Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 19 страница




касаются только мальчиков. При определении их как неустойчивых, у обоих

родителей выражены шкалы 7 - "психастеничность" и О - "социальная

интровертированность". Это ситуация, когда тревожно-мнительные и

недостаточно контактные родители не переносят детской активности, шума и

непосредственного выражения эмоций. Более нестабильными находят мальчиков

матери с относительно более высокими показателями по шкале 6 -

"паранойяльность" и 8 - "шизоидность". Напомним, что эти шкалы при средних

значениях указывают прежде всего на нетерпимость и негибкость мышления,

недоверчивость, склонность к образованию сверхценных идей, а   также

недостаточную эмоциональность и отзывчивость, формализм в отношениях с

детьми. Нестабильными также определяют мальчиков эмоционально

неудовлетворенные и депримированные отцы, с неустойчивой, большей частью

низкой, самооценкой (шкала 2 - депрессия"), как и менее "мужественные" отцы

(шкала 5 - "мужественность - женственность").

Шкала "повышенная возбудимость". Матери, оценивающие возбудимыми

мальчиков, обладают меньшей женственностью (5-я шкала), более выраженными

показателями по шкалам 6 - "паранойяльность" и 0 - "социальная

интровертированность". Это ситуация, когда твердые по характеру, резкие в

обращении, нетерпимые и испытывающие затруднения в межличностных контактах

матери не переносят эмоционально экспрессивного и самостоятельного поведения

сыновей. Отцы, считающие дочерей возбудимыми, имеют более высокое показатели

по 9-й шкале "гипоманиакальность", т. е. они сами эмоционально возбудимы,

несдержанны и раздражительны.

Шкала "конфликтность - негативность". Для матерей, считающих мальчиков

негативными к ним и конфликтными, характерны паранойяльные черты личности и

затруднения в межличностных контактах (шкалы 6 - "паранойяльность" и 0 -

"социальная интровертированность").  Отцы, определяющие мальчиков

конфликтными, имеют более высокие показатели по шкалам "депрессия",

"психопатия" и "паранойя". Эти отцы, таким образом, сами эмоционально не

удовлетворены, испытывают моральный дискомфорт, конфликтны и непримиримы к

другому мнению, склонны к образованию (как и матери) сверхценных идей о

трудном, несговорчивом, вредном и упрямом характере сыновей.

Шкала "проблемность в отношениях с детьми" - суммарное выражение всех

предшествующих шкал. Наиболее тесно она связана со шкалой MMPI -

"паранойяльность", т. е. родители, расценивающие трудным характер и

поведение детей, особенно мальчиков, недоверчивы и подозрительны, нетерпимы

и упрямы, негибки в суждениях и склонны к образованию ситуационно

обусловленных сверхценных идей.

Изучение оценок детей в зависимости от свойств характера и личности

родителей показывает, что чем более выражены у них неблагоприятные черты

личности, тем чаще они находят их у детей, в первую очередь у мальчиков, что

является одной из причин более частого возникновения у них невротических

расстройств. Именно мальчикам приписывается многое из того, что есть

фактически у самих родителей: боязливость и неустойчивость, возбудимость и

конфликтность. Определенное значение в этом имеет и конституциональный,

общий у родителей и детей тип нервнопсихического реагирования. Наш успешный

опыт психотерапии показывает, что дети с неврозами не настолько трудны и

проблемны в поведении, какими их привыкли видеть характерологически

отягощенные и невротически расстроенные родители.

Перейдем к рассмотрению взаимосвязи между характеристиками личности

родителей по дополнительным шкалам MMPI и оценкой характера и поведения

детей. Перечислим еще раз 9 отобранных нами дополнительных шкал MMPI:

тревожность, контроль, сила "я", доминантность, лидерство, играние ролей,

зависимость, общая личностная изменчивость, общая плохая приспособляемость.

Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивностъ".

Детей как повышенно эмоционально чувствительных (сензитивных) чаще

определяют тревожные и личностно изменчивые (нестабильные) родители (за

исключением матерей девочек). У отцов сензитивных мальчиков выражена общая

плохая приспособляемость. Чем больше лидерство у матерей, тем менее часто

они признают мальчиков эмоционально чувствительными. У отцов успешное

лидерство приводит к более частому определению девочек как чувствительных.

Таким образом, лидерство у матерей препятствует, а у отцов - способствует

определению детей другого пола как эмоционально чувствительных. Лидирующие,

подчеркнуто "деловые" женщины имеют обыкновение негативно воспринимать

эмоциональную чувствительность лиц мужского пола, в том числе сыновей. Отцы

с более высоким социально-психологическим статусом, силой "я" и контролем

более положительно воспринимают эмоциональную чувствительность лиц женского

пола, в том числе дочерей.

Шкала "подверженность страхам - боязливость". Более боязливыми детей

чаще считают тревожные и личностно нестабильные родители. Отцы находят

девочек боязливыми при меньшей силе "я", мальчиков - при отсутствии

доминантности в характере и общей плохой приспособляемости. Матери боязливых

девочек более зависимы. Чем хуже матери мальчиков и отцы девочек играют

роли, тем чаще они считают детей боязливыми; у отцов девочек это отмечается

также при меньшей силе "я".

Шкала "неуверенность в себе -  тормозимость". Тормозимыми обычно

признаются мальчики у тревожных родителей, обладающих общей личностной

изменчивостью и плохой приспособляемостью. Если у матерей при этом большая

сила "я", то у отцов, наоборот, меньшая. Отцы тормозимых мальчиков и девочек

более зависимы. У менее тормозимых девочек матери более тревожны и личностно

изменчивы, хуже играют роли. Отцы тормозимых девочек имеют меньшую силу "я"

и способность к лидерству, они личностно изменчивы (нестабильны). Таким

образом, тормозимости детей того же пола, что и оценивающий родитель,

способствуют, как мы видим, противоположные черты характера матерей и отцов;

у отцов мальчиков - это тревожность и личностная изменчивость, у матерей

девочек - отсутствие тревожности и личностная стабильность. У мальчиков отцы

не могут быть примером уверенного в себе и адаптивного поведения. У девочек

тормозимость - следствие чрезмерно сильного психологического давления не

сомневающейся в себе матери.

Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Неустойчивыми

детей определяют родители с большей силой "я" и одновременно с общей

личностной изменчивостью, а также матери мальчиков и отцы девочек с

выраженным лидерством. Матери, плохо играющие роли (у девочек - и менее

доминантные), оценивают детей как менее стабильных. Нестабильными будут и

девочки у тревожных и плохо приспособленных матерей и отцов с выраженным

контролем, а также мальчики у тревожных отцов.

Шкала "повышенная возбудимость". Возбудимыми будут дети у тревожных и

личностно нестабильных, а также с большей силой "я" и лидерством родителей.

Вместе с тем у возбудимых девочек оба родителя менее доминантны, т. е. не

обладают властностью, лучше играют роли; у отцов более выражен контроль.

Шкала "конфликтность - негативность". Детей как упрямых, конфликтных и

негативных чаще всего оценивают матери с большей силой "я" и личностной

изменчивостью; тревожные и личностно нестабильные отцы.

Шкала "проблемность в отношениях с детьми" выражена у тревожных и

личностно изменчивых (нестабильных) родителей, а также в семьях девочек у

матерей с большей силой "я", доминантностью и зависимостью, у матерей и

отцов с выраженными показателями по шкале "лидерство". Более проблемными

будут отношения с детьми у родителей, плохо играющих роли (за исключением

матерей мальчиков).

Характер оценки детей в зависимости от клинических и личностных

особенностей родителей, общих в семьях мальчиков и девочек с неврозами (по

данным вопросника Айзенка и MMPI), отражен в табл. 4.

 

 

Таблица 4. Характер оценки детей в зависимости от клинических и










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...