Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория нравственного иммунитета
В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. В системе сказкотерапии исследованием «нравственного иммунитета» занимается Дмитрий Кудзилов. Мы приведем выдержки из его работ. Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера.
Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо понимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов. «Нравственный иммунитет» направлен на профилактику психологической дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск возникновения «саморазрушающих» форм поведения. «Нравственный иммунитет» является скорее приобретенным, нежели видовым, то есть он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью предыдущих поколений. Условно его можно разделить: — на естественный — возникший в результате неспецифического воздействия культурной среды — и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транслируемых установок и жизненных ценностей. В зависимости от способа образования «нравственного иммунитета» (естественный или искусственный), можно различать две формы его существования: — устойчивую, — неустойчивую (временную) форму. «Нравственный иммунитет» является строго специфичным и действует против транслируемой на личность деструктивной информации. Формирование «нравственного иммунитета» представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека компонентов, наиболее важных для его конструктивной деятельности, и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот процесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики. Подавление морально-нравственной составляющей психики приводит к разрушению системы ценностных ориентиров, в результате чего человек беспрепятственно усваивает «ложные ценности» и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание. Каждый человек когда-либо подвергался «прививке» «нравственным иммунитетом». Это происходило: — либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.) В этом случае действие «прививки» легко угасает, либо деструктивно видоизменяется; — либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспитание, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка). В случае целенаправленного формирования, «нравственный иммунитет» приобретает более устойчивую форму и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование происходит посредством формирования так называемой «иммунной памяти». Она способна хранить информацию о деструктивном агенте и в случае его повторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его. Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобретенного «нравственного иммунитета» — это возникновение и поддержание «иммунной памяти». «Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма». А «центральным биологическим механизмом является механизм распознавания "своего" и "чужого"» (Ф. Вернет, 1964). Иммунитет представляет собой целостную систему биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональная целостность организма на протяжении всей его жизни, т. е. сохраняется физическое, психологическое здоровье людей. Основное направление ответной реакции «нравственного иммунитета» заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информации. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия. Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информации, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, способные деструктивно влиять, агенты. Поэтому «нравственный иммунитет» должен различать, сортировать и «выборочно принимать» трансляты. То есть «нравственный иммунитет» должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств. Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содержать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о «троянском коне», как носителе амбивалентной информации: с одной стороны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содержание — разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-«троянских коней» носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти. Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоционального характера (транслят) проходит своеобразное «чистилище» «нравственного иммунитета». В «чистилище» транслят подвергается «процедурам» критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя «чистилище», признается позитивным для развития личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира. Транслят, не прошедший «чистилище», определяется как «разрушительный для личности». И поступает в «копилку» иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовы-вать действие деструктивной информации при повторных воздействиях. Итак, «нравственный иммунитет» является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является система ценностей личности. В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпиты-вается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей. «Нравственный иммунитет» является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации. Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирования «нравственного иммунитета»! В таком случае, если допустить, что большинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального поведения среди молодежи? По-видимому, это связано с тем, что «нравственный иммунитет» не формировался целенаправленно. То есть мало кто из взрослых сочинял с ребенком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жизни «уроки сказок». С другой стороны, целенаправленно формировать у ребенка «нравственный иммунитет» может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют «ослабленный» «нравственный иммунитет», что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать. Таким образом, сила и устойчивость «нравственного иммунитета», степень его сформированности в перспективе может стать важным параметром при сборе и анализе психодиагностической информации. Об активном процессе формирования «нравственного иммунитета» может говорить появление среди подростков «сказок с жизненной моралью». Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отражая в них ситуации, связанные с приобретением жизненного опыта, с заботой о ближнем, борьбой с пороком и его наказанием. (Дмитрий Кудзилов. О «нравственном иммунитете».) Итак, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно будем возвращаться к этому понятию. Но прежде поговорим о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры. «Мост» между полушариями Обычно большая часть информации, которая передается через метафору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать символический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками. Что будет, если мы построим работу только на работе правого полушария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые помогут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перспективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем работать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем». Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и качественный логический анализ. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |