Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория нравственного иммунитета




В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. В системе сказкотерапии исследова­нием «нравственного иммунитета» занимается Дмитрий Кудзилов. Мы приведем выдержки из его работ.

Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, на­правленных на конструктивную самореализацию и эффективную психоло­гическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воз­действием окружающей среды понимается воздействие духовного, менталь­ного и эмоционального характера.

 

Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо по­нимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.

«Нравственный иммунитет» направлен на профилактику психологиче­ской дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск воз­никновения «саморазрушающих» форм поведения.

«Нравственный иммунитет» является скорее приобретенным, нежели видовым, то есть он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью пред­ыдущих поколений. Условно его можно разделить:

— на естественный — возникший в результате неспецифического воз­действия культурной среды

— и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транс­лируемых установок и жизненных ценностей.

В зависимости от способа образования «нравственного иммунитета» (естественный или искусственный), можно различать две формы его суще­ствования:

— устойчивую,

— неустойчивую (временную) форму.

«Нравственный иммунитет» является строго специфичным и действует против транслируемой на личность деструктивной информации.

Формирование «нравственного иммунитета» представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека компонентов, наиболее важных для его конструктивной деятельности, и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот про­цесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.

Подавление морально-нравственной составляющей психики приводит к разрушению системы ценностных ориентиров, в результате чего человек беспрепятственно усваивает «ложные ценности» и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.

Каждый человек когда-либо подвергался «прививке» «нравственным им­мунитетом». Это происходило:

— либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.) В этом случае действие «прививки» легко угасает, либо деструктивно видоизменяется;

— либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспита­ние, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).

В случае целенаправленного формирования, «нравственный иммунитет» приобретает более устойчивую форму и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование проис­ходит посредством формирования так называемой «иммунной памяти». Она способна хранить информацию о деструктивном агенте и в случае его по­вторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.

Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобре­тенного «нравственного иммунитета» — это возникновение и поддержание «иммунной памяти».

«Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма». А «централь­ным биологическим механизмом является механизм распознавания "свое­го" и "чужого"» (Ф. Вернет, 1964).

Иммунитет представляет собой целостную систему биологических ме­ханизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и унич­тожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональ­ная целостность организма на протяжении всей его жизни, т. е. сохраняет­ся физическое, психологическое здоровье людей.

Основное направление ответной реакции «нравственного иммунитета» заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информа­ции. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.

Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информа­ции, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, спо­собные деструктивно влиять, агенты. Поэтому «нравственный иммунитет» должен различать, сортировать и «выборочно принимать» трансляты. То есть «нравственный иммунитет» должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приве­дет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содер­жать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о «троянском коне», как носителе амбивалентной информации: с одной сторо­ны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содер­жание — разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-«троянских коней» носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.

Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоцио­нального характера (транслят) проходит своеобразное «чистилище» «нрав­ственного иммунитета». В «чистилище» транслят подвергается «процеду­рам» критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя «чистилище», признается позитивным для разви­тия личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.

Транслят, не прошедший «чистилище», определяется как «разрушитель­ный для личности». И поступает в «копилку» иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовы-вать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.

Итак, «нравственный иммунитет» является приобретенным, его форми­рование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является си­стема ценностей личности.

В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпиты-вается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и автор­ских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти свя­зано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.

«Нравственный иммунитет» является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспе­чения внутренних условий для конструктивной самореализации.

Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирова­ния «нравственного иммунитета»! В таком случае, если допустить, что боль­шинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального пове­дения среди молодежи?

По-видимому, это связано с тем, что «нравственный иммунитет» не фор­мировался целенаправленно. То есть мало кто из взрослых сочинял с ребен­ком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жиз­ни «уроки сказок». С другой стороны, целенаправленно формировать у ре­бенка «нравственный иммунитет» может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют «ослабленный» «нравственный иммунитет», что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.

Таким образом, сила и устойчивость «нравственного иммунитета», сте­пень его сформированности в перспективе может стать важным парамет­ром при сборе и анализе психодиагностической информации.

Об активном процессе формирования «нравственного иммунитета» мо­жет говорить появление среди подростков «сказок с жизненной моралью». Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отра­жая в них ситуации, связанные с приобретением жизненного опыта, с забо­той о ближнем, борьбой с пороком и его наказанием. (Дмитрий Кудзилов. О «нравственном иммунитете».)

Итак, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно бу­дем возвращаться к этому понятию. Но прежде поговорим о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры.

«Мост» между полушариями

Обычно большая часть информации, которая передается через мета­фору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечаю­щим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать симво­лический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками.

Что будет, если мы построим работу только на работе правого полу­шария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые по­могут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перс­пективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем рабо­тать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем».

Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и ка­чественный логический анализ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...