Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности французского образования




Введение

Франция – одна из европейских стран, ведущая активную политику по международному сотрудничеству в образовании. История французского образования уходит корнями в средневековье. А за последние два века традиционную педагогическую методику дополнили открытиями, сделанными в эпоху Просвещения. Сейчас это стандартизированная и отлаженная система обучения, распространённая по всей территории страны. Для неё характерен профессиональный уровень теоретического изложения и реалистичный практический подход.

Рассматривая французскую систему образования, К.Д. Ушинский отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие. «Централизация учебной части во Франции, — писал он, — доведена до крайности, и не только одно училище служит вернейшим повторением другого, но все они действуют разом, по команде, как хорошо дисциплинированная рота... Французское министерство народного просвещения каждый год выдает программу предметов  преподавания по всем подведомственным ему учебным заведениям и не только определяет писателей, которые должны быть прочитаны в этом году, но даже назначает те страницы в них, которые должны быть переведены, и те, которые должны быть выучены наизусть...

 Каждый чиновник министерства, взглянувши на часы, может сказать с уверенностью, что в этот час во всех гимназиях Франции переводится или разбирается с одними и теми же комментариями (которые также ежегодно определяются министерством) одна и та же страница Цицерона или пишется десятками тысяч рук сочинение на одну и ту же тему». (Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 2, М.—Л., 1948, с. 97 — 98). Заметим, что эта особенность французской системы народного образования, так четко охарактеризованная К.Д. Ушинским более  ста  лет назад, обнаруживала вплоть до самого последнего времени стойкую историческую преемственность.

Главным стратегическим направлением системы образования Франции является гуманизация образования на основе личностно-ориентированного обучения, основной чертой которого является внимание к автономности личности, а дидактической проблемой – создание условий для личностно-значимого учения, наполненного глубоким смыслом для каждого учащегося.

 

Особенности французского образования

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.

Совершенствование системы идет в направлении меньшей централизации, образования более адаптивного, открытого, привлекательного для учащихся, но сохраняющего высокий академический стандарт. В частности, предлагается разрабатывать мультикультурное содержание обучения, уделять внимание развитию коммуникативной и когнитивной компетенции как следствия социального взаимодействия, кооперации, конструктивной конфронтации, общения между сверстниками. Большое значение придается реабилитации детей с недостатками развития. Специалисты считают, что роль родителей должна быть изучена более глубоко; им должна оказываться всесторонняя помощь.

Система образования во Франции очень централизована и подчинена национальному министерству. Сегодня в этой стране существует около 65 тысяч учреждений, где обучают школьников и студентов. От 15 до 20% из них — частные. Во Франции наиболее престижные средние и высшие школы — не частные, а государственные и обучение в них бесплатное. В ряде стран наиболее способным учащимся из бедных семей предоставляются субсидии, дающие им возможность получить образование высокого уровня.

Общее количество учащихся около 15 миллионов. Треть из этого числа составляют студенты. Образование до 16 лет является обязательным и предполагает государственное финансирование. Ученикам бесплатно предоставляются даже учебники, им оплачивается проезд до школы. Ещё одной особенностью французского просвещения является подчёркнутая светскость. Религиозное образование в государственных школах запрещено. В подавляющем большинстве учебных заведений преподавание ведётся на французском языке.

Во Франции введена двадцатибалльная система оценивания, определяющая уровень учебных успехов. Оценка — мощное средство в руках учителя и школы. При правильном использовании она может оказывать сильное воспитательное и стимулирующее воздействие на учащихся. Вместе с тем плохая оценка сигнализирует о неуспеваемости ученика и опасности его отставания и оставления на второй год в том же классе. Второгодничество — серьёзная проблема для школ многих стран. Во Франции, например, ежегодно на второй год оставляют до 20% учащихся начальной школы, 15—20% не выдерживают выпускные экзамены по окончании средней школы.

Система образования во Франции состоит из следующих этапов:

-дошкольное и начальное образование (ясли, детские сады, начальная школа),

-среднее образование (коллеж, лицей),

-высшее образование (университетское, техническое, профессиональное, высшие школы).

Специальное образование- необходимый элемент системы общего образования, ориентированный на детей с ОВЗ (глухие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и умственными (олигофрения) недостатками. В развитых странах для них давно существуют специальные школы, в которых создаются условия для определенной компенсации умственных и физических дефектов.

Движение за гуманизацию и демократизацию образования затронуло и эту область общего образования. Общественность в ряде стран выступает против отделения детей-инвалидов в специальные учебные заведения и за интеграцию их в обычные школы. В Германии, США, Франции приняты законы о специальном образовании, обязывающие школы принимать эту категорию учащихся, помещать их в обычные классы, создавая необходимые условия (дополнительный учитель, учитель-терапевт, автобусы с опускающейся лестницей для инвалидных колясок и т.д.) для их успешной учёбы. Однако далеко не все разделяют идею обучения учащихся с физическими и умственными недостатками в обычной школе, полагая, что специальные школы могут создать более благоприятные условия для компенсации недостатков и адекватной подготовки молодежи к жизни. Во многих странах продолжает сохраняться сеть специальных дневных школ и школ-интернатов для детей-инвалидов. В развивающихся странах таких школ, принадлежащих  государству, немного. Они  в основном, частные, дорогостоящие и доступны богатым семьям, имеющим ребёнка-инвалида.

Как и в любой другой стране во Франции есть свои недостатки образовательного процесса. Так, школьные классы слишком перегружены, существует нехватка преподавательского состава, наличие учеников с неодинаковым уровнем подготовки в классах. На мой взгляд, такие проблемы существуют во всех образовательных процессах школ мира.

Как мы знаем, Франция один из самых дорогих городов в мире, поэтому многие студенты стремятся закончить высшее образование на первых этапах обучения и начать работать. Для наиболее успешных и способных учеников после получения высшего образования предусмотрено трудоустройство в крупнейшие компании страны. Практически все студенты принимают такое предложение и предпочитают покидать учебные заведения, не желая заниматься научной деятельностью. Из-за этого в стране существует острый дефицит научных сотрудников.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...