Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 9 страница




которые проходят курсы групповой психотерапии и гипнотерапии, среднее число

посещений сравнительно невелико и составляет 4 (дошкольники) и 5 (школьники)

на одного больного. Почти в половине случаев семейная консультация дает

достаточно исчерпывающие ответы в отношении невротического состояния детей и

отпадает необходимость в повторном посещении врача. Катамнестические

исследования показывают, что большинство родителей в этом случае сумели

перестроить свои отношения, изменить характер воспитания и вместе с

выполнением врачебных назначений добиться заметного улучшения состояния у

детей. Выздоровлению больных препятствуют личностные изменения у родителей,

невротическое заболевание одного из них и трудноразрешимый семейный

конфликт. Тогда требуется продолжительный курс психотерапии с более активным

привлечением родителей, оказанием им врачебной и психологической помощи,

радикальной перестройкой семейных отношений, прежде всего отношений с

детьми.

Обследование детей с неврозами отличается рядом особенностей. Нередко,

на первый взгляд, они не производят впечатления больных и сами обычно не

рассказывают о беспокоящих их ощущениях и переживаниях. Если с подростками

можно начать беседу сразу, то с младшими школьниками лучше всего после

совместной игры в кегли, что разряжает напряжение от ожидания приема и

способствует лучшему контакту. Дошкольникам предоставляется возможность

самостоятельной игры. Мальчиков обычно привлекают машинки, роботы, танки;

девочек - куклы и мягкие игрушки. У мальчиков и девочек заметный интерес

проявляется к разборному теремку, внутри которого и рядом расположены

фигурки животных, в том числе медведя, волка, лисы, лягушки  и зайца. При

затруднениях в начале игры врач принимает в ней активное участие, предлагая

разнообразные сюжеты. Во время игры он может получить ответы на интересующие

его вопросы, выбирая подходящие паузы и задавая вопросы как бы между прочим,

ненавязчиво, ненастойчиво, учитывая возрастные особенности детей,

заторможенность и астению. Вопросы последовательно касаются общения в

детском саду и школе, семье, источников напряжения и недовольства,

беспокойства и страхов, а также интересов и предпочтений. Без особого

привлечения внимания выясняется отношение к нервным, в том числе

невротическим, проявлениям. В младшем дошкольном возрасте 2/3 детей не

осознают невротические симптомы, в старшем дошкольном - это число

сокращается до 1/2. В школьном возрасте 2/3 детей воспринимают невроз как

болезненное состояние, препятствующее нормальному самочувствию. Осознание

наименее выражено при истерическом неврозе, наиболее часто оно встречается

при неврозе страха и обсессивном неврозе, отражая большую степень фиксации

на своем болезненном состоянии. Некоторые из данных беседы с детьми, вроде

страхов и отношений в семье, приводятся в других разделах книги. Здесь же

обратим внимание на использование в целях диагностики игры в кегли, других

результатов интервью, изобразительного творчества, а также вопросников и

определения внушаемости.

 

 

Игра в кегли. Она позволяет разнообразить прием и уменьшить его

формальный характер. Игра проводится несколько раз, причем кегли

устанавливает по своему усмотрению проигравший. От катания пластмассового

мяча следует переход к его бросанию, что дает дополнительный эмоциональный

стимул для игры. Даже несколько минут игры позволяют  снять напряжение от

предшествующей беседы и наладить более доверительный контакт с ребенком.

Игра в кегли - не только средство эмоционального оживления, разрядки и

контакта, она дает много ценной диагностической информации. В игре заметны

нерешительность в поведении, излишнее напряжение и волнение, неловкость

движений (из-за отсутствия подвижных игр дома), растерянность при

необходимости быстрого и самостоятельного принятия решений, трудность

компромиссов, аффект при неудаче, отказ от продолжения игры или настойчивое

желание ее продолжения во что бы то ни стало. Все это характерно для детей с

неврозами. Тем не менее игра должна оставить у них чувство удовлетворения и

желание контакта с врачом в дальнейшем. Тогда уже знакомая игра является

формой эмоциональной разминки до или после направленной психотерапевтической

беседы с врачом. Можно определить уровень притязаний, если предоставить

возможность детям неоднократно выигрывать в игре. Здесь важно посмотреть,

когда они потеряют интерес к ней или же поймут нецелесообразность ее

продолжения в ситуации специально моделируемых дальнейших неудач.

Целесообразно также использование с диагностическими целями игровой тактики

чередования неоднократных выигрываний с неожиданным поражением или

чередования проигрываний с выигрышем. Насколько ребенок в этих условиях

будет стремиться играть дальше, соразмерять свои возможности с возможностями

взрослого, корригировать свой уровень притязаний - все это подсказывает

врачу пути дальнейшей психотерапевтической работы. Одним из ее фрагментов

может стать снова игра в кегли с целью повышения толерантности к стрессу и

коррекции уровня притязаний. В целом, у детей с неврозами нельзя говорить о

завышенном уровне притязаний, за исключением больных с истерическим

неврозом. В большинстве случаев наблюдается адекватный или пониженный

уровень притязаний. Последнее - результат болезненного ограничения

возможностей или их блокирования вследствие нарастающего чувства вины и

беспокойства, неуверенности в своих силах.

 

 

Интервью. Оно проводилось со 128 детьми с неврозами. По возрасту

опрошенные разделены на группы 3-5, 5-7, 7-10, 10-12 и 12-15 лет. Ответы

ранжировались по типу: "да" ("согласен"), "трудно сказать" ("не знаю" или

"когда как"), "нет" ("не согласен"). При изложении данных положительный

(утвердительный) ответ объединит "да" и "трудно сказать".

Некрасивыми внешне считают себя 72% мальчиков и 80% девочек, отражая

этим пониженный уровень самооценки. С возрастом восприятие себя как

некрасивого увеличивается, особенно у подростков. Больше всего чувство

неудовлетворенности своей внешностью выражено у детей с истерическим

неврозом.

Утвердительный ответ на вопрос: "Часто ли не получается то, что ты

хочешь?" - дают большинство опрошенных, за исключением девочек-дошкольниц.

При этом у девочек число неудач в осуществлении своих желаний с возрастом

увеличивается, достигая максимальной выраженности в 12-15 лет. Как у

девочек, так и у мальчиков наибольшее число неудач наблюдается при

истерическом неврозе, подчеркивая исходно завышенный, часто неадекватный

уровень притязаний.

Неспособность вовремя защитить себя, дать сдачи выявлена у 63%

мальчиков и 40,5% девочек (различия достоверны). Отсутствие защиты не

уменьшается, а увеличивается с возрастом, причем это выражено больше у

мальчиков (от 45% у дошкольников до 100% в 12-15 лет, у девочек -

соответственно у 45 и 67%).

Наиболее часто беззащитность проявляется у детей с обсессивным

неврозом, поскольку они не дают ответных агрессивных реакций по причинам

морально-этического порядка и наличия тревожно-мнительных черт в характере.

Склонность легко обижаться (утвердительный ответ на вопрос: "Тебя легко

обидеть?") выявлена у 55% мальчиков и 47% девочек. С возрастом обидчивость,

как и беззащитность, возрастает. Различия по нозологическим формам неврозов

незначительны.

Таким образом, с возрастом у детей с неврозами происходит не

уменьшение, как у здоровых сверстников, а увеличение таких характеристик

личностного реагирования, как ранимость (обидчивость), неспособность

защитить себя, отрицательное восприятие внешнего облика.

Установка стать сразу взрослым или снова маленьким, если бы

представилась такая возможность, выявлена у большинства дошкольников (2/3) и

меньшинства школьников 1/3). Подобная установка наиболее характерна для

детей с истерическим неврозом и представлена большей частью желанием сразу

стать взрослым.

Утвердительный ответ на вопрос о желательности перемены пола получен у

13% мальчиков и 17% девочек. У мальчиков желание стать девочкой с возрастом

уменьшается; у девочек - стать мальчиком, наоборот, увеличивается, достигая

в 12-15 лет 50%. Установка на перемену пола более характерна для детей с

истерическим неврозом.

Рассмотрим ту часть интервью, где оценка себя и взрослых членов семьи

выражается в баллах. Максимальная выраженность тех или иных характеристик

соответствует 3 баллам; средняя - 2 баллам; минимальная - 1 баллу. Например,

вопрос: "Считаешь ли ты себя умным?" предполагает следующие ответы: "очень

умный" (3 балла), "просто умный" (2 балла) и "не очень умный" (1 балл). Для

сравнения полученных данных использовался средний балл. Более умными себя

считают мальчики (средний балл - 1,95, у девочек - 1,7). Чаще относят себя к

умным дошкольники обоего пола, а также дети с неврозом страха. Оценка "ума"

матери мальчиками и девочками одинаковая. Мальчики более высоко оценивают

"ум" отца, а девочки - "ум" матери. Соответственно, мальчики дают более

высокую оценку дедушке, а девочки - бабушке. Здесь сказывается эффект

полоролевой идентификации. Заслуживают внимание более низкие оценки "ума"

родителей подростками 12-15 лет.

Оценка себя как "сильного" несколько выше у мальчиков. С возрастом

происходит снижение этой оценки. Как мальчики, так и девочки оценивают отцов

более сильными, чем матерей. Данная характеристика распространяется

мальчиками и на дедушек.

Различия в оценке себя как "доброго" отсутствуют у мальчиков и девочек.

С возрастом они считают себя менее добрыми. Более добрыми находят себя дети

при неврозе страха, что соответствует действительности, поскольку они

обладают повышенной жалостливостью и сострадательностью. Матери определяются

более добрыми, чем отцы, мальчиками и девочками. Последние находят бабушек

более добрыми, чем дедушек. Заметим, что дети с неврозами более сильными,

умными и добрыми находят не себя, а родителей, подчеркивая этим известную

сбалансированность своих оценок.

Понимание со стороны родителей мальчики оценивают несколько выше, чем

девочки. Если в дошкольном возрасте по оценке детей нет особых различий в

понимании обоих родителей, то в дальнейшем оно незначительно уменьшается со

стороны матери и существенно - со стороны отца, достигая минимума в возрасте

12-15 лет. Наименьшее понимание у матери и наибольшее - у отца находят дети

при истерическом неврозе.

Рассмотрим оценки детей в зависимости от характера отношений с

родителями. Для этого использован составленный нами вопросник, раскрывающий

в процессе интервью с детьми различные конфликтные стороны отношения

родителей. В группах выше и ниже среднего балла вопросника будут дети, более

или менее конфликтные с родителями. Выявлено, что мальчики и девочки при

конфликте с матерью понижают оценку ее ума. То же у мальчиков в отношении

отца. Мальчики при конфликте с матерью и отцом считают их менее сильными;

при конфликте с отцом определяют его как менее доброго. При конфликте с

матерью мальчики считают ее менее понимающей. Следует отметить

парадоксальный, на первый взгляд, феномен, когда девочки, конфликтные с

отцами, определяют их как более умных, сильных и добрых. По-видимому,

источником конфликтных отношений они считают прежде всего себя, испытывая

чувство вины и желание представить отца в лучшем свете. В целом, мальчики

при конфликте с родителями склонны к более отрицательному их восприятию, чем

девочки.

Перейдем к интервью, касающимся отношений в школе. Неудовлетворенность

школьными достижениями отмечается у 50% мальчиков и 41% девочек, максимально

нарастая в возрасте 12-15 лет. Более часто неудовлетворенность успехами

встречается при обсессивном неврозе, отражая не столько фактическое

положение дел с учебой, сколько повышенное чувство долга и обязанности,

желание учиться еще лучше.

Из школьных предметов к трудным для усвоения мальчики относят русский

язык (у 49%), девочки - математику (у 35%). Затруднения по математике

отмечаются у 31% мальчиков, русскому языку - у 23% девочек.

Каждый второй учащийся 4-8-х классов хотел бы заменить одного или

нескольких учителей, почти всегда женщин, с которыми у них не сложились

отношения.

Число положительно относящихся к больному в классе сверстников меняется

незначительно с возрастом и составляет с 1-го по 8-й класс в среднем 7

сверстников у мальчиков и 10 - у девочек. Круг предпочитаемого общения

наиболее обширный у детей с истерическим неврозом. Отсутствие друзей в

классе (эффект социально-психологической изоляции) отмечается у 35%

мальчиков и 24% девочек, достигая максимума в 12-15 лет. Меньше всего

изоляция выражена при истерическом неврозе, больше - при неврозе страха и

обсессивном неврозе.

Число отрицательно относящихся сверстников к мальчикам значительно

больше (13), чем у девочек (6), т. е. мальчики находятся в более

неблагоприятной для себя позиции в классе. С возрастом число этих

сверстников существенно уменьшается (от 15 мальчиков 7-10 лет до 7 в

возрасте 12-15 лет; у девочек, соответственно, - от 9 до 1).

Стремление перейти в другой (параллельный) класс встречается у 20%

детей. Больше всего оно характерно для детей с обсессивным неврозом,

подчеркивая их изоляцию в классе и непереносимость конфликтной ситуации.

Желание учиться дома проявляется у каждого третьего из опрошенных

детей, чаще всего при неврозе страха и истерическом неврозе. При неврозе

страха это отражает неуверенность и страх при ответах в классе; при

истерическом неврозе - стремление избежать всех трудностей, связанных со

школой.

В неформальных группах общения (улица, двор) отсутствие друзей или

устойчивого круга общения отмечается у каждого второго мальчика и каждой

третьей девочки. Это говорит о трудностях установления и поддержания

контактов со сверстниками. С возрастом проблемы общения не становятся менее

выраженными, что обусловлено невротическими изменениями в формировании

личности, большей частью тормозимого круга. Проблемы общения наиболее часто

встречаются у детей с неврозом страха, испытывающих много страхов,

неуверенных в себе и нерешительных в контактах.

Лидерство в общении вне школы по собственной оценке находят 40%

мальчиков и 52% девочек. Эти явно завышенные цифры указывают больше на

стремление играть главную роль, чем на фактическое лидерство, которое, как

уже отмечалось, не получается реально. Если у мальчиков неудачи в лидерстве

относительно  постоянны во всех возрастах, то у девочек они максимальны в

12-15 лет. Практически здесь полностью отсутствует лидерство, у девочек нет

подруг, и они не пользуются признанием среди сверстников. Относительно чаще

лидерство (по самооценке) встречается у детей с истерическим неврозом,

отражая тенденцию к доминирующей позиции в отношениях с окружающими.

Данные интервью показывают, что, несмотря на ряд возрастных

особенностей, у детей с неврозами заметны неблагоприятные изменения в

формировании личности. В немалой степени они являются следствием длительно

протекающего болезненного расстройства, препятствий на пути самоутверждения,

своевременной реализации своих возможностей и потребностей.

 

 

Рисование как способ диагностики. Стремление рисовать присуще

большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не

реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более

интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и  игра, считается

несерьезным занятием, работой "для себя", и подобная установка обедняет

духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам.

Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов

и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. С известной долей

осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в

рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон

настроения, большое количество  страхов, с которыми не может справиться

ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на

высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения,

отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих

первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности.

Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости

изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся

линий.

Изучение спонтанных, т. е. сделанных по собственному желанию рисунков

показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики

предпочитают рисовать машины, технику, затем - людей и сражения; девочки -

людей, дом и природу, затем - животных.

Тематическое рисование по заданию врача может осуществляться как во

время ожидания приема, так и дома. Рисунки на темы: "В детском саду, школе",

"На улице, во дворе", "Мы дома", "Семья", "Что мне снится страшное" или "Мои

страхи", "Что было со мной самое плохое или хорошее", "Кем я хочу стать" -

дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование.

Дошкольники изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из

сверстников, с которым поддерживают дружеские отношения. Если сверстников на

рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии группы,

отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене

социально-психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они

достоверно чаще изображают себя в одиночестве, чем в окружении сверстников

или взрослых. Таким образом, степень принятия в группе (коллективе)

уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все

более   выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и

одиночества с ведущим переживанием "я не такой, как все". Чувство

одиночества - одно из центральных переживаний при неврозах - особенно

заметно в сюжете "улица, двор". Здесь также достоверно доминирует

изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в

установлении дружеских, неформальных отношений.

Рисование ситуации "Мы дома" дает возможность воспроизвести

взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается

нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных

комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один мальчик

нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее

занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в

отношениях с сыном.

Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает

десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок,

проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с

заданием и заслуживает одобрение близких и похвалу врача. На первом месте

среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся

чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий

(землетрясения, пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения

(бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие

по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет

кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи

одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее

трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся

инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства.

В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных

страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом

случае речь идет уже не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко

приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в

рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем

школьном  возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания

врача, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в

творческих силах и возможностях.

Тема "Самое плохое (неприятное) событие в жизни" дополняется "самым

хорошим событием", чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого

рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных

воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах,

несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у

мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек - конфликты с

родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких

конфликтов.

"Кем я хочу стать" - заключительный раздел тематического рисования,

вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.

При рисовании на тему "Семья" дается задание изобразить всех, с кем

живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное

отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную

для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур,

особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с

одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью

взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним

из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает

на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики,

так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на

втором (слева направо) - мать, на третьем - себя. При неврозах (81 рисунок)

аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое

место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию

матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при

неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется

раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов

семьи; фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной

фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее

ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая

ребенка, более статичны и напряжены.

Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует

себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и этим родителем еще

одну фигуру.

Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех

членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная

тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на

конфликтную диспозицию в семье.  Например, мальчики не рисуют себя при

конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении

дочери; бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка

"забыла" нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на

избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого

любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и

дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки

также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном

давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение в рисунке ребенком

себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа

психотравмирующей ситуации в семье.

 

 

Использование вопросников. Ценным для диагностики эмоционального

состояния и взаимоотношений в семье является тематический апперцепционный

тест (ТАТ), по неопределенным смысловым картинкам-ситуациям которого просят

составить первый пришедший в голову рассказ. Использовался набор картинок из

взрослого варианта, поскольку большинство испытуемых - школьного возраста.

Эмоциональная окраска рассказов у 35 детей с неврозами грустная,

подавленная, пессимистичная. Часто звучат  мотивы унижения, принуждения,

насилия, несчастья, неизбежности и неотвратимости смерти, т. е. обреченности

и безысходности. В этом, особенно у подростков, находят отражение

неразрешимость семейной ситуации, потеря уверенности в себе, надежности

окружения и смысла жизни. Подростки также часто подчеркивают темы разлуки,

одиночества, неразделенности чувств и страданий. Психологический "надлом"

таких подростков, пессимизм, разобщение с окружающими и уход в себя

позволяют расценить их невроз как заболевание, ведущее к

эгоцентрически-защитному и депрессивному типу переживаний.

Вопросник Айзенка в адаптации А. Ю. Панасюка использован при неврозах у

115 подростков 10-15 лет. Шкала экстраверсии не имеет значимых различий у

детей с различными клиническими формами невроза. Нейротизм максимально

высокий при неврозе страха, несколько ниже при обсессивном неврозе и

достоверно меньше по сравнению с неврозом страха при неврастении и

истерическом неврозе. При неврозе страха и обсессивном неврозе высокий

нейротизм можно расценить как следствие подавления внешнего выражения

эмоций, развития большого количества страхов и тревожности. При истерическом

неврозе относительно низкий  нейротизм объясняется непроизвольным

отреагированием психического напряжения в виде заканчивающихся плачем

истерик. Сравнение полученных нами данных с нормативными данными А. Ю.

Панасюка показывает достоверно большую интровертированность и нейротизм при

неврозах. Подросток характеризуется в этом случае как легко

расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, менее

общительный и пессимистичный.

Принцип сравнения неврозов (55 подростков 11-15 лет со средним

возрастом 12 лет) с нормативными данными для подростков 12 лет применен в

отношении адаптированного А. Ю. Панасюком вопросника Квттела. Следует

принять во внимание наличие в нормативных данных определенного числа нервных

детей, поскольку эти данные относятся ко всем детям без исключения. Тем не

менее достоверные различия получены в отношении более выраженных у мальчиков

с неврозами факторов: эмоциональной неустойчивости; возбудимости;

недостаточного контроля; робости, застенчивости, чувствительности к угрозе;

мягкости характера, сензитивности; склонности к рефлексии и внутренним

ограничениям; опасениям, самообвинениям и чувству вины, неуверенности в себе

и тревожности; напряженности, фрустрированности и усталости. У девочек

различия получены только по последнему фактору. Таким образом, вопросник

Кеттела улавливает в большей степени невротически обусловленные

характерологические изменения у мальчиков-подростков. Сравнение данных в

вопроснике у детей с различными неврозами показывает достоверные различия

между неврастенией и неврозом страха. При неврастении более выражены

самоутверждение, конкурентность и упрямство; при неврозе страха -

смиренность, мягкость и послушность. При неврастении дети более социально

смелы и активны; при неврозе страха - робки, застенчивы и чувствительны к

угрозе.

Методика изучения фрустрации Розенцвейга (детский вариант) применялась










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...