Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы изучения умственно отсталых детей⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Началу занятий с детьми предшествует ознакомление педагогов с медицинской и педагогической документацией. Из нее они получают первые сведения о ребенке, которые позволяют правильно определить место ребенка в коллективе, заинтересовать его занятиями, установить с ним контакт. Важно знать состояние слуха, зрения, чтобы с первого же занятия предъявлять посильные требования. Материалы характеристики раскрывают черты личности, которые следует учитывать уже при первом общении с ребенком. Следующий этап изучения ставит диагностические цели. В условиях специальных школ эта работа проводится в первые две педели учебного года. В программу учебных занятий включаются «выявляющие уроки», на которых с помощью особых заданий уточняется состояние психических процессов ребенка, соответствие данному классу. После первых двух «диагностических» недель начинается этап «текущего» изучения, которое продолжается весь период пребывания ребенка в данном учреждении. Очень важным вопросом является оформление материалов изучения детей. В садах, школах, детских домах для умственно отсталых принято вести дневники наблюдения. На первых страницах дневника записываются общие сведения о ребенке, домашний адрес, место работы родителей, данные из истории развития, диагноз, данные сада, школы, семьи (после обследования педагогом условий домашнего воспитания). Все эти сведения должны быть всегда под рукой у педагогов. Обязательным требованием к ведению дневника является регулярность записей. Записи должны быть точными и объективными, фиксируется сам факт, а не обобщенное мнение педагога о нем. Нельзя откладывать записи. В дневник вносятся не только личные наблюдения педагога, но и наблюдения других педагогов, технического персонала, родителей, детей и т. п. В этом случае обязательно следует отметить, с чьих слов сделана запись. Очень полезно фиксировать в дневнике (в тех случаях, когда это необходимо) приемы и результаты педагогического воздействии, реакцию ученика на это воздействие. Интересной и полезной формой изучения учащихся является «малый педсовет» (по Ю. К. Бабанскому, «медико-педагогический консилиум»). Это совещание тех педагогов, работающих в данном классе (воспитательской группе), с участием логопеда, психолога и врача. Его организует классный руководитель На первом совещании на основании анализа документов классный руководитель дает краткую характеристику каждого ученика, выделяя сведения, необходимые дли правильной организации учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы. Вырабатывается система единых требований, единый подход к ребенку со стороны всех педагогов. «Малые педсоветы» собираются 1—2 раза в четверть. Их цель — выявить эффективность педагогического воздействия на ученика, динамику его развития, изменения в поведении и успеваемости для определения путей и средств дальнейшей работы с ребенком. В ходе обсуждения используются материалы дневника наблюдений. Дневники наблюдений оказывают большую помощь при подготовке к медико-педагогическим конференциям. Эти конференции бывают 2—3 раза в учебном году. Цели конференций зависят от уровня дефектологической подготовки, квалификации и опыта педагогического коллектива. В тех случаях, когда учителя не имеют дефектологического образования и опыт работы с умственно отсталыми невелик, на первых конференциях рассматриваются типичные случаи всех форм слабоумия (осложненные и неосложненные формы олигофрении, травматическое слабоумие и т. п.) и пути работы с умственно отсталыми каждой категории. Если дефектологическая квалификация педагогического коллектива достаточно высока, на медико-педагогических конференциях анализируются характеристики наиболее сложных в обучении и поведении детей, сложные для диагностики случаи или редкие формы слабоумия. Фамилии 2—3 воспитанников, поведение которых будет обсуждаться на очередной медико-педагогической конференции, сообщаются коллективу в начале полугодия, с тем, чтобы все педагоги на протяжении нескольких месяцев могли вести целенаправленное наблюдение за этими детьми в учебное и во внеучебное время. Педагоги, непосредственно работающие с этими Детьми, недуг особенно тщательные наблюдении, фиксируя их в дневнике наблюдений, В случае необходимости проводится специальные психолого-педагогические обследования с использованием экспериментально-психологических методик. Врач, психолог и логопед проводят углубленное обследование этих детей. Одновременно педагоги получают список литературы, которая поможет им в теоретической подготовке к конференции. Классный руководитель (в интернате — вместе с воспитателями) составляет подробную характеристику ученика, которая вместе с медицинским заключением, результатами психологического обследования, заключением логопеда зачитывается и обсуждается на медико-педагогической конференции. На конференции обращается внимание на те особенности личности умственно отсталого школьника, которые обусловлены формой его слабоумия, а также его индивидуальные черты. Это помогает педагогам-дефектологам разобраться как в типичных формах слабоумия, так и в их конкретных проявлениях и путях помощи ученикам. С этой целью, готовясь к конференции, педагоги, врачи и весь персонал, работающий с