Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АВС и XYZ анализ ассортимента




Эти виды анализа применяются в основном для управления товарными запасами, но их результаты могут оказаться полезными и при анализе ассортимента организации-производителя.

 

2.3.1. АВС-анализ.

Этот вид анализа основан на широко распространенном в практике способе анализа, известном как правило 80/20, которое впервые обосновал Вильфредо Парето в 1897 году.

Применительно к ассортименту это правило может иметь вид:

- 80% объема продаж дают 20% продуктов;

- 80% прибыли дают 20% продуктов (не обязательно тех же, что и в предыдущем случае).

Существуют некоторые отраслевые нормы для этого правила :

- корпоративное программное обеспечение: 95/5;

- авиа- и космическая отрасль: 90/10;

- обычное вооружение: 60/40;

- мелкие хозяйственные товары: 58/42.

 

Порядок проведенияABC-анализа.

1.Для того, чтоб провести АВС анализ, следует вначале выбрать классификационный признак продуктов в соответствии с целью анализа. В данном случае это суммарный объем продаж каждого товара за все периоды.

2.Далее продукты сортируются в порядке убывания этого классификационного признака.

3.Затем определяется кумулята объема продаж по товарам. Это нарастающий итог объема продаж. Для товара-лидера продаж он равен объему продаж этого товара, для товара, объем продаж которого на втором месте – сумме объемов продаж первого и второго товара и т.д.

4.Для наглядности анализа удобно построить график зависимости кумуляты объема продаж от номера товара. По оси Х откладываются номера товаров в порядке убывания суммарного объема продаж, а по оси Y – кумулята объемов продаж по товарам. Правильно построенный график должен быть выпуклым вверх.

5.Проводятся горизонтальные границы между группами А и В, В и С. К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, значения кумуляты для которых составляет от 0 до 50-95% от суммарного значения признака для всех продуктов, согласно вышеприведенным рекомендациям. Обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры. Это товары, обеспечивающие основной объем продаж и поэтому подлежащие тщательному контролю и развитию. В группу В попадает от трети до половины наименований продуктов. Им оказывается меньше внимания. К группе С относятся последние позиции номенклатуры, для которых значение кумуляты объема продаж превышает значение 90…95%. Это кандидаты на снятие с производства.

Выбранные Вами уровни границ областей
должны быть явно указаны в тексте и на графике.

Для проведения ABC-анализа воспользуйтесь следующими практическими рекомендациями. Если кривая кумуляты проходит близко от точки Парето (20% товаров; 80% объема продаж), то выберите уровни 80% и 95%. Если кривая проходит выше этой точки, то выбираются уровни 90% и 95%. Если же кривая изгибается несильно (проходит значительно ниже точки с координатами 20% товаров; 80% объема продаж), то лучше выбрать уровни 50%, 90%. В группу Aне должно попадать больше 50% товаров, иначе теряется смысл выбора более важных товаров.

Рис. 1. Выделение категорий А, В, С

2.3.2. XYZ-анализ позволяет классифицировать товары, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от динамики их продаж.

В простейшем случае группировка продуктов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации объемов продаж по периодам. Коэффициент вариации равен отношению среднеквадратического отклонения значений объемов продаж каждого товара по периодам (функция Excel СТАНДОТКЛОН) к среднему значению объема продаж каждого товара по периодам (Функция Excel СРЗНАЧ).

К категории X относят продукты, которые характеризуются стабильной величиной потребления (коэффициент вариации до 10%). Обычно запасов этих товаров не делают.

Категория Y - это продукты, продажи которых несколько нестабильны или характеризуются известными тенденциями например, сезонными колебаниями (в данном курсовом проекте этот фактор исключен). Их коэффициент вариации находится в пределах от 10 до 25%. Необходимо создание запасов готового продукта.

Продукты, относимые к категории Z, потребляются нерегулярно. Для них коэффициент вариации превышает 25%. Обычно эти продукты производятся по специальным заказам.

В различных источниках границы между категориями X, Y, Z определяются несколько по-разному. Например, предлагается определить их на уровнях коэффициента вариации 25 и 50%. Еще один способ определения границ – выбрать границы на уровне 1/3 и 2/3 коэффициента вариации самого нестабильно продающегося товара.

 

Тема для углубленного анализа: способы выбора границ для XYZ анализа и разработка рекомендаций для различных ситуаций.

 

Укажите для каждого товара, к какой категории он относится. Расчеты можно привести или в отдельной таблице в тексте, или в приложении.

 

2.3.3. Совмещение результатов АВС и XYZ анализа.

Наложение результатов анализа XYZ на данные ABC-метода образовывает 9 групп товаров, для каждой из них необходимо использовать свои методы управления. Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

Итак, у каждой группы товаров есть теперь 2 признака: объем продаж (большой, средний, небольшой) и стабильность продаж (высокая, средняя, низкая). Товары, которые продаются в большом количестве, нуждаются в частом контроле, продающиеся средне допускают более редкий контроль, а продающиеся мало не требуют большого внимания и могут контролироваться редко.

Товары, продающиеся стабильно, не требуют больших запасов. Менее стабильно продающиеся товары нуждаются в поддержании запасов. Товары, продающиеся нестабильно, обычно не имеются в наличии, а изготавливаются под заказ.

Задача состоит в том, чтобы расположить все товары по категориям в табл. Таблица 4 и явно указать, что делать с каждой найденной категорией.

Например: «К категории AX относятся товары …, …, … Они требуют частого планирования».

Таблица 4

Распределение товаров по категориям

  A B C
X      
Y      
Z      

 

Результат ABCXYZ анализа – решения по каждой из 9 категорий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...