Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и содержание работы




По комплектованию

Специальных (коррекционных)

Образовательных школ VIII вида

Для детей с нарушениями интеллекта

Комплектование специальных школ для детей с на­рушениями интеллекта осуществляется психолого-меди­ко-педагогическими консультациями (ПМПК) в соот­ветствии с существующей Инструкцией по приему детей в эти учреждения и на основе Типового положения о психолого-медико-педагогической консультации.

Практика показывает, что основной объем работы по комплектованию всех типов специальных школ при­ходится на апрель—май. К этому времени в общеобра­зовательных школах заканчивается изучение нового ма­териала, и педагоги с большей определенностью выска­зывают свои сомнения в отношении умственных способ­ностей и особенностей развития отдельных учащихся. Принимаются решения о направлении этих детей на об­следование в ПМПК.

Родители мало знают о специальных школах, и ре­комендация о переводе ребенка в такую школу, особен­но если речь идет о школе для детей с нарушениями интеллекта, часто вызывает возражения. Очень важно суметь убедить их в том, что именно в этой школе для ре­бенка будут созданы благоприятные условия развития.

С этой целью целесообразно в консультации, где про­водится обследование детей, организовать выставку из­делий школьных мастерских. Работы детей служат луч­шей наглядной агитацией в пользу школы. В этот период могут быть проведены для родителей лекции, беседы о содержании обучения и трудовой подготовке, которую дает специальная школа. Обязательным условием ус­пешной работы консультаций является создание атмо­сферы доброжелательности для каждого обратившегося за помощью.

Медицинскими показаниямидля приема в специ­альные школы и школы-интернаты для детей с нару­шениями интеллекта являются:

а) олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе дебильность и при болезни Дауна;

б) органическая деменция негрубой степени, являю­щаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений го­ловного мозга;

в) эпилептическая деменция негрубой степени выра­женности (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков);

г) шизофреническая деменция негрубой степени вы­раженности (при отсутствии психотических расстройств).

Медицинскими противопоказаниямик приему явля­ются:

А. Тяжелые формы слабоумия, при ко­торых дети не способны овладеть про­граммой данной школы.

К этим формам относятся:

а) олигофрения в степени имбецильности и идиотии;

б) органическая деменция резидуального либо те­кущего характера (в том числе эпилептическая), с вы­раженными расстройствами памяти, внимания, гру­быми нарушениями побуждений, деятельности, распа­дом личностных свойств, отсутствием навыков самооб­служивания;

в) шизофреническая деменция с отсутствием контак­та и интеллектуальной работоспособности, бездеятель­ностью, грубыми нарушениями мышления, мутизмом, выраженными продуктивными симптомами (чаще кататоническими).

Дети, страдающие названными формами слабоумия, по желанию родителей направляются в соответствующие учреждения системы социальной защиты.

Б. Сочетание слабоумия с тяжелыми энцефалопатическими и психотическими расстройствами.

К таким состояниям относятся следующие:

а) слабоумие (в том числе олигофреническое) в со­четании с тяжелой психомоторной расторможенностью, препятствующей работе;

б) слабоумие в сочетании с выраженными и стойки­ми психопатоподобными расстройствами: явлениями аф­фективной возбудимости, агрессивностью, опасной для окружающих, патологией влечений (сексуальность, склонность к бродяжничеству, жестокость и др.);

в) слабоумие в сочетании с судорожными припадка­ми (дневными или частыми ночными) развернутого типа с тонической и клинической фазами, постприпадочными состояниями оглушенности, сумеречными расстройства­ми сознания;

г) слабоумие в сочетании с другими психотическими расстройствами.

Дети, страдающие указанными психическими расст­ройствами, в зависимости от остроты состояния направ­ляются в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц для детей с хро­ническими формами заболеваний.

В. Аномалии психического развития, связанные с патологией сенсорной, дви­гательной сферы, речи.

К таким состояниям относятся следующие:

а) Тугоухость. Слабослышащие дети в зависимости от уровня речевого развития обучаются в 1-м или 2-м отделении специальных школ для детей данной катего­рии. При сочетании поражения слуха с умственной от­сталостью дети направляются для обучения во вспомо­гательные классы при школе слабослышащих.

б) Слабовидение. Слабовидящие дети обучаются в специальных школах для слабовидящих. Если первич­ный сенсорный дефект отягощен умственной отстало­стью, то дети направляются во вспомогательные клас­сы школ для слепых и слабовидящих.

в) Первичное недоразвитие речи. Дети с локальными речевыми нарушениями при первично сохранном интел­лекте направляются в специальные школы для детей с тяжелыми расстройствами речи.

г) Первичные церебральные нарушения опорно-дви­гательного аппарата. Дети с указанными нарушениями направляются в специальные школы-интернаты для де­тей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

Г. Задержка психического развития.

Дети с выраженной ЗПР церебрального происхожде­ния направляются в специальные школы и классы для детей с ЗПР, а также в классы коррекционно-развивающего обучения при общеобразовательных школах. В этих же классах должны обучаться дети с менее вы­раженной ЗПР.

При обследовании детей школьного возраста исполь­зуются такие психолого-педагогические методы, как изу­чение работ детей, экспериментальная беседа, наблюде­ние, экспериментально-психологические методы, тесты. В каждом конкретном случае (состояние слуха, речи, возраст, контактность и пр.) преимущество отдается то­му или иному методу. При этом по направленности и методике проведения задания могут быть такими же, как и те, которые используются в работе с детьми до­школьного возраста, но на более сложном материале. Приводим описание некоторых заданий (подробно оно дано в специальной литературе, указанной ниже).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...