Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационное пространство метафоры




ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2005

 

 

ББК88 363

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А.

363 Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 208 с.

ISBN 5-9268-0201-6

В книге анализируются направления сказкотерапии и основные темы ска­зок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок. Психологам, педагогам, родителям, филологам пред­лагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надеж­но сформировать перспективные задачи работы с автором сказки.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "Северо-Западный печатный двор" г. Гатчина, ул. Солодухина, 2

Заказ 86.94 Тирэж 4000

© Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А., 2003

ISBN 5-9268-0201-6 @ Издательство Речь 2003

© П. В. Борозенец, обложка, 2003

Оглавление

К читателям...5

1. Информационное пространство метафоры...8

О ценности сказок...8

Теория «нравственного иммунитета»... 10

«Мост» между полушариями... 14

Подходы к анализу авторских сказок... 14

Принципы психологического анализа сказок...23

Схема психологического анализа сказок...24

Организация процедуры тестирования...34

2. Особенности сочинения сказок...42

Сочинение сказок как природосообразная склонность человека...43

Возрастные особенности авторских сказок...45

3. Психологическая интерпретация авторских сказок о любви...60

Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии...61

Структура личности женщины... 64

Пути и этапы женской самореализации...65

Вариации первого этапа самореализации...68

Сюжеты второго этапа женской самореализации — осознание родовой идентичности...73

Третий этап самореализации — взаимоотношения с «большим» социумом...74

Четвертый этап — жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии...75

Авторские сказки о любви...76

Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним...77

Сказки, в которых проявляются одиночество или сиротство, отверженность героини с последующим обретением «родственной души»...84

Сказки, представляющие любовь как жертву, имеющие драматический финал...87

Сказки, представляющие любовь как личностный рост...93

Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы ...95

Примеры психологического анализа сказок о любви...98

4. Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль...114

Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни» ..115

Притчи о заботе о ближнем с актуализированными альтруистическими чувствами...117

Поучительные истории о наказании порока...120

Сказки про лень...121

Сказки о средствах борьбы с пороком...129

5. Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье...133

Сюжет первый: «послушание — ослушание», или Детское непослушание и его последствия... 136

Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции... 146

Сюжет третий: столкновение с теневой природой родителей . 148

Сюжет четвертый: семья как «малая родина»... 156

Пример психологического анализа сказки... 159

6. Психологическая интерпретация сказок о личностном росте...166

Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и победителя... 167

Сюжет, основанный на трансформации теневой природы героя в созидательную...171

Сюжет, основанный на рефлексии... 175

Сюжет, основанный на самостоятельном преодолении собственных теневых качеств... 177

7. Случаи из практики работы с авторской сказкой...186

Случай Надежды...186

Случай в войсках... 197

Заключение...201

Литература...203

К читателям

Идея создания этой книги возникла давно. Ведь в сказкотерапии при­нято сочинять и рассказывать сказки, притчи, легенды, мифы и другие истории. Сказка содержит уникальную информацию о личности автора и о его внутреннем мире, она помогает понять ожидания и стремления, сильные и уязвимые места, особенности мироощущения человека и, главное, дает представление о его системе ценностей.

Все это делает (авторскую) сказку замечательным средством психо­диагностики. Правда, при одном условии: сказкотерапевт, психолог не может использовать для ее анализа «скальпель хирурга». Исследование авторской сказки требует от специалиста искреннего желания постичь внутренний мир сказочника, не давая категоричных оценок и не выстав­ляя поспешных «диагнозов».

Прочтение родителям сказки, созданной их ребенком, дает удиви­тельный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая ее символическому анализу, родители постигают ее смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, ко­гда им читаешь истории, сочиненные их родителями.

В чем здесь секрет? Может быть, сказка образует невидимый вол­шебный мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от су­етных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребенка?

Когда родители обращаются к нам по поводу проблем своих детей, мы уже знаем, что где-то между ними нарушилась эта «волшебная связь», слишком «утончилась» нить понимания друг друга. Обычно пси­хологи рекомендуют родителям стремиться лучше понять внутренний мир ребенка. Однако понимание и принятие ребенком внутреннего мира родителей также необходимо. Взаимный обмен, «духовное партнерство» детей с родителями и родителей с детьми — главное условие их взаимо­понимания и роста.

Получается, что сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают специалисту необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому наш девиз для родителей и детей прост: «Сочи­няйте сказки и дарите их друг другу». Даже без специальной психологи­ческой работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармонич­ными.

В школьной психологии мы нередко встречаем случаи взаимного «не­принятия» между учеником и учителем. И опять прочтение сказок друг друга позволяет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Это также пример «неосознанной психодиагностики», вслед за которой пробуждается ин­терес к внутреннему миру другого человека и его принятие.

Таким образом, сказка дает возможность близким автора лучше по­нять его внутренний мир, а психологу, дополнительно к этому, еще и сформировать перспективные задачи психологической работы.

Мы специально исследовали более семисот сказок, сочиненных людь­ми в возрасте от пяти до шестидесяти лет. Во-первых, мы ставили себе целью понять, «чем живет» наш современник. Во-вторых, мы хотели выяснить, каким образом развивается способность к сочинению сказок, является ли она уникальным дарованием или же она в разной степени свойственна всем людям при «нормальном интеллектуальном разви­тии». Кроме того, нам было интересно узнать, что, собственно, представ­ляют собой авторские сказки:

— отражение внутренних конфликтов и противоречий автора;

— самопрограммирование;

— иллюстрацию индивидуальной динамики осмысления основных жизненных ситуаций (а также ценностей) и их чувственно-смысловым проживанием?

В нашей книге мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. Мы проанализируем основные темы, которые «волнуют дух» наших совре­менников, увидим динамику формирования способности к сочинению сказок, сформируем гипотезу о природосообразной склонности челове­ка к сочинению сказок и иных историй и, наконец, поймем, что несут в себе и чем являются авторские сказки.

Но не только этим вопросам посвящена наша книга. Мы предлагаем психологам, педагогам, родителям, филологам авторскую технологию работы с психологической информацией. Мы успешно пользуемся ею уже много лет, и она позволяет нам достаточно точно определять перс­пективные задачи работы с автором сказки.

Безусловно, для того чтобы сочинять сказки, человеку требуется осо­бое состояние, настрой. Оно легко достигается благодаря специальным «процедурам разогрева», которые мы приводим в книге.

Мы благодарим всех авторов, любезно согласившихся предоставить для книги свои сказки. Особая сердечная благодарность директору шко­лы № 245 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Матвеевой Ма­рине Никандровне за содействие в организации нашего комплексного сказкотерапевтического исследования. Мы глубоко признательны авто­рам сказок — учителям и ученикам этой школы за отзывчивость и яр­кое проявление таланта. Отдельная благодарность нашим замечатель­ным коллегам-сказкотерапевтам Татьяне Грабенко, Андрею Гнездилову, Дмитрию Фролову, Дмитрию Кудзилову и Ларисе Поздняковой, без чьих добрых и содержательных замечаний и помощи данная работа не была бы полной. Наконец, на страницах этой книги мы, можем выразить восхищение нашими мужьями и детьми, поскольку без их самоотвер­женной поддержки создание этой книги было бы невозможно.

Мы надеемся, что чтение нашей книги окажется для вас, дорогие читатели, не только полезным, но и приятным занятием.

С уважением, авторы

Информационное пространство метафоры

О ценности сказок

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

1) о жизненно важных явлениях;

2) о жизненных ценностях;

3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из ска­зок, притч, легенд и мифов. Правда, информация, заложенная в метафо­ре, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информиро­вания побуждает читателя или слушателя к собственным размышле­ниям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

В подтверждение этой мысли приведем отрывок из замечательного исследования Клариссы Эстес «Бегущая с волками» (данной работе бы­ли посвящены двадцать пять лет жизни автора).

Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душев­ную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться че­рез жизненные тернии.

<...> Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни про­шло. Один из древнейших способов рассказывать сказки — пламенное со­стояние транса, когда рассказчица, «почувствовав» публику, будь это один человек или целая толпа, входит в состояние «мира между мирами», и тогда сказка «притягивается» к сказительнице и рассказывается через нее.

Сказительница в таком состоянии призывает El duende, ветер, который швыряет душу в лица слушателей. Используя медитативную практику сказ­ки, она учится поддерживать двойную психологическую связь, то есть овла­девает навыком закрывать некоторые психические врата и выходы Эго, что­бы дать слово голосу, который старше, чем камни. И тогда сказка может сделать любой поворот, может встать с ног на голову. Может наполниться кашей и стать обедом для бедняка, зазвенеть золотом для любителей нажи­вы, перенести слушателей в другой мир. Сказительница никогда не знает, чем все закончится; и это лишь половина целебной магии сказки.

Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка сма­зывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход на­ружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в, казалось бы, ранее глухой стене, открывает пути в царство грез, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни.

<...> Чтобы углубить родственные отношения инстинктивной природой, очень полезно понимать сказки так, будто это мы внутри них, а не они вне нас. Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказыва­ют сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересека­ет основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы предаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете.

Древние анатомы говорили, что глубоко в мозгу слуховой нерв разделя­ется на три или большее количество ветвей. Поэтому они предполагали, что ухо предназначено, чтобы слушать на трех разных уровнях. Одна ветвь вос­принимает науку и искусство. А третья создана для того, чтобы сама душа, пребывая здесь, на Земле, могла слышать наставления и приобретать зна­ние. (К. Эстес. Бегущая с волками.)

Итак, душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления и приобретать знания».

Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формиру­ется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том:

— как устроен этот мир, кто его создал;

— что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

— какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

— какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

— какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

— как приобретать и ценить дружбу и любовь;

— какими ценностями руководствоваться в жизни;

— как строить отношения с родителями и детьми;

— как бороться и прощать;

— как себя вести, если... а также о многом другом.

Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций», на наш взгляд, является основой для формирования так называемого нравствен­ного иммунитета. Поговорим об этом подробнее, ибо данное понятие может стать ключевым в контексте психологического анализа «клиент­ских» сказок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...