Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семантико-грамматические разряды междометий⇐ ПредыдущаяСтр 199 из 199
Основные структурные типы междометий отличаются друг от друга не только интонационно-мелодическими и эмоционально-смысловыми, но и грамматическими особенностями. Русская грамматическая традиция до второй половины XIX в. уделяла междометиям немало внимания. Составлялись индексы междометий, определялся круг эмоций и волеизъявлений, выражаемых отдельными междометиями. Однако основные группы междометий не были выделены (если не считать деления междометия на эмоционные, императивные и звукоподражательные) (30). К сожалению, даже А. А. Шахматов в этом вопросе почти целиком примкнул к старой грамматической традиции начала XIX в. Он делил междометия на три основных класса: 1) "междометия, выражающие вообще возбуждение говорящего, а в частности и различные связанные с ним чувства... (например, ух!)...; 2) междометия, выражающие определенные чувства (например: фу! — выражение отвращения; тьфу! — выражение гадливого чувства, побуждающего к отплевыванию; чу! — для обращения внимания собеседника на раздавшийся вдали шум или крик)...; 3) междометия, выражающие волеизъявление, т. е. приказание, требование, побуждение, обращенное к собеседнику или, что весьма обычно, к животному (и это последнее характерно для отличия междометия от слова)" (31). Деление междометий на эмоционные и императивные было известно издавна. А. А. Шахматов среди эмоционных междометий отметил два разных типа. На самом же деле классификация междометий сложнее и разнообразнее. Однако, кроме акад. А. А. Шахматова, никто из последующих русских грамматистов вопросами дифференциации междометий вовсе не интересовался. Нетрудно заметить, если выйти за пределы междометных каталогов, помещавшихся в старых грамматиках (например, у А. Востокова, "Русская грамматика", § 100, с. 191 — 192; у Н. Греча, § 156 — 157), десять основных разрядов междометий. 1. Междометия, которыми выражаются чувства, эмоции. Сюда, например, в списке А. X. Востокова отнесены: а! ах! ба! (удивление); ай да! ура! (одобрение); спасибо! (благодарность); то-то (удовлетворение, смешанное с угрозой); ужо: вот ужо (угроза); э! эх! и! ну-уж! (укоризна); тьфу! фи! у! а! фу! (отвращение); уф! (усталость); ух! (испуг); ой-ой! уу! (страх, боязнь); ах! ох! о! увы! (печаль, горе) и т. п. В старых грамматиках были чересчур унифицированы, обобщены эмоциональные значения отдельных междометий. Между тем некоторые из междометий этого класса очень многозначны. Так, например, междометие ах! кроме удивления ("Ах, какой пассаж!" — Гоголь, "Ревизор") и горя-сожаления ("Ах, дела-дела!" — Л. Толстой, "Власть тьмы") может выражать восхищение, испуг, возмущение и другие чувства перед чем-нибудь неожиданным (Ах, как красиво!), презрение, или упрек, или порицание (Ах, ты, мошенник!), досаду и многие другие эмоции. Ср.: "Змея, ах, она змея! — думал, между тем, Санин, — но какая красивая змея!" (Тургенев, "Вешние воды"). А. А. Шахматов так характеризовал смысловые функции междометий этого типа: "Иногда эти различные значения отражаются в соответствующей интонации, а иногда о различном значении для говорящего того или другого междометия можем узнать только из тех условий, при которых вырвалось данное восклицание; ср. радостное ах! в Ах, как приятно!; угнетенное: Ах, как страшно!; возмущенное: Ах, как глупо!" (32). Зависимость экспрессивно-смысловой окраски междометий от ситуации здесь выступает особенно ярко. Ср.: Ах, вот и дуб заветный, здесь она, (Пушкин, "Русалка") Ах, ты, степь моя. (Кольцов) Междометие и, ныне вышедшее из употребления в литературном языке и носящее отпечаток областного просторечия, выражает не только укоризну, но и отрицательное отношение к словам собеседника, протест, возражение, несогласие с его оценкой. Например: "Как хороша была Елецкая! — И, мой милый! Что в ней хорошего?" (Пушкин, "Пиковая дама"). Ср.: "И полно! что за счеты" (Крылов). Междометие о выражает не только горе, сожаление, печаль, но и порицание, и восхищение-удивление, и самоуверенность, и вместе с тем служит эмоциональным усилением утверждения (О! я это хорошо знаю). Ср.: "О, тонкая штука! Эк, куда метнул!" (Гоголь); "От удивления мог произнести только один звук: О?!" (Куприн, "Черный туман"); "Да ты коленкой-то, коленкой в спину упрись. О-о-о, так, так! Ну, вот теперь ладно" (Куприн, "Поход"); О, как на склоне наших лет (Тютчев, "Последняя любовь") Некоторые эмоционные междометия употребляются в крайне разнородных, экспрессивно-противоречивых значениях. Они служат средством выражения очень далеких, иногда даже исключающих друг друга чувств и настроений. Например, междометие а выражает догадку, удивление (А, вот оно что!; А, здравствуйте!), иногда с оттенком иронии или злорадства (А, так вот как!); ужас, боль, отвращение, решимость с оттенком отчаяния или досады (А, была не была!); иногда просто досаду, даже настойчивость зова или требования. Ср. у Глеба Успенского: — Ежели я, к примеру, пойду в землю, потому я из земли вышел, из земли. Ежели я пойду в землю, например, обратно, каким же, стало быть, родом можно с меня брать выкупные на землю? — А-а! — радостно произнесли мы. Ср. у Тургенева в "Накануне": — А! — промолвила Анна Васильевна. — А! Что: а? — подхватил Николай Артемьевич. — Ужель и вы заражены предрассудками? — Да я ничего не сказала... — начала было Анна Васильевна. — Нет, вы сказали: а!.. В "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина: "А-а-а, чертова шайка, вижу, вижу". Не менее сложен и разнообразен круг значений междометия эх! Оно выражает и укор, и сожаление, и горе, и удивление с оттенком ошеломленности, и восхищение, и страстное желание-тоску. Бросается в глаза эмоциональная неустойчивость, смысловая диффузность этого типа междометий. Они легко подхватываются интонационной волной аффективной речи и изменяются соответственно общей эмоциональной окраске высказывания. Поэтому так широк и так растяжим круг их значений. Кроме того, повторение, разнообразное интонационное варьирование гласного звука междометия или целого соответствующего односложного междометия ведет к образованию новых междометий с иными значениями (ср.: а-а-а! ой-ой-ой! ох-ох-ох! о-ох! ай-ай-ай! и т. п.). Однако большая часть многозначных междометий этого рода состоит из одного гласного или с присоединением согласного х (о, а, э, ох, ах, эх; но ср. узость значений междометий, начинающихся гласным верхнего подъема: ух! их!). Однообразнее и теснее круг значений односложных междометий, оканчивающихся на j; ср.: ай, ой, эй. Например, ай служит лишь выражением: 1) боли, неудовольствия или испуга ("Ай, ай, как изба настудилась!" — Некрасов); 2) упрека или укоризны, иногда с иронической окраской, например: "Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона" (Крылов); Ср.: "Ай-ай-ай! стыдись, — сказал Петр Иванович" (Гончаров, "Обыкновенная история"); "Да, да, хлопот-то что! ай, ай, ай!" (Островский, "Бедность не порок"). Ср. смысловые оттенки в употреблении ох!: "О-ох, напущено это на него!" (Л. Толстой, "Власть тьмы"); Ох, то-то все вы, девки молодые, (Пушкин, "Русалка") "Ох! гадко и теперь вспомнить" (Л. Толстой, "Крейцерова соната"); "Ох, ох, умираю! — проговорила она, тоскливо разводя руками. — Опять, опять эта собака... Ох, пошлите за доктором" (Тургенев, "Муму"). Другая группа эмоционных междометий, особенно тех, которые включают в себя такие характеристические согласные, как губные (б, ф), или состоят из узких гласных (и, у), более однотонна и однообразна в смысловом отношении. Не подлежит сомнению, что гласные фонемы русского языка в разной степени способны выражать эмоции. По-видимому, наиболее однообразна эмоциональная окраска звуков у и и. Междометие у выражает резкие аффективные состояния восторга, восхищения, крайнего изумления и ужаса, трепета. Например, у Гоголя: "У! как свежо и хорошо!" ("Иван Федорович Шпонька и его тетушка"); "Везде было заметно такое чуть-чуть обнаруженное, такое неуловимо-тонкое, у! какое тонкое!" ("Мертвые души"); "У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..." ("Мертвые души"). У Пушкина в "Евгении Онегине": Как сурова! Еще более одноцветна экспрессивно-смысловая окраска эмоционных междометий, состоящих из согласных в сочетании их с гласными. Например, ба! выражает только удивление или недоумение при неожиданности. Например: "Ба! Знакомые все лица!" (Грибоедов); "Ба! ты, косой, пожаловал отколе?" (Крылов); "Ба, птичник! Явился, пропащий!" (Горький, "Мещане"); ...ба, ба, ба! какая (Пушкин, "Русалка") Ср. однообразие значений моторно воспроизводящего междометия тьфу!: "Тьфу! оплошал!" (Грибоедов, "Горе от ума"); "Тьфу, прозаические бредни!.." (Пушкин). Ср.: "Фу, мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда..." (Л. Толстой, "Крейцерова соната"); "Ух! кончено — душе как будто легче" (Пушкин, "Русалка"); "Генерал... в затруднительных случаях говорил только: "гм!" (Достоевский, "Идиот"); "Настя, милая ты моя Настя... Если бы ты знала... Эхма... разве я пью? Горе пьет" (Н. Успенский): "Ого! за тысячу перевалило" (Гоголь, "Ревизор"). Ср. употребление церковно-книжного по происхождению горестного междометия увы!: "Увы!" — возразил с сокрушением Михалевич" (Тургенев, "Дворянское гнездо"); Увы! Невеста молодая (Пушкин, "Евгений Онегин") Увы! близехонько к волнам, (Пушкин, "Медный всадник") Но бедный, бедный мой Евгений... (Пушкин, "Медный всадник") Но там, увы, где неба своды (Пушкин, "Для берегов отчизны дальной") Ср. междометие ага!: Что, брат? уже не трунишь, тоска берет — ага! (Пушкин, "Румяный критик мой?") Ага! сам сознаешься, что ты глуп: (Пушкин, "Каменный гость") Впрочем, и в этой последней группе более или менее однотонных междометий возможны резкие экспрессивные колебания смысла — в зависимости от ситуации, от индивидуального стиля и от интонационных фигур речи. Все междометия этого разряда "внеграмматичны". Они аморфны и не сочетаются с другими словами. 2. К разряду первичных, непроизводных эмоционных междометий примыкает по своим смысловым оттенкам группа междометий, производных от имен существительных, вроде батюшки! глупости! страсть! ужас! беда! горе! и т. п. Междометия этого рода выделяются не только в силу своей генетической связи с существительными. Они отличаются от других междометных разрядов и характером интонаций, и смысловыми возможностями, и синтаксическими особенностями. Ср., например: батюшки мои! какой ужас! страсти какие! и т. п. Тут намечаются разные переходные типы от имен существительных к междометиям. Относящиеся сюда формы высказываний синтаксически еще не изучены. 3. Отдельный разряд образуют междометия, представляющие собой не столько непосредственное выражение эмоций, настроений и ощущений, сколько эмоционную характеристику или оценку состояния. Например: дело — табак! крышка! каюк! капут! плевое дело! фюить! и т. п. Ср.: "Я лично не имею никаких причин опасаться внутренней политики. Живу я просто, все могут засвидетельствовать о моей невинности. Стало быть, ходи вольным аллюром и шабаш!" (Салтыков-Щедрин, "Круглый год"). Ср. у Тургенева в "Отцах и детях" (слова Базарова): "Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство и фюить!". С этим разрядом могут сближаться в силу изменения синтаксических функций эмоционные междометия (из первого класса). А отсюда один шаг до употребления их в роли качественно-оценочных предикатов. "А эта гордость — тьфу!... Эта гордость глупая, смешная" (Писемский, "Тысяча душ"). Ср.: "Тьфу для нас его разорение было бы!" (там же); "Он пред тобой образованный ум, а ты всего только — тьфу!" (Достоевский, "Бесы", в речи Федьки); "Вы знаете, что для меня теперь Малевский — фи!" (Тургенев, "Первая любовь"). 4. Четвертый разряд междометий образуют слова, которыми выражаются волевые изъявления, побуждения. Это своеобразная группа междометных императивов. Например: вон! прочь! долой! полно! (выражение "отстранения", по определению Востокова); ну! ну-те! (побуждение); полно-полноте! (убеждение); на — нате! (предложение); брысь, брысьте! стоп! но! цыц! те! шш! (запрещение) и т. п. Например: "Шабаш!" — крикнул он повелительно" (Л. Толстой, "Война и мир"); "Ребята, Ваня, Шура, Костя, марш за форелью!" (Н. Успенский, "Поездка на Кавказ"); "А теперь от меня — марш навсегда, не то... не то... я обойдусь не столь учтиво" (Достоевский, "Подросток"); "Ну, на уж, на, — с неудовольствием сказала она" (Л. Андреев, "Ангелочек"); "Ну, однако, в сторону философические замечания" (Тургенев, "Дневник лишнего человека"); "Да ну же, скажи что-нибудь" (Островский, "Бедность не порок"); "Барыня... такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой да приговаривал: "Ну!" Пока дядя Хвост его не урезонил, сказав ему: "Ну-у!" (Тургенев, "Муму"); "Ум по боку. Ну его" (Островский, "Бешеные деньги"); "Вот он, Шш!" (Грибоедов, "Горе от ума"); "Чш... кто-то идет" (Гоголь, "Женитьба"); "А до той поры всякий на твои рассуждения имеет полное право сказать: цыц!" (Горький, "Мещане"); "Цыц, проклятые! Эк на вас погибели нет" (Тургенев, "Ермолай и мельничиха"); "Старик лет семидесяти, весь белый, казалось, предводительствовал ими; он изредка оборачивался и спокойным голосом понукал отсталых: "Но, но, но, ребятушки, — говорил он: — но-о!" (Тургенев, "Поездка в Полесье"); "Оставьте! Не ходите за мной. — Но, но, но, милый... нельзя так... не хорошо" (Чехов, "Чайка"); "Но! молодой человек, но! Так не шутят, молодой человек, не шутят" (Островский, "Бешеные деньги"); "Чуть вечер — алло! Юрочка Гай или Котик Билибин" (И. Сельвинский, "Улялаевщина"); "Мальчишка обвел всех белками глаз, снова ударил в бубен: "Алло!" (Серафимович, "Полосатый зверь"); "Айда на Волгу!" (Ляшко); "Только, чур, не перебивать" (Помяловский, "Очерки бурсы"). Ср.: "Адью! ха, ха, ха!" (Сухово-Кобылин, "Свадьба Кречинского"). Ср.: вали! (в значении приглашения или побуждения к какому-нибудь действию), брось! бросьте! (в значении: довольно!), дудки! и т. п. Легко заметить, что некоторые междометия этого класса, характеризующиеся особенными побудительными интонациями, требуют именных, а еще чаще местоименных объектов. Они переходны. Например: ну тебя! марш от меня! "Ай, ату его! ату!" (Некрасов, "Коробейники") и т. п. Грамматические особенности этого разряда междометий очевидны. 5. К следующему разряду относятся междометия, которыми выражается эмоционально-волевое отношение к речи собеседника, реакция на нее или в которых обнаруживаются аффективные оценки, вызванные репликами собеседника. Это междометия с оттенками модальности, а иногда модальные слова с оттенком междометий. Например: да! конечно! (подтверждение); нет! (отказ); вот еще! право! (уверение); а? ась? что? (отклик); ой ли? (недоверие) и др. Например: "Вот комик! Ей-богу, комик!" (Чехов, "Иванов"); "Я ошибался, да, но не солгал ни разу в жизни" (там же); "Иногда скажешь — нет, и тотчас же подумаешь про себя — разве? а, может быть, — да?" (Горький, "Мещане"); "Ну-ну!" — протяжно и нерешительно протестовала она загадочным тоном" (Гончаров, "Слуги старого времени"); "Она выходит замуж... Но-о? За кого это? ась?" (Горький, "Мещане"); "Я, ей-ей, не виноват ни душой, ни телом" (Гоголь, "Ревизор"); "Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" (Крылов, "Демьянова уха"); "Как! — сказал Нарумов: — у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? — Да, черта с два! — отвечал Томский" (Пушкин, "Пиковая дама"). Ср. у Островского: "Я и теперь люблю тебя, только что не по-прежнему. Уж, ау! брат! прежнего не воротишь" (Миловидов Аннушке в комедии "На бойком месте"). Кроме своеобразия значений и интонирования, междометия этого разряда выделяются тем, что они легко включаются в структуру других предложений в качестве эмоционально-модальных слов. 6. Особый разряд составляют междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются соответственно общественному этикету знакомые или встречные в разных случаях жизни. В этих междометиях выражается сложная цепь бытовых эмоций и обрядностей. Например: мерси! спасибо!; устар. благодарствуйте! здрассьте!; новое: извиняюсь! и т. п. Ср. жалобы пуристов на то, что извиняюсь как междометное, условное выражение вежливости теряет первоначальное значение соответствующего глагола: "Если вам в трамвае говорят извиняюсь, то это значит только, что, толкнув вас однажды, вас толкнут дважды и трижды... Слово произнесено, но смысл в него не вложен" (Горнфельд) (33). На междометиях этого разряда лежит отпечаток эмоциональной изъявительности глагольного типа. Смысловыми связями и ассоциациями с глагольными и именными словами обусловлены синтаксические свойства этих междометий (ср.: спасибо вам!). 7. Как отдельный разряд выступают бранные междометия (ср.: черт возьми! черт побери! и т. п.). Представляя собой замкнутый круг выражений, окрашенный в яркие и своеобразные цвета, междометия этого рода очень емки по своим интонационно-смысловым оттенкам, очень разнообразны по своему синтаксическому употреблению, по своим грамматическим свойствам. Для общей характеристики этого разряда достаточно сослаться на отрывок из "Дневника писателя" Ф. М. Достоевского (уже использованный Л. П. Якубинским в его статье "О диалогической речи" (34) и Л. С. Выготским в книге "Мышление и речь"), отрывок, изображающий крайнюю пестроту и разнообразие эмоционально-смысловых оттенков, включаемых в бранные междометия. Как известно, на междометно-бранном языке продолжают еще нередко изъясняться не только пьяные, но и трезвые люди. 8. В самостоятельный разряд замыкаются звательные (вокативные) междометия. К ним относится множество разнообразных звательных форм от вполне омеждомеченных до таких, которые еще сохраняют близкие связи с формами имени существительного. Ср.: "Ведь отсюда целый ряд недоразумений и даже уголовщиной пахнет? Господи мой!" (Лесков, "Соборяне"). Полной характеристики вокативных междометий (так же как и вокативных предложений) у нас еще нет. 9. К междометиям примыкает многочисленный и богатый разряд воспроизводящих или звукоподражательных восклицаний, например: Бац, бац! раздались выстрелы; "Разве так не бывает? Вот шумим, смеемся — и вдруг хлоп, конец!" (слова Чехова, по воспоминаниям Т. Щепкиной-Куперник); "И все будет, все будет около меня круги давать, все суживая, да суживая радиус, и — хлоп! прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с" (Ф. Достоевский, "Преступление и наказание") и т. п. Ср. многообразие и стилистическую красочность воспроизводящих междометий в языке Л. Толстого и в языке Чехова. Этот разряд занимает промежуточное положение между междометиями и звукоподражаниями, между междометиями и междометно-глагольными формами. А. А. Потебня считал, что "междометия, преимущественно звукоподражательные, означающие мгновенность действия, каковы, например, бух! бац!, — стоят по употреблению в одном разряде с "предикативными частицами" или "междометными формами глагола" (35). 10. Уже почти за пределами междометий, на границе категории глагола, располагаются "междометные глагольные формы", употребляемые обычно или особенно часто в значении прошедшего времени совершенного вида (с ярким экспрессивным оттенком мгновенности)5 . Например: "Я полюбила его с первого взгляда... Взглянула, а меня мышеловка хлоп!" (Чехов, "Иванов"); "Я ее окликнул... она вдруг хлоп на диван" (Писемский, "Тысяча душ"); "Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть" ("Гоголь, "Ревизор") (ср. польское czast); "Ахилла меня за сюртук. Я повернулся... трах! пола к черту. Ахилла меня за воротник, — я трах... воротник к черту; Ахилла меня за жилет, — я трах... жилет пополам, он меня за шею, — я трах и убежал" (Лесков, "Соборяне"). Ср.: "Имение в степи было — фью! Ему и звания нет" (Сухово-Кобылин, "Свадьба Кречинского"). Конечно, статическое деление междометий еще не раскрывает всего многообразия их синтаксического употребления. Междометия, как указано, функционально сближаются с модальными словами, с усилительными частицами. Ср.: "Хотя, конечно, сквозь любезности прокрадывалась ух какая горькая прыть женского характера! и хотя подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка!" (Гоголь, "Мертвые души"). Междометия могут выступать в функции сказуемого, и тогда они приближаются к глаголам. Например: "Татьяна — ах, а он реветь!" (Пушкин, "Евгений Онегин"). В других случаях междометия, соединяясь с союзом что, экспрессивно характеризуют степень и качество чего-нибудь. Например: "В ту пору был начальником губернии такой зверь, что у!!!" (Салтыков-Щедрин, "Первый рассказ подьячего"). Способы разнообразного функционально-синтаксического использования междометий у нас совершенно не изучены. Конечно, этими наиболее употребительными типами междометий их состав не исчерпывается6 . Класс междометий все более и более пополняется фразеологическими сочетаниями и сращениями, идиомами, которые выражают сложный комплекс переживаний, эмоциональных оценок и волеизъявлений. Ср.: вот тебе на! вот тебе раз! была не была! наша взяла! вот еще! еще бы! то-то! и т. п. Еще К. С. Аксаков писал: "Междометием может быть и целое предложение, но именно тогда когда оно теряет свой смысл и становится восклицанием... Как же скоро речение становится сознательным, так оно перестает быть междометием. Например, выражение вот тебе раз! Никто не думает, восклицая эти слова, о (реальном. — В. В.) смысле их: ими выражается ощущение, а не мысль; в таком случае вот тебе раз! — междометие. Но когда слова эти произносятся со смыслом, положим, хоть при расплате, когда вы должны заплатить, положим три пятака, и говорите: "Вот тебе раз, вот тебе два, вот тебе три" — тогда это уже не междометие" (38). Ср. в "Что делать?" Н. Чернышевского: "Вот же тебе!" — муж получил пощечину — "Вот же тебе!" — другая пощечина". "Умер! вот-те на!" (Тургенев, "Андрей Колосов"); "Зачем он пощадил меня?" — пробормотал я наконец. "Вот тебе на!" — спокойно возразил ротмистр... — Ох, уж эти мне — сочинители!" (Тургенев, "Дневник лишнего человека"). Таким образом, и класс междометий все больше и больше пополняется устойчивыми фразеологическими оборотами — фразеологическими единствами и сращениями. Ср. в индивидуальной речи: "Чистое дело марш!" (Л. Толстой, "Война и мир"); "Ах ты, тетка твоя подкурятина!" (А. К. Толстой "Князь Серебряный"); "Шпрехен зи дейч, Иван Андреевич?" (Гоголь) и т. п. Семантический анализ междометий, выяснение сущности тех языковых явлений, которые формируют и расширяют категорию междометий, раскрытие закономерностей в переходе разных частей речи и модальных слов, разных экспрессивных предложений-идиоматизмов в междометия, исследование синтаксиса междометий — все это еще задачи будущего. Эти вопросы приобретают особенное значение для синтаксиса живой устной речи. В некоторых стилях и диалектах устной речи, например в детской речи, в речи матерей, мамушек и нянюшек, обращенной к ребенку, образуются новые специфические разряды междометий с очень своеобразными и семантически насыщенными функциями (например: баюшки — баю! агу! агунюшки! и т. п.). Устная речь вообще богата аффективными формами высказываний, носящими острый отпечаток междометности. Эмоциональные нерасчлененные выражения разговорного языка тяготеют к "междометным предложениям"7 . ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ "МЕЖДОМЕТИЯ" 1. Ср. изложение wau-wau-Theorie или bow-bow-Theorie (звукоподражательной теории) и puh-puh-Theorie (междометной теории) происхождения языка: Jespersen О. Die Sprache, ihre Entwicklung und Natur. Heidelberg, 1925, S. 402 — 405. 2. Vossler K. Über grammatische und psychologische Sprachformen. — In: Gesammelte Aufsätze zur Sprachphilosophie. München, 1923. 3. Ср.: Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 1937, с. 136. 4. См: Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи. М. — Л., 1945, с. 295. 5. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке. — В кн.: Русская речь, Л., 1928, вып. 2, с. 9 [Избранные работы по русскому языку. М., 1957, с. 67]. Ср. также замечания у Ries J. Was ist ein Satz? Prag, 1931, S. 114. 6. Овсянико-Куликовский Д. H. Синтаксис русского языка. Спб., 1912. с. 298 — 299. 7. Там же, с. 34. Ср.: Фортунатов Ф. Ф. Сравнительное языковедение. Лекции 1897/98 г. Спб., 1898, с. 237 — 239. 8. Овсянико-Куликовский Д. Н. Синтаксис русского языка, с. 32. 9. Ср., например, отсутствие всяких намеков на синтаксическое изучение междометий в "Очерке синтаксиса русского языка" (1923) и в "Синтаксисе русского языка" (1930) M. Н. Петерсона. 10. Пешковский A. M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938, с.372 [411]. Ср.: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1927, вып. 2, с. 100 [507]. 11. Ср., например, определение предложения (под которое подходит и междометие): Hoffmann J. В. Lateinische Umgangssprache. Heidelberg, 1926, S. 1. Другие исследователи готовы признать в междометиях лишь зародыши предложения. Ср., например: Morgenroth К. Sprachphsychologische Untersuchungen. — Zeitschrift für französische Sprache und Literatur, 1910, Bd. 36, S. 141; German Romanische Monatsschrift, Bd. 4, 1912, S. 5; Vossler K/ Sprachphilosophie. München, 1923, S. 225. 12. См.: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1925, вып. 1. с. 70 — 71 [85 — 86], 99 [113], 103 — 104 [117 — 118], 194 — 195 [206], 198 — 199 [210]. 13. См. там же, с. 4 [276]. 14. См. там же, вып. 2, с. 57 [472]. 15. Там же, с. 101 [508]. 16. См.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении, с. 200 [198 — 199]. 17. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка, вып. 2, с. 70 [483]. 18. Там же, с. 101 [508]. 19. Там же, с. 100 [507]. 20. Там же. 21. Там же, с. 101 [508]. 22. См. там же, [примечание]. 23. Там же, с. 194. 24. Там же, вып. 1, с. 418, 432 [415, 418]. 25. См. там же. 26. Там же, с. 103 — 104 [117 — 118]. 27. Там же, с. 71 — 72 [118]. Ср.: Фортунатов Ф. Ф. Сравнительное языковедение. Лекции 1897/98 гг., с. 237 — 238. 28. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка, вып. 2, с. 100 [507 — 508]. 29. См.: Германович А. И. Междометия как часть речи. — Русский язык в школе, 1940, № 2. 30. Ср.: Греч Н. И. Практическая русская грамматика. Спб., 1834, с. 219. 31. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка, вып. 2, с. 101 [507]. 32. Там же. 33. Горнфельд А. Г. Новые словечки и старые слова. Пг., 1922, с. 61. 34. См.: Якубинский Л. П. О диалогической речи. — В кн.: Русская речь. Л., 1927, вып. 1. 35. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М. — Л., 1941, т. 4, с. 190. 36. См. там же, с. 188. 37. См.: Востоков А. X. Русская грамматика. Спб., 1852, § 99, 100. 38. Аксаков К. С. Критический разбор "Опыта исторической грамматики русского языка" Ф. И. Буслаева. — Полн. собр. соч. М., 1875, т. 2, ч. 1: Сочинения филологические, с. 541. 39. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи, с. 294. 1 Акад. И. И. Мещанинов указывает на то, что междометия теснейшим образом связаны с разными типами синтаксически расчленяемых предложений, характеризующихся яркой экспрессивной окраской и эмоционально-интонационной структурой (4). 2 Ср. заявление Д. Н. Овсянико-Куликовского, что междометие "в сущности, не может быть названо "частью речи" в собственном смысле" (8). 3 Ср.. однако: "Стук! толк! можно признать междометиями именно потому, что они приблизительно так же, как на, на-те, выражают не процесс действия, а соединенный с аффектом отдельный момент действия" (15). Ср. протест А. М. Пешковского против отнесения глаголов "ультрамгновенного" вида (т. е. форм прыг, бац, бух и т. п.) к междометиям (16). 4 В этом отношении А. А. Шахматов подновляет древнюю традицию, еще не вполне изжитую и современной лингвистикой. Так, L. Hjelmslev в своих "Principes de grammaire générale" (København, 1928) заявляет об отсутствии формальных препятствий относить все группы междометий к категории наречия (с. 299 — 300). 5 А. А. Потебне казалось, что глагол в этой форме сохраняет способность требовать дополнения, но всегда остается без определения, без обстоятельства образа действия (36). 6 Характерно, что А. Востоков относит к междометиям и указательные частицы се, вот, вон. Впрочем, сам Востоков предлагает делить междометия на восклицательные и звукоподражательные, а среди восклицательных различает восклицания, вынуждаемые чувствованием, и возглашения (утвердительные, желательные и прочие) (37). 7 На продуктивность, на рост класса междометий указывает и акад. И. И. Мещанинов в своей книге "Члены предложения и части речи": "Междометие представляет собою вовсе не вымирающую категорию слов и не только уцелевший в языке рудимент, сохранившийся от его далекого прошлого. Междометия имеют свою вполне действующую силу и продолжают развиваться, что, несомненно, обусловливается их связью с синтаксическим построением предложения. Выражая переживаемые ощущения и волеизъявление, междометия образуются в составе той синтаксической единицы, которая, выступая отдельно и получая самостоятельную значимость, сближается по своему содержанию со значением обособленно стоящего предложения. Выступая же наряду с другим предложением, междометия становятся в связь с ним, сохраняя в то же время здесь свою обособленность и синтаксически не соединяясь с другими словами. Смысловому содержанию всего высказывания междометия не только не могут противоречить, но, наоборот, находятся в явной с ним связи. Тем самым вырабатывается их формальная сторона, лексически и синтаксически отделяющая их от других слов" (39).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общий грамматический обзор основных структурно-семантических типов слов в современном русском языке может считаться законченным. При характеристике этих типов принималась в расчет и внутренняя и внешняя языковая форма. Обращалось внимание и на "языковое строительство, вытекающее из природы внешней формы", и на творчество языка в сфере грамматических категорий, определяющих изменения в смысловой структуре слов1 . Но грамматическое учение о слове этим еще не исчерпывается. Акад. Л. В. Щерба в своей работе "Основные понятия методики преподавания иностранных языков" настаивал на необходимости включения в грамматику исследования всех тех лексических элементов и форм, которые играют "строевую" роль. С этой точки зрения употребление, например, прилагательного полный в функции предложного слова (ведро полное воды, ср. ведро с водой) должно рассматриваться в грамматике в отличие от лексически-самостоятельного, "абсолютивного" функционирования этого слова (полное ведро). Точно так же в грамматику должно войти изучение всех тех составных форм глагола, которые состоят из глагола с лексическим значением, близким к видовому или модальному (начать, продолжать, хотеть, намереваться и т. п.), и формы инфинитива. Больше того, к строевому лексическому материалу должны быть, в сущности, отнесены все переходные глаголы, несущие функцию связки между субъектом и объектом действия. С этой точки зрения углубленное исследование соотносительных категорий глагольной переходности и непереходности становится одной из центральных задач грамматического описания системы глагола. Эти мысли и замечания акад. Л. В. Щербы заслуживают самого глубокого внимания и нуждаются в тщательной проверке и в дальнейшем уточнении. Однако все многообразие форм и конструкций, подвергающихся грамматизации, выступающих в качестве строевых средств, может выясниться лишь в грамматическом учении о словосочетании. После исчерпывающего анализа форм и типов словосочетаний в русском языке, после определения основных грамматических и лексико-грамматических категорий, управляющих механизмом русского словосочетания, естественно, откроются новые перспективы и в области грамматического учения о слове. По-видимому, именно к этой стороне лингвистического исследования стремился привлечь внимание языковедов Р. А. Будагов в статье "Семантика слова и структура предложения"2 . Исходя из мысли о самом тесном взаимодействии и взаимопроникновении лексических и грамматических категорий, Р. А. Будагов демонстрирует на очень пестром материале своеобразное столкновение в системе словосочетаний и предложений "лексического и синтаксического значений слова, в котором синтаксический план не целиком заслоняет лексический, а переплетается с ним, наступает на него". Например, бывает так, что "на общем пути развития грамматической категории семантика отдельных слов, формирующих данную грамматическую категорию, может образовать на том же пути своеобразные площадки обратного движения, обратного развития" (ср. нем. безличн. mich hungert — я голоден, я проголодался при ich hungere — я голодаю). "Слово, семантическая дифференциация слов, взаимодействуя с предложением и отдельными грамматическими категориями, не только осложняет направление развития этих грамматических категорий, но в известной степени и объясняет перипетии их внутреннего исторического становления"3 . "Вещественное различие" между понятиями отнюдь не безразлично для грамматиста. Например, для установления семантики предлогов необходимо исходить из семантически разграниченных реальных словосочетаний. "Грамматическое значение предлога должно быть своеобразным извлечением, своеобразной абстракцией из всего многообразия действительных словосочетаний", из всех лексико-фразеологических разновидностей реализации этого предлога. Р. А. Будагов делает упор на принцип взаимодействия семантики слова и структуры предложения. Характер этого взаимодействия в разных языках, а тем более в языках разных систем, оказывается совершенно различным. Даже в истории одного и того же языка виды соотношений между семантикой слова и системой предложений изменяются. "В индоевропейских языках слово хотя и подчиняется системе целого предложения и зависит от этой системы, однако оно не всегда теряет свою самостоятельность и в ряде случаев само начинает воздействовать на предложение, менять его структуру". Открывающийся на этом лингвистическом пути новый круг задач и проблем в области исследования слова уже выходит за пределы грамматического учения о слове, хотя и тесно соприкасается с ним. Но было бы ошибочно целиком связывать все эти проблемы с учением о предложении и сводить их к общей теме о "взаимодействии слова и предложения, о взаимодействии лексико-семантических аспектов слова и словесных сочетаний с синтаксическим строем предложения", как думает Р. А. Будагов. Исследование взаимодействия лексических и синтаксических категорий в семантике слова и его употреблении едва ли не в большей степени, чем к синтаксису предложения, относится к грамматическому учению о словосочетании. Грамматическое учение о слове находится в самой близкой, самой тесной связи и взаимодействии с грамматическим учением о словосочетании и лишь в нем находит свое завершение. Можно сказать, что грамматическое учение о слове и грамматическое учение о словосочетании вращаются в одной грамматико-семантической сфере и взаимно дополняют друг друга. Синтаксис предложения, хотя и утвержден на грамматическом фундаменте слова и словосочетания, уже принадлежит совсем к иной грамматико-семантической сфере и, выходя за пределы семантики слова и словосочетания, управляется на основе иных грамматических категорий. А над всеми этими кругами и сферами грамматики воздвигается совсем не исследованная область стилистического синтаксиса, в центре которой лежит проблема строя сложных синтаксических единств с типичными для него приемами расслоения и сцепления синтагм как предельных синтаксических единиц в структуре этих сложных синтаксических целых. В системе стилистического синтаксиса органически объединяются теория синтагм и учение о структуре сложных синтаксических единств в разных стилях русского литературного языка. 1 См. статью А. Белича "Внутренняя и внешняя языковая форма". — Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка, 1946, № 3. 2 Уч. зап. ЛГУ, серия филологических наук, 1946, вып. 10. 3 Уч. зап. ЛГУ, серия филологических наук. 1946. вып. 10.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Аванесов Р. И. 240, 299, 340 Авенариус В. П. 211 Ададуров В. Е. 327, 328, 368 Аксаков К. С. 59 — 61, 85, 87, 94, 107, 108, 114, 117, 120, 135, 138, 141, 165, 167 — 170, 172, 188, 205, 209, 216, 222, 223, 229, 237, 277, 292, 297, 298, 332 — 334, 337, 344 — 346, 368, 370, 374, 377, 378, 392, 393, 395 — 397, 400, 401, 404, 414, 417, 427, 467, 468, 472, 481, 483, 491, 496, 524, 531, 562 Аксаков С. T. 114, 171, 178, 231, 264, 271, 373, 392 Андреев В. Ф. 132, 205, 237, 239, 292, 312 Андреев Л. 117, 133, 145, 182, 183, 206, 221, 320, 383, 529 Анненков П. В. 234, 313 Анненский И. Ф. 210, 278, 318, 321, 383, 406 Аристотель 291 Асеев H. 44 Афанасьев A. H. 208, 380, 408 Балли Ш. (Bally Ch.) 23, 509 Бальмонт К. Д. 57, 118 Баратынский Е. А. 279 Барсов А. А. 125, 211, 236, 276, 327, 328, 368 Батюшков K. H. 493 Бегичев Д. H. 26 Безыменский А. И. 141, 146 Беккер Ф. 224 Белинский В. Г. 18, 75, 81, 84, 103, 175, 176, 178, 223, 227, 337, 368, 503 Белич А. (Белиħ А.) 21, 39, 46, 86, 100, 371, 385, 387, 527 Белый A. 361, 362 Бернштейн С. И. 293 Блок А. А. 113, 195, 205, 232, 362, 382, 410, 475 Боборыкин П. Д. 80, 101, 104, 159, 176, 183, 402 Богданович И. Ф. 265 Боголепов А. П. 210 Богородицкий В. А. 14, 30, 35, 123, 277, 339, 340, 412, 468, 496, 501 Богородицкий H. 396 Бодуэн де Куртенэ И. А. 34 — 36, 48 Болдырев А. В. 177, 328, 329, 368, 370 Бопп Ф. (Ворр F.) 230, 333, 398 Брандт P. Ф. 115, 211, 266 Браун M. (Braun M.) 64, 116, 119 Бругман K. (Brugmann К.) 58, 62, 119, 339, 340, 387, 488 Брюсов В. Я. 115, 147, 148, 187, 196, 282, 493 Буайз П. (Boyer P.) 305, 436 Бубрих Д. В. 222, 278, 288 Будагов P. A. 527, 528 Будилович А. С. 201, 261, 337, 338, 411 Булаховский Л. A. 72, 251, 283, 362, 377, 398, 403, 433 Булич С. К. 54, 169, 241, 272, 328 Буслаев Ф. И. 19, 68, 70, 142, 151, 167, 168, 175, 176, 184, 202, 230, 266, 269, 277, 292, 297, 313, 314, 337, 371, 373, 377, 386, 395, 396, 404, 413, 414, 418, 419, 463, 479, 480, 483 Бутков Я. 62 Вайан A. (Vaillant A.) 62 Ваккернагель (Wackernagel J.) 419 Валимова Г. В. 267 Ван-Вейк H. (van Wijk N.) 360, 385 Вандриес Ж. (Vendryes J.) 32, 37, 436, 437 Вейсман A. 337, 340 Вельтман A. 23, 245, 360, 410 Венгров H. 321 Вересаев В. В. 241, 282, 394 Вестфаль Р. Г. 370 Виноградов В. В. 151 Винокур Г. О. 293 Вольтер Э. А. 61, 64 Вондрак В. (Vondrák W.) 128, 176 Востоков А. X. 51, 60, 73, 89, 142, 166, 168, 176, 184, 185, 216, 240, 257, 269, 276, 277, 280, 292, 330, 331, 337, 340, 350, 352, 360, 361, 363, 368, 370, 396, 412, 417, 438, 464, 472, 501, 518, 522 Вундт B. (Wundt W.) 293, 411 Выготский Л. С. 523 Вяземский П. А. 21, 41, 148, 223, 260 Габеленц Г. 22 Гартман Г. (Hartmann H.) 135, 162, 163 Гаршин B. M. 491 Гвоздиков Б. 418, 420 — 422 Гегель 33, 226 Гейзе (Heyse) 425 Гейне Г. 23, 54, 55 Германн Готфрид 13 Герцен А. И. 42, 127, 133, 177 — 179, 190, 191, 200, 218, 245, 261, 262, 282, 283, 322, 381, 473, 480, 482, 509, 511 Гийомар M. (Guihomard M.) 305 Гильом Г. (Guillaume G.) 371, 372 Гильфердинг A. 210, 318, 321, 333 Глаголевский П. 410 Гладков Ф. 362 Гоголь H. В. 44, 56, 173, 177, 178, 185, 194, 221, 227, 251, 257, 286, 287, 291, 292, 313, 315, 317, 321, 325, 328, 346, 377, 391, 399, 400, 402, 403, 405, 407, 409, 410, 421, 433, 461, 462, 465, 475, 476, 483, 493, 500, 501, 514, 515, 517, 519, 525, 526, 528 — 531 Голубов С. 318 Гольцев В. А. 44, 230, 231 Гончаров И. А. 33, 183, 193, 205, 206, 217, 218, 232, 233, 254, 260, 264, 265, 281, 315, 317, 322, 323, 347, 352, 372, 373, 375, 381, 384, 388, 390, 393, 400, 405, 407, 440, 492, 500, 509, 511, 515, 525, 527, 529 Горбунов И. Ф. 508, 511 Горнфельд А. Г. 530 Горький M. 117, 125, 176, 177, 180, 182, 233, 241, 244, 268, 271, 272, 284, 321, 363, 373, 402, 410, 441, 461, 471, 501, 509, 515, 517, 524, 527, 529, 530 Гофман Э. Т. А. 228 Грандилевский А. 44, 385 Грассери P. (Grasserie R.) 124 Грек Максим 377 Греч H. И. 51, 139, 142, 143, 167, 169, 172, 176, 204, 217, 223, 233, 257, 270, 273, 298, 330 — 332, 350, 353, 361, 362, 396, 438, 464, 479, 494, 496, 507, 525 Грибоедов А. С. 68, 71, 74, 85, 119, 147, 185, 207, 227, 232, 242, 251, 281, 288, 289, 291, 292, 321, 323, 365, 368, 373, 381, 389, 391, 402, 411, 421, 433, 466, 474, 476, 477, 480, 499, 514, 515, 527, 529 Григорович Д. В. 83 Гримм Я. (Grimm J.) 86, 121 Грот Я. К. 67, 89, 90, 101, 304, 441 Грунский H. К. 131, 195, 226, 339 Гумбольдт B. (von Gumboldt W.) 18 — 20, 22, 32, 224, 292 Давыдов И. И. 76, 79, 167, 222, 223, 258, 270, 278, 298, 332, 370, 398, 408, 438, 440, 507 Даль В. И. 90, 293, 299, 415, 416 Данилов Кирша 386 Дельбрюк Б. (Delbrück B.) 121, 293, 341, 376, 377 Державин Г. P. 24, 221 Диккенс Ч. 21 Дискол Аполлоний 263, 291 Дмитриев И. И. 484 Добиаш А. 263, 273, 370, 439, 464 Добровский В. 338,. 374 Добролюбов H. А. 57 Добромыслов В. А. 112, 470 Донат 291 Достоевский Ф. M. 33, 44, 48, 56, 60 — 62, 69, 79, 85, 89, 95, 99, 116, 117, 122, 125, 133, 136, 141, 143, 152, 170, 171, 176 — 179, 182, 183, 189, 191, 193, 197, 220, 227, 228, 232, 241, 242, 244, 245, 250, 253, 256, 258, 263, 269, 270, 273, 275, 281 — 283, 285, 290, 296, 312, 313, 317, 319, 321 — 323, 343, 352, 362, 375 — 379, 381, 383, 385, 390, 400, 402, 405, 407, 409, 410, 430, 436, 440, 442, 462, 465, 467, 473, 475, 493, 494, 496, 499, 508, 511, 514, 516, 517, 528 — 530 Дружинин А. В. 92, 234 Дурново H. H. (Durnovo N.) 66, 108, 310 Евдокимов И. 517 Ельмслев Л. (Hjelmslev L.) 228, 249, 516, 523 Ершов И. 366, 375 Есенин С. А. 118, 460 Есперсен О. (Jespersen О.) 36, 40, 52, 175, 223, 225, 251, 263 Житомирский К. 387 Жуковский В. А. 67, 222, 233, 314, 345, 479, 480, 483, 493 Завьялов H. 396 Зарецкий А. И. 227 Зеленин Д. К. 127 Зизаний Лаврентий 121, 359, 395 Златовратский H. 320 Иван IV 270 Иванов А. 468 Иванов Вс. 157 Измайлов А. Е. 440 Ильинский Г. А. 303 Истрина Е. С. 193, 480 Каверин В. А. 138 Калайдович И. Ф. 69, 107, 168, 221, 277, 297, 338, 400, 412, 441 Кант И. 395 Кантемир А. 176 Караваева А. 363 Карамзин H. M. 155, 176, 277, 373, 400, 482, 483, 498 Каратыгин П. A. 230 Каринский H. M. 490 Карпов Е. 119, 508, 524 Карцевский С. (Karcevski S.) 129, 340 Кассирер E. (Cassirer E.) 52 Катаев В. П. 381 Катков M. H. 249, 278, 334, 338, 341, 342, 353, 370, 374, 402, 406 Кацнельсон С. Д. 17, 203, 234 Квитко-Основьяненко А. Ф. 326 Кединг (Kaeding) 458 Киреевский И. В. 334, 378, 392 Кирсанов С. 169 Классовский В. 201 Книппер О. Л. 63, 176, 177 Ковалев П. К. 352 Кольцов А. В. 143, 254, 283, 319, 364, 382, 384, 471, 526 Кони А. Ф. 175 Короленко В. Г. 206, 234, 271, 272, 303, 373, 410, 441, 464 Кохановская H. 260 Кошанский H. 277, 485 Кошутич P. (Кошутиħ P.) 141, 165, 174, 177, 184, 210, 214 217, 350, 371, 451 Красновольский A. (Krasnowolski А.) 321 Крижанич Ю. 327, 328 Крушевский H. В. 35, 48, 49, 294 Крыгин M. 338, 341 Крылов И. А. 55, 68, 114, 172, 180, 186, 208, 215, 230, 269, 285, 287, 288, 314, 320, 322 — 324, 345, 350, 365, 367, 373, 375, 379, 402, 403, 405 — 407, 409, 413, 421, 433, 441, 460, 461, 465, 473 — 475, 480, 487 — 489, 492 — 495, 508, 510, 511, 519, 520, 522 Ксенофонт 495 Кугель A. P. 177 Кудрявский Д. H. 37, 192, 372, 408 Кузмин M. А. 435 Кукрыниксы 45 Кульбакин С. M. 120 Кульман H. K. 25 Куник А. А. 62 Куприн А. И. 229, 270, 362, 386, 519 Курганов H. Г. 368, 327 Курилович E. 37, 240, 471 Курциус С. (Curtius G.) 340, 368, 422 Кюни (Cuny) 52 Лаврухин Дм. 76, 241, 247, 375, 383 Лангельшельд Ф. 330, 337 Левитов А. И. 189 Левшин В. 386 Лейкин H. А. 117, 461 Ленин В. И. 33, 256 Ленский Д. 21 Леонов Л. М. 76, 140, 152, 157, 189, 302, 515 Леонтьев К. 384 Лермонтов M. Ю. 26, 52, 55, 125, 146, 185, 211, 234, 262, 270, 272, 276, 281, 282, 285, 313, 315, 319, 321,n323, 324, 382, 392, 399, 405, 409, 410, 463, 491, 492, 495, 496, 505 Лерх (Lerch E.) 505 Лескин A. (Leskien А.) 127 Лесков H. С. 44, 63, 68, 75, 76, 80, 102, 105, 113, 116, 145, 151, 152, 173, 178, 214, 225, 227, 245, 251, 254, 268, 280, 282, 285, 289, 317, 360, 362, 379, 441, 469, 481, 491, 502, 509, 510, 511, 523 Ломан (Lohmann J. F.) 119 Ломоносов М. В. 44, 72, 121, 125, 126, 166, 167, 168, 176, 188, 240, 269, 288, 292, 327, 328, 333, 368, 370, 373, 395, 411, 412, 434, 435, 479 Лотце P. Г. 19 Лудольф Г. 327, 368, 411 Луначарский А. В. 177 Лысков И. П. 298 Любомиров П. Г. 377 Людвиг Альфред 61 Ляпунов Б. М. 81 Ляшко Н. 149, 517, 522 Мазон A. (Mazon А.) 226, 269, 302, 328, 339, 341, 346, 349, 355, 371, 374, 380, 384, 406, 408 Майков А. А. 54, 494 Макарьев И. 175 Мамин-Сибиряк Д. Н. 365 Мандельштам И. 62, 168, 464 Мансикка В. 386 Маргулиес A. (Margulies A.) 416, 429 — 433 Маркс К. 223 Марлинский А. А. 75, 246 Mapp Н. Я. 15, 18, 21, 52, 514 Марти A. (Marty А.) 22 Мартынов И. И. 330, 376 Машков П. 177 Маяковский В. В. 61, 69, 92, 95, 96, 141, 144, 157, 169, 175, 176, 187, 191, 194, 212, 270, 365 Мейе A. (Meillet А.) 66, 165, 293, 299, 317, 339 — 341 Мейер K. (Meyer К.) 176 Мейер-Любке В. (Meyer-Lübke W.) 318 Мельников-Печерский П. И. 169, 259, 509 Меромский А. 468, 512 Мещанинов И. И. 13, 14, 36, 172, 201, 223, 288, 458, 459, 506, 514, 524 Миклошич Ф. (Miklosich F.) 61, 83, 115, 126, 214, 208, 285, 286, 321, 338, 340, 376, 462, 504 Милых М. К. 384 Миртов А. В. 54 Михайлов М. 54 Младенов Ст. 385 Моравская 362 Морозов Н. А. 458 Мучник И. П. 432 Мятлев И. П. 213 Надсон Н. Я. 195, 319 Нарежный В. 345, 377 Неверов А. С. 491 Некрасов Н. А. 25, 63, 76, 92, 93, 103, 117, 148, 176, 183, 187, 221, 234, 264, 285, 310, 345, 374, 427, 463, 494, 514, 520, 522 Некрасов H. П. 103, 251, 277, 323, 333, 334, 337, 364, 366, 368, 370, 374, 394, 396, 397, 402, 403, 413, 415, 416, 439, 471, 472, 478 Немировский М. Я. 58 Нетушил И. В. 340 Никитин И. С. 264 Николич 192 Никулин А. С. 166, 173, 176 Новиков-Прибой А. 175 Норейн A. (Noreen А.) 17 Обнорский С. П. 68, 110, 115, 118, 120, 124, 202, 267, 349 Овсянико-Куликовский Д. H. 164, 224, 268, 269, 293, 297, 317, 318, 337, 339, 371, 397, 418, 427 — 430, 435, 441, 467, 485, 487, 489, 500, 503, 511, 515 Огарев H. 282 Огнев H. 98 Олеша Ю. 194 Орнатовский И. 256 Островский А. Н. 27, 48, 68, 112, 135, 140, 183, 195, 221, 231, 226, 231 — 233, 258, 279, 280, 288, 313, 315, 372, 375, 378, 382, 385, 386, 388, 391 — 393, 405 — 407, 469, 472, 474, 509, 517, 520, 522 Павский Г. П. 51, 60, 80, 87, 94, 103, 105, 106, 133, 139, 165, 171, 175, 195, 203, 206, 208, 212, 216, 218, 222, 223, 228, 277, 292, 301 — 305, 309, 331, 332, 334, 337, 341, 344, 345, 360, 368, 370, 374, 402, 412, 413, 415, 417, 419, 428, 439 Пастернак Б. 190, 254, 375, 487 Пауль Г. (Paul H.) 250, 289, 293 Перевлесский H. 383 Петерсон M. H. 37, 59, 417 Пешковский А. М. 37, 60, 65, 122, 123, 138, 140, 143, 148, 165, 183, 186, 223 — 225, 228, 232, 237, 243, 256, 257, 269, 274, 281, 283 — 286, 292, 293, 297, 298, 312, 318, 321, 323, 327, 339, 340, 369, 373, 379, 397, 402, 404, 417, 430, 458, 460, 481, 485, 487, 488, 500, 503, 504, 511, 515, 516 Пико Э. (Picot E.) 329 Писарев А. 98 Писарев Д. И. 23, 381 Писемский А. Ф. 170, 172, 175, 176, 180, 182, 204, 242, 260, 266, 272, 279, 315, 383, 407, 409, 474, 478, 480, 505, 508, 522, 523 Пифагор 202 Платон 291, 495 Погорелов В. 385 Покровский M. M. 21, 149, 152, 158 Полевой К. А. 113 Поливанов Л. И. 494, 495 Полонский Я. П. 476 Помяловский Н. Г. 124, 148, 178, 179, 196, 231, 259, 320, 473, 474, 508, 522 Попов А. В. 122, 240, 251, 253, 418, 422, 425, 428 Поржезинский В. К. 131, 416 — 418, 421 Пос (Pos J.) 127 Потапов С. M. 44 Потебня А. А. 13, 18, 20, 22, 25, 30 — 33, 35, 37, 44 — 46, 54, 59, 61, 63, 64, 83, 85, 89, 91, 100, 103, 108, 114, 122, 123, 135, 140, 149, 153, 155, 168, 186, 194, 201, 202, 208, 210, 216, 224, 237, 238, 240, 251, 263 — 265, 269, 272, 277 — 280, 286, 289, 292 — 294, 297, 317, 319, 324, 328, 331, 332, 334 — 339, 344, 356, 360, 371, 373, 374, 376, 377, 379, 382, 383, 385, 390, 393, 397 — 399, 403, 407, 409, 413, 415, 418 — 422, 425 — 428, 435, 437, 472, 474, 480, 494, 497, 501, 503, 504, 523 Пришвин M. M. 302 Прутков Козьма 17, 112 Пушкин А. С. 55 — 57, 67, 68, 72, 74, 114, 115, 118 — 120, 122, 125, 143, 144, 146, 148, 151, 154, 164, 170, 172, 176, 179 — 182, 184 — 186, 193, 194, 204, 208, 209, 211, 212, 215, 216, 218, 221 — 223, 226, 227, 231, 233, 234, 242, 244, 248, 250, 257, 258, 261, 262, 265, 268, 270, 279, 280, 282, 283, 285, 288, 294, 311, 314, 316, 318 — 322, 324, 326, 327, 345, 353, 360, 363, 365, 373, 375, 378, 384, 387, 389, 392, 394, 399, 400, 403, 404, 406, 409, 410, 421, 432, 442, 461 — 465, 472 — 480, 483, 488 — 495, 508, 510, 511, 515, 519 — 522, 524 Пыпин A. H 202 Размусен Л. П. 338, 339, 342, 371, 374, 381, 393, 409 Риккерт Г. 202 Рис (Ries J.) 515 Рифтин А. П. 237 Рихтер Ж. П. 43 Риччи 56 Ровинский Д. А. 465 Рождественский Вс. 187 Романов Е. Ф. 318 Рунова О. 233 Рылеев К. Ф. 518 Савина М. Г. 233 Садовников Д. Н. 169, 318, 321, 383 Салтыков-Щедрин M. E. 27, 56, 71, 74, 81, 88, 91, 114, 117, 141, 148, 152, 153, 166, 173, 176, 193, 196, 221, 234, 258, 260, 290, 326, 365, 378, 379, 391, 392, 400, 407, 462, 509, 510, 518, 522, 524 Свербеев Д. H. 56, 495 Светов В. П. 327, 368 Свит (Sweet А.) 17 Северянин И. 147 Сейфуллина Л. 63, 140, 151, 170, 303, 410 Сельвинский И. 155, 157, 163, 185, 196, 522 Сепир Э. (Sapir E.) 17, 18, 21, 67, 127, 128 Серафимович A. 522 Сетэлэ (Setälä E.) 18, 127 Сеше A. (Sechehaye А.) 227, 502 Сидоров В. Н. 240, 299, 340, 459 Синьей С. (Szinnyei S.) 249 Славин Л. 72, 207 Слепцов В. А. 176, 206, 279, 320, 386, 407, 410 Смаль-Стоцкий 303 Смотрицкий Мелетий 121, 327, 359, 368, 377, 395, 411, 413, 470 Соболевский А. И. 13, 46, 61, 64, 70, 81, 85, 108, 121, 127 — 131, 272 Соболевский С. И. 177, 190, 384, 393 Соколов П. 327, 368 Сократ 495 Соловьев Н. Я. 231 Сологуб Ф. 141, 315, 375, 381, 387, 388, 391 — 394, 405, 407 Соммер Ф. (Sommer F.) 135 Соссюр Ф. де (Saussure) 14, 16, 18, 34, 40, 41, 341 Срезневский В. И. 129 Станиславский К. С. 43, 127, 145, 241, 296 Стенбок K. M. (Stenbock С. M.) 119, 130 Стендер-Петерсен А. И. 303, 362, 371, 376, 377, 408 Сухово-Кобылин А. В. 117, 180, 184, 209, 211, 519, 522, 523 Таппе А. В. 328, 329 Телешов H. Д. 117 Тимковский И. 95, 130, 328, 346 Тимченко Е. К. 132 Тихонов Н. С. 384 Толстой А. К. 185, 318, 363, 382, 464, 480, 524 Толстой A. H. 189, 191, 264, 362, 381, 464 Толстой Л. H. 56, 62, 68, 71, 72, 83, 106, 115, 117, 118, 125, 141, 170, 174, 175, 180, 182, 191, 194 — 196, 212, 225, 226, 229, 231 — 233, 241, 251, 253, 255, 257, 259, 264, 266, 270, 271, 274, 279, 281, 282, 288, 311, 314, 317 — 320, 322, 346, 351, 372, 375, 388, 389, 391, 392, 403, 407 — 410, 431, 437, 440, 441, 461, 468, 472, 473, 480, 482, 492, 496, 502, 511, 518, 520, 522 — 524 Томсон. А. И. 129, 194 Трахтенберг В. Ф. 44 Тредьяковский В. К. 57 Тромбетти A. (Trombetti А.) 52 Тургенев А. И. 414 Тургенев И. С. 17, 26, 45, 60, 62, 63, 67, 68, 71, 79, 82, 83, 115, 118, 124, 125, 140, 141, 150, 151, 163, 170, 172, 173, 178, 180 — 182, 184, 192, 195, 208, 209, 215, 218, 226, 227, 232 — 234, 246, 250, 255, 264, 266, 268, 269, 271, 272, 279, 281, 282, 287, 289, 296, 311, 313 — 323, 325, 345, 349 — 351, 362, 372, 375, 381, 382, 386, 388, 390 — 392, 394, 399, 400, 405, 406, 408 — 410, 421, 431, 437, 440, 442, 461, 464, 470, 473 — 475, 482, 487 — 491, 494, 496, 502, 503, 505 — 511, 517 — 522, 524 Тынянов Ю. 225, 375, 381 Тютчев Ф. И. 44, 55, 72, 128, 251, 519 Ульянов Г. К. 302, 338, 339, 342, 346, 350, 352, 354 — 362, 364, 392, 398, 405, 416, 421 Унбегаун (Unbegaun В.) 70, 129 — 131 Успенский Г. И. 29, 44, 69, 156, 228, 260, 318, 519 Успенский Н. В. 271, 520, 522 Ушаков Д. H. 488 Фалев И. А. 166 Фатер (Vater J. S.) 327 — 329, 333 Федин К. А. 80, 140, 163, 182, 191, 192, 228, 241, 242, 259, 268, 367 Федорук-Галкина E. M. 238 Фет А. А. 83, 252, 440 Фик A. (Fick A.) 224 Фихте 223 Фонвизин Д. И. 63? 175? 215? 289? 376? 377? 421 Фортунатов Ф. Ф. 30 — 32, 37, 186, 292 — 294, 339, 342, 346, 349 — 352, 354 — 357, 359, 361 — 364, 390, 415 — 418, 421, 427 — 429 Фосслер K. (Vossler К.) 494, 505, 514 Франк-Каменецкий 369 Фурманов Д. А. 215, 225 Херобск 395 Хлебников В. 19 Христиани (Christiani) 64 Цимер (Ziemer H.) 132 Цицерон 406 Чаплин А. 329 Черный Эм. 269, 342 Чернышев В. И. 127, 128, 131, 212, 221, 286, 374, 463, 464 Чернышевский Н. Г. 53, 67, 100, 140, 181, 182, 184, 205, 208, 227, 241, 287, 324, 325, 403, 409, 470, 482, 480, 484, 509, 517, 524 Чехов А. П. 26, 27, 57, 61 — 63, 68, 69, 97, 102, 114, 120, 124, 125, 152, 176, 177, 179 — 181, 183, 204, 205, 211, 225, 231, 234, 264, 270, 272, 283, 285, 287 — 289, 313, 316, 318 — 320, 322, 324, 325, 372, 379, 383, 386, 387, 389, 391, 402, 403, 407, 409, 410, 432, 460, 463, 468, 472, 474, 475, 482, 491, 502, 505, 508 — 511, 522, 523 Чулков Г. И. 128 Шаболин Б. 82 Шаликов П. И. 178, 264 Шапиро А. Б. 432, 439 Шафранов С. 196, 330, 333, 370 Шахматов А. А. 13, 24, 25, 32, 33, 36, 60, 70, 85, 108, 109, 115, 121, 123, 126, 127, 129 — 132, 142 — 144, 164, 184 — 186, 203, 205, 209, 211, 216, 221, 224, 226, 228 — 230, 237, 239, 251, 256, 257, 267, 269, 272, 274, 277, 278, 280, 283, 286, 292, 293, 297, 298, 303, 314, 315, 321, 325, 339, 342, 346, 349 — 354, 357 — 368, 364, 369, 371, 374, 376, 384, 385, 389, 395, 397, 398, 400, 408, 409, 417, 418, 421, 428 — 431, 433 — 435, 440, 441, 458, 459, 462, 472, 486, 487, 497, 498, 501 — 503, 505, 511, 515 — 518 Шаховский A. 21 Шейн Н. В. 177 Шелгунов Н. 230 Шеллер-Михайлов А. К. 190 Шемшурин А. 100, 130 Шиллер Ф. 222 Шишков А. С. 56, 128, 479 Шишмарева Н. А. 18 Шляков Н. В. 460 Шмелев И. 264 Шолохов М. А. 144, 170, 196, 270, 271, 302 Шпитцер (Spitzer) 505 Шталь (Stahl J.) 387 Штейнталь Г. (Steinthal Н.) 22, 224, 292, 367, 419, 425 Шухардт Г. (Schuchardt H.) 15, 21, 277, 509 Щепкина-Куперник T. 523 Щерба Л. В. 14, 17, 18, 21, 32, 34, 55, 127, 128, 171, 187, 221, 233, 238, 240, 241, 277, 284, 305, 465, 488, 511, 527 Энгельс Ф. 201 Эндзелин И. M. 357 Эртель А. И. 321 Эсту (Estoup J. B.) 458 Юшманов H. B. 129, 130 Яковлев А. 225, 303 Якубинский Л. П. 468, 523 Якушкин П. 378 СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ... 2 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ... 3 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ... 9 ВВЕДЕНИЕ В ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ.. 10 § 1. Основные причины разногласий в области современной грамматики. 10 § 2. Грамматика, ее объем и ее задачи. 10 § 3. Смысловая структура слова. 13 § 4. Основные типы фразеологических единиц в русском языке. 23 § 5. Основные структурно-семантические типы слов. 29 § 6. Слово и его грамматические формы.. 32 § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке. 37 ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ.. 46 Части речи. 46 I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.. 46 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ГЛАГОЛ.. 46 § 1. Предметно-смысловая основа категории имен существительных. 46 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |