Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 18 страница




здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) детей.

Средний, обычный тип контроля сочетает как некоторую твердость

родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так

и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований

детей. Родители также более терпимы к их недостаткам и слабостям, чем при

стремлении к строгой дисциплине.

В разработанном нами вопроснике "раннее развитие" шкала "строгость в

обращении матери с ребенком первых лет жизни" достоверно более выражена при

неврозах, чем в норме, показывая исходную установку матери на чрезмерный

контроль в отношениях с детьми.

При разделении в последующем контроля только на два типа -

преимущественно ограничивающий или разрешающий - у обоих родителей детей с

неврозами в отличие от нормы заметна только тенденция к преобладанию

ограничивающего контроля. Следовательно, степень ограничений со стороны

матери несколько уменьшается с возрастом детей, т. е. матери становятся

менее категоричными и бескомпромиссными, убеждаясь на практике в

безрезультатности чрезмерных предписаний.

При разделении контроля на три типа в отношении матерей детей с

неврозами в настоящем достоверно преобладает ограничивающий контроль (38%)

над разрешающим (25%) при одинаковой выраженности с ограничивающим среднего

контроля (37%). У отцов ограничивающий контроль (46%) достоверно преобладает

над средним (29%) и разрешающим (25%). У обоих родителей выявляется

тенденция к еще большему преобладанию ограничивающего контроля над

разрешающим в отношении детей того же пола, у матерей по отношению к

девочкам, у отцов - к мальчикам.

Доминирование ограничений над разрешениями больше всего выражено

(достоверно) у матерей при неврастении у детей, у отцов - при истерическом

неврозе и неврозе страха. При последних двух диагнозах отцы ограничивают

наиболее часто мальчиков - в 62%.

При сравнении сочетания типов контроля и заботы у матерей преобладает

сочетание гиперопеки с различными типами контроля. У отцов наиболее частым

является сочетание средней заботы и ограничивающего контроля. Наиболее редко

встречаются у матерей гипоопека и средний или разрешающий контроль. В

последнем случае это выражается "заброшенностью" ребенка, равнодушием к

нему, что типично у детей с психопатическим развитием и асоциальным

поведением.

При истерическом неврозе у детей у матерей преобладает сочетание

гиперопеки как с ограничивающим, так и с разрешающим контролем, т. е. две

его крайности. При неврозе страха типично сочетание гиперопеки и разрешений.

У отцов при истерическом неврозе и неврозе страха у детей чаще выражены

вместе средняя забота и ограничения. При истерическом и обсессивном неврозе

несколько чаще, чем при остальных неврозах, у отцов проявляется недостаток

заботы в сочетании с ограничениями или разрешениями.

Рассмотрим выраженность контрастных типов заботы и контроля у обоих

родителей при различных неврозах у детей. Как со стороны заботы (гиперопека

у одного родителя и гипоопека - у другого), так и со стороны контроля

(ограничения - у одного и разрешения - у другого) контраст чаще всего

встречается в отношениях с детьми при истерическом неврозе, затем при

неврозе страха и обсессивном неврозе. Менее всего он выражен при

неврастении.

Подобно гиперопеке, частым мотивом чрезмерных ограничений у родителей,

особенно матери, является латентно существующий страх или тревога несчастья

с ребенком, от которого можно освободиться повсеместным контролем за его

деятельностью, исключающим самостоятельность и саму возможность опасности.

Другим лейтмотивом повышенных ограничений и требовательности являются

опасения потери контроля, влияния на ребенка при предоставлении ему

необходимой свободы и самостоятельности. Кроме этого, существуют навязчивые

опасения несоответствия его социальным стандартам и предписаниям, выражаемые

фразами: "Он не такой, как все", "А вдруг вырастет не тем, кем нужно". Опять

же в этом родители излишне тревожны и категоричны, в чем находят отражение

тревожные и гиперсоциальные черты их личности. Нередко избыточное

психологическое давление в семье обусловлено буквальным восприятием совета

некоторых воспитателей и учителей усилить принуждение и строгость к детям,

оправдывая их тем, что они "избалованы", хотя фактически они больны.

Показатель IQ по тесту измерения интеллекта Векслера имеет тенденцию к

более высоким показателям у матерей, не придерживающихся чрезмерно строгой

дисциплины в воспитании, у отцов - без различий.

При разделении контроля на преимущественно ограничивающий или

разрешающий (средний тип контроля тогда входит в обе группы) как матери, так

и отцы с твердым характером достоверно чаще запрещают, чем разрешают детям.

При мягком характере матери, наоборот, чаще (достоверно) сторонники

разрешений, чем запретов. У отцов подобная тенденция имеет место в отношении

девочек, к мальчикам они более строги.

По данным корреляционного анализа, контроль больше у родителей с

невысоким (интровертированным) уровнем общительности. Чем более выражен

нейротизм у матери, тем более она строга (ограничивающе) к девочкам; у

мальчиков это представлено тенденцией. У отцов подобные различия не

существенны.

Если мать доминирует в семье, то она обнаруживает достоверно большую

строгость к мальчикам.

При неудовлетворенности браком в семьях девочек матери, по данным

корреляционного анализа, предпочитают строгую дисциплину. В семьях же

девочек матери, конфликтующие с отцами из-за вопросов воспитания, стремятся

также к использованию односторонне строгой дисциплины. Матери, таким

образом, на конфликтную диспозицию в семье отвечают усилением ограничений к

дочери, держа ее в "ежовых рукавицах".

Мы видим, что на выраженность того или иного типа контроля оказывают

значительное влияние как личностные, так и ситуативные факторы в семье.

Патогенное значение крайних выражений контроля можно понять и адекватно

оценить только в сочетании с характером чувств, испытываемых к детям.

Теплота, любовь, доброжелательность оказываются часто более важными

характеристиками, чем строгость или мягкость в отношениях с детьми. Тем не

менее и сам по себе контроль, особенно в плане излишних регламентации,

ограничений и запретов, играет существенную роль в происхождении неврозов у

детей, повышая до критического уровня их возбудимость и тормозимость.

Главное заключается в формировании черт зависимости, несамостоятельности и

неуверенности в характере детей, испытывающих чувство беспокойства каждый

раз, когда они попадают в новую, непривычную для них сферу общения, где нет

родительского контроля и где нужно действовать творчески и инициативно.

Контроль-санкции. Здесь рассматриваются такие стороны отношения

родителей, как стремление торопить (подгонять) детей, частые порицания и

угрозы в их адрес, физические наказания.

Стремление торопить более типично для матерей и встречается в 76% семей

мальчиков и 81% - девочек. Сильнее оно выражено при истерическом неврозе,

отражая эмотивную структуру личности матерей. Причем оба родителя с более

"быстрым", чем у детей, темпераментом (например, холерический или

сангвинический темперамент у родителя и сангвинический или флегматический -

у   ребенка) достоверно чаще стимулируют (подгоняют), чем подавляют

(тормозят), активность детей. Если же мать и отец обладают менее "быстрым"

темпераментом, чем у детей, то они склонны (тенденция) к торможению их

активности.

В семьях мальчиков в отличие от семей девочек увеличение контроля

приводит к нарастанию стимуляции детей типа подгонки (по данным

корреляционного анализа). Типичной ситуацией будет постоянная подгонка

мальчика матерью с более активным темпераментом, которая недовольна

темпераментом сына так же, как и темпераментом отца.

Твердые по характеру и доминирующие в семье матери в большей степени

(по данным корреляционного анализа) торопят детей, манипулируя ими, как

куклами-марионетками. У отцов противоположное соотношение, т. е. они больше

торопят детей при мягкости характера и отсутствии доминирования в семье.

Порицания как другая разновидность санкций встречаются у 58% матерей и

39% отцов. Матери ругают детей достоверно чаще по сравнению с отцами.

Некоторое уменьшение порицаний происходит у матерей после 40 лет, отцы

наиболее активны в них в возрасте 30-40 лет. У обоих родителей отмечается

тенденция к уменьшению числа порицаний в подростковом возрасте детей, т. е.,

как правило, при уже возникшем неврозе. По данным корреляционного анализа,

между порицаниями и конфликтом родителей по вопросам воспитания существует

отрицательная связь, т. е. чем более выражен конфликт между родителями, тем

меньше они ругают детей, и наоборот. У матерей подобное значение имеет и

конфликт с отцами в области супружеских отношений, когда отец в той или

иной, в том числе конфликтной, форме пытается противостоять одностороннему

доминированию матери в семье и чрезмерным порицаниям в адрес детей. Особое

значение это имеет в семьях девочек, где порицания у матерей тесно связаны с

нейротизмом, доминантностью и твердостью характера и сопровождаются

выраженным аффектом. Оба родителя, часто ругающие мальчиков, в то же время

непоследовательны с ними, что является дополнительным невротизирующим

фактором.

Когда мать не может сдержаться и на детей периодически обрушивается

поток замечаний, порицаний и наказаний, то это нередко - признак

невротического состояния, доходящего до степени отчаяния и тревоги,

безысходности из-за неразрешимых для матери семейных обстоятельств. Выражено

это следующей фразой: "Возникает ощущение предела, кажется, что больше не

выдержу; меня все раздражает - шум, дети, и тогда я срываюсь, кричу, хотя и

понимаю, что делать этого нельзя".

Угрозы часто сопровождаются аффектом и порицаниями, но могут быть и

одной из форм морального контроля и научения. Угрозы достоверно чаще

характерны для матерей (53%), чем для отцов (38%). В отличие от порицаний,

свойственных более "пожилым" родителям, угрозы, наоборот, достоверно чаще

встречаются у молодых родителей в возрастном интервале до 30 лет.

Мотивацией угроз обычно служит недовольство властных и требовательных

родителей поведением детей, которое выходит за рамки их привычных

представлений, или же угрозы являются средством социализации

(предостережений) у тревожно-мнительных и неуверенных в себе родителей.

Физические наказания применяют 51% матерей и 36% - отцов; матери

наказывают достоверно чаще, чем отцы. Физические наказания при этом чаще

используют матери после 40 лет, чем в возрасте 20- 30 лет; у отцов можно

отметить тенденцию к их увеличению в возрасте 30-40 лет. Меньше всего

наказывают подростков, но и тогда - каждого третьего, несмотря на крайне

негативное восприятие и отсутствие эффекта от наказаний.

По данным корреляционного анализа, физические наказания у обоих

родителей связаны с подгонкой и стремлением торопить детей. У матерей

физические наказания сопровождаются общей непоследовательностью в отношениях

с детьми обоего пола и аффектом в отношениях с девочками. Физически

наказующие отцы более тревожны (у детей обоего пола) и склонны в большей

степени контролировать мальчиков. Гиперсоциальные родители меньше физически

наказывают детей. Наказаний меньше при супружеском конфликте, поскольку

каждый из родителей использует их в качестве повода для обвинений.

Физические наказания чаще всего представлены у властных и аффективно

неустойчивых родителей, без конца понукающих детей и вымещающих на них свое

раздражение и недовольство. Следует заметить, что дети с неврозами не могут

перенести не столько физическую боль, сколько нравственную -

несправедливость, проявленную к ним, непонимание, отсутствие сочувствия и

помощи. Вместе с тем при физических наказаниях, обычно идущих на фоне частых

запретов, нарастает возбудимость детей, создавая ложный эффект синдрома

гиперактивности и одновременно реактивную тормозимость по типу "копания на

одном месте" и "упрямства". Тогда, чем больше наказаний, тем меньше их

воздействие и больше психогенно обусловленных нарушений поведения.

Патологическая роль наказаний особенно заметна в младшем возрасте, поскольку

сопровождается борьбой с активностью детей как проявлением их темперамента,

воли и формирующегося чувства "я".

Приведем в качестве иллюстрации рассказ старшего брата про младшего,

которому 1,5 года: "Мама бьет Тольку, и ремень у нас в доме всегда висит

наготове".- "За что?" - "Ой, вы не знаете, какой он. То кричит, то лезет к

окну, то падает, то капризничает. Тогда мама его и бьет, у него всегда рубцы

на теле. Если папа останется с Толькой, то к вечеру у папы сердечный

приступ. А еще мама держала Тольку над горшком целый час, а он - ничего. Как

только ему надели штаны, он сразу и наложил в них. За это тоже била. В

общем, много всего".- "А тебя мама била?" - "Да, била, конечно, теперь я

слушаюсь".- Добавим, что старший лечится у нас по поводу невроза страха,

будучи "забитым" и пугливым, несамостоятельным и инфантильным, неоткровенным

с родителями и зависимым в общении со сверстниками, несмотря на свой

относительно высокий уровень интеллектуального развития. Он часто пропускает

школу, потому что тревожная и одновременно властная мать продолжает во всем

опекать, окружая его мальчишеское "я" бесчисленными предохранениями и

запретами. Отец, мягкий и зависимый по характеру, не играет никакой роли в

семье. Когда у старшего брата в результате игровой психотерапии прошли

страхи, он стал более самостоятельным и даже начал "грубить" матери, т. е.

высказывать свое мнение. Вместе с тем в нем осталась глубоко укоренившаяся

общая боязливость - настороженность типа трусости, и он единственный из

игровой группы отказался выполнить заключительное самостоятельное задание.

Рассмотренные функции контроля: подгонка, порицания, угрозы и

физические наказания - обусловлены как личностными особенностями родителей,

так и отношениями в семье, причем у матерей они тесно связаны с

доминантностью и твердостью характера, отражая, вместе с тем, их аффективную

неустойчивость и нервность. У отцов крайние формы выражения контроля в

большей степени, чем у матерей, связаны с тревожностью, нередко

неуверенностью в себе и мнительностью. Всем этим создается эффект "бумажного

тифа", когда отцы не настолько строги, насколько они пытаются таковыми

представить себя, скорее играя традиционную мужскую роль, чем соответствуя

ей реально. В другом, менее типичном, варианте твердые по характеру отцы

паранойяльно бескомпромиссно и эпилептоидно жестоко расправляются с детьми

при их малейшем непослушании, а матери беспомощны и не способны смягчить

крайности отношения отца. Подобная ситуация более типична в семьях детей с

психопатическим развитием, прежде всего у мальчиков.

Обучение - следующий фактор воспитания, о котором неоднократно шла речь

раньше. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению -

привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи,

когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизни одевался

самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил "здравствуйте",

"пожалуйста", "спасибо", еще не понимая значения этих слов. Здесь и

чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень  притязаний

родителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствовать

взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и

искренним поведением.

Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом

психологического прессинга - избыточного морального давления на детей:

обязывания их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным,

способом; ожидания больших успехов, оправдывающих честолюбивые установки

родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными

достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям

иностранными языками. Это создает непосильную нервно-психическую нагрузку у

детей с ведущим первосигнальным типом восприятия действительности.

Время, затрачиваемое на воспитание, тесно связано с отношением

родителей к семейным обязанностям, занятостью на работе и характером

семейных отношений. И мать, и отец проводят в семье не меньше времени, чем в

норме, но вследствие односторонне выраженной и конфликтной структуры

семейных отношений роль одного из них, обычно отца, недостаточна для

реального контакта с детьми. Своеобразным откликом на это является

гиперопека детей со стороны матери и восполнение ею недостающих отцовских

функций в отношениях с детьми при неизбежной потере материнской нежности и

отзывчивости.

Рассмотренные особенности воспитания при неврозах у детей образуют в

своей совокупности 35 пунктов, соответственно числу изученных факторов. Чем

больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления

невротических расстройств у детей.

При изучении воспитания заслуживают внимания данные вопросника PARI,

использованного у 219 матерей детей с неврозами и 180 матерей детей в норме.

Приводятся достоверные различия. По сравнению с нормой наибольшие различия

обнаружены в отношении матери к мальчикам, т. е. оно, в отличие от отношений

к девочкам, имеет больше отклонений. Прежде всего, это излишняя

эмоциональная концентрация матери на сыне (2-й фактор), сопровождаемая

чрезмерным вмешательством в его жизнь (20-й признак), подавлением любых форм

сопротивления (4-й признак), как и репрессией сексуальных интересов или

половой направленности личности (18-й признак). Однако у этих же матерей

существуют большие, чем в норме, опасения обидеть ребенка (6-й признак), т.

е. они испытывают чувство вины. Более выражен, чем в норме, 9-й признак -

вспыльчивость, раздражительность матери. В отношении матери к девочкам

различия с нормой отмечаются только по 4-му признаку - подавление

сопротивления дочерей, что представляет собой общий с мальчиками

отрицательный аспект отношения матери при неврозах у детей. У матерей есть

тенденция ограничивать внешние влияния при воспитании дочери, т. е. то, что

мы неоднократно обозначали как стремление матери к образованию с дочерью

эмоционально изолированной подгруппы в семье. В известной мере это -

проявление более активной, чем в семьях мальчиков, конфликтной позиции в

отношениях с отцом. Зато в семьях мальчиков мать в большей степени, как мы

убедились, проявляет свои конфликтные отношения непосредственно с детьми.

При сравнении различий с нормой в зависимости от возраста детей (3-7,

7-10, 10-15 лет) отношение матери имеет большее число отклонений в семьях

мальчиков с неврозами в дошкольном возрасте, у девочек - без различий. В

данной связи представляет интерес уклонение матерей от эмоционального

контакта с мальчиками дошкольного возраста (16-й признак), в то время как у

подростков оно сходит на нет. Эти данные подтверждают уже рассмотренный нами

ранее феномен неприятия мальчиков с неврозами в первые годы жизни. У девочек

нет подобных различий. Мы видим, что вопросник PARI улавливает большую

патогенность в отношении матери к мальчикам в дошкольном возрасте, когда

они, как никогда, нуждаются в эмоционально теплом, любящем отношении матери

и не получают его. Уже с этим в немалой мере закладываются основы для

появления у мальчиков эмоциональных расстройств - центрального звена в

клинической картине неврозов.

Сравнение особенностей воспитания в зависимости от возраста матерей

показывает увеличение излишней эмоциональной концентрации на ребенке (2-й

фактор) в возрасте свыше 40 лет, что сопровождается, как правило, и большей

его опекой.

При сравнении клинических форм невроза между собой и с нормой больше

всего отклонений в воспитании обнаруживается у детей при обсессивном

неврозе, затем - истерическом неврозе. Так, при обсессивном неврозе у детей

матери чаще, чем при других неврозах и норме, создают излишнюю зависимость

ребенка от себя (2-й признак), ограничивают внешние  влияния семьи (10-й

признак) и половые интересы у детей (18-й признак), чрезмерно вмешиваясь в

их жизнь (20-й признак). Больше всего они боятся и обидеть детей (6-й

признак). Результатом действия перечисленных признаков будет излишняя

эмоциональная концентрация на ребенке (2-й фактор). При обсессивном неврозе

у детей матери также обладают большей вспыльчивостью и раздражительностью

(9-й признак). Различия получены и по 4-му фактору - отношения к семейной

роли, которая не устраивает мать, поскольку она тяготится ролью только

хозяйки дома, будучи больше ориентированной на достижения в профессиональной

деятельности.

Обратимся к данным интервью со 119 родителями, в котором перечисляются

сгруппированные определенным образом отклоняющиеся черты поведения и

характера детей. Матери, в отличие от отцов, обнаруживают большее суммарное

число отклонений в поведении и характере мальчиков, а не девочек. У отцов,

наоборот, более характерологически и поведенчески отягощенная оценка дается

девочкам, а не мальчикам. И хотя различия в целом, как у матерей, так и у

отцов, выглядят как тенденция, можно сделать вывод о большей проблемности в

восприятии детей противоположного с родителями пола.

Матери чаще, чем отцы, выделяют паранойяльноподобные (у мальчиков),

доминантные и неустойчивые (у девочек), истерические (у мальчиков и девочек)

черты характера. Отцы больше, чем матери, выделяют тормозимые (у мальчиков),

интровертированные (у мальчиков и девочек) и конформные (у мальчиков) черты

характера. Во многом подобные оценки представляют собой проекцию собственных

черт характера родителей, более свойственную родителям одноименного с

ребенком пола. Это указывает и на общий тип конституционально обусловленного

реагирования в семье.

