Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Информационное пространство метафорыСтр 1 из 32Следующая ⇒
ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ РЕЧЬ Санкт-Петербург 2005
ББК88 363 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. 363 Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 208 с. ISBN 5-9268-0201-6 В книге анализируются направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок. Психологам, педагогам, родителям, филологам предлагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надежно сформировать перспективные задачи работы с автором сказки. Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "Северо-Западный печатный двор" г. Гатчина, ул. Солодухина, 2 Заказ 86.94 Тирэж 4000 © Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А., 2003 ISBN 5-9268-0201-6 @ Издательство Речь 2003 © П. В. Борозенец, обложка, 2003 Оглавление К читателям...5 1. Информационное пространство метафоры...8 О ценности сказок...8 Теория «нравственного иммунитета»... 10 «Мост» между полушариями... 14 Подходы к анализу авторских сказок... 14 Принципы психологического анализа сказок...23 Схема психологического анализа сказок...24 Организация процедуры тестирования...34 2. Особенности сочинения сказок...42 Сочинение сказок как природосообразная склонность человека...43 Возрастные особенности авторских сказок...45 3. Психологическая интерпретация авторских сказок о любви...60 □Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии...61 Структура личности женщины... 64 Пути и этапы женской самореализации...65 Вариации первого этапа самореализации...68 Сюжеты второго этапа женской самореализации — осознание родовой идентичности...73 Третий этап самореализации — взаимоотношения с «большим» социумом...74 Четвертый этап — жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии...75 Авторские сказки о любви...76 Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним...77 Сказки, в которых проявляются одиночество или сиротство, отверженность героини с последующим обретением «родственной души»...84 Сказки, представляющие любовь как жертву, имеющие драматический финал...87 Сказки, представляющие любовь как личностный рост...93 Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы ...95 Примеры психологического анализа сказок о любви...98 4. Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль...114 Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни» ..115 Притчи о заботе о ближнем с актуализированными альтруистическими чувствами...117 Поучительные истории о наказании порока...120 Сказки про лень...121 Сказки о средствах борьбы с пороком...129 5. Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье...133 Сюжет первый: «послушание — ослушание», или Детское непослушание и его последствия... 136 Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции... 146 Сюжет третий: столкновение с теневой природой родителей . 148 Сюжет четвертый: семья как «малая родина»... 156 Пример психологического анализа сказки... 159 6. Психологическая интерпретация сказок о личностном росте...166 Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и победителя... 167 Сюжет, основанный на трансформации теневой природы героя в созидательную...171 Сюжет, основанный на рефлексии... 175 Сюжет, основанный на самостоятельном преодолении собственных теневых качеств... 177 7. Случаи из практики работы с авторской сказкой...186 Случай Надежды...186 Случай в войсках... 197 Заключение...201 Литература...203 К читателям Идея создания этой книги возникла давно. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, притчи, легенды, мифы и другие истории. Сказка содержит уникальную информацию о личности автора и о его внутреннем мире, она помогает понять ожидания и стремления, сильные и уязвимые места, особенности мироощущения человека и, главное, дает представление о его системе ценностей. Все это делает (авторскую) сказку замечательным средством психодиагностики. Правда, при одном условии: сказкотерапевт, психолог не может использовать для ее анализа «скальпель хирурга». Исследование авторской сказки требует от специалиста искреннего желания постичь внутренний мир сказочника, не давая категоричных оценок и не выставляя поспешных «диагнозов». Прочтение родителям сказки, созданной их ребенком, дает удивительный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая ее символическому анализу, родители постигают ее смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, когда им читаешь истории, сочиненные их родителями. В чем здесь секрет? Может быть, сказка образует невидимый волшебный мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от суетных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребенка? Когда родители обращаются к нам по поводу проблем своих детей, мы уже знаем, что где-то между ними нарушилась эта «волшебная связь», слишком «утончилась» нить понимания друг друга. Обычно психологи рекомендуют родителям стремиться лучше понять внутренний мир ребенка. Однако понимание и принятие ребенком внутреннего мира родителей также необходимо. Взаимный обмен, «духовное партнерство» детей с родителями и родителей с детьми — главное условие их взаимопонимания и роста. Получается, что сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают специалисту необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому наш девиз для родителей и детей прост: «Сочиняйте сказки и дарите их друг другу». Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными. В школьной психологии мы нередко встречаем случаи взаимного «непринятия» между учеником и учителем. И опять прочтение сказок друг друга позволяет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Это также пример «неосознанной психодиагностики», вслед за которой пробуждается интерес к внутреннему миру другого человека и его принятие. Таким образом, сказка дает возможность близким автора лучше понять его внутренний мир, а психологу, дополнительно к этому, еще и сформировать перспективные задачи психологической работы. Мы специально исследовали более семисот сказок, сочиненных людьми в возрасте от пяти до шестидесяти лет. Во-первых, мы ставили себе целью понять, «чем живет» наш современник. Во-вторых, мы хотели выяснить, каким образом развивается способность к сочинению сказок, является ли она уникальным дарованием или же она в разной степени свойственна всем людям при «нормальном интеллектуальном развитии». Кроме того, нам было интересно узнать, что, собственно, представляют собой авторские сказки: — отражение внутренних конфликтов и противоречий автора; — самопрограммирование; — иллюстрацию индивидуальной динамики осмысления основных жизненных ситуаций (а также ценностей) и их чувственно-смысловым проживанием? В нашей книге мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. Мы проанализируем основные темы, которые «волнуют дух» наших современников, увидим динамику формирования способности к сочинению сказок, сформируем гипотезу о природосообразной склонности человека к сочинению сказок и иных историй и, наконец, поймем, что несут в себе и чем являются авторские сказки. Но не только этим вопросам посвящена наша книга. Мы предлагаем психологам, педагогам, родителям, филологам авторскую технологию работы с психологической информацией. Мы успешно пользуемся ею уже много лет, и она позволяет нам достаточно точно определять перспективные задачи работы с автором сказки. Безусловно, для того чтобы сочинять сказки, человеку требуется особое состояние, настрой. Оно легко достигается благодаря специальным «процедурам разогрева», которые мы приводим в книге. Мы благодарим всех авторов, любезно согласившихся предоставить для книги свои сказки. Особая сердечная благодарность директору школы № 245 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Матвеевой Марине Никандровне за содействие в организации нашего комплексного сказкотерапевтического исследования. Мы глубоко признательны авторам сказок — учителям и ученикам этой школы за отзывчивость и яркое проявление таланта. Отдельная благодарность нашим замечательным коллегам-сказкотерапевтам Татьяне Грабенко, Андрею Гнездилову, Дмитрию Фролову, Дмитрию Кудзилову и Ларисе Поздняковой, без чьих добрых и содержательных замечаний и помощи данная работа не была бы полной. Наконец, на страницах этой книги мы, можем выразить восхищение нашими мужьями и детьми, поскольку без их самоотверженной поддержки создание этой книги было бы невозможно. Мы надеемся, что чтение нашей книги окажется для вас, дорогие читатели, не только полезным, но и приятным занятием. С уважением, авторы Информационное пространство метафоры О ценности сказок Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: 1) о жизненно важных явлениях; 2) о жизненных ценностях; 3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки). Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Правда, информация, заложенная в метафоре, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. В подтверждение этой мысли приведем отрывок из замечательного исследования Клариссы Эстес «Бегущая с волками» (данной работе были посвящены двадцать пять лет жизни автора). Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. <...> Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни прошло. Один из древнейших способов рассказывать сказки — пламенное состояние транса, когда рассказчица, «почувствовав» публику, будь это один человек или целая толпа, входит в состояние «мира между мирами», и тогда сказка «притягивается» к сказительнице и рассказывается через нее. Сказительница в таком состоянии призывает El duende, ветер, который швыряет душу в лица слушателей. Используя медитативную практику сказки, она учится поддерживать двойную психологическую связь, то есть овладевает навыком закрывать некоторые психические врата и выходы Эго, чтобы дать слово голосу, который старше, чем камни. И тогда сказка может сделать любой поворот, может встать с ног на голову. Может наполниться кашей и стать обедом для бедняка, зазвенеть золотом для любителей наживы, перенести слушателей в другой мир. Сказительница никогда не знает, чем все закончится; и это лишь половина целебной магии сказки. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка смазывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в, казалось бы, ранее глухой стене, открывает пути в царство грез, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни. <...> Чтобы углубить родственные отношения инстинктивной природой, очень полезно понимать сказки так, будто это мы внутри них, а не они вне нас. Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказывают сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересекает основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы предаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете. Древние анатомы говорили, что глубоко в мозгу слуховой нерв разделяется на три или большее количество ветвей. Поэтому они предполагали, что ухо предназначено, чтобы слушать на трех разных уровнях. Одна ветвь воспринимает науку и искусство. А третья создана для того, чтобы сама душа, пребывая здесь, на Земле, могла слышать наставления и приобретать знание. (К. Эстес. Бегущая с волками.) Итак, душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления и приобретать знания». Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том: — как устроен этот мир, кто его создал; — что происходит с человеком в разные периоды его жизни; — какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; — какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; — какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; — как приобретать и ценить дружбу и любовь; — какими ценностями руководствоваться в жизни; — как строить отношения с родителями и детьми; — как бороться и прощать; — как себя вести, если... а также о многом другом. Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций», на наш взгляд, является основой для формирования так называемого нравственного иммунитета. Поговорим об этом подробнее, ибо данное понятие может стать ключевым в контексте психологического анализа «клиентских» сказок. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |