Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 4 страница




- необходимые условия полоролевой идентификации с родителями.

Выбор роли родителя другого пола, несмотря на наличие привязанности (т.

е. действие эмоционального фактора), незначителен. Выбор себя в игре "Семья"

начинает преобладать у мальчиков с 10 лет, а у девочек - с 9 лет, являясь

показателем роста самосознания личности. В 9 лет у мальчиков и 8 лет у

девочек наблюдается перекрест между уменьшающимся выбором родителя того же

пола и возрастающим выбором себя. С учетом доминирующих ответов можно

считать старший дошкольный возраст адекватным для выбора роли родителя того

же пола, подростковый - выбора себя, а младший школьный - смешанным

(переходным) для обоих выборов.

При неврозах выборы в воображаемой игре "Семья" рассматривались у 335

детей из полных семей в возрасте 3-15 лет. Как и в норме, дети старшего

дошкольного возраста чаще всего выбирают роль родителя идентичного с ним

пола, особенно в 6 лет. Вместе с тем мальчики при неврозах чаще, чем в

норме, выбирают роль матери, что заметно до 9 лет, и раньше начинают быть

собой в игре "Семья" (с 8 лет, в норме - с 10 лет). Подобные тенденции

указывают как на большую зависимость мальчиков с неврозами от матерей

(феномен невротической привязанности), так и на развитие компенсаторного

стремления к независимости (автономии) мнений и оценок. Говорит это также о

недостаточной роли отца в жизни семьи.

При наличии конфликта между родителями девочки достоверно чаще, чем при

его отсутствии, становятся собой в игре "Семья", отказываясь таким образом

от выбора роли матери. У мальчиков конфликт родителей не сказывается на

характере их выборов, т. е. девочки более чувствительны к отношениям в

семье.

В старшем дошкольном возрасте мальчики с неврозами находятся в более

сложной семейной ситуации, чем девочки. Вызвано это недостаточной ролью отца

в семье и уходом в случае развода. Последствия этого будут рассмотрены в

разделах "Страхи" и "Неполная семья". Пока же отметим, что мальчики,

лишенные общения с отцом, обнаруживают большее количество страхов,

неуверенность в себе и трудности в общении со сверстниками. Подобные

отклонения в  немалой степени обусловлены и компенсаторно-замещающим,

односторонним влиянием матери, нередко уже больной неврозом.

Последнее, на чем мы остановимся в данном разделе, - это

психологическая структура семейных отношений, известная под названием

"комплекса Эдипа" у мальчиков и "комплекса Электры" - у девочек. По мнению

3. Фрейда, "самый глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между

лицами одного пола, проявляется уже в раннем детском возрасте. Я имею в виду

любовную конкуренцию явно подчеркнутого полового характера. Сын еще

маленьким ребенком проявляет особую нежность к матери, которую считает своей

собственностью, и видит в отце конкурента, который оспаривает у него это

исключительное обладание. Точно так же маленькая дочь видит в матери

человека, мешающего ее нежным отношениям с отцом и занимающего место,

которое с радостью заняла бы сама девочка" (Фрейд 3., 1922). Помещая

комплекс Эдипа в центр конфликтного существования человека, 3. Фрейд видит в

нем и главный источник чувства вины при неврозах. Как известный этап

формирования личности эти отношения могут иметь место в младшем дошкольном

возрасте на фоне развития чувства тела. Причем речь идет не о половом

чувстве, а о выраженном чувстве любви, направленном на родителя другого

пола. Следует учесть и стремление к подражанию родителю того же пола, когда

мальчик, так же как и отец, хочет быть женатым на матери, лежать утром с ней

в одной постели, а девочка, как и мать, хочет быть замужем за отцом,

по-детски повторяя в игре ее образ действий. На рубеже младшего и старшего

дошкольного возраста эмоциональное влечение к родителю другого пола,

мотивированное чувством любви (более выраженным при внешнем сходстве с ним),

дополняется потребностью в идентификации с родителем того же пола, который,

таким образом, как и раньше, не является объектом враждебности. От того,

насколько отмеченные возрастные тенденции будут конкурировать, а не

гармонично дополнять друг друга, зависит характер семейных отношений.

Попытки одного из родителей односторонне приблизить к себе ребенка,

настроить его против другого родителя, способны привнести проблемный ракурс

в естественную для возраста динамику личностных отношений, тем более, что

ревность (в 3-5 лет) и агрессивные фантазии (в 2-4 года) являются нормальным

проявлением эмоционально насыщенных отношений в этом возрасте. Эти

отрицательные чувства могут быть направлены на родителя того же пола,

"монополизировавшего" эмоциональный контакт с ребенком, в то время как он

любит родителя другого пола. Например, мать доминирует в воспитании,

оттеснив на задний план отца, которого любит дочь, или отец не воспитывает,

а "дрессирует" сына, считая его излишне мягким и эмоциональным, в то время

как мальчик любит мать, уступающую ему и более отзывчивую. Неприязненные

чувства в этом случае будут направлены на отца, отнявшего любовь матери. Мы

видим, что агрессивные чувства в этих случаях обусловлены конкретной

социально-психологической динамикой семейных отношений. При всем этом

ребенок не может реализовать свои чувства и потребности, испытывая к

родителям противоречивые чувства любви, восхищения, обиды, ревности и

неприязни.

Неразрешимый внутренний конфликт является источником постоянного

психического напряжения, играющего роль одного из невротически

декомпенсирующих факторов. Чувство вины, испытываемое детьми при наличии

противоречивых чувств к родителям, может иметь место, но главным образом в

старшем дошкольном возрасте, когда происходит развитие социально

опосредованных или высших эмоций. Рассмотренные семейные ситуации типичны

для детей с неврозами и представляют не что иное, как патогенно значимые

модели межличностных конфликтов. Лучше всего и рассматривать их таковыми, в

социально-психологическом ключе, не прибегая к искусственно созданной

терминологии.

 

 

Проблемы адаптации. Посещают ясли 53% мальчиков и 55% девочек. Из них

состояние аффекта возникает первое время у 92% детей без различий по полу.

Пребывание в яслях представляет для них психотравмирующую ситуацию в

результате разлуки с матерью как объектом эмоционального предпочтения и

безопасности, появления новых, незнакомых взрослых, которых еще боится

ребенок, и ломки жизненного уклада в целом. Под воздействием этих факторов

не смогли адаптироваться в яслях 73% мальчиков и 52% девочек. Большая

трудность приспособления к яслям у мальчиков обусловлена их более

интенсивной привязанностью к матери, чем у девочек, в связи с чем более

травмирующим становится отделение от нее и прекращение эмоционального

контакта. В свою  очередь, более выраженный стресс является одной из причин

достоверно более высокой (р<0,01) заболеваемости (большей частью ОРВИ) у

мальчиков, посещающих ясли (у 84%), по сравнению с девочками (у 44%).

Посещение яслей в этих условиях становится невозможным и ребенок остается

дома, но в более худшем состоянии, чем до их посещения.

Выраженным психотравмирующим воздействием обладает также госпитализация

в первые годы жизни по поводу заболеваний, обследования и операции (60% из

обследуемого контингента детей, бывших свыше недели в больнице).

Госпитализация без матери имеет место у каждого второго ребенка. В этом

случае почти всегда отмечается различной длительности и выраженности

реактивное состояние. После выписки некоторые дети из-за пережитого

эмоционального шока первое время не узнают родителей, затем болезненно

реагируют на замечания, становятся более обидчивыми, требовательными и

капризными. У них часто расстраивается сон, увеличиваются количество страхов

и "прилипчивость" к родителям. Нарастают эмоциональная и вегетативная

неустойчивость, вероятность появления психомоторных нарушений в виде тиков,

заикания, энуреза. Определенную роль в происхождении невротического

состояния может иметь отношение обслуживающего персонала, недостаточно

учитывающее психологические особенности детей. Причиной невротического

состояния при госпитализации являются в большинстве случаев те же факторы,

что и при помещении детей в ясли (отрыв от матери, ломка стереотипа, страх

незнакомых взрослых, как и чрезвычайно остро воспринимаемое чувство боли в

раннем возрасте). Безусловно, не все реагируют подобным образом. Так,

большинство из консультированных нами детей из детского дома не обнаруживают

ярких реакций при госпитализации из-за отсутствия возрастных страхов,

привязанности или недостаточного понимания происходящего, доходящего

временами до степени безразличия. Но даже на детей, заболевающих неврозами,

госпитализация действует неодинаково. Наиболее травматична она у детей с

последующим развитием невроза страха и истерического невроза, особенно при

госпитализации без матери. Это не случайно, поскольку дети с истерическим

неврозом эмоционально более тяжело переживают разрыв привычных связей,

лишение любви, признания и поддержки. Для детей, заболевающих неврозом

страха, более характерно беспокойство в ответ на появление в больнице

незнакомых взрослых, контрастирующих своим поведением с привычным отношением

матери.

Следует коснуться и вопроса о неблагоприятных последствиях для детей с

неврозами раннего помещения в санаторий, где срок пребывания, как правило,

несколько месяцев. Даже в современных условиях приходящие воспитатели не

могут заменить внимание и заботу матери для детей 2-5 лет. Отсутствие

психологически регламентированной службы только усиливает эффект

невротизации эмоционально чувствительных детей, когда их выбирают в качестве

жертвы для проявления агрессивных чувств дети с психопатоподобными и

психопатическими чертами поведения. Немалое число этих детей имеет почти

каждый санаторий. Это еще больше осложняет адаптацию у детей с неврозами

ввиду их беззащитности. Вместе с родительской депривацией подобная

психогенная ситуация приводит к снижению эмоционального тонуса, расстройству

настроения и замедлению процесса соматического оздоровления, что

способствует заболеванию неврозом.

Рассмотрим более подробно проблемы адаптации в детском саду, поскольку

большинство детей дошкольного возраста являются организованными.

Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявлено у 44%

детей (49% мальчиков и 37,5% девочек). В большинстве случаев оно не

достигает степени реактивного состояния, как в яслях: меньше и число детей,

неадаптированных в детском саду - 41% (45% мальчиков и 35% девочек).

Обращает внимание несколько большее число неадаптированных мальчиков в

детском саду, больше их также в яслях и школе. Если в яслях это объясняется

более выраженным, чем у девочек, беспокойством при отделении от матери, то в

детском саду и школе зависит от недостаточно сформированного навыка общения

с отцом. В отношении частых соматических заболеваний различия у мальчиков и

девочек отсутствуют (48 и 45% соответственно).

Сравнение с нормой (мальчики и девочки вместе) показывает заметное

преобладание у детей, заболевающих неврозами, состояния аффекта при начале

посещения детского сада (р<0,001) и отсутствие адаптации в дальнейшем

(р<0,001). Прежде всего, это относится к эмоционально чувствительным,

впечатлительным и боязливым детям, обнаруживающим тревожную зависимость от

матери и невропатически обусловленные проблемы еды и дневного сна. Плохой

аппетит и отсутствие дневного сна являются часто источником конфликтных

отношений со стороны воспитателей, стыдящих, а то и наказывающих детей как

непослушных.

В целом, число плохо адаптированных детей при неврозах заметно

снижается в детском саду (41%) и особенно в школе (26%) по сравнению с

яслями (65%), что подчеркивает улучшение адаптации с возрастом.

Родители детей, у которых выявляется состояние аффекта при помещении в

детский сад и неадаптированные в нем в дальнейшем, сравнивались по

вопроснику MMPI с родителями детей без проявления аффекта и адаптированных в

детском саду (для краткости обозначим детей соответственно как

адаптированных и неадаптированных). В профиле MMPI у матерей и отцов

неадаптированных детей заметен подъем 4-й шкалы (у матерей мальчиков

различия достоверны (р<0,001). Ввиду относительно невысоких подъемов шкалы

ее следует трактовать как наличие у родителей неадаптированных детей

трудностей самоконтроля, конфликтности, проблем взаимоотношений с

окружающими и, прежде всего, - с детьми.

Обращает внимание и подъем 1-й шкалы у матерей неадаптированных

мальчиков (р<0,001). Это указывает на большое количество жалоб, хроническое

чувство усталости и недомогания, тревожно-мнительную фиксацию болезненных

ощущений. Подобный настрой неблагоприятно отражается на выздоровлении детей,

поскольку матери продолжают считать их больными даже тогда, когда

практически они здоровы.

У матерей неадаптированных девочек достоверно более выражены 6-я и 7-я

шкалы. Посредством механизма ролевой идентификации с матерью дочь усваивает

такие особенности ее поведения, как нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную

настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и

настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным

суждениям (6-я шкала). Эти особенности характера матери сочетаются с

неуверенностью и тревожной мнительностью (7-я шкала), создавая внутренне

противоречивый облик ее личности. Непроизвольное усвоение детьми

рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и

затрудняет адаптацию в детском саду.

 

 

Упрямство - "камень преткновения" в отношениях с детьми, "столбовая

дорога", ведущая к невротизации детей уже в первые годы жизни.

Наиболее часто упрямство возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 лет (до 3

лет у более стеничных детей). Психологической основой происхождения

упрямства будет формирующееся чувство "я", подчеркнуто звучащее в 2 года.

Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений

его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть

собой представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный в

2 года. К этому возрасту ребенок упрям с точки зрения родителей, поскольку

проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко

переубедить. Известна педантичность детей этого возраста, стремление к

порядку, определенному расположению вещей, месту за столом, времени

укладывания. Упрямство здесь связано с изменением жизненного стереотипа,

которое вызывает чувство беспокойства или протест, расстройство настроения и

капризность. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная

последовательность (ритуал) его действий, создаст чувство безопасности,

изначальной уверенности в себе, являясь необходимой предпосылкой для

формирования целостного чувства "я".

Физиологическая сторона упрямства, по нашим наблюдениям, связана с

начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого

осознанием чувства "я" и развитием речи, наиболее активно представленных

(как и само упрямство) в 1,5-2,5 года. Нарастание активности левого

полушария происходит в условиях социально детерминированного перехода от

спонтанного, недостаточно контролируемого сознанием поведения и

непосредственного (наивного) выражения чувств (феномен правополушарной

активности) к осознанному усвоению предписаний и запретов, сдерживанию

выражения эмоций, т. е. к тому, что обозначается как социализация или

рационализация чувств.

Процесс социализации у детей, заболевающих неврозами, сопровождается со

стороны родителей чрезмерно ранними и категоричными требованиями опрятности,

правильно сформулированной речи, подчеркнутым стремлением все организовать,

упорядочить, регламентировать. В большей степени это присуще родителям с

гиперсоциальной направленностью личности, дети у которых наиболее упрямы с

их точки зрения. Преждевременная вербально-информативная нагрузка на еще

недостаточно функционально развитое левое полушарие приводит к его быстрому

утомлению и компенсаторно-реактивному сохранению односторонне эмотивного

(преимущественно правополушарного) типа поведения. Клинически это

проявляется возрастающей аффективностью (обидчивостью, недовольством,

капризностью  и истериками, расцениваемыми как упрямство) в ответ на

продолжающиеся избыточные требования взрослых. Это случаи, когда ребенок "не

слышит", т. е. перестает реагировать на слова в качестве левополушарных

раздражителей, дает неадекватно сильную или слабую реакцию в ответ на

обращения взрослых или поступает вопреки их требованиям. Нетрудно увидеть в

этом аналог фазовых состояний в деятельности мозга: уравнительной,

парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз, тесно связанных, на наш взгляд, с

возрастной, но клинически заостренной динамикой межполушарных соотношений.

Существенное значение в генезе упрямства в рассматриваемом возрасте

имеют также чрезмерные ограничения активности у детей с холерическим

темпераментом   и избыточная стимуляция у детей с флегматическим

темпераментом. В первом случае повышается возбудимость, а во втором случае -

тормозимость, что осложняет еще в большей степени восприятие требований

родителей.

Упрямство, таким образом, имеет неоднозначные источники своего

происхождения, обусловленные главным образом отклонениями в отношении

родителей к детям. Возрастные проявления чувства "я", воли, эмоций и

темперамента только тогда становятся проблемой упрямства для родителей,

когда они не способны адекватно оценить своеобразие психического развития

детей.

Следует заметить, что упрямство у детей означает наличие у них не

только стеничности, но и способности противостоять психическому давлению и

диктату родителей. Тогда отсутствуют признаки невроза как заболевания,

поскольку ребенок может как-то отреагировать свои желания и эмоции. В

условиях же их нарастающей блокады, ограничений возможностей самовыражения и

чрезмерно ранней  интеллектуальной стимуляции облегчается возникновение

невротических расстройств при все более возбудимом (у детей с холерическим

темпераментом), тормозимом (у детей с флегматическим темпераментом), или

смешанном (у детей с сангвиническим темпераментом) характере дальнейшего

психического реагирования.

Если родители продолжают упорно считать своих взрослеющих детей

упрямыми, то это указывает на неблагоприятные особенности личности самих

родителей, а также фиксацию предшествующих проблем в отношениях с детьми, их

неразрешимый характер. Реактивный, семейно обусловленный генезис упрямства

подтверждает его наличие в семье и отсутствие вне дома, подчеркнутое

внушаемостью таких детей. Нам почти всегда удается найти лучшее, чем дома,

взаимопонимание с ребенком, что подтверждает субъективный, проблемный

характер оценки родителей.

По мнению родителей, упрямым считается каждый второй ребенок. Если у

матерей нет различий в оценке мальчиков и девочек как упрямых, то у отцов

упрямыми чаще считаются девочки. Как матери, так и отцы наиболее часто

определяют упрямыми детей с истерическим неврозом, наименее часто - детей с

неврозом страха (различия статистически достоверны).

Матери чаще всего находят детей упрямыми в дошкольном возрасте по

сравнению с младшим школьным и особенно подростковым возрастом. Отцы,

наоборот, чаще находят упрямыми мальчиков в школьном возрасте (в младшем

школьном и подростковом), девочек - одинаково часто в  дошкольном и

подростковом возрасте (при уменьшении в младшем школьном). Следовательно,

проблема упрямства более значима для матерей детей дошкольного, а для отцов

- школьного возраста.

В 1,5-2,5 года упрямство относительно менее выражено у детей,

заболевающих неврозами, по сравнению с нормой. Объясняется это наличием

невротической привязанности к матери и интенсивным, пока относительно

"успешным", психологическим давлением родителей в виде многочисленных

принуждений,  угроз и физических наказаний по поводу проявлений своеволия и

двигательной активности. Зато в последующие годы происходит своеобразный

перекрест - уменьшение упрямства, по мнению родителей, в норме и возрастание

при неврозах. Наряду с упрямством, родители детей с неврозами более

отрицательно оценивают их в старшем возрасте и по многим другим шкалам

разработанного нами вопросника. В норме количество отрицательных оценок

характера детей существенно уменьшаются по мере увеличения их возраста. Все

это указывает на неспособность родителей детей с неврозами найти подход к

психическому развитию детей, особенностям формирования их характера и

личности.

Достоверно более упрямыми матери считают детей с холерическим, чем с

сангвиническим и флегматическим, темпераментом. В большей степени это

относится к мальчикам, что подчеркивает непереносимость матерями их

холерического темперамента. У отцов нет связи между оценками упрямства детей

и их темпераментом.

Конфликт между родителями не сказывается заметным образом на

определении детей как упрямых. Это происходит достоверно чаще при

непосредственном конфликте с детьми обоего пола со стороны матери и

конфликте с девочками - у отцов.

Использован ряд личностных вопросников с целью поиска различий между

родителями, считающими детей упрямыми и не упрямыми. При изложении данных

приводятся достоверные различия, определяемые по критерию Стьюдента.

Личностный вопросник Айзенка (обследовано 140 матерей и 114 отцов) и

цветовой тест Люшера (120 матерей и 101 отец) не обнаруживают значимых

различий в указанных группах родителей, т. е. эти методики не дифференцируют

изучаемую сторону семейных отношений.

Личностный вопросник Кеттела применялся в двух формах: "С" и "А" -

одновременно (у 155 матерей и 96 отцов). По вопроснику "С" различия

отсутствуют. По вопроснику "А" матери, оценивающие мальчиков как упрямых,

обладают более выраженными доминантными (властными) чертами характера

(фактор "Е"). Вместе с тем у них снижен эмоциональный тонус, повышено

беспокойство и чувство вины (тревожно-депримированный фон настроения -

фактор "О"). Они напряжены, раздражительны и нетерпеливы, испытывают много

субъективно неразрешимых эмоциональных проблем (фрустрированы - фактор

"Q4"). Матери, оценивающие девочек как упрямых /7/, робки, застенчивы,

чувствительны к угрозе, сдержанны в общении, индивидуалистичны, испытывают

чувство неполноценности (низкие оценки по фактору "Н").

У отцов упрямых мальчиков различий нет, поскольку чаще всего

оцениваются, как упрямые, девочки. В последнем случае наиболее выделяющейся

характеристикой будет отсутствие озабоченности за последствия своих

поступков, их прогнозирования, как и желания искать и анализировать мотивы

поведения у взаимодействующих с отцами лиц (фактор "F").

По тесту интеллекта Векслера - WAIS (24 матери и 24 отца) найдена

отрицательная корреляция между выраженностью IQ (коэффициента умственного

развития) у отцов и оценкой детей как упрямых, т. е. в последнем случае отцы

обладают относительно более низкими показателями интеллектуального развития.

По данным личностного вопросника MMPI (121 мать и 105 отцов), у

матерей, оценивающих детей как упрямых, низкий самоконтроль, импульсивность

и конфликтность, трудности во взаимоотношениях с окружающими (4-я шкала).

Одновременно они недостаточно уверены в себе, в правильности своих действий,

тревожно-мнительно застревают на трудностях взаимоотношений, загружены

переживаниями и озабочены вопросами морали, обнаруживая повышенное внимание

к проявлениям авторитета (7-я шкала). Им не хватает эмоциональной

отзывчивости, теплоты и искренности в отношениях (8-я шкала). Матери упрямых

девочек обладают и такими личностными характеристиками, как нетерпимость и

ригидность мышления, подозрительность, склонность к образованию сверхценных

идей (6-я шкала). В этом случае мать убеждена в наличии трудного,

несговорчивого, "вредного" и "неисправимого" характера дочери. У этих же

матерей ограничена сфера общения, и их контакты носят подчеркнуто

избирательный характер (0 шкала). Проблемы в установлении контактов присущи

также отцам упрямых девочек. Различия у матерей, по отобранным нами

дополнительным шкалам MMPI, имеются только в семьях девочек. Определяя их

как упрямых, матери тревожны, зависимы, личностно изменчивы (непостоянны),

плохо приспосабливаются к действительности, причем подобные различия, кроме

последнего, представлены на высоком уровне значимости (р<0,001).

У отцов упрямых детей высокие показатели контроля, силы "я" и

лидерства. Отцы мальчиков обладают к тому же большей независимостью

суждений. Для отцов девочек характерны личностная изменчивость (при

выраженном внешнем контроле и силе "я") и меньшая доминантность (при

лидировании в сфере межличностных отношений вне семьи).

Личность родителей (110 матерей и 95 отцов), оценивающих детей как

упрямых и не упрямых, исследовалась также с помощью методики фрустрации

Розенцвейга. У матерей упрямых детей достоверно более выражено сочетание

препятственно-доминантного типа реакций (ОД) и экстрапунитивной их

направленности (Е'). Это означает, что матери при оценке детей как упрямых

склонны подчеркивать наличие препятствий в ситуации конфликта, застревать на

нем, вместо конструктивного разрешения трудностей в общении с детьми. Отцы

при оценке детей как упрямых обнаруживают достоверно более частое сочетание

препятственно-доминантного типа реакций (ОД) и их импунитивной

направленности (М'). Эти отцы не замечают минусы фрустрирующей ситуации, не

придают ей должного значения, отказываются понять источники конфликта, что

способствует появлению его в дальнейшем.

Посредством методики "незаконченные предложения" выявляются конфликтные

сферы отношений в личности. Методика использовалась у 103 матерей и 77

отцов. У матерей упрямых девочек более выражены конфликтные сферы отношений

в семье и половой жизни. Конфликтная позиция звучит и в отношениях к бабушке

ребенка. Выше у матерей в семьях девочек и суммарный индекс конфликтности

(по всем сферам отношений вместе). Наблюдения показывают, что свои

нерешенные семейные проблемы мать переносит на дочь, непроизвольно блокируя

эмоциональный контакт с отцом и ревностно воспринимая ее нарастающее

самоутверждение в женской роли. Заслуживает внимания и то, что у отцов,

считающих детей упрямыми, выделяются конфликтные отношения с противоположным

полом. Отчасти этим объясняется негативность в восприятии отцами "упрямого"

характера дочерей, напоминающего в чем-то характер супруги.

Заслуживающие внимания данные получены по вопроснику PARI,

раскрывающему отношение к семейной роли и воспитанию детей (у 152 матерей).

Матери упрямых мальчиков и девочек обладают повышенной вспыльчивостью и

раздражительностью (р<0,0005). Присущ им и отказ от выполнения роли только

хозяйки дома. Матери упрямых девочек, доминируя в семье, ограничивают ее










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...