовет у вас крик восторга и слезы отрады, и вы закроете ее, умиленные и восхищенные... «Избавь Бог, ¾ поучает архимандрит Михаил, ¾ читать Евангелие, как газету или роман. Слова Святой Книги надо читать с большой внимательностью и надлежащим благоговением, ибо в них дыхание Святого Духа. Чтобы получить душевную пользу, нельзя читать Евангелие торопясь, бегло просматривая его: Евангелие не открывает своих лучших сокровищ поверхностному наблюдателю. Главная суть, следует помнить, не в количестве, а в качестве чтения Евангелия. Нет необходимости непременно прочитывать ежедневно из него как можно больше, достаточно прочитать и одну главу, но с подобающим вниманием и сосредоточенностью, а иногда лучше ограничиться даже одним евангельским стихом, сделав его предметом нашего серьезного размышления. Верующий должен читать Евангелие так, как читает невеста письмо любимого человека, полученное из далекой страны. Она не довольствуется тем, что вскользь, поверхностно усвоит содержание этого письма. Нет, она через слово проникает духом во внутренний смысл его, в тайные мысли и намерения писавшего; с благоговейным чувством отнесется она к каждой строке, написанной рукой дорогого для нее существа, и своей душой ощутит ту атмосферу, из которой вышло письмо. Из-за слов она услышит голос любимого. Она даже, наконец, видит его. Слова письма оживают. Они служат, таким образом, живою связью между обоими, и через них две души соединяются в живой дружеской беседе». Итак, пусть эта Книга книг постоянно будет у нас на столе; будем всегда относиться к ней с величайшим благоговением, как к бессмертному Слову Божию; станем читать ее, молитвенно вдумываться в каждое ее слово, чтобы в совершенстве усвоить ее животворный дух, воспитать в себе любовь к истине, добру и красоте и постепенно прийти «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Пусть эта книга священная Спутница вам неизменная Будет везде и всегда Пусть эта книга спасения Вам подает утешение В годы борьбы и труда. Эти глаголы чудесные, Как отголоски небесные В грусти юдоли земной, Пусть в ваше сердце вливаются, - И небеса сочетаются С чистою вашей душой. К.Р.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |