Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 1 страница




А.И.Захаров.

Происхождение детских неврозов и психотерапия

 

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного

психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых

неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь

невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями

воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их

проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей,

приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию

детей.

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное

описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и

подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из

практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных

специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дефиниция.

Эпидемиология неврозов.

Источники психогений.

Конституционально-генетический фактор.

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Невропатия.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Дизонтогенез.

Темперамент.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Проблемы адаптации.

Упрямство.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Значение страха.

Диагностика.

Распространенность страхов.

Семейная обусловленность страхов.

Возрастные особенности.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Игра в кегли.

Интервью.

Рисование как способ диагностики.

Использование вопросников.

Внушаемость.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Личность родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Неполная семья.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Конституциональный фактор.

Нервно-соматическая ослабленность.

Преморбидные особенности детей.

Возрастной фактор.

Понятие "жизненной ситуации".

Психическая травма.

Внутренний конфликт.

Нервно-психическое напряжение.

Патофизиология неврозов.

Изменения личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ЛИТЕРАТУРА

 

 

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

 

 

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Личность родителей.

Отношения в семье.

Особенности воспитания

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Разъясняющая психотерапия

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Игровая терапия.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Внушение наяву

Гипнотерапия

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид

нервно-психической патологии. Как психогенные  заболевания формирующейся

личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы

человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми,

поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения,

признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное

расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в

семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для

ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в

последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно

разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают

много личных проблем, нередко сами больны  неврозом и придерживаются

догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта

взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных

потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое,

психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода

клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся

нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный

клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех

поколений - прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности,

поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс

формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию

нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся

причины  социально-психологического, социально-культурного  и

социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие

единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей,

если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и

детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из

взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она

проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей;

низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец,

известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с

проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни;

недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более

сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для

полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные

жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход

матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для

ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех

матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей,

считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении,

современному "эмансипированному" положению женщины. Эти чрезмерно

категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и

теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения

честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В

чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт

в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе

с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей

женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно

влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа

неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении

числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать

который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной

психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на

возникновение неврозов у детей. Цель написания книги состоит в освещении

главным образом малоизученных или нераскрытых сторон проблемы неврозов у

детей с использованием клинико-психологического подхода. Представленные в

книге данные получены на материалах обследования и лечения 356 детей и

подростков с неврозами в возрасте до 15 лет за период 1968-1985 гг.

Распределение больных на приеме по диагнозам было следующим: неврастения -

50%; невроз страха - 23%; невроз навязчивых состояний (в тексте для

краткости - обсессивный невроз) - 15%; истерический невроз - 12%.

 

 

Глава 1

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дефиниция. Существуют различные определения неврозов, в которых

оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное

определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал,

что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития

личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию

нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность

перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою

судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз - это

психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально,

непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для

нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания:

неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой

цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход

из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию

личности (Мясищев В. П., 1960). В настоящее время общепризнанной является

точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности

(Карвасарский Б. Д., 1980).

В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в

ортодоксальном психоанализе - как неизбежный и необходимый момент развития в

связи с образованием и разрешением детской тревоги (Klein M. et al., 1966).

В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой

компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства

превосходства (Adler A., 1928). В поведенческой терапии невроз определяется

как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем

научения (Wolpe J., 1958). Крупнейший зарубежный специалист по проблеме

неврозов К. Ноrnеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное

страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в

конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как

отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения -

это проявление заторможенного процесса самореализации (Horney К., 1950).

Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено

действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и

выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний (Мясищев В.

Н., 1955). Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт

(Ноrnеу К., 1945). Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет

считать его принципиально обратимым состоянием (Мясищев В. Н., 1960).

 

 

  Эпидемиология неврозов. По официальным данным ВОЗ, число неврозов за

последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических

заболеваний - в 1,6 раза. Невысоким, очевидно, будет и рост числа

психопатий, что, как и  относительно небольшое увеличение психозов,

подчеркивает ведущую роль в их происхождении биологической дефицитарности.

Нарастание неврозов, помимо известных причин, является также следствием их

лучшей клинико-психологической диагностики и более частой обращаемости за

помощью. Высокий процент (35,3%) лиц с нервными заболеваниями выявлен в 1986

г. в Великобритании. В Италии эта цифра составляет 24,8%, в Испании - 12,7%,

т. е. заметна зависимость числа нервных нарушений от

социально-экономического и культурного уровня этих стран. Увеличение нервных

заболеваний в развитых странах идет, на наш взгляд, преимущественно за счет

неврозов - наиболее весомой и динамичной социально-психологической и

клинической переменной в общей нервно-психической патологии. Известно, что в

структуре нервно-психической заболеваемости неврозы наиболее распространены

у взрослых и детей (Колегова В. А., 1971; Лебедев С. В., 1979; Карвасарский

Б. Д., 1980; Козловская Г. В., Кремнева Л.  Ф., 1985). К ведущим

невротическим нарушениям, выявляемым у детей на неврологическом приеме,

относятся астеноневротический синдром и невротические реакции (Горюнов А. В.

и др., 1980).

Данные врачебных приемов не дают полную картину заболеваемости

неврозами. Среди детей с расстройствами психики, выявленных при сплошном

обследовании, лишь 20% детей состояли на учете у психоневролога (Лебедев С.

В., 1979). Необходимо помнить и то, что эпидемиологическое исследование

неврозов затруднено по причине необходимости проведения направленной и

достаточно продолжительной беседы с каждым из детей и по крайней мере - с

одним из родителей. Легче поддаются учету явные формы нарушенного,

делинквентного или психотического поведения, а также видимые признаки

нервности, включая заикание и тики.

По данным Л. В. Соколова (1985), отклонения в нервно-психическом

развитии обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад. Ориентировочные

данные о количестве неврозов можно получить, если учесть их удельный вес в

структуре нервно-психической заболеваемости на приеме. По одним данным,

неврозы выявляются у 27% (Колегова В. А., 1971), по другим - у 45% больных

от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями (Козловская Г. В.,

Кремнева Л. Ф., 1985). В среднем эта цифра составляет 36%, т. е. условно

можно считать по крайней мере каждого третьего из детей с нервно-психической

патологией больным неврозом. По-видимому, это соотношение будет

увеличиваться в сторону неврозов при массовом обследовании в школе и

выявлении психогенных форм школьной дезадаптации у 15-20% учащихся (Каган В.

Е., 1984). Отмечается и 12% минимальная распространенность у всех детей

выраженных клинических форм нарушений адаптации в школе (Schwartz G. M. et

al., 1981).

Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в

старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (Колегова В. А., 1971). По

данным сплошного обследования, наибольшее число неврозов выявляется у детей

школьного возраста (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Частота

неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения

(Манова-Томова В. С. и др., 1981). В возрасте 12-18 лет имеется постоянный

уровень невротизма (Bamber J. Н., 1979).

Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков (Захаров А.

И., 1977; Лебедев С. В., Козловская Г. В., 1980). Больше неврозов в периоды

возрастных кризов (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Школьная

дезадаптация также способствует неврозам (Каган В. Е., 1984). В подростковом

возрасте, по данным анкетного обследования J. Bamber (1979), более

невротичны девочки. У девушек по сравнению с юношами заметно преобладание

невротических расстройств, включая тревогу и депрессию (Almqnist F., 1986).

Больных неврозами женщин на приеме в 2 раза больше, чем мужчин (Мягер В. К.,

1976). Следовательно, в детском возрасте заметно преобладание лиц мужского

пола, больных неврозами, а у взрослых - женского пола. Причем у женщин

ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин -

соматических функций организма (Немчин Т. А., 1983).

Соотношение мальчиков и девочек в исследуемой нами клинической выборке

- 205 и 151. Мальчиков, больных неврозами, следовательно, в 1,4 раза больше.

При неврастении это соотношение достигает 2,2. При истерическом неврозе,

наоборот, девочек в 3,3 раза больше.

При неврозах на фоне невропатии мальчиков значительно больше, чем

девочек: без невропатии подобные различия минимальны. В отличие от

невропатии, при которой число мальчиков достоверно выше, резидуальная

церебральная органическая недостаточность не оказывает влияния на

соотношение мальчиков и девочек при неврозах.

Достоверные различия будут отмечаться при клинической дифференциации

невроза по степени тяжести. В группе с тяжелым, обычно психомоторно

осложненным, течением невроза мальчиков больше.

Если  разделить всех больных неврозами по наличию или отсутствию

психомоторных нарушений, то соотношение мальчиков и девочек существенно

изменится. В группе без психомоторных нарушений (тиков, заикания, энуреза)

мальчики встречаются только в 1,1 раза чаще, чем девочки. В группе с

психомоторными нарушениями мальчиков в 1,9 раза больше. В свою очередь,

значительная часть психомоторных нарушений - это проявление невропатии, а

она в большей степени характерна для мальчиков. Следовательно, невропатию у

мальчиков можно воспринимать как один из факторов биологического риска. С 12

лет соотношение мальчиков и девочек, больных неврозами, практически

одинаково, так как именно к началу пубертатного периода сглаживаются

проявления невропатии. Изменение рассматриваемого соотношения в сторону

более частых невротических расстройств у лиц женского пола заметно уже в

юношеском возрасте и, как уже отмечалось, характеризуется обратным детству

соотношением у взрослых (Мягер  К., 1976). Статистически достоверно и мы

подтверждаем преобладание неврозов у женщин (матерей детей, больных

неврозами).

Проведенная нами серия эпидемиологических исследований направлена

главным образом на изучение общей нервности у детей и подростков от 3 до 16

лет посредством использования специально разработанных анкет.

Первое из таких исследований охватило 800 детей дошкольного возраста,

посещающих детский сад (400 мальчиков и 400 девочек). Заметные отклонения у

детей со стороны нервной системы квалифицировались воспитателями у 25%

детей; у мальчиков достоверно чаще (28%), чем у девочек (21%). В старшем

дошкольном возрасте (5-7 лет) частота нервных проявлений достоверно выше,

чем в младшем (3-5 лет), как у мальчиков, так и у девочек. В 5 лет у тех и

других максимальная частота нервных нарушений составила соответственно 37 и

29%. При начале обучения в 6 лет этот возраст предшествует школе, что

заслуживает особого внимания.

Нарушения поведения возбудимого круга (повышенная возбудимость,

неуправляемость, расторможенность вместе с агрессивностью (драчливостью),

конфликтностью и неуживчивостью) несколько чаще встречаются у мальчиков

(15%), чем у девочек (11%). У тех и других в старшем дошкольном возрасте они

статистически достоверно более выражены, чем в младшем.

Нарушения поведения тормозимого круга (боязливость, пугливость, робость

и нерешительность, неумение постоять за себя, беззащитность совместно с

повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью "все близко

принимать к сердцу", легко обижаться, плакать и расстраиваться) более

свойственны девочкам (22%), чем мальчикам (17%). Максимальной выраженности

эти проявления достигают в 4 года (35% у девочек и 26% у мальчиков), оттеняя

проблемы эмоционального развития в данном возрасте.

По данным корреляционного анализа на ЭВМ (здесь и дальше - коэффициенты

парных корреляций Q и Ф) у мальчиков 3-5 лет нарушения поведения тормозимого

круга противостоят (обратная связь) бесцеремонности, отсутствию сдерживающих

начал, чувства вины и переживания случившегося, т. е. нарушениям поведения

главным образом возбудимого круга. Тормозимость отрицательно коррелирует

также с неискренностью, лживостью и хвастовством. Последние проявления, в

свою очередь, несовместимы с повышенной эмоциональной чувствительностью,

склонностью легко обижаться, плакать и расстраиваться. Всем этим

доказывается противоположная направленность поведения тормозимого круга, а

вместе с тем и большинства из невротических расстройств, приведенным выше

характеристикам, нередко встречающимся в клинике в виде нарушений поведения

психопатоподобного, преимущественно возбудимого, круга. У девочек подобные

различия менее выражены, что указывает на относительно меньшую полярность их

поведенческих и нервных нарушений.

Исследование распространенности нервности у школьников проведено на

базе нескольких общеобразовательных школ. Учителя оценивали различные

проявления нервности по анкете, ряд утверждений которой формулировался как

"повышенно возбудимый, нервный", "робкий, нерешительный, боязливый,

нервный". Соответственно, в первом варианте школьник условно относился к

группе возбудимых; во втором варианте - к группе тормозимых; возможен и

смешанный вариант. Из 1146 школьников 7-16 лет нервными по оценке педагогов

признаны 43% мальчиков и 18% девочек (различия достоверны). У дошкольников,

как отмечалось выше, нервными будут 28% мальчиков и 21% девочек. В целом,

нервных школьников (31%) будет больше, чем дошкольников (25%). Весь прирост

нервности в школьном возрасте происходит за счет мальчиков (28% - у

дошкольников и 43% - у школьников; различия достоверны). Причем если

соотношение количества нервных мальчиков и девочек достоверно различается

уже в дошкольном возрасте (р<0,05), то в школьном оно увеличивается в

большей степени (р<0,001). Однако непрерывное увеличение нервности у

мальчиков происходит только до 11 лет, достигая 56% в 10 лет. В 11 лет

наблюдается достоверно подтверждаемый спад нервных проявлений (38%); затем,

в 12 лет, они несколько нарастают и постепенно снижаются в последующие годы

(24% в 15 лет). В возрасте 7-11 лет нервных мальчиков в среднем 50%; 11-16

лет - 37,5% (различия статистически достоверны) /1/.

Заметное снижение нервных проявлений в 11 лет по сравнению с возрастом

10 лет указывает большей частью на уменьшение влияния невропатии как

распространенного вида нервности. Поскольку они более характерна для

мальчиков, то этим и объясняется в немалой степени снижение нервности прежде

всего у них, а не у девочек.

Достоверно выявленное повышение нервных реакций возбудимого круга в 12

лет у мальчиков мы склонны объяснять началом пубертатного периода и

обусловленной им гормональной перестройкой организма. Противоположная

повышенной возбудимости тормозимость имеет наибольший удельный вес в

структуре нервности в 9 и 14 лет. У девочек соотношение повышенной

возбудимости, тормозимости и смешанных вариантов нервности не имеет значимых

отличий по возрасту.

Дополнительно использовались анкеты для оценки нервного состояния детей

родителями на собраниях в школе (683 человека). Подобно мнению педагогов,

родители выше оценивают нервность мальчиков, чем девочек, особенно в

возрасте 7-11 лет (46%). В подростковом возрасте снижение нервности, по

мнению родителей, наблюдается и у мальчиков, и у девочек, причем у мальчиков

- в большей степени. В каждой второй опрошенной семье родители обращались

или хотели бы обратиться за консультацией и помощью к невропатологу или

психоневрологу. Кроме этого, у каждого второго школьника родители испытывают

много проблем в воспитании и хотели бы воспользоваться квалифицированной

консультацией специально подготовленного психолога или педагога.

 

 

Источники психогений. Среди разнообразных патогенных ситуаций,

являющихся причиной психической травматизации при неврозах, выделяются

семейно-бытовые, прежде всего конфликтные, отношения в семье (Мясищев В. Н.,

Карвасарский Б. Д., 1967; Мягер В. К., 1971). В более широком аспекте

причиной невроза может быть дисгармоничное функционирование семьи в целом,

приводящее к заболеванию одного из ее членов (Семичов С. Б., 1978).

Подчеркивается хронический характер основополагающего для невроза

эмоционального стресса (Губачев К. М. и др., 1976). Патогенность внешних

обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым

отношением личности. В свою очередь, особенности личности, системы ее

свойств и отношений могут быть поняты лишь из истории ее развития в

определенной социально-бытовой среде, прежде всего в семье (Мясищев В. Н.,

1960). Указывается на характерное для психогенных состояний сочетание

психической травмы и особого склада личности детей и подростков (Гиляровский

В. А., 1934; Блей Е. А., 1940; Сухарева Г. Е., 1959). Считается, что чем

острее и внезапнее действует психическая травма, тем меньшую роль играют

личностные особенности, и, наоборот, при уменьшении массивности и остроты

психической травмы индивидуальный склад личности приобретает большую роль в

формировании клинической картины невроза (Сухарева Г. Е., 1959). Прежде

всего, патогенность психической травмы возрастает в условиях новизны,

внезапности воздействия, быстрой смены динамического стереотипа (Сухарева Г.

Е., 1959), сниженного функционального состояния коры  головного мозга,

биотонуса в целом (Осипова Е. А., 1932; Сканави Е. Е., 1934), резидуальной

органической (Пивоварова Г. Н., 1960) или невропатической (Симеон Т. П.,

1958) недостаточности. Особое значение придается месту наименьшего

сопротивления организма (Блей Е. А., 1940) и возрасту больных (Симеон Т. П.

и др., 1935).

Выделяя патогенную роль хронической психотравмирующей ситуации,

отечественные авторы связывают ее в большинстве случаев с наличием

конфликтов, неправильным воспитанием в семье и потерей близких. Подобная

точка зрения отличается от зарубежных исследований 30-х годов, построенных

главным образом на концепциях психоанализа. Основное патогенное значение

придается Эдипову комплексу и ранней психической травматизации (Freud S.,

1912). Семья же воспринимается только в качестве экрана, отражающего

переживания пациента. Внимание сосредоточивается на односторонне понимаемых

проблемах развития и противоречиях в психике, мастурбационных фантазиях и

чувстве вины, несовершенстве защитных механизмов (Freud S., 1923; Klein M.,

1932; Freud A., 1936). Однако уже в 20-х годах начинает появляться более

разносторонний, с учетом реального семейного окружения и типов воспитания,

взгляд на проблему неврозов (Hug-Helmuth Н., 1926). В последующем все

большее значение придается невротическим особенностям личности родителей и

их влиянию на отношения с детьми (Ноrnеу К., 1937). Чрезмерная строгость и

изнеживание считаются причиной невротической заторможенности (Schultz-Hencke

H., 1947). Подчеркивается неблагоприятное влияние психической депривации и

отрыва от матери, равно как и недостатка любви и заботы (Spitz R., 1946;

Bowlby J., 1961). Уделяется внимание ролевым конфликтам, в  том числе

несоответствию семейной роли ребенка и требований школы (Richter H., 1983).

Неправильное воспитание в семье и конфликты как ведущие источники

психогений у детей и подростков с неврозами признаются и большинством










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...