Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 14 страница




степени принимать вину на себя (тенденция).

По методике "незаконченные предложения" у обоих конфликтных родителей

более заметно преобладание конфликтного отношения к семье, противоположному

полу и половой жизни. К этому нужно добавить конфликтные переживания у

матерей, связанные с чувством вины, и конфликтное отношение у отцов к

прошлому. Сумма конфликтных отношений по всем шкалам выше у родителей,

признающих конфликт друг с другом.

Отчетливо разделяет рассматриваемые группы родителей и предложенная

нами "шкала невротизма". У родителей с индексом невротизма выше среднего

конфликт встречается чаще, чем у родителей с более низким индексом

невротизма.

По вопроснику PARI матери при конфликте чаще считают мужа безучастным к

делам семьи (17-й признак). Кроме этого, в семьях мальчиков матери более

чувствительно воспринимают семейный конфликт (7) и боятся обидеть сыновей

(6), что надо расценивать как известное чувство вины. В семьях девочек

матери при конфликте с отцом, помимо низкой оценки роли отца в семье,

стремятся исключить внешнее влияние на дочь (10) и отказываются от

выполнения роли только хозяйки дома (13), что подтверждает ранее полученные

аналогичные выводы.

Вопросник Лири, как и PARI, специально направлен на изучение семейных

отношений. Вначале рассмотрим характер взаимных оценок родителей вне связи с

конфликтом. По аспекту "мой муж (жена)" матери в отличие от нормы оценивают

отцов как более стремящихся к доминированию (доминантных), самоуверенных (т.

е. недостаточно, с их точки зрения, критичных), непримиримых (повышенно

требовательных) и упрямых (несговорчивых). Отцы оценивают матерей в отличие

от нормы в большей степени стремящимися к доминированию, требовательными

(принципиальными), упрямыми и одновременно зависимыми, конформными (т. е.

согласными только внешне). Таким образом, уже в этих взаимных оценках,

имеющих в немалой степени проективный характер, заложены предпосылки

конфликта между родителями. Они наделяют друг друга такими одинаковыми

чертами, как доминантность, требовательность - непримиримость,

несговорчивость (упрямство), обнаруживания в этом сходство, одинаковый

характер отношений.

По аспекту "я, по мнению мужа (жены)" оба родителя дают более

выраженную конфликтную оценку, чем в норме, по всем октантам. Следовательно,

конфликтность звучит как при оценке родителями друг друга, так и при оценке

предполагаемого мнения другого о себе, подчеркивая этим конфликтную позицию

в семейных отношениях.

Различия   с нормой несущественны при конструировании супругами

идеального образа друг друга, если не считать установку у матерей детей с

неврозами на снижение самоуверенности у мужа.

При оценке родителями своих отношений как конфликтных они еще в большей

степени, чем при отсутствии конфликта, выделяют ряд дезадаптивных черт

характера друг друга. В семьях мальчиков это такие общие для обоих родителей

характеристики, как недостаточная уступчивость и конформность; в семьях

девочек - взаимно оцениваемое стремление к доминированию (доминантность) и

негативизм (упрямство). Отцы в семьях девочек обращают особое внимание на

непримиримость матери, ее повышенную требовательность и принципиальность.

В семьях девочек при конфликте родителей больше совпадающих

отрицательных оценок друг друга, чем в семьях мальчиков. Так, матери при

конфликте в семьях девочек считают, что отцы и они сами с точки зрения отцов

более доминантны и негативны (упрямы). Отцы же считают, что матери и они

сами с точки зрения матерей более доминантны и непримиримы (требовательны).

В семьях мальчиков у матерей нет совпадения в отрицательной оценке отца и

себя с его точки зрения. Отцы же определяют только меньшую конформность

матери при конфликте с ней.

Рассмотренную конфликтную позицию в семьях девочек можно выразить со

стороны матерей так: "Я знаю о том, какой муж (плохой) и так же (плохо)

расцениваю его мнение о себе". У отцов то же в отношении матерей. В семьях

мальчиков мать считает: "Я знаю о том, какой муж (плохой), но я не думаю,

чтобы он так же (плохо) думал обо мне". Если у матери сравнить оценку себя с

точки зрения отца и его собственную оценку матери, то окажется, что матери

мальчиков достаточно верно угадывают оценку мужа и между двумя этими видами

оценок нет различий. В то же время у матерей девочек достоверные различия по

этим оценкам существуют по большинству октант, и матери оценивают себя с

точки зрения отцов более отрицательно (негативно), чем это делают сами отцы.

Аналогичная ситуация имеет место у отцов в семьях мальчиков, когда они более

конфликтно воспринимают отношение матери к себе, чем к ним относится сама

мать. В семьях девочек у отцов, как и у матерей в семьях мальчиков, нет

различий между двумя оценками, т. е. они совпадают. На основании этих данных

можно сделать вывод о более активной конфликтной позиции у родителей одного

пола с детьми (у матерей, имущих дочь, отцов - сыновей).

Таким образом, вопросник Лири является достаточно чувствительной

методикой для выявления конфликтных отношений в семье между всеми ее

членами.

Практическая ценность использованных вопросников в том, что по их

данным можно составить мнение о вероятности конфликта между родителями еще

до интервью на эту тему. Обнаруженные различия могут быть собраны воедино в

шкалу "риска семейного конфликта".

Конфликт родителей с детьми. Его патогенетическая роль в происхождении

неврозов у детей подчеркивается многими авторами. При конфликте с ребенком

ему предписывается либо роль заменителя другого партнера (родителя, супруга,

брата или сестры), либо субститута одного из аспектов собственного

родительского "я", в том числе его полного отображения, идеальной или

негативной концепции. Общим является нарцистическая проекция родителей на

ребенка, когда в нем ищут, чем являются они сами, чем являлись, чем хотели

бы быть, лиц, которые были частью "я", чем не должны быть. При этом родители

видят ребенка лишь таким, каким он должен быть, а не таким, каким является

(Richter H., 1983).

Конфликтный характер отношений с детьми оценивается с таких сторон, как

неудовлетворенность отношениями и их проблемный характер, плохое

взаимопонимание, частые трения с детьми. Приводимые в тексте различия

достоверны.

Матери чаще, чем в норме, не удовлетворены отношениями с детьми при

неврозах; у отцов различия минимальны. Тоже относится к плохому

взаимопониманию с детьми, т. е. эти два понятия близки между собой. При

неврозах у детей родители обнаруживают более плохое взаимопонимание с

мальчиками, чем с девочками (у матерей - тенденция). В свою очередь, хорошее

взаимопонимание отцов и сыновей связано, по данным корреляционного анализа,

с отсутствием напряженных отношений между родителями и наличием

взаимопонимания между ними. Сыновья, с которыми отцы находят

взаимопонимание, уверены в себе и лидируют среди сверстников. При отсутствии

взаимопонимания они, наоборот, не уверены в себе и играют зависимые роли.

Таким образом, характер взаимопонимания с отцами - психологический фактор,

существенно влияющий на особенности поведения мальчиков, прежде всего в

отношении традиционных, соответствующих их полу норм поведения.

Проблемный или трудный характер отношений с детьми в первые годы их

жизни типичен для родителей с неврозами и имеет высокие отличия от нормы

(р<0,001) как у мальчиков, так и у девочек. В преморбиде проблемность в

отношениях с детьми максимальна при последующем возникновении невроза

страха. Сохраняется она и в дальнейшем. При наличии невроза у детей

проблемность более всего характерна в отношениях с ними при обсессивном

неврозе, подчеркивая гиперсоциальную направленность личности родителей, их

повышенную требовательность и принципиальность.

Частые трения с детьми встречаются у 55% матерей и 34% отцов, у матерей

мальчиков - в 57%, у матерей девочек - в 53% семей, т. е. без различий; у

отцов мальчиков - в 39%, у отцов девочек - в 26%, т. е. несколько чаще в

семьях мальчиков. Главное же, что отцы значительно реже, чем матери,

конфликтуют с детьми обоего пола.

Признание частых трений с детьми означает открытый конфликт с ними в

отличие от проблемного, часто психологически закрытого, характера отношений.

Поэтому трений больше у матерей детей с истерическим неврозом и отцов детей

с неврастенией, чем у более "эмоционально закрытых" родителей детей с

неврозом страха и обсессивным неврозом.

Открытых трений с детьми относительно больше в дошкольном возрасте по

сравнению с младшим школьным и подростковым, в то время как психологическая

напряженность в отношениях с детьми наибольшая в младшем школьном возрасте,

особенно у матерей мальчиков и отцов девочек. Это указывает, что с возрастом

детей конфликт из внешней сферы отношений переходит во внутреннюю, главным

образом в виде конфликтной позиции родителей в отношениях с детьми

противоположного пола.

Представляет интерес мнение родителей о том, кто виноват в конфликте -

они или дети. В подавляющем большинстве случаев виновным считается или

ребенок, или он вместе с родителем (так и так), но только не сам родитель.

Подобная установка отражает неспособность  взрослых прийти к пониманию

реальных источников конфликта с детьми, т. е., по существу, говорит о

проекции личных проблем в отношениях с детьми. У обоих родителей конфликт с

детьми (частые трения) или возрастает, или остается без изменения, т. е.

приобретает хроническое течение, что вместе значительно превышает число

семей, где он уменьшается. При ответе родителей на вопрос: "повлияло ли

настоящее заболевание ребенка на отношения с ним, трений стало больше,

меньше или они остались без изменений?" - у матерей доминирует тенденция к

нарастанию трений, у отцов - они остаются без изменений.

Источники конфликтных отношений с детьми распределены по двум группам.

В первую группу вошли: нереализация требований родителей, повышенная

требовательность со стороны ребенка, его чрезмерная ранимость и обидчивость,

упрямство, медлительность, непоседливость и неугомонность, отрицательные, с

точки зрения родителей, черты характера, нарушения поведения асоциального

плана. Наиболее частыми источниками (тенденция) конфликтных отношений

родителей с детьми обоего пола будут нереализация требований родителей и

упрямство. Как правило, это говорит о невозможности детей соответствовать

завышенным требованиям родителей, а также об их стремлении иметь свою точку

зрения. К частым источникам трений следует отнести также медлительность

мальчиков (по оценке матери) и повышенную требовательность девочек (по

оценке отца). Как источники трений практически отсутствуют асоциальные

проявления у детей, поскольку они не характерны при неврозах.

Вторую группу образуют проблемные ситуации с детьми, обусловленные

недостаточной исполнительностью, организованностью, эмоциональной

откликаемостью, затруднениями в самостоятельном приготовлении уроков и с

едой. Проблема исполнительности, т. е. опять же нереализация требований

родителей, стоит на первом месте, особенно при неврастении и неврозе страха

у детей. Проблема организованности (усидчивости, концентрации внимания,

утомляемости) наибольшая при неврастении, что связано с повышенной

возбудимостью этих больных. Остальные проблемы - эмоционального отклика,

приготовления уроков и еды - более характерны для невроза страха, отражая

состояние заторможенности. Проблема еды типична для детей первых лет жизни с

исходным фоном в виде невропатии и сопутствующей соматической ослабленности.

В попытках принуждения к еде родители проявляют нетерпимость, максимализм,

повышенную требовательность и беспокойство. В этом случае стресс,

испытываемый детьми при еде, только усугубляет и так недостаточную

ферментативную активность, сопровождаясь спазмами желудка и кишечника. Как

следствие возникает устойчивое отрицательное отношение к принятию пищи

вообще.

Из перечисленных проблем у дошкольников преобладает, с точки зрения

родителей, упрямство, а у школьников - проблема приготовления уроков. Общим

будет "неисполнение" детьми завышенных требований родителей, обусловленное

не столько нежеланием, сколько болезненным психическим состоянием и

невыносливостью (ослабленностью) их нервно-соматической сферы. В то же время

у самих родителей в отношении уроков ярко выявляются гиперсоциальные и в

ряде случаев - паранойяльные черты личности, а также тревожность,

мнительность и стремление к избыточной заботе и контролю. Будучи повышенно

требовательными, они часто не доверяют самостоятельности детей,

перепроверяют сделанное и заставляют все переписывать даже из-за одной

возводимой в абсолют ошибки. Состояние психологического напряжения, в

котором находятся дети, сопровождается их скованностью, неуверенностью при

ответах в школе, опасениями сделать что-либо не так, как нужно, как следует,

что еще больше повышает их утомляемость и удлиняет время приготовления

уроков.

Конфликтов родителей с детьми обоего пола меньше, если они походят

внешне (лицом) на отца. У детей, похожих на мать, больше вероятность

неблагоприятного влияния конституционального фактора в виде невропатии,

нередко наблюдающейся у матери в детстве. Общая с матерью невропатическая

конституция у детей создает дополнительные проблемы в отношениях с ними в

настоящем, в первую очередь в плане еды и сна.

Наименее конфликтны отношения у матерей мальчиков, если и мать и сын,

по оценке матери, обладают мягким характером, чем взаимно твердым

(максимальный конфликт) или твердым (у одного) и мягким (у другого)

характером. У матерей девочек конфликт меньше (тенденция), если мать имеет

твердый, а дочь - мягкий характер. У отцов некоторое уменьшение конфликтных

отношений наблюдается в семьях, в которых они обладают мягким, а сын или

дочь - твердым характером. Если принять в расчет мягкость или твердость

характера только родителей, то большая конфликтность отмечается при их

твердом характере в семьях мальчиков (в семьях девочек это не характерно).

Если учитывать только характер детей, то конфликтность будет чаще с матерью

при их твердом характере. На частоту конфликта с отцом мягкость - твердость

характера детей не оказывает влияния.

Из приведенных данных следуют два вывода. Во-первых, твердый характер

матери (как правило, более волевой, доминантный и недостаточно гибкий) или

твердый, с ее точки зрения, характер детей - существенный фактор конфликтных

отношений, достигающих наибольшей выраженности в семьях, в которых мать и

сын оба обладают твердым характером. Во-вторых, проблема твердости -

мягкости характера в большей степени заострена в семьях мальчиков, указывая

на трудность их самоутверждения и безуспешность попыток родителей, прежде

всего матерей, оказать на них чрезмерное давление.

Посредством корреляционного анализа установлена зависимость (связь)

конфликта с детьми от наличия у родителей гиперсоциальной направленности

личности: гипертрофированного чувства долга, обязанности, повышенной

принципиальности, отсутствия компромиссов.

При доминировании матери в семье (по ее оценке) увеличивается

конфликтность с мальчиками (с девочками - тенденция). При доминировании отца

в семье (по его оценке) конфликтность возрастает в отношениях с девочками (с

мальчиками, наоборот, уменьшается как тенденция). Из этого следует, что

конфликт с детьми более характерен для доминирующего в семье родителя

противоположного пола. Отчасти это обусловлено его попытками оказывать все

большее влияние на детей с тем, чтобы избежать своей эмоциональной и половой

изоляции в семье.

Невротизм (по среднему баллу "шкалы невротизма") влияет на конфликт с

детьми только у матерей. Чем более невротична мать, тем чаще у нее конфликт

с сыном. У девочек подобное соотношение в виде тенденции. Невротизм отцов не

оказывает влияния на конфликт с детьми.

Вопросник Айзенка. По шкале "экстраверсия - интроверсия" не получено

достоверных различий у родителей при наличии или отсутствии конфликта с

детьми.

Данные по вопроснику Айзенка сравнивались при одновременно существующем

конфликте между родителями, родителями и детьми и его отсутствии в обеих

сферах отношений. По шкале "экстраверсия - интроверсия" у обоих родителей в

этом плане нет достоверных различий. Невротизм у обоих родителей существенно

выше при конфликте между собой и детьми, чем при его отсутствии.

Вопросник MMPI - высокочувствительная методика для выявления

особенностей личности матерей, конфликтных с детьми. По всем шкалам профиля,

кроме 5-й, получены различия с матерями, отрицающими конфликт. При кратком

изложении шкал конфликтная, во многом противоречивая, структура личности

матерей будет представлена следующими характеристиками: хроническое

напряжение, недомогание, усталость, т. е. состояние стресса,  фиксация

неприятных ощущений (1); неудовлетворенность собой, сниженный фон настроения

(2); эмотивность и эгоцентризм (3); внешняя конфликтность, импульсивность,

трудности во взаимоотношениях с окружающими (4); настороженность и

недоверчивость, склонность к образованию сверхценных идей (6); неуверенность

в себе, тревожная мнительность (7); недостаточная отзывчивость, склонность к

соблюдению излишней дистанции в отношениях, их формализация (8);

эмоциональная возбудимость, раздражительность (9); затруднения в

межличностных контактах (0). 5-я шкала имеет достоверные различия только у

матерей девочек, выделяя их недостаточную женственность.

Если сравнить профиль матерей при конфликте с отцами и детьми, то в

обоих случаях он будет существенно отягощен, в то время как у отцов это

наблюдается только при конфликте с матерью и отсутствует при конфликте с

детьми. Более того, у бесконфликтных с детьми отцов значительные подъемы

профиля отмечаются по 2-й, 5-й и 7-й шкалам, указывая на внутреннюю

неудовлетворенность, пониженное настроение и пессимизм (2), мягкость

характера (5), неуверенность в себе и тревожную мнительность (7).

При наличии подобных проявлений отцы менее "способны" на открытый

конфликт с детьми. Эти же характеристики, за исключением мягкого характера,

играют противоположную роль у матерей, обостряя их отношения с детьми.

При генерализованном конфликте (с отцами и детьми) профиль у матерей

психопатологически изменен еще в большей степени, чем при отдельном

конфликте с отцами или детьми. Выраженный подъем профиля отмечается по всем

шкалам, кроме 5-й и 9-й. Таким образом, чем больше у матерей конфликтных

сфер отношений в семье, тем больше отягощен их  личностный профиль. У отцов

при генерализованном конфликте в семье появляются подъемы по 8-й и 9-й

шкалам, что указывает на их недостаточную эмоциональную отзывчивость,

склонность к соблюдению излишней дистанции в семейных отношениях, наряду с

повышенной возбудимостью и раздражительностью. У матери и отца общей

приподнятой (достоверно, как и все остальные) шкалой при конфликте между

ними и с детьми будет 8-я, что лишний раз подчеркивает недостаточную

эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, а также склонность

этих родителей к формализации отношений. Это создает контраст интимным,

непосредственным и доверительным отношениям в бесконфликтных семьях.

Посредством дополнительных шкал MMPI удается выявить у обоих родителей,

как при отдельном конфликте с детьми, так и при генерализованном конфликте в

семье, более высокие показатели по шкалам контроля, силы "я" и лидерства. У

матерей к этому следует добавить тревожность, общую личностную изменчивость

- нестабильность и общую плохую приспособляемость - адаптацию. У отцов при

отдельно рассматриваемом конфликте с детьми более низкий показатель по шкале

зависимости, т. е. конфликтные отцы менее зависимы. Личность отцов, таким

образом, также противоречива.

Различия по вопроснику Кеттела получены только по форме А. При

конфликте с мальчиками низкий у матерей и высокий у отцов фактор "М" говорит

о практичности, "заземленности" чувств матерей и развитом воображении,

направленном на внутренний, чувственный мир, у отцов. Более высокий фактор

"Q4" при конфликте с детьми у матерей и с мальчиками у отцов подчеркивает

внутреннюю напряженность и фрустрированность; высокий фактор "Н" у отцов

детей обоего пола - склонность к риску, активность в контактах, в то время

как низкий фактор "Q3" - импульсивность. У отцов, конфликтных с мальчиками,

низкий фактор "С" характеризует их как поддающихся чувствам, неустойчивых и

легко расстраивающихся.

По методике Розенцвейга у матерей, считающих отношения с детьми

конфликтными и бесконфликтными, различий нет. У отцов, определяющих

отношения с детьми конфликтными, чаще, чем у отцов, отрицающих конфликт,

встречается сочетание самозащитного типа реакций (ЕД) и их экстрапунитивной

направленности (Е). Это означает, что отцы все порицания, обвинения, угрозы

и упреки адресуют не к себе, а к другим, в данном случае - к детям, считая

их большей частью виноватыми в возникновении напряженных отношений. У отцов

девочек при определении отношений с ними как конфликтных также чаще имеет

место сочетание упорствующего типа реакций (NP) и экстрапунитивной их

направленности (Е). Эти отцы стремятся перенести бремя ответственности на

других, требуя или ожидая в данном случае уступок от дочери, без того, чтобы

самим перестроить отношения с ней.

По данным методики и наблюдений, можно отметить определенную

закономерность в изучаемых семьях, когда более личностно измененные матери

имеют обыкновение считать отцов ответственными за появление конфликта с

ними, а отцы, в свою очередь, возлагают ответственность за напряженные

отношения с детьми на них самих.

По методике "незаконченные предложения" у конфликтных с детьми матерей

аналогичное отношение к своим отцам (в детстве) и семье в целом. В большей

степени это выражено в семьях девочек, в то время как у конфликтных с ними

отцов, наоборот, сферы отношений к отцу в семье менее конфликтны.

Чувствительным инструментом для исследования семейных конфликтов

является предназначенный для матерей вопросник PARI. При конфликте с детьми

матери вспыльчивы и раздражительны (9-й признак). В семьях девочек к этому

следует добавить излишнюю дистанцию в отношениях с ними со стороны матерей

(3-й фактор), общую конфликтность в семейных отношениях и отказ от

выполнения роли только хозяйки дома (7-й и 13-й признаки), конфликтное

отношение к своей семейной роли, т. е. ее неприятие (4-й фактор). Мать

считает, что она жертвует собой во имя семейных интересов (5-й признак) и

стремится воспитать в дочерях чувство обожания родителей, т. е. себя (11-й

признак), что входит в противоречие с отрицательным отношением матери к

семейной роли и семье в целом. При генерализованном конфликте матерей с

отцами и детьми будут действовать все перечисленные выше характеристики ее

отношения, в том числе излишняя эмоциональная дистанция в отношениях с

детьми и отрицательное (конфликтное) отношение к семейной роли. К этому

необходимо добавить безучастность мужа к делам семьи, по оценке матери, к ее

собственную несамостоятельность и зависимость (17-й и 23-й признаки).

Вопросник Лири дополнен аспектами "мой ребенок" и "мой идеал ребенка".

Анализ данных при конфликте проводится также по аспекту оценки родителями

себя ("я сам(а)"). У матерей, конфликтных с мальчиками, выделяются

требовательность, скептицизм, упрямство (по аспекту "я сама"), оценка

мальчиков, как стремящихся к доминированию (аспект "мой ребенок") и менее

конформных (аспект "мой идеал ребенка"). У отцов, конфликтных с мальчиками,

нет различий по аспекту "я сам" и "мой идеал ребенка". По аспекту "мой

ребенок" подчеркивается их недостаточная уступчивость. У матерей,

конфликтных с девочками, по аспекту "я сама" больше выражены скептицизм,

упрямство и зависимость в отношениях; но аспекту "мой ребенок" более

выражены оценки девочек, как стремящихся к доминированию, неуступчивых,

недоверчивых, непослушных и неотзывчивых. По аспекту "мой идеал ребенка"

различий нет. У конфликтных с девочками отцов в большей степени звучит

стремление к доминированию, уверенность в себе, требовательность и

одновременно зависимость в отношениях (аспект "я сам"), оценка девочек, как

стремящихся к доминированию, уверенных в себе, требовательных, упрямых и

зависимых в отношениях (аспект "мой ребенок"). При конфликте с дочерьми отцы

хотят, чтобы в идеале они были более доверчивыми, послушными и отзывчивыми.

По данным вопросника Лири видна значимость проблемы доминирования или

иерархии внутрисемейных отношений при наличии конфликта с детьми. В этом

случае более склонны наделять детей стремлением к доминированию родители

другого пола: матери мальчиков и отцы девочек. В немалой степени это -

реакция на угрозу внутрисемейной половой изоляции, устранить которую каждый

из родителей пытается подчинением себе детей другого пола. Конфликт с детьми

показывает безуспешность этих попыток. Если бы они осуществились, то мать

образовала бы с сыном, а отец - с дочерью односторонне соподчиненную диаду,

сформировав большинство или подгруппу в семье. Заметна при конфликте и

проекция родителями на детей многих из своих отрицательных характеристик, т.

е. родители  конфликтно реагируют на те негативные, с их точки зрения,

проявления у детей, которые фактически есть у них самих. Подобная

конфликтная персонификация родительского "я" более выражена в семьях

девочек, создавая сложную психологическую фабулу семейного конфликта.

Предложенный нами вопросник оценки родителями характера поведения детей

состоит из 360 слов - определителей различного рода черт характера и

поведения. Выделены 7 основных шкал-характеристик детей: эмоциональная

чувствительность (в максимальном значении это - сензитивность);

подверженность страхам (боязливость); неуверенность в себе (тормозимость);

эмоциональная неустойчивость (лабильность); повышенная возбудимость;

упрямство (неподчинение); суммарная шкала, отражающая проблемность в

восприятии родителями характера и поведения детей. При конфликте с детьми

матери меньше подчеркивают неуверенность и тормозимость детей, зато больше -

их эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость и упрямство. У

отцов различие состоит только в определении дочерей как более эмоционально

неустойчивых при конфликте с ними. Если матери более склонны находить при

конфликте с детьми, особенно мальчиками, отрицательные черты их характера и

поведения (по суммарной шкале), то у отцов это выражено только в отношении

дочерей. В целом, конфликт у матери сопровождается большей проблемностью и

негативностъю в восприятии характера и поведения детей, чем у отцов. На

первом месте в плане проблемности и негативности в восприятии детей будет

отношение матери к сыну, на втором - к дочери, на третьем - отношение к ней

отца и на последнем, как наименее конфликтное, отношение отца к сыну.

Проблемность, таким образом, более выражена в восприятии детей другого пола,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...