ребенком, анализируют его успехи и неудачи, а также результаты оказанной ему помощи. На конференции каждый из специалистов высказывает свое мнение. Одна из задач медико-педагогических конференций — вскрыть причины и наметить пути коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии, выработать пути единого педагогического подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Первая детальная психолого-педагогическая характеристика ребенка составляется после его внимательного изучения учителями и воспитателями в ходе полугодового пребывания в детском учреждении. Для удобства работы и выявления динамики развития ребенка хорошо как первую подробную характеристику, так и все ежегодные дополнения к ней оформлять в одной тетради, завершая каждую запись датой ее составления и подписями педагогов. Характеристика хранится в личном деле ребенка. Четкая, целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания. Контрольные вопросы 1. С какой целью проводится изучение детей после медико-педагогической комиссии и ПМПК? 2. Какие этапы изучения детей вы знаете? 3. Как вести дневники наблюдения за детьми? 4. С какой целью проводятся медико-педагогические конференции? 5. На что следует обратить внимание при составлении характеристики ребенка? Литература обязательная 1. 3анков Л. В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ. — М: АПН РСФСР, 1953. 2. Забрамная С. Д., Романова Л. И. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе//Дефектология. — 1978. —№ 5.— С. 34—37. В помощь практическим психологам и дефектологам предлагаем примерный перечень материалов для психолого-педагогического изучения характера отдельных психических процессов и качеств личности детей школьного возраста. Для исследования внимания: 1. Бланки корректурных проб. 2. Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга. 3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0...). 4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). Необходимо показать и назвать по порядку все цифры. 5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера). Для исследования восприятия: 1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой). 2. Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака. 3. «Почтовый ящик» (коробка форм). 4. Доски Сегена разных вариантов сложности. 5. Кубики Кооса. 6. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной). 7. Набор предметных картинок, разрезанных на 2—4 части. 8. Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине». Для исследования мышления: 1. Таблица с изображением 4 предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории). 2. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена). 3. Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным. 4. Бланки с заданием на выделение существенных признаков. 5. Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии». 6. Таблицы с пословицами и поговорками. 7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий. 8. Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий), 9. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. 10. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием), 11. Таблицы с загадками. 12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу). 13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А. Я. Ивановой). Для исследования памяти: 1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т. д.), 2. Бланки для запоминания 10 слов. 3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева). 4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурии). 5. Бланки с текстами для воспроизведения. Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности: 1. Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности. 2. Серия картин (один из вариантов ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д. 3. Рисунки со стимульным материалом по тесту Роршаха. 4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.) 5. Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т. д.). ОГЛАВЛЕНИЕ От автора ………………………………………………………………………………………...3 Глава I. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний ……………...4 § 1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости …………...4 § 2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний ……………8 Глава II. Из истории развития методов выявления умственной отсталости ……………...13 § 1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.) ………………………………………………………………………………..13 § 2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом …...16 § 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России …………...21 Глава III. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России ...26 § 1. Принципы комплектования специальных учреждений.………………………...26 § 2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) ………………………………………………………………………………….28 § 3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития ………………………………………………………………………...34 § 4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта …………………………………………………39 § 5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта ………47 § 6. Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов) …………………………………51 § 7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций …………………………………………………………………………………...56 § 8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях ………………………………………………………………………………….62 68
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |