Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 19 страница
касаются только мальчиков. При определении их как неустойчивых, у обоих родителей выражены шкалы 7 - "психастеничность" и О - "социальная интровертированность". Это ситуация, когда тревожно-мнительные и недостаточно контактные родители не переносят детской активности, шума и непосредственного выражения эмоций. Более нестабильными находят мальчиков матери с относительно более высокими показателями по шкале 6 - "паранойяльность" и 8 - "шизоидность". Напомним, что эти шкалы при средних значениях указывают прежде всего на нетерпимость и негибкость мышления, недоверчивость, склонность к образованию сверхценных идей, а также недостаточную эмоциональность и отзывчивость, формализм в отношениях с детьми. Нестабильными также определяют мальчиков эмоционально неудовлетворенные и депримированные отцы, с неустойчивой, большей частью низкой, самооценкой (шкала 2 - депрессия"), как и менее "мужественные" отцы (шкала 5 - "мужественность - женственность"). Шкала "повышенная возбудимость". Матери, оценивающие возбудимыми мальчиков, обладают меньшей женственностью (5-я шкала), более выраженными показателями по шкалам 6 - "паранойяльность" и 0 - "социальная интровертированность". Это ситуация, когда твердые по характеру, резкие в обращении, нетерпимые и испытывающие затруднения в межличностных контактах матери не переносят эмоционально экспрессивного и самостоятельного поведения сыновей. Отцы, считающие дочерей возбудимыми, имеют более высокое показатели по 9-й шкале "гипоманиакальность", т. е. они сами эмоционально возбудимы, несдержанны и раздражительны. Шкала "конфликтность - негативность". Для матерей, считающих мальчиков негативными к ним и конфликтными, характерны паранойяльные черты личности и затруднения в межличностных контактах (шкалы 6 - "паранойяльность" и 0 - "социальная интровертированность"). Отцы, определяющие мальчиков конфликтными, имеют более высокие показатели по шкалам "депрессия", "психопатия" и "паранойя". Эти отцы, таким образом, сами эмоционально не удовлетворены, испытывают моральный дискомфорт, конфликтны и непримиримы к другому мнению, склонны к образованию (как и матери) сверхценных идей о трудном, несговорчивом, вредном и упрямом характере сыновей. Шкала "проблемность в отношениях с детьми" - суммарное выражение всех предшествующих шкал. Наиболее тесно она связана со шкалой MMPI - "паранойяльность", т. е. родители, расценивающие трудным характер и поведение детей, особенно мальчиков, недоверчивы и подозрительны, нетерпимы и упрямы, негибки в суждениях и склонны к образованию ситуационно обусловленных сверхценных идей. Изучение оценок детей в зависимости от свойств характера и личности родителей показывает, что чем более выражены у них неблагоприятные черты личности, тем чаще они находят их у детей, в первую очередь у мальчиков, что является одной из причин более частого возникновения у них невротических расстройств. Именно мальчикам приписывается многое из того, что есть фактически у самих родителей: боязливость и неустойчивость, возбудимость и конфликтность. Определенное значение в этом имеет и конституциональный, общий у родителей и детей тип нервнопсихического реагирования. Наш успешный опыт психотерапии показывает, что дети с неврозами не настолько трудны и проблемны в поведении, какими их привыкли видеть характерологически отягощенные и невротически расстроенные родители. Перейдем к рассмотрению взаимосвязи между характеристиками личности родителей по дополнительным шкалам MMPI и оценкой характера и поведения детей. Перечислим еще раз 9 отобранных нами дополнительных шкал MMPI: тревожность, контроль, сила "я", доминантность, лидерство, играние ролей, зависимость, общая личностная изменчивость, общая плохая приспособляемость. Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивностъ". Детей как повышенно эмоционально чувствительных (сензитивных) чаще определяют тревожные и личностно изменчивые (нестабильные) родители (за исключением матерей девочек). У отцов сензитивных мальчиков выражена общая плохая приспособляемость. Чем больше лидерство у матерей, тем менее часто они признают мальчиков эмоционально чувствительными. У отцов успешное лидерство приводит к более частому определению девочек как чувствительных. Таким образом, лидерство у матерей препятствует, а у отцов - способствует определению детей другого пола как эмоционально чувствительных. Лидирующие, подчеркнуто "деловые" женщины имеют обыкновение негативно воспринимать эмоциональную чувствительность лиц мужского пола, в том числе сыновей. Отцы с более высоким социально-психологическим статусом, силой "я" и контролем более положительно воспринимают эмоциональную чувствительность лиц женского пола, в том числе дочерей. Шкала "подверженность страхам - боязливость". Более боязливыми детей чаще считают тревожные и личностно нестабильные родители. Отцы находят девочек боязливыми при меньшей силе "я", мальчиков - при отсутствии доминантности в характере и общей плохой приспособляемости. Матери боязливых девочек более зависимы. Чем хуже матери мальчиков и отцы девочек играют роли, тем чаще они считают детей боязливыми; у отцов девочек это отмечается также при меньшей силе "я". Шкала "неуверенность в себе - тормозимость". Тормозимыми обычно признаются мальчики у тревожных родителей, обладающих общей личностной изменчивостью и плохой приспособляемостью. Если у матерей при этом большая сила "я", то у отцов, наоборот, меньшая. Отцы тормозимых мальчиков и девочек более зависимы. У менее тормозимых девочек матери более тревожны и личностно изменчивы, хуже играют роли. Отцы тормозимых девочек имеют меньшую силу "я" и способность к лидерству, они личностно изменчивы (нестабильны). Таким образом, тормозимости детей того же пола, что и оценивающий родитель, способствуют, как мы видим, противоположные черты характера матерей и отцов; у отцов мальчиков - это тревожность и личностная изменчивость, у матерей девочек - отсутствие тревожности и личностная стабильность. У мальчиков отцы не могут быть примером уверенного в себе и адаптивного поведения. У девочек тормозимость - следствие чрезмерно сильного психологического давления не сомневающейся в себе матери. Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Неустойчивыми детей определяют родители с большей силой "я" и одновременно с общей личностной изменчивостью, а также матери мальчиков и отцы девочек с выраженным лидерством. Матери, плохо играющие роли (у девочек - и менее доминантные), оценивают детей как менее стабильных. Нестабильными будут и девочки у тревожных и плохо приспособленных матерей и отцов с выраженным контролем, а также мальчики у тревожных отцов. Шкала "повышенная возбудимость". Возбудимыми будут дети у тревожных и личностно нестабильных, а также с большей силой "я" и лидерством родителей. Вместе с тем у возбудимых девочек оба родителя менее доминантны, т. е. не обладают властностью, лучше играют роли; у отцов более выражен контроль. Шкала "конфликтность - негативность". Детей как упрямых, конфликтных и негативных чаще всего оценивают матери с большей силой "я" и личностной изменчивостью; тревожные и личностно нестабильные отцы. Шкала "проблемность в отношениях с детьми" выражена у тревожных и личностно изменчивых (нестабильных) родителей, а также в семьях девочек у матерей с большей силой "я", доминантностью и зависимостью, у матерей и отцов с выраженными показателями по шкале "лидерство". Более проблемными будут отношения с детьми у родителей, плохо играющих роли (за исключением матерей мальчиков). Характер оценки детей в зависимости от клинических и личностных особенностей родителей, общих в семьях мальчиков и девочек с неврозами (по данным вопросника Айзенка и MMPI), отражен в табл. 4.
Таблица 4. Характер оценки детей в зависимости от клинических и |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |