Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое содержание налога на имущество физических лиц, его роль в налоговой системе РФ




Налог на имущество физических лиц является местным, прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории РФ находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.

Основным назначением налога изначально является мобилизация в бюджет денежных средств состоятельных граждан. Плательщиками этого налога являются большинство россиян, поэтому фактор справедливости в распределении бремени по налогу на имущество физических лиц имеет значение, которое трудно переоценить. Регулирующая функция налога на имущество физических лиц выражается в сокращении имущественной дифференциации, уменьшении непроизводительного накопления. Происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости между подоходным и поимущественным налогообложением физических лиц. Не устанавливая чрезмерно высокие прогрессивные ставки по подоходному налогу, чтобы не снизить жизненный уровень населения государство может уменьшить резко выраженное неравенство в уровне благосостояния отдельных групп населения, путем установления ежегодного налога на имущество с высокообеспеченных граждан.

Взимание налога регламентировано Федеральным законом № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от 9.12.1991 г. Изменения в закон вносились не регулярно и касались расширения льготных категорий граждан, принципиальные же положения законов оставались при этом неизменными.

Действовавшая долгое время заниженная ставка налога и практика применения инвентаризационной стоимости объекта в качестве налоговой базы практически сводила к минимуму и фискальную, и социальную значимость этого налога.

 

Таблица 4.2 – Показатели поступлений налога на имущество физических лиц в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

 

 

Наименование доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8 100 13250,7 100 16003 100
Налог на имущество физических лиц 5,5 0,05 7,6 0,06 10,1 0,06

Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru

 

Несмотря на то, что размеры поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет РФ с каждым годом растут, удельный вес данного налога в налоговых доходах бюджета составляет очень низкий процент. Этот показатель находится на уровне 0,05 – 0,06 %.

Одной из причин низких поступлений налога является несовершенство методики определения инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В настоящий момент основополагающей является методика и тарифы 1969 года, которые индексируются практически каждый год, однако данный подход не учитывает большое количество современных факторов, влияющих как на инвентаризационную, так и на рыночную стоимость объектов налогообложения по данному налогу. Кроме того, большой объем недвижимого имущества пока еще не учтен и не оценен органами БТИ.

Существует такая проблема, как отсутствие регистрации частных домов и коттеджей. Собственники не спешат регистрировать свое имущество и уплачивать налог. Это объясняется тем, что нормативно-правовыми актами не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.

Таким образом, существует множество проблем, по причине которых на протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной.

Тем не менее, следует заметить, что налогообложение недвижимого имущества физических лиц является одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего законодательства России. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, однако, этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне.

По налогу на имущество физических лиц в перспективе предлагается пересмотреть принципы оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...