Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2 Федеральные налоги и сборы




 

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. П. 7 ст. 12 НК РФ определяет, что специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в ст. 13НК РФ, а также могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Федеральные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории Российской Федерации, отменяются в соответствии с НК РФ.Не могут устанавливаться федеральные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет, либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.В России и других европейских странах отчисления от федеральных налогов являются главной частью доходов региональных и местных бюджетов, а региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств.

 

Тема 2.1 Налог на добавленную стоимость

Экономическое значение налога на добавленную стоимость и его место и роль в налоговой системе РФ

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления.Он относится к тем налогам, которые имеют наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана.НДС облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0 %.

В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации зарубежных стран и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 от 06.12.1991 г.дал следующее определение НДС: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Введение НДС в налоговую систему России было обусловлено необходимостью решения следующих задач:

– гармонизации налоговой системы Российской Федерации с налоговыми системами стран-членов Европейского Экономического Сообщества;

– обеспечение стабильного источника доходов бюджетной системы;

–систематизация доходов.

 

Таблица 2.1 – Показатели поступлений НДС в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

 

 

Наименование доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8 100 13250,7 100 16003 100
НДС 1511 14,2 2261,7 17,07 2132,5 13,3

Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru

 

Кроме чисто фискальной роли (таблица 2.1), НДС является инструментом регулирования экономики, а также важной составной частью механизма экономической интеграции. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта обложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе является обязательным условием вступления в члены ЕЭС.

В ходе налоговой реформы в 2001 г. введена в действие гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».

 

Характеристика элементов налога










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...