Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.2 Налоговая система Российской Федерации




Понятие налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и ответственность сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Понятие налоговой системы шире системы налогов и сборов.

Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает:

1) множественность налогов, что обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками, обеспечения эластичности налоговой системы и взаимодополняемости налогов, в соответствии с которой отмена одного налога вызовет увеличение другого налога. Количество налогов в разных странах, как правило, составляет 20-40 видов;

2) закрытый перечень налогов, что ограничивает действия разных уровней власти по их установлению. В РФ в течение 1994-1996 гг. ограничения на введение региональных и местных налогов были отменены на основе Указа Президента от 22.12.1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 г.». За счет чистой прибыли разрешалось введение налогов, в результате чего их число насчитывало около 200 видов. Среди них были местные акцизы, налог на содержание футбольной команды, налог на использование иностранных слов в названиях предприятий; в Москве взимались два дополнительных, но доходных налога и сбора – гостиничный сбор, налог на содержание инфраструктуры города, взимаемый с иногородних граждан, прибывающих в столицу на постоянное место жительства. Кроме того, ряд субъектов РФ ввел налоги на ввоз/вывоз товаров, что фактически нарушало ст. 74 Конституции РФ, которая гласит: «На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»;

3) двух- или трехуровневую систему налогов и сборов в зависимости от того, является государство унитарным или федеративным. Налоги делятся на федеральные, региональные и местные в зависимости от правомочий, которыми обладает соответствующий уровень власти и управления в отношении установления элементов налога.

Законодательство РФ о налогах и сборах строится в соответствии:

а) с Конституцией РФ. В России установление федеральных налогов, их правовое регулирование, определение налоговых прав субъектов РФ находятся в ведении федеральных органов власти и определяются статьями 71-74 Конституции РФ. Ст.71 к ведению РФ относит федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст.72). Ст. 74 запрещает установление таможенных границ, пошлин и сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

б) с Налоговым кодексом РФ, часть I которого определяет общие принципы налогообложения и установления сборов в РФ, часть II – порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. Статьи 13-15 части I НК устанавливают перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Классификация налогов

Классифицировать налоги и сборы можно по множеству раз­личных признаков. В целом классификационные признаки универсальны, но группировка конкретных налогов в соответствии с ними характеризует межстрановые различия в системе налогов и сборов.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1) по субъекту налога, которым может быть юридическое или физическое лицо. В качестве физического лица-налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;

2) по объекту налогообложения – личные (взимаемые с дохода), имущественные, ресурсные, налоги на потребление;

3) по способу уплаты – прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и взимаются у источника получения дохода: налог на доходы физических лиц, земельный налог и др. С точки зрения социальной справедливости прямые налоги считаются более предпочтительными. Косвенные налоги взимаются в цене товара или услуги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др. При косвенном налогообложении продавец товара выступает как бы посредником между государством и непосредственным плательщиком налога (потребителем);

4) по компетенции органов власти по установлению элементов налога – федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги устанавливаются на всей территории РФ, т.е. все элементы налога определяются федеральными законами и едины на всей территории страны. Отдельные элементы региональных и местных налогов (налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, формы отчетности) могут быть установлены на соответствующем уровне власти в пределах ограничений, определяемых федеральным законодательством;

5) по источнику уплаты – с выручки (НДС, таможенные пошлины, акцизы), с расходов (единый социальный налог, земельный налог), с финансового результата (налог на имущество организаций), с дохода (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций). Эта классификация, а также деление налогов на прямые и косвенные имеет принципиальное значение для понимания распределения налогового бремени между налогоплательщиками;

6) по назначению – общие и специальные. Общие или немаркированные налоги не имеют конкретной связи с отдельными видами расходов бюджета, чем обеспечивают его гибкость; специальные или маркированные налоги связаны с конкретными направления финансирования бюджетных расходов (единый социальный налог).

Классификация налогов необходима для анализа эффективности налоговой системы, под которой понимается ее соответствие целям экономической политики государства. При изменении состава налогов или их элементов важно знать, какое воздействие предпринятые мероприятия окажут на налогоплательщика и доходы бюджета.

Налоговые доходы являются основным бюджетообразующим источником. Для целей формирования доходов бюджета и их анализа существует бюджетная классификация доходов, которая едина для всех уровней бюджетной системы страны. В настоящее время действует бюджетная классификация, утвержденная Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей: главный администратор доходов бюджета; вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент); подвид доходов; классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут принимать свои законы о бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ, а детализируя ее.По мере изменения состава налоговых и иных доходов в бюджетную классификацию вносят корректировки.

В классификации предусмотрены 3 группы доходов:

1 00 00000 00– налоговые и неналоговые доходы;

2 00 00000 00– безвозмездные поступления;

3 00 00000 00– доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группа 1 00 00000 00 «Налоговые и неналоговые доходы» детализируется на следующие подгруппы:

1 01 00000 00– налоги на прибыль, доходы;

1 02 00000 00– налоги и взносы на социальные нужды;

1 03 00000 00– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

1 04 00000 00– налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

1 05 00000 00– налоги на совокупный доход;

1 06 00000 00– налоги на имущество;

1 07 00000 00– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

1 08 00000 00– государственная пошлина;

1 09 00000 00– задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

1 10 00000 00– доходы от внешнеэкономической деятельности;

1 11 00000 00– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

1 12 00000 00– платежи при пользовании природными ресурсами;

1 13 00000 00– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

1 14 00000 00– доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

1 15 00000 00– административные платежи и сборы;

1 16 00000 00– штрафы, санкции, возмещение ущерба;

1 17 00000 00– прочие неналоговые доходы;

1 18 00000 00– доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

1 19 00000 00– возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

Изменения, нашедшие отражение в действующей бюджетной классификации доходов, состоят в том, что сократилось число групп доходов; отдельно не выделены налоговые и неналоговые доходы, но к налоговым доходам относятся первые 9 подгрупп.

 

Налоговая политика

Налоговая политика – это совокупность экономических и организационно-правовых действий органов власти и управления, определяющих целенаправленное применение принципов налогообложения.

Акцент на фискальную или регулирующую функции налога влияет на ориентацию налоговой политики в большей степени на потребности государства или хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. В зависимости от целей, обусловленных общеэкономической политикой, она включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, методов налогообложения, степени ответственности налогоплательщиков и др. Отказ от оборотных налогов в РФ фактически означает поворот государства к интересам хозяйствующих субъектов.

Налоговая политика опирается на налоговое право, т.е. на законодательство о налогах и сборах, определяющее права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, и реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм, с одной стороны, – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве процесса управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного стоимости. С другой стороны, налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т.е. в узком смысле этого слова, а именно как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Поэтому так важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории – субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации.

Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами.

В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы налоговый механизм был свободен от чисто субъективистских подходов и не зависел от узковедомственных интересов.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Как соотносятся понятия «налоговая система» и «система налогов и сборов»?

2 Какие признаки определяют эффективность налоговой системы?

3 На каких нормативно-правовых актах основано законодательство РФ о налогах и сборах?

4 По каким признакам классифицируются налоги?

5В чем различие порядка установления федеральных, региональных и местных налогов?

6 В чем причины объединения налоговых и неналоговых доходов в единую группу?

7 Назовите подгруппы, на которые делятся налоговые доходы в соответствии с бюджетной классификацией доходов?

8 На какие подгруппы доходов делится группа «Безвозмездные поступления»? Группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»?

9 Как соотносятся налоговая политика и налоговый механизм?

10 Исходя из принципов налогообложения определите тип налоговой политики РФ?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...