Помимо интервью, родители в письменном виде отвечали на составленный

нами вопросник из 360 черт характера и поведения детей. Полученные

характеристики распределены по следующим шкалам: 1 - эмоционально

заостренная чувствительность - сензитивность; 2 - подверженность страхам -

боязливость; 3 - неуверенность в себе - тормозимость; 4 - неустойчивость в

поведении - нестабильность; 5 - повышенная возбудимость; 6 - конфликтность -

негативность; 7 - проблемность в отношениях с детьми как суммарная

выраженность всех предшествующих шкал. Вопросник применялся у 175 матерей и

123 отцов детей с неврозами; в норме - у 247 матерей и 82 отцов. Приводятся

достоверные различия. Матери мальчиков и девочек, отцы мальчиков оценивают

детей с неврозами, в отличие от нормы, как более сензитивных, боязливых,

тормозимых, неустойчивых, возбудимых и конфликтных. Больше и проблемность в

отношениях с детьми при неврозах. Отцы девочек с неврозами считают их более

сензитивными, боязливыми, тормозимыми и неустойчивыми. Таким образом, оба

родителя оценивают мальчиков и девочек по сравнению с нормой как более

сензитивных, боязливых, тормозимых и неустойчивых, подчеркивая невротические

проявления в их личности. По мере увеличения возраста детей суммарная шкала

"проблемность или сложность в отношениях с детьми" не претерпевает изменения

при неврозах, тогда как в норме ее выраженность уменьшается в подростковом

возрасте. Обусловлено это большей гибкостью родителей в норме,

перестраивающих свою тактику взаимоотношений с детьми старшего возраста.

Рассмотрим оценки родителями детей с различными клиническими формами

невроза. Боязливыми и тормозимыми матери чаще всего определяют детей с

неврозом страха, конфликтными (негативными) и проблемными в отношениях с

ними - детей с истерическим неврозом. У отцов проблемность в отношениях с

детьми более всего выражена при истерическом неврозе.

Таким образом, конфликтность и проблемность в отношениях с детьми чаще

всего присутствуют при истерическом неврозе.

Данные по шкалам вопросника оценки детей родителями распределены по

среднему баллу. В группах ниже и выше среднего балла рассмотрены показатели

вопросника Айзенка. Приводятся достоверные различия.

По вопроснику Айзенка мальчиков, как неустойчивых в поведении, чаще

оценивают экстравертированные в плане общительности матери.

Экстравертированные отцы чаще определяют девочек как боязливых, а мальчиков

- как менее конфликтных. Отцы с относительно более выраженным нейротизмом

чаще считают мальчиков сензитивными и детей обоего пола - конфликтными

(негативными и упрямыми). Отцы и матери с более выраженным нейротизмом чаще

определяют девочек неустойчивыми в поведении, а матери считают их и

боязливыми. Помимо этого, оба родителя с выраженным нейротизмом чаще

указывают на проблемность в отношениях с девочками; у отцов это

распространяется и на мальчиков.

Отцы при холерическом темпераменте считают более проблемными отношения

с дочерьми, а при меланхолическом - с сыновьями. Темперамент матери менее

сказывается на характере оценок детей (но значительно - на обращении с

ними).

Показатели шкал вопросника оценки характера и поведения детей,

разделенного на группы больше и меньше среднего балла, сопоставлялись также

с показателями профиля и дополнительных шкал MMPI.

Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивность".

Мальчиков как сензитивных чаще определяют матери с более выраженными

показателями по 4-й шкале - "психопатичность", т. е. внутренне

противоречивые и конфликтные. Отцы находят мальчиков сензитивными при более

высоких показателях по 1-й шкале - "ипохондричность". По 5-й шкале "менее

женственные" матери оценивают девочек, а "более мужественные" отцы -

мальчиков как менее эмоционально чувствительных (сензитивных).

Следовательно, признак "мужественности" у родителей того же пола является

одним из условий восприятия детей как менее эмоционально чувствительных.

Верным будет и то, что эмоционально чувствительными детей чаще находят

родители того же пола, с более высокими показателями по шкале

"женственность". Обычно это более мягкие по характеру родители.

Шкала "подверженность страхам - боязливость". Боязливыми детей чаще

определяют матери с более выраженными показателями по шкалам 4 -

"психопатичность" и 6 - "паранойяльность"; боязливыми только девочек чаще

находят ипохондричные (1-я шкала) и социально интровертированные (0 шкала)

матери. У отцов различия отсутствуют.

Шкала "неуверенность в себе - тормозимость". Девочек менее тормозимыми

считают матери при более выраженных шкалах 2 - "депрессивность", 3 -

"истероидность", 7 - "психастеничность", 8 - "шизоидность", 0 - "социальная

интровертированность". Отцы находят мальчиков более тормозимыми при

выраженности тех же шкал (за исключением социальной интроверсии). Более

тормозимыми также будут мальчики у "менее мужественных" (5-я шкала) и

паранойяльно настроенных (6-я шкала) отцов, мальчики и девочки - у

эмоционально возбудимых, раздражительных и обидчивых отцов (9-я шкала -

"гипоманиакальность").

Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Все различия










